Господин Мансуров сказал: «по oбeщahiю же своему и о храмозданной каменной церкви просилъ во ономъ Boздbuжehiя Честнаго и Животворящаго Креста Господня на что и блarocлobehie отъ Его Преосвященства дано грамотою и въ 781-м году та каменная церковь заложена и строитца». В декабре месяце 1779 года по челобитному помещику Сергею Герасимовичу Мансурову, Преосвященным Епископом Коломенским Феодосием была выдана Благословенная Храмозданная грамота на сооружение вместо обветшавшего деревянного храма новой церкви из кирпича во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Количество приходских дворов на 7 сентября 1782 г. составило 46, через 20 лет (1782г.) она составила уже 504 чел. Строительство храма было на новом месте, более возвышенном находящимся севернее от старого деревянного. Новый храм был расположен на помещичьей усадьбе Мансуровых. Храм возводили дворовые люди помещика: Василий Васильев сын Козлов, Нестар Устинов, Стефан Борисов, да крестьяне Марк Осипов, Лукьян Тимофеев, Лаврентий Дмитриев «с товарищами». Во вновь строящейся церкви во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня 16 декабря 1788 г. был освящен придел во имя Казанския Пресвятые Богородицы. Причт церкви состоял: священник иерей Василий Петров, дьячок Нефед (Мефодий) Петров и пономарь Сергей Петров. С этого дня Богослужения стали проходить во вновь выстроенном Крестовоздвиженском кирпичном храме в приделе во имя иконы Казанской Пресвятой Богородицы. Строительство кирпичного храма с декором в духе раннего классицизма во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня, в селе Яковлевское Тульского уезда продолжалось еще 20 лет. Его строительство было полностью завершено сыновьями помещика Сергея Герасимовича Мансурова Алексеем и Дмитрием в 1808 году и в том же году освящена Преосвященным Амвросием Епископом Тульским. Храм имел три придела. Первый во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Второй, с южной стороны, во имя Пресвятыя Богородицы Казанския. Третий, с северной стороны, во имя Святителя Митрополита Алексия Московского.

http://sobory.ru/article/?object=07489

В ведомости о каменной церкви за 1817 год находим первое упоминание о приделе Чудотворца Николая. В ведомости о церкви за 1829 год сказано, что здание каменное, с такой же колокольнею, крыта железом, в твёрдости. Престолов в ней два: во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня и придел во имя Чудотворца Николая - оба холодные. В ведомости о церкви во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в селе Марчуги за 1839 год записано, что в трапезе устроены два придела двух престолов во имя Святителя и Чудотворца Николая и преподобного Алексия человека Божия. Приделы не освящены из-за неустроения иконостасов. Приделы готовятся быть тёплыми. В 1844 году гвардии полковник князь Алексей Борисович Черкасский пишет прошение в Московскую Духовную консисторию о разрешении ему разобрать тот небольшой придел и колокольню, а построить, по прилагаемому проекту в трёх чертежах, два новых тёплых придела. Колокола предлагается временно устроить на столбах. В случае недостатка церковных средств, он обязуется пополнить из своих собственных. Резолюция Митрополита Филарета " Фев. 15. Дозволить построение приделов с тем, чтобы производство было согласно с проектом под наблюдением сведущего... " Новая каменная трапезная с двумя тёплыми приделами при Крестовоздвиженской церкви была построена уже в 1848 году тщанием гвардии полковника и кавалера князя Алексея Борисовича Черкасского. В ведомости о церкви в селе Марчуги за 1848 год сказано: здание в твёрдости, колокола висят на столпах. Престолов в ней три: холодный во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня и два тёплых придела: с правой стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая, с левой стороны во имя святых мучеников Бориса и Глеба. Церкви принадлежала тогда часовня в деревне Косяково. В советское время многие дела о храмах в архивах были уничтожены, что не позволило восстановить полноту сведений о происходящих событий и перестройках в дореволюционный период существования того или иного храма. Новая каменная колокольня при Крестовоздвиженской церкви села Марчуги была построена в 1858 году тщанием вдовы полковника, княгини Марии Николаевны Черкасской.

http://sobory.ru/article/?object=00416

По посвящению второго храма в честь Апостола Иакова, к тому времени именовались и два поселения, располагавшиеся близ погоста (кладбища): Яковлевские слобода и слободка с более чем полусотней «непашенных торговых и мастеровых и бобыльских дворов». Среди жителей было распространено кожевенное ремесло. Позднее поселение становится крепостным селом, но продолжает именоваться Яковлевской слободой в память о прежних свободных временах. Жители слобод не были крепостными. В самой сущности слободы можно увидеть еще одно свидетельство о монастыре. Монастырь упоминается и известным краеведом XIX века В. Лествицыным в статье «Часовня близ Яковлевской слободы под Ярославлем». Описанное придание гласит о том, как в середине XIV века, некий костромской помещик, страдавший от тяжкой болезни, проезжал из Костромы в Ярославль. Остановившись на ночлег у Яковлевского монастыря, во сне он увидел исходящим из земли исцеляющий его Святой Крест. Проснувшись, помещик указывает открытое во сне место слугам, сопровождавшим его, и повелевает копать. Крест обретен! Приложившись к нему, болящий получает исцеление от Господа. «Помещик объявил, кому следует о случившемся чудесном излечении, и пожертвовал крест в Яковлевский монастырь, предшествовавший нынешней церкви Яковлевской слободы». В память об этом событии был утвержден Крестный ход в день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – 27 сентября по новому стилю. Была сооружена часовня, сначала деревянная, а в начале ХХ века, на средства А. Нефедова, – каменная, освященная 18 октября 1904 года. Внутри часовни, на месте обретения креста, находился колодец. По традиции местные жители, «отправляясь в город на рынок, считали нужным бросить монету в кружку у дверей часовни, а возвращаясь домой, так же отблагодарить Господа за удачную торговлю». После революции здесь был устроен пункт сбора молока. Часовня была снесена в 1930-х годах. Сейчас на ее месте находится продуктовый магазин. Обретенный Чудотворный Образ Честнаго и Животворящего Креста Господня и сейчас – главная святыня Яковлевско-Благовещенского храма. Традиция совершения Крестного хода в день Воздвижения Честного животворящего Креста Господня возобновлена в 2008 году при нынешнем настоятеле протоиерее Георгие Лапшине.

http://sobory.ru/article/?object=11826

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Игнатия 16 июня 2021 года учреждено Крестовоздвиженское подворье Свято-Алексиевского женского монастыря в городе Саратове. Матушка Игумения Феодосия назначена настоятельницей Крестовоздвиженского подворья Свято-Алексиевского женского монастыря. Престол: в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. 22 августа 2006 г., по благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина (ныне - Митрополита Симбирского и Новоспасского), протоиерей Сергий Догадин совершил чин положения Антиминса. Здание, в котором освящен Крестовоздвиженский храм - единственная сохранившаяся до наших дней постройка Крестовоздвиженского женского монастыря. Первое упоминание об этой древнейшей женской обители саратовской земли относится ко второй половине 17 века. Церковь и строения монастыря были деревянными. Они не раз сгорали в городских пожарах, но стараниями горожан вновь возрождались. В 1740 году на пожертвования была возведена каменная церковь, освященная во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В 1762 году освящена другая новая однопрестольная теплая каменная церковь во имя великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. Хозяйство монастыря было невелико. Со временем насельницы стали испытывать материальные затруднения. К 1776 году в обители проживало 11 монахинь. Их перевели в Астраханский девичий монастырь, Крестовоздвиженский был упразднен. В В 1828-1830 годах по указу Государя Императора Николая I обитель была восстановлена и открыта на своем прежнем месте. В 1899-1903 годах на месте сломанной церкви во имя великомученицы Параскевы Пятницы возвели большой храм с главным престолом во имя святителя Николая Мир Ликийского чудотворца. Придел освятили во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Средства на строительство пожертвовала купеческая вдова А.И.Семидетнова. Проект подготовил саратовский архитектор Ю.Н.Терликов. По свидетельству современников, храм «поражал своей грандиозностью и великолепием».

http://sobory.ru/article/?object=14808

В 1740 году на пожертвования была возведена каменная церковь, освященная во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В 1762 году освящена другая новая однопрестольная теплая каменная церковь во имя великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. Хозяйство монастыря было невелико. Со временем насельницы стали испытывать материальные затруднения. К 1776 году в обители проживало 11 монахинь. Их перевели в Астраханский девичий монастырь, Крестовоздвиженский был упразднен. В начале XIX века по указу Государя Императора Николая I обитель была восстановлена и открыта на своем прежнем месте. В 1899-1903 годах на месте сломанной церкви во имя великомученицы Параскевы Пятницы возвели большой храм с главным престолом во имя святителя Николая Мир Ликийского чудотворца. Придел освятили во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Средства на строительство пожертвовала купеческая вдова А.И. Семидетнова. Проект подготовил саратовский инженер Ю.Н.Терликов. При обители на средства инокини Сусанны (Анны Александровны Рылеевой – родственницы известного русского поэта) в 1840 году была открыта первая в Саратове школа для девочек. В советское время монастырь закрыли, храмы разрушили. Из ограды разоренного монастыря уцелела лишь арка. 22 августа 2006 года иерейским чином (протоиерей Сергий Догадин) в помещении одного из частично сохранившихся монастырских строений была освящена церковь с престолом во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Начались богослужения. 15 июня 2008 года Крестовоздвиженский храм украсил новый купол с крестом. В июле того же года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин освятил икону святителя Николая Мир Ликийского чудотворца, вмонтированную в обновленную после ремонта арку святых ворот Крестовоздвиженского монастыря.  Другие святыни: икона с чатицами мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, старинный крест-распятие, восстановленная старинная икона великомученика Харалампия. По материалам Информационно-аналитического портала Саратовской митрополии .

http://sobory.ru/article/?object=14808

Всего в храме было три престола: в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, в честь Покрова Божией Матери и во имя праведного Симеона Столпника. К приходу церкви относились четыре деревни на левобережье и часовня святого Александра Невского. Уже издали, при подходе к церкви, ощущается торжественный и в то же время изысканно-легкий образ. Благодаря высокому шпилю колокольни и эффектному фигурному завершению верха церковь обладает особенно выразительным силуэтом. К концу 1930 года в городе Тобольске в силу вступило распоряжение советских властей о закрытии многих храмов города. Репрессии не обошли стороной и Крестовоздвиженскую церковь. Как и все церкви Тобольска, она была закрыта, имущество и ценности были конфискованы. Примечательно, что в 50-х годах XX века храм пытались лишить крестов. Но даже трактор не смог сорвать тросом крест со шпиля колокольни храма. Трос не выдержал перенапряжения и мороза, лопнул и, отлетев, смертельно ранил крепившего его на кресте рабочего. Пострадавший скончался в больнице, а крест так и остался на своем месте, хотя и погнутый. Сам храм до 1961 года периодически использовался для хозяйственных нужд. А в 1961 году Крестовоздвиженская церковь вошла в состав Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. Но уже в 1965 году она была передана музеем в аренду ОРСу-2 Главтюменьнефтегазстроя, и в течение 19 лет, т. е. до 1984 года, в здании церкви хранились овощи. Приведя храм в аварийное состояние, ОРС-2 оставил здание в покое. С 1990-х гг. разрушающаяся Крестовоздвиженская церковь находится в безхозном состоянии. В настоящее время епархия начала реставрационные работы. Тобольско-Тюменская епархия Крестовоздвиженская церковь каменная, двухэтажная, построена в 1761 г. В ней три престола: во имя Воздвижения св. Животворящего Креста, во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя св. Преподобного Симеона Столпника. В приходе 4 деревни: Бекерева (1 верста), Большая Рогалиха (14 верст), Малая Рогалиха (15 верст), Веркульская (17 верст), всего 195 дворов, прихожан 630 муж. пола и 634 жен. пола.

http://sobory.ru/article/?object=00967

О сеятеле О «безумном богаче». В чем счастье? Беседа на неделю 23-ю по Пятидесятнице Неделя 24-я по Пятидесятнице О страхе (Мф. 14,23–26) Исцеление 10 прокаженных Преображение Господне Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Господня Благовещение Пресвятой Богородицы Неделя жен-мироносиц На день 17-го июля Слово на 7 ноября Пастор-протестант о русском народе Введение во храм Пресвятой Богородицы Чему учит нас Пречистая Своей жизнью и кончиной Рождество Пресвятой Богородицы К посещению приходского храма Пречистой в Ее образе чудотворном Св. равноапостольный князь Владимир Беседа Св. Николай, Мир Ликийских чудотворец Святые апостолы Петр и Павел Усекновение главы св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня Слово в день св. пророка Илии О злых виноградарях К началу учебного года Беседа с учащимися после молебна Беседа после молебна. К началу учебного года Елеосвящение «В доме Отца Моего обителей много». (Ин. 14,2) Словарь персоналий     Владыка Митрофан Бостонский (Зноско-Боровский) (+2/15 февраля 2002 г.) прожил яркую многотрудную жизнь. Его служение было связано с судьбами наших соотечественников, вынужденых оставить Россию после революции и второй мировой войны. Пятьдесят лет своего священства он окормлял православную паству в Польше и Белоруссии, в Германии, Австрии, Марокко и США. На страницах воспоминаний читатель встретится с митрополитами Анонием (Храповицким) и Анастасием (Грибановским) , владыкой Иоанном Шанхайским , видными деятелями Белого движения в эмиграции. Последние 9 лет жизни владыка был викарием Восточно-Американской епархии с титулом епископа Бостонскою. Он обладал огромным нравственным авторитетом, к нему шли за советом как священники, так и архиереи. Предлагаемая читателю книга содержит воспоминания владыки Митрофана и его проповеди , издание дополнено словарем персоналий, составленным Г. Кремневым. Предисловие. Памяти епископа Митрофана (Зноско-Боровского) Впервые опубликовано: Православная Русь. 2002. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Он стоял в Воздвиженском соборе на месте храмового образа, справа от царских врат. Сначала был водружен на каменной плите, перенесенной затем в монастырскую усыпальницу; позднее поставлен на высоком ступенчатом основании. По сторонам от него находились иконы равноапостольных Константина и Елены, а также «персоны» ктиторов. Крест пользовался большим почитанием у царской семьи. В Переписной книге домовой казны патриарха Никона 1658 г. упоминаются «две иконы болших, которые писаны к большому кипарисному кресту»: на одной - равноап. царь Константин, царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, на другой - равноап. царица Елена, царица Мария Ильинична и царевич Алексей Алексеевич (Переписная книга домовой казны Патриарха Никона, сост. в 7166 по велению царя Алексея Михайловича//ВОИДР. 1852. Кн. 15. Ч. 2. С. 1-134; Кийский Крест. 2000. С. 14). Очевидно, именно эти иконы предстоящих были предназначены для установки по сторонам К. к. в соборе (неизвестно, были ли они отправлены на остров). Изображение царевича Алексея Алексеевича, умершего в 1670 г., в дальнейшем не упоминается в числе ктиторов, молящихся К. к. В описи мон-ря за 1819 г. подробно описан К. к. и вложенные в него святыни (ГААО. Ф. 29. Оп. 38. Д. 17. Л. 4-10): «Подле образа Спасителева образ Честнаго и Животворящего Креста Господня храмовой, сотворенный от Честнаго Древа Кипариса… В средине того Честнаго Креста утвержден ковчег сребряной кованой золоченой, в котором часть Святыя и Животворящия Крове Господни, часть Святыя Ризы Господни, часть Млека Пресвятыя Богородицы, часть крови Иоанна Предтечи, часть крови апостола Павла, часть самаго Древа Креста Господня; над тем ковчегом Херувим сребряной резной золоченой, всего ковчег и херувим весом три фунта. В верху в пречном древе в средине звезда сребреная золоченая, в ней часть от Камене Гроба Господня. В том же кресте шесть крестов кипарисных небольших, в которых вырезаны дванадесятые праздники, в привесе крест сребрянный небольший, на нем вырезан образ Распятия Господня.

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

В храме было несколько частиц Животворящего Креста Господня, до 30 частиц мощей, часть главы вмч. Пантелеимона. Имелась собственная библиотека. Планировалось, что келья должна была стать скитом, о чём даже имелись документы, но из-за вмешательства греков это преобразование не совершилось. В 1905 году интенсивно развивавшейся обители о. Пантелеимона довелось пережить гонения со стороны греческих националистов. Группа людей, вооруженных топорами, напали на русскую Крестовоздвиженскую келлию и принялись крушить здания обители, разбивать окна, ломать стены. В результате учиненного побоища 8 русских иноков были ранены и сильно избиты. Причина такого гонения на русских монахов кельи Честного Креста — неисполнение ими приказания ничего не строить на территории обители. Целью же нападения было изгнание русских монахов из обители после того, как они ее восстановили заново из руин и превратили в цветущий сад. В послереволюционный период в Крестовской келлии еще долго теплилась жизнь. Так, в воспоминаниях афонского монаха Макария читаем: «Однажды я гостил несколько дней в Крестовской келлии на Провате, у отца Лота, старца келлии. Келлия отличалась уютностью своих построек и имела маленькую церковку во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. В отдельном маленьком домике была небольшая, хорошо подобранная библиотека, в которой я и проводил время в книжных занятиях. Моими друзьями были иеросхимонахи: отец Константин, отец Мелитон и отец Филарет». Вл. Маевский, посетивший примерно в то же время Крестовоздвиженскую келлию, тепло вспоминает гостеприимного наместника отца Филарета, заботливых схимонаха Досифея, отца Исайю и сурового хранителя костницы обители отца Мелитона. Осматривал он также хозяйство обители, поддерживаемое трудами неутомимых насельников. Были там тогда и прекрасные виноградники с цистернами для сбора дождевой воды, парники и мастерские. «Хорошо мне всегда во всех русских келлиях. Но все же должен при этом признать, что особенная радость и покой наполняют мою душу, когда я нахожусь в келлии Воздвижения Креста Господня, где живописная природа и чарующие виды сливаются с исключительно симпатичным характером и укладом жизни милейших ее насельников», — вот его благодарный отзыв об этой русской святогорской обители.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=281...

Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления. Кондак 5 Господи, при Моисее иногда пророце точию образ Креста Твоего являем побеждаше врази Твоя, ныне же самый Крест Твой имуще, помощи просим: укрепи Церковь Твою и даруй ей победы на враги, да расточатся вси врази Твои, не вопиющии Ти: Аллилуия. Икос 5 Честнаго Креста, Христе, действо прообразив Моисей, победи Амалика в пустыне Синайстей: егда бо простираше руце, креста образ творя, укрепляхуся людие; ныне же все вещей сбытие в нас исполнися: днесь Крест воздвизается, и демони бегают, днесь тварь вся от тли свободися, яко вся Креста ради возсияши нам дарования. Темже, радующеся, вопием: Радуйся, Кресте, оружие Христово страшное, егоже демони трепещут; радуйся, яко силою на тебе Распятаго Христа бесовстии полчища далече прогоняются. Радуйся, яко силою действующия в тебе Божественныя благодати победы на сопротивныя христолюбивым людем даруются; радуйся, яко от тебе, яко высокоросленнаго и многоплодовитаго древа Христова на тебе страдания, плоды жизни и спасения нам произрастают. Радуйся, Честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления. Кондак 6 Проповедником силы и Божества Христова явися иногда животворящее древо Крестное, егда прикосновением своим воскреси мертваго и к жизни возведе его, еже видевше, мнози от иудей и язык познаша велию благочестия тайну: яко спасения ради человеческаго, Бог во плоти явися и страсть крестную претерпе, да спасет вопиющия Ему: Аллилуия. Икос 6 Якоже древо райское превелие, возвысися на Голгофе честный Крест Христов, отонудуже во всю вселенную распростре мысленныя ветви благодати и Распеншагося на нем: под егоже сению обретают прохладу палимии зноем страстей и хотящии благочестно жити о Христе Иисусе. Темже и мы, благодати Того причастницы, весело взываем: Радуйся, святый Кресте, древом жизни, Адама ради в Едеме насажденным, проображенный; радуйся, новым Адамом, руце на тебе распростершим, миру явленный. Радуйся, яко под сень благодатнаго защищения твоего вси вернии прибегают; радуйся, яко милосердием Даровавшаго нам тебе кающиися грешницы огня геенскаго избегают. Радуйся, Кресте, утешение наше в скорбех и печалех; радуйся, живительная отрадо и помощь изнемогающим в борьбе с прилогами страстей, мира и диавола.

http://pravicon.com/info-1228

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010