е. пройдут те времена, когда в стране грозил опустошением «царь» (Ассирийский, ср. 30:33) и «князья» его (ср. 31:9), и настанут времена, в которые будет царствовать правда, именно времена Мессии, противоположные настоящему времени, когда сам царь Езекия находился под влиянием нечестивых князей и советников, надеявшихся на «обман и неправду» (28:14–17), т. е. на коней в колесницы Египта (31:1). «И каждый из них – князей – будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы ( – в противоположность – «скале Ассура» 31:9) в земле жаждущей (ср. 4:5–6; 25:4–5). И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать (ср. 29:18; 6:9–10; 42:18–19; 43:8 и мног. др., особенно 35:5–6). И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно» (2–4 ст.). Тогда «не будут называть почтенным невежду», который «помышляет о беззаконном», «душу голодного лишает хлеба» (ср. 14:30; особ. 58:10, 11), «губит бедного словами лжи»; тогда как «честный и мыслить о честном и твердо стоит во всем, что честно» (5–8) 171 . Но славное будущее, о котором пророк начал говорить, не может наступить вскоре, так как народ не заботится об обращении к правде. Поэтому пророк постоянно переходит к обличению нечестивых современников. Он обращается с речью к женщинам, которые особенно способствовали развитию в народе легкомысленного нечестия (ср. 3 гл., 12:16 и дал.), и которых м. б. видел в поле в это время. «Женщины беспечные! встаньте беззаботные! содрогнитесь, сбросьте одежды и препояшьте чресла» 172 . «Дни к году»,... «и не будет обирания винограда и время жатвы (ср. 17 гл., 5–6 и др. параллельн.) не настанет» (9–12); «на земле народа моего будут рости терны и волчцы (ср. 7:21–25 и др. параллельн.), равно и на всех домах веселия в ликующем () городе (13 ст.); ..ибо чертоги будут оставлены (ср. 6:11; 24:10; 25:2 и др.); шумный город будет покинут; Офел и башня навсегда будут служить вместо пещер убежищем диких ослов и пасущихся стад (14 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Матфей ( Мф.12:22 и дал.), и повествует подробнее, чем св. Лука. Еванг. Лука нечто опускает и изречения Христовы несколько переставляет. Лк.11:14 . И бе изгоня беса, и тóй бе нем: бысть же бесу изшéдшу, проглагóла немый: и дивишася нарóди. (Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.) О бесноватых чит. в объясн. 33 ст. 4 гл. Немота в этом бесноватом была не естественная, а произведенная находящимся в нем бесом. По сказанию еванг. Матфея, бесноватый был не только немым, но и слепым ( Мф.12:22 ). Дивишася народи. По сказанию еванг. Матфея, народ так был поражен чудом исцеления бесноватого глухонемого Иисусом Христом, что восклицал о Целителе: «Не это ли Христос, Сын Давидов?» (ст. 22). Народ мог знать слова прор. Исаии о чудесах во времена явления Мессии: тогда отверзутся очи слепых и уши глухих откроются и будет славословить язык немого ( Ис.35:5, 6 ). Поэтому так и восклицал народ об Иисусе Христе. Лк.11:15 . Нецыи же от них реша: о веельзевýле князи бесóвстем изгóнит бесы. (Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.) Нецыи (некоторые). По Матфею, это были фарисеи, враги Христовы (о фарисеях чит. в объясн. 7 ст. 3 гл.). Фарисеи ненавидели Иисуса Христа за то, что Он обличал их пороки, и завидовали Его славе, так как народ уважал Его более, чем их. Они сами не хотели веровать в Иисуса Христа, старались и о том, чтобы и другие не веровали в Него. Но если не верить, то как же объяснить те чудеса, которые творил Иисус Христос? И вот они придумывают объяснение, – что будто бы Господь творит чудеса силою злого духа, а чрез это, конечно, возбуждали в народе, вместо зарождавшейся веры в Него, страх и ненависть к Нему. Веельзевул собственно значит хозяин дома, господин нечистот. Веельзевулом называется сатана или князь бесовский, как князь царства злых духов, царства зла, греха, как здесь прямо и говорится. Так народ говорил об Иисусе Христе: Не Мессия ли Он? а фарисеи и книжники в то же время говорили: Он изгоняет бесов силою злого духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

18. В чем не будем просить у Бога прощения на земли, то не будет отпущено нам на небеси; и в чем раскаиваемся и испросим разрешение на земли, то не поставится нам в грех на небеси. 19–20. Где молятся двое или трое с верою во Христа, там и Сам Христос – ходатай пред Отцем ( 1Ин.2:1 ); а за кого Христос ходатайствует, тому ни в чем не будет отказано от Бога Отца. Много может (сильна) усердная молитва и одного праведника ( Иак.5:17–18 ; Исх.9:27–33–32:11–14 ); но где соберутся на молитву двое или трос во имя Христово, там она имеет более действия в преклонении милосердия Божия (См. Быт.18:26–32 ). 21–22. Если брат твой по вере согрешит против тебя; выговори ему (а не питай в сердце твоем к нему злобы – Еф.4:27 ): и если покается; прости ему. И если семь раз (много) в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится к тебе, и скажет: каюся; прости ему ( Лк.17:3–4 ). И таким образом продолжай прощать до седмижды семидесяти раз, то есть, всякий раз, всегда. 23–27. Цари земные суть образ и подобие благостыни и милосердия Царя небесного; все подданные имеют право на их помилование в случае неимения заплатить им должное. 25–27. За великие и многочисленные грехи (ст. 24) мужа страдает с ним и жена его, не участвующая в преступлении, и за грехи отца страдают дети, доколе Господь, усугубляющий скорбь нашу, не умилосердится над согрешившим, видя смирение его и покаяние. 28–34. Бог с тем прощает нам грехи наши, чтобы и мы от сердца прощали согрешения против нас братий наших (ст. 35); иначе безмерное милосердие Божие (ст. 24 и 27) переменится для нас в праведный Его гнев (ст. 34. См. Притч.29:13 ). Гл. 19. Ст. 12. Телесное девство само по себе пред Богом ничего не значит ( Гал. 5:6 ). Блажена есть неплоды (дева) неоскверненая (духом), яже не позна ложа во гресе, имети будет плод в посещении душ: и евнух, иже не содела беззакония, ниже помысли на Господа лукавая: дастся бо ему веры (за веру, благочестие) благодать избранна (лучшая), и жребий в храме Господни угоднейший. Прем.3:13–14 ; См. Откр.14:1–4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

ср. 1Мак. 2:60 ; Евр. 11:33 ). Между тем царь, встав рано утром, поспешно пришел ко рву львиному и громко воззвал: Данииле, рабе Бога живаго, Бог твой, ему-же ты служиши присно, возможе-ли избавити тя из уст львовых (20 ст.). Даниил в ответ на это сказал: царю, во веки живи. Бог мой посла ангела своего, и затвори уста львов, и не вредиша мене, яко обретеся пред ним правда моя, и пред тобою, царю, согрешения не сотворих (21–22 ст.). Царь весьма обрадовался и тотчас же приказал извлечь Даниила из рва, причем не оказалось на нем ни малейшего повреждения: и всякаго тления (ни единого вреда) не обретеся на нем, яко верова в Бога своего (23 ст.). Тогда, по распоряжению царя, брошены были в ров изобличенные самим Богом клеветники вместе с семействами своими и прежде, чем достигли дна рва, были уже растерзаны львами (24 ст.). Такова сила веры и благочестия! Так хранит Господь праведников своих (ср. Пс. 33:20–21; 36:39–40; 90:11–14 ; Дан. 3:49–50 )! Это чудо милости Божией к Даниилу царь указом своим сделал известным для всех своих подданных, внушая им благоговеть пред Богом еврейским: «от меня дается повеление по всему царству, так писал он в указе своем, чтобы все благоговели и трепетали пред лицом Бога Даниилова, ибо Он есть Бог живый, пребывающий во веки, царство Его не разрушится и власть Его вечна. Он возвышает и избавляет, творит знамения и чудеса на небе и на земле, Он избавил Даниила от уст львов» (26–27 ст.). В царствование того же Дария пр. Даниил получил от Бога и другое великое утешение. Размышляя о пророчестве Иеремии касательно 70-летнего пребывания евреев в плену ( Иер. 25:3–12 ), которому скоро имел наступить конец, и видя с другой стороны, что рассеянные в плену соотечественники его, не смотря на бедствия плена, далеко еще не оставили своих беззаконий, которыми навлекли на себя это бедствие, пророк Даниил сильно скорбел о народе своем, опасаясь, чтобы плен ради нечестии не продлился далее указанного Иеремиею срока. Среди таких скорбных размышлений он утешен был великим откровением чрез Архангела Гавриила о семидесяти седминах, из которого он узнал, что народ еврейский получит свободу от плена и что по прошествии некоторого времени потом придет на землю давно обещанный и ожидаемый Мессия (9 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

167 Пророк нарочно употребляет слово, имеющее двоякое значение. Ср. сходное место в 46:1–2, где говорится о «времени – – на усталых животных», – имея в виду последнее место, нельзя думать, что в 30:6 следует перевести только в смысле: «пророчество о животных». 168 Рахав название Египта. Ср. 51:9, а как прилагательное значит: «жестокий», «дерзкий», «отважный». Пророк опять в одном слове соединяет два значения – собственное и нарицательное. В русском синодальном переводе это место передано так: «поэтому Я сказал им: сила их – сидеть спокойно». Но слова едва ли можно перевести: «сказал им»; обыкновенно значит: «взывать», «называть»: а местоимение единственного числа женского рода скорее всего относится к: «Египет» (т е. – «земля Египетская»). 171 С ст. 5–8 большое сходство имеют 59 гл.; 58:2–10; 33:15–16; 1 гл. 15–17, 19, 23; 3:14, 15; 10:1–2; 11:3, 4; 29:19–21 и др. 172 О беспечности к покаянию в дни бедствия говорится и в других местах, ср. особ. 22:12–13; 47:8, 11. 175 Вероятно, здесь пророк имеет в виду Египет с его реками и каналами – 19:6, – на помощь которого надеялись жители Иерусалима. 178 Ср. с 30:33, где образы заимствованы также от судьбы Содома и Гоморры. Ср. еще 1:9, 31; 13:19–22 и друг. (65:5; 66:24…). 179 Вот, это характерное изображение «запустения» страны (ср. 6:11–13); «и завладеет ею великан и еж: и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней ветвь разорения и отвес уничтожения... И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будет встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покои. Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под сень свою; там коршуны будут собираться один к другому» (34:11, 13–16). 180 Слова 1-го стиха этой главы «приложите год к году, праздники пусть совершают свой круг», по-видимому, имеют отношение к той торжественной Пасхе, которую совершил царь Езекия, когда восстановлял истинное религиозное богопочтение в царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет»; тогда подвизавшиеся на земле в борьбе со злом за правду и добро услышат глас Божий: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» ( 2Петр. 3:13 ; От. 20:10–13; 21:1 и 4–7). Вот почему и Церковь Христова, молясь всегда «о мире всего мира», в нужных случаях благословляет оружие и христолюбивое воинство на брань, моля Бога о даровании победы над врагами веры, царя и отечества. 1) Господь научает людей смотреть на войну, как на великое зло: 1Пар. 22:2–9 . 2) Но Он же Сам употребляет это зло, как орудие наказания народов за их неверие и нечестие: Числ. 31:1–18 ; Исх. 33:22–33 ; Числ. 31:1–18 . 3) Св. Иоанн Креститель признавал дозволительной военную службу, следовательно, и войну: Лк. 3:14–15 . 4) Военную службу и войну признавали дозволительными Христос: Мф. 8:5–13. 18:35–36 и св. Апостолы: 1Тим. 1:18 ; 2Тим. 2: 4 ; 1Кор. 9:7 ; Евр. 11:32–33 ; Рим. 13:4 ; 1Петр. 2:13–15 ; Деян. 10:1–2 . 5) Злу противились Христос: Мф. 23 гл. Иоан. 2:13–16; 18:22–23 ; и св. Апостолы: 1Кор. 5:1–5 ; 1Тим. 1:20 ; Деян. 22:24–30; 25:10–12; 5:1–5 . 6) Война началась раньше начала мира между злыми и светлыми духами (Иса. 14 гл. 12–15: по толкованию Иоанна Златоуста ) противодействие злу началось еще в раю: Быт. 3:24 , продолжалась на земле: Иуд. 9 ст. Зах. 3:2 , она продолжается: 1Петр. 5:8–9 ; Иак. 4:7  и будет продолжаться истинными последователями Христа до конца мира, когда закончится великой борьбой добра со злом и победой над ним для торжества добра и правды вечной: От. 20:10–15; 21:1–7 и 2Петр. 3:13 . О душе человеческой, ее духовной природе и сознательном состоянии после смерти человека «И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» ( Быт. 2:7 ). «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который и дал его» ( Екл. 12:7 ). «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк. 20:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Опустошение страны в отделе 40–66 представляется, как (издавна) определенное Господом (ср. 45:11; 42:24; 43:28), города Иуды называются «развалинами» (49:19), «пустынями вековыми» (58:12); об Израиле говорится; «будут называть тебя возобновителем путей для населения». То же мы видим в 33:8 и 37:26, где подобным же образом представляется нашествие Сеннахернма; «опустели дороги,.. он разрушил города,.. земля сетует, сохнет, Сарон похож стал на пустыню»; «разве не слышал ты (обращение к царю ассирийскому), что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь крепкие города, превращая их в груды развалин?» Следует обратить внимание на сходство вопросительной формы речи в 37:26: «разве ты не слышал»?... и 40:21:28... – В начале 41-й главы мы слышим тот же призыв народам стать на суд, как и в 34:1–5; в той же 41-й главе (2 ст. и дал.) Господь представляется обращающим народы в бегство, как в 33:3. Далее, с 12-го стиха 40-й главы начинается как бы внезапно речь пророка о всемогуществе Господа и о совершенном бессилии идолов, богов народов и царств. Подобная внезапность легко объясняется, если видеть в 40-й и следующих главах ответ на настроение жителей Иерусалима при нашествии Сеннахерима (а не пленников, напр. вавилонских). Прямой повод к означенной речи пророка подавали надменные речи царя Ассирийского и военачальника Рабсака: «пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: спасет нас Господь... Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? где боги Сепарваима? спасли ли они Самарию от руки моей?» ( Ис.37:15, 18–20 ). В 40–44 гл. 46, 48 гл. как основание ничтожности идолов представляется то, что они суть изделие рук человеческих так же говорит о ничтожности идолов царь Езекия в своей молитве: «правда, о Господи, цари ассирийские опустошили все страны и земли их и побросали богов их в огонь (ср. 44:15–16; 47:15); но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их» (37:18–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В подтверждение повелений Своих – спасаться во время бедствий при таинственном пришествии Своем для суда над Иерусалимом, Господь и указывает на этот пример из истории, чтобы не случилось и с учениками того же, что с женою Лота, – т. е. чтобы и они не были наказаны Богом, если не послушаются прямых повелений Его на те дни (Мих.). Лк.17:33 . Иже áще взыщет дýшу свою спасти, погубит ю: и иже áще погубит ю, живит ю. (Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.) Это изречение здесь повторено Господом, ранее оно было сказано при другом случае ( Лк.9:24 ). Оно вообще означает, что кто станет сберегать (взыщет) душу свою для сей временной жизни, напр., посредством отречения от Христа ( Мф.10:33 ) или какой измены Ему или, наконец, посредством жизни рассеянной, греховной; тот погубит ее для жизни вечной, т. е. лишится этой вечной жизни и подвергнется вечной смерти – погибели в аду. Напротив, кто погубит душу свою для сей временной жизни, напр., умрет за Христа или будет жить в строгом исполнении заповедей Христовых, тот сбережет, оживит (живит) ее для вечной жизни, т. е. наследует вечное райское блаженство (Чит. в объясн. 24 ст. 9 гл.). Здесь же в связи речи это изречение Христово значит то же, что и предшествующее (31 ст.), т. е. внушение спасаться от бедствий в страшные дни разрушения Иерусалима и заботиться о спасении своей души (Мих.). Лк.17:34 . Глагóлю вáм: в тý нóщь бýдета двá на одре едином: един поéмлется, а другий оставляется. Лк.17:35 . Бýдете две вкýпе мéлюще: едина поéмлется, а другáя оставляется. Лк.17:36 . Двá бýдета на селе: един поéмлется, а другий оставляется. (Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.) Одни берутся (поемлются), другие оставляются. Это, значит, что суд Божий так решителен, что из двоих, часто находящихся в ближайшей и теснейшей связи между собою, один спасается, а другой погибает: из них, по изъяснению св. Ефрема, праведные берутся в царство небесное, а грешные оставляются в огне. «Как берутся праведные, пусть скажет сие ап. Павел, поясняет св. же Ефрем: живущие о Господе восхищены будут на облаках на воздухе и всегда с Господом будут ( 1Фес.4:17 ). Как оставляются праведные? Ангелы соберут избранных от четырех ветров ( Мф.24:31 ), а нечестивых сожгут огнем неугасимым ( Мф.3:13 )». Слово поемлются или берутся толкуют и в том смысле, что изъемлются от опасности бедствия, подобно Лоту во время сожжения Содома и Гоморры (см. 28 и 29 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на этот путь (8–9: ср. 34:13–14: «звери пустыни»... и др.). По нему «возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие; а печаль и воздыхание удалятся» (10 ст. ср. 30:29; особ. 51:11; 65:14, 18–19: ср. также в Откр.5:9 «песнь искупленных»). Главы с 28-й по 35-ю имеют между собою то общее, что все они находятся в непосредственном отношении к нашествию на Иудею царя Ассирийского Сеннахерима и отчасти также к заключенному в Иудее в виду этого нашествия союзу с Египтом. Однако не все они могли быть написаны в одно время, как думает Гитциг, который относит гл. 28–33 ко времени похода Сеннахерима. Так, глава 28 написана, по-видимому, в то время, когда Самария была близка к падению (1–4: «вот крепкий и сильный у Господа... повергает его, т. е. венец царства Ефремова на землю»). Глава 29-я могла быть написана через несколько времени после этого события – еще до нашествия Сеннахерима в 14 г. Езекии (ср. 29:1: «приложите год к году», и «Я стесню Ариил»; в ст. 3–4 тоже нашествие Сеннахерима только еще предсказывается 180 . Затем, из слов 33:7–8: «вот, сильные их кричат на улицах, послы для мира горько плачут, опустели дороги, не стало путешествующих»,... можно заключать, что эта глава написана в то время, когда Сеннахерим уже пришел в Иудею и опустошил ее, т. е. в 14-й год Езекии. Главы 34-я и 35-я также предполагают, что страна уже опустошена, стала «пустынею», и что наступает уже день «мщения за Сион» (34:8). Напротив, в главе 32:9–20 предполагается, что Ассур еще не пришел, так как на полях еще женщины «беспечно» собирают жатву, и пророк еще только предсказывает опустошение страны, ср. ст. 14, 15. Поэтому главы 30–32 могли быть написаны в какой-нибудь из годов Езекии с 6-го до 14-го. 181 Если уже следы времени, отпечатлевшиеся на всех главах с 28-й по 35-ю, свидетельствуют о написании их пророком Исаией; то свидетельство это подтверждается еще более отношением их к основной мысли пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

13–14. Вера и любовь ко Христу Иисусу есть драгоценный залог Духа Святаго, живущего в нас. Гл. 2. Ст. 3–4. Добрый Христов воин переносит все страдания со всяким смиренномудрием и терпением, воздерживаясь от всего для получения венца нетленного ( 1Кор.9:25 ). 5. Кто не принадлежит к воинам Христовым, страдающим по вере в Него, и за веру; тот, как страдающий не по воле Божией, не получит обещанной Богом награды ( 1Пет.2:20 – 4:19 ). 6–7. Если ты учитель, старайся представить себя Богу достойным и неукоризненным ( 2Тим.2:15 ), пребывая в правде, благочестии, вере, любви, терпении и кротости ( 1Тим.6:11 ); вникай в себя и в учение твое, занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя ( 1Тим.4:16 ). 12–13. Обетования Божии непреложны и воля Божия касательно спасения нашего непременна; если Бог отрекается нас, то потому, что мы сами отрекаемся от Него. Кто сам себе верен, тот от слов своих не отрекается. 15. Держись в учении истинного Слова Божия, чтобы здравым учением наставить в вере, и противящихся обличать ( Тит.1:9 ). 16–17. Учение еретиков есть заразительная для членов Церкви болезнь ( Тит.1:14 ; 2Пет.2:2 ). Еретики, как злые люди и обманщики, будут преуспевать более и более во зле, заблуждая и вводя в заблуждение (ниже 2Тим.3:13 ). 18–19. Отступающие от истины испровергают веру многих; но Господь хранит от нечестия преподобных Своих. 19–20. Церковь есть Божий дом ( Евр.3:6 ), но к сему дому принадлежат не только праведники, но и грешники, очищающие себя истинным покаянием. 20–21. Берегитесь псов (еретиков), берегитесь злых делателей (лжеучителей – Флп.3:2 ); они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши; то остались бы с нами: но они вышли, и через то открылось, что не все суть наши ( 1Ин.2:19 ). И так отступи от нечестия (от нечестивых) всякий исповедающий имя Господа ( 2Тим.2:19 ). 23–25. Не состязания о вере и словопрения, но мудрое и кроткое наставление обращает противников к познанию истины. Гл. 3. Ст. 2–5. Не сообщайся с людьми развращенного ума и с невеждами в вере, имеющими один только вид благочестия; худые сообщества развращают добрые нравы ( 1Кор.15:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010