среди духовенства были те, кто жертвовал собой Я думаю, что воссоединение произошло в свое время, когда с обеих сторон появились люди, которые могли пойти на сближение. Но мне довелось общаться со многими архиереями Зарубежной Церкви старшего поколения, и я думаю, что они тоже не исключали такой возможности в принципе. Главным ключом был вопрос о церковной благодати: либо ты верил в ее наличие в Московской Патриархии, либо считал, что ее там нет. Скажем, такой человек, как епископ Григорий (Граббе), в свое время, несмотря на всю его строгую позицию по отношению к Московской Патриархии, все-таки не отвергал полностью понятие о благодати в РПЦ. Полагаю, что и владыка Аверкий, и владыка Никон (Рклицкий) придерживались такого же мнения. Ведь они принимали в лоно Зарубежной Церкви и духовенство, которое было рукоположено в Московской Патриархии. Например, моего первого духовника и наставника отца Николая Марцишевского. Никто не пере-рукополагал заново ни его, ни других священников и даже архиереев, переходивших в РПЦЗ, – их просто принимали. Отец Николай всегда мне говорил, что среди клира в Советском Союзе были люди, которые жертвовали собой. Были такие священники, к которым в храм никто не ходил, а по ночам они тайно куда-то ходили, крестили, причащали, венчали людей. Разве это не исповедники? Это в чем-то напоминает евангельскую притчу, когда один сын сказал отцу, что станет работать, и ничего не сделал, а второй сначала отказался, но потом пошел. Конечно, духовенство всегда было разным, но каждый по-своему тянул лямку. Красное и белое Наверное, не многие сейчас помнят, что при подписании акта о воссоединении мог произойти конфуз. Дело в том, что изначально церемонию планировали на день отдания Пасхи. Однако наш протопресвитер Александр Лебедев из Лос-Анджелеса вовремя вспомнил, что духовенство в РПЦЗ на этот праздник традиционно служит в белых облачениях, а в Московской Патриархии – в красных. Для того чтобы избежать политических намеков, в итоге было решено подписывать документы на следующий день, в Вознесение Господне.

http://pravoslavie.ru/146153.html

Чистыми, кафарами, называли себя раскольники – последователи Новата, пресвитера Карфагенской Церкви, и Новатиана, пресвитера Римской Церкви, в 3 веке. Они настаивали на чрезмерной строгости, не допуская в Церковь отпавших во время гонений, как бы те ни каялись. Они также отлучали от причастия вступивших во второй брак вдовиц. Новатиане проявляли чрезвычайный фанатизм. Когда этот фанатизм стал изживаться, и определилось движение к воссоединению с Церковью, то последняя отнеслась к ним с большим снисхождением, при условии их отречения от прежних заблуждений. Вселенский Собор разрешает принимать епископов и клириков в сущем сане – но не обязательно в прежнем положении. Они оставляются в сущем сане со всеми иерархическими правами, но могут оказаться в ином положении там, где имеются православные епископы и священники. В этих местах от православного епископа зависело, удержит ли новиатианский епископ свою кафедру на положении хорепископа или займет положение настоятеля прихода. Ср. Ап. 68; II Всел. 7; VI Всел. 95; Лаод. 7 и 8; Карф. 57, 68, 77 80, 112; Вас. Вел. 1 и 47; Феоф. Алекс. 12. 9 . Если некоторые без испытания произведены в пресвитеры, или, хотя при испытании исповедали свои грехи, но, после их исповедания противу правила подвиглись человеки и возложили на них руки: таковых правило (Ап. пр. 25) не допускает до священнослужения. Ибо Кафолическая Церковь непременно требует непорочности ( 1Тим. 3:2 ). Главное значение этого правила в том, что никто не может быть принимаем в клир без испытания. Однако, если бы вследствие этого или несмотря на то, что испытание было сделано, оказался рукоположенным в клир человек, у которого есть для этого канонические препятствия, то правила не допускают такового к священнослужению. В частности 10 пр. относит его к «падшим» – т.е. тем, кто не выдержал гонений и отрекался от веры. Ср. Ап. 61; I Всел. 2 и 10; Неокес. 9 и 10; Двугр. 17; Василия Вел. 89; Феофила Алекс. 3, 5 и 6. 10 . Если некоторые из падших произведены в клир – по неведению, или с ведома их произведших – это не ослабляет силы церковного правила. Ибо таковые, после дознания, извергаются от священного чина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Читая страницы допросов Святителя, невозможно отделаться от ощущения, что и их он убеждает. Очевидно, что рупором антисергианского богословия выступили зарубежные издания РПЦЗ; наша пятая колонна самостоятельно не появилась бы. Поэтому в поисках истины обратимся к духовным отцам, в рассеянии сущим. По-человечески понятна ревность тех, кто оказался волею судеб за пределами России. Это и стремление быть полезным Родине, но это и обида на собственный народ, потянувшийся за большевистскими пророками. Есть еще одно обстоятельство: священнослужителям, оставившим свои алтари, святыни, свою паству, всю жизнь в изгнании подсознательно приходилось тяготиться этим выбором. Мы не судим их. Многие вернулись в Россию после 1945-го, где их ждал Гулаг... Но тем, кто предпочел путь церковной икономии, оставшись в изгнании, невместно требовать акривии от исповедников российских. Справедливости ради заметим, что российская эмиграция неоднозначно отнеслась к курсу митрополита Сергия. Многие встретили его с пониманием: митрополит Вениамин (Федченков), митрополит Евлогий (Георгиевский), известный историк Георгий Федотов, философ Николай Бердяев и многие другие. Конечно, были и весьма известные противники. Наставник будущего Патриарха Сергия (Страгородского) митрополит Антоний (Храповицкий) сравнивал последователей своего ученика с древними либелатиками. Уже упоминавшийся нами епископ Григорий (Граббе) - безусловно один из наиболее строгих обличителей иерархии РПЦ. Одна из его последних книг " Русская Церковь перед лицом господствующего зла " (Джорданвилль, 1991) посвящена генезису и эволюции церковной политики Московской Патриархии вплоть до 1988 года. Единомышленниками епископа Григория в разной степени являются или являлись известные иерархи зарубежников: архиепископ Аверкий (Таушев), архиепископ Нафанаил (Львов), митрополит Виталий (Устинов), а также иеромонах Серафим (Роуз), протоиерей Виктор Потапов, иерей Стефан Красовицкий. Существует и более умеренное течение, восходящее к архиепископу Иоанну (Максимовичу).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/345/...

20-го января. Пятница Утром у меня был Кирилл по возвращении из поездки на Мурман в г. Романов. После прогулки    принял Барка и в 12 час. — lord Milner. Он, В. Долгоруков и Н. П. (деж.) завтракали. Погулял с Татьяной. Мороз был здоровенный — к ночи он дошёл до 23°.  В 7 ч. принял Протопопова. Обедал Н. П.   Читал немного. 21-го января. Суббота Морозный ясный день. Принял Беляева, Кульчицкого и Фредерикса, кот[орый] завтракал, также Мордвинов (деж.).  В 2 часа принял Думерг и говорил с ним до 31/2  ч. Погулял полчаса и принял Раева. После чая у меня был Гурко и затем кн. Голицын. В 8 час. был большой обед всем членам союзной конференции. Разговоры окончились в 101/2 ч. 22-го января. Воскресенье Солнечный морозный день. В 10 час. принял итальянского министра из состава членов конференции — Шалойя. В 101/2  поехали с дочерьми к обедне. Завтракали: Мордвинов и Сердюков (деж.).  Посидел у Алексея и затем погулял с Татьяной.  Читал и писал до 8 ч. После обеда провели вечер на той стороне с Денами, Аней, Н. П., Солтановым и Чистяковым. 23-го января. Понедельник Утром у меня были Гротен и Граббе с новым офицером 1го Гребенского полка Вертеповым. После прогулки принял Григоровича и командующего Балтийским флотом в.[ице] — а.[дмирала] Непенина. Затем франц.[узского] генерала Castelnau, кот[орый] завтракал с нами. От 21/2  до 41/2 ч. принимали офицеров, окончивших ускоренный курс военной акад[емии], числом 227 чел.; громадное количество из них ранено и контужено. Выбежал на полчаса в сад. В 6 час. принял Булыгина. Читал. Обедали — Аня и Эристов (деж.). Вечером читал вслух. 24-го января. Вторник С 10 час. до часа принимал: Гурко, Беляева и Покровского. Завтракал Кароль, вернувшийся с фронта. Погулял с дочерьми. Было 12° мороза. Занимался до 8 час. Вечер был свободный. 25-го января. Среда Утром явился Воейков из Пензенской губернии. Погулял. Принимал представляющихся, последним был Граббе — донской атаман. Завтракал и обедал Н. П. (деж.). Гулял один. Погода была солнечная и очень морозная — 17°.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

А что масоны говорят в настоящем? В 1923 году на одном из собраний ложи города Анже было сказано: «Масонство, которое играло первенствующую роль в 1789 г., должно быть готово выставить кадры для революции, всегда возможной» 52 . «Братья, – читаем мы в другом номере того же официального бюллетеня, – позвольте мне выразить еще надежду на то, что масонство, коему история обязана революциями национальными, сумеет сделать и более крупную революцию – интернациональную» 53 . Следует отметить, что масонские деятели всегда отожествляют безбожную республику и социализм, не гнушаясь даже союзом с коммунистами, прикрываясь, однако, девизом: «свобода, равенство и братство». Председатель Великого Востока Десмон дает такое определение республики: «Для меня республика означает: антиклерикализм, антимилитаризм, социализм» 54 . «Только благодаря союзу левых, главной ячейкой которого будет ложа, мы восторжествуем», говорится в отчете упомянутого Конвента; «мы должны сгруппировать всех республиканцев и даже в союзе с коммунистами выработать программу» 55 . Таким образом, масоны сами подтверждают свою связь с коммунистами и с разрушителями нашей Родины. Под знаком масонской звезды работают все темные силы, разрушающие национальные христианские государства. Масонская рука принимала участие и в разрушении России. Все принципы, все методы, которые большевики применяют для разрушения России, очень близки масонским. 15 летнее наблюдение над разрушением нашей Родины воочию показало всему миру, как ученики точно подражают своим учителям и как поработители русского народа верны программе масонских лож по борьбе с Богом, с Церковью, с христианской нравственностью, с семьей, с христианским государством, с христианскою культурою, и со всем тем, что создало и возвеличило нашу Родину. Не можем не отметить и того, что наш тяжкий церковный раскол имеет своим первоисточником все то же растлевающее масонство с его различными организациями и деятелями, проникшими в церковно-приходские учреждения для расстройства и разложения церковной жизни. Надев на себя тогу ревнителей православия и христианского просвещения, они с такою хитростью и лицемерием, через посредство денег и печати, обольщают доверчивых и несведущих людей, заражают их ядом модернизма и отвлекают от истиной Христовой Церкви. Русская эмиграция сильно отравлена масонством.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Гесс Рудольф (26.04.1894–1987), заместитель фюрера по партии. С 1925 г. личный секретарь Гитлера, а с 21.04.1933 г. его заместитель по партии. 30.08.1939 г. назначен членом исполнительного совета по обороне и одновременно преемником Гитлера после Геринга. 10.05.1941 г. совершил перелет в Шотландию и предложил Великобритании заключить мир и принять участие в походе против СССР, интернирован как военнопленный. В 1946 г. приговорен Нюрнбергским трибуналом к пожизненному заключению. Скончался в берлинской тюрьме Шпандау. Гиммлер Генрих (7.10.1900–23.05.1945), рейхсфюрер СС. Возглавлял СС с 6.01.1929 г., с 20.04.1934 г. шеф прусского гестапо, а 17.06.1936 г. назначен верховным руководителем всех служб германской полиции. Под его руководством создавались войска СС. В 1943 г. назначен также рейхминистром внутренних дел, а летом 1944 г. командующим Резервной армией. Арестован 21.05.1945 г. и вскоре покончил с собой, приняв яд. Гитлер (Шикльгрубер) Адольф (20.04.1889–30.04.1945), руководитель нацистской партии, канцлер Третьего рейха. 20.07.1921 г. избран председателем НСДАП. За организацию подавленного 8.11.1923 г. т. н. «пивного путча» в Мюнхене провел 9 месяцев в тюрьме. 30.01.1933 г. провозглашен канцлером Германии и после отмены в 1934 г. поста президента стал единовластным правителем страны. С 1938 г. главнокомандующий вермахтом. Инициатор начала Второй мировой войны 1.09.1939 г. Легко ранен во время покушения на него 20.07.1944 г. Покончил с собой в своем берлинском бункере перед приближением советских войск. Готтберг Ганс, группенфюрер СС, генеральный комиссар. В 1939–1940 гг. начальник службы по делам поселенцев в Праге, в 1941–1943 гг. фюрер полиции и СС в Минске, в 1943–1944 гг. генеральный комиссар Белоруссии. В 1945 г. погиб в бою с советскими войсками. Григорий ( Граббе Георгий Павлович , 8.04.1902–7.10.1995), епископ. Граф, в 1923–1926 гг. обучался на богословском факультете Белградского университета. С 12.08.1931 г. управляющий Синодальной канцелярией РПЦЗ в Югославии. 12.06.1944 г. в Германии рукоположен в сан иерея. С 1950 г. проживал в США, в 1960 г. возведен в сан протопресвитера. С 5.06.1967 г. заведующий отделом внешних сношений РПЦЗ. 12.05.1979 г. хиротонисан во еп. Манхеттенского. С 1986 г. на покое, скончался в США.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главное значение этого правила в том, что оно определяет соблюдение преимуществ и старшинства древних, впоследствии патриарших, кафедр. На IV Всел. Соборе представитель Рима Пасхазин пробовал ссылаться на это правило в искаженной редакции той части его, где упоминается римский епископ. Однако, ему был дан там же решительный ответ и противопоставлена древнейшая его редакция, которая и вошла в нашу Книгу Правил. О преимуществах Церквей имеют значение определения последующих Соборов. Настоящее правило устанавливает принцип твердых границ Церквей и необходимость согласия Первоиерарха на всякое постановление епископа в его области. Ср. Ап. 34; I Всел. 4; II Всел. 2 и 3; III Всел. 8; IV Всел. 28; VI Всел. 36; Антиох. 9 и 19; Карф. 13. 7 . Поскольку утвердилось обыкновение и древнее предание, чтобы чтить епископа, пребывающего в Элии (Иерусалиме), то да имеет он последование чести, с сохранением достоинства, присвоенного митрополии. Элиа, упомянутая в этом правиле, это Элия Капитолина – город построенный на развалинах Иерусалима. Т.о. оно устанавливает достоинство Иерусалимской кафедры. 8 . О именовавших некогда самих себя чистыми, но присоединяющихся к Кафолической и Апостольской Церкви, благоугодно святому и великому Собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире. Прежде же всего надлежит им письменно исповедать, как присоединяться и последовать будут определениям Кафолической и Апостольской Церкви, то есть, будут в общении церковном и с двоеженцами, и с падшими во время гонения, для которых и время покаяния установлено, и срок прощения назначен. Надобно, чтобы они во всем последовали определениям Кафолической Церкви. И так где, или в селах, или в городах, все, обретающиеся в клире, окажутся рукоположенными из них одних, да будут в том же чине. Если же там, где есть епископ Кафолической Церкви, некоторые из них приступят к Церкви, явно есть, что епископ православной Церкви будет иметь епископское достоинство; а именующийся епископом у так называемых чистых, пресвитерскую честь иметь будет, разве заблагорассудит местный епископ, чтобы и тот участвовал в чести имени епископа. Если же то ему неугодно будет, то для видимого сопричисления такового к клиру, изобретает для него место или хорепископа или пресвитера: да не будет двух епископов во граде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

За благо признаю ожидать, да прибудет и он. Если же и чрез послание быв попрошен, не приидет, и не отпишет, то подобает удовлетворить желанию народа. Но и от ближней области должно призвать епископов к поставлению епископа Митрополии. Напротив того, отнюдь да не будет позволено поставлять епископа в какое-либо село или в малый город, для коего довлеет и один пресвитер. Ибо не нужно поставлять там епископов, да не уничижается имя епископа и власть. Но епископы области должны, как изречено мною выше, епископов поставлять в те грады, в которых и прежде были епископы. Если же обрящется некий град, многим числом людей настолько возросший, что признан будет достойным иметь епископа, – да приимет. Согласны ли на сие все? Отвечали все: согласны. Подобно 3 пр., и это правило говорит о трех разных предметах. 1) Речь идет о поставлении епископа на вакантную кафедру. Промедление одного из епископов, который должен участвовать в поставлении епископа, не должно слишком задерживать дела. 2) Ради важности дела постановления Митрополита области, надо приглашать к участию в нем и епископов из соседней области. 3) Правило повторяет в главных чертах указание 57 Лаодикийского правила, что не следует ставить епископов в малые поселения «да не уничижается имя епископа и власть». В малом городе достаточно иметь пресвитера. Ср. Ап. 1; I Всел. 4; Антиох. 19; Лаод. 12 и 57; Карф. 64 и 67. 7 . Осий епископ рек: безвременные, весьма частые и несправедливые прошения наши сделали то, что мы не имеем такой благодати и дерзновения, какие иметь долженствуем. Ибо многие из епископов не перестают приходить в воинский стан, а особенно Африканские, которые, как мы узнали от возлюбленного брата нашего и соепископа Грата, полезных советов не приемлют, но презирают так, что один человек приносит в воинский стан прошения многие и различные, не могущие быть на пользу церквам, пособствует и покровительствует не бедным и простолюдинам или вдовицам, как было бы должно и прилично, но мирских достоинств и должностей ищет для некоторых. Таковое невежество причиняет нам ущерб, не без соблазна некоего и зазора. Приличнейшим же почитаю, чтобы епископ помощь свою подавал тому, кто от кого-либо утесняется, или если какая-нибудь вдова обиду претерпевает, или сирый кто-либо лишается принадлежащего ему, если, притом, и по сим предметам прошение будет справедливое. Аще убо, возлюбленные братия, угодно сие всем, то утвердите, что ни один епископ не должен приходить в воинский стан, кроме тех, которых благочестивейший царь наш призовет своим писанием. Но поскольку многократно случается, что некоторые, за преступления свои на заточение или на остров осужденные или иному какому-либо осуждению подверженные, прибегают к Церкви, требуя милосердия, – таковым не надлежит отказывать в помощи, но, немедленно и без сомнения, просить для них снисхождения. Если и сие угодно, преподайте на сие согласие все. Ответствовали все: да будет постановлено и сие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Здешняя жизнь вошла сразу в колею. После утренних бумаг погулял. Погода стояла мягкая. Принял: Григоровича и Наумова. В 2 1/2 часа Штюрмера, которому предложил место председателя Совета министров. Переговорил с ним о всех наиболее важных вопросах. Погулял с Марией. В 4 1/2 приехал Миша, пили с ним чай. После этого принял доброго старого Горемыкина, в последний раз, как Предс. Сов. мин. Читал до 8 час. Весь вечер читал Аликс и дочерям вслух. 19-го января. Вторник. Погулял двадцать минут. Принял: Поливанова, гр. Коковцова и Хана Нахичеванского. Завтракали: Сергей Михайлович, Гавриил (деж.). Погулял с Марией и Анастасией. В 4 1/4 поехал в город к Мама; она только что вернулась с освящения английского лазарета в доме Эллы. Вернулся в Ц. С. с Ольгой и Татьяной. Принял Сазонова. После обеда читал. Родионов пил чай. 20-го января. Среда. Сегодня вышло назначение Штюрмера. После утренних бумаг погулял недолго. Принял: Трепова и Хвостова. Завтракали: Сандро Лейхт[енбергский] и Казакевич (деж.). Сделал небольшую прогулку с Марией и Анастасией и затем немного поработал в снегу на прошлогоднем месте. После чая принял толстого Хвостова. Обедали одни. Григорий посидел с нами часок. Затем принялся за чтение книги вслух. 21-го января. Четверг. Легкий мороз и серая погода. Погулял двадцать минут. Принял: Мамантова, Крыжановского и Волжина. После завтрака у меня долго сидел Sir Georqe Buchanan. Сделал прогулку с Т[атьяной], М[арией] и А(настасией). Соня Ден пила чай. От 6 час. принял Шаховского. После почитал и затем принялись за английскую книгу. 22-го января. Пятница. Утром Граббе представил мне двух отличившихся офицеров Кубан. и Терского войск, прикомандированных к Конвою. Сделал малую прогулку. Принял: Варка, Харитонова, кот. просил об увольнении, и Никольского по делам Кавказского наместничества. После завтрака были еще: военный аг[ент] в Румынии Татаринов и швед Валленберг. Погулял и начал работать над постройкой башни из снега. В 6 час. принял Игнатьева. Вечером читал вслух. 23-го января. Суббота.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Книга Правил говорит о св. Писании, о важности изучения его, о способе изъяснения его, о св. Предании, о верности богопреданному учению, о таинствах, о призывании имени Божия, о кресте и крестном знамении, об иконах, о значении свято-отеческих писаний, о соборах, о незыблемости соборных определений, о том, что церковные правила должны быть внушаемы при рукоположении священнослужителей «дабы не поступали против них». Читатель найдет там нужнейшее учение о силе и действенности благодати Христовой (Карф. 126 пр.), о силе и смысле благословения, учение о грехе и мудрые разъяснения относительно епитимий, раскрытие высокого идеала священнослужителя и наставления о праведной жизни православного мирянина, строгие правила о рукоположении, подробные и тщательно продуманные правила, определяющие взаимоотношения епископов, пресвитеров, диаконов и мирян, а так же высокодуховные изъяснения их обязанностей церковных и в обыденной жизни. Книга передает взгляд Церкви на монашество и строгие правила, коими регулировалась жизнь иноков в древнее время; знакомит с порядком судопроизводства церковного над епископами и клириками. Та же книга раскрывает учение Церкви о браке, о девстве и разводе. Читатель встретит там отчетливо проведенный, но современным религиозным сознанием забытый взгляд, ставящий резкую грань между первым браком и вторым, тем более третьим, взгляд, нашедший, кстати сказать, для себя довольно яркое выражение в Требнике (см. «Последование о второбрачных»). Там же найдет решительное воспрещение пресвитерам и диаконам, принявшим сан, вступать в брак (Апост. 26; Шест. 3 и 6), чего так жаждут и добиваются современные обновленческие иерии и диаконы. Говорит эта богомудрая книга о ересях, о расколах, самочинных сборищах, об отношении Церкви к отлученным и иноверцам, об отступлении от веры, о должном поведении христиан во время гонений и во время войны, о праздновании воскресного дня, и о пирах, и о посте, и о роскоши, и о давании денег в рост, о посещении храма и о церковном пении 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010