Обычно русские масоны стараются отмежеваться от мирового масонства, утверждая, что русские ложи якобы не имеют ничего общего с ложами других стран. Но такие заявления не соответствуют истине. Масонство имеет определенную организацию. Отдельные масонские ложи, возглавляемые председателем, объединяются в федерацию, во главе которой находится административный орган или совет. Ежегодно центральный орган собирает общее собрание из представителей всех лож данной федерации, причем эти представители избираются ложами одновременно с другими должностными лицами. Таким образом ни один масон не может не знать, к какой федерации его ложа принадлежит. Русские ложи распределены по многим странам и носят характерные названия: Астрея, Северное Сияние, Юпитер, Гермес и др. Ни один русский масон не может утверждать, что не имеет «ничего общего с безбожным масонством других стран. В 1923 г. видный русский масон Кузьмин-Караваев заявил на Конвенте Великой Ложи Франции: «Мы все, русские беженцы, ваши ученики; мы учимся, как сделаться хорошими масонами, чтобы иметь возможность провести в жизнь масонский девиз: свобода, равенство и братство» 56 . Заявление, что русское масонство заграницей является какой то отдельной и независимой организацией, содержит в себе неправду. Масонство едино, несмотря на некоторую разницу ритуалов, даже на некоторую кажущуюся, вернее – показную, рознь. Весьма часто слышны речи, будто существует масонство «хорошее» и масонство «дурное», однако в речах и писаниях видных масонов мы постоянно встречаем указания на единство мирового масонства, несмотря на видимую в нем рознь (В основу всех масонских статутов положена так называемая Конституция Андерсона). Брат Кольсон пишет во Всемирных масонских Анналах: «Нет иностранцев под нашими колонами (т.е. в ложах). Братья всех наций у себя дома во всех ложах» 57 . Общепризнанный масонский авторитет брат Рагон заявляет: «Основной характер масонства – это интернациональность. Масонство едино и всякий ритуал или нация, отступающий от этого принципа, заблуждаются и отходят от масонского пути.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Это правило было вызвано к жизни тем, что ариане и полуариане часто обращались за покровительством к царям. Этим вносились большие осложнения, и поэтому обращение к царям подвергается контролю законной церковной власти. 12 . Если какой-нибудь пресвитер или диакон, изверженный от своего сана своим епископом, или даже епископ, изверженный Собором, дерзнет досаждать слуху царскому, то подобает ему обратиться к большему Собору епископов, и то, в чем думает быть прав, предложить множайшим епископам и от них примет исследование и окончательный суд. Если же, сих пренебрегши, будет досаждать царю, таковой да не удостаивается никакого прощения, да не будет места его защищению, и да не имеет он надежды восстановления. Правило имеет в виду лицо, осужденное каноническим церковным судом и указывает, что он может апеллировать только к вышестоящему церковному же суду, но никак не к гражданской власти. Самое обращение к такой власти лишает обвиняемого возможности прощения и дальнейшей апелляции к церковному суду высшей инстанции. Ср. II Всел. 6; IV Всел. 9 и 17; Сард. 7 и 14; Антиох. 4 и 15; Карф. 76, 117, 118 и 119. 13 . Никакой епископ да не дерзает из одной епархии переходить в другую, ни поставлять кого-либо в её церкви для совершения священнослужения, ни приводить с собой других, разве прибудет, быв призван грамотами Митрополита и сущих с ним епископов, в область которых приходит. Если же никем не быв призван, вне порядка пойдет для рукоположения некоторых и для устроения церковных дел, ему не принадлежащих, то всё содеянное им да будет недействительным; и он, за своё бесчиние и безрассудное начинание, да понесет подобающее наказание чрез немедленное извержение из своего чина святым Собором. Ср. 14 Ап.; I Всел. 15; II Всел. 2 и 4; III Всел. 8; Анкир. 13; Антиох. 21 и 22; Сардик. 3. 14 . Если какой-нибудь епископ будет судим за какие-либо проступки, и случится, что епископы той области будут в разногласии о нем, одни признавая подсудимого невинным, а другие – виновным, то, ради прекращения всякого сомнения, угодно святому Собору, чтобы епископ Митрополии призвал из ближней области некоторых других епископов, которые вновь рассудили бы дело и разрешили сомнение, дабы они вместе с епископами той области утвердили то, что будет постановлено.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Императрица беседует с офицером. Цесаревич играет. Государь разговаривает с офицером, Государыня рядом с Цесаревичем беседует с казаком Собственного Его Величества конвоя; за ними Великие княжны, барон В.Б. Фредерикс и др. Сюжет 12. 1912. Государь и Наследник принимают рапорт командующего, обходят строй в сопровождении барона В.Б. Фредерикса, Великого князя Николая Николаевича, графа Александра Николаевича Граббе (1864–1947), Великого князя Бориса Владимировича (1877–1943) и других чинов. Император Николай II и Цесаревич Алексей (в морской форме) принимают парад на площадке перед Ливадийским дворцом. Сюжет 13. 1912. Священнослужители кропят строй святой водой. За ними следует Государь и высшие воинские чины. Командующий парадом с шашкой наголо рапортует Государю напротив военного оркестра и чинов Собственного Его Величества конвоя. Перед Ливадийским дворцом Император принимает парад сухопутных и морских чинов. Император, Великие князья, высшие офицерские чины и свита обходят строй. Среди присутствующих – барон В.Б. Фредерикс и лейб-медик Е.С. Боткин. Государь принимает рапорт, рядом с ним морской министр адмирал Иван Константинович Григорович (1853–1930). На крыльце Ливадийского дворца Императорская чета, Цесаревич в форме Собственного Его Величества конвоя, Великие княжны и др. Воинские чины подносят цветы Императрице и Великим княжнам, а Государю – большой футляр с подарочным оружием. Государь и высшие чины открывают футляр и рассматривают содержимое. Сюжет 14. 30 сентября 1913. Император Николай II с Великими княжнами Ольгой, Татьяной и свитой осматривает в г. Ялте выставку Общества поощрения Крымского татарского кустарного производства. Сюжет 15. 21 ноября 1913. Посещение Ливадийского поста 24-й Крымской Его Величества бригады Отдельного корпуса пограничной стражи. Из авто Delaunay-Belleville 45HP фаэтон выходит Государь Николай II и граф В.Б. Фредерикс. Император здоровается с офицерами, идет вдоль здания, украшенного флагами, и принимает рапорт. Играет военный оркестр. Парад чинов Пограничной стражи. Перед строем на плацу стоит стол с графином и закуской. Государь принимает рапорт, выпивает чарку вина, закусывает и вытирает усы. Государь и граф В.Б. Фредерикс покидают Ливадийский пост, проходя, в том числе мимо священника (кандидата богословия) и диакона, и садятся в автомобиль.

http://pravoslavie.ru/150695.html

Брянчанинов А. Несколько мыслей по поводу собора в Карловцах. Рим, 1921. Бусин И. А. Миссия русской эмиграции: речь, произнесенная в Париже 16 февраля 1924 г.//URL: http://zarubezhje.narod. ru/text/chss_0076.htm. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999. Величко А. М. Церковь , власть и право. СПб., 2005. Волкова В. Ф. Русское Студенческое Христианское Движение и его отношение к церковной иерархии (1923–1939)//URL: http://www. Knotov.info/20/1920. Володина Н. В. Отношения государства и религиозных объединений: опыт правового регулирования. СПб., 2010. Гаранова Е. П. Церковное право и российская правовая система. Кострома, 2007. Геннадий (Эйкалович), игумен. Дело протоиерея Сергия Булгакова . Сан-Франциско, 1980. Георгий (Граббе), протопресвитер. Страницы дневника (1917–1920)//URL: http://portal-credo.ru. Георгий (Граббе), протопресвитер. Церковь и ее учение в жизни. Монреаль, 1970. Глигориевич Б. Русская Православная Церковь в период между двумя мировыми войнами//Русская эмиграция в Югославии. М., 1996. Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. Гордиенко Н. С., Комаров П. М. Обреченные: о русской эмигрантской псевдоцеркви. Л., 1988. Горчаков М. , князь. Возбудитель раскола. Париж, 1927. Горчаков М. , князь. Итоги политики митрополитов Сергия и Евлогия. Париж, 1929. Государство и религия: информ.-метод, сб. Екатеринбург, 2007. Граббе Ю. П., граф. Единение и раздробление. Белград, 1922. Граббе Ю. П., граф. Корни Церковной Смуты. Парижское братство св. Софии и розенкрейцеры. Белград, 1927. Граббе Ю. П., граф. Церковь и государство в будущей России. Белград, 1931. Григорий (Граббе), епископ. Доклады Архиерейскому Собору, Синоду и Первоиерархам Русской Православной Церкви Заграницей. М., 1999. Григорий (Граббе), епископ. Завет Святого Патриарха. М., 1996. Григорий (Граббе), епископ. К истории русских церковных разделений за границей. Джорданвилль, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В 1951 г. вместе с Архиерейским Синодом РПЦЗ переехал в Нью-Йорк. В том же году возобновил издание и возглавил редакцию офиц. печатного органа РПЦЗ ж. «Церковная жизнь». 13 апр. 1956 г. награжден правом ношения митры. В 50-х гг. неоднократно представлял РПЦЗ в качестве наблюдателя на различных экуменических собраниях и съездах. В этот же период при активном участии прот. Г. Граббе формулировалась новая идеология РПЦЗ, в первую очередь выражавшаяся в ужесточении позиций по отношению к Московскому Патриархату. По его предложению в нояб. 1959 г. Архиерейский Собор РПЦЗ утвердил особую формулу присяги для переходящих в РПЦЗ клириков РПЦ, где требовалось отречение от «беззаконных действий Московского священноначалия в связи с поддержкой им богоборческой власти». С нач. 60-х гг., после вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей , прот. Г. Граббе одним из первых выдвинул в адрес Московского Патриархата обвинение в «экуменической ереси», к-рое наряду с обвинением в «пособничестве богоборческой власти» (т. н. сергианство) стало главным препятствием для канонического общения между частями Русской Церкви на родине и за рубежом. В 1960 г. постановлением Архиерейского Собора РПЦЗ возведен в сан протопресвитера. Принимал участие и поддерживал истцов в светском судебном процессе в Сан-Франциско (1963) над архиеп. Иоанном (Максимовичем) , с к-рым у протопр. Г. Граббе были враждебные отношения. В 1964 г. в Нью-Йорке совершил венчание самозванца М. Голеневского, выдававшего себя за чудесно спасшегося сына имп. Николая II Александровича цесаревича Алексия, что вызвало большой скандал внутри РПЦЗ. Несмотря на уверения протопр. Г. Граббе в том, что ему не было известно о самозванстве Голеневского, новый первоиерарх РПЦЗ митр. Филарет (Вознесенский) запретил ему венчание браков и временно отстранил от должности правителя дел Синодальной канцелярии. Однако с кончиной митр. Анастасия (22 мая 1965) и окончательным утверждением в должности председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митр. Филарета, являвшегося самым молодым по времени хиротонии епископом РПЦЗ, влияние протопр. Г. Граббе заметно усилилось. Его сын, архим. Антоний (Граббе), возглавивший в 1968 г. Рус. духовную миссию РПЦЗ в Иерусалиме, а также дочери протопресвитера и др. родственники со временем заняли ключевые посты в канцелярии Архиерейского Синода и играли важную роль во внутрицерковной жизни РПЦЗ. По замечанию современников, после избрания первоиерархом митр. Филарет фактически стал «пленником отца и сына (по выражению покойного архиепископа Тихона Сан-Францисского) без Духа Святого и группы его молодежи» ( Митрофан (Зноско-Боровский), еп. С. 312).

http://pravenc.ru/text/166654.html

В 1935 г. Граббе разработал проект «Временного положения об управлении Русской Православной Церковью за границей» и являлся одним из секретарей созванного по инициативе Сербского Патриарха Варнавы (Росича) в нояб. того же года Совещания рус. епископов за границей, на к-ром было достигнуто временное примирение между разными юрисдикциями рус. общин в Зап. Европе и Сев. Америке. Отклонив предложенный митр. Евлогием (Георгиевским) проект, допускавший автономность различных ветвей рус. диаспоры, Совещание утвердило проект Граббе, предусматривавший сохранение главных адм. полномочий за Архиерейским Синодом РПЦЗ. С кончиной митр. Антония (10 авг. 1936) и избранием нового первоиерарха РПЦЗ митр. Анастасия (Грибановского) Ю. Граббе сохранил должность секретаря Синода, к-рая в соответствии с новым «Временным положением...» получила наименование «правитель дел Синодальной канцелярии». Участвовал в организации и проведении в авг. 1938 г. в Сремски-Карловци II Всезарубежного церковного Собора. С началом второй мировой войны играл важную роль в обеспечении контактов между Архиерейским Синодом РПЦЗ и герм. оккупационными властями. Участвовал в качестве секретаря в работе совещания архиереев РПЦЗ в Вене (21-26 окт. 1943), на к-ром было решено не признавать избрания Патриархом Московским и всея Руси митр. Сергия (Страгородского) . 12 июня 1944 г. рукоположен в сан иерея Берлинским и Германским митр. Серафимом (Ляде) . В сент. того же года в связи с приближением советских войск организовал эвакуацию канцелярии Синода из Белграда в Вену и затем в Карлсбад (Карлови-Вари). В нояб. 1944 г. вместе с митр. Анастасием был принят командующим Рус. освободительной армией ген. А. А. Власовым, способствовавшим эвакуации Архиерейского Синода РПЦЗ в г. Кемптен (Бавария). С мая 1945 г. находился в амер. зоне оккупации Германии в Мюнхене, где помимо должности правителя дел (управляющего делами) Синодальной канцелярии являлся председателем Переселенческого комитета, помогавшего бывш. жителям СССР выезжать в зап. страны. По инициативе иерея Георгия Граббе при Архиерейском Синоде РПЦЗ был образован Учебный комитет, заботившийся об открытии в лагерях рус. беженцев школ и гимназий. В 1947 г. возведен в сан протоиерея. В кон. 40-х гг. являлся офиц. представителем митр. Анастасия на переговорах с экзархом Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата митр. Владимиром (Тихоницким) по вопросу церковного единства рус. диаспоры.

http://pravenc.ru/text/166654.html

Упоминает епископ Григорий и о Венском совещании. Эта конференция, получившая официальное название «Архиерейское совещание иерархов Православной Русской Церкви за границей», состоялась в Вене 2126 октября 1943 года. В ней принимали участие 14 человек – сам Г. Граббе, в роли секретаря, митрополиты Анастасий, Серафим (Ляде), Серафим (Лукьянов), епископы Пражский Сергий, Потсдамский Филипп, Венский Василий, настоятель братства преп. Иова архим. Серафим, 4 священника из Германии и Бельгии, а также два представителя Белоруссии – архиепископ Гродненский и Белостокский Венедикт и архим. Григорий (Боришкевич). Присутствие двух последних стало единственным за годы войны случаем допущения встречи иерархов РПЦЗ и занятых восточных территорий. 24 октября в Вене была даже совершена по предложению Белорусского Синода хиротония архим. Григория во епископа Гомельского и Мозырского. Иерархи РПЦЗ считали это очень важным – как факт определенного проникновения в оккупированные области. 1074 Епископ Григорий отмечает, что на нем было вынесено мотивированное постановление о том, почему РПЦЗ не признает избрания Патриарха в Москве. «Совещание прошло вполне благополучно и в значительной степени помогло в выработке общей линии. Надо сказать, что пожелания участников немцам не особенно были исполнены, но и приняты без явного неудовольствия, потому что решение о Московской Патриархии в то время соответствовало направлению немецкой политики». 1075 Епископ Григорий (Граббе) касается вопроса о позиции митрополита Анастасия. По его мнению, Вторая мировая война поставила перед ним особенно трудные задачи. Некоторые политические деятели уговаривали митрополита послать приветствие Гитлеру и сделать официальное заявление о его поддержке. Владыка отказался от этого. Епископ Григорий отмечает, что благодарственный адрес Гитлеру за построение кафедрального собора в Берлине был написан в предвоенные годы, когда о жестокостях и антирусской политике нацистов еще очень мало было известно. Издание закона, давшего твердое юридическое основание русскому церковному имуществу в Германии, и этим защитившему его от возможных советских притязаний, было действительно благодетельным, и было бы неучтиво оставить его без благодарности. 1076

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я сам знаю, как владыка митрополит Антоний говорил близким к нему людям: «До чего мы дожили! До того стали бедными, ни на что нету у нас средств». Поэтому нам сейчас очень прискорбно слышать иногда замечания из современной России, что «зарубежники сидели за границей в безопасности и довольстве». Справедливо ли упрекать людей, потерпевших кораблекрушение государства Российского, потерявших буквально все, еле спасших свои жизни и приютившихся в чужих странах без средств к существованию и даже без знания языка этих стран? Также заслуживает внимания тот факт, что в странах Европы, в частности в Сербии, было гораздо легче устроиться на хорошую должность и работу, имея гражданство данной страны, но очень многие из русских беженцев, гордясь своим российским гражданством, из чувства патриотизма не принимали гражданства страны, в которой они поселились. Поскольку прежней России как государства уже не было, а гражданами СССР эти люди ни за что бы не согласились быть, официально они считались «бесподданными». Самыми значительными событиями в Сремских Карловцах, связанными с историей русской эмиграции, были два Всезарубежных Собора РПЦЗ. Первый – ноябре 1921 года, под председательством митрополита Антония и Сербского Патриарха Димитрия, и второй – в августе 1938 года, под председательством митрополита Анастасия (Грибановского). Заседания этих Соборов проходили в главном зале Сербской Патриархии. А церковные службы были в большом сербском соборе в Карловцах. О службах владыки Антония в скромной русской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Сремских Карловцах у меня сохранились светлые воспоминания. Владыка обыкновенно служил иерейским чином, потому что не было иподиаконов. С владыкой неизменно служил протодиакон Димитрий Пономарев. Всегда на службе присутствовал архимандрит Феодосий, но не всегда сослужил. Если владыка Антоний сам не служил, то служил отец Феодосий с диаконом. Регулярно бывало три мальчика – прислужника: старший был Алеша Граббе, помоложе – Дима Степанов и самый младший – Федя Шевцов. Старостой церкви в те годы был отец Алеши, граф Юрий Павлович Граббе (будущий епископ Зарубежной Церкви Григорий).

http://pravoslavie.ru/28256.html

Как писал в дневнике прот.Н.К.Чуков, отнестись снисходительно к о.о. Боярскому и Красницкому просил Патриарха и его старый друг Л.Д. Аксенов [v] . При всей одиозности личности Красницкого, Патриарх отнесся к нему «более снисходительно, чем к Евдокиму, который, не будучи архиереем, представлялся ему менее опасным, чем Евдоким», - писал епископ Григорий (Граббе) [vi] . «В порядке Патриаршей милости», то есть до Собора, 19 мая 1924 г. Патриарх согласился принять в общение протопресвитера В.Д.Красницкого и предложил Синоду рассмотреть вопрос о включении его и членов его группы, но не в состав Синода, а в состав Высшего Церковного Совета [vii] . 21 мая Патриархом Тихоном и митрополитами Тихоном (Оболенским), Серафимом (Александровым) и Петром (Полянским) был подписан протокол деяний Св. Синода об организации полного присутствия ВЦУ в составе Священного Синода и ВЦС: «В состав Священного Синода впредь до созыва очередного Поместного Собора включить следующих лиц, под председательством Его Святейшества, Святейшего Патриарха: митрополита Сергия (Страгородского) Нижегородского, Кирилла (Смирнова) Казанского, Тихона (Оболенского) Уральского, Серафима (Александрова) Тверского, Петра (Полянского) Крутицкого, архиепископа Нафанаила (Троицкого) Харьковского, архиепископа Димитрия (Беликова) Томского, архиепископа Павла (Борисовского) Вятского, архиепископа Григория (Яцковского) Екатеринбургского, архиепископа Евгения (Зернова) Благовещенского, архиепископа Иосифа (Петровых) Одесского, епископа Серафима (Остроумова) Орловского. В состав Высшего Церковного Совета, на тот же срок, имея в виду резолюцию Его Святейшества на заявлении протопресвитера В.Красницкого, под председательством Его Святейшества, ввести нижеследующих членов: митрополитов Тихона (Оболенского) Уральского, Серафима (Александрова) Тверского, Петра (Полянского) протопресвитера В. Красницкого, протоиереев А.Смирнова, И.Артоболевского, В.Виноградова, Д.Боголюбова, Анемподиста (Алексеева), мирян А.Рахманова и В.Белоликова; заместителями гр. Грачева и И.П.Опарникова» [viii] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Но как только приоткрылся «железный занавес», наши надежды стали сменяться разочарованием. У традиционно мыслящих православных русских – а это подавляющее большинство наших верующих – Русская Зарубежная Церковь пользовалась самым высоким авторитетом, но все стало меняться, когда в 1990 г. она начала открывать приходы, а затем и епархии в России. Это было решение неправильное принципиально, и к тому же эта деятельность на территории России сопровождалась множеством ошибок. В Зарубежную Церковь потянулись люди только что обращенные в веру, не имеющие никаких корней ни в церковной, ни в национальной традиции. С каким омерзительным высокомерием они обличали «Московскую Патриархию», объединяя в этом понятии священноначалие, которого они не знали и знать не могли, и многомиллионный церковный народ, все наше священство и монашество. Кроме незрелых неофитов, в Зарубежную Церковь пошли корыстолюбцы и карьеристы, матерые воспитанники советской системы вроде Валентина Суздальского. К сожалению, раскол, который учинил сей последний внутри Зарубежной Церкви, был инспирирован ею самою в лице виднейшего ее деятеля, известного канониста епископа Григория (Граббе), проявившего себя в качестве настоящего идеолога раскола. Канонические изъяны в воззрениях епископа Григория – это, увы, не его только личное достояние. У многих зарубежных клириков и мирян есть сознание полной самодостаточности Русской Зарубежной Церкви и даже ее уникальности в отношении догматической и канонической верности Православию. При таком мировоззрении совершенно утрачивается вселенский масштаб Православия. Как сильно это отличается от истинного Православия, от устоев самой Зарубежной Церкви при Митрополитах Антонии и Анастасии! Одно дело, когда внешние, прежде всего политические причины вели Зарубежную Церковь ко все большей изоляции в православном мире. Совсем другое дело, когда сама Зарубежная Церковь провоцировала канонические столкновения с Поместными Церквами. Посмотрите замечательные высказывания Митрополита Антония по вопросу церковного календаря в его переписке с афонскими монахами. Благословляя их на борьбу за старый календарь, он в то же время очень строго предостерегал от  церковных разделений и расколов по поводу календаря, считая, что только догматическое отступление – достаточное основание для прекращения церковного общения. Такую же каноническую твердость имел Митрополит Анастасий. И только в последние годы его жизни без ведома самого Митрополита Анастасия, без благословения Синода, отдельные зарубежные архиереи приняли участие в хиротониях епископов для греческих раскольнических группировок. Когда спрашиваешь зарубежных клириков о канонических основаниях этих хиротоний, не получаешь в ответ ничего вразумительного, кроме фраз о том, что ставленники были хорошие, благочестивые люди, пострадавшие от греческих властей за старый календарь.

http://pravoslavie.ru/498.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010