» (Мф. 22: 21) (« кесарь » (или « цезарь ») -одно из титульных наименований римского императора, из которого в дальнейшем произошло наименование « царь »). По толкованию Святых Отцов, в этом выражении Господь не противопоставил власть кесаря власти Богу, а утвердил должное, основанное на почитании Бога, почитание царской власти. Вот как в святоотеческом духе это учение Христа раскрыл святитель Филарет Московский (Дроздов): «« Воздадите Кесарева Кесареви»... Господь, однако, сим не удовлетворился, но простер Свой ответ за предел вопроса , и непосредственно присовокупил другую заповедь: «и Божия Богови», означая сим союз обеих заповедей и неполноту первой без последней... Для чего Слово Божие представляет нам мысль о Царе в непосредственной близости с мыслию о Боге? Без сомнения, для того, чтобы сии мысли были дружны и неразлучны в нашем сердце и в нашей деятельности, и чтобы мысль небесная была опорою земной...И церковь «да воздает Кесарева Кесареви», вознося молитвы за Царя и Государство, внушая своим чадам верность к Царю, Отечеству и законам и укрепляя сию верность клятвою во имя Божие. И Государство «да воздает Божия Богови» вместе с своим Самодержцем, благоговея пред Вседержителем, соглашая свои законы с Его заповедями, споспешествуя Церкви охранением, подобно как и она государству споспешествует учением и молитвою... » Поэтому учение святых апостолов не знает никакой иной земной верховной власти, кроме царской, и требует от христиан ее почитание, как богоустановленной: « Всякая душа да будет покорна высшим властям (т.е. царской власти - А.Ч.) , ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены... противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение... ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое ». (Рим. 13: 1-2, 4). Причем первоверховные апостолы требовали от христиан чтить царей и повиноваться им по совести (Рим.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/23/...

Нельзя не сказать и о том, что за словами ап. Петра скрывается так или иначе осознаваемая христианская интуиция о возможности спасения тех, кто жил до Христа или даже вне Христа, не ведая Его, но повинуясь своим познаниям об Истине и о Боге . Почитание властей Затронутая выше тема взаимоотчуждения христианского пути и нехристианской, а зачастую и антихристианской общественной жизни, имеет еще один немаловажный аспект. В 1 Петр. много говорится о необходимости соблюдать общепринятые социальные нормы и подчиняться государственному порядку: 13 ...будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти... 17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. 18 Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1 Петр. 2, 13. 17-18). Эти увещания оттеняют разницу христианства как жизненного пути-странствия от жизни нехристианского общества и одновременно предполагают лояльное отношение к существующему государственному и общественному порядку. Они имели и имеет актуальнейшее звучание во все времена (в том числе и сегодня) и ставят вопрос: до какой все-таки степени простирается различие христианского достоинства и нехристианских т.н. общечеловеческих ценностей? § 19. Соборное Послание ап. Иуды Одно из самых маленьких новозаветных писаний (одна глава, так же как Флм., 2 и 3 Ин.), Соборное Послание апостола Иуды посвящено практически одной теме — обличению антихристианских лжеучений. При малом объеме Иуд. впечатляет необычайно резкой и негативной манерой, в которой изложены эти обличения, а также тем, что использует апокрифический материал апокалиптического характера. Принятое в канон не без колебаний , т. е. с самого начала не привлекая к себе постоянного внимания, Иуд. оставило так до конца и не разрешенными (может быть, в самой большой степени из всех новозаветных книг) вопросы исагогического характера: когда, где, кем, для кого оно было написано; какие конкретно лжеучения имеет в виду? Однако в любом случае Иуд. дает представление о том, как уже в самые ранние времена Церковь отвечала на реальные или еще только назревающие опасности. 132. Кто такой Иуда — автор Иуд.?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Но уже в период Судей, когда народ начал отступать от служения Господу и ходить вслед иных богов, жизнь ветхозаветной Церкви периодически оказывалась в опасности. И тогда появляются пророки, обличавшие народ, призывавшие его вернуться к Завету с Господом. В книге Судей упоминаются только два пророка: Девора ( Суд.4:4 ) и некий человек Божий ( Суд.13:6 ). Однако надо иметь в виду, что в этот период многое из пророческого служения выпадало на долю самих судей, которые, также как и пророки, были поставляемы Господом. «Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их» ( Суд.2:18 ). Но все же, по замечанию 1й книги Царств, «слово Господне было редко в vie дни, видения были не часты» ( 1Цар.3:1 ). Этот период еще не был временем тьмы – после каждого отпадения народ возвращался к служению Господу. Тьма сгустилась во времена разделения единого царства после смерти царя Соломона. Впервые государственные, личные и династические амбиции были поставлены выше исполнения завета Божия. Создание независимого Северного царства при наличии одного народа, единого Закона, единого Храма, единых требований Закона о принесении жертв всем народом в иерусалимском Храме не менее трех раз в год, с неизбежностью должно было поставить перед каждым израильским царем проблему выбора. Или он будет поддерживать единый культ со всеми его требованиями – тогда для него реальной станет возможность потери царства: если весь активный народ будет трижды в год ходить в столицу другого государства, то через какое-то время существование двух отдельных царств станет бессмысленным и будет восстановлено единство. Или он должен создать свой собственный культ, похожий на иерусалимский, но со своим местным святилищем, своими священниками и т. д., чтобы не допустить постоянного паломничества в столицу другого государства. Это понимал каждый израильский царь, и перед каждым монархом северного царства вставал выбор – что для него важнее: исполнение Закона или сохранение собственного царства? Выбор главенства царства фактически означал отвержение Закона, потому что, независимо от личного благочестия того или иного царя, это вело весь народ к постоянному нарушению Первой заповеди. Впервые и весь народ Божий столкнулся с дилеммой: Церковь или государство?

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

Особо хочется выделить «Откровение Мефодия Патарского». Хотя современные ученые склонны видеть в этом памятнике сочинение VII в., но Церковь православная испокон веков приписывала это творение священномученику Мефодию Олимпийскому, епископу Патарскому - 312), и не только не подвергало это произведение сомнению, но, напротив, считало его священным « Слышали [вы] же, что Павел боголюбивый пророчествовал о последних днях и о царстве Римском, говоря Солунянам:... пока удерживающий ныне не будет [взят] от среды. И тогда откроется беззаконник. Что это такое, как не Римское царство? Всякое начало и власть мира разрушится, кроме него. Ибо оно терпит войны, но не побеждено, и все народы сражаются с ним, но оно побеждает их и господствует над ними, пока не придёт последний час, когда оно прострёт руки свои к Богу, по слову апостола, говорящего: когда упразднит всякое начальство и всякую власть, тогда и Сам Сын предаст царство Богу и Отцу. Какое же это царство, как не христианское ? Нет ведь другого царства, подобного ему по могуществу! » Однако самым известным и авторитетным церковным толкованием этого места, считается изъяснение святителя Иоанна Златоуста (cep.IV в. - 407), который подчеркивает, что именно страх перед могущественностью Римской державы удерживает приход антихриста: « Когда прекратится существование римского государства, тогда он (анти­христ) придет. И справедливо, - потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится (антихристу); но после того, как оно будет разрушено, водво­рится безначалие, и он будет стремиться похитить всю - и человеческую, и Божескую - власть. Подобно тому, как прежде того разрушены были царства, именно: мидийское - вавилонянами, вавилонское - персами, персидское - македонянами, македонское - римлянами, так и это последнее разрушено будет антихристом, а он сам будет побежден Христом и более уже не будет владычествовать. И все это с большою ясностью передает нам Даниил. «И тогда, - говорит, - явится беззаконник »

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/23/...

Первое, что бросается в глаза в евангельском учении о власти, – это категорическая, много раз повторяемая защита её, настойчивая проповедь её божественного происхождения. Власти распяли Христа, заточали апостолов в тюрьмы, по пророческому слову Спасителя должны были воздвигнуть жестокие гонения на Церковь , и апостолы, как бы предупреждая какой-то соблазн, говорили: «...будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» ( 1Пет. 2, 13–14 ). Апостол Павел, как бы прозревая бесконечную даль мировой истории, говорил воистину оправдавшиеся и оправдывающиеся поныне пророческие слова: «...все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим. 3, 12 ) и как бы совершенно вразрез с этим писал в послании к Римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» ( Рим. 13, 1–2 ). Таким образом, с одной стороны, всякий живущий подлинно во Христе Иисусе, по апостолу, будет гоним властью, с другой стороны – эта власть от Бога, Божие установление. Власти, от Бога поставленные, будут гнать всех живущих в Боге! Противоречие настолько грубое, что с первого же взгляда бросается в глаза 11 . Очевидно, есть какой-то высший, сокровенный смысл в этой настойчивой проповеди божественного происхождения власти, наряду с ясным сознанием всех мук, которые предстоит пережить христианам от царских гонений. Раскрыть этот высший смысл, а не затеряться во внешних противоречиях различных «текстов» можно, как и всегда, при одном условии: говоря о частном, видеть перед собой учение Христа в его целом. Первые «общины верующих» были в языческом государстве особым миром, окружённым чуждою и часто противоположною по духу государственною средой. Это было как бы государство в государстве. Первое основывалось на божественном авторитете апостолов, а впоследствии выборной иерархии; второе было сложным, но уже распадавшимся организмом, постепенно сложившимся под влиянием естественных условий, экономических факторов, языческой религии и культуры 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Подпишитесь на наш Телеграм Во время  Великого поста  существует традиция чтения Книги пророка Исайи — именно в это и только в это время Православная Церковь обращает внимание на Ветхий Завет . Мы выбрали те отрывки, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают содержание Книги Исайи, и исследуем, что из слов пророка можно сегодня примерить на себя. Размышляя о том, может ли человеку раскрыть глаза что-то, кроме катастрофы, читаем 29-ю главу Книги Исайи. «Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина, — шатаются, но не от сикеры; ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы» (Ис 29:9–10). Кто подвел Израиль: историческая подоплека Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил Давид! приложите год к году; пусть заколают жертвы. Но Я стесню Ариил, и будет плач и сетование; и он останется у Меня, как Ариил. Я расположусь станом вокруг тебя и стесню тебя стражею наблюдательною, и воздвигну против тебя укрепления. И будешь унижен, с земли будешь говорить, и глуха будет речь твоя из-под праха, и голос твой будет, как голос чревовещателя, и из-под праха шептать будет речь твоя. Ис 29:1–4 В своих пророчествах Исайя не раз говорил о бедствиях, войнах, катастрофах. Иногда это касалось народов, окружавших Иудею, но нередко и самой Иудеи. Так и здесь: пророк говорит о разгроме Иерусалима, который называет Ариилом (Ис 29:1–8). Конечно, времена, в которые жил Исайя, тому способствовали. Это было время расцвета великой Ассирийской империи, территория которой простиралась от Иранского нагорья на востоке до Ионических островов на западе и от Передней Азии на севере до Египта на юге. Правда, южный Египет ассирийцам захватить не удалось, но север страны был ими завоеван. Неудивительно, что при расширении империи с лица земли исчезли многие государства. Одни из них вошли в состав империи непосредственно, другие стали вассальными территориями, сохранявшими относительную внутреннюю независимость и самостоятельность (в числе последних были и два еврейских государства: Израильское царство и Иудея).

http://blog.predanie.ru/article/katastro...

поиск:   разделы   рассылка Священник Димитрий Свердлов Выборы, выборы... Источник:  Православие и мир Если говорить просто, то сегодня священнику в политике участвовать нельзя. Таковы правила. По-разному бывало в истории Церкви, но сейчас – так. Тем более нельзя ему быть членом политической партии и за какую-либо партию агитировать: что он не будет такого делать, священник давал присягу перед тем, как его рукоположили в сан. И вот как в таком случае священнику говорить о выборах?.. Да никак, такая сложная тема... Поэтому возьмем простой детский учебник " Закона Божия " и повторим знакомые материи: почитаем о страстях и заповедях. 1. Я – Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня... Бог – самое главное в жизни человека. Ничто другое, ничто земное, включая актуальную политику, какой бы важной она ни казалась, – не может встать на первое место в приоритетах человека. Все, что пытается захватить сознание, заменить собой первое и главное – Бога, – должно быть отставлено на второй план или на подобающее ему место... Поэтому нельзя дать политике полностью овладеть разумом и эмоциями. На шаг в сторону от повестки дня, сохраняй трезвость. 2. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею: не покланяйся им и не служи им. Не сотвори себе кумира из политического деятеля, не очаровывайся никем – чтобы не было потом разочарования. Из Родины, страны, государства – тоже не сотвори кумира. Государства проходят, Бог и Церковь остаются. Интересы Родины не могут быть выше Божьих заповедей. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно... ...Особенно не используй его в политической пропаганде. Чада Божии все – и твои политические конкуренты тоже. И далеко не факт, что ты понял Божью волю и чувствуешь Божьи судьбы лучше, чем они. Не пытайся повлиять на избирателя, демонстрировать близость политика к Церкви: фотографии со священниками, на фоне крестов и церквей, использование благочестивой риторики и проч. Не манипулируй вечным.

http://religare.ru/2_90910.html

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» ( Деян.1:5-6 ). Несмотря на то что апостолы были свидетелями Воскресения, они еще многого не понимали. Подобно прочим израильтянам того времени, они считали, что Царство Божие — это расцвет израильского государства, в котором, конечно же, все будет устроено по религиозным законам. Для иудеев в этом не было ничего необычного, потому что Моисеев закон, помимо религиозных установлений, содержал учение и о государственном устроении. Поэтому им казалось совершенно естественным (это, если так можно сказать, было заложено у них в крови), что не может быть служения Богу без правильного государственного устройства — без государства, которое устроено по законам Божиим. Теперь Церковь живет везде, в любом государстве и при любом режиме. Евреям же это казалось невозможным, в их сознании господствовал другой стереотип. И апостолы, несмотря на то что уже многое знали и понимали, тем не менее спрашивали Господа с некоторой, как нам сейчас кажется, наивностью. Но тогда это было признаком здравого смысла. Люди считали: как можно служить Богу, если ты находишься под властью язычников? «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Кроме того, этими словами Спаситель запрещает ученикам гадать о том, когда будет кончина мира и установление Царствия Божия на земле, то есть не только в сердцах тех людей, которые искренне устремляются ко Господу, но и среди врагов Божиих, которые, когда окончательно восторжествует правда, будут вынуждены ей покориться. То, что «времена и сроки Отец положил в Своей власти», означает, как мне кажется, не только то, что время кончины мира и Второго пришествия никому не известно, но и то, что Отец может это время изменить, потому что это находится в Его власти. Он может ради покаяния людей продлить существование мира, чтобы спаслись еще хотя бы немногие, а может из-за нашего неверия и развращенности и приблизить время кончины мира.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

После многолетнего «атеистического воспитания» выросла молодёжь, которая «не различает» церковной колокольни от каланчи. Писатель Григорий Медынский приводит в «Воспоминаниях» такой случай. Пришлось мне как-то побывать в древнем русском городе Рязани. В поисках нужного адреса я обратился к молодому человеку. – А вот, батя, как дойдёшь до той каланчи, так спросишь, развязно ответил он. – Так это же не каланча, – попробовал я поправить его. – Это колокольня, собор вашего рязанского кремля. – Ну, всё равно! Один ч...! 20 В те годы в педагогических институтах организовывались атеистические кружки, проводились атеистические викторины. Одна из них – на тему: «Знаешь ли ты Библию ?». Вопросы – актуальные, соответствовавшие «текущему моменту». Вопрос: В каком месте Библии говорится о том, что Христос поощрял тунеядство? Ответ: В Евангелии от Матфея, 6-я глава, 29 стих – «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их». Вопрос: В каком месте Библии говорится о том, что Христос нанёс ущерб животноводству Палестины? Ответ: В Евангелии от Марка, 5-я глава, 2–13 стихи. Христос исцелил бесноватого; бесы вышли из одержимого. «И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море» ( Мк. 5:13 ). Впрочем, «беснование» в те годы было и на Рязанщине. Именно в Рязани покончил с собой первый секретарь Рязанского обкома КПСС А.Н. Ларионов – когда вскрылась его «мясная афера». Он громогласно принял обязательство, что его область за 1959 г. сдаст государству на 280% больше мяса, чем в 1958 г. На декабрьском 1959 г. Пленуме ЦК партии Ларионов гордо доложил о выполнении обязательства, и его похвалил сам Хрущёв. Восхищённый и умилённый Никита Сергеевич распорядился дать «мяснику» «Гертруду» – звание Героя Социалистического Труда. А на следующий год выяснилось, что все рапорты Ларионова были обманом: чтобы перевыполнить план производства мяса и обогнать Америку, Ларионов приказал забить весь скот в области. Кроме того, он приказал купить мясо в продовольственных магазинах своей и соседней областей и «сдал государству»... И Ларионову предложили незаметно застрелиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Поэтому именно в Северном царстве, где так сильно сгустилась над Церковью тьма, с невиданной до сих пор активностью начинают свое служение великие пророки. Правители Израильского царства яростно обрушили свой гнев и всю мощь государства против пророков Божьих, видя в них главную опасность своего царствования и самого существования разделенного государства. Даже великий пророк Илия не мог выдержать их постоянных гонений. Так понятен его крик к Господу: «сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» ( 3Цар.19:10 ). Таким образом, время, в которое совершали свое служение пророки, было самым неблагоприятным в истории ветхозаветной Церкви. Это отмечает евангелист Иоанн, когда пишет о служении последнего и величайшего из всех ветхозаветных пророков Предтечи Господа Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него» ( Ин.1:5–7 ). Во все времена, когда сгущалась тьма греха, когда народ отходил от поклонения Богу, когда была угроза, что Церковь останется во мраке беззакония, Господь посылал Своих служителей-пророков для свидетельства, что Он есть, для призыва народа Божия к покаянию, для обличения греха и неправды, для утешения, что милость Божия и верность Его неизменны. 2.6. Проблема исполнения пророчеств Для человека, только приступающего к чтению пророческих книг, сама постановка вопроса может показаться странной: в чем здесь проблема? В Ветхом Завете можно увидеть разные пророчества. Про одни можно утверждать абсолютно точно, что они исполнились. Это исторический факт, подтвержденный различными документальными источниками. Например, многочисленные пророчества о разрушении Иерусалимского храма, падении Иудеи и последующем плене. «Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, – вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» ( Ам.6:3–7 ). Нет никаких сомнений, что в 586 году н. э. это пророчество было исполнено, город был захвачен штурмовыми отрядами армии Навуходоносора, а Храм – разрушен.

http://azbyka.ru/vnimaya-golosu-prorokov

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010