—122— от 1-го июля, 4 и 26 августа, 12 сентября и 5 октября 1892 года за 2648, 3179, 3509, 3684 и 3978, с тем, чтобы они, наравне со студентами Академии, в назначенные Советом сроки представляли на данные темы сочинения и сдавали ежегодно экзамены по всем предметам академического курса, а по окончании курса, по рассмотрении их курсовых сочинений, удостоены были соответствующей их успехам ученой степени. 3) Согласно определениям Совета Академии от 14 декабря 1893 года, 28 января и 19 мая сего года, студенты: Пальмов Иван , Нечаев Виктор, Яновский Василий, Руднев Михаил, Успенский Александр , Речкин Василий, Лебедев Дмитрий , Добротин Николай, Дрозд Михаил, Марсов Алексей и Кириллов Василий должны быть понижены в списке на три номера, а студенты: Надеждин Христофор, Запольский Матвей, Никифоров Федор и Тимофеев Владимир – на шесть номеров, как не подавшие семестровых сочинений в назначенные Советом Академии сроки и представившие объяснения, не заслуживающие уважения. 4) Студенты: Ристькок Георгий, Марсов Алексей и Кириллов Василий должны быть понижены на пять номеров каждый, как имеющие по поведению балл 4. Определили : 1) Студентов второго курса: 1. Тихомирова Владимира, Веригина Ефрема, Покровского Николая , Успенского Ивана, 5. Сахарова Александра, Пальмова Ивана , Речкина Ивана, Нечаева Виктора, Сосновского Александра, 10. Голубева Ивана, Заржицкого Игнатия, Арановича Сергея, Якубовского Константина, Надеждина Христофора, 15. Захаржевского Ивана, Москалевича Сергея, Боголюбова Николая , Изюмова Михаила, Казанцева Василия, 20. Запольского Матвея, Ставровского Сергея, Яновского Василия, Четверикова Сергея, Чистосердова Николая, 25. Руднева Михаила, Успенского Александра , Креминского Василия, Смагина Константина, Речкина Василия, 30. Краснова Леонида, Покровского Дмитрия, Добротворского Михаила, Цитовича Дмитрия, Ивановского Николая , 35. Хреновского Ивана, Кузнецова Михаила, Богоявленского Григория, Алмазова Константина, Лебедева Дмитрия , 40. Киятского Михаила, Семеновского Николая, Преображенского Николая, Веселовского Николая, Жузе Пантелеймона, 45. Горшкова Александра, Штемберга Николая, диакона Петра Рождественского, Добротина Николая, Кузнецова Александра, 50. Попова Ивана, Мучкапского Дмитрия, Воскресенского Василия, Дрозда Михаила, Мухина Василия, 55. священника Александра Попова , Попова Анатолия, Ристь-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1819 г. храм был закончен совсем; в нем было устроено два престола: главный – в честь свят. Николая и придельный – в честь преп. Кирилла Белозерского. Придельный иконостас был устроен на средства елецкого купца Кирилла Григорьевича Горшкова и освящен в 1815 г. при епископе Досифее, а главный престол освящен уже при епископе Ионе в 1820 г. В первоначальном виде оба иконостаса существовали до 1849 г., когда в настоящей части храма сделан новый иконостас, а старый перенесен в придел. Однако новый иконостас оказался непрочным и в 1864 г. он был переделан на средства крестьян деревни Дерновки, а вместе алтарь и настоящий храм украшены были живописью. В 1874 г. во всем храме каменные полы были заменены деревянными и поновлен главный иконостас; в 1891 г. промыта и поновлена живопись главного храма, стены придела окрашены, а весь храм оштукатурен и обелен старанием ктитора Трофима Силаева. В 1901 г. живопись главного храма снова промыта и поновлена, а стены всего храма перекрашены; в 1902 г. сделаны печи для отопления. Святыню храма составляет небольшой серебряный под чернью крест с частицами мощей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Многострадального, Пантелеимона, Мардария и девы Феодосии; пожертвован крест помещицей Варварой Ивановной Давыдовой. Между иконами особенно чтима икона Богоматери «Всех Скорбящих Радость», неизвестно кем и когда пожертвованная. В 1900 г. усердием прихожан и старанием вдовы псаломщика Евпраксии Нацкой выписана из Андреевского Афонского монастыря икона Богоматери «Утоли моя печали», для которой устроен киот. При церкви в 1893 г. выстроена церковно-приходская школа, расширенная в 1897 г. Около школы сделан каменный сарай для склада топки. Капитал церкви составляет 2710 руб.; из этой суммы половина % с 1420 руб. поступает согласно воле завещателей в пользу причта. В 1881 г. елецкий купец Сергей Дмитриевич Русанов завещал свое имение, находящееся в Ольховце, в духовное ведомство с тем, чтобы доход поступал на содержание богадельни и школы в селе Чернавске Елецкого уезда.

http://sobory.ru/article/?object=49140

Почти четверть века (с 1893 по 1916 год) Царскосельское уездное отделение совета бессменно возглавлял настоятель Екатерининского собора Царского Села митрофорный протоиерей Афанасий Беляев. Летом 1911 и 1913 годов в Царском Селе, на базе Екатерининской церковно-приходской школы, которой заведовал о. Афанасий, проходили расширенные епархиальные педагогические курсы. Оба раза их открывал владыка Вениамин. В 1911 году эти курсы приурочили к юбилейной выставке, посвященной 200-летию Царского Села. Достойное отражение на выставке нашли и церковные школы уезда – подготовку соответствующей экспозиции взял на себя о. А. Беляев . О работе школьного павильона преосвященному Гдовскому был представлен подробный рапорт 385 . Программа курсов 1913 года была пополнена беседами иеромонаха Сергиевой пустыни Павла (Горшкова) о методике преподавания трезвости. 23 июля 1913 года епископ Вениамин посвятил курсам целый день, с раннего утра до вечерней молитвы, лично проследив весь распорядок курсовой жизни 386 , а в день закрытия курсов, 6 августа, совершил литургию и благодарственный молебен в Екатерининском соборе. Владыке сослужили протоиереи Афанасий Беляев, Александр Маляревский , Алексий Западалов, уездный наблюдатель священник Севастиан Воскресенский и другие священнослужители, при общем пении курсистов 387 . 16 мая 1916 года владыка приезжал в царскосельскую Екатерининскую школу на публичные выпускные испытания учеников, окончивших ее трехгодичный курс. Перед отъездом епископ, «выразив в теплых словах благодарность заведующему и учащим за труды по школе, обратился со словом к учащимся, отметив их добрые плоды в учебном деле и пожелав дальнейшего преуспеяния в науках». Примерных учеников он благословил крестиками 388 . В конце того же года, когда о. Афанасий Беляев был назначен настоятелем Феодоровского Государева собора в Царском Селе, епископ Вениамин оказал митрофорному протоиерею редкий знак внимания и уважения. Как председатель братства Пресвятой Богородицы, архипастырь посетил о. А. И. Беляева 2 декабря вместе с епархиальным наблюдателем о. А. Западаловым, чтобы просить его «не оставлять многополезной деятельности по братству, ввиду перехода его в другое [придворное – авт.] ведомство, и принять звание почетного председателя» уездного отделения 389 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слухи о всех этих затеях Швецова с компанией, разумеется, скоро дошли до Москвы и, как следовало ожидать, произвели здесь большой переполох. Слабоумный Савватий, конечно, и не понял толком, какими печальными последствиями для австрийского раскола угрожают замыслы Швецова и мятежных «владык», особенно предположенное самовластное поставление Швецова в епископы; но светские члены Совета, ворочающие всеми делами в расколе, и союзники их, Петр Драгунов, дьякон Богатенков, поняли это очень хорошо и поспешили принять всевозможные меры, чтобы расстроить швецовские замыслы. Сочувствующих Швецову в Москве, кроме «братчиков», оказалось немного, хотя, по слухам, сторону его принял духовный сын Петра Драгунова. Известный раскольник-меценат, издатель российских переводов новейших произведений вольнодумной немецкой науки, – принял, должно быть, в качестве свободомыслящего человека и либерала. Однако и покровительство мецената не удержало членов Совета, даже самого Драгунова от принятия надлежащих мер против швецовских замыслов. Так как замыслы относительно уничтожения Совета не могли состояться без согласия Белокриницкого лжемитрополита Афанасия, то поскорее написали к этому последнему, послали вероятно и подачку, которой он давно уде не получал, а больше пригрозили, что в случае его перехода на сторону противников Духовного Совета, из Москвы никаких жертв Белой Кринице посылать не будут. Угроза подействовала, – Афанасий ответил, что будет за Духовный совет. В то же время отправили дьякона Ивана к Швецову и единомышленным ему лжеепископам, – убеждать их, их, чтобы оставили свои замыслы и особенно не спешили бы поставлением Швецова в епископы. Иван ездил вскоре после Пасхи и возвратился с ответом весьма уклончивым, так что пришлось снарядить новое посольство: отправили для новых переговоров со Швецовым и его союзниками члена Духовного Совета дьякона Алексея Богатенкова, пользующегося репутацией человека умного, с неким Горшковым. Богатнков уполномочен был обещать заговорщикам, что впредь церковные дела будут решаемы соборно, и соборы будут собираемы Советом ежегодно, лишь бы только они оставили свои замыслы, опасные для мира «церковного». Ответ и на сей раз получен был нерешительный, – обещали дождаться обещанного собора и тогда общим советом и решить все дела. Некоторые из союзных Швецову лжеепископов дали такой ответ письменно, другие – словесно. Итак Савватию предстоит или собрать собор всех раскольнических лжеепископов, на котором весьма легко дело может кончиться не в пользу Духовного Совета, или не исполнить обещания о соборе, и тогда Швецов со своими союзниками приведет в осуществление свои планы, не стесняясь даже отказом Белокриницкого лжемитрополита утвердить его замыслы, и в расколе несомненно произойдет новый раскол, в иерархии мнимо-окружнической последует разделение. Положение весьма затруднительно, и чем оно кончится, любопытно будет видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

128. (Апа Макарий рассказывал о себе, говоря: «Когда я был молод и жил в келье в Египте, взяли меня и сделали клириком при церкви в селении. Не желая быть клириком, я убежал в другое место. Приходил ко мне благочестивый мирянин, брал мое рукоделие и служил мне. Случилось же по искушению диавольскому одной девице в селении пасть. Когда она зачала во чреве, спрашивали ее: «Кто виновник сего?». Она же отвечала: «Отшельник». Тогда, вышедши из селения, взяли меня, навесили на шею мою сажею очерненных горшков и ушков от посуды,) обходили со мной улицы все селения и били меня, говоря: «Этот монах лишил девственности нашу дочь, бейте его!» И они били меня. Еще немного и я бы умер. И сказал один, сжалившись: «Доколе мы будем бить этого нездешнего монаха?». Прислуживающий же мне следовал за мной позади, стыдясь, ибо срамили его, говоря: «Разве это отшельник, о котором ты свидетельствуешь? Смотри, что он сделал!» Сказали же ее родители: «Мы не отпустим его, пока он не представит поручителя за себя, что он будет кормить ее». Я сказал прислуживающему мне, и он поручился за меня. Я пошел в мою келью и все корзины, которые нашел, отдал ему, говоря: «Продай их, дай (деньги) моей жене, чтобы она питалась». И я говорил в своей мысли: «Макарий, вот ты нашел жену себе, нужно тебе побольше работать, чтобы питать ее». И я работал ночью и днем, посылая ей. Когда же пришло (время), когда несчастная должна была родить, она продолжала мучиться и не рождала. Говорили же: «Что это (значит)?». Она сказала: «Я знаю, потому что я оклеветала отшельника и оболгала его, а он не сделал мне ничего, но это (сделал) такойто юноша». Пришел прислуживающий мне, говоря: «Женщина не могла родить, пока не призналась: «Отшельник не имел дела со мной, но я оболгала его», и вот все селение хочет прийти в это место, чтобы покаяться». Я же, когда услышал это, чтобы не досаждали мне люди, встал и пришел в это место, в Скит. Вот причина, изза которой я пришел сюда». 129. Апа Макарий шел однажды вокруг болота   , неся пальмовые ветви, и вот диавол встретил его на пути, держа серп в руке. Он хотел ударить его (серпом), но не смог и сказал ему: «Великое насилие я терплю от тебя, потому что нет силы у меня против тебя. Ибо вот вещи все, которые ты делаешь, я делаю тоже. Ты постишься днями, я же не ем вообще. Ты совершаешь ночные бдения (букв, «ночь бдительную») много раз, я же не сплю никогда. В одном ты сильнее меня». Сказал апа Макарий: «Что это?». Он сказал: «Это твое смирение. Я не могу смириться никогда, поэтому я бессилен против тебя».

http://predanie.ru/book/82914-izrecheniy...

Авва Макарий рассказывал о себе: " Когда я был молод и жил в келии в Египте, взяли меня и сделали клириком в селе. Не желая быть клириком, я убежал в другое место. Сюда ходил ко мне благочестивый мирянин, брал мое рукоделие и доставлял мне нужное. По искушению диавольскому, одна девица в селе том впала в любодеяние. Когда она зачала во чреве, спрашивали ее: " Кто виновник сего? " . Она отвечала: " Отшельник " . Тогда пришли и взяли меня в село, навесили мне на шею закопченных горшков и ручек от посуды и водили меня по улице, били и кричали: " Этот монах растлил нашу девицу; возьмите его, возьмите! " – и избили меня едва не до смерти. Подошел один старик и сказал: " Долго ли вам бить сего монаха-странника? " . А мирянин, служивший мне, шел за мной весь в стыде; и его много ругали, говоря: " Вот отшельник, которого ты хвалил! Что он сделал! " . А родители девицы говорили: " Мы не отпустим его, пока не представит нам поручителя, что будет кормить ее " . Я попросил служившего мне мирянина, и он поручился за меня. Возвратившись в свою келию, я отдал ему корзины, сколько имел их, и сказал: " Продай и отдай жене моей на пропитание " . И говорил самому себе: " Макарий! Вот нашел ты себе жену, теперь тебе надобно немного побольше работать, чтобы кормить ее " . Работал я день и ночь и посылал ей. Когда же пришло время родить несчастной, то она много дней мучилась и не могла родить. Говорят ей: " Что это значит? " .– " Знаю я,– отвечала она,– я оклеветала отшельника, я ложно обвинила его. Не он сделал это, а такой-то юноша! " . Тогда служивший мне мирянин пришел ко мне с радостью и сказал: " Та девица не могла родить, пока не призналась, что отшельник не виноват и что она солгала на тебя. И вот все село с почестью хочет идти сюда и просить у тебя прощения " . Услышав о сем и убегая беспокойства от людей, я встал и убежал сюда, в Скит. Вот первая причина, по которой я пришел сюда " . Просящему у тебя дай и хотящему у тебя взять взаймы не откажи Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Евангелие с особою силою выдвинуло на первый план мысль, к сожалению, не понимаемую часто еще и теперь, что как горшечник своим искусством, своим трудолюбием и вниманием к делу определяет качество своих горшков, так и человек своими силами, своими свойствами, характером своей природы определяет характер и направление своей жизни. Последняя не может принять иной характер, если не изменятся, не примут иной характер основные свойства, - самая природа человека. Никакое насильственное воздействие извне, никакое слепое подчинение авторитету не в состоянии произвести полной и, главное, бесповоротной перемены жизни. Для коренного изменения жизни, для полного поворота ее в сторону Царствия Божия необходимо ясное понимание величия нравственного идеала Евангелия, живо прочувствованное отвращение к прежнему складу жизни, основанному на служении животным влечениям нашей грубой, низменной природы, и жажда найти удовлетворение высшим потребностям духа. Для уяснения и обоснования этой мысли особенно характерна и поучительна беседа Иисуса Христа с Никодимом. Один из начальников Иудейских, некто, именем Никодим, пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: " Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия " (Ин. 3, 1-3). Если вдуматься внимательнее в приведенный отрывок беседы, сопоставить содержание слов Никодима с речью Иисуса Христа, мы увидим, что Иисус не отвечает Никодиму, не развивает далее мысль своего ночного собеседника, а резко обрывает его, дает разговору крутой поворот в иную сторону. Никодим говорит: " Хотя мои собратья - фарисеи и ненавидят Тебя, враждебно настроены против Твоего учительства в народе, я не могу не признать Тебя Божественным Учителем, не преклониться пред Тобою. Твои чудеса убеждают меня, что Ты послан Богом; я - Твой ученик и пришел к Тебе засвидетельствовать это " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2218...

Его сняли… Подумай об этом. И не беги от борьбы, которая тебе послана. От своего прошлого никому из нас не убежать и не скрыться: ни за монастырскими стенами, ни в кельях – нигде. Единственный путь – это борьба. – Борьба?.. – прошептала Ольга, вникая в смысл слов игуменьи. – Да, борьба… И только борьба… Беспощадная к этому прошлому. Его надо втоптать, растоптать, вырвать с корнем. Выжечь каленым железом, чтобы и следа не осталось. Тогда ты – победитель, а не позорно бежавший с поля боя солдат. Или отсидевшийся где-то в тылу писарь, пока другие на передовой сражались, получали ранения и награды… – Я.., — Ольга хотела еще о чем-то спросить настоятельницу, но не стала, поняв, чего та ожидала от нее: поступка. От игуменьи Ольга быстро направилась в свою келью. Там взяла лежавшее на столике возле окна Евангелие и раскрыла его. «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее, – вполголоса стала читать она, – лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь не умирает, и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огнь неугасимый, где червь их не умирает, и огнь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огнь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всяка жертва солью осолится…». – «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его…», – также вполголоса повторила Ольга, прикрыв книгу. – А если ты соблазняешь чей-то глаз?.. В полном отрешении она нагнулась под стол, достала оттуда утюг и включила его. Несколько минут она смотрела на него, ни о чем не думая. Потом брызнула на него несколько капель воды, стоявшей рядом для полива цветов на подоконнике: вода зашипела, мгновенно превратившись в густой пар. – «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его…», – снова повторила Ольга, теперь уже шепотом, почти одними губами. Потом, взглянув на образа, медленно перекрестилась: – Господи, прости меня, грешницу. Не хочу, не хочу больше ни для кого быть соблазном. Прости меня… И, взяв раскаленный утюг, быстро приложила его к правой щеке. К удивлению, она не почувствовала не только боли, но и жжения. Лишь кожа на щеке зашипела, и от нее пошел удушливый запах горелого мяса. Оторвав утюг, Ольга так же быстро приложила раскаленное железо до левой щеки. И снова услышала шипение расплавленной кожи и тошнотворный запах горелого человеческого мяса…

http://azbyka.ru/fiction/samaryanka-sovr...

И апогей гордыни — безумное утверждение: «Бога нет» или «Бог умер». Сказано: Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро (Пс. 13, 1). Отказ от гордости и гордыни означает начало возвращения к Богу, о таковых и сказано: Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Слова: «тем большую дает благодать» свидетельствуют о невозможности для человека без мощного потока призывающей благодати бросить вызов идеологии дьявола, отступить от мятежников, поправших суверенные права и приоритеты Бога, и смиренно признать себя рабом Божиим. Чтобы понять значение слова «гордость» в данном контексте, прочитаем из Книги пророка Исаии: Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: “не он сделал меня”? и скажет ли произведение о художнике своем: “он не разумеет”? (Ис. 29, 16). И в этом смысле мятеж против Бога Люцифера и его бесов и человеков, последовавших за ними, сравним с восстанием «горшков» против «Горшечника». Причем сам дьявол в этой борьбе не заходит так далеко, как человечество, отказавшееся всецело подчиняться Богу, Его святому Закону и даже (!) отрицать Его существование... Дьявол не борется с Богом, бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19), его взаимоотношения с Создателем — не «перетягивание каната». Мы ранее касались этого вопроса. Скорее всего, гордый дьявол не может простить нам нашу телесность, ибо, по мнению святых отцов (о чем мы тоже говорили ранее), именно отсутствие телесности у падших ангелов является препятствием для их возможного покаяния и возвращения к Богу. Ибо то, что изменяемо, может усовершенствоваться, а то, что неизменяемо — или совершенно, как Бог (Иак. 1, 17), или ужасно в своем регрессе, падении, как дьявол (Мф. 25, 41). Гордость и тщеславие подсказывают человеку, что он абсолютно свободное существо и не нуждается ни в какой опеке . Когда я слышу, что для кого-то — « это сладкое слово свобода », — всегда задаюсь вопросом:

http://pravoslavie.ru/99763.html

То же случилось непроизвольно и с юным атеистом Ваней. От страха он невольно стал креститься и… молиться Богу. И бесы еще не раз к нему являлись во сне, но каждый такой сон, видимо, по молитвам матери и тетушки, теперь лишь отрезвлял и укреплял его в вере во Христа Спасителя. Пройдет время, и некогда атеист Ваня станет монахом, священником и даже архиереем. Это из жизни митрополита Уральского и Николаевского Тихона (Оболенского) (1856–1926 гг.). А теперь подытожим все. В обоих случаях, что было со мной во сне при кончине Василия Федоровича и что привиделось тогда «вольнодумному» юноше, присутствовал дикий и необъяснимый страх. Страх — от встречи с падшими духами, или бесами, с которыми встретится душа в загробной вечности. Если апостол Павел писал о Рае, что невозможно человекам передать его красоту, просто нет таких слов и подобий, то и Ад в равной степени, мы не сможем ни описать, ни передать муки грешников. «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец не покоряющимся Евангелию Божию? — спрашивает апостол Петр (1Петр.4:17). «И если праведник едва спасется, то нечестивый и грешный где явится?» — дополняет он же (1Петр.4:17–18). Какой ужас, думаю, откроется человеку при его кончине, если он осознает, что умирает, и умирает без веры, покаяния и Святых Таинств, установленных Господом. И невидимый духовный мир ему уже откроется… В Библии, в книге «Бытие», есть такой эпизод, как однажды праотец Аврам во время крепкого сна испытал великий страх и ужас: «При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот напал на него ужас и мрак великий…» (Быт.15:12). Может, и на меня тогда ночью напал тот самый ужас и мрак великий, что и я пережил? Святой апостол Павел увещает нас: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их…» (Евр.13:7). Заметьте: взирая на их кончину. В моей пастырской практике было как минимум три случая благочестивой кончины скромных простых христиан, у которых с последним вздохом улыбка так и застыла на их хладных устах. Это Петр Павлович Васильев, Мария Петровна Оболешева и Инна Евгеньевна Горшкова — настоящая благочестивая христианская кончина.

http://azbyka.ru/life/strashnyj-son-rass...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010