Ирмос Безумное веление мучителя злочестиваго люди поклеба, дышущее прещение и злохуление богомерзкое: обаче три отроки не устраши ярость зверская, ни огнь снедаяй, но противодышущу росоносному Духу, со огнем суще пояху: Препетый отцев и нас Боже, благослвен еси. Безумное 519 веление 520 нечестивого 521 властителя 522 , дышащее угрозой 523 и мерзкой 524 хулой 525 , смутило 526 народ; однако трех отроков не устрашили 527 ни зверская 528 ярость 529 , ни истребительный 530 огонь, но, находясь в пламени 531 , при веянии против него 532 росоносного 533 духа 534 , они пели: благословен Ты, препрславленный отцов и наш Боже 535 . Тропари От древа вкусив первый в человецех, в тление вселися: отвержением бо жизни безчестнейшим осудився, всему роду телотленен некий, яко вред недуга преподаде: но оретше земнороднии воззвание крестным древом, зовем: препетый отцев и нас, Боже, благословен еси. Первый из людей 536 , вкусив от дерева, впал 537 в тление, и, осужденный на бесславнейшее лишение 538 жизни, как некоторая телесная 539 порча 540 , сообщил 541 болезнь всему роду; но мы, земнродные 542 , обретя воззвание 543 через древо Креста, будем восклицать: благословен Ты, препрославленный отцов и наш Боже. Разруши повеление Божие преслушание, и древо прнесе смерть человеком, еже неблаговременно прчастно бывшее; во утверждение же зело честнаго оттуду жизни древо возбраняемо бе, еже разбойнику злумершу отверзе, благоразумно зовущу: препетый отцев и нас, Боже, благословен еси. Нарушило 544 непослушание заповедь 545 Божию и древо через неблаговременное вкушение 546 принесло людям смерть 547 ; потому 548 для безопасности 549 весьма ценного 550 древа жизни оно было воспрещено 551 , но его открыл Препрославленный казненному 552 рабойнику 553 , благоразумно 554 восклицавшему: благословен Ты, отцов и наш Боже. Жезла объемлет край Иосифова, будущая зря Израиль, царствия державное, яко возымуществит прславный Крест, проявляя: сей бо победоносная похвала и свет верою зовущим: препетый отцев и нас, Боже, блгословен еси.

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

   Ирмос    Безумное веление мучителя злочестиваго люди поклеба, дышущее прещение и злохуление богомерзкое: обаче три отроки не устраши ярость зверская, ни огнь снедаяй, но противодышущу росоносному Духу, со огнем суще пояху: Препетый отцев и нас Боже, благослвен еси.     Безумное веление нечестивого властителя, дышащее угрозой и мерзкой хулой, смутило народ; однако трех отроков не устрашили ни зверская ярость, ни истребительный огонь, но, находясь в пламени, при веянии против него росоносного духа, они пели: благословен Ты, препрславленный отцов и наш Боже.    Тропари    От древа вкусив первый в человецех, в тление вселися: отвержением бо жизни безчестнейшим осудився, всему роду телотленен некий, яко вред недуга преподаде: но оретше земнороднии воззвание крестным древом, зовем: препетый отцев и нас, Боже, благословен еси.     Первый из людей, вкусив от дерева, впал в тление, и, осужденный на бесславнейшее лишение жизни, как некоторая телесная порча, сообщил болезнь всему роду; но мы, земнродные, обретя воззвание через древо Креста, будем восклицать: благословен Ты, препрославленный отцов и наш Боже.    Разруши повеление Божие преслушание, и древо прнесе смерть человеком, еже неблаговременно прчастно бывшее; во утверждение же зело честнаго оттуду жизни древо возбраняемо бе, еже разбойнику злумершу отверзе, благоразумно зовущу: препетый отцев и нас, Боже, благословен еси.     Нарушило непослушание заповедь Божию и древо через неблаговременное вкушение принесло людям смерть; потому для безопасности весьма ценного древа жизни оно было воспрещено , но его открыл Препрославленный казненному рабойнику, благоразумно восклицавшему: благословен Ты, отцов и наш Боже.    Жезла объемлет край Иосифова, будущая зря Ираиль, царствия державное, яко возымуществит прславный Крест, проявляя: сей бо победоносная похвала и свет верою зовущим: препетый отцев и нас, Боже, блгословен еси.     Израиль, созерцающий будущее, обнимает верх жезла Иосифова, предзнаменуя , как преславный Крест возмеет силу царства; ибо он есть победная похвала царей и свет для восклицающих с верой: благословен Ты, Препрославленный отцов и наш Боже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Ибо для сего Господь созвал их, чтобы порадоваться обретению потерянной драхмы, т. е. потерянной природы людей. И «обретши», сказано, жена драхму, «созывает другини и соседы, глаголющи: радуйтеся со мною, яко обретох драхму погибшую» (Лук. 15:9). Подруги же и соседки суть ангельские силы по утверждению Григория Богослова, говорящего: «искал он царскую драхму и созывает силы, подруг своих, ради обретения драхмы и делает общниками радости тех, которых посвятил в тайну домостроительства» (Слово на Рождество); и в другом месте: «я убежден, говорит он, что они вместе с нами торжествуют». И тот же Евангелист Лука далее говорит таким образом: «тако, глаголю вам, радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся» (Лук. 15:10).    И не только вы, ангелы, говорит, пойте, но и вы, христоименитые люди, поклонитесь кресту Христову, посредством которого соделано миру или вам людям воскресение и воссоздание во веки, т. е. вечное, ибо имеющие воскреснуть будут воскресшими всегда, в бесконечные веки. Можно выражение «во веки» связывать и с вышеупомянутым словом «пойте» и с словом «поклонитесь», т. е. пойте во веки и поклонитесь во веки — по риторической фигуре превосхождения и парентезиса для того, чтобы выражением «во веки», показать, что это есть осмая песнь, в конце которой полагается выражение «во веки». Ибо в самом деле было бы странно, если б ангелы воспевали Бога за воссоздание людей, а люди, получившие это воссоздание, не приносили пения Богу. Это было бы похоже на то, как если бы человек исцелился от смертоносной болезни, и друзья исцеленного радовались и благодарили излечившего его врача, сам же исцеленный не чувствовал исцеления и спасения, которое он получил, не радовался и не воздавал врачу благодарности.    Ясна для тебя, возлюбленный, нравственная мысль, которую ты можешь извлечь из этого тропаря: и ты должен непрестанно воспевать и славословить Владыку Христа. Ибо Он посредством пресвятой крови Своей, которую пролил на воздвигаемое сегодня древо креста из пресвятых рук и ног, и из пречистого ребра Своего до последней капли, Он, говорю, пресвятою Своею кровию воссоздал и тебя. И как небольшое количество, так называемого, сока из смоковницы, влагаемое в большое количество молока овец, сгущает его, делает твердым и превращает в сыр, так что многие употребляют его: так и капли животворящей крови Господа, на кресте пролитые, воссоздали весь мир, утвердили его в Богопознании и добродетели, как говорит Григорий Богослов: «нет ничего подобного чуду моего спасения; немногие капли крови, целый мир воссоздающие, служили, как сок для молока, к союзу и соединению всех людей в одно целое» (Слово на Пасху). Поэтому всякий раз, как только видишь ты сладчайшего Иисуса Христа, окровавленного на кресте и пронзенного в руки, ноги и ребро, говори Ему с горячею любовию те любвеобильные слова, которые когда-то говорила Ему одна благоговейная душа: «не могу не желать быть пронзенным, когда вижу Тебя раненым» (В «Верном руководстве»).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

11:2).    Научись и от разбойника не роптать, когда страдаешь за грехи твои, и познавай Бога с благодарностью. И если Он, за тебя и за твой рех, вменен со беззаконными, то ты будь ради Него законным, т. е. следуй Евангельскому закону Христа и поклонись Распятому за тебя, преклоняйся пред Ним и знай, что Бог есть промыслитель всего: в этом состоит поклонение. Даже и когда ты наказан за грех, умей извлечь себе пользу от наказания и греха твоего. Как и каким образом? Признаваясь, что ты страдаешь за грех твой, и таким образом умилостивляй Бога и искупи спасение твое. Если так будешь поступать, возлюбленный, тогда войдешь в рай и будешь сонаследником Христа и насладишься вечных благ. Войди туда вместе с Иисусом, имея Его путеводителем и вместе с Ним созерцая красоты рая. Так советует тебе поступать Григорий Богослов, говоря: «если и Он вместе с беззаконными за тебя и твой грех, то будь ты законным ради Него; поклонись Распятому за тебя и, будучи распят сам, приобрети какую-нибудь пользу и от зла, искупи спасение смертию, войди в рай с Иисусом, чтобы познать, чего ты был лишен; созерцай красоты там, оставь ропот вместе с богохульством умирать вне рая» (Слово на Пасху). Тропарь 3 Жезла объемлет край Иосифова будущая зря Израиль, царствия державное, яко возимуществит преславный Крест. проявляя: сей бо царей победоносная похвала, и свет верою зовущим: препетый отцев и нас Боже, благословен еси.Толкование   В этом тропаре приводит священный Косма древнюю историю Иакова, написанную в книге Бытия. Там говорится, что Иаков призвал сына своего Иосифа, чтобы взять с него клятву, что он не покинет в Египте останки его, возьмет с собою, увезет и похоронит их в Хевроне, где были похоронены останки Авраама, Сарры и Исаака, отца его. Иосиф согласился исполнить заповедь отца. Тогда Иаков настолько обрадовался этому обещанию, что поклонился низко и наклонился на верх жезла его (т. е. Иосифа), как буквально написано: «рече же» (Иаков) «ему» (Иосифу): «клятся ему. И поклонися Израиль на верх жезла его» (Быт. 47:31).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Полезен и тебе, возлюбленный, смысл этого тропаря. От него ты научаешься двум вещам. Во-первых, что грех есть мрак и тьма, ибо он затемняет разум, омрачает сердце и возмущает все внутреннее расположение человека. Ибо первый виновник греха и подстрекатель к нему дьявол, он есть сам — тьма и мрак, как назвал его Сам Господь, сказав: «но се есть ваша година, и область темная »(Лук. 22:53). Поэтому совершающие грехи пребывают во тьме, ибо «сидящия», сказано, «во тме», тьму видят (Ис. 42:7) и: «да помрачатся очи их еже не видети» (Пс. 68:24) и что они ходят во тьме: «во тме ходят» (Пс. 81:5), хотя им и кажется, что видят этот чувственный свет, как видят его и неразумные животные. Во-вторых, научаешься из этого тропаря и тому, что грех тяжек и что все те, которых он увлекает в свою пропасть, должны снова немедленно подниматься из нее посредством покаяния. Итак, ты должен, брат, прежде всего, всеми своими силами избегать всякого греха, чтобы не быть от него помраченным и ослепленным в уме и чтобы таким образом не сделаться игрушкою врагов твоих демонов, как сделался игрушкою иноплеменников и мужественный Самсон, когда был ослеплен. И моли Господа избавить тебя от этого мрака греха с помощью света божественной благодати Его, произнося изречение Давида: «Господи, Боже мой, просветиши тму мою» (Пс. 17:29) и будь уверен, что Он, Который сияет «правым» как «свет», по словам того же Давида (Пс. 111:4), освободит тебя от всякой вещи, «во тме преходящия» (Псал. 90:6).    Но если случится, что ты по увлечению разума и слабости человеческой природы упадешь в какую-либо яму греха, то скажи такие слова пророка Иеремии: «еда падаяй не востает» (Иер. 8:4)? Конечно, встает; и слова Михея: «падох и востану» (Мих. 7:8). Прибеги мысленно к Иисусу Христу, и воззови к Нему из глубины сердца с верою: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, поспеши и подними меня из этой ямы греха». И нет сомнения, что Тот, Который устроил «вселенную в премудрости Своей», по словам Иеремии (Иер. 10:12), Который «восставляет вся низверженныя», по Давиду (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Песнопевец сказал: «величают», а не восхваляют или воспевают, чтобы показать, что настоящая песнь есть девятая, песнь Богородицы, начинающаяся словами: величит душа Моя Господа. Сказал же он: «все силы небесные», давая разуметь не только известные нам девять чинов, а и другие безымянные и неизвестные нам силы. Ибо ап. Павел, зритель и слушатель неизреченных глаголов, беседуя о Христе, сказал: Отец посадил Его «одесную Себе, превыше всякаго начальства и власти и силы и господства, и всякаго имене именуемаго не токмо в веце сем, но и во грядущем» (Еф. 1:20-21).    Применим ирмос сей и к тебе, возлюбленный читатель; ибо как Адам, вкусив от сладкого плода древа познания, впал в тление и смерть, так и ты, вкушая и пия вкусные и сладкие кушания падешь в смерть греховную. Да не соблазнит тебя сладость и удовольствие кушаний. Ибо они доходят только до гортани, а когда проходят чрез гортань и сходят во чрево, тогда исчезает всякая сладость и наслаждение ими. Поэтому Григорий Богослов сказал, что снеди, после того как перейдут чрез глотку, все равноценны; потому что все вместе без всякого исключения становятся калом и извергаются афедроном. Поэтому и ап. Павел сказал: «брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит» (I Кор. 6:13). Поэтому имей, брат, всегда в твоей памяти Исава и Ионафана, сына Саулова; ибо Исав за малую долю чечевичной похлебки продал свое первородство брату своему Иакову, за что обвиняется апостолом Павлом, который увещевает христиан и говорит: «да не кто блудодей» (будет), «или сквернитель, якоже Исав, иже за ядь едину отдал есть первородство свое». (Евр. 12:16); а Ионафан ради небольшой доли меда подвергался опасности умереть, с плачем говорил: «вкушая вкусих мало меду омочив конец жезла, иже в руку моею, и се аз умираю» (I Цар. 14:43).    Желаешь ли ты, возлюбленный, понять, как гибельно тебе желать пищи насладительной, сладкой и вкусной? Научись примером Адама, который за сладкое вкушение от запрещенного дерева и сам умер и сделался причиною смерти для всего рода своего. Научись этому и примером целого народа Израильского, который восхотел есть мясо, и рыбу, и лук, и чеснок, и порей, и огурцы, и дыню, которые ел в Египте; за это Бог попустил ему подвергнуться великому наказанию и смерти, так что и могилы, в которых умершие погребены были, получили наименование «гробов похотения»: «и мяса бяху им еще в зубех их», сказано, «прежде оскудения, и Господь разгневася на люди, и порази Господь люди язвою великою зело. И прозвася имя месту тому, гробы похотения: яко тамо погребоша людей похотевших» (Числ. 11:33. 34).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Наконец, если ты, возлюбленный читатель, желаешь получить вышеуказанные и еще другие неизреченные и непостижимые божественные дары, то постоянно прибегай к пречистым таинствам и причащайся. Однако внимай тому, чтобы причащаться после надлежащего приготовления, т. е. после исповеди, поста по возможности, воздержания, молитвы со вниманием и сокрушением сердца и с чистой совестью, испытывая себя, по наставлению апостола (Павла), чтобы причащение Божественных таинств не к осуждению тебе служило. Соответственно твоему приготовлению дается тебе и благодать таинства причащения. Поэтому два условия ты должен исполнить: приобщаться и постоянно и — достойно насколько возможно без всякого препятствия, определенного священными канонами: «да искушает человек себе и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет» (1 Кор. 11:28).    Феодорит иначе понял эту историю. По его мнению, краесекомая скала есть прообраз Христа, вода же, истекшая из нее, — прообраз крови Христовой. И как Евреи ели манну и пили воду после того, как перешли чрез Чермное море: так и мы, христиане, после крещения, прообразом которого было Чермное (море), причащаемся тела и крови Господа. Заметь, что некоторые предполагают, будто Евреи положили эту скалу на повозку и перевозили с собою по всему пути. Такое предположение произошло из неправильного толкования апостольского изречения: «пияху бо от духовнаго, последующаго камене» (1 Кор. 10:4). Но это неверно; ибо если бы Евреи возили в самом деле ту водоносную скалу, то каким образом они и потом так часто испытывали жажду? Так, например, они жаждали «воды пререкания» (Числ. 20:13); жаждали перешедши землю Эдома (Числ. 20:19); жаждали опять, когда роптали на Моисея (Числ. 21:5); жаждали, когда пришли к колодезю (Числ. 21:16). Изречение же апостола нужно так понимать: не говорит апостол, что сама оная чувственная скала следовала за Евреями, но духовная и мысленная, т. е. Христос, прообразом которого была она. Так его толкуют: Златоуст, сам Феодорит, Феофилакт и Икумений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Откуда же заимствовал Косма вышесказанную мысль, что древа познания добра и зла не причастился, т. е. не вкусил Адам благовременно в надлежащее время? — Из слова Григория Богослова на Рождество Христово и на Пасху, ибо там он так говорит буквально: «древо же познания не было ни худо в начале насаждено, ни завистливо запрещено; но оно было полезно вовремя вкушаемое; созерцанием было это растение, как мое созерцание, приступить к которому было бы безопасно только людям более совершенным, а более простым и имеющим еще сластолюбивое желание не хорошо, как и твердая пища не полезна нежным и нуждающимся еще в молоке». Из этих слов мы делаем четыре вывода: во-первых, что Адам был несовершенный, во-вторых, что древо познания было мысленное, в-третьих, что от этого мысленного древа Адам в свое время имел вкусить, т. е. в надлежащее время, когда имел достигнуть совершенства, и в-четвертых, что это мысленное древо было еще не хорошо для употребления простым и несовершенным, каким был Адам, как совершенная и твердая пища не полезна маловозрастным и нежным, для которых еще нужно молоко.    Так аналогически понял древо познания Богослов и сказал, что созерцание то для Адама, еще несовершенного, было не полезно. Григорий же Фессалоникийский прибавляет, что если даже и в чувственном смысле понимать это древо, то и тогда не полезно было бы Адаму, еще не совершенному, страстно взирать на него и вкушать от его сладчайшего плода, потому что оно было самое прелестное в чувственном отношении из всех дерев рая: «ибо совершенным, говорил он, по своему свойству божественного созерцания и добродетели, принадлежит право иметь общение с самым приятным для чувства и не отводить ум от созерцания Бога, от песнопений и молитв Ему, а делать это предметом или поводом стремления к Богу» (глава 49 о естественных).    Поэтому и ты, брат, если благоразумен, учись примером другого т.е. падением Адама, предостерегать себя от сладостных предметов, которые встречаешь в мире. Ибо «худог» (т.е. благоразумный), «видев лукаваго мучима крепко, сам наказуется», говорит Соломон (Притч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Итак, опровергая эту ересь, ученейший богослов, божественный Косма сказал, что «смерть причинена роду человеческому вкушением от древа». Словом «причинена» (по слав. прибывшая, по греч. prosmenomenoV) он и указывает уже на то, что в человеке от природы не было смерти, но она потом прибыла, т. е. она извне последовала за вкушением от древа. Если кто спросит, как это здесь песнопевец сказал, что чрез вкушение от древа пришла смерть, между тем как Божественное Писание говорит, что первозданные «ядоста от плода древа» (Быт. 3:6), мы отвечаем, что как говорит об этом песнопевец, так говорит и Божественное Писание; ибо и там Бог сказал Адаму: «от всякаго древа, еже в раи, снедию снеси: от древа же еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него» (Быт. 2:16-17). Здесь это сказано по риторической фигуре синекдохи, т. е. причина принимается вместо следствия причины, т. е. древо вместо плода древа. Итак, смерть упразднена, т. е. сделалась праздною, недействующей; ибо не могла удержать в гробе животворящее тело Господа и предать оное тлению, т. е. разрушению плоти и составов тела и разделению костей тела.    Каково же было проклятие праматери Евы? Зонара отвечает, что оно состояло в словах: «земля еси, и в землю отыдеши» (Быт. 3:19); ибо хотя это проклятие сказано Богом Адаму, однако более для Евы, так как она и была причиною преступления для Адама. Это проклятие называется «всенародным», ибо чрез первозданных оно перешло на весь род человеческий. Проклятие же Евы может разуметься и в словах: «в болезнях родиши чада» (Быт. 3:16), которое также было всенародным, так как простерлось на всякую рождающую женщину. Оба же эти проклятия разрешены «прозябением», то есть Единородным Сыном Богоматери, потому что проклятие: «земля еси и в землю отыдеши» разрешено воскресением умершего Господа, Который больше не умрет, по словам ап. Павла: «ибо Христос», говорит он, воскресши из мертвых, «ктому уже не умирает» (Рим. 6:9); а проклятие: «в болезни будешь раждать детей» разрешено тем, что Дева, родившая Господа, родила Его без болезней и мук. Поэтому величаем сию Деву не только мы люди, но и все силы небесные, ибо и они боголюбивы и человеколюбивы, по словам Григория Богослова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

22:3). Например, встречаешь ли какое прекрасное лицо? — вот древо познания; остерегайся, чтобы не засмотреться на него не только с любопытством, но и мимоходом; ибо ты, будучи страстным, можешь быть увлечен этим наслаждением, и погубишь себя. Вот почему советует тебе премудрый Сирах: «отврати око твое от жены красныя, и не назирай чуждыя доброты: добротою женскою мнози прельстишася» (Сир. 9:8-9). Слышишь ли какую-либо мелодию музыкальную, или песню безнравственную, или постыдные слова? Это суть тоже древо познания. Старайся не останавливаться и не слушать их с пристрастием; но заткни уши твои, чтобы ум твой не увлекся удовольствием и не оставил памяти о Боге, Которого каждый христианин всегда должен поминать в молитве, согласно словам Апостола: «непрестанно молитеся» (1 Сол. 5:17). Находишь ли ты благоуханные вещества? встречаешь ли вкусные и усладительные кушания? видишь ли мягко-нежные и украшенные одежды? Все это есть древо познания, и смотри, не желай наслаждаться ими, ибо пожелание их удаляет тебя от Бога и умерщвляет душу твою.    Не успокоивай сам себя, что наслаждения мира не вредят мне, ибо я победил страсти свои, или потому, что я стар и немощен. Нет! Уже такой помысл есть не что иное, как заблуждение и сеть дьявола, посредством которой он старается уловить и погубить душу твою. Но всегда имей пред собою пример Адама, и рассуждай в себе таким образом: если Адам, сотворенный рукою Божиею и украшенный столь великими дарованиями, был все-таки еще несовершенен, как я могу похвалиться, что я совершенен? Если он, не испытавший еще действия страстей, посмотрел пристрастно и вкусил от того сладкого плода, и таким образом пал, то как я, страстный, могу сказать, что бесстрастно пользуюсь наслаждениями мира и потому не падаю? Тот преступил заповедь один только раз, и во всю свою жизнь плакал, а я преступаю каждый день и не плачу ни одного раза; он был силен и тверд, как кедр, и все-таки пал, а я стал гнил и слаб, как мак. Поэтому, брат, оплакивай свою немощь и говори вместе с пророком Захариею: «да плачевопльствует питис» (кипарис), «зане паде» (Зах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010