Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_111370.html 28 января 2017 Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе Источник:  https://mospat.ru/ru/2017/01/27/news141788/ Русская православная церковь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин приняли участие в открытии V Рождественских Парламентских встреч, организованных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений " 1917-2017: уроки столетия " . Рождественские Парламентские встречи – важнейшая часть Международных Рождественских образовательных чтений. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые принял участие в Парламентских встречах в январе 2014 года. Тогда Святейший Владыка выступил в Совете Федерации. Это было первое в истории посещение верхней палаты российского парламента Предстоятелем Русской Православной Церкви. В 2015 году Рождественские парламентские встречи проводились на площадке Государственной Думы, а в 2016 году – вновь в Совете Федерации. 26 января 2017 года у входа в здание Государственной Думы Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали председатель Государственной Думы В.В. Володин и председатель Оргкомитета Международных Рождественских чтений, глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. В Ореховом кабинете в здании парламента состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла и председателя Государственной Думы В.В. Володина с руководителями фракций в Государственной Думе. Во встрече приняли участие: первый заместитель председателя Государственной Думы А.Д. Жуков, первый заместитель председателя Государственной Думы И.И. Мельников, заместитель председателя Государственной Думы П.О. Толстой, заместитель председателя Государственной Думы, руководитель фракции " Единая Россия " В.А. Васильев, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе В.В. Жириновский, руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганов, руководитель фракции " Справедливая Россия " в Государственной Думе С.М. Миронов, председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий, а также представители Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда и его заместитель А.В. Щипков.

http://religare.ru/2_111370_1_21.html

Что значит: «Церковь отделена от государства» Фраза о том, что Церковь отделена от государства, стала в последнее время своеобразным риторическим общим местом, применяемым, как только речь заходит об участии Церкви в общественной жизни. Однако фразы «Церковь отделена от государства» в законе нет. 10 декабря, 2009 Фраза о том, что Церковь отделена от государства, стала в последнее время своеобразным риторическим общим местом, применяемым, как только речь заходит об участии Церкви в общественной жизни. Однако фразы «Церковь отделена от государства» в законе нет. Фраза о том, что Церковь отделена от государства, стала в последнее время своеобразным риторическим общим местом, применяемым, как только речь заходит об участии Церкви в общественной жизни, как только представители церкви появляются в государственном учреждении. Однако цитирование в споре этого топа говорит сегодня о незнании того, что написано в Конституции и «Законе о свободе совести» — главном документе, описывающим бытование религии на территории Российской Федерации. Во-первых, фразы «Церковь отделена от государства» в законе нет. Так прочно запомнившаяся строка об отделении сохранилась в сознании из Конституции СССР 1977 г. (ст.52): «Церковь в СССР отделена от государства и школа — от церкви». Если же сделать краткую выжимку из главы «Закона о свободе совести» об отношениях Церкви и государства, то мы получим следующее: — В России ни одна религия не может быть обязательной — Государство не вмешивается в церковные дела и не передает религиозным организациям свои функции госвласти, — Государство сотрудничает с религиозными организациями в области сохранения культурных памятников и образовании. В школах можно преподавать религиозные дисциплины в качестве факультатива. Основная сложность чтения законов состоит в различном понимании слова «государство» — с одной стороны, как политической системы организации общества, а с другой — непосредственно общества — всей страны в целом. Иными словами — религиозные организации в России, согласно законодательству, не выполняют функции государственной власти, религия не навязывается сверху, но сотрудничают с государством в тех вопросах, которые касаются общества.  «Отделение церкви от государства обозначает разделение управляющих функций, а не полное удаление церкви из общественной жизни» — об этом заявил сегодня Председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношению церкви и общества Протоиерей Всеволод Чаплин на круглом столе, прошедшем в рамках работы Центра консервативных исследований Социологического факультета МГУ.

http://pravmir.ru/cerkov-otdelena-ot-gos...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Александр Задорнов Светское государство: чем ценен для Церкви его принцип? " Советское законодательство в отношении Церкви ясно показывает, что здесь не могло быть и речи о принципе светскости государства " Источник:  Нескучный сад В советской России Церковь была отделена от государства. При этом откровенно гонима. Сегодня Церковь также отделена от государства. Не гонима, но вопросы остаются. Как сегодня законодательно выглядят отношения Церкви и государства? Что входит в понятие разделенности государства и Церкви? На вопросы НС отвечает Протоиерей Александр ЗАДОРНОВ, преподаватель канонического права и истории новоевропейской философии в МДАиС. Отделение Церкви как реакция на террор Происхождение и понимание идеи светского государства неоднозначно. Своими философскими и правовыми основаниями эта идея уходит в эпоху формирования классического европейского модерна, пиком которого стала французская революция 1789 года. В отличие от русской революции 1917 года законы, на которых основывались новые отношения государства и религиозных культов, принималась во Франции после окончания якобинского террора с его разрушением храмов, упразднением монашеских общин, репрессиями клира и поруганием святынь. Реакцией на этот террор, попыткой юридического оформления новых отношений, становится " Декрет о свободе культов и отделении церкви от государства " , принятый послеякобинским правительством (Директорией) в 1795 году. Название этого декрета содержит в себе слагаемые, в действительности не требующие обязательного соседства друг с другом. " Свобода культов " не обязательно подразумевает невозможность особого юридического статуса для одной из конфессий – речь идет всего лишь о допустимости исповедания гражданами одной и той же страны различных религиозных убеждений. " Отделение церкви от государства " означает совсем иное – отсутствие " государственной конфессии " , " государственной Церкви " , однако со временем, особенно в послевоенный период европейской истории XX века, такое отделение стало пониматься, помимо прочего, как невозможность распространения личных религиозных убеждений госслужащих на их профессиональную деятельность. Отсюда – процессы по поводу присутствия религиозных символов в образовательных и медицинских учреждениях, но отсюда же – и запреты на строительство минаретов или ношение паранджи.

http://religare.ru/2_96692.html

поиск:   разделы   рассылка Анастасия Коскелло Протоиерей Всеволод Чаплин: " Перестройки в 500 дней не могло быть " Беседа об отношениях Церкви и государства Источник: Вода живая (11,08) Отец Всеволод, Вы столько лет размышляете над отношениями Церкви и государства. С Вашей точки зрения, есть ли в церковно-государственных отношениях какая-то мистика? Есть ли здесь какая-то загадка или, напротив, все ясно? – С богословской точки зрения все ясно, и Церковь выступает, по большому счету, с неизменной позицией уже две тысячи лет... Она не против государства, более того, она всегда стремится сотрудничать с ним. Но Церковь не может не понимать и того, что ее миссия более длительна, стабильна, нежели миссия государства, тем более конкретного государства, а таких за историю Церкви сменилось уже великое множество. При этом загадка и главное чудо заключается в том, что Церковь Божия вот уже столько веков живет и остается непобедимой при самых разных политических режимах. Несмотря на то, что были правители, прямо поставившие задачу уничтожить Церковь. Многим светским умам и сегодня выживание Церкви представляется чем-то нелогичным, какой-то временной, преходящей реальностью, которая не может не исчезнуть рано или поздно. Однако Церковь продолжает опровергать это мнение! – В " Основах социальной концепции Русской Православной Церкви " есть один момент, который я хотела бы Вас попросить прокомментировать. В части, где речь идет о понятии " светское государство " , говорится, что в условиях светского государства отношения государства и Церкви должны строиться " на принципе невмешательства во внутренние дела друг друга " . Что это означает – " внутренние дела " ? Где пролегает грань между " внутренним " и " внешним " ? – В данном случае, на мой взгляд, речь идет о Церкви не как о сообществе всех верующих или о государстве как совокупности всех людей, живущих в стране. Иначе, в самом деле, было бы непонятно, кто есть кто и кто во что вмешивается. На самом деле речь идет всего лишь об управленческих механизмах: о церковных институтах и о структурах государства. Абсолютно было бы неправильно, если бы Церковь превращалась в орган государственной власти. Точно также было бы неправильно, чтобы государство пыталось участвовать в церковном управлении. Хотим мы того или нет, Церковь и светская власть в некоторой степени иноприродны по отношению друг к другу. У них всегда будут расходящиеся цели. Будет много интересов общих, но будут и интересы различные.

http://religare.ru/2_59371.html

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Владимир Вигилянский, Нафигулла Аширов и др. Должна ли Церковь вмешиваться в светскую жизнь? " Церковь православная не просто может вмешиваться в жизнь общества, а должна вмешиваться " Источник:  Эхо Москвы И. ВОРОБЬЕВА – Всем добрый вечер. Это программа " Ищем выход " . Я представляю свою соведущую Татьяну Фельгенгауэр. Мы с вами будем следующие два часа в эфире " Эхо Москвы " . Будем обсуждать самые разные темы. Причем первый час будем обсуждать одну из самых важных тем, как мне кажется, не просто последних нескольких недель, а вообще в принципе в нашей стране. С гостями. А в следующем часе поговорим на другие темы, но с вами со слушателями. Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Давайте расскажем, что сейчас будет в эфире. Поговорим о том, должны ли религиозные институты вмешиваться в светскую жизнь государства. Я представляю наших сегодняшних гостей. Владимир Вигилянский – протоиерей, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси и Нафигулла Аширов – председатель Духовного управления мусульман азиатской части России, сопредседатель совета муфтиев России. И. ВОРОБЬЕВА – Давайте мы сразу же запустим голосование. И, скажем так, от этого будем отталкиваться, от вашего мнения. У нас будет два голосования, одно будет сейчас в Сетевизоре, и в конце программы мы проголосуем по телефонам. Итак, вопрос звучит следующим образом: на ваш взгляд должны ли религиозные институты вмешиваться в светскую жизнь государства? ГОЛОСОВАНИЕ Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – А нашим гостям мы немножко в другом виде этот вопрос зададим. В каком формате должны участвовать религиозные институты в светской жизни государства? Отец Владимир. В. ВИГИЛЯНСКИЙ – Я, честно говоря, не могу понять формулировку " светская жизнь государства " . Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР – Общественно-политическая. В. ВИГИЛЯНСКИЙ – Есть общество, и есть государство. Конечно церковь православная не просто может вмешиваться в жизнь общества, а должна вмешиваться. Это часть общества. Церковь это и люди, и по-гречески церковь экклесия, это собрание людей. Понимаете. Поэтому мы есть часть общества, и мы не отделяем себя от общества никоим образом. Что касается государства и государственных институтов, совершенно другое дело. Не только по Конституции, но и по нашему убеждению мы не должны вмешиваться в дела государства. Руководить им каким-то образом, влиять на государственные институты. Пусть это делают верующие люди, которые участвуют в жизни государства. Поэтому у нас даже было принято на одном из архиерейских соборов постановление, связанное с тем, чтобы священнослужители не были выборными людьми, не участвовали в выборных органах от низу до верха, хотя раньше не было так и до революции в том числе. Чтобы наши священнослужители не были бы участниками партий политических.

http://religare.ru/2_93230.html

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии III Рождественских Парламентских встреч РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_105892.html 24 января 2015 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии III Рождественских Парламентских встреч Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/3960558.html Официальный сайт Московского Патриархата 22 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в III Рождественских Парламентских встречах, состоявшихся в Государственной Думе ФС РФ в рамках XXIII Международных Рождественских чтений. Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Преосвященные владыки, все высокое собрание! Сегодня впервые со времени начала работы в 1906 году Государственной Думы первого созыва и восстановления в 1917 году Патриаршества в Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси выступает в зале пленарных заседаний Государственной Думы. Хотел бы с признательностью отметить неизменную готовность к конструктивному диалогу и взаимодействию, которые Русская Церковь встречает в Совете Федерации и Государственной Думе. Особую благодарность выражаю Сергею Евгеньевичу Нарышкину, председателю Государственной Думы, и Валентине Ивановне Матвиенко, председателю Совета Федерации, за важные инициативы, поддержку, плодотворную совместную работу, за то внимание, которое Федеральное Собрание уделяет жизни и служению Русской Православной Церкви и другим религиям и конфессиям России. Церковь является выразителем чаяний миллионов наших сограждан. Надеюсь, что понимание этого факта будет выражаться в решениях, в том числе принимаемых в ходе деятельности Парламента. Вчера, на открытии Рождественских чтений, я уже говорил о наиболее актуальных задачах взаимодействия Церкви, власти и общества. Но в своем выступлении здесь, в стенах Государственной Думы, хотел бы еще раз затронуть некоторые важные вопросы, которые волнуют меня как Предстоятеля Церкви.

http://religare.ru/2_105892_1_21.html

Патриарх Кирилл: Не следует идею свободы противопоставлять другим фундаментальным ценностям (+Видео) 22 января, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии Рождественских парламентских встреч в Государственной Думе России Первое выступление Предстоятеля Русской Церкви прошло в зале пленарных заседаний Государственной Думы.   Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, преосвященные владыки, всё высокое собрание! Сегодня впервые со времени начала работы в 1906 году Государственной думы первого созыва и восстановления в 1917 году Патриаршества в Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси выступает в зале пленарных заседаний Государственной думы. Хотел бы с признательностью отметить неизменную готовность к конструктивному диалогу и взаимодействию, которую Русская Церковь встречает в Совете Федерации и Государственной думе. Особую благодарность выражаю Сергею Евгеньевичу Нарышкину, председателю Государственной думы, Валентине Ивановне Матвиенко, председателю Совета Федерации, за важные инициативы, поддержку, плодотворную совместную работу, за то внимание, которое Федеральное Собрание уделяет жизни и служению Русской Православной Церкви и другим религиям и конфессиям России. Церковь является выразителем чаяний миллионов наших сограждан. Надеюсь, что понимание этого факта будет выражаться в решениях, в том числе принимаемых и в ходе деятельности парламента. Вчера на открытии Рождественских чтений я уже говорил о наиболее актуальных задачах взаимодействия Церкви, власти и общества. Но в своем выступлении здесь, в стенах Госдумы, хотел бы еще раз затронуть некоторые важные вопросы, которые волнуют меня как Предстоятеля Церкви. Мир, в котором мы с вами живем, нередко именуется постхристианским, а иногда и пострелигиозным. За этим термином кроется страшный диагноз духовно-нравственного состояния, в котором оказалось общество многих стран. Происходящее там связано с попыткой подвергнуть фундаментальные непреложные Богом заложенные в человеческую природу, а потому абсолютные и универсальные, нормы морали, пересмотр которых грозит огромными опасностями для человеческого общества.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-ne-sle...

поиск:   разделы   рассылка Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии III Рождественских Парламентских встреч 22 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в III Рождественских Парламентских встречах, состоявшихся в Государственной Думе ФС РФ в рамках XXIII Международных Рождественских чтений. Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Преосвященные владыки, все высокое собрание! Сегодня впервые со времени начала работы в 1906 году Государственной Думы первого созыва и восстановления в 1917 году Патриаршества в Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси выступает в зале пленарных заседаний Государственной Думы. Хотел бы с признательностью отметить неизменную готовность к конструктивному диалогу и взаимодействию, которые Русская Церковь встречает в Совете Федерации и Государственной Думе. Особую благодарность выражаю Сергею Евгеньевичу Нарышкину, председателю Государственной Думы, и Валентине Ивановне Матвиенко, председателю Совета Федерации, за важные инициативы, поддержку, плодотворную совместную работу, за то внимание, которое Федеральное Собрание уделяет жизни и служению Русской Православной Церкви и другим религиям и конфессиям России. Церковь является выразителем чаяний миллионов наших сограждан. Надеюсь, что понимание этого факта будет выражаться в решениях, в том числе принимаемых в ходе деятельности Парламента. Вчера, на открытии Рождественских чтений, я уже говорил о наиболее актуальных задачах взаимодействия Церкви, власти и общества. Но в своем выступлении здесь, в стенах Государственной Думы, хотел бы еще раз затронуть некоторые важные вопросы, которые волнуют меня как Предстоятеля Церкви. Мир, в котором мы с вами живем, нередко именуется постхристианским, а иногда и пострелигиозным. За этим термином кроется страшный диагноз духовно-нравственного состояния, в котором оказалось общество многих стран. Происходящее там связано с попыткой подвергнуть сомнению фундаментальные, непреложные, Богом заложенные в человеческую природу, а потому абсолютные и универсальные нормы морали, пересмотр которых грозит огромными опасностями для человеческого общества, потому что в результате границы между добром и злом размываются, а понятие справедливости, по укорененности в нравственной природе человека являющееся универсальным, интерпретируется в соответствии с господствующими философскими и даже политическими установками.

http://religare.ru/2_105892.html

Самый лукавый из декретов Ленина РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_50215.html 04 февраля 2008 Виктор Тростников Самый лукавый из декретов Ленина Источник:  http://www.rusdom.org/node/66 Русский дом " Всевышняя благодать сообщала человечеству два великих дара: священство и царство (императорскую власть). Первое заботится об угождении Богу, второе о прочих предметах человеческих. Оба же происходят от одного и того же источника и составляют украшение человеческой жизни " 6-я новелла Кодекса императора Юстиниана 90 лет назад принят декрет Совнаркома об отделении Церкви от государства. Церковь была лишена прав юридического лица и всего имущества 2 февраля, 1918 год 2 февраля 1918 года Советом народных комиссаров РСФСР было принято постановление, названное " Декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви " . Если вторая часть этого декрета более или менее понятна – в ней имеется в виду недопущение в государственные и общественные образовательные и воспитательные учреждения в качестве преподавателей представителей Церкви, – и тут можно сказать лишь то, что сегодня это положение не соблюдается, то первая его часть остаётся совершенно загадочной. Фраза: " У нас Церковь отделена от государства " повторяется весьма охотно, и однажды она прозвучала из уст Президента, но, как известно, от частого повторения какого-либо предложения его смысл не проясняется, а утрачивается, стирается, т.к. происходит просто привыкание к звучанию слов, и люди перестают вдумываться в их содержание. А в данном случае смысл изначально был фальшивым, так что утрачиваться было нечему. Приняв декрет об отделении Церкви от государства, Совет народных комиссаров воображал, что совершает революционные нововведения, ломает изжившую себя мрачную традицию. На самом деле, если бы действительно произошло отделение Церкви от государства, провозглашённое в декрете, это был бы возврат к IV веку нашей эры – ко времени образования первого в истории христианского государства. Подписывая в 313 году Миланский эдикт, делающий христианство легальной религией империи, Константин Великий с самого начала имел в виду раздельное функционирование Церкви и государства. Этот замысел получил юридическое оформление в Кодексе православного императора Юстиниана (VI век).

http://religare.ru/2_50215_1_21.html

А.С. Смыкалин Глава IV. История взаимоотношений государства и Церкви 1. Досоветский период. История взаимоотношений государства и Церкви. Экономическое положение Русской Православной Церкви. 2. Советский период и наши дни. Первый период (1918–1943 гг.). Второй период (1943–1960 гг.). Третий период (1970–1989 гг.). Четвертый период (1990-е гг. – по настоящее время). 1. Досоветский период История взаимоотношений государства и Церкви. О том, каковы должны быть взаимоотношения Церкви и государства, всегда спорили представители различных социальных слоев, движений и групп. Об этом писали научные трактаты философы, теологи и историки. Данный вопрос действительно очень важен, ибо напрямую касается свободы или несвободы в выборе религии, места и роли религиозных организаций в государстве, обучения религии и т. д. Еще в Византии были выработаны основные принципы церковно-государственных отношений (симфонии), которые зафиксированы в канонах и государственных законах империи, отражены в святоотеческих писаниях. Суть симфонии состоит в обоюдном сотрудничестве, взаимной поддержке и ответственности без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Епископ подчиняется государственной власти как подданный, а не потому, что его епископская власть исходит от государственной власти. Точно так же и представитель государственной власти повинуется епископу как член Церкви, стремящийся получить у нее спасение, а не потому, что власть его происходит от власти епископа. Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее моральной, духовной поддержки, благословения деятельности, направленной на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для благовествования и для «духовного окормления своих чад», являющихся одновременно гражданами государства. Классическая византийская формула взаимоотношений между государственной и церковной властью приведена в «Эпанагоге» (вторая половина IX b.): «Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства». Ту же мысль находим и в актах VII Вселенского Собора: «Священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть посредством справедливых законов управляет земным».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010