1393 См.: Стратонов И. А. Творимые легенды//Голос Литовской православной епархии. 1937. 7–8. С. 64–69; Елевферий, митр. Блаженнейший Сергий, Митрополит Московский и Коломенский – канонический Местоблюститель//Голос Литовской православной епархии. 1937. 9–10. С. 3–10. 1396 Высокопреосвященнейший Петр, Митрополит Крутицкий, Местоблюститель Всероссийского Патриаршего Престола//Церковная жизнь. 1937. 4–5. С. 61. 1397 Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей//Церковная жизнь. 1937. 4–5. С. 47–48. 1398 Высокопреосвященнейший Петр, Митрополит Крутицкий, Местоблюститель Всероссийского Патриаршего Престола//Церковная жизнь. 1937. 4–5. С. 62. 1404 О местоблюстительстве Блаженнейшего М[итрополита] Сергия//Елевферий (Богоявленский), митр. Соборность Церкви. С. 176–216. 1416 Архив ДКНБ РК по Чимкентской обл. Ф. 1. Д. 02455. Л. 62 об. Выписки из дела предоставлены В. В. Королевой (Алма-Ата). 1429 См.: Мазырин А., диак. К истории высшего управлении Русской Православной Церкви в 1935–1937 гг.//XVI Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: В 2 т. М., 2006. Т. 1. С. 171. 1430 Архиепископам Николаю (Ярушевичу) и Сергию (Воскресенскому) обширное поле деятельности нашлось после присоединения к СССР территорий Западных Украины и Белоруссии, а также трех прибалтийских государств. 20 сентября 1940 г. нарком НКВД Берия в секретной записке предложил Сталину и Молотову: «Через агентуру НКВД СССР в Московской патриархии староцерковников провести решение патриархии о назначении в западные области УССР и БССР своего экзарха (представителя) [...]. В качестве такого представителя может быть назначен агент НКВД Ярушевич Б. Д., архиепископ Ленинградской епархии, под прикрытием которого целесообразно создать нелегальную резидентуру НКВД СССР для организации агентурной работы среди церковников, как в западных областях, так и на территории немецкого генерал-губернаторства» (цит. по: Курляндский И. А. Сталин, власть, религия. С. 542). Предложение Берии было принято. Аналогичным образом и со сходными задачами в Прибалтику был назначен архиепископ Сергий (Воскресенский). «Для управления епархиями Прибалтийских республик решением Московской патриархии назначить в качестве экзарха (управляющего) архиепископа Воскресенского Дмитрия Николаевича (агента НКГБ СССР)», – говорилось в информационной записке Сталину и Молотову от 29 апреля 1941 г., подписанной В. Н. Меркуловым – руководителем незадолго до того образованного Наркомата Госбезопасности СССР (Там же. С. 543).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В 30-х гг. XX в. в зале кафедрального Успенского собора в Вильно по воскресеньям проводились духовные вечера, собиравшие большое число людей, участвовали духовенство и прихожане города. Последним крупным церковным торжеством в Вильнюсе перед началом второй мировой войны стало принесение 4 авг. 1939 г. в Александро-Невский храм, ставший собором Марие-Магдалинского мон-ря, доставленных из Почаевской лавры икон св. Марии Магдалины и прп. Иова Почаевского с частицами мощей. Литовская и Виленская митрополия в 1939-1944 гг. В результате введения в сент. 1939 г. в Польшу войск фашистской Германии, затем войск СССР Польское гос-во было разгромлено. Советский Союз передал Виленский край Литовской Республике. Литовская епархия воссоединилась с той ее частью, которая находилась в составе ПАПЦ. 13 окт. 1939 г. митр. Елевферий обратился с посланием к пастве по случаю возвращения Вильнюса в Литовское гос-во. Послание заканчивалось словами: «Теперь... перед нашим каноническим сознанием стали каноническое право и долг возвратиться в наш кафедральный град... и восстановить в нашем сердце разрушенное единство нашей паствы, а через нас - спасительное единение с нашей Патриаршею Церковью» (Голос Литовской православной епархии. 1939. 9/12(103). С. 2-3). 16 окт. в кафедральном Благовещенском соборе в Каунасе состоялось торжественное богослужение по поводу воссоединения епархии. 21 окт. митрополит утвердил постановление епархиального совета о присоединении к Московской Патриархии священнослужителей правосл. приходов и мон-рей Вильнюса и Вильнюсской обл. В нем говорилось о том, что все церковно-адм. учреждения Вильнюса и Вильнюсской обл. упраздняются, священно- и церковнослужители должны подать митр. Елевферию «письменные просьбы о зачислении их в юрисдикцию Московской Патриархии». 30 окт. в Вильнюсе прошло собрание духовенства, к-рое возглавил прибывший из Каунаса глава Литовского епархиального совета прот. Василий Недвецкий. Собрание постановило просить митр. Елевферия принять от всех клириков раскаяние в грехе отчуждения от Матери Российской Церкви и ходатайствовать перед Патриархией о принятии в ограду Матери Церкви.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Личный фонд автора Архиеп. Иоанн (Шаховской) . История и метаистория. П., 1945. 11 с. (машинопись). (О его пастырской деятельности в нацистской Германии.) Kniazeff A. Comment j e suis devenu prêtre – Mémoires (19131947). P., 1989. 114 с. (машинопись, на фр. яз.). (Воспоминания протопресвитера А. Князева о его жизненном пути к священству.) Seide G. Russische Orthodoxe Kirchen und Gemeinden in Deutschland. Eine Dokumentation ihrer Geschichte. München, 1994. 14 с. (список священнослужителей Германской епархии Русской Православной Зарубежной Церкви за период 1921 по 1994 г., машинопись, любезно предоставленная нам о. Георгием Зейде. Далее «Архив Георгия Зейде» – АГЗ). II. Газеты и журналы Вера и Жизнь. Вестник управления православной епархии в Австрии. Зальцбург, 19461948. Вести Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви. Приложение к журналу Православное Слово. Буэнос-Айрес, 1954. Вестник Германской епархии Русской Православной Зарубежной Церкви. Мюнхен, с 1980 (далее ВГЕ). Вестник Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви. Лион, с 1970. Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Медон, 1947; П., 19501990 (далее ВРПЭ). Вестник. Орган церковно-общественной жизни. П., 19371939. Вестник Православного церковно-благотворительного комитета Германской епархии. Мюнхен, 19461948. Вестник Русского Студенческого Христианского Движения (с 1990: Вестник Русского Христианского Движения). П.; Мюнхен; П.; П.-Н.-Й.; П.-Н.-Й. М., с 1925 (далее Вестник РХД). Вестник Церковной Жизни. Булонь-Бийянкур, 19451947. Голос Православия. Берлин, с 1950 (официальный журнал Германской епархии Московской Патриархии). Голос Литовской православной епархии. Ковно, 19241939. Епархиальные Ведомости Северо-Американской и Канадской епархии (Русской Зарубежной Церкви). Дж., 19531954. Церковный календарь обители прп. Иова на 1927 г. (со списком архиереев РПЦ за границей и духовенства Западно-Европейского митрополичьего округа). Ладомирово, 1926. Журнал Московской Патриархии. М., с 1945 (официальный журнал Московской Патриархии) (далее ЖМП).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

597 Его Святейшеству, Архиепископу Печскому, Митрополиту Белградо-Карловацкому, Патриарху Сербскому Кир-Варнаве//Голос Литовской Православной Епархии. 1932. 2. С. 32–33. 598 Его Высокопреосвященству, Митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию//Голос Литовской Православной Епархии. 1932. 2. С. 30. 599 Доклад частично опубликован (см.: Курляндский И. А. Сталин, власть, религия. М., 2011. С. 627–628), но с существенными неточностями, по причине чего цитируется далее по архивному подлиннику. 603 См.: Рождественское приветствие Вселенскому Патриарху Фотию II//Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР. 1931. 1–2 (50–51). С. 1–2; Приветственная грамота Вселенского Патриарха Фотия II с Праздником Рождества Христова на имя председателя Священного Синода в СССР Митрополита Виталия//Там же. С. 2; Грамота Иерусалимского Патриарха Дамиана на имя председателя Священного Синода Православных Церквей в СССР//Там же; Грамота Вселенского Патриарха Фотия П-го на имя председателя Св. Синода Митрополита Виталия с выражением благодарности за поздравление по случаю дня тезоименитства Его Всесвятейшества//Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР. 1931. 3–4 (52–53). С. 1; Пасхальное приветствие Св. Синода Православных Церквей в СССР Вселенскому Патриарху Фотию П-му//Там же. С. 2; Пасхальное приветствие Св. Синода Православных Церквей в СССР Иерусалимскому Патриарху Дамиану//Там же; Грамота Вселенского Патриарха Фотия II с Пасхальным приветствием Св. Синоду Православных Церквей в СССР//Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР. 1931. 5–6 (54–55). С. 1; Грамота Иерусалимского Патриарха Дамиана с Пасхальным приветствием Св. Синоду Православных Церквей в СССР//Там же. С. 1–2. 606 Подробнее об этой проблеме см.: Мазырин А., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930-х годах/Науч. ред. прот. В. Воробьев. М., 2006. 607 Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при Нем Патриаршего Синода//Журнал Московской Патриархии. 1932. 9–10. С. 6–7.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 20-х гг. у православных было отнято не менее 1,5 тыс. га земли, все лесные угодья, озера, хозяйственные постройки, приходские дома, нек-рые церкви. Католики вернули себе 14 бывш. костелов, ставших в XIX в. православными храмами. 12 бывш. армейских церквей были закрыты или отошли католикам. Переход еще 15 бывш. правосл. церквей католикам объяснялся тем, что после войны православных в Литве осталось немного. Приходские общины не могли иметь в собственности более 80 га земли. Право на приобретение земли имели приходы с не менее чем 2 тыс. прихожан; такой приход в Литовской Республике был один - в Каунасе. С 1930 г. до 4 га земли получили все «старинные приходы». После переворота в дек. 1926 г., когда к власти пришел лидер националистической партии А. Сметона, экономическое положение православных несколько улучшилось. Им были возвращены 3 храма, при поддержке властей построены 7. Правительство выделило значительные средства на возведение Благовещенского кафедрального собора в Каунасе рядом с Воскресенской ц., строительство завершилось в 1935 г. (освящен 22 сент. 1935). Настоятели 10 приходов получали пособие из гос. бюджета, жалованье выплачивалось также архиеп. Елевферию. В 1927-1939 гг. правосл. Церкви в Литве ежегодно из бюджета выделялось ок. 46 тыс. лит. Дополнительно на Каунасские богословские курсы, организованные архиеп. Елевферием для подготовки кандидатов в священство (действовали в 1930-1932), выделялось по 30 тыс. лит в год. Курсы окончили 8 чел., из них 7 стали священниками, 1 - псаломщиком. В 1928 г. архиеп. Елевферий и епархиальный совет получили из Московской Патриархии «Удостоверение» от 14 мая 1928 г., подтверждающее их статус в разделенной Литовской епархии. В документе устанавливалась преемственность епархии, возглавляемой архиеп. Елевферием, по отношению к дореволюционной Литовской епархии и преемственность Литовского епархиального совета по отношению к бывш. Литовской консистории. О состоянии Литовской епархии в 1928 г. говорилось: «Юрисдикция Литовского архиепископа должна простираться на все православные приходы, находящиеся на территории Литовского государства» (Голос Литовской православной епархии.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

3318 Епископ Литовский Елевферий (Богоявленский) был учеником Глубоковского по СПбДА, «сохранявший всегда самое трогательное внимание к своему старому профессору» (В. К. Памяти профессора H. H. Глубоковского//Голос Литовской Православной Епархии. 1937. 7–8. С. 84). В годы беженства они состояли в переписке 3319 Епископ Ириней окончил МДА, затем Венский университет, поддерживал тесные отношения с русскими иерархами, проживавшими на территории Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев; по словам проф. Н. С. Арсепьева, был «искренний друг России и Русской Церкви». 3325 Глубоковски H. H. Православната църква и христианското междуцърковно единение//ГСУ БФ. Год I. (1923–24). София, 1925. С. 228. 3333 Douglas J. А. Англиканское и Православное приближение к воссоединению//Прибавления к официальной части журнала «Церковные ведомости». 1925. 23 и 24, 1/14–15/28 дек. С. 16. 3335 Глубоковски Н. Н. Православната църква и христианското междуцърковно единение... С. 163, 164. 3338 Глубоковский H. H. Возлюбим друг друга//Санкт-Петербургские ЕВ. Вып. 35–36. С. 180. (Публикация Т. А. Богдановой и А. К. Клементьева по автографу Глубоковского на русском языке: ПДА. Ф. 1442 к. Оп. 1. 27). По-болгарски опубл.: Православенъ пастирь. 1930. Апрель. С. 321–326; по-румынски: Misionarul. Январь. 1930. С. 7–14. Статья написана в январе 1930 г. 3342 «Лондонская Никея обнаружила это, а Стокгольм санкционировал и обеспечил фактическое осуществление подобных стремлений, как для всех насущных и желательных» (Глубоковский H. H. На Никейских торжествах в Англии...//Воскресное чтение. 1926. 38, 19 сент. С. 596. 3344 В. К. Памяти профессора H. H. Глубоковского//Голос Литовской Православной Епархии. 1937. 7–8 (89). С. 74. 3346 ГА РФ. Ф. 5881. 276. Л. 2–2 об. Письмо Н. Н. Глубоковского представителю Русского Заграничного Исторического Архива в Болгарии А. В. Арцишевскому от 16 янв. 1933 г. Черновик письма хранится в: ЦДА. Ф. 1442 к. 34. 3361 Введенский А. [И.], проф. Время и вечность. Актовая речь. Сергиев Посад, 1900. «И мир по своей сущности, т.е. как он существует в мысли Божией, стоит над временем, т.е. дан разом во всех своих основаниях, причинах и целях. и в общечеловеческой истории также раскрывается некоторое надвременное или вечное содержание. Смысл и значение истории определяются ее приближением к вечным идеалам или удалением от них. В этом именно се истинная мера. Итак, время, с философской точки зрения, есть не что иное, как перспектива раскрывающейся пред нашими взорами, в истории и мировом процессе, вечности, а с другой стороны, – символ усилий, употребленных нами для того, чтобы войти своим знанием, волею и чувством в область вечного или уйти и укрыться от него» (Там же. С. 16–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

чтобы заставить отделиться от Московс­кой патриархии» (57). Внутри же самой право­славной епархии, как и у её священноначалия, стремления к отделению тоже не было. Так что в межвоенный период Литовская православная епархия оставалась в юрисдикции Московской патриархии. «Это, – как справедливо отмечают современные литовские исследователи, – было исключением, поскольку православные епархии во всех государствах, образовавшихся на запад­ных окраинах бывшей Российской империи (в Латвии, Польше, Финляндии, Эстонии), превратились в самостоятельные Церкви. На правах автономии или автокефалии они переш­ли в юрисдикцию Константинопольского Патриархата» (57). На примере автокефалии Польской Православной церкви мы видели, что основным движителем этого отделения высту­пало государство. Одним из факторов, осложнявших жизнь православной епархии Литвы в межвоенный период, была ПОПЫТКА РЕАНИМАЦИИ УНИИ, начатая Католической Церковью в начале 30-ых годов. Инициаторами здесь выступили ксёндзы Каунасского деканата, предло­жившие на своей конференции (состоялась в 1930 г.) открыть в Каунасе костёл восточных обрядов. Высказывалась надежда, что «заметив тождественность обрядов, что для русских весьма важно, и лёгкость перехода, они массами станут переходить в католичество» (плеб. Мамяртас Лумбе). Для этой цели был избран бывший кафедральный собор Каунаса, в кото­ром сохранился еще православный иконостас. Ватикан даже назначил для этого дела специального епископа восточных обрядов – им стал кс. Пятрас Бучис. Но надежды на массо­вость перехода не оправдались. Уже через пол­года новый епископ убедился, что регулярно совершать службы по восточному обряду нет никакого смысла ввиду низкой посещаемости. Решено было в дальнейшем совершать такие богослужения лишь несколько раз в году, предварительно информируя о них обществен­ность. Римская Конгрегация Восточных Церк­вей в 1937 г. учредила в Каунасе специальную папскую миссию – для оказания «помощи в ду­ховных делах» русским Литвы. Спустя два года та же Конгрегация в помощь еп. Бучису напра­вила ещё двух профессиональных миссионеров. Однако все эти усилия значимых плодов не принесли. «В Литве не образовалось ни одного греко-католического прихода. Нигде, за исклю­чением Каунаса, не было греко-католического духовенства... А главное то, что среди право­славного духовенства и известных представителей интеллигенции не нашлось отщепенцев» (57). Не последнюю роль в неуспехе католи­ческого прозелитизма сыграли и защитные меры, предпринятые руководством Православной Церкви по сплочению православных Литвы и укреплению связи приходских общин. В ответ на лекции еп. Бучиса Каунасское Свято-Николаевское братство организовало ряд чтений на вероучительные и религиозно-нравственые темы, а также по истории Унии. Большую просветительную работу провела редакция журнала «Голос Литовской Православной Епар­хии», опубликовав ряд статей и специальных выпусков, посвящённых униальной тематике.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

606 Церковная жизнь: Послание Местоблюстителя Всероссийского Патриаршего Престола//Возрождение. 1925.12 сент. 609 Воззвание Местоблюстителя Патриаршего Престола//Голос Литовской Православной Епархии. 1925. 6–7. С. 84–87. 616 См.: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 4. С. 7. 631 Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей от 3/16 января 1926 г.//Церковные ведомости. 1926. 5–6. С. 3. 632 Обращения Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященного Митрополита Антония//Там же. С. 2. 634 Кожевников И. Е. Священноисповедник Виктор (Островидов) и образование Ижевской епархии//Сборник студенческих научных работ кафедры Церковной истории МДА/Под ред. А. К. Светозарского. Сергиев Посад, 2010. С. 59–79. 636 См.: Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов//Вестник церковной истории. 2006. 1.С. 56–57. 639 См.: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 4. С. 7–8. 646 К положению Православной Церкви в советской России//Церковные ведомости. 1926. 11–12. С. 4. 648 Староцерковники и старообрядцы. (Материалы для истории разложения староцерковничества)//Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1927. 9–10 (22–23). С. 27–28. 649 Андрей (Ухтомский), еп. История моего старообрядчества/Публ. и комм. А. Знатнова//Наш современник. 2007. 1. С. 194–220. 651 Андрей (Ухтомский), еп. История моего старообрядчества. Тетрадь вторая//Зеленогорский М. Л. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). С. 199–200. 654 См.: Любартович В. А. Московские патриаршие и митрополичьи резиденции в 1917–1945 годах//Журнал Московской Патриархии. 2003. 7. С. 74–75. 657 Дополнительно см.: Мазырин А., свящ. О пребывании в обновленческом и григорианском расколах Преосвященного Мелхиседека (Паевского), его «митрополитстве» и автономии Белорусской Православной Церкви в 1920-е гг.//Вестник ПСТГУ. II. 2011. Вып. 2 (39). С. 63–86.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий: Мы решительно осуждаем войну России против Украины 18.03.2022 На официальном сайте Виленско-Литовской епархии (Московский Патриархат) опубликовано обращение митрополита Виленского и Литовского Иннокентия (Васильева) , посвящённое ситуации в Украине : Огромная беда пришла на землю Украины: там льётся кровь и страдают невинные люди. Честный человек и богобоязненный христианин не может бесстрастно смотреть на происходящее. Голос его совести вопиет к Небу, его молитва устремлена к Богу, которому Единому принадлежит суд, и перед Которым ответят те, которые принесли горе народу Украины, страдания матерям, слёзы родным и близким, смерть и разрушения, массовый исход из своей страны. Православные люди Литвы с болью в сердце восприняли трагедию народа Украины. С самого начала военных действий во всех православных храмах была усилена молитва о скорейшем прекращении войны, о восстановлении мира на земле Украины. Позиция Православной Церкви в Литве неизменна - мы решительно осуждаем войну России против Украины и молим Бога о её скорейшем прекращении. Как вы, наверное, уже успели заметить, у нас c Патриархом Кириллом разные политические взгляды и восприятие текущих событий. Его политические высказывания по поводу войны в Украине - это его личное мнение. Мы в Литве с этим не согласны. Хотелось бы здесь открыто сказать о том, что мы, православные в Литве, имея на сегодня возможность независимо решать свои внутрицерковные дела, будем и дальше стремиться к ещё большей церковной независимости, веруя, что Господь дарует таковую в свое время. Мы живём в свободной, демократической стране. Литва - это не Россия. Это иное государство, иное общество со своим духовно-нравственным климатом. Православные Литвы составляют пусть небольшую - активных прихожан по всей Литве едва ли наберётся более трёх тысяч человек - но неотъемлемую часть этого общества, и являются полноправными гражданами своей страны, свободно исповедующими традиционную религию. Наши прихожане - честные и скромные люди, добросовестно многие годы трудившиеся на благо страны Литовской и внесшие свою лепту в дело строительства свободной Литвы.

http://drevo-info.ru/news/27931.html

Донат (Бабинский-Соколов) Донат (Бабинский-Соколов Николай Ильич), архп. Донской и Новочеркасский. Родился в 1828 году. Сын сельского священника Смоленской епархии. Окончил Смоленскую духовную семинарию. В 1851 году был домашним учителем у помещика. В 1852 году рукоположен во священника. В 1853 году овдовел и 23 апреля 1855 года принял монашество. В 1857 году окончил С.-Петербургскую духовную академию и определён учителем в Архангельскую духовную семинарию. В 1860 году удостоен степени магистра богословия. Служил много лет на педагогических должностях. В 1858 году – инспектор Архангельской духовной семинарии. 18 апреля 1864 года возведён в сан архимандрита. С 12 авг. 1866 года – ректор той же семинарии и настоятель Архангельского монастыря. 27 мая 1879 года хиротонисан во епископа Брестского, второго викария Литовской епархии. С 14 мая 1881 года – епископ Ковенский, вик. Литовской епархии. С 6 марта 1882 года – епископ Рижский и Митавский. С 28 марта 1887 года – епископ Подольский. С 13 дек. 1890 года – архиепископ Литовский и Виленский. Священно-архимандрит Свято-Духова Виленского монастыря. С 30 апр. 1894 года – архиепископ Донской и Новочеркасский. С 12 ноября 1894 года, согласно прошению, уволен на покой. 16 апреля 1896 года скончался и погребён в Николо-Угрешском монастыре под жертвенником Преображенского собора. По душевным качествам был замечательным человеком. Отличался неослабной ревностью в деле обращения в православие латышей и эстонцев. Всегда с любовью относился к питомцам духовных школ, к братии монастырей и к своей пастве, а также пользовался любовью с их стороны. Труды «О чинах погребения умерших в Православной Церкви». (Курсовое сочинение) Проповеди и речи «Подол. Еп. Вед.» «Мнимый великомученик в расколе» «Дух. Христ.» 1862–1863, стр. 230 «О свободе мысли и слова» «Странник», 1881, сентябрь «Люди Мои, что сотворих вам?» Проповедь по поводу цареубийства 1881 г. 1 марта, «Голос Пастыря». По поводу современных событий в отечестве. Гродно, 1882 Поучения по поводу послания Святейшего Синода. Вып. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010