Это всегда исповедовали св. Отцы и Учители Церкви: Климент Алекс., Ориген , св. Василий В., св. Епифаний, св. И. Златоустый, блаж. Иероним, блаж. Феодорит, св. Анастасий Синаит и др. В бытие Ангела Хранителя верует Апостольская Церковь Христова от самых дней Апостольских, как это может всякий видеть из книги Деян. св. Апостолов гл. 12, ст. 15, и из творений мужей Апостольских, наприм. Ерма , и Отцев Церкви первых трех веков христианства, наприм., св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского. Вера в бытие при верующем в Истинного Бога Ангела Хранителя существовала в Церкви Ветхозаветной, как это видим в кн. Быт. Гл. 24, Ч. 3 Цар. гл. 19, 5 Ч. Пс. 33 и мн. др. Посему и утверждать, будто Иудеи заимствовали понятие об Ангеле – Хранителе от язычников и передали христианам значит говорит явную несправедливость. А отвергать бытие Ангелов – Хранителей на том основываясь факте, что многие христиане не примечают их действий на себя, значит показывать в себе непонимание жизни христианской. Люди, не замечающие действий на себя Ангелов – Хранителей, или находятся в состоянии невнимания к себе и к происходящим в душе их переменам. Находящиеся в сем опасном состоянии и видя, ничего не видят, и, слыша, ничего не слышат ( Мф.13:13–15 . Иез.12:2 ). Или же они отгоняют от себя Ангелов – Хранителей своих своею порочною жизнию. «Как пчел отгоняет дым, – говорит св. Василий В. – и голубей смрад, так и Ангела – Хранителя нашей жизни отдаляет многоплачевный, смердящий грех». Надобно проводить жизнь истинно-христианскую. Тогда уразумеешь и действие на тебя Ангела- Хранителя твоего, подобно как уразумевали сии спасительные действия св. подвижники христианские, о которых один из числа их самих и притом подвижник великий говорит следующее в этом отношении: «как подвижники, оставив земное, возлюбили небесное и соделались подражателями Ангелов, то и самые св. Ангелы по справедливости не скрывали за это от них зрака своего и исполняли всякое желание их, по временам же являлись им, научая, как надлежит им жить, а иногда объясняли им то, в чем недоумевали они; a иногда сами святые вопрошали их, о чем надлежало; иногда Ангелы наставляли на путь тех из них, которые заблуждались; иногда избавляли тех, которые впадали во искушение; иногда при внезапной беде и угрожающей опасности исхищали их от этого, спасая, наприм., от змия, или от камня, или от куска дерева, или отвержения камня; иногда если враг явно нападал на святых, являлись видимым образом, и говорили, что посланы на помощь к ним, и придавали им смелость, отважность и отраду, а в иное время совершали чрез них исцеление, иногда же исцеляли самих святых, подвергшихся каким-либо страданиям; иногда телам их, изнемогшим от неядения, прикосновением руки, или словами сообщали сверхъестественную силу, и укрепляли их; иногда же приносили им пищу, хлеб и овощи, или другие какие-либо с хлебом вкушаемые снеди; и некоторым из них объявляли время, а иным и образ их преставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Георгий Писидийский Стихотворения. 19 Феодор Студит Против еретиков II, 3, 1. 20 Удивительное совпадение: Гийом Аполлинер (Apollinaire), в Зоне, в начале Алкоголей, пишет: «Зрачок, Христос глаза…» 21 Феодор Студит Против еретиков I,11. 22 Там же III, 1,34. 23 Там же, 1,17. 24 Там же 18. 25 Псевдо–Макарий Первая гомилия, 2. 26 Смысл творчества, гл. 3 27 Дионисий Ареопагит Церковная иерархия., 3,3,1. 28 Григорий Нисский De professione Christiana. 29 Григорий Палама Homilia 56. 30 Григорий Назианзин Or. XXIII. 31 Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры, 1. 32 Афанасий Александрийский Второе письмо к Серапиону. Sources Chretiennes, 15, с. 150. 33 С. Булгаков Невеста Агнца. Париж, 1945, с. 122. 34 П. Флоренский Столп и утверждение истины. Москва, 1914, 4 письмо, Свет Истины, с. 89. 35 В. Лосский К образу и к встрече Бога. Париж, 1967. 36 Архимандрит Спиридон Мои миссии в Сибири. Париж, 1950. 37 Дионисий Ареопагит Божественные имена, IV, 7, 704 А. 38 Максим Исповедник Мистагогия 2. 39 Ириней Лионский Доказательство апостольского учения, 5,6. 40 Н. Бердяев Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого, гл. 10: Красота. 41 Кирилл Александрийский На Иоанна. 42 Максим Исповедник Мистагогия, 23, 701 С. 43 Григорий Палама In Dormitionem. 44 Via eminentiae — путь совершенства (лат.) — схоластический богословский метод, приписывающий все качества творения Богу в совершенной степени. (Прим. ред.) 45 Игра слов: se livrer — отдавать себя; un livre — книга. (Прим. пер.) 46 Феодор Студит Против еретиков III. 47 Псевдо–Макарий Первая гомилия, 2. 48 Максим Исповедник Письмо 44. 49 Максим Исповедник Ambigua 10. 50 Анастасий Синаит Гомилия на Преображение. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

1410. Деян. 28. 22. 1411. Апок. 22. 18, 19. 1412. Святой Иоанн Лествичник. 1413.  …если законом оправдание, то Христос напрасно умер (Гал. 2, 21); 1414.  …если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Вы оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати (Гал. 5. 2, 4). 1415.  … невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение (Евр. 6, 4–8). 1416. Liber de Pracscriptionibus, cap. VII. Hue sunt doctrinae hominum et ducmoniorum etc. 1417. Мф. 13. 52. 1418. Четьи-Минеи. Житие преподобных Симеона и Иоанна, спостника его. 21 июля. 1419. Ин. 14. 21. 1420. Ин. 5. 36–37. 1421. Мк. 1. 22. 1422. Пс. 75. 2. 1423. Иуд. 1. 19. 1424. Ис. 5. 21. 1425.  Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него (Притч. 26. 12). 1426.  …не мечтайте о себе (Рим. 12. 16). 1427.  не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога (2 Кор. 3. 5). 1428. 2 Кор. 12. 19. 1429. Добротолюбие. Ч. 1. Святой Григорий Синаит. Главы зело полезные, гл. 128. Память сего святого празднуется Церковью 8 августа. 1430. 2 Пет. 3. 16. 1431. 2 Пет. 1. 20, 21. 1432.  Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным (1 Кор. 2. 11–13). 1433. Деян. 22. 3., сличи Флп. 3. 5–8. 1434. 1 Кор. 2. 14. 1435. Мф. гл. 25. 1436. Флп. 3. 6. 1437. Рим. 8. 7. 1438. Рим. 8. 7. 1439. 1 Кор. 2. 14.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

О духовном ощущении говорит преподобный Макарий Великий в 7 беседе; преподобный Симеон Новый Богослов в Слове 1; преподобные Григорий Синаит и Нил Сорский называют его благодатным молитвенным действием. Наименование «Странник», в смысле статьи, употреблено в 4 беседе преподобного Макария Великого. 840.  …как благ Господь (Пс. 33. 9). 841.  …веяние тихого ветра (3 Цар. 19. 12). 842. Ср.: чаша моя преисполнена (Пс. 22. 5). 843.  Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3. 8). 844.  …который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4. 7). 845. Иов. 42. 6. 846.  …не здоровые имеют нужду во враче, но больные, …Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9. 12–13). 847. Лк. 1. 53. 848. Ср.: Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение (Деян. 20. 24). 849.  Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25). 850.  Воскликните Господу, вся земля (Пс. 99. 1). 851.  …прах ты (Быт. 3. 19). 852. Пс. 34. 10. 853. Ин. 14. 23. 854. Ин. 14. 21. 855. Слово 58, по славянскому переводу. На эти слова преподобного Ефрема Сирина ссылается святой Иоанн Лествичник в «Лествице» своей: «Кто, прежде будущей славы, сподобился такого бесстрастия, какого сподобился святой Сириянин? Славный в пророках Давид говорит Господу: ослаби ми да почию (Пс. 38. 14); Божий подвижник взывает: ослабь во мне волны благодати Твоей». Слово 29, гл. 8. В состояние, подобное описанному здесь, пришел юный инок Захария, которому дарована была за смирение его особенная, ощутительная благодать Святого Духа. См. «Достопамятные сказания» и Алфавитный патерик. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Огнь, нисшедший в сердце, восстановляет молитву. Когда же она восстанет и вознесется на небо, тогда совершается сошествие огня в горницу души». Слово 27, гл. 45. О духовной теплоте см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

119 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изд. 3-е. М., 1845. С. 35 (изречения аввы Аммона). 129 Он же. Указ. соч. Письмо 52. Ср. Достопамятные сказания о подвижничестве свв. и блж. отец. М., 1845. Изречения аввы Пимена. §§ 26–27. 157 Термин «сердце» здесь понимается не как физиологический орган, а в нравственно-психологическом смысле как центр физической и духовной жизни. 161 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). М., 1899. См.: Блж. Диадох. Подвижническое слово. Гл. 96. 162 «Помысл» (с греч. – логисмос) означает размышление, рассуждение, обсуждение, взвешивание, обдумывание в душе, т. е., главным образом, деятельность человеческого ума и сердца. 173 См. Еп. Феофан. Письма. Душеполезное чтение. 1896. Т. III. С. 304. Он же. Начертание христианского нравоучения. С. 158–159. 191 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. См. также: Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 60. Как вести себя после победы над врагами. С. 138–141. 205 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845. Далее ссылки даются на это издание. Изречения аввы Пимена. §§ 20, 21. См. также. Древний Патерик. Гл. 19, §§ 57–58. Еп. Игнатий Брянчанинов . Отечник. § 81–82. С. 314. 243 Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. М., 1899. С. 194–195. Он же. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. Изд. 3-е. М., 1895. С. 3. 255 Об этом предмете подробно пишет епископ Феофан в своей книге «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь покаяния». 257 См. в книге. Скит св. Иоанна Предтечи при Оптиной Пустыни. Сост. И. Л. СПб., 1852. С. 154, 159–160, 184–185. 265 Преп. Исаак Сирин . Творения. Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1911. Слово 51. С. 226. Ср. Еп. Феофан. Толкование Послания Кол. (3, 12). С. 175–176 («самость есть источник всех страстей»). Он же. Толкование Послания 2Тим. (3, 2). С. 326 («самолюбие – корень всех злых страстей»). См. также: Еп. Феофан. Толкование Послания Еф. (5, 6). С. 346. 268 Св. Феодор Едесский. Деятельные главы. § 10//Добротолюбие. Изд. 3-е. М., 1895. T. III. С. 321; преп. Петр Дамаскин . Творения. Киев, 1905. Кн. 1. С. 10–11; св. Максим Исповедник . О любви. Сот. 2, § 59; Сот. 3. §§ 56, 57; еп. Игнатий Брянчанинов . Сочинения. Изд. 1-е. T. I. С. 107–115. Ср.: Свт. Григорий Синаит . Главы о заповедях, догматах и проч., § 91: «Есть восемь начальственных страстей. Три главные: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие и пять подчиненных им: блуд, гнев, печаль, леность, гордость». «Три вещи, – говорит преп. Максим Исповедник , – около которых кружатся все человеческие (желания и утехи): яства, деньги и слава, которыми диавол всегда и ввергает людей в бездну погибели; этими тремя покушался он обольстить и Господа» (Слово подвижн. § 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Толк. на псал. 118: твор. т. 1, стр. 1203. Париж, 1845 г. Бл. Феодорит. Толк. на виден. пр. Даниила: твор. ч. 4, стр. 201. Москва, 1857 г. Св. Анастас. синаит. на шестоднев. кн. 5: Ламин. Полн. курс. патрол. т. 89, стр. 920. Париж, 1860 г. 455 В этом уверяемся из мест, приведенных нами пред сим из творений св. отцев и писателей Церкви. Впрочем, некоторые из древних, большею частию западные, полагали, что ангел-хранитель дается человеку с самого рождения его. Бл. Иероним. Толк. на еванг. Матфея: твор. т. 4, ч. 1, стр. 83. Париж, 1706 г. Бл. Августин. О град. Бож. кн. 19, гл. 14: твор. т. 7, стр. 447. Антверпен, 1700 г. 456 Так, св. Григорий чудотворец изображает ангелов-хранителей, как надзирателей, воспитателей, учителей и руководителей наших, Климент александрийский – как надзирателей наших, Ориген – как защитников, покровителей и наставников, св. Василий великий – как детоводителей и пастырей, св. Григорий нисский – как хранителей нашей жизни, Иларий поатьерский – как свидетелей нашей воли, бл. Иероним – как всегдашних спутников наших в жизни. Св. Григор. чудотв. Похвал. слов. Оригену : твор. стр. 181–182. Маинц, 1604 г. Клим. алекс. Стром. кн. 5: твор. стр. 592. Париж, 1641 г. Ориген . Бесед. 8 на кн. Бытия, чл. 8: твор. т. 1, стр. 83. Париж, 1733 г. Толк. на пр. Иезекииля: твор. т. 3, стр. 358. Париж, 1740 г. Св. Григор. нисск. Слов. на 40 мученик. 2: твор. т. 3, стр. 779. Париж, 1858 г. Илар. поат. Толк. на псал. 118: твор. стр. 250. Кельн, 1617 г. Бл. Иерон. Сказан. о добродет. св. Павлы: христ. чт. 1847 г. ч. 4, стр. 188. 457 «По выходе из тел, – пишет один древний писатель, – души праведных отделяются от душ нечестивых, именно отводятся ангелами туда, кто куда достоин: души праведников – в рай, для блаженного общения с ангелами и архангелами и, как открыто, для лицезрения самого Христа Спасителя, по сказанному: благоволим паче отъити от тела, и внити ко Господу ( 2Кор. 5:8 ), а души нечестивых – во ад, как сказано о Навуходоносоре, царе вавилонском: ад доле огорчися, среть тя ( Ис. 14:9 ), и блюдутся в подобающем им состоянии до дня воскресения и решительного воздаяния». Иларий поатьерский также говорит: «Возвеселится праведник, егда увидит отмщение ( Пс. 57:11 ). Видение воздаяния – радость для праведников: ибо они исполняются веселием, когда, быве отведены ангелами в обитель вечного упокоения, обращаются мыслию к воздаянию, заслуженному грешниками». Св. Феодор студит учит: «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти; ибо где мысль о смерти, там удаление от страстных расположений. Размышляй о самом разлучении души от тела, – разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела. Размышляй и о последующем отведении души в страну небесную» Св. Иустин. муч. Вопрос. и ответ. к православным: Ламин. Полн. курс. патрол. т. 6, стр. 1317. Париж, 1857 г. Илар. поат. Толк. на псал. 57: твор. стр. 219. Кельн, 1617 г. Св. Феодор. студ. Письм. к Евфросинии: твор. стр. 1429. Париж, 1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

11. Игумен Нектарий (Морозов). Пусть враг от нас унывает  http://www.pravoslavie.ru/smi/49826.htm 12. Св.Феофан Затворник. Страсти и борьба с ними: выдержки из творений и писем. – М.: Даниловский благовестник, 2003. 13. А.Соколовский Грех уныния  http://www.blagobor.by/article/strasti/unynie 14. Священник Димитрий Шишкин. Преодоление уныния  http://www.pravoslavie.ru/jurnal/51729.htm 15. Старец Силуан. Жизнь и поучения. Православная община, 1991. 16. Св.Игнатий Брянчанинов. Избр. письма. Т. 7. Мгарский монастырь, 2001. 17. Св. Григорий Синаит. Добротолюбие, т.5. 18. Пр. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы  http://pagez.ru/lsn/0536.php 19. Преп. Макарий Египетский Семь слов Слово 1. О хранении сердца. гл 13.   20. Евагрий Понтийский. Слово о молитве http://www.hesychasm.ru/library/evagri/txt1.htm 21. Архимандрит Киприан (Керн) Из кн. «Восхождение к Фаворскому свету»  http://www.pravoslavie.ru/put/3082.htm 22. Преп. Варсонофий Оптинский. Беседы старца с духовными чадами (1907-1912 гг.)  http://pagez.ru/olb/163_3.php Комментарии ( 2): прот. Г. Крылов 22 ноября 2013г. 03:40 Благодарю автора за обе статьи - он заполнил весьма заметную лакуну в книгах, популярно объясняющих православную аскетику. Походя (без сносок, опираясь лишь на память) попробую охарактеризовать еще один признак акедии: желание собственной смерти. Человек вследствие собственной расслабленности лишается объективного представления о собственном духовном состоянии. Представляется себе самому сильно страдающим, духовно трудящимся. По этой причине человек твердо уверен, что Господь по смерти его оправдает. Уверен, что за свои труды сподобится рая. Поэтому вместо просьб к Богу о даровании времени на покаяние - любуется внутри себя собственной " готовностью " к смерти. Иногда просит ее у Бога. В любом случае акедии не всегда сопутствует печаль (именно с печалью обычно ассоциируется акедия у непосвященных - по причине семантических нюансов русского перевода этого термина). Иногда внутри человека, обуреваемого акедией, может присутствовать иллюзия душевного спокойствия и мира ( " утомленное спокойствие " ), псевдоумудренности (феномен " усталого путника " ), которая прикрывает внутреннюю пустоту и лень.

http://bogoslov.ru/article/3634221

А потому для сохранения внутреннего человека надобно удержать язык от многоглаголания: муж бо мудр безмолвие водит (Притч. 11,12); ниже хранит свои уста, соблюдает свою душу (13, 3); и помнит слова Иова: завет положих очима моима, да не помышлю на девицу (31, 1), и слова Господа Иисуса Христа: всяк иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Не выслушав прежде другого, отвечать не должно: иже бо отвещает слово прежде слышания, безумие ему есть и поношение (Притч. 18, 13). 19. О распознавании действий сердечных Когда человек приимет что-либо божественное, то радуется в сердце; а когда диавольское, то входит в смущение. Сердце христианское, приняв что-либо Божественное, не требует стороннего убеждения в том, что сие от Господа, но самым тем действием убеждается, что восприятие его есть небесное; ибо ощущает в себе плоды духовные: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5, 42). А диавол хотя бы преобразился и в Ангела светла (2 Кор. 11, 14) или представлял мысли самые благовидные, сердце все будет чувствовать какую-то неясность, волнение в мыслях и смятение чувств. Объясняя сие, св. Макарий Египетский говорит: «Хотя бы (сатана) и светлые видения представлял, благаго обаче действия подати отнюдь не возможет: чрез что и известный знак его дел бывает (Сл. 4, гл. 13)». Итак, по разнообразным действиям сердечным человек может познать, что есть Божественное и что диавольское, как о сем пишет св. Григорий Синаит: «От действа убо возможешь познать возсиявый свет в душе твоей, Божий ли есть или сатанин (Доброт., ч. 1, л. 96, на обор. О безмолвии)». 20. О болезнях Тело есть раб души, а душа — царица; а потому часто милосердием Божиим бывает и то, когда тело изнуряется болезнями: от сего ослабевают страсти, и человек приходит в себя, да и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей. Отними грех, и болезней не будет; ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает св. Василий Великий: «Откуда недуги? откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг; душу, а не грех? Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви. Теряя любовь сию, мы отпадаем от Него, а отпадая, подвергаемся различным и многообразным недугам» (О том, что Бог не есть причина зла, с. 213 ).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Божественный и богоносный отец наш Григорий Синаит, деланием этой молитвы во святой Афонской горе и других местах достигший высшего боговидения, составивший божественною премудростью троичные песни, которые по всему миру еженедельно поются, сложивший также и канон животворящему кресту, приводит об этой божественной молитве следующие удостоверения из божественного писания: " поминай Господа твоего выну " (Втор. гл. 18) и опять: " воутрие сей семя твое, и ввечер да не оставляет рука твоя " (Екл. 11:6), и опять: " аще бо молюся языком, дух мой молится, ум же мой без плода есть (1Кор.1:1); помолюся убо усты, помолюся и умом " , и: " хощу рещи пять словес умом " и проч. Свидетелем он приводит Иоанна Лествичника, также относящего эти слова к умной молитве. Апостольским стопам последователь, непреоборимый столп православной веры, разорвавший на Флорентийском соборище как паутинную сеть духоборные ереси латинян огненным мечом духа и истиною православных догматов, всесвященнейший, премудрейший и словеснейший митрополит Эфесский Марк пишет о божественной Иисусовой молитве: " Подобало бы по заповеди непрестанно молитися, и духом и истиною поклонение Богу возносить; но расположение житейским помыслам и тяжесть попечений о теле отводит и отстраняет многих от царствия Божия, внутри нас сущего и препятствует пребывать у умного жертвенника, принося от себя Богу духовные и словесные жертвы по божественному апостолу, сказавшему, что мы храм Бога живущего в нас и что Дух Его божественный живет в нас. И нет ничего удивительного, если это обычно бывает со многими, живущими по плоти, когда мы видим и некоторых отрекшихся от мира монахов, мысленно обуреваемых действиями страстей, подвергающихся вследствие этого великому смущению, омрачающему разумную часть души, и потому немогущих достигнуть при всем их желании истинной молитвы. Сладостна бывающая в сердце чистая и постоянная память об Иисусе и происходящее от нее неизреченное просвещение " . Преподобный отец наш российский святой Нил Сорский, составивший книгу о мысленном хранении сердца, пользуется следующими словами священного писания: " от сердца исходят помышления злая и сквернят человека " (Мф.15:19) " духом и истиною подобает Отцу кланятися " и проч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Гл. 13. Се же навык глаголю, яко кроме добродетелей сих инок никогда же предуспеет, сиречь: пощения, воздержания, бдения, терпения, мужества, безмолвия, молитвы, молчания, плача и смирения. Суть бо добродетели сии раждательни едина другой и хранительни. От часта бо пощения увядаемо желание раждает воздержание; воздержание – бдение; бдение – терпение; терпение – мужество; мужество – безмолвие, безмолвие – молитву; молитва – молчание; молчание – плач; плач – смирение; смирение возобратне плач. И паки вспять дщери матерей како рождают возобратне, обрящеши. Сего убо взаимна другородстводейства, большего в добродетелях несть. Противная же сих, всем суть явленна. 19 . Святой Григорий Синаит пишет: 99 . Безмолствующему убо первее должно имети, яко основанье, сии пять добродетелей, на нем же и деянье созидати, сиречь: молчанье, воздержанье, бденье, смирение и терпение; деланий же богодухновенных три: псалмопение, молитву и чтение, и рукоделие аще есть немощен. Предреченныя бо добродетели не точию все прочия в себе обдержат, но и едина другую составляют. И от утра убо пребывати в памяти Божьей молитвою и безмолвием сердечным, терпеливне молитися час 1-й, потом 2-й чести, 3-й пети, 4-й молитися, 5-й чести, 6-й пети, 7-й молитися, 8-й чести, 9-й пети, 10-й ясти, 11-й спати, еще потребу имать, 12 пети вечерняя. И тако добре проходя дневное поприще, угождает Богу. Нощное расстояние. Новоначальных: полночи спать, и полночи бдеть. Средних: бдети от вечера 1 час, или 2, спать 4 часа, вставать же на утреню, поя и молясь часов 6, даже до утра. Совершенных: всенощное стояние и бодрствование. 20 . Выписка из главизн Преподобного Исихия, Иерусалимской Церкви Пресвитера, и прочих богодухновенных мужей: из книги Добротолюбия . 67 . Путь к разуму есть бесстрастие и смирение, без них же никто узрит Господа. 68 . Непрестанно труждающийся о внутреннем целомудрствует; не точию же сие, но и зрит, и богословствует, и молится. И сие есть, еже глаголет Апостол: «духом ходите, и похоти плотские не совершайте ( Гал.5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010