Многие показания Т. Хитровой опровергают тот факт, что все протоколы придумывали следователи. Совершенно недопустимо методы допросов т ведения следствия 1937 года автоматически переносить на все следственные дела советского периода. Допросы Т. Хитровой проходили до 22 января 1945. Е. Петров в 1918 году служил в Красой Армии. Попав в плен, перешел на службу к бело эстонцам и остался жить в Эстонии. В 1941 году, будучи малограмотным и запуганным немцами, согласился с ними сотрудничать и впоследствии признался, что принимал участие в расстрелах. По малодушию, или по убеждению он делал это, сейчас определить трудно, но факт этого очевиден. Подтвердил Е. Петров факт расписки о сотрудничестве с фашистами об обязанности выявлять среди населения Пскова партизан и коммунистов. Ефим Петров оказался в монастыре, где жил с женой, и устроился работать кучером, но о жизни монастыря он знал мало: «К Горшкову я был не вхож и поэтому, что у него делалось в доме, я не знаю. В монастыре находился какой-то немецкий штаб, и офицеры этого штаба, а также офицеры жандармы ходили к нему часто. О Горшкове я могу сказать только по его проповедям в церкви, на которых я присутствовал сам. Эти проповеди слышали очень многие Печерские жители и могут подтвердить мои показания. Горшков в своих проповедях всячески проклинал советскую власть, большевиков и назвал освободителями немцев» . Его задержали 22 октября сначала в качестве подозреваемого, а 25 октября 1944 года уже арестовали. При обыске не нашли ничего, о чем и сделали отметку в протоколе. Однако он не мог не признать, что, как и Т. Хитрова, выполнял просьбы о. Павла: « Весной 1944 в одну из бесед с Горшковым во дворе монастыря Горшков наедине мне сказал: «Ты, Петров, давно работаешь у нас в монастыре, я тебя знаю, но сейчас у нас в монастыре работает много беженцев, которых я не знаю. Работаешь ты в поле вместе с ними и послушай, кто из беженцев какие ведет политические разговоры. Кто высказывает недовольства немцами или кто хвалит советскую власть» .

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/11/...

Вопрос: Из Ваших показаний следует понимать, что Вы совместно с Горшковым выдали немецким властям советских разведчиков Николая и Бориса, которые хотели проживать у вас в Печерском монастыре без ведома немецких властей. Так надо понимать Ваши показания? Ответ: Да, так надо понимать мои показания. Действительно, я совместно с Горшковым П.М. в конце 1941 года выдала немецким властям советских разведчиков Николая и Бориса, которые после этого немцами были арестованы и судьба мне их неизвестна. Здесь же хочу сказать следствию, что летом 1942 года к нам в монастырь приходил еще один советский разведчик, переодетый в женскую монашескую одежду (но это был мужчина). Фамилии, имени и отчества я не знаю, ибо пробыл в монастыре ................... Немецкие власти также нас допрашивали, как и про Николая и Бориса, и мы его выдали немецким властям. Вопрос: Расскажите подробно, при каких обстоятельствах это было? Ответ: Летом 1942 года, в одно из моих посещений квартиры дворника Печерского монастыря Андреева, я увидела, что у него сидит незнакомая мне монашка и беседует с женой Андреева Андреевой Клавдией Ильиничной. Эта монашка вызвала во мне подозрения - она говорила, что пришла из Советского Союза, потому что там все монастыри закрыты, а она хочет быть в монастыре. И здесь же заявила, что в Печерском монастыре у нее есть знакомые, а именно епископ Макарий. Лицо у нее было не женское, а мужское - крупное, и по ее рукам я видела, что это мужчина. Когда эта монашка стала просить разрешить ей переночевать, я повела ее к Горшкову. Горшков отказал ей в этом, и она сразу же из монастыря ушла. Примерно через неделю нас с Горшковым вызвали в немецкую полицию на ул. Каштани д. 7 и допрашивали об этой монашке. Я рассказала все, что мне было известно и какие у меня были подозрения. По словам следователя, она была уже поймана. Когда я сказала ее слова, что она называл епископа Макария своим знакомым, то Макария (он умер в 1944 году) вызывали в немецкую полицию. Он там заявил, что он ее не считает своей знакомой. Это мне говорил сам Макарий. Горшков по его словам также как и я показал все это, ему было известно об этой монашке. Что сделали немцы с этой монашкой, мне неизвестно.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/11/...

Что сделает горшечник? Он выльет из них масло, которое дороже горшков, понаблюдает некоторое время за забавной борьбой горшков и наконец перебьет их и наделает новые. У тех, кто не думая о Боге как Источнике Жизни, борется за жизнь, Он отнимает Свою жизнь и Дух, оставляя пустые горшки. 4. Трудно сказать, откуда взялась эта вера в несовместимость прививок с Православием. Но несомненно, что оно стало частью странного вероучения, которого придерживаются антипрививочники. Вероучения, которого никогда не знала Православная Церковь! Но такого рода новшества, выдаваемые за православное вероучение, всегда признавались ересью! Все Вселенские Соборы осуждали ересиархов за то, что они «вносили в вероучение новшества, которых Церковь никогда не знала»! Но это неправда. Нет никакого вероучения. И нет никаких антипрививочников. Есть люди, кдоверяющие специалистам - иммунологам, вирусологам, эпидемиологам, которые озабочены возможностью нанесения прививками вреда людям. Лучше бы священникам все же заниматься своим делом, а не вмешиваться в политические игры. 3. на 1. Кроме того отсутствует и уважение к Конституции РФ, к Нюрнбергскому кодексу. 2. Всегда готов! Но лягушек, пусть и в сахаре, прошу не предлагать. Ведь, сделав прививку, вы станете испытателями, которые позволят доказать вред, бесполезность или всё-таки пользу этого средства борьбы с болезнью К чему испытания неизвестностию, если нам проторен Путь? Сорок дней постился Христос в пустыне. Отчего бы нашим Пастырям и Архипастырям, призывающим вакцинироваться, не обратится к пастве и не призвать к строгому, при полном отказе от всяческой пищи, посту дня на три, четыре, кто сможет - к недельному, или более и к молитве во посте? 1. Возможность чипирования в ходе принудительной вакцинации, конечно, существует. Об этом говорил преподобный Паисий Святогорец. В 2016 году в России принята программа " Нейронет " , там много про чипирование, которая успешно осуществляется, с ней можно ознакомиться. Ну и вызывает недоумение предложение батюшки, чтобы принуждаемый к прививке недовакциной человек ощутил себя испытателем, готовым пожертвовать своей жизнью непонятно ради чего, ради прибыли фарткорпораций, очевидно.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/06/vakcin...

Я был сторонником немцев и называл их «освободителями нашими. Так проживая у немцев в Печерском монастыре, будучи сторонником немцев, я был активным помощником в борьбе против Советского Союза. Я призывал прихожан Печерского монастыря «смотреть на немцев, как на наших освободителей от ига большевизма и молиться за их победу над Советским Союзом». Также антисоветские высказывая с моей стороны были произнесены на одной из проповедей, которую я говорил среди прихожан Печерского монастыря, но когда это было не помню. Здесь же хочу сказать следствию, что эту антисоветскую - профашистскую проповедь я получил от Рижского митрополита - экзарха Сергия. В ежедневных богослужениях по два раза в день, до самого ухода немцев из гор. Печеры, я молился за немецкую власть, по особым праздникам, каким не помню, пели и ...... Адольфу Гитлеру. Я признаю себя виновным в том, что я призывал русский народ служить немецкой власти и кроме того, когда немцы отступили от г. Печеры под натиском Красной Армии, я среди монахов Печерского монастыря высказывал свое намерение уходить вместе с немцами и не оставаться на стороне Красной Армии, то есть праведно агитировал за уход с немцами. Других преступлений против советской власти я не совершал. Вопрос: Вы говорите неправду, следствию известны и другие факты Вашей антисоветской деятельности, почему Вы об этом не хотите говорить на следствии. Ответ : Могу сказать следствию, что я признаю себя еще виновным в том, что будучи сторонником немцев, я послал подарок Адольфу Гитлеру - альбом с видами Печерского монастыря в 1943 году, в день одного из фашистских праздников, за что лично от Гитлера получил письменную благодарность. Допрос прерван 23.00 Протокол мною лично прочитан, с моих слов записан верно. Петр Горшков. Допросил зам. нач. 1 отд. след. отд. УНКГБ ЛО капитан г/б (подпись)/Жидаль/. Документ 2 ( Архив по Псковской области А-21132, т. 4, л . 129). Иеромонах Павел/Петр Михайлович Горшков/родился в 1867 году, 20-го августа. В 1920 году прибыл в Печерский монастырь.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/11/...

Одним из главных аргументов, в пользу реабилитации было свидетельство разведчика Новикова, которого с его группой, по их словам, скрывал в пещерах схимонах монастыря Симеон. Так родилась легенда о том, что монахи спасали советских разведчиков. Прокуратура нашла бывшего разведчика, который рассказал о тех днях 1944 года. (Документ 5). Его рассказ, мягко говоря, совсем не совпадает с изложением фактов членами Союза писателей. В ходе этой проверки был произведен пересмотр документов, которые имеют существенное значение для вопроса, почему были аресты и в чем действительно обвинялись арестованные с позиций тех лет, а не сегодняшнего времени. Осмотр фотографий, имеющихся в фонде Печорского филиала Псковского музея-заповедника, происходил в присутствии понятых . Фотографии запечатлели церковную администрацию совместно с немецким командованием, встречу игум. Павлом немецкого коменданта, торжественную трапезу, где за столом возле иконостаса сидят митр. Сергий, окружной комиссар Беккинг с супругой, его адъютант фон Эссен, представители немецких оккупационных властей, городской голова, игум. Павел (Горшков) и др, а также момент, когда наместник монастыря со связкой ключей встречает у ворот немецкого коменданта г. Печоры. Но не только эти фотографии, но и другие документы, в частности немецкие оккупационные газеты, повлияли на отказ от реабилитации. Немалую роль сыграл и опрос свидетелей, проведенный в 1990 году. Опрос свидетелей: Так, Г.А. Печников работал в годы войны в г. Печоры учителем и несколько раз встречался с о. Павлом: «Хочу пояснить, что Горшков П.М., как и другие верующие, любую власть воспринимали, как данную Богом. Поэтому они не хотели идти на ссоры с властью: например, когда в 1940 году в город пришла советская власть, то в монастыре был повешен портрет Сталина, а когда город оккупировали немцы, то и их монастырь воспринимал доброжелательно, тем более, что город был сдан Красной Армией без боя...» А.В. Садиков, работавший в монастыре сапожником, подтвердил, что в проповедях о. Павел восхвалял фашистов .

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/11/...

Надо напомнить, что, хотя наиболее значительные открытия в генетике, те, что полностью перевернули старые представления о переносе наследственности, были сделаны в тридцатых годах нынешнего столетия, Мичурин, которому перевалило уже за семьдесят пять, не мог следить за быстро развивающейся мировой наукой. Тут нет его вины. Русский селекционер-самоучка и без того внес в биологию немалый вклад. Было, однако, в работе Мичурина много и ненаучных, интуитивных приемов, методов, стоящих на грани «чудотворства». Представление о таких приемах дает устный рассказ саратовского селекционера Николая Ананьевича Тюмякова, который навестил Козлов в 1926 году. «Горшков (ближайший сотрудник Мичурина. — М. П.) обратился к Ивану Владимировичу: «Иван Владимирович, когда же мы займемся браковкой сеянцев?» Мичурин поднялся: «Пошли сейчас». Взял свою тросточку, пошел. Был он в солидном возрасте, но пошел быстро. Пришли на посадки молодежи. Иван Владимирович остановился, что-то делает. Я спрашиваю, что это он делает? «А это он метку свою ставит», — отвечает Горшков. Я заинтересовался, подхожу. Иван Владимирович… остановился около одного [деревца], потрогал рукой почку, пощупал лист и говорит: «Немного кисловат будет, ну ничего». Вытащил из кармана ленту свинцовую, она у него заготовлена была, номера пробиты, оплел вокруг веточки и пошел дальше… Я потянул за руку Горшкова, шепотом спрашиваю: «Возраст сказывается?» Иосиф Степанович в ответ: «Нет, говорит, мы сами так думали. Но вот опыт его такой. Пощупает: «Кисловат будет, ну ничего.» И представьте, старик не ошибался». Я говорю: «Ну, а завтра что будет?» — «Да вот пять меток он поставил, это значит, завтра я их высажу, а остальные мы выкорчуем и выкинем. Кисловаты или не кисловаты, это будет известно через несколько лет, а мне, говорит, площадь сейчас нужна»». Эпизод, рассказанный селекционером Тюмяковым, едва ли нуждается в комментариях. Его дополняет генетик Н. В. Тимофеев-Ресовский. Еще в 1923 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке он по просьбе Вавилова пытался объяснить Мичурину, что такое генетика.

http://azbyka.ru/fiction/delo-akademika-...

Подпись: Хитрова. Документ 13 . (Архив по Псковской области А-21132, т. 2, л. 278-280 ). Это мне известно со слов уборщицы Рижского женского монастыря по имени Марфуша (фамилии я ее не знаю), которая ....... подслушала разговоры на совещании у экзарха. Совещание это якобы было в женском монастыре, там я и Горшков жили три дня. Марфуша мне говорила: «Экзарх ставил задачу не оставаться в Печерах, ... всем уходить в монастырь к отцу Агафону, который за Ригой в 20 километрах и вывезти все ценности, оставить русским одни стены. Верхоустинский тоже был на этом совещании. Вопрос : С какой целью Вы туда приехали? Ответ : Меня Горшков взял меня с собой за носильщика, ибо у Горшкова и Верхоустинского было взято с собою в Ригу много вещей и я их носила. Здесь же хочу сказать следствию, что Верхоустинский свез тогда в Ригу и отдал своей знакомой по его словам монашке (фамилию ее не знаю, не говорил) много золота. Я носила этот чемодан, действительно он был по размеру небольшой, но очень тяжелый, так до двух пудов. Вопрос : Кто такой Верхоустинский? Ответ : Верхоустинский Эллий (отчество не знаю) благочинный Печерского округа, ему подчинялся и Печерский монастырь. Он резко враждебно настроен против Советской власти, был близким приятелем с настоятелем Печерского монастыря Горшковым. Жил он в Тайлово, это 4 километра от Печерского монастыря. Проживая в монастыре, я часто видела Верхоустинского на квартире у Горшкова и даже лично сама слышала с его стороны антисоветские высказывания. Так весной 1944 года на квартире Горшкова в присутствии Гринверк Эльзы Мартыновны и меня, Хитровой, Верхоустинский Элли говорил: «Большевики - это мои враги, сейчас при немцах я всем доволен, мне живется хорошо, все у меня есть. Придет Советская власть, все у меня отберет и меня арестуют, но я уверен, что немцы победят и нам придется жить с немцами». И далее он говорил: «У меня дочь работает в немецкой комендатуре в г. Ревеле, а сын ...., а вторая дочь моя работает по заданиям немцев в .... Вопрос : Откуда Вам известно, что Верхоустинский вез золото в Ригу?

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/11/...

Монастырь принимал активное участие в деятельности Псковской православной миссии, внешне оказывал лояльность оккупационным властям для возможности легального служения. В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата, в частности так называемое архипастырское совещание, состоявшееся 28 августа 1943 года в Сретенском храме, в котором приняли участие: митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский), епископ Рижский Иоанн (Гарклавс), епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк), схиепископ Макарий (Васильев) и другие. Монастырскую братию представлял игумен Павел (Горшков), монахи Илия, Аркадий, Никон, схиеромонах Симеон. Со стороны оккупационных властей присутствовали гебитскомиссар, городской голова города Петсери, префект полиции. После освобождения Псковщины игумен Павел (Горшков) был включен в комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине. Но в октябре 1944 года последовал неожиданный арест. Его обвинили в сотрудничестве с оккупантами. Осужден на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 году. Реабилитирован в 1997 году. 16 января 1945 года Печорский район был передан из Эстонской ССР в состав Псковской области РСФСР. Около 40 лет на территории Российской Федерации действовали только два монастыря — Псково-Печерский и открытая в 1946 году Троице-Сергиева лавра. Чтобы уверить окрестное население в «свободе совести в СССР» Совет по делам Русской Православной Церкви организовал летом 1946 года посещение монастыря Патриархом Алексием (Симанским). С 1949 года по 1954 год наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. 28 июля 1959 года указом Святейшего Патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведен в сан архимандрита), — до 12 марта 1975 года усердно трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для Церкви годы хрущевской «оттепели», благодаря его усилиям в 1973 году в Печоры вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/3722130.ht...

15 . Метрическая книга церкви свт. Спиридона Тримифунтского при Офицерской стрелковой школе г. Ораниенбаума за 1889 г.//ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 128. Д. 126. 16 . Метрические книги Большого Придворного Собора Зимнего Дворца за 1836–1846 гг.//РГИА. Ф. 805. Оп. 2. Д. 33. 17 . Метрические книги церкви св. блгв. князя Александра Невского при Михайловской Артиллерийской академии и училище за 1882–1883 г. (гражданский приход)//ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 457. 18 . Младенцев, Николай Михайлович, диакон Л.–Гв. Измайловского полка (послужные списки за 1870–1888 гг.)//РГИА. Ф. 806. Оп. 16. Д. 1468. 19 . О награждении профессора Иллариона Чистовича и бакалавра Ивана Чельцова следующими чинами//ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 2556. 20 . О погребении в Лавре различных особ (9 сентября 1893 г. – 10 января 1894 г.)//РГИА. Ф. 815. Оп. 13. Д. 405. 21 . О представлении профессоров Ивана Чельцова и Иллариона Чистовича к награждению следующими чинами//ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 2625. 22 . О распределении воспитанников С.–Петербургской и Киевской духовных академий, окончивших в оных курс в 1851 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 132. Д. 1741. 23 . Об увольнении профессора Адама Фишера и определении на его место бакалавра Иллариона Чистовича//ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 2312. 24 . Формулярные списки должностных лиц Санкт–Петербургской Духовной Академии за 1863 г.//РГИА. Ф. 802. Оп. 12. Д. 804. 25 . Формулярные списки бакалавра Санкт–Петербургской духовной академии магистра И.А. Чистовича //ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 982. 26 . Формулярный список о службе Управляющего Контролем при Святейшем Синоде тайного советника Чистовича за 1893 г.//РГИА. Ф. 797. Оп. 95. Д. 190. Л. 93–120. Опубликованные источники 27 . Адресная книга города Санкт–Петербурга на 1893 г./под ред. П. О. Яблонского. СПб., 1893. XXX с., 1182 стб., 326 с., 20 л. 28 . Илларион Алексеевич Чистович (некролог)//Прибавления к Церковным ведомостям. 1893. 46. С. 1670–1671. 29 . Калужские епархиальные ведомости. Прибавления. 1893 г. 21. С. 64–642, 649–650.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

2 . От попечителя Кавказского учебного округа К.П. Яновского – «Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа», вып. 17-й. —368— 3 . От г.г. профессоров академии: а) «Русский Архив» 1892. 12; 1893 г. 1–5; б) «Русский Вестник» 1892 г. 12.; в) «Северный Вестник» 1893 г. 1–3; г) «Русское Обозрение» 1892. 7–10:12; 1893 г. 1 и д) Сборник «Нивы» 1893 г. 1–3:6. 4 . От профессора академии А.П. Лебедева – 4 немецких брошюры богословского и церковно-исторического содержания. 5 . От экстраординарного профессора академии И.Н. Корсунского – его брошюра: «Русская благотворительность. Филарет, Митрополит Московский и Ф.П. Гааз». 6 . От доцента академии А.И. Введенского – его книга: «Западная действительность и русские идеалы», в 3 экз. 7 . От и. д. доцента академии С.С. Глаголева – его брошюра: «Чудо и Наука». 8 . От Московского общества истории и древностей российских – «Чтения» в сём обществе за 1892 г. кн. 3 и 4 и за 1893 г. кн. 1–4. 9 . От общества любителей естествознания при Московском университете. 1) Труды отдела антропологии т. 15-й и 2) «Дневник отдела антропологии» 1893 г. вып. 1 и 2. 10 . От наследников профессора С. Петербургского университета А.В. Васильева: – «Anecdota Graeco – bysantina» edit. A. Uasiliev, p. 1. 11 . От Демидовского юридического лицея – «Временник лицея» кн. 59. 12 . От священника И. Поспелова – его книга: «Православие и лютеранство. Беседы пастыря о превосходстве православной веры сравнительно с лютеранством». 13 . От слушательниц С. Петербургских высших женских курсов – Виндельбанд «История древней философии». 14 . От А.А. Титова – его книга: «Указатель к неофициальной части Ярославских епархиальных ведомостей 1860–1892 г.» 15 . От С.А. Белокурова – 9 названий книг разного содержания в 14 томах. 16 . От Священника И. Ливанского – его брошюра: «Преп. Тихон, Калужский Чудотворец». 17 . От преподавателя Вифанской духовной семинарии Н. Виноградова – его брошюры: 1) «Notandum» 2) Слово в день тезоименитства Государя Императора Александра Александровича и 3)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010