В такой  просветительской деятельности наше общество крайне нуждается, ведь только у образованных народов есть будущее. У нашего народа не будет будущего, если он не будет образован. В наше время можно говорить о всемирной конкуренции государств, которая в том числе является и конкуренцией народов. Она очень жестка, как любая конкуренция. В этой борьбе есть  лидеры, есть аутсайдеры. Главное богатство сегодня, или, если хотите, оружие, это знания. Чтобы выжить в конкуренции, нужно быть всесторонне подготовленным. Для этого нам нужно не только иметь сильную армию, чтобы защитить границы, но в первую очередь, нужно защитить сознание. Защитить сознание означает защитить свое историческое прошлое. Если мы не защищаем свою историю, то мы не защищаем народное сознание, и оно начинает наполняться привнесенными чуждыми ценностями. Борьба за сохранение исторического сознания  — это актуальная для России борьба за выживание народа. Если мы не озаботимся по-настоящему сохранением своего исторического  сознания, оно будет постепенно и незаметно подменено другими ценностями, лишенными глубокой связи с нашими традициями. Если оно будет переориентировано на заимствованные ценности, не укорененные в родной почве, наше общество станет частью иной общности. Это приведет к тому, что наше общество потеряет самоидентификацию. Наше общество будет захвачено тем обществом, которое переориентирует наше сознание внедренными ценностями. Все это связано с конкуренцией разных духовных сил. Конкуренция государств очевидна и в этой ситуации наша Церковь должна высоко нести непререкаемые духовные ценности. Христианское свидетельство ни с чем не сопоставимо и его нужно нести высоко, чтобы все люди его видели и могли к нему обратиться, чтобы стать сильными Духом Христовым и полноценными личностями. Памятники сохраняют память Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою. При этом Иаков сказал ему: вот, с нами нет никого; смотри, Бог свидетель между мною и тобою. И взял Иаков камень и поставил его памятником.

http://pravmir.ru/vechnost-v-kamne-ili-p...

В то же время возникают и более глубокие, принципиальные конфликты между Церковью и светскими СМИ. Это происходит в случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей. В случае возникновения таких конфликтов высшая церковная власть (по отношению к центральным СМИ) или епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) могут, по соответствующем предупреждении и после как минимум одной попытки вступить в переговоры, предпринять следующие действия: прекратить взаимоотношения с соответствующим СМИ или журналистом; призвать верующих бойкотировать данное СМИ; обратиться к органам государственной власти для разрешения конфликта; предать каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами. Вышеперечисленные действия должны быть документально зафиксированы, о них следует извещать паству и общество в целом. XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма XVI.1. Народы и государства вступают друг с другом в экономические, политические, военные и иные отношения. В результате государства возникают и исчезают, меняют свои границы, объединяются или разделяются; они также создают или упраздняют различные союзы. В Священном Писании содержатся многочисленные исторические свидетельства о построении международных отношений. Один из первых примеров межплеменного договора, заключенного между хозяином земли – Авимелехом – и пришельцем – Авраамом – описывается в Книге Бытия: " Авимелех… сказал Аврааму:.. поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь. И сказал Авраам: я клянусь… И они оба заключили союз " (Быт. 21. 22-24,27). Договоры снижали опасность войн и столкновений (Быт. 26. 26-31; Иис. 9. 3-27). Подчас переговоры и демонстрация доброй воли предотвращали кровопролитие (1 Цар. 25. 18-35; 2 Цар. 21. 15-22). Договорами заканчивались войны (3 Цар. 20. 26-34). Библия упоминает о военных союзах (Быт. 14. 13; Суд. 3. 12-13; 3 Цар. 22. 2-29; Иер. 37. 5-7). Подчас военная помощь приобреталась за деньги и другие материальные ценности (4 Цар. 16. 7-9; 3 Цар. 15. 17-20). Соглашение между Соломоном и Хирамом носило характер экономического союза: " Вот, рабы мои будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь; ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне… И был мир между Хирамом и Соломоном, и они заключили между собою союз " (3 Цар. 5. 6,12). Путем переговоров через послов обсуждались такие вопросы, как возможность прохождения вооруженных людей через чужие земли (Числ. 20. 14-17; 21. 21-22), территориальные споры (Суд. 11. 12-28). Договоры могли включать передачу территорий одним народом другому (3 Цар. 9. 10-12; 3 Цар. 20. 34).

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

Вы пишете, что, сознательно веря в бытие Бога, вы доходите почти до убеждения, что представление Его в трех Лицах и разделение Небесных Сил на чины есть не что иное, как идеал государства. Такое понятие ваше весьма неверно и далеко отстоит от истины, особенно по причине какого-то смешения Божества с тварями, от Него созданными. Иное есть Единый Бог в трех Лицах, и иное девять чинов ангельских, от Него созданных, и, наконец, совсем иное — государства земные и человеческие. Триединый Бог невидим и непостижим для твари, даже для Ангелов, кольми паче для человеков. Отчасти же ведом по откровению, сперва чрез пророков, вещавших Духом Святым, а потом чрез Единородного Сына Божия вочеловечшегося, как говорит святой Евангелист Иоанн Богослов: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Как Единый Бог есть в трех Лицах, тому малое подобие видим в трисолнечном свете. Иное есть самое солнце и рождающийся от него свет, и иное — исходящие от солнца лучи. Все это одного существа и нераздельно, и с тем вместе тройственно. Второе подобие видим в душе человека. Иное есть ум в человеке, и иное есть внутреннее слово, от ума рождающееся, которое передается другому и в то же время остается внутрь нас; и иное есть дух, оживляющий человека и ведущий тайны его, по сказанному: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (Ср.: 1Кор. 2, 11). Все это составляет одно разумное существо человека и вместе с тем есть тройственно. О Боге Едином и вместе Триедином твари, особенно люди, могут делать только такое заключение. Все видимое от Невидимого. Все вещественное от Невещественного. Все имеющее начало от Безначального. Все имеющее конец от Бесконечного. Все временное от Вечного. Все имеющее предел от Беспредельного. Все измеримое от Неизмеримого. Все постижимое от Непостижимого. Некоторые из святых отцев любомудрствуют, что сперва были созданы десять чинов ангельских, в знамение Единого и Триединого Бога; потому что единица и троица, помноженная сама на себя, составляет десятицу. Но десятый чин пал; осталось только девять чинов ангельских, по подобию которых существует на земле не идеальное какое-либо государство человеческое, а единая истинная Вселенская Церковь, основанная Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом и искупленная дражайшею Его Божественною Кровию, как о сем говорит Апостол: «Един Бог, едина вера» (Еф.4, 5—6), то есть как Един Истинный Бог, так на земле единая истинная вера. Другие же вероисповедания, как бы себя ни величали, основаны на примеси ложных понятий человеческих. Таинства, видимо совершаемые на земле в Церкви Христовой, чрез которые благочестивые христиане соединяются с Богом, носят образ таинств невидимых небесных (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Горделивый постник или молитвенник, проявляющий малодушие, более самостны, чем смиренный отец семейства или христианин, жертвующий собой для ближнего. В вопросе государства наш оппонент впадает в не менее разительное противоречие. С одной стороны, он считает, что тягаться с властью относится к недолжной, мирской области, а с другой, вслед за апостолом Павлом, признает, что «всякая власть от Бога», то есть исполняет функцию, порученную ей Богом. Ясно, что если власть происходит от Бога, то это для чего-то, для определенной цели. И просто фактически неверно, что апостол Павел как бы игнорировал власть, «не питая относительно ее никаких иллюзий» (вероятно, тут наш оппонент переносит на Павла свой собственный пессимизм). Наоборот, Павел неоднократно выступал как гражданин римского государства и требовал от римских властей строгого соблюдения законности и его, апостола Павла, наизаконнейших прав. Именно у апостола Павла мы находим ясный ответ на вопрос, как, какими средствами бороться за Церковь , за предоставление ей свободы. Обратимся к 16-й главе «Деяний св. апостолов». Апостол Павел и его спутник Сила, находясь во Филиппах, были по ложному и корыстному доносу арестованы, биты воеводами и в колодках брошены во внутреннюю темницу: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога... Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы...» В ответ на их молитву – не просьбу, а славословие – Павел и Сила получили чудесное освобождение от Бога, но... темницы не покинули. «Когда же настал день, воеводы послали городских служителей сказать: отпусти тех людей»... «Но Павел сказал к ним: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас»... Воеводы «испугались, услышавши, что это Римские граждане, И, пришедши, извинились перед ними, выведши просили удалиться из города» (16:23–3). Получив от Бога освобождение по благодати, а от властей разрешение на тайный уход из темницы, апостол Павел, без внешней к тому нужды, прибег еще к «мирским» средствам: стал требовать от воевод буквального исполнения закона и вышел из тюрьмы, лишь добившись этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее читаем: «Человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» ( 2 Фес.2:3–4 ), или, как сказано по-славянски, «глаголемаго Бога или чтилища». Антихрист как будто бы станет противиться ложным богам и отрицать всякое многобожие. Ефрем Сирин считает, что он будет по видимости ревнителем Православия, как бы желающим истребить всякую ересь и всякое заблуждение 47 . Но закончится это тем, что он заставит поклоняться себе, как Богу: «Так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2 Фес.2:4 ). На этот счет есть два толкования. По одному из них, более известному (до революции в нашей стране распространялось именно оно, поскольку православному государству было не совсем удобно проповедовать иное мнение), под храмом Божиим здесь подразумевается восстановленный Иудейский храм. По мнению же некоторых святых отцов, слова о том, что антихрист сядет «в храме Божием», или, по-славянски, «в церкви Божией», означают, что он воссядет именно во Вселенской Православной Церкви: ибо какой смысл ему господствовать над евреями, которые и так отпали от Бога? Ему нужно победить и обольстить тех, кто поклоняется истинному Богу, как сказал Сам Господь, «прельстить по возможности и избранных» (см. Мф.24:24 ; Мк.13:22 ), — вот чего нужно опасаться. Мы должны бояться допустить антихриста в Церковь , должны бояться того, что он предварительно покорит наши умы, образовав в нас такое душевное состояние, при котором мы будем способны его принять. Если мы будем иметь вид благочестия, а силы его отречемся, то есть в нас не будет благодати, то мы окажемся способными прельститься. Далее апостол Павел говорит: «Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время» ( 2 Фес.2:5–6 ). Здесь он делает намек не совсем нам понятный, потому что обращается к тем, кто слышал его раньше. Но святые отцы высказывают догадку, что здесь речь идет о том, что удерживает явление антихриста. По-славянски, поскольку церковно-славянский текст более близок к греческому оригиналу, это будет звучать, наверное, яснее: «И ныне удержавающее весте». Что же такое «удержавающее»? Некоторые святые отцы думают, что это благодать Святого Духа 48 . Иные же полагают, что здесь подразумевается действие Промысла Божия, не допускающего совершиться тому, что должно произойти в свое время 49 . И наконец, существует мнение (его придерживался и святитель Иоанн Златоуст ), что «удержавающее» — это Римское государство. Но государство это, как мы знаем, уже давно пало.

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-o-ko...

Далее читаем: Человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею ( 2Фес. 2, 3–4 ), или, как сказано по-славянски, глаголемаго Бога или чтилища. Антихрист как будто бы станет противиться ложным богам и отрицать всякое многобожие. Ефрем Сирин считает, что он будет по видимости ревнителем православия, как бы желающим истребить всякую ересь и всякое заблуждение. Но закончится это тем, что он заставит поклоняться себе, как Богу: Так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога ( 2Фес. 2, 4 ). На этот счет есть два толкования. По одному из них, более известному (до революции в нашей стране распространялось именно оно, поскольку православному государству было не совсем удобно проповедовать иное мнение), под храмом Божиим здесь подразумевается восстановленный иудейский храм. По мнению же некоторых святых отцов, слова о том, что антихрист сядет в храме Божием, или, по-славянски, в церкви Божией, означают, что он воссядет именно во Вселенской Православной Церкви: ибо какой смысл ему господствовать над евреями, которые и так отпали от Бога? Ему нужно победить и обольстить тех, кто поклоняется истинному Богу, как сказал Сам Господь, прельстить по возможности и избранных (см. Мф. 24, 24 ), – вот чего нужно опасаться. Мы должны бояться допустить антихриста в Церковь , должны бояться того, что он предварительно покорит наши умы, образовав в нас такое душевное состояние, при котором мы будем способны его принять. Если мы будем иметь вид благочестия, а силы его отречемся, то есть в нас не будет благодати, то мы окажемся способными прельститься. Далее апостол Павел говорит: Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время ( 2Фес. 2, 5–6 ). Здесь он делает намек не совсем нам понятный, потому что обращается к тем, кто слышал его раньше. Но святые отцы высказывают догадку, что здесь речь идет о том, что удерживает явление антихриста. По-славянски, поскольку церковно-славянский текст более близок к греческому оригиналу, это будет звучать, наверное, яснее: И ныне удержавающее весте. Что же такое удержавающее? Некоторые святые отцы думают, что это благодать Святого Духа. Иные же полагают, что здесь подразумевается действие Промысла Божия, не допускающего совершиться тому, что должно произойти в свое время. И наконец, существует мнение (его придерживался и святитель Иоанн Златоуст ), что удержавающее – это Римское государство. Но государство это, как мы знаем, уже давно пало.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

За дело борьбы Коммунистической партии будь готов! Всегда готов!» Как известно, православным клясться на чем бы то ни было и во имя кого бы то ни было категорически запрещено. Запрет на клятву положен еще в священном Писании. Господь наш Иисус Христос четко наставляет в Евангелии от Матфея: « Еще слышали вы, что сказано древним: „Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои“. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землей, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головой твоей не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: „да“ – „да“; „нет“ – „нет“; а что сверх этого, то от лукавого.» (Мф. 5: 33 – 37). С этой клятвы и начиналась инициация туда, откуда в то время выпутаться не представлялось никакой возможности, сохранив себе жизнь и социальный статус. По сути, принося клятву ярому русофобу Ленину , люто ненавидящему Русскую Православную Церковь в любых Ее проявлениях в человеческой, земной жизни, юный пионер автоматически, по умолчанию нарушал завет Бога, вручая себя в лапы лукавого, нечистых и откровенно недобрых, хотя с виду и гуманистических сил. Но, как мы тоже знаем, гуманизм – это там, где нет и не может быть Бога. Здесь человек, его самость, его Я, эго, поставлено во главу угла. Вера в Бога тут попирается ногами, как ни прискорбно это напоминать сторонникам гуманистических моделей психологии и психотерапии. Вот когда на полную мощь заработали вовсю механизмы индоктринации, порабощения воли неофитов, новоначальных адептов самой большой в мире богоборческой группировки в масштабах государства и даже скорее наднационального уровня! От скаутского широкоформатного взгляда на жизнь и ее первоосновы здесь не осталось и следа. Справедливо отмечает в своем очерке российский математик, программист, а впоследствии редактор раздела «Культура» известного в России и за ее пределами православного журнала «Фома» Виталий Каплан: « Скаутинг минус Бог и плюс коммунизм – такова была формула пионерии, во всяком случае, на подъеме советского государства.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/10/pioner...

И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими. Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их». Религиозное и политическое возрождение начиналось с разрушения капищ и прекращения детских жертвоприношений, как это было во времена Гедеона или праведного царя Иосии . Все это в полной мере касается Нового Израиля - православных христиан. О связи детоубийства и гибели государства говорится в литургическом Предании Церкви, в частности, в службе святым мученикам младенцам от Ирода в Вифлееме убиенным, которая была составлена автором великопостного Покаянного канона преподобным Андреем Критским: «...но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу, и рыдает себе, яко держава его вскоре разорится». Поэтому Церкви необходимо открыто свидетельствовать о необходимости законодательной защиты жизни детей до рождения и запрета абортов перед руководителями государства и народом, которые в большинстве своем считают себя православными. Иначе и земную Церковь, и государство, и весь народ ждет неминуемая и кровавая гибель. Тем более, что для сохранения легального статуса абортов нет никаких серьезных законодательных, этических или научных оснований. Есть морок бесовских наваждений, питаемый кровью убиваемых до рождения детей таких, какие были явлены погрязшей в смертном грехе детоубийства России под Невьянском. Этот морок может и должен быть рассеян. «Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата». Грамоли А. Невьянская иконопись// http://www.nkj.ru/archive/articles/10974/ Невьянская находка// Избиение младенцев Иродом. Фрагмент иконы «Рождество Христово».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

К предстоящему Архиерейскому Собору. Путь Русской Зарубежной Церкви – путь духовной свободы Немного уже остается времени до созыва Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей, который назначен на 1730 сентября с. г. Перед лицом этого важного в жизни нашей Церкви события, дадим себе ясный отчет в том, почему мы так дорожим нашей Русской Зарубежной Церковью и в чем видим несомненную правоту ее пути? Наша Русская Зарубежная Церковь дорога нам тем, что среди общего, поработившего почти весь мир духовного мрака, она ставит своей главной задачей  сохранение полной духовной свободы от безбожных и антихристианских сил. Божественный Основатель Церкви – Господь Иисус Христос Своею крестною смертью и преславным Воскресением из мертвых  освободил  человечество от власти диавола, и с тех пор духовная свобода сделалась неотъемлемой принадлежностью христианства – истинной  Церкви Христовой. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства»   ( Галат. 5, 1 ) – увещевает христиан Св. Апостол Павел. «К свободе призваны вы, братие»,  говорит он дальше:  «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти»   ( Гал. 5, 13 ). Эта христианская свобода неразрывно связана с  истиной,  неотделима от нее и ею именно обуславливается. «Познаете истину»,  так говорил Сам Господь Иисус Христос нежелавшим веровать в Него иудеям: «и истина сделает вас свободными»   ( Иоан. 8, 32 ).  «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»   ( Иоан. 8, 36 ). Там, где нет истины, – где воцаряется ложь, там утрачивается и драгоценное благо христианской свободы. Самой губительной ложью нашего времени является усиленно распространяемая многими мысль о том, что «религия есть частное дело каждого человека» и что общественная и государственная жизнь людей должна протекать  вне религии,  должна быть «отделена» от нее. И никто не хочет замечать абсурдности такого утверждения. Ведь это – все равно, что сказать: частная жизнь человека – сама по себе, а общественная и государственная – сама по себе. Источник, из которого проистекает эта и подобного рода ложь, искусно прикрываемая разными благовидностями, для нас ясен. Кому, как не врагу человеческого спасения, важно  обезбожить  общественную и государственную жизнь людей, дабы через это создать условия, благоприятствующие обезбожению и каждой человеческой личности в отдельности?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Может быть, патриарх Никон - сам того не ведая - прозревал эту ситуацию? Тем более, что времена второй половины века 17-го по своим эсхатологическим ожиданиям были схожи? Почему тогда Россия не может стать последним ковчегом? Тогда замысел патриарха Никона, может быть, получит своё окончательное воплощение. Хотелось бы верить, что и чудо схождения Благодатного Огня, которое Господь посылает в утешение и поддержку людям, тоже не прекратится. И подмосковный Новый Иерусалим станет в последние времена утешением всем христианам. Для Бога всё возможно. Было же явлено чудо над гробом св.кн. Димитрия Донского. О самовозгорании свечи в Архангельском соборе Московского Кремля (из «Разрядной книги» 1475-1605 годов): «Лета 7033-го году загорелась о себе свеща в Орхангиле в церкви над гробом великого князя Дмитрея Ивановича Донскаго и гореша шесть дней, а угасла о себе же». Нам же надо: «трезветь, бодрствовать и надеяться». Россия как государство имеет огромную и великую историю. Надо воспринимать как невероятное чудо сегодняшний православный ренессанс. К сожалению, общее направление и у западных постхристианских стран, и у России - одно. Но есть надежда, что мы будем двигаться медленнее, как в анекдоте про медведя и двух охотников. Не надо бежать быстрей медведя, надо быстрее другого охотника... Ну, в нашем случае - медленнее. А там - как Бог даст. Были же сказаны когда-то пророческие слова Апокалипсиса: «Знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле» (Откр. 3: 8, 10) Послесловие от редакции : Статья Владимира Янчевского заслуживает внимания, несомненно. Однако не со всеми тезисами автора можно согласиться. Во-первых, что это был совместный «замысел патриарха Никона и Алексея Михайловича». Скорее это был замысел именно Патриарха Никона, реализацией которого он хотел в том числе поставить Церковь над Государством, или добиться, чтобы «авторитет Церкви уравновесил бы Государство», как пишет автор. В контексте тех реалий замысел Никона был вызовом царской власти. Неслучайно Государь Алексей Михайлович решительно пресёк эти попытки, добившись низложения Патриарха Никона. Конфликт Царя и Патриарха использовали в полной мере греческие Патриархи, для которых замысел Никона представлял угрозу изменения их статуса в диптихе Церквей.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/02/no...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010