Святитель Василий Великий Жизнь Св. Василий Великий , первый в числе трех Великих каппадокийцев (вместе со свв. Григорием Богословом и Григорием Нисским ), a также один из трех особо чтимых Православной Церковью «вселенских великих учителей и святителей» (вместе со свв. Григорием Богословом и Иоанном Златоустом ), родился около 330 г. в аристократической греческой семье в Кесарии Каппадокийской (Понтийская провинция Малой Азии, ныне в Турции). Его отец, также Василий, был известным ритором Неокесарии и Понта; бабушка по линии отца, св. Макрина, училась y св. Григория Чудотворца , епископа Неокесарийского (III в.), a мать Еммелия происходила из семьи христианского мученика. Трое сыновей Еммелии стали епископами Церкви – свв. Василий Великий , Григорий Нисский и Петр Севастийский, a дочь Макрина вела аскетический образ жизни и тоже впоследствии прославлена в лике святых. В раннем детстве Василий находился под сильным религиозным влиянием Макрины-старшей, которая дала ему начатки христианского благочестия. В юности Василий изучал античную литературу под руководством отца, стремившегося дать ему блестящее светское образование, a также занимался в кесарийском училище. Св. Василий навсегда сохранил уважение к эллинской книжности и впоследствии не однажды высказывался с похвалой о Гомере и Гесиоде, историках, философах и риторах Древней Греции. Для продолжения образования Василий едет в Константинополь, где учится y знаменитого ритора и педагога Ливания. Затем он прибывает в Афины, «обитель наук», по выражению св. Григория Богослова , и поступает в знаменитую Академию, основанную Платоном. Здесь вместе с ним учатся Григорий, с которым его связали узы преданной дружбы на всю последующую жизнь, и Юлиан, будущий император и отступник. В Афинах св. Василий изучает, помимо философии и риторики, еще и естественные науки. Св. Григорий вспоминает о Василии в эти годы: «Он был ритором между риторами еще до кафедры софиста, философом между философами еще до того, как выслушал философские положения, a что всего важнее – иереем для христиан еще до священства» («Надгробное слово Василию»). Друзья сочетали любовь к наукам с глубоким и искренним христианским благочестием: «Нам известны были две дороги: одна – это первая и превосходнейшая, вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям, другая... вела к наставникам наук внешних» (Там же). Окончив курс Академии, Василий возвращается на родину и здесь принимает Крещение (обычай откладывать Крещение до совершеннолетия был широко распространен в его времена).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

А. Бодров, М. Толстолуженко Сергей Чурсанов. Основные понятия троичного учения великих каппадокийцев и богословское понимание человеческой личности 178 Учение о Пресвятой Троице, сформулированное в IV веке великими каппадокийцами – святителями Василием Великим (329–379), Григорием Богословом (330–389) и Григорием Нисским (335–394), задает богословские основы христианского понимания Бога и отношений с Ним. В ходе прояснения тринитарного учения и его частных аспектов святыми отцами IV века были сформированы богословские понятия лица (πρσωπον), ипостаси (πστασις), индивида (τομος), особенности (δωμα), самобытности (τ καθ ατ), образа существования (τρπος τς πρξεως), отношения (σχσις), природы (φσις) и сущности (οσα), ставшие узловыми не только для триадологии, но и для христологии, а значит, – и для всей понятийно-терминологической системы православного богословия. Опираясь на учение о Христе как втором Лице Пресвятой Троицы, ставшем истинным совершенным человеком, и на понимание человека как образа Божьего, призванного к достижению подобия своему первообразу, ведущие православные богословы веков, среди которых особое место занимают В. Н. Лосский (1903–1958), архимандрит Софроний (Сахаров) (1896–1993), священник Думитру Станилоаэ (1903–1993) и митрополит Иоанн (Зизиулас) (род. 1931), сосредотачивают пристальное внимание на сотериологических аспектах святоотеческой триадологии. При этом они формулируют выводы, задающие основу христианского понимания человека и определяющие, таким образом, богословские подходы к решению актуальных вопросов богопознания, церковной жизни и межличностных отношений. Цель настоящей статьи заключается в выявлении и систематизированном представлении значения основных аспектов святоотеческого понимания Отца, Сына и Святого Духа как трех божественных Лиц, или Ипостасей, для христианского восприятия человека в качестве не просто одного из сотворенных существ, детерминированных в своем существовании собственной природой, но и как образа Божьего, призванного в общении с Богом к восприятию сверхприродных личностных измерений жизни «с избытком» 179 . В заключение на основании конститутивных характеристик личностного образа бытия, следующих из узловых аспектов святоотеческого понимания божественных Лиц, в статье предложено апофатическое богословское определение понятия человеческой личности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

богословское направление 2-й пол. IV в., представленное свт. Василием Великим , свт. Григорием Нисским и свт. Григорием Богословом (т. н. великими каппадокийцами) - отцами Церкви, осуществившими философско-богословское обоснование догмата о Св. Троице. Наименование дано по месту их служения в малоазийской пров. Каппадокия . Иногда к представителям К. ш. причисляют свт. Амфилохия Иконийского («четвертого каппадокийца»). Время жизни и деятельности отцов-каппадокийцев характеризуется значительным подъемом в греч. богословии, связанным прежде всего с победой христианства над язычеством и с активным изучением христианами классической античной лит-ры (отцы-каппадокийцы в своих творениях широко и творчески использовали достижения античной философии и науки). Др. особенность этого времени, непосредственным образом сказавшаяся на развитии К. ш., состояла в более полном освоении лит. наследия Оригена , влияние к-рого на каппадокийцев было обусловлено также живым преданием: через прямого ученика Оригена - свт. Григория Чудотворца , еп. Неокесарийского, во 2-й пол. III в. христианство широко распространилось в Понте (малоазийской области), откуда происходили предки свт. Василия Великого и его брата свт. Григория Нисского (свт. Григорий Чудотворец был духовным наставником их бабки по линии отца - св. Макрины Старшей ). В сочинениях каппадокийцев имеются свидетельства о том, какое влияние на их религ. образование имел Символ веры свт. Григория Чудотворца ( Basil. Magn. Ep. 204; Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.). Вероятно, свт. Григорий Чудотворец пробудил у каппадокийцев интерес и к самому Оригену. По свидетельству древних историков, свт. Василий Великий и свт. Григорий Богослов составили выборку из творений Оригена - «Филокалию» ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 26; Sozom. Hist. eccl. VI 1). Вместе с тем Ориген по-разному влиял на представителей К. ш.: свт. Василий Великий, наиболее критичный, менее подвергся этому влиянию; значительно больше оно отразилось на свт. Григории Богослове и особенно на свт. Григории Нисском. В то время как влияние Оригена определило общий характер и дух богословия К. ш., а также сообщило ему ряд понятий и терминов, содержание богословского учения К. ш. было основано на никейском вероопределении. Отсюда проистекала связь К. ш. с богословием свт. Афанасия I Великого , главного защитника никейской веры в предшествующий период, а через него - с малоазийским богословием (преимущественно сщмч. Иринея Лионского). Влияние малоазийского богословия удерживало каппадокийцев от одностороннего увлечения метафизическими проблемами и побуждало проявлять внимание к религиозно-практическим вопросам (этому способствовало также церковное служение каппадокийцев).

http://pravenc.ru/text/1470349.html

Евагрий Понтийский Нравственно-аскетические труды Послания Евагрий Понтийский Монах, аскетический писатель, богослов. Биография На пути к монашеству К сожалению, твёрдых исторических памятников, сообщающих о жизни и деятельности Евагрия Понтийского, известно не много. Исходя из тех данных, что имеются в распоряжении современных исследователей, его жизнь представляется следующим образом. Местом рождения аввы Евагрия был небольшой понтийский город Ивора (располагавшийся недалеко от Аннисы, где находилось родовое имение братьев-святителей Василия Великого и Григория Нисского ). Дата рождения Евагрия традиционно определяется 345-м или 346-м годом. По всей видимости, отец Евагрия был хорепископом, рукоположенным самим Василием Великим. Не исключается, что он был знаком с Григорием Богословом и Григорием Нисским. В довольно молодом возрасте Евагрий был посвящен в звание чтеца и принят в состав клира святителя Василия Великого. В дальнейшем он стал ему близок как ученик и верный последователь. Эти отношения длились вплоть до смерти святого Василия, последовавшей 1 января 379 года. Обескураженный кончиной своего учителя и архиерея, но горевший желанием продолжать изучать Божественные догматы, Евагрий покинул Каппадокию. Вскоре духовные поиски привели его в столицу Византии, Константинополь, где он примкнул к сторонникам святителя Григория Богослова (вероятно, он знал его лично и прежде, как близкого друга святого Василия) В то время Константинополь был переполнен сторонниками арианства. В этой связи единомышленникам Григория Богослова, ревностного защитника Православия, приходилось испытывать множество трудностей и опасностей. Для осуществления богослужения и душеспасительных бесед они могли довольствоваться лишь небольшой домовой церковью Анастасии. Святитель Григорий взял Евагрия под своё пастырское окормление и стал его новым учителем. Со временем он рукоположил Евагрия во диакона. Состоявшийся в 381 году, в Константинополе, Второй Вселенский Собор утвердил Никейскую веру, дополнил Никейский Символ новыми членами. В спорах между арианами и Православными была поставлена важная догматическая точка: арианство было окончательно осуждено.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Московская церковь св. Григория Неокесарийского на Полянке Одна из самых красивых в Москве церквей, единственная освященная во имя этого святого, находится в Замоскворечье, на улице Большая Полянка. Уникальный памятник русской истории и архитектуры с «пряным, восточным привкусом», как характеризуют его современные специалисты, храм был закрыт в советское время, но его старинный облик сохранился с давних времен. Он был основан в древней Москве по особому случаю еще в XV веке, а история строительства каменного храма, дожившего до наших дней, оказалась сопряжена с трагической судьбой его фактического создателя, священника, ставшего духовником царя Алексея Михайловича. Св. Григорий родился в городе Неокесарии на севере Малой Азии приблизительно в 3 в. от Рождества Христова. Он получил прекрасное образование и даже, отправившись в Александрию, учился там у самого Оригена. Вернувшись на родину, св. Григорий удалился от мира в пустыню и вел там святую жизнь в молитве и посте, обретя от Бога дар прозорливости и пророчества. О святом подвижнике узнал епископ города Амассии и решил поставить его епископом в родной Неокесарии. Св. Григорий согласился и перед хиротонией горячо молил Бога и Царицу Небесную открыть ему истинный образ поклонения Святой Троице. И было святому чудесное видение во время молитвы – ему явилась Сама Пресвятая Богородица вместе с Апостолом Иоанном Богословом. И от него святой услышал просимое знание о том, как следует истинно и достойно исповедовать Святую Троицу. Св. Григория немедленно записал все услышанное от Апостола в чудесном видении. И именно на этом Откровении потом было основано православное учение о Святой Троице, развитое Вселенскими учителями, Отцами Церкви святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским, а также составлен и сам Символ Веры. Св. Григорий Неокесарийский не дожил до этого. Он скончался около 266 – 270 г. В древней Москве праздник св. Григория Неокесарийского оказался связанным с важным для России историческим событием – в этот день, 17 ноября 1445 года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена великий князь Василий II Темный, прозванный так оттого, что был ослеплен врагами. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освященная по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в 1632 году.

http://pravoslavie.ru/65.html

Но мало того, что раскрытие догмата искупления уясняло истинный смысл таинства креста Христова для сомневающихся и неверующих; оно служило для них, по мысли св. отцов, еще доказательством божественности лица Искупителя: подобно тому, как из дела творения постигается Творец, так из дела искупления познается Искупитель: „как желающий узреть Бога, – говорит св. Афанасий Александрийский , – по самому естеству невидимого и вовсе не подлежащего зрению познает и постигает Его из дел; так и тот, кто не усматривает умом своим Христа, пусть уразумевает Его из дел телесных и пусть исследует, человеческие ли или Божии это дела. И если человеческие, то пусть смеется, а если не человеческие, но Божеские, то пусть признает сие и не смеется уже над тем, что не должно быть осмеиваемо, но лучше подивится, что посредством уничиженного явлено нам божественное, чрез смерть распростерлось на всех бессмертие и чрез вочеловечение Слова познаны и промышление о всех и Содетель и Зиждитель оного – Само Божие Слово“ 214 . Между прочим, по этому поводу домостроительство нашего спасения было раскрываемо, напр., Афанасием Александрийским в его „Слове против язычников“ и в „Слове о воплощении Бога Слова“ и Григорием Нисским в его „Большом Огласительном Слове“. Но вторым и более сильным поводом к раскрытию догмата об искуплении было широкое распространение в этот период ересей: Ария, Апполлинария, Нестория, Евтихия и др. Так как возможность, действительность и полнота искупительного дела Христова всецело зиждется на лице Богочеловека, и так как посему самое лицо Искупителя именно таково потому, что такое, а не иное, лицо необходимо было для целей искупления, – то отсюда понятна потребность подробного раскрытия смысла искупительной жертвы Христовой в целях воспользоваться этим раскрытием как ясным доказательством той мысли, что Христос должен быть истинный Сын Божий, как и истинный человек, для того, чтобы совершилось таинство нашего спасения; иное лицо Искупителя было бы бесполезно для человечества. По этому поводу и побуждению раскрываем был догмат об искупительной жертве Христовой св. Афанасием Александрийским в его словах против ариан, Апполлинария и др., Василием Великим , Григорием Богословом , Кириллом Иерусалимским , Епифанием, Кириллом Александрийским и другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

Святитель Амфилохий Иконийский Жизнь Основным источником сведений о жизни святителя Амфилохия является его переписка со свв. Василием Великим , Григорием Богословом и Григорием Нисским . Св. Амфилохий родился в Диокесарии Капиадокийской между 340 и 345 гг., учился у Ливания в Антиохии и затем около 364 г. стал адвокатом в Константинополе. Около 370 г. он удалился из византийской столицы в свой родной город и проводил уединенную жизнь. Св. Амфилохий был другом всех трех Великих каппадокийцев, которые переписывались с ним, и, вероятно, родственником одного из них – Григория Богослова . Св. Василий посвятил ему свое сочинение «О Святом Духе». В 374 г. св. Амфилохий, но рекомендации Василия Великого , был назначен епископом Иконии и первым митрополитом Ликаонийской провинции. Св. Амфилохий отказывался от хиротонии и согласился лишь из послушания Василию, который писал ему вскоре после рукоположения: «Благословен Бог, Который в каждом роде избирает благоугодных Ему!.. Он и тебя, который бежал, как сам говоришь, не от нас, но от звания, через нас ожидаемого, уловил ныне неизбежными сетями благодати... Не сетуй на тяжесть, превышающую силы. Если бы самому тебе надлежало нести это бремя, то, конечно, оно не только тяжело, но даже невыносимо. А если Господь несет его с тобою, то возверзи на Господа печаль твою ( Пс.54:23 )» (Письмо 155). Прежний учитель св. Амфилохия Ливаний также прислал ему письмо, в котором поздравлял с хиротонией. Св. Амфилохий ревностно принялся за исправление нравов во вверенной ему епархии, советуясь во всем со своим старшим другом св. Василием Великим . Ответом на его вопросы к Василию Великому являются канонические послания последнего. Св. Амфилохий управлял епархией весьма успешно, всюду восстановив порядок и каноническую дисциплину. Своими сочинениями он укреплял православную веру, опровергая арианскую ересь. Один случай из его борьбы с арианством рассказан историками Созоменом (Церк. история 7, 6) и 6л. Феодоритом (Церк. история 5, 16). Св. Амфилохий просил императора Феодосия запретить арианам богослужебные собрания в черте города, но император не согласился. Тогда св. Амфилохий пришел к императору на аудиенцию и, оказав ему соответствующую почесть, демонстративно не поздоровался с его сыном, только что возведенным в достоинство августа. Феодосий разгневался. Св. Амфилохий сказал ему: «Видишь, царь, как тяжело тебе сносить бесчестие сына и как ты негодуешь на тех, кто не оказывает ему чести. Поверь же, что и Бог всяческих гнушается произносящими хулу на Его Единородного Сына и ненавидит их». Император, услышав это, тотчас издал необходимый указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святитель Григорий Нисский Рассмотрим вопрос о геометрической форме Вселенной на основании содержания толкования Шестоднева святым Григорием Нисским. В качестве вспомогательного материала для лучшего понимания некоторых мест святого Григория привлекаются «Беседы на Шестоднев» его брата – святителя Василия Великого. Экзегетический метод святого Григория Из сохранившихся творений святого Григория Нисского значительную часть по объему составляют экзегетические произведения. Остановимся на одном из них, именуемом «О Шестодневе, слово защитительное брату Петру» . Произведение это написано, вероятно, в 379 году по просьбе брата святого Григория – Петра, епископа Севастийского, в Армении. Трактат имеет целью устранить неправильное понимание некоторых мест в «Беседах на Шестоднев» святого Василия Великого, опровергнуть обвинения в неполноте и в противоречиях и разъясняет некоторые вопросы, опущенные святым Василием по причине сложности их понимания его слушателями. Профессор Н.И. Сагарда отмечает, что в экзегетике святой Григорий стоит под сильным влиянием герменевтического метода Оригена, но применяет этот метод в различной степени. В частности, в произведениях, преследующих учительно-догматические цели, святой Григорий обычно следует историко-грамматическому методу, применяя средства научной экзегетики . В отношении к методу толкования «Шестоднева» святым Григорием можно отметить стремление сочетать буквальный смысл написанного с естественным воззрением, о чем свидетельствует сам святой: «Сие мы, человек Божий, ответствуем на предложенное нам твоим благоразумием, и выражений Писания не претворяя в иносказание, имеющее переносный смысл, и не оставив без исследования сделанных нам возражений. Но сколько можно, принимая речение в собственном его значении, при обозрении именований держались мы последовательной связи естества и тем по возможности доказали, что нет никаких противоречий в том, что само собою согласно, хотя и представляется противоречащим при поверхностном чтении… а здесь позаботились написать сие для требующих последовательности в том, что излагается в Писании, чтобы вместе и сохранить буквальный смысл написанного, и с буквою примирить естественное воззрение».

http://pravoslavie.ru/31149.html

Глава 1. Богозданный человек 1. Что есть человек? Человеку необходимо познать самого себя. Без этого он не может ни осуществиться как личность, наделенная разумом, ни осмыслить окружающий мир, ни познать Бога. Святые Отцы говорят о тесной связи между самопознанием и постижением Бога. «Кто знает самого себя, тот знает и Бога», – пишет святой Антоний Великий (PG 40, 1009А). «Хочешь ли познать Бога? Познай себя», – говорит Евагрий Монах (Добр. I, 444). Преподобный Симеон Новый Богослов неоднократно повторяет эту мысль: «Если ты самого себя не знаешь.., то как познаешь Творца? (Hymn.23, 527). Он подчеркивает важность внимательного изучения всего, что относится к человеку: «Собрав ум, постигни себя самого, или лучше – философствуй о себе и о своем» (Hymn.21, 391). Приступая к изучению себя, человек не может не остановиться перед таинственностью и противоречивостью собственной природы. Он не знает ни своего прошлого – того, что было до его рождения, ни будущего – что произойдет после его смерти. Он может подчинить себе животный мир, но не властен над собственным телом. Он стремится к счастью, но подвержен страданиям. Жаждет бессмертия, но умирает. Он – «плоть от плоти» этого видимого мира, высшая ступень в иерархии живых существ, населяющих землю, но слышит в себе дыхание иного мира – невидимого и неизведанного, но влекущего и желанного. Мотив изумления перед человеком часто звучит на страницах святоотеческих писаний. «Кто я был? – спрашивает святитель Григорий Богослов , – Кто я теперь? И чем я буду...? Я существую. Скажи: что это значит..? И ты, душа моя.., откуда и что такое?» (PG 37, 757–760). Непостижимость человека выражена святым Григорием Нисским : «Легче узнать небо, чем самого себя» (PG 44, 257 С). Святитель Игнатий Брянчанинов называет человека «тайной для самого себя». «Кто я? – восклицает он, – Откуда и для чего являюсь на земле? Какая вообще цель моего существования» (БТ 285). Преподобный Симеон, философствуя «о себе и своем», тоже нередко замирает в недоуменных вопрошаниях. Его удивляет не только душа, но и тело человека: «Кто объяснит мне, как Он создал меня от начала..? Как, скажи мне, из брения (составил) кости, как – нервы, как – мясо и жилы, как – кожу, волосы, глаза, как – уши, губы, язык? Как голосовые органы и твердость зубов при помощи дыхания ясно образуют членораздельную речь..? Как ум связан с плотью, и как плоть несмешанно и неслиянно срастворена с нематериальным умом?» (Hymn. 31, 124–136). Святой Симеон ощущает непостижимость рождения, жизни и смерти человека: «Начало жизни у меня – конец, и конец у меня – начало. Откуда я прихожу – не знаю, где нахожусь – не ведаю, и куда потом пойду – не знаю я, жалкий» (Hymn. 42, 1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Идея исполнения в этом храме-музее оратории митрополита Илариона обсуждалась Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в беседе со Святейшим Вселенским Патриархом Варфоломеем во время официального визита в пределы Константинопольской Церкви 4-6 июля 2009 года и получила поддержку со стороны Предстоятеля и других видных иерархов Константинопольского Патриархата. После исполнения в храме-музее Агиа Ирини оратории митрополита Илариона «Страсти по Матфею» автор музыки дал прием в честь Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и других высоких гостей, присутствовавших на концерте. Среди приглашенных были митрополит Халкидонский Афанасий, митрополит Мириофитский Ириней, клирики Константинопольской Церкви, посол Российской Федерации в Турецкой Республике В.Е. Ивановский и генеральный консул России в Стамбуле А.В. Ерхов, дипломатические представители из разных стран мира, соотечественники, представители местной общественности. Приветствуя собравшихся, митрополит Иларион сказал: «Для меня и для членов нашей делегации большая радость быть в этом священном для всех нас городе. Основанный великим императором Константином на перекрестке цивилизационных путей, он и сегодня является одной из величайших святынь христианского мира. Для нас как для представителей Русской Православной Церкви всякое посещение этого города является напоминанием о духовных корнях, ибо мы, христиане Руси, получили православную веру из Константинополя, для нас навсегда Константинопольская Церковь останется Церковью-Матерью. Для меня лично Константинополь связан также с именем святого, исследованию жизни и учения которого я посвятил много лет, имя которого носил до того, как принял монашеский постриг. Это святитель Григорий Богослов — великий богослов Церкви, который вместе со святителем Василием Великим и его братом Григорием Нисским защищал Православие в эпоху господства арианской ереси. Именно в этом городе великий Григорий произнес свои бессмертные слова о богословии. Именно здесь он взошел на архипастырский престол для того, чтобы отражать ереси и защищать Православие. Именно здесь, в соборе Агиа Ирини, проходил Второй Вселенский Собор, на котором святитель Григорий говорил свои речи.

http://patriarchia.ru/db/text/1124507.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010