13 . Если некая жена, ради мнимого подвижничества, переменит одеяние и, вместо обыкновенной женской одежды, облечется в мужскую, да будет под клятвой. Ср. VI Всел. 62. 14 . Если какая-нибудь жена оставит мужа и отойти восхочет, гнушаясь браком, да будет под клятвой. Ср. Гангр. 1 и параллельные правила. 15 . Если кто детей своих оставляет и не питает, и не приводит, по возможности, к подобающему благочестию, но, под предлогом отшельничества, не радит о них, да будет под клятвой. Правило направлено тоже против евстафиан, учивших, что родители должны оставлять детей для того, чтобы отдаваться аскетической жизни. Ср. Карф. 44. 16 . Если какие-нибудь дети, под предлогом благочестия, оставят своих родителей, особенно верных, и не воздадут подобающей чести родителям, да будут под клятвой. Впрочем, правоверие да будет ими соблюдаемо предпочтительно. Если родители, под предлогом благочестия, не должны покидать детей, то и дети обязаны заботиться о родителях и почитать их, – даже и в том случае, если родители еретики. Только если действительно перед детьми станет вопрос о том, кому повиноваться: Церкви или родителям, требующим от них чего-либо несогласного с Православием, они должны предпочтительно соблюдать правоверие. Ср. пр. 17, 18 и 19. 17 . Если какая-нибудь жена, ради мнимого подвижничества, острижет свои волосы, которые Бог дал ей в напоминание подчиненности, то таковая, как нарушающая заповедь подчиненности, да будет под клятвой. Женщины не должны стричь своих волос, по указанию Апостола Павла, в знак подчиненности ( 1Кор. 3 и сл.). Евстафиане, отрицая брак, побуждали жен бросать своих мужей, во имя ложно понятого аскетизма, и, в знак независимости, позволяли им стричь волосы. 18 . Если кто, ради мнимого подвижничества, постится в воскресный день, да будет под клятвою. Ср. Ап. 64 с толкованием и параллельными правилами. 19 . Если кто из подвижников без телесной нужды, кичась, разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая, притом, в полном разуме, да будет под клятвой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

2 . Все, входящие в церковь и слушающие Священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от причащения Святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния и будут просить прощения, – и, таким образом, возмогут получить оное. Да не будет же позволено иметь общение с отлученными от общения, ни сходиться в дома и молиться с находящимися вне церковного общения; чуждающихся собраний одной церкви не принимать и в другой церкви. Если же кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине. Ср. Ап. пр. 9, 10, 11 и 12; I Всел. 5; Антиох. 4 и 6; Карф. 9. 3 . Если какой-нибудь пресвитер, диакон или вообще кто-либо из священного чина, оставив свой предел, перейдет в другой, потом совершенно переселясь, покусится пребыть во ином пределе долгое время, то таковому не священнодействовать, и, особенно, в том случае, когда собственный его епископ призывает его и убеждает возвратиться в свой приход, а он не повинуется. Если же и упорствовать будет в бесчинии, то совершенно да будет извержен от священнослужительства, без возможности восстановления в прежний чин. Если же изверженного по сей причине приимет иной епископ, то и сей да подлежит епитимие от общего Собора как нарушитель церковных постановлений. Ср. Ап. пр. 15 и 16; I Всел. 15 и 16; IV Всел. 5, 10, 20, и 23; VI Всел. 17 и 18; Сардик. 15 и 16; Карф. 65 и 101. 4 . Если какой-нибудь епископ, изверженный от сана Собором, или пресвитер, или диакон – своим епископом, дерзнет совершить какую-либо священную службу: епископ ли по прежнему своему обычаю, или пресвитер, или диакон, – то таковому отнюдь не позволяется, на другом Соборе, ни надежду восстановления в прежний чин иметь, ни до принесения оправдания допущенным быть. Но и все, сообщающиеся с ним, да будут отлучены от Церкви, и особенно тогда, когда, зная осуждение, произнесенное против выше-реченных, дерзнут иметь общение с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

3 . Если епископ или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи или мед или молоко, или вместо вина напиток, приготовленный из чего-либо другого, или птиц, или некоторых животных, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священного чина. Да не будет же позволено приносить к алтарю что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого приношения. Ср. VI Всел. 28, 57 и 99; Карф. 46. В первые времена Христианства приходящие в церковь верующие приносили разнообразные приношения, перечисленные в правиле. Как видно из него, некоторые, особенно перешедшие из иудейства, приносили в качестве жертвы по примеру ветхозаветной церкви, как природные продукты, так и продукты собственного хозяйства без различия. Часть этих приношений шла на содержание священнослужителей, другая часть освящалась на жертвеннике. Настоящее правило объясняет что к алтарю не должно приноситься ничего, не имеющего богослужебного употребления в Новозаветной Церкви, только хлеб, вино, ладан и масло для лампад. В наше время такими обычными дарами являются приобретаемые верующими просфоры и свечи. В соответствии со следующим, 4 правилом Свв. Апостолов, приношения других продуктов не идут к алтарю, а разделяются между членами причта, как это бывает на общих панихидах в поминальные дни. 4 . Всякого иного плода начатки да посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. Разумеется же, что епископы и пресвитеры разделят с дьяконами и прочими причетниками. Ср. Ап. 3; Гангр. 7 и 8; Карф. 46; Феофила Алекс. 8. В настоящем правиле речь идет о начатках плодов, посылаемых в дом епископу и клирикам в качестве их содержания. Приношения эти собирались диаконами и передавались епископу, который затем распределял их между членами клира. Другие виды содержания клира появились поздние, т.е. в IV веке. 5 . Епископ, пресвитер, или диакон да не изгонит своей жены под видом благочестия. Если же изгонит, да будет отлучен от церковного общения; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Активное приобщение к церковно-общественной жизни началось для Николая Зёрнова на пороге его эмиграции – в Константинополе, когда он благодаря близкому знакомству с известным архипастырем Белой армии, епископом Севастопольским Вениамином (Федченковым) принял участие в подготовке съезда русского духовенства и мирян. Задачей этого съезда была разработка программы для всеэмигрантского Собора, который в будущем получил известность как 1-й Карловацкий Собор. Для молодого Николая Зёрнова оказались очень важными впечатления, полученные на съезде. Вот как он вспоминал об этом: «Интересен был доклад архиепископа Евлогия, рассказавшего съезду о своем участии в международной интерконфессиональной конференции в Женеве в 1920 году. Его сообщение открыло передо мной новый мир экуменического движения. Он пробудил во мне интерес, который занял впоследствии первенствующее место в моей жизни» 1 . По поводу понятия «экуменизм " уместно обратиться к одной из статей в «Журнале Московской Патриархии», посвященных вступлению Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. В ней говорится: «Понятие «экуменический» выдвигается, в частности, в среде двух организаций, возникших в конце первой половины прошлого столетия с определенно «экуменическими» целями сближения между христианскими исповеданиями и преодоления «деноминациионных» перегородок сектантской замкнутости и «институционализма» бесчисленных оттенков протестантства. Этими двумя организациями, созданными в своем первоначальном виде почти одновременно на учредительных съездах в Лондоне, является Христианский союз молодых людей – ИМКА (в 1844 г.) и Евангелический союз (в 1846 г.)» 2 . Религиозность юноши Николая Зёрнова оказалась созвучной настроениям, которые в то время доминировали в среде эмигрантской молодежи. Об этом писал А.В. Карташев : «Отвращение от демонического лика революции и у молодежи будило благосклонное внимание к консервативным началам жизни – государственному патриотизму, культурному национализму и традиционной церковности» 3 . Преобладала убежденность в том, что лишь на началах православия возможно будущее возрождение России, причем необходимо воцерковление всех сторон жизни. В русле этих настроений многие русские молодые люди пришли на только что открывшийся богословский факультет Белградского университета. Вместе с Николаем Зёрновым здесь учились знаменитые в будущем религиозные мыслители и деятели Русской Церкви: Николай Афанасьев , Константин Керн (будущий архимандрит Киприан), граф Юрий Граббе (будущий епископ Григорий), Михаил Максимович (будущий архиепископ Сан-Францисский Иоанн, причисленный Русской Православной Церковью Заграницей к лику святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Архимандрит Нафанаил (Львов) так вспоминал о деятельности архимандрита Виталия по воссозданию монашеского печатного братства: «Услышав в Югославии о том, что одно русское село на Пряшевской Руси хочет перейти в православие, но нет священника, который взялся бы это село обслуживать, о. Виталий бросил налаженную, спокойную жизнь в Сербии, где он – всей России, да и всей Православной Церкви известный пастырь, пользовался почетом и значением, и направился один в село Ладомирово. Поселился он впрочем, не в этом селе, а в соседнем более крупном селении – Свиднике, где снял помещение во втором этаже над корчмой, и поставил там с трудом приобретенную старую печатную машину, стал печатать воззвания, листки, потом молитвенники, служебники. Медленно, очень медленно стали собираться около него сначала трудники, студенты и священники, а потом и иноки. Из иноков одним из первых был игумен Савва (Струве), сын известного общественного и политического деятеля, правнук знаменитого русского астронома» . В 1924 г. трудами отца Виталия была закончена постройка храма в находящемся неподалеку от Свидника селе Ладомирове. Туда и переехал архимандрит Виталий с монашеским печатным братством преподобного Иова Почаевского. С 1925 г. в типографии начал издаваться церковный календарь. Со временем был напечатан целый ряд богослужебных книг: «Служебник», «Требник», «Великий сборник», «Помянник», несколько молитвословов . В 1928 г. начала выходить газета «Православная Карпатская Русь» – «церковно-народный орган православного движения на Карпатской Руси и Восточной Словакии». Целью этого издания была «борьба за восстановление православия среди завлеченного в унию с Римом населения Карпатской Руси». Епископ Григорий (Граббе) в своих воспоминаниях особо подчеркивал миссионерскую направленность газеты и всей издательской деятельности монашеской общины в Ладомирове: «Миссию на Карпатской Руси основал покойный архиепископ Виталий (Максименко). Ему было очень трудно, потому что он приехал без всяких средств. Тяга к православию там у населения была. В начале «Православная Карпатская Русь» ставила целью борьбу с унией и занималась местными карпатскими проблемами. Главное – защита православия и миссия… У владыки Виталия уже был опыт миссионерской работы в Почаеве, где он вызвал большое народное движение. Вся Волынь была под его влиянием. О. Виталий зажег интерес к православию у простых людей [iv] . Постепенно «Православная Карпатская Русь» начала рассылаться по всему русскому рассеянию, и, по свидетельству того же епископа Григория, очень понравилась председателю Архиерейского Синода митрополиту Антонию (Храповицкому), хорошо знавшему и любившего ее издателя архимандрита Виталия.

http://bogoslov.ru/article/4847071

В 1 Ап. правиле речь шла о рукоположении епископа, которое может быть совершено двумя или тремя епископами. Настоящее правило относится к избранию нового епископа, в котором должны участвовать все епископы области. Те из них, которые не могут прибыть лично на Собор – для коего устанавливается минимальный кворум в составе трех епископов – должны письменно изъявить свое согласие на избрание предложенного кандидата. Решение епископов должно быть утверждено митрополитом. Ср. Ап. 1; VII Всел. 3; Антиох. 19; Лаод. 12; Сардик.6; Карф. 13, 60. 61. 5 . О тех, которых епископы, по каждой епархии, удалили от общения церковного, принадлежат ли они к клиру, или к разряду мирян, должно в суждении держаться правила (Апост. 32), которым постановлено, чтобы отлученные одними, не были приняты другими. Впрочем, да будет исследываемо: не по малодушию ли, распре или по какому-либо подобному неудовольствию епископа, они подпали отлучению. И так, дабы о сем происходить могло приличное исследование, за благо признано, чтобы в каждой области дважды в год созывались соборы, чтобы все вообще епископы области, собравшись вместе, исследывали подобные недоумения: и, таким образом, достоверно оказавшиеся несправедливыми против епископа, основательно всеми признаны были недостойными общения, доколе не заблагорассудит собрание епископов произнести о них более снисходительное решение. Соборы же да бывают: один – пред четыредесятницею, да по прекращении всякого неудовольствия, чистый дар приносится Богу, а другой – около осеннего времени. Ср. Ап. 12, 13, 15, 16, 32, 33, 34 и 37; IV Всел. 19; VII Всел. 6; Антиох. 6, 20; Сардик. 13; Карф. 38; Соф.1 . 6 . Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, в Ливии, и в Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и Римскому епископу сие обычно, подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества Церквей. Вообще же да будет известно сие: если кто без соизволения митрополита будет поставлен епископом, о таковом великий Собор определил, что он не должен быть епископом. Если же общее всех избрание будет благословно и согласно с церковным правилом, но два или три, по собственному любопрению, будут оному прекословить, да превозмогает мнение большего числа избирающих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

В других случаях люди исцеляются от болезней, у многих решаются проблемы с работой или какие-то личные вопросы. После молитв перед Курской иконой они иногда приходят и говорят: «Владыка, все получилось даже лучше, чем я мог ожидать». — Среди тех, кто обратился к вере через Курскую икону, был и человек, который в свое время пытался ее взорвать. Могли бы вы рассказать эту историю? — В марте 1898 года, когда святой образ находился еще в Курске, анархисты задумали взорвать Знаменский собор и заложили бомбу под аналой Курской иконы. Среди ночи монахи услышали взрыв, и это было похоже на землетрясение. Прибежав в собор, они увидели черный дым, иконы были разбросаны, окна и двери выбиты. Когда же среди всего этого хаоса они подошли к Курской иконе, то увидели, что она не пострадала и даже киот не был поврежден. Это было настоящее чудо. Получилось, что враг таким образом помог еще больше прославить икону, потому что Господь показал нам столь удивительное чудо. Много лет спустя, уже после Второй мировой войны, в 1949 году, когда икона приезжала в один из русских приходов во Франкфурте, к сопровождавшему ее протопресвитеру Георгию Граббе, который позднее стал епископом Григорием, подошел человек в слезах. Он рассказал историю, о которой я только что поведал, и сказал, что был одним из тех, кто собирался взорвать святыню. «Я решил, что если Бог есть на самом деле, Он проявит чудо и икона не пострадает», — сказал он тогда. Этот человек пришел покаяться перед Пресвятой Богородицей. Десятки тысяч людей в Москве и Курске шли поклониться святыне — Как Курская икона изменила вас? — Я надеюсь, молю Бога, чтобы я стал более прилежным христианином, стал бы лучше как человек, более смиренным и больше помогал людям. Я не могу сказать, как я изменился, но надеюсь, что это произошло в лучшую сторону. — Вы один из самых молодых епископов Русской Зарубежной Церкви, несколько лет назад даже монахом еще не были. Ощущаете ли вы, что близость к иконе помогла приходу к священству, нынешнему служению?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5399886...

В заботе о верном Церкви составе иерархии Вселенский Собор развивает во 2 правиле мысль, высказанную Ап. Павлом в Первом Послании Тимофею (3:6) о необходимости тщательно испытывать новокрещенного ранее, чем он может быть принят в клир. «Душевный некоторый грех», о котором речь в этом правиле, неодинаково понимается толкователями. Вальсамон полагает, что каждый грех, вредящий душе, называется душевным, проистекает ли он от душевного или телесного побуждения. Однако, важнее всего указанная в правиле опасность развития гордости, которая может привести к самообольщению или прелести. Такой душевный грех иногда проявляется вовне и потому может быть обличен свидетелями. Ср. Ап. 80; VII Всел. 2; Неокес. 12; Лаод. 3 и 12; Сард. 10; Двукр. 17; Кирилла Алекс. 4. 3 . Великий Собор без изъятия положил, чтобы ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону и вообще никому, из находящихся в клире, не было позволено в доме иметь сожительствующую женщину – разве матерь, сестру, тетку или только такое лицо, которое чуждо всякого подозрения. Так как целью этого правила является предохранить священное лицо от подозрения, то положенное в нем запрещение должно применять к тем пресвитерам, диаконам или иподиаконам, которые не имеют жену: ибо присутствие жены при муже отстраняет подозрение от живущего при жене другого женского лица. Поводом к изданию этого правила послужило предложение некоторых отцов ввести правила, запрещающие брачную жизнь всем клирикам, начиная с иподиакона и выше. Против этого восстал известный подвижник Епископ Фиваидский Пафнутий, настаивавший на том, что брак честен и ложе нескверно и что поэтому не надо на клириков возлагать бремена неудобоносимые. Однако, для ограждения одиноких духовных лиц от подозрений Собор принял настоящее правило, запрещающее епископу, пресвитеру или диакону иметь сожительствующую женщину, могущую вызвать подозрение у окружающих. Ср. VI Всел. 5; VII Всел. 18 и 22; Карф. 47; Василия Вел. 88 4 . Поставлять епископа наиболее прилично всем епископам той области. Если же это затруднительно – или по надлежащей необходимости, или по дальности пути, то по крайней мере три в одно место соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством своих грамот: и тогда совершать рукоположение. Утверждать же таковые действия в каждой области подобает ее митрополиту.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

В предыдущем правиле речь шла о тех, кто, хотя и против желания, приносил жертвы идолам, но делал это с напускным веселым видом. Настоящее правило является продолжением его и говорит о тех, кто и самым печальным видом своим показывал, что поддается жертвоприношению против своей воли, и был этим опечален. В соответствии с этим легче и налагаемая на них епитимия. Параллельные правила к этому правилу те же, что и к пр. 4. 6 . О тех, которые только от угроз муками или отъятием имений, или изгнанием поколебались и идоложертвовали, и до настоящего времени не покаялись, а ныне, ко времени сего Собора, пришли и восприяли помысл обращения, рассуждено: да приимутся в разряд слушающих Писания до великого дня Пасхи; по великом же дне да будут три года в разряде припадающих, потом еще два года да будут в общении, кроме причащения, и так да внидут в совершенное общение с тем, чтобы исполнилось целое шестилетие покаяния. Если же которые прежде сего Собора приняты на покаяние, то с того времени счислять им начало шестилетия. Впрочем же, если приключится им опасность и близость смерти от болезни или от иного случая, – таковых принимать с условием. (Разумеется то условие, чтобы, если останутся в живых, исполнили время покаяния, по сему правилу). Настоящее правило тоже относится к идоложертвовашим против пожелания, но тем, которые пришли к покаянию только после того, как узнали, что Собор будет рассматривать их случай. Ср. те же правила, что указанные в пр. 4 7 . О тех, которые пиршествовали в языческий праздник на месте, присвоенном язычниками, но принесли и ели свои собственные снеди, рассуждено: принимать их в общение по двухлетнем припадании; но должно ли каждого принимать с причащением Святых Тайн? – Это епископское дело рассудить о сем, также и прочую жизнь каждого испытать. Ср. те же правила, что указаны выше. 8 . Дважды и трижды идоложертвовавшие по принуждению четыре года да будут в числе припадающих, два года да будут в общении молитв, кроме причащения, и в седьмое лето да приимутся в совершенное общение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Впрочем, в своей книге я старалась увидеть Алексея Степановича Хомякова не как философа, не как общественного деятеля, а как живого человека, мужа и отца. В его письмах, в воспоминаниях его старшей дочки я неожиданно обнаружила много родного, удивительно созвучного моим мыслям и представлениям. Не только в глобальном, мировоззренческом – этого как раз вполне следовало ожидать. Но в бытовом, в мелочах. Фразы, небольшие замечания порой откликаются: «И я ведь именно так думаю, так чувствую!» Какие-то факты из жизни этой семьи: «Ой, да ведь и мы в точности уже много лет именно так делаем!» Это правда странно: Хомяков – богатейший помещик, аристократ, человек недосягаемо высокой культуры, а я… даже рядом со всем этим нигде не стояла. И все же, понимая всю некорректную дерзновенность такого подхода, могу твердо сказать: мы, люди простые, во всех материальных и духовных смыслах невысокие, можем и правда быть в чем-то подобными таким титанам. Можем, утверждаю – правда можем! – учиться у них отношению к жизни, к людям, к мужьям и женам, к детям. И можем использовать некоторые их обычаи, «приемы», наработки в своей собственной семье. Ниже приводится небольшой фрагмент из книги «Жизнь замечательных семей: шесть реальных историй» – о том, как воспитывали детей в христианском духе, как жили по вере в семье Алексея и Екатерины Хомяковых. В семье Хомяковых дети выросли людьми верующими и веру свою передали и своим детям, а те – своим. И отец, и мать этого семейства – оба воспитывались верующими родителями в очень религиозных семьях. Протоиерей Георгий Граббе (впоследствии епископ Григорий), правнук А.С. Хомякова, рассказывает об Алексее Степановиче: «В особенности набожна была его мать Марья Алексеевна (рожденная Киреевская), которая имела на сына большое влияние. По словам самого Алексея Степановича, “она была хороший и благородный образчик века Екатерининского. Все лучшие, разумеется, представители этого времени похожи на суворовских солдат. Что-то в них свидетельствовало о силе неистасканной, неподавленной и самоотверженной. Была какая-то привычка к широким горизонтам мысли… Матушка имела широкость нравственную и силу убеждений духовных, которые, конечно, не совсем принадлежали тому веку; но она имела отличительные черты его: веру в Россию и любовь к ней. Для нее общее дело было всегда и частным ее делом. Она болела и сердцем радовалась за Россию гораздо больше, чем за своих близких”. Все эти свойства в полной мере были унаследованы Хомяковым. От матери же воспринял он глубокую веру в Бога и преданность Православию.

http://pravoslavie.ru/145751.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010