Jekaterina 6 января 2018, 01:25 Интересный экскурс в историю календарного летоисчесления,однако позиция автора осталась для меня невнятной-с одной стороны он утверждает,что переход на григорианский календарь не решает вопрос Пасхалии,с другой-утверждает,что Пасхалия-событие,не привязанное к астрономии и не имеет большого значения,когда его праздновать. И опять-таки неясно,чем плохо уже почти столетие живут греки? Потом,что касается незыблимости недогматических традиций, то мне кажется, что это не лучшая черта русского менталитета,благодаря которой у нас до сих пор существуют общины, которые считают,что суть христианства в том,чтобы креститься двумя перстами и т.п. Хорошо бы отличать недогматическое от догмы. Сергей Карасик 24 декабря 2016, 13:44 Пробег по своей эклиптике Земля делает, - по Юлианской системе летоисчисления - за 365,25 оборота вокруг своей оси; по Григорианской (Новоюлианской) - за 365,2425 оборота вокруг своей оси. Принципиальным является погрешность летоисчисления и вот поэтому григорианский календарь более точен по сравнению с юлианским. Это значит, что хронология исторических дат будет более стабильной. Что касается времени начала нового года, то логично и целесообразно принять за точку отсчета день зимнего солнцестояния. Привязки положения солнца над уровнем горизонта и составляют основу современного календаря. Цикл начала и окончания года должен соответствовать низшей точке положения солнца над горизонтом в полдень. Григорий 12 января 2016, 09:21 Цитата: " Иудейская пасха – действительно, сезонный праздник, связанный с сельскохозяйственным циклом " . Я еще раз спрашиваю у Вас, уважаемый автор, где это сказано? Кто сообщил Вам это? А как же Исход? Или Вы намеренно искажаете суть иудейского праздника Песах? Дмитрий 10 января 2016, 17:24 Юлианский календарь дает погрешность летоисчисления. Рождение Христа это праздник привязанный к астрономии. Совершенно очевидно, что если мы хотим отмечать точную дату, то мы должны ее исчислять по наиболее точному календарю. Т.е. григорианскому. Что касается пасхи, если согласиться с автором, что праздник не привязан к астрономии, то именно ее и отмечать как отмечали по юлианскому календарю в чем проблема?

http://pravoslavie.ru/88909.html

Особенность Григорианского календаря, введенного в 1582 г., заключается в том, что одни и те же даты удерживаются в нем в течение значительно более длительного времени, чем при Юлианском календаре, в астрономически тождественное время года. Юлианский же календарь допускает смещение дат: так, через несколько тысяч лет 1 января будет приходиться не на зимнее, а на весеннее время. Однако преимущество это относительно. Абсолютно точным астрономически не может быть вообще никакой календарь, так как продолжительность суток не кратна продолжительности солнечного года. Григорианский календарь не особенно удачен и с астрономической точки зрения. Известно, что хронографы и астрономы предпочитают пользоваться древним Юлианским календарем - при пользовании им нет необходимости переводить даты из одного исчисления в другое. Профессор В. В. Болотов говорил «о безумной григорианской мысли о реформе календаря,» называя григорианский год «истинным мучением для хронографов,» Не одобрял новый календарный стиль и профессор Н. П. Глубоковский. «С церковной точки зрения, - писал он, - календарь имеет существенное значение только в связи с празднично-богослужебной практикой и не может быть рассматриваем вне ее, ибо тогда он был бы чисто внешней величиной; никакие произвольные новаторства... тут недопустимы, чтобы не произошло церковное расстройство с явным соблазном и опасностью для верующих.» Уже в наши дни математик и астроном А. Н. Зелинский отмечал: «Пусть 400-летие Григорианской реформы, исполнившееся в октябре 1982 г., реформы, создавшей «календарный вопрос» в христианском мире, послужит серьезным напоминанием о том, что время не может служить оправданием решения, принятого без соборного волеизъявления всех христианских Церквей.» Самый главный недостаток Григорианского, или так называемого Новоюлианского календаря состоит в том, что в литургическом отношении он безусловно уступает традиционному Юлианскому. С его введением связано выпадение из литургического года целых 13 дней (если это происходит в XX веке). Кроме того, в силу согласованности Юлианского календаря с Александрийской пасхалией, переход к несогласованному с ней Новоюлианскому календарю при сохранении Александрийской пасхалии приводит к тому, что в некоторые годы совершенно исчезает Петров Пост.

http://sedmitza.ru/lib/text/432446/

Так как в настоящее время весеннее равноденствие упадает не на 21 марта, а на 9, то вычисление пасхального полнолуния, а, следовательно, и св. Пасхи, является ошибочным, неверным и по существу уклоняющимся от постановления Никейского собора. Как видно, это уклонение заключается в том, что, желая буквально исполнить постановление вселенского собора – считать пасхальным полнолунием первое после весеннего равноденствия, мы ошибочно принимаем, что равноденствие упадает на 21 марта, тогда как в действительности оно упадает на 9 марта. Для исполнения постановления Никейского собора необходимо привести 21 марта на день истинного весеннего равноденствия, и это следовало сделать в первый же век после Никейского собора, и затем повторять подобное исправление по мере накопления ошибок. Если в то время исправление нельзя было сделать единственно вследствие незнания истинной продолжительности года, то в настоящее время, когда известно весьма точно значение действительной продолжительности года, – нет никаких оснований охранять ошибку наших отцов и продолжать уклоняться от истинного требования Никейского собора. В приведении весеннего равноденствия с 9 марта на 21 и заключается реформа календаря 533 . Однако ошибочность этих разъяснений вопроса о выполнении правила вселенского собора, касающегося времени празднования Пасхи, основательно показана пр. Н. См-вым в статье: «К вопросу о преобразовании календаря» 534 , куда мы и отсылаем любознательного читателя. Здесь же дана сравнительная оценка пасхалии – нашей и западной. Вопрос о замене юлианского календаря григорианским, читаем в «Церк. Вестнике» от 7 августа, в последнее время не раз поднимался в православных государствах востока. Не так давно со специальной целью возбудить интерес православных к этому вопросу путешествовал по православным странам представитель болонской академии наук патер Тондини ди-Кваренга, читавший везде рефераты по этому вопросу. Почтенному патеру не удалось убедить православных в преимуществе западного календаря и, по-видимому, этот вопрос считался сданным в архив.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так случился «григорианский» календарь – математический абсурд, как способ упорядочения жизни при помощи чисел, расчётов и вращения Земли вокруг Солнца. Время стало представляться как циферблат со стрелками. Рождество по «григорианскому» календарю зависит от точности астрономических вычислений, в то время как оно зависит от Бoжiero смотрения. Ведь время, как ни крути вокруг Солнца, – это условность, величина непостоянная, которую возможно преодолеть, изменить, даже проигнорировать, а вот Рождество в мироздании – константа. Как застолбил Господь Своим Рождеством мироздание, так оно и стоит, не шелохнувшись. Появление «григорианского» календаря – это свидетельство, что католичество к XVI веку уже давно потеряло своё духовное чутьё. Католики – это, как бы дети малые, которых в гости пригласили, а они этажом ошиблись… Им говорят, что здесь Екатерина живёт, а они: «Нет, Никола Зимний». «Шёл в комнату – попал в другую» (Грибоедов, «Горе от ума»). Юлианский календарь, по которому живёт Православие, во главу угла своей жизни ставит не вращение земли, а события. Вообще, любой день юлианского календаря – это событие, будь то Рождество, Преображение… Или же Николин день, Ильин… Возьмём хотя бы Екатеринин день. Это не просто день памяти святой мученицы, в который мы вспоминаем эпизоды её земной жизни, имея её как бы образом веры для себя. В этот день мы получаем дар особенного сердечного сочувствия. В лице Екатерины Господь показал, насколько может преобразиться в своей святости человек, что человек становится всеобъемлющим как бы пространством – красотой, атмосферой, неизреченной радостью. И нам возможно это чувствовать. И чувствовать, что это именно Екатерина здесь и сейчас. А в Николин день тоже: и красота, и радость, и дыхание – но это Никола, и это по-другому, это уже другой Образ. Если рассматривать Бытие как существование Бога, то со-Бытие – это Бoжie соизволение человеку быть сопричастным божественному Бытию, вечному и безграничному. Со-бытие порождает со-Знание. А со-Знание выражается через образы. Верующий человек мыслит образами. Когда Карл Маркс говорил, что человек мыслит словесными категориями, то он вряд ли имел в виду Слово в качестве Бога, ну а так старик прав, если учесть, что Образ – это Словесная категория. Образ не зависит от того, Солнце ли вокруг Земли вращается или же Земля вокруг Солнца. Поэтому во всякого рода коперниках и галилеях надобности на Руси особой не было. Образное мышление – характерно именно для Православия, и это есть сознание божественной природы в себе, в природе, в других людях. Картина мира для православного человека предстаёт в цельном всеобъемлющем Образе. И календарь – это как иконостас, составлен из образов.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/29/...

Когда большевики победили, и стало ясно, что это всерьёз и надолго, старый календарь для русского человека, для человека традиционных убеждений, стал уцелевшим символом старой культуры наряду с восстановленным Патриаршеством. Символом, которым следовало дорожить. Ультраэкуменический проект Британские войска в Стамбуле маршируют перед мечетью Нусретийе в районе Топхане ХХ век интересен сломом мировой истории. Сломом, вызванным радикальным вторжением Европы в другие цивилизации в конце и по окончании Первой Мировой войны. Так, Османская империя приняла новый календарь чуть раньше, чем Советская Россия, в марте 1917 года, незадолго до своего краха. Важно, что именно в этом государстве существовал Константинопольский Патриархат. В 1919 году григорианский календарь приняли Югославия и Румыния — но Сербская и Румынская Православные Церкви оставили юлианский. Интересно, что окончание Первой Мировой войны ознаменовалась не только созданием Лиги Наций, но и проектом создания Лиги церквей. Ее должен был возглавить самый авторитетный архиерей в православном мире — Константинопольский Патриарх. Этот проект не только обсуждался, но и был одобрен подавляющим большинством Православных Церквей к 1920 году. Это тоже надо помнить. Фактически речь шла об объединении всех церквей мира — не только православных, но и англикан, а в перспективе и католиков. То есть это был ультраэкуменический проект. — Кто был инициатором этого ультраэкуменического проекта? — Его затеял тогдашний местоблюститель константинопольского патриаршего престола Дорофей. В это время Константинополь был оккупирован Антантой (1919–1920 гг.). И поскольку Россия тогда сходит со сцены как церковная величина, греки во главе с Константинополем, все филэллины, как бы берут на себя флаг Православия. Они теперь его главные хранители, Россия вышла из игры. И они делают ставку на англичан — главных победителей в мировой войне. Они считают, что сейчас нужно объединиться с англиканами на почве непризнания католиков, а потом уже вместе вести переговоры с католиками, за которыми стоит Франция. Понятно, что Франция тоже игрок, но католицизм — менее удобный контрагент, чем англикане. Они как бы создают евхаристическое общение между разными церквями вне контекста Символа Веры.

http://pravoslavie.ru/118168.html

Совещание Православных Церквей, состоявшееся в Константинополе в мае 1923 г., выработало более совершенный метод, постановив, что лишь те календарные годы оканчивающиеся на два нуля (сотые), будут считаться високосными, цифра которых, будучи разделена на 9 даст остаток в 2 или 6, остальные же годы остаются обыкновенными (невисокосными), в 365 дней. Согласно этом) исчислению, из девяти последующих столетних годов, от 2000 до 2800, только два будут високосными (в 366 дней), а остальные семь будут невисокосными (в 365 дней). Таким образом, разница в отношении равноденственного дня низводится до минимума в Юлианском календаре, исправленном Православной Церковью. Фактически и по исчислению этого нового исправленного календаря календарный год будет длиннее тропического, но эта разница составляет всего лишь 2,02 секунды, что лишь через 42.772 года даст разницу в один день, а не через 4.000 лет, как это выходит по Григорианскому календарю. Больше приближаясь к действительному астрономическому году, старый Юлианский календарь, исправленный Совещанием Православных Церквей в Константинополе, является более совершенным по отношению к Григорианскому календарю с научной точки зрения. Разница между православным календарем и Григорианским календарем станет заметной лишь в 2800 г. С другой стороны, для того, чтобы уничтожить разницу в 13 дней, на сколько отстает в настоящее время день весеннего равноденствия в Юлианском календаре, Константинопольское Совещание Православных Церквей решило перенести этот день с 8 марта, когда оно приходилось по Юлианскому календарю, на 21 марта, каковая дата была положена в основу календарных исчислений I Вселенским Собором. Другими словами, были вычеркнуты те 13 дней, благодаря которым календарное равноденствие отставало от астрономического года, и, таким образом, была устранена неправильность, из-за которой дата празднования Пасхи непрестанно отдалялась от предельного срока, который был определен в этих целях. Следовательно, согласно с правилом, установленным св. Кириллом Александрийским (412–444), эта дата будет приходиться на период времени всего в пять недель, заключающийся между 22 марта и 25 апреля, но сообразно с астрономической действительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Иране существует арабский календарь с тройным числом: европейская дата, лунная хиджра и солнечная хиджра – и никакой трагедии. Официальный календарь – солнечная хиджра. В Японии и Китае есть свои традиционные лунные календари, по ним сегодня не живут, но, тем не менее, их никто официально не отменял, и традиционно – народом, по крайней мере – они используются для всех праздников. Рейтинг: 9.1 Голосов: 1554 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Павел 12 января 2019, 15:58 Продолжая комментарии. В итоге получается, что обоснование жизни Церкви по Юлианскому календарю не выдерживает критики и сводится к субъективному " мы так привыкли, и менять ничего не хотим " . Кроме этого, ничто не мешает уточнить календарь в соответствии с астрономическими данными и разработать, отталкиваясь от них, новую Пасхалию (то, что сделали на заре христианства, можно сделать еще раз). Оставаясь на Юлианском календаре, накапливая ошибки, мы неизбежно нарушим свои же каноны и правила. Пусть и не сейчас, но через какое-то количество веков это случится. Юляша 10 января 2019, 16:13 Как Господь Бог управит так и будет! Если святые отцы Церкви говорят, что новый стиль от лукавого, то так и есть! Павел 10 января 2019, 14:42 Продолжая комментарии. Вопрос о проблематике расчета Александрийской Пасхалии. Цитата: Пасхалия — методика расчёта даты Пасхи. Методика заключается в моделировании практики времяисчисления древних иудеев с целью определения дня ветхозаветной Пасхи в датах солнечного календаря (юлианского, григорианского или александрийского) и нахождения следующего за этим днём воскресенья как дня христианской Пасхи. И опять речь идет о солнечном календаре с привязкой к длительности года. Ни в Писании, ни в канонах и догматах нет указаний на то, что нам нельзя исправлять ошибочные календари, которые к тому же были заведены язычниками. Павел 10 января 2019, 14:18 Продолжая комментарии. Возвращаясь к " проблеме сезонности " . Насчет отмечания Пасхи в Южном полушарии. Когда писались Апостольские правила, каноны - никто не знал про существование Южного полушария - Земля ведь тогда считалась плоской. А сейчас оказывается, что Апостольские правила противоречат географическим фактам.

http://pravoslavie.ru/88909.html

Елена 9 января 2018, 14:52 Опять я. Не меняйте юлианский календарь. У нас даже погода по нему идет. Это сказала,к моему удивлению, моя далеко невоцерковленная мама. Да и на самом деле - кто перешел на новый календарь - у того в государстве начался бардак. И патриарх Пимен не благословлял, Царствие ему Небесное. А Новый год я буду отмечать с 13 на 14! Желаю всем здоровья и сил, особенно Вашим детям. Счастливого 2018 года! Сергей 8 января 2018, 22:54 Наталия 8 января 2018, 10:26 А по-моему все очень понятно. РПЦ живет по юлианскому календарю. Некоторые поместные Церкви - по новоюлианскому (сейчас совпадающему с григорианским), но Пасху все православные Церкви празднуют на основе юлианского календаря. Надо оставить все как есть по двум причинам: 1. традиции. 2. простоты календаря. Елена 8 января 2018, 12:36 Этот Новый год (праздник) меня измучил. Я понимаю, что настоящим христианам это дополнительный подвиг во время поста, но куда девать вкоренившиеся мирские традиции и недовольного мужа? Вот и рвешься, вот и рвешься... Хоть причина и не только в этом, а во мне самой Наталия 8 января 2018, 10:26 Долгое время не могу понять всей этой истории с календарем. После прочтения данной статьи понятней не стало. Видно, что автор и сам не до конца владеет материалом. Говоря о григорианском календаре - пишет о каких-то " прибавках и добавках " - это что? Говоря о юлианском - о каком-то " математическом аппарате " - а это что? Где конкретика? Так по какому календарю сейчас живет РПЦ - юлианскому или новоюлианскому? Если по юлианскому - почему праздники празднуем по новоюлианскому? Из статьи поняла одно: надо оставить все как есть по одной причине: чтобы поститься назло Новому году, когда невоцерковленные гуляют - просто, чтобы нам трудно было, мы ж христиане, нам не должно быть легко. Сергей 8 января 2018, 10:06 Дата Пасхи по определению Первого Вселенсого Собора, это первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия. Но тогда получается, что этому правилу следуют католики и протестанты, а не православные. Во-первых дата равноденствия - 21 марта, а в юлианском календаре 21 марта уже не соответствует астрономическому равноденствию. Подсчет фаз луны в александрийской пасхалии тоже неточный (если полнолуние приходится на пятницу, суботу или воскресенье, то дата Пасхи сдвигается еще на неделю).

http://pravoslavie.ru/88909.html

Еще один недавний пример. В 1997 г. Всемирный Совет Церквей организовал в г. Алеппо конференцию по вопросу пасхалии. В 2001 г. Пасха православных, католиков и протестантов совершалась в один день, и было высказано предложение, чтобы начиная с 2002 г. она высчитывалась астрономически (подобно тому, как это было решено на Совещании 1923 г.). Однако это предложение настолько нереально, что его можно рассматривать лишь как утопию. К сожалению, православные делегаты просто подписали это соглашение, не дав ему какой-то богословской оценки. Такая «астрономическая пасхалия» не будет цикличной и поэтому противоречит всей той долгой и сложной истории развития христианской пасхалии, которая была кратко представлена в данной статье. Попытки установить празднование Пасхи на фиксированное воскресенье марта или апреля, предлагаемые в настоящее время, не могут быть приняты по тем же самым причинам. Однако если мы посмотрим на всем известную формулу «первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия» с астрономической точки зрения, напр., в нынешнем 2002 г., то получится следующая картина. Весеннее равноденствие — 21 марта, первое после него полнолуние — 28 марта, четверг, и Пасха должна была бы праздноваться 31 марта. Однако она совершается у нас лишь 5 мая, т. к. дата равноденствия уже «ушла» на 3 апреля, и то полнолуние, которое мы используем, будет на самом деле вторым, а не первым после реального весеннего равноденствия (сюда еще добавляется накопившаяся погрешность фаз луны, достигающая в настоящее время до шести дней). Формально недоумение разрешается тем, что все эти даты — григорианские, с точки зрения юлианского календаря Пасха в этом году — 22 апреля, поэтому верхняя пасхальная граница 25 апреля пересечена не будет. Поэтому вопрос о соотношении астрономических и пасхалических данных остается открытым. «Совершенного» календаря и пасхалии не существует. Все пасхальные таблицы представляют собой попытку создать определенную математическую схему, которая описывала бы движение луны достаточно точно по отношению к реальному ее положению на небе, была бы по возможности простой и, что самое главное, являлась бы цикличной, т. е. будучи рассчитанной раз и навсегда на определенный отрезок времени, избавляла бы от необходимости производить новые расчеты. Пасха по таким таблицам совершается независимо от того, соответствует ли эта дата реальному положению светил на небе. С этой точки зрения александрийская пасхалия с ее 532-летним циклом — проста и элегантна, но тогда мы должны смириться с тем, что через несколько тысяч лет Пасха будет летом, а Рождество Христово — весной.

http://pravmir.ru/vse-li-ravno-kogda-pra...

(Для тех, кто любит расчеты: за год, то есть за время обращения Земли вокруг Солнца, земной шар оборачивается вокруг своей оси приблизительно 365,24219 раза, то есть проходит 365,24219… дня. Но в календаре может быть только целое число дней. Поэтому принято делить годы на простые (365 дней) и високосные (366 дней). Високосные идут с такой частотой, чтобы в среднем дать нужные 365,24219 дня. В юлианском календаре високосные годы — каждый четвертый, в григорианском правило более сложное: високосный — каждый четвертый год, кроме тех лет, которые делятся на 100, но не делятся на 400. Таким образом, в григорианском календаре 2008 год — високосный, поскольку 2008 делится на 4, 1900-й — не високосный, поскольку 1900 не делится на 400. Но астрономическая точность при выборе календаря — не главное. Календари и календарные реформы с самого начала воспринимались в религиозном контексте. «Новый стиль» обсуждался еще в 1563 году на Тридентском соборе, реформационном соборе Западной Церкви, окончательно определившем ее «католичность». Предписание использовать новый календарь обнародовал в 1582 году папа Григорий XIII; в честь него календарь и называется григорианским. Папа предлагал всем христианским государям поддержать его нововведение. Основной смысл изменений в XVI веке видели в более правильном расчете даты Пасхи: по древним канонам это первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Технически нетривиальный способ расчета дня празднования Пасхи, зависящего и от долготы дня, и от фазы Луны, с первых веков приводил к недоразумениям и спорам. Незначительные расхождения при учете положения Луны и Солнца давали совершенно разные даты, что воспринималось очень болезненно: в одной области еще шел Великий пост, а в соседней уже заканчивали пасхальное веселье… И вот теперь оказывалось, что еще и дата равноденствия (21 марта) не точна! Выход папа и его научные консультанты видели в том, чтобы ликвидировать накопившееся «смещение» календаря и вернуться к положению вещей на момент I Вселенского собора (325 год), когда была утверждена современная пасхалия. Для корректировки накопившегося с тех времен «смещения» сразу прибавили 10 дней, так что в 1582 году после 4 октября следовало 15-е. Легкость, с которой католики взялись за исправление счета времени, вполне в духе той эпохи: Реформация заставила католических первоиерархов задуматься над упорядочиванием церковной жизни. Не случайно же критика Лютера встретила такое сочувствие! Неисправности календаря никого не удивили — если в богослужении накопилось столько нарушений, то и сам счет дней может быть нарушен.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-pochemu-my-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010