http://ria.ru/20181207/1547626913.html . http://credo.press/221097/ . http://novorosinform.org/738978 . См.: Грамоты Вселенского Патриарха//Церковная жизнь. 1924. Сентябрь, 2. — С. 1. Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). «Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.). Т. 2: 1924 г. М., 2001. С. 157. — Цит. по: Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). — С. 24. Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП (б) — ВКП (б). С. 133-135. — Цит. по: Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). — С. 24. Букв. — «главный поп» — так турецкая власть именовала Вселенских Патриархов. Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). — С. 28. Голос Литовской православной епархии. 1936. 7-8. — С. 8. http://www.bbc.com/russian/features-45899214 . Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5325678...

http://ria.ru/20181207/1547626913.html . http://credo.press/221097/ . http://novorosinform.org/738978 . См.: Грамоты Вселенского Патриарха//Церковная жизнь. 1924. Сентябрь, 2. — С. 1. Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). «Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.). Т. 2: 1924 г. М., 2001. С. 157. — Цит. по: Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). — С. 24. Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП (б) — ВКП (б). С. 133-135. — Цит. по: Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). — С. 24. Букв. — «главный поп» — так турецкая власть именовала Вселенских Патриархов. Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). — С. 28. Голос Литовской православной епархии. 1936. 7-8. — С. 8. http://www.bbc.com/russian/features-45899214 . Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 .

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5325682...

http://ria.ru/20181207/1547626913.html . http://credo.press/221097/ . http://novorosinform.org/738978 . См.: Грамоты Вселенского Патриарха//Церковная жизнь. 1924. Сентябрь, 2. — С. 1. Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). «Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.). Т. 2: 1924 г. М., 2001. С. 157. — Цит. по: Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). — С. 24. Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП (б) — ВКП (б). С. 133-135. — Цит. по: Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). — С. 24. Букв. — «главный поп» — так турецкая власть именовала Вселенских Патриархов. Мазырин А.В. Патриарх Тихон и Константинопольская Патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений//Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). — С. 28. Голос Литовской православной епархии. 1936. 7-8. — С. 8. http://www.bbc.com/russian/features-45899214 . Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 .

http://patriarchia.ru/db/text/5325676.ht...

1260 «Совершенно секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.) М., 2008. Т. 8: 1930 г. Ч. 2. С. 1426. 1279 См.: Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода//Журнал Московской Патриархии. 1932. 11–12. С. 2. 1286 Копии 54-х таких писем были обнаружены иеромонахом Дамаскином (Орловским) в следственном деле митрополита Петра 1930 г. (см.: «Я теперь не умру...»: Последние годы жизни Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) //Журнал Московской Патриархии. 1993. 1. С. 20). Часть из них затем была опубликована, полностью или в выдержках (см.: Акты... С. 880–886; Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия... Кн. 2. С. 361–368.). Где эти документы находятся в настоящее время, неизвестно (из следственного дела они были изъяты). 1287 Цит. по: Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия... Кн. 2. С. 366–368. 1291 См., например: Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 59. 1293 См.: Воззвание Местоблюстителя Патриаршего Престола//Голос Литовской Православной Епархии. 1925. 6–7. С. 84; Божией милостию Местоблюститель Патриаршего Престола, митрополит Крутицкий, смиренный Петр//Церковные ведомости. 1925. 21–22. С. 2. 1294 См.: Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 57. 1303 Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917–1923 гг.)//Богословский сборник. Вып. 6. М., 2000. С. 59. 1313 Воробьев В., прот., Косик О. В. Слово Местоблюстителя. С. 62; ср.: Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники... Кн. 2. С. 511. 1315 М. Е. Губонин предполагал, что автором письма от 28 июля был митрополит Иосиф (Петровых) (см.: Акты... С. 696). Точно установить авторство письма удалось благодаря письму митрополита Кирилла епископу Афанасию (Сахарову) от 4–5 ноября 1933 г., где упоминается июльское письмо Заместителю (см.: После Туруханской ссылки: (Письма священномученика митрополита Кирилла Казанского к священноисповеднику епископу Афанасию Ковровскому)/Публ. и примеч. О. В. Косик//Богословский сборник. 2001. Вып. 8. С. 358).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

609 Письмо Заместителя Представителю Вселенского Патриарха в СССР Архимандриту Василию Димопуло//Журнал Московской Патриархии. 1932. 9–10. С. 1–2. 610 Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при Нем Па­триаршего Синода//Журнал Московской Патриархии. 1932. 11–12. С. 2. 612 Послание Заместителя Вселенскому Константинопольскому Патриарху//Журнал Мо­сковской Патриархии. 1933. 16–17. С. 3–4. 613 См.: Документы Московской Патриархии: 1934 год/Публ. и коммент. А. К. Галкина//Вестник церковной истории. 2010. 3–4 (19–20). С. 184–221. 615 [Сергий (Воскресенский), en.] 14/27 апреля 1934 г. войдет особо знаменательным днем в историю Русской Православной Церкви: В этот день Заместитель Патриаршего Местоблю­стителя Митрополит Горьковский Сергий соборным голосом русской Иерархии был возве­ден на Первосвятительскую Московскую кафедру с титулом Блаженнейший//Журнал Мо­сковской Патриархии. 1934. 20–21. С. 1–2. 616 Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при Нем Патриаршего Священного Синода//Журнал Московской Патриархии. 1934. 20–21. С. 4. 620 Кострюков А. А. Новые сведения о жизни и деятельности митрополита Сергия (Страгородского) в 1920–1930-е гг. (по материалам архива протоиерея Стефана Ляшевского)//XX Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: В 2 т. М., 2010. Т. 1. С. 314. 623 В обстоятельном исследовании о церковной части Ваганьковского некрополя фамилия Димопуло не фигурирует (см.: Матюшин С., свящ. Священное Ваганьково. М., 2007). 627 Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви//«Обновленческий» раскол: Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. М., 2002. С. 469. 636 Часть официальная//Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13 (8–9). С. 2. 642 См.: Сталинские расстрельные списки (http://stalin.memo.ru/names/index.htm; http://stalin.memo.ru/spravki/6–227.htm. Режим доступа – свободный). 646 М6 Из письма Блаженнейшего митрополита Московского Сергия Митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию//Голос Литовской Православной Епархии. 1936. 7–8–9. С. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По прибытии в Каунас Е. немедленно приступил к устроению нового центра епархии. Был избран епархиальный совет, началось издание «Литовских ЕВ» (с 1924 «Голос Литовской православной епархии»), были утверждены размеры приходских сборов. Правовой статус Православной Церкви в Литве регламентировали «Временные правила», официально утвержденные 20 мая 1923 г. В 1926 г. Е. получил от литов. МВД предложение предпринять действия по приобретению автокефалии. Е. отказался, предложив решать вопрос о судьбе епархии после возвращения под его управление Виленской кафедры, что нашло понимание у литов. властей, декларировавших невмешательство во внутренние дела Церкви. В связи с тем что кафедральный Петропавловский собор в Каунасе еще в 1919 г. был отобран у верующих, кафедральным храмом Е. стала небольшая кладбищенская Воскресенская ц. В 1932 г. был заложен каунасский кафедральный Благовещенский собор (освящен в 1935), построенный при содействии литов. властей. Также в др. городах Литвы было выстроено 6 новых храмов взамен ранее отобранных у православных. Всего к сер. 30-х гг. управляемая Е. Православная Церковь в Литве имела 31 храм. Офиц. статус был только у 10 приходов, существовавших до 1919 г.; 15 новых приходов в Литве действовали без офиц. признания. Хотя Е. рукоположил в 1923 г. сразу 5 иереев и еще 5 до 1930 г., священников не хватало, нек-рым из них приходилось служить в неск. приходах. Для финансирования ремонта храмов Е. благословил создание благотворительных фондов правосл. епископии (до 1938) и им. Патриарха Тихона. Был создан ряд об-в: Мариинское жен. благотворительное об-во, Ковенское похоронно-благотворительное братство, Благовещенское сестричество и др., возобновило деятельность Свято-Никольское братство, действовали богословские курсы. Е. никогда не прерывал канонических связей с Московской Патриархией. Поддерживал управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе митр. Евлогия (Георгиевского) в его противостоянии Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей . После того как Синод РПЦЗ объявил о лишении митр. Евлогия должности управляющего рус. правосл. приходами в Зап. Европе и запрещении его в служении, митр. Евлогий в марте 1927 г. обратился к Е. с просьбой канонической оценки происшедшего. В ответном письме Е. подтвердил, что считает действия Синода РПЦЗ неканоничными и недействительными. Вместе с митр. Евлогием Е. в 1927 г. в соответствии с указом Временного Свящ. Синода РПЦ подписал обязательство не допускать нелояльных действий по отношению к советской власти.

http://pravenc.ru/text/189717.html

Продолжая свою мысль, М. Елевферий отметил, что не может быть соединения, пока папство будет претендовать на главенство, и назвал Флорентийский Собор еретическим, что вызвало возбуждение со стороны П. Бучиса. Начался безконечный, безплодный спор на тему о примате папы, и выяснилось, что в данной обстановке говорить о соединении невозможно. П. Бучис предложил «штатское содружество» в деле борьбы с безбожничеством. Наконец, наступил драматический момент. Епископ Бучис спросил «на что же разсчитывает Православная Церковь , предоставленная своим силам», и получил ответ, что «кроме слабых людей, Сам Господь Иисус Христос ведет борьбу за Свою Церковь , и что Он Сам и защитит Ее». Это вызвало у епископа Бучиса усмешку – «Христос? Я не могу задать этого вопроса Христу и задаю его Вам, Ваше Высокопреосвященство». Епископ Бучис прибавил, что он сомневается, чтобы Христос помог тем, кто не осуществляет Его заповеди об единстве. Попутно был поднят вопрос об объединении православных со старообрядцами, но не был обсужден, так как вся встреча оказалась неудачной  268 . П. Бучис ведет в Литве и практическую работу. У редакции «Голос Литовской Православной Епархии» оказалась копия любопытного ответа П. Бучиса на письмо некоего православного от 7 апреля 1938 г., пожелавшего стать католиком восточного обряда. В своем ответе П. Бучис указывает, что один Петр управлял Церковью, и должен и теперь один ею управлять, «признавая это и подчиняясь Nuю XI, преемнику Св. Петра, вы уже становитесь католиком». Дальше идут дела, относящияся к устройству прихода, к заканчивается письмо весьма знаменательно. «На денежную помощь со стороны Рима нельзя и не надо разсчитывать, ибо Спаситель, посылая апостолов проповедывать Егангелие, велел не брать с собою денег. И их нет у верховного пастыря Вселенской Церкви»  269 . Надежда обращаемых на материальную помощь – вот истинный двигатель восточного обряда. Рим как будто этого не понимает, но те, кто возносят «молитву за папу» об этом напоминают. Кроткий лик Христа снова и в который раз встретил строгий облик Римского первосвященника. Спокойствие и покорность воле Божьей и верность Церкви православного мира – вот то, что мешает римскому церковному империализму, которому падение России открыло такия перспективы. Указание Ф. М. Достоевского в «Легенде о Великом Инквизиторе», что Христос мешает Риму овладеть миром и в частности православием , нашло свое подтверждение в этой поразительной встрече епископа Бучиса и м. Елевферия в наши страшные дни. М. Елевферий основательно указал на равнодушие Рима к вопросам веры. Это стремление ценой уступок в вере приобрести православных, гимн католиков Востоку вызывает все-таки непонимание в среде самих католиков. Политика Рима требует какого то разъяснения для католиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 февр. 1923 г. архиеп. Елевферий прибыл в Каунас. 14-16 февр. состоялось епархиальное собрание, на котором присутствовали 12 священников, 3 псаломщика и 13 представителей от приходов. Был избран Литовский епархиальный совет при архиепископе Литовском, Виленском и Ковенском, совет возглавил прот. Евстафий Калисский. Правосл. приходы в Литовской Республике были разделены на 3 благочиния: Каунасское, Панявежское, Шяуляйско-Тельшяйское. Возобновлено издание «Литовских ЕВ» (с 1924 «Голос Литовской православной епархии»). 20 мая 1923 г. были подписаны «Временные правила, нормирующие отношения православной Церкви в Литве к литовскому правительству». В процессе разработки документа нек-рые священники (напр., Николай Савицкий, автор перевода Литургии свт. Иоанна Златоуста на литов. язык) поднимали вопрос о постепенном переходе в богослужении на литов. язык. Было решено, что это внутреннее дело Церкви; в дальнейшем литов. власти во внутренние дела Церкви не вмешивались. К 17 сент. 1923 г. православных христиан, согласно переписи, в Литве было 22 925 чел. (1,13% населения Литовской Республики): 18 020 русских, более 3 тыс. белорусов, 1750 литовцев. В то же время в Литве жило 31,8 тыс. старообрядцев. В Каунасе проживала 1/5 часть всех православных страны - 4329 чел., в т. ч. большинство представителей интеллигенции православного вероисповедания, оказавшихся в Литве после эмиграции из России (в частности, в Каунасском ун-те им. Витовта Великого преподавал Л. П. Карсавин ). Владыка Елевферий придерживался позиции лояльности Литовскому гос-ву, в вопросе о принадлежности к Московскому Патриархату проявлял твердость. Православные в Литовской Республике в 20-30-х гг. XX в. стали заложниками политики дерусификации. Газ. «emaiiø prietelius» 15 янв. 1931 г. писала: «Мы не хотим, чтобы нашу страну «украшали» чуждые своим духом и целями постройки и памятники ненавистников литовцев, хотевших их лишить национальности и обрусить». Острая полемика развернулась вокруг огромного кафедрального собора св. апостолов Петра и Павла в центре Каунаса. После первой мировой войны собор был передан Мин-ву охраны края. Радикально настроенные политические деятели призывали разрушить собор и воздвигнуть вместо него «Памятник нации», позднее предлагалось разобрать храм. Собор сохранился, но не был возвращен православным.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Продолжающееся на несчастной Руси разделение Церкви побуждает нас, верных ей и нашему Святейшему Патриарху архиереев, составляющих Священный Русский Заграничный Синод, как единственное церковное учреждение, сохранившее свободный голос, вторично обратиться во все Автокефальные Православные Церкви и ко всем православным христианам с напоминанием и братской мольбой о том, чтобы и все верные Евангелию и семи Вселенским Соборам во Христе сестры оказали Православной Церкви Российской и подчиненным ей православным церквам: Русской заграничной, также Польской, Литовской, Финляндской, Эстляндской, Американской, Китайской и Японской, свою каноническую поддержку и не признали бы ни одной вновь самочинно выделившийся из послушания Святейшему Патриарху нашему Церкви, а признали бы их самочинным сборищем, согласно 1-му каноническому правилу Св. Василия Великого , и потому лишенным благодати и благодатного преемства, пока они не возвратятся к единению с Православной Церковью Российской и ее Святейшим Патриархом, доныне пребывающим в узах от безбожников и иудеев, захвативших силою и обманом власть в России и именующих себя Советским Правительством. (Митрополит Антоний) В этом же номере было помещено Определение Архиерейского Синода об обращении к Автокефальным Церквам по вопросу об образовавшихся в России большевистских религиозных общинах: Слушали: Письмо одного из епархиальных архиереев заграничной (постоянной) епархии... следующего содержания: «Имею честь почтительнейше просить Ваше Высокопреосвященство, не найдете ли Вы возможным поднять на предстоящем Всезаграничном Соборе Российской Церкви следующие вопросы:1) об обращении от лица собора к Лиге Наций о защите и о освобождении из заточения Св. Патриарха Тихона и всех архипастырей и пастырей Русской Церкви и о прекращении гонений на Русскую Церковь 2) об освобождении из ссылки православных иерархов, пострадавших в Польше, и о возвращении их на свои кафедры (архиепископа Елевферия, епископов Пантелеймона и Сергия) 3) об обращении к предстоятелям всех православных Автокефальных Церквей с просьбою осудить образовавшиеся в России большевистские общины, именующие себя «Живой Церковью», «Союзом религиозного возрождения» и т.п...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крестный ход во время встречи мощей Виленских мучеников в вильнюсском Свято-Духовном мон-ре 26 июля 1946 г. (Архив ЦНЦ ПЭ) Крестный ход во время встречи мощей Виленских мучеников в вильнюсском Свято-Духовном мон-ре 26 июля 1946 г. (Архив ЦНЦ ПЭ) В 1926 г. министр внутренних дел В. Пожела побуждал архиеп. Елевферия предпринять действия для приобретения Литовской епархией автокефалии. Архиерей отказался, ссылаясь на то, что управляет частью Литовской епархии и вопрос о ее судьбе можно решать только после возвращения Виленского края Литве. Поскольку присоединение территорий, оккупированных Польшей, было главной политической задачей Литовского гос-ва, планы правительства по автокефалии были на время отложены. Осенью 1928 г. по приглашению Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Сергия (Страгородского) архиеп. Елевферий прибыл в Москву. На заседании Свящ. Синода он был возведен в сан митрополита, одновременно получив право «автономно-самостоятельно решать все вопросы, касающиеся церковно-административных интересов Литовской епархии». В 1930 г. митр. Елевферий был назначен на должность временно управляющего западноевроп. приходами РПЦ, 30 апр. утвержден в должности. Епархия в пределах Литвы была разделена на 3 благочиния: Каунасское, Панявежское и Шяуляйское. К 20-м гг. XX в. число правосл. храмов в крае резко сократилось: десятки храмов были разрушены или использовались под хозяйственные нужды, католич. Церкви, костелы и мон-ри, отнятые у католиков во 2-й пол. XIX в., были возвращены. В 1920 г. в департаменте вероисповеданий Литвы было зарегистрировано 10 правосл. приходов. После возвращения архиеп. Елевферия в Литву число приходов росло и к сер. 30-х гг. достигло 31. В 1923 г. архиеп. Елевферий рукоположил 5 священников, до 1930 г.- еще 5, но священнослужителей не хватало. В 1923-1939 гг. в Каунасе издавалась газ. «Голос Литовской православной епархии», публиковавшая статьи в защиту Православия. С 1937 г., в ответ на создание в Каунасе миссии униатской Церкви, газета выпускала специальное приложение об унии и ее целях.

http://pravenc.ru/text/158622.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010