Каноническое общение и подчинение были восстановлены, хоть и на довольно короткий срок. Вслед за своими правящими архиереями немалое количество приходов Экзархата, равно как и епархии Зарубежного Синода, перешло со своим клиром в юрисдикцию Московской Патриархии. Но довольно быстро, уже в 1946 г., большинство этих приходов решило продолжать свой путь независимо от Москвы, либо в рамках Экзархата, либо в лоне Зарубежной Церкви. Следует отметить, что в то время Экзархат фактически распространял свою юрисдикцию в более узких географических границах Западной Европы по сравнению с довоенным периодом (Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Швеция и Норвегия). Зарубежная Церковь была особенно широко представлена в западной части Германии, в Австрии, Швейцарии и частично в Бельгии, Франции и Великобритании. Со своей стороны, Московская Патриархия образовала два Экзархата – Западно-Европейский с центром в Париже (Франция, Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Швейцария и Италия) и Среднеевропейский с центром в Берлине (ГДР, ФРГ и Австрия). В Чехословакии была образована поместная Церковь , которая получила от Москвы в 1951 г. автокефалию, а венгерские приходы были преобразованы в отдельное благочиние, напрямую зависящее от Москвы. В Югославии и Болгарии тоже образовались специфические русские благочиния вне местных автокефальных Церквей, но в середине 1950-х гг. они были упразднены. Только подворья в Белграде и в Софии были сохранены в прямой зависимости от Русской Православной Церкви. Таким образом, в разное время и в разных странах Европы начали свое существование три параллельные русские православные церковные юрисдикции – зарубежная («карловацкая»), западно-европейская («евлогианская»), московская («сергианская»). Взаимные прещения, наложенные Архиерейским Синодом на митрополита Евлогия и митрополитом Сергием на членов Архиерейского Синода и на того же митрополита Евлогия, налагались и на все духовенство, подчиняющееся той или другой юрисдикции. Хотя, как было показано позднее самим ходом истории, с этими прещениями в большинстве случаев мало кто считался, даже среди тех, кто принял решение об их применении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всё это я говорю с тем, чтобы пояснить - у шведских лютеран есть к чему приложить силы, есть другие способы «снизить уровень агрессии», кроме свержения крестов. Дать беженцам немного человеческого тепла. Это помогло бы им встроиться в общество, но суть так называемого мультикультурализма в том, что новых граждан Европа в свой мир включать не желает, дистанцируется от них, объясняя это уважением к чужим обычаям. А кресты? Это, как говорится, «возьми, Боже, что нам негоже». Мусульмане лишь повод. Если бы «епископ» Ева действительно уважала ислам, она пожертвовала бы не крестами, а собой. Открытая лесбиянка в сане епископа пугает беженцев куда больше, чем все кресты на храмах Европы. Вероятность, что беженцы потянутся в её храм, - ничтожна. И понятно, что Бруне старается не для них. Убивая христианку в себе, она не может удержаться от того, чтобы увлечь следом и всю Лютеранскую Церковь. Но люди, поставившие её на столичную кафедру, готовы стерпеть уже всё что угодно, тем более что архиепископ Шведской Церкви тоже женщина. Помню, как всё это начиналось в середине 90-х. Мурманский благочинный игумен Никодим (Каленчук) рассказывал, как приезжают лютеране из Норвегии, очень любят постоять на службе в его Свято-Никольском храме. Во время одной из бесед епископ ближайшей к Мурманску норвежской епархии начал жаловаться и грозиться, что выйдет из состава государственной Церкви Норвегии, если там начнут рукополагать женщин. Остановить это бедствие тогда не удалось, но против священниц-содомиток норвежские христиане всё-таки восстали, добившись права не предоставлять им должностей. Одна из рукоположённых, Хильде Растаад, даже пожаловалась недавно, что Норвежская Церковь - гомофобская. Ей не нашлось места ни в одном из приходов. Этот пример показывает, что у сторонников разрушения христианства изнутри не всё проходит так гладко, как им хотелось бы. Весть о готовности Бруне снять кресты с «церкви моряков» всколыхнула протестантский мир. В газетах можно прочесть высказывания: «Швеция сдалась без единого выстрела», «Швеция утратила христианство». Руководитель христианской миссии прихода во Фрипорте Кики Веттерберг обратилась в местную газету с письмом: «У меня нет проблем, если моряки-мусульмане или индуисты приходят сюда и молятся. Но я верю, что мы - христианская церковь, и поэтому мы сохраняем символы. Если я посещаю мечеть, я не прошу мусульман, чтобы они удалили свои символы. Это мой выбор - пойти туда».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

" Это вода, - отвечал царь, - знаменует воскресение Христово " . Поссевин, однако, должен был из уважения к царю идти в церковь, причем Иван сказал: " Смотри, чтобы за тобой лютеране не вошли " . " Мы с лютеранами общения не имеем " , - отвечал иезуит. Приблизившись к церкви, Антоний постарался тотчас улизнуть. Все думали, что царь рассердится, но Иван Васильевич потер себе лоб и сказал: " Ну, пусть делает как знает " . Антоний никак не мог добиться не только обещания подчиниться папе, но даже и дозволения строить для католиков костелы, хотя позволялось приезжать священникам римско-католической веры. Антоний уехал. Запольский мир, заключенный с Баторием, оставил войну царя Ивана Васильевича со Швецией нерешенною. Мало этого: Баторий готов был сам воевать со шведами, так как считал всю Ливонию достоянием Польши и Литвы, а Швеция удерживала в своей власти Эстонию. Сейм не допустил Батория до войны, потому что поляки не хотели воевать ни с кем. Неприязненные отношения Московского государства со Швецией продолжались до мая 1583 года, без всяких важных успехов с той и другой стороны, наконец прекратились перемирием на три года, заключенным на р. Плисе. Швеция оставалась в выигрыше и удерживала за собой не только Эстонию, но и русские города Яму и Копорье с их землями, захваченные во время войны. Таким образом, западные пределы государства суживались, терялись плоды долговременных усилий: на востоке, за Волгой было беспокойно. Черемиса, с начала покорения Казани, не хотела повиноваться русской власти, беспрестанно восставала, а в последнее время горячо и единодушно поднялась за свою свободу и вела войну с упорством. Воеводы с ратьми посылались одни за другими и долго не могли укротить черемис, которые защищались от их покушений в своих дремучих лесах, не хотели и слышать о платеже наложенного на них ясака, а при случае делали набеги и разорения. Покорить их можно было только построением русских городов: тогда с этой целью был построен Козьмодемьянск. Мало-помалу стал освобождаться Иван от своей тоски по убитому сыну, а с нею вместе начали проходить угрызения совести, и царь начал опять проявлять признаки обычного свирепства.

http://sedmitza.ru/lib/text/435609/

Отпуская меня, Король молвил: Царь сделался миролюбив; но я не хочу с ним мириться и его не боюся». Одним словом, Швеция ободрилась, наняв 3000 Шотландцев и 2000 Англичан; а Царь, имея более ста тысяч воинов в Ливонии и Новегороде, изъявил кротость, не вступился за обиду гонца своего, снес насмешки и сделал угодное Королю: то есть выслал Бояр, Князя Сицкого с товарищами, на реку Сестру (которая служила границею между Финляндиею и Россиею) для переговоров о мире с Адмиралом Класом Флемингом и другими Королевскими чиновниками. Долго спорили о месте свидания: Флеминг требовал, чтобы оно было на мосту, в шатрах; но Князь Сицкий заставил Шведов перейти на Российский берег реки. Далее ни в чем не могли согласиться. Царь хотел взять Эстонию и в таком случае давал Королю право сноситься прямо с ним; а Король хотел последнего без всякой уступки, явив длинную родословную светлейшего дому Ваз, дабы убедить Иоанна в древней знаменитости оного. Заключили только перемирие (от Ильина дня 1575 до 1577 года) между Финляндиею и нашими Северными владениями: Россия обязывалась не воевать первой, а Швеция Новогородской земли, Корелы, Орешка и других мест. Не было слова о Ливонии, которая оставалась феатром войны. Иоанн удовольствовался обещанием, что скоро будут к нему Шведские Послы для нового мирного договора и торжественно обязался принять их с честию, не лишать ни свободы, ни имения, – не оскорблять ни делом, ни словом! С того времени Короли Шведские перестали относиться к Новугороду: что всегда казалось им унизительно, происходило действительно от малого уважения Государей Московских к сим Венценосцам и было дотоле непременным законом нашей гордой Политики. Если снисходительность Царя казалась для него бесполезною, то и Королю не доставило она никакой существенной выгоды: неприятельские действия продолжались в Ливонии. Шведы с своими Шотландскими наемниками, без успеха приступали к Везенбергу: Россияне опустошили все места вокруг Ревеля и взяли город Иернау, который стоил им семи тысяч воинов, убитых в его укреплениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Брюссельская и Бельгийская епархия: включить в состав Брюссельской и Бельгийской епархии новообразованный приход во имя Архистратига Михаила в г. Монсе. Венская и Австрийская епархия: священника Арсения Черникина освободить от пастырского служения в Венско-Австрийской епархии в связи с окончанием срока командировки и направить в распоряжение председателя Отдела внешних церковных связей архиепископа Волоколамского Илариона. Сурожская епархия: протоиерея Геннадия Андреева, клирика Тамбовской епархии, направить на пастырское служение в Сурожскую епархию в распоряжение епископа Сурожского Елисея. Приходы Московского Патриархата в Италии: протоиерея Николая Самборского, клирика Украинской Православной Церкви, по согласованию с Блаженнейшим Митрополитом Киевским Владимиром, направить на пастырское служение в Италию в распоряжение управляющего приходами Московского Патриархата в Италии архиепископа Корсунского Иннокентия. Благочиние Патриарших приходов в Швеции: включить в состав благочиния Патриарших приходов в Швеции новообразованные приходы в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение» в г. Карлстаде, Швеция и в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в г. Лулео, Швеция. Русская духовная миссия в Иерусалиме: иеромонаха Антония (Гутника), насельника Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии, назначить членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Петропавловский ставропигиальный приход в г. Дублине, Ирландия: священника Георгия Завершинского освободить от должности клирика Петропавловского ставропигиального прихода в г. Дублине, Ирландия, в связи с окончанием срока командировки, и направить в распоряжение председателя Отдела внешних церковных связей архиепископа Волоколамского Илариона. Диакона Николая Евсеева, клирика Смоленской епархии, проходящего диаконское служение в Петропавловском храме г. Дублина, по рукоположении в сан священника назначить клириком этого храма. Священническую хиротонию поручить совершить епископу Сурожскому Елисею.

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalos_za...

III. Подвизайтесь же, братия, в подвигах благотворения каждый по изволению сердца своего! Кто подаст прохожему страннику чашу студеной воды, не погубит мзды своей (Мф. 10, 42). Будем помнить апостольское наставление: страннолюбия держитесь (Рим. 12, 13), страннолюбия не забывайте (Евр. 13, 1), будьте страннолюбцы друг к другу (1 Пет. 4, 9). Сам Господь наш Иисус Христос, не имевший на земле пристанища, где бы мог главу подклонити (Мф. 8, 21), некогда на Страшном Суде воспомянет страннолюбцев: странен бех, – речет Он, – и введосте Мене (Мф. 25, 35). (Составлено по Четьи Минеям «Московских Епархиальных Ведомостей» за 1879 г.). Поучение 2-е. Празднование Полтавской победы (Поучительность события) I. Цepkobь празднует победу, одержанную Петром Великим над шведами под Полтавой. Швеция давно уже бросала завистливые взгляды на Россию, под различными предлогами вступала в области наши и старалась, пользуясь благоприятными для себя обстоятельствами, оторвать какую-либо часть от тела России. С армией сильной, хорошо обученной и выправленной, с оружием новейшего и потому лучше устройства, заручившись притом предательством на его сторону гетмана Мазепы с малороссийским казацким войском, шведский король Карл врывается, совершенно неожиданно, во внутренние области России и, не встречая почти сопротивления, достигает Малороссии. Как громом поразило Петра это нашествие сильного и хитрого врага, грозившего надолго остановить начатое им благотворное дело для России. С верою в Промысл Божий и правоту своего дела, с войском однако же далеко не так обученным, с орудиями еще несовершенными, выступает он в поход против Карла. Вести об измене Мазепы и соединении с Карлом весьма не радостны для Петра. Но битва под Полтавой, несчастная для шведов, окончилась, при помощи Божией, полным торжеством русских войск. Карл раненый бежал в Турцию, войско его все разбито, Швеция на много десятилетий сделалась не опасной для России соперницей. Понятно, какой радостью билось сердце государя, с каким торжеством встречаем был повсюду победитель, какое доверие в умах самых неподвижных, в сердцах самых холодных должно было являться к Петру и его начинаниям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Сурожская епархия: Включить в состав Сурожской епархии новообразованные приходы: Благочиние Патриарших приходов в Швеции: 1. Протоиерея Владимира Александрова освободить от должности настоятеля Сергиевского храма в г. Стокгольме, Швеция в связи с окончанием срока командировки и направить в распоряжение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. 2. Настоятелем Сергиевского храма в г. Стокгольме, Швеция назначить священника Виталия Бабушина, клирика Московской епархии.   ЖУРНАЛ 58 СЛУШАЛИ: 1. Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о придании подворью женской Свято-Елизаветинской обители в п. Приозерье Калининградской области статуса монастыря во имя святой преподобномученицы Елисаветы и о преобразовании расположенного в г. Калининграде Свято-Елисаветинского монастыря в подворье. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преобразовать подворье женской Свято-Елизаветинской обители в п. Приозерье Калининградской области в епархиальный женский монастырь во имя святой преподобномученицы Елисаветы. 2. Преобразовать Свято-Елисаветинский монастырь в г. Калининграде в подворье епархиального женского монастыря во имя святой преподобномученицы Елисаветы. 3. Назначить на должность настоятельницы епархиального женского монастыря во имя святой преподобномученицы Елисаветы игумению Елисавету (Кольцову). СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного архиепископа Тверского и Кашинского Виктора об освобождении архимандрита Даниила (Могутнова) от должности наместника Борисо-Глебского монастыря г. Торжок и о назначении на эту должность иеромонаха Арсения (Леонова). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить архимандрита Даниила (Могутнова) от должности наместника Борисо-Глебского монастыря г. Торжок. 2. Назначить наместником Борисо-Глебского монастыря г. Торжок иеромонаха Арсения (Леонова). СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного архиепископа Тверского и Кашинского Виктора о назначении на должность наместника Нило-Столобенской пустыни архимандрита Аркадия (Губанова). ПОСТАНОВИЛИ: Назначить наместником Нило-Столобенской пустыни архимандрита Аркадия (Губанова).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211070...

Официально разрешили богослужение, открылись оставшиеся храмы, и народ, вернувшись к молитве, вновь связал наше Отечество с Богом. Кинохроника военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года показывает, как воинов, уходящих прямо с парада на фронт, возле собора Василия Блаженного священники осеняют крестом и окропляют святой водой. И отсюда начались наши победы над врагом. А в 1943 году Русская Православная Церковь получила Патриарха. Побеждать Гитлера стало уже другое государство, прежнее по социальному строю, но теперь не воюющее против Бога. Наоборот, молящиеся Богу о даровании победы. Этому государству Бог победу даровал. Таковы объективные исторические факты, и наши граждане, начиная со школьной скамьи, должны их знать, чтобы понимать, в какой стране мы живём, в чем смысл существования РРРоссии и как Бог управляет судьбой нашего народа. России Бог дал особую задачу – противостоять мировому злу. Такая задача только у России, больше ни у кого, такова роль России в мировом историческом процессе. Россия заслонила Европу от батыевой Орды и, страдая под игом Орды, обеспечила спокойное развитие Европы. Через столетие после Крещения Руси русские князья стали отступать в языческий эгоизм и враждовать друг с другом. Когда Батый подошел к Рязани, рязанский князь послал к владимирскому князю письмо о подмоге. Тот даже не ответил. В результате монголы разбили и сожгли Рязань, а затем и Владимир. Именно отказ князей от православного единства позволил разгромить русских по частям, и Орда победила. Но где эта Орда, которой боялся весь мир? Сгинула. А Русь под игом Орды, вернувшись к православному единству, то есть к прочной связи с Богом, восстала из-под ига как Великая держава, непобедимая уже пять столетий никакими нашествиями. В XVII веке Польша была самой мощной державой в Европе. Поляки вторглись в Россию, вошли в Кремль. Потом бежали, а через полтора столетия Польша была разделена на три части. Швеция при Карле XII была самым сильным государством в Европе, а Карл – великим полководцем. Он пришел в Россию, отсюда бежал разбитый, а Швеция потеряла своё европейское значение. Наполеон захватил почти всю Европу и полез в Россию, имея 600 тысяч войска против наших двухсот тысяч. Побывал в Кремле. И бежал из России с остатком войска в 20 тысяч. И Франция потеряла свое мировое значение навсегда. Гитлер объявил, что создал тысячелетний рейх, поставил на колени всю Европу, полез в Россию и дошел до Москвы. Что осталось от Гитлера и от тысячелетнего рейха?

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/19/na...

Православие в стране викингов Беседа с протоиереем Владимиром Александровым, настоятелем Сергиевского прихода Московского Патриархата в Стокгольме – Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, об истории Православия в Швеции и об истории Сергиевского прихода в Стокгольме. Насколько мне известно, православная традиция в Швеции насчитывает не одно столетие. – Исторически Православие в Швеции появилось давно, наверное, уже более тысячи лет тому назад, когда начались первые контакты между новгородскими купцами и шведскими торговыми людьми через «Средиземное море Европы» – Балтику. До сих пор в маленьком городке неподалеку от Стокгольма, в Сигтуне, можно увидеть развалины церкви святителя Николая, основанной русскими купцами. С течением времени Швеция попала в орбиту Римского престола, и здесь воцарилось Католичество. В 1523 году на трон шведского государства взошел Густав Васа. Страна находилась в руинах после длительной войны с датчанами, естественно, что нужно было пополнять государственную казну, и очень «удачно» пришла Реформация. Густав Васа реквизировал имения католической Церкви и, подобно нашему царю Иоанну IV Грозному, железной рукой выжег Католичество так, что первый католический епископ появился в Швеции лишь после Второй мировой войны. Швеция сделалась лютеранской страной, но контакты с Россией продолжались. И в 1617 году, согласно Столбовскому мирному договору, в Стокгольме было дозволено русским людям «по своей вере молитвенный амбар иметь». Таким образом, официальная дата основания русской церкви в Стокгольме – 1617 год. Думаю, трагическую русскую историю XX века, когда после известных событий 1917 года многие русские люди оказалась в эмиграции, прекрасно знают все. В 1929 году уже стало ясно, что большевики пришли основательно и надолго, и часть русской эмигрантской Церкви получила автокефалию, а большинство западноевропейских приходов (в том числе и приход в Стокгольме) перешли под юрисдикцию Константинопольского патриарха. В те годы приход возглавлял отец Петр Румянцев, его преемником стал священник, впоследствии епископ Стефан (Тимченко). В 1979 году епископ Стефан скончался, и часть прихода, пожелав русского священника (назначен был другой, швед), организовала общество преподобного Сергия. Именно оно со временем и стало Сергиевским приходом Московского Патриархата. Наш приход принят в юрисдикцию Москвы в 1996 году, так что нам, с одной стороны, 13 лет, а с другой – почти 400, и мы имеем преемственность от той самой церкви XVII века.

http://pravoslavie.ru/32015.html

122-134 134-138 138-139 КНУД IV (II) (ок. 1040 - 10.07.1086, Оденсе, Дания), св. католич. Церкви (пам. 10 июля), кор. Дании (1080-1086) 142-143 КНУД I ВЕЛИКИЙ († между 11 и 13 нояб. 1035, Шафтсбери, Англия), кор. Англии (1016-1035), Дании (1018-1035) и Норвегии (1028-1035) 139-142 КНЯЖЕВО жен. мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы неканонической Болгарской Православной Старостильной Церкви 143-144 144-152 КОАДЪЮТОР епископ в Римско-католической Церкви, епископ в Римско-католической Церкви, к-рый помогает правящему епископу (ординарию) в управлении диоцезом (архиеп-ством или еп-ством) и имеет право занять данную кафедру после того, как она станет вакантной КОАН собого рода текст в кит. буддизме в школах традиции Чань и в буддийских школах тех стран, где она получила распространение (Сон в Корее, Тхиен во Вьетнаме, Дзэн в Японии и др.) 152-153 КОАТЛИКУЭ у ацтеков богиня земли и плодородия, землетрясений и смерти, мать бога солнца Уицилопочтли 153-154 КОБЕН (1173, п-ов Кии, совр. префектура Вакаяма - 1232, Тоганоо близ совр. Киото), япон. мыслитель, сторонник возрождения буддийской общины и обновления учений «старых» буддийских школ, один из знаменитых монахов-проповедников в Японии в XIII в. 154-156 156-160 161-163 163-164 164-166 165-166 КОВЕНАНТЕРЫ участники религ. движения в Шотландии, выступившие против введения в стране епископальной системы управления Церковью 166-175 175-176 КОВИЛЕ жен. мон-рь во имя святых архангелов Михаила и Гавриила Жичской епархии Сербской Православной Церкви КОВИЛЬ муж. монастырь во имя св. архангелов Михаила и Гавриила Бачской епархии Сербской Православной Церкви КОВИН Николай Михайлович (11.11.1877-май 1936), регент, педагог, автор работ по церковному пению 177-179 КОВНИР Степан (Стефан) Демьянович (1709 или 1695 - 1786), каменных дел мастер Киево-Печерского мон-ря 179-181 181-182 182-184 КОВЧЕГ ЗАВЕТА согласно ВЗ, важнейший священный объект, символизирующий присутствие Бога и располагавшийся во внутренней части скинии собрания и Иерусалимского храма

http://pravenc.ru/vol/xxxvi.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010