Дионисию приходило множество не только мужчин, но и женщин, желавших послушать его наставление, что было противно монастырскому уставу и опасно для братии. Жаль было преподобному отказать им в праве посещать монастырь, как единственное доступное им место для познания Закона Божия, но не мог он видеть и нарушение своего устава; тяжело было его отеческому сердцу лишить их духовной помощи и назидания, но дорого было спасение и братии, поэтому мудрый старец, удовлетворяя потребностям первых и обезопашивая последних, построил за две версты от Покровского монастыря особую церковь во имя святителя Леонтия Ростовского, чтобы там могли собираться женщины, желавшие слышать и видеть преподобного. Он учредил при ней иноческую обитель, поручив ее благоговейному и учительному старцу, украшенному сединами. Но истинному боголюбцу и народолюбцу, искавшему не своих си, а славы Божией и пользы ближнего, мало показалось устроенных им на одной пустынной Глушице трех иноческих обителей и он построил еще две церкви, одну за 18 верст от своей лавры вниз по Глушице на реке Сухоне во имя Воскресения Христова, чтобы тамошние жители, не имевшие по близости церкви, могли собираться в ней для слушания слова Божия, другую во имя святителя Николая по просьбе бедных жителей селения Двиницы и украсил ее благолепными иконами своего письма. Народ смотрел на него как на пастыря и учителя, посланного Богом для просвещения края, и обращался к нему в телесных и духовных нуждах, как к отцу, в полной уверенности получить просимое. И не один только простой народ имел такое высокое мнение о смиренном Глушицком отшельнике. Святая строго подвижническая жизнь и духовная мудрость его привлекали к нему множество людей всякого звания и возраста, чем более он смирялся и скрывал свои подвиги, тем более и шире распространялась слава о нем, так что даже опытные в духовной жизни приходили к нему и оставались разделять с ним иноческие труды и поучаться его душеполезными беседами. Так блаженный Григорий, впоследствии подвнжник и чудотворец Пельшемский, уже будучи архимандритом в Ростове, пришел к нему в Сосновец и прожил здесь около пяти лет, изучая духовную жизнь под руководством и по жизни аввы сосновецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ГТГ. 72 х 50 см. Инв. 22943. (S m i г п о w a E. Moskauer ikonen des 14 bis 17 Jahrhunderts. Leningrad, 1989. Abb. 57. Kat. 57. S. 269). 15 Икона «Успение Богоматери». 1497 г. ГТГ. 145 х 115 см. Инв. 28626. (S m i r n о w а Е. Moskauer ikonen... Abb. 130. Kat. 130. S. 287). 19 Настоятели Кирилло-Белозерского монастыря: Иннокентий (1427 г.), Христофор (1428–1434 гг.), Трифон (1435–1447 гг.). (См.: Историко-статистическое описание Кирилло-Белозерского (Успенского) монастыря Новгородской епархии. М„ 1897. С. 122). 20 Преп. Дионисий Глушиикий (ум. 1 июня 1437 г.) – постриженник Спасо-Каменного монастыря, основатель нескольких монастырей, в том числе Глушицких – Покровского и Сосновецкого, иконописец. 21 Преп. Павел Обнорский (Комельский) (1317–10 янв. 1429 г.) – иноческий постриг принял в обители Рождества Христова под Угличем, жил в монастыре преп. Сергия Радонежского, позднее стал отшельником, три года прожил в дупле старой липы в Комельском лесу. Основал Троицкий Павло-Обнорский (Комельский) монастырь. 22 Преп. Павел был изгнан игуменом и братией Великой Авраамиевой пустыни, находившейся в Галичской земле (см.: Преподобный Павел Обнорский вологодский чудотворец и основанная им Свято-Троицкая общежительная обитель. 23 В сохранившихся книгах из келейной библиотеки преп. Кирилла имеются подборки выписок по естествознанию, диетические советы наоазные времена года, руководства по практической медицине. (Прохоров Г.М. Книги Кирилла Белозерского//ТОДРЛ. Т. XXXVI. Л., 1981. С. 50). 24 По мнению Г. M. Прохорова и Н. Н. Розова, известны 12 книг из келейной библиотеки преп. Кирилла: два Евангелия, три Канонника, Лествица. Святцы, четыре Сборника и Псалтирь (пять книг хранятся в ГРМ, четыре – в ГПБ, одна – в Историческом музее в Москве, две – в КБИАХМ: Святцы и Сборник канонический начала XV в.). Духовная грамота преп. Кирилла хранится в КБИАХМ, там же – послания преп. Кирилла сыновьям Дмитрия Донского (список XVIII в.). Данные документы опубликованы в книге «Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские».

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Около 1712 года, в царствование императора Петра Великого, вверх по р. Иртышу на нескольких судах отправился из Тобольска полковник Лихарев с значительной воинской командой и множеством разных припасов. Когда путешественники остановились против Абалака, то полковник просил принести упомянутый список с Абалацкого чудотворного образа на свои суда и отслужить здесь молебен. По окончании молебного пения перед чудотворным образом Небесная Владычица явила знамение Своего благоволения к пречистой Своей иконе. Судно, на котором находился святой образ, само собой поплыло вверх по реке до самого города Семипалатинска, где остановилось. Несмотря на все усилия солдат, пытавшихся сдвинуть его с места, судно не двигалось. Тогда все бывшие здесь увидели в этом волю Богоматери, желающей, чтобы образ Ее пребывал в этом городе. Путешественники благоговейно сняли с судна пречистую икону и с великой честью поставили ее в Семипалатинской церкви. Здесь икона «Знамение» находится и доныне, привлекая множество верующих, ищущих небесного покрова Заступницы рода христианского. «Знамение» в Глушицком Сосновецком монастыре В Вологодской епархии есть Дионисиево-Глушицкий монастырь, главную святыню которого составляет находящаяся здесь чудотворная икона «Знамение» Божией Матери, написанная самим основателем Глушицкой обители преподобным Дионисием, жившим в XV столетии. С этого времени и доныне живопись на Глушицкой иконе Богоматери остается без всякого поновления. На иконе Богоматерь изображена в половину Своего роста. Лик Ее здесь продолговатый; очи прямо и умильно обращены на молящихся. Одежда Ее темно-желтая. На персях Богородицы находится изображение Предвечного Младенца Иисуса Христа с распростертыми и именословно сложенными для благословения руками. Одежда Его бело-желтая, клетчатая. По сторонам образа написаны два огненные серафима, которые и дали повод некоторым называть эту икону «Изображением серафима». Серафимы изображены с распростертыми крыльями, которыми они как бы охраняют Матерь Божию с Ее возлюбленным Сыном.

http://sedmitza.ru/lib/text/440311/

В ноябре 1827 года он, вопреки желанию родителей, вышел в отставку по состоянию здоровья, а вскоре поступил в Александро-Свирскую обитель. Здесь он учился духовной премудрости, исполнял различные послушания: трудился в пекарне, на ловле рыбы, работал возницей. Его духовным руководителем в этот период был старец Лев. В 1828 году Димитрий последовал за ним в Площанскую пустынь. Через некоторое время он перешёл в Оптину пустынь. Особенности такой новой жизни, в том числе переезды, сказались в ослаблении здоровья, и в конце 1829 года на какое-то время Димитрий приехал погостить к своим родителям. Те тщетно пытались отговорить его от его выбора. В 1830 году Димитрий, с помощью епископа Вологодского и Устюжского Стефана поступил в Семигородную пустынь. В 1831 году он перешёл в Глушицкий Сосновецкий монастырь. В июне того же года в Вологодском кафедральном соборе Димитрий, в возрасте 24 лет, был пострижен в монашество с наречением имени Игнатий, которое он получил в честь святого Игнатия Богоносца. 5 июля его рукоположили во диакона, а уже 20 июля возвели в иерея и назначили служить при архиерейском доме. Затем он был направлен для благоустройства пребывавшего тогда в запустении Григориева Пельшемского Лопотова монастыря. В январе 1833 года он был возведен в сан игумена. Приблизительно в это время родители, смирившись с волей своего сына, восстановили с ним добрые, доверительные отношения. Ввиду напряженных трудов и неблагоприятного климата здоровье отца Игнатия вновь ухудшилось. При дружеской поддержке удалось выхлопотать для него новое место, и ему была предложена должность настоятеля Угрешского монастыря. Но вмешалась высшая политическая сила: император Николай I порекомендовал ему возглавить Санкт-Петербургскую Троице-Сергиеву пустынь, и в конце 1833 года он был назначен её настоятелем, а в начале 1834 года возведен в сан архимандрита. Здесь он оставался вплоть до 1857 года. За время его руководства пустынь преобразилась, наполнилась насельниками, обрела добрую славу. Сказались и знания, полученные в миру, и питаемое к отцу Игнатию уважение со стороны мирских людей: многие жертвовали ему значительные суммы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Д. благословил Покровскому и Сосновецкому мон-рям иметь одного игумена, настоятелем святой поставил прп. Амфилохия. Перед кончиной Д. причастился Св. Христовых Таин, лицо его просветилось, а вокруг его главы прп. Амфилохий видел сияющий венец, от тела святого изошло благоухание. Преподобный, согласно завещанию, был погребен в Сосновецком мон-ре, в могиле, к-рую сам выкопал за 7 лет до кончины. К кон. XV в. над местом погребения Д. и прп. Амфилохия (похороненного рядом с учителем в 1452) была сооружена рака, в 1640 г. купец Бахтеяр Булгаков с детьми Иваном и Василием устроил новую гробницу. После того как в 1744-1745 гг. в Сосновецком мон-ре был выстроен 2-этажный каменный собор, посвященный Д., прп. Амфилохию и св. Иоанну Предтече, рака над погребением преподобных оказалась в нижней Предтеченской ц. за левым клиросом. В 1924 г. Сосновецкий монастырь был ликвидирован. В наст. время от монастырского храма сохранился фундамент, место погребения преподобных устанавливается приблизительно. Почитание Местное почитание Д. началось в XV в., о чем свидетельствует составление Жития святого в 1495 г. В Житии содержатся сведения о чудотворениях, совершавшихся у гробницы преподобного: «Слепым прозрение дает, от бесов свобождение, раслабленым стягнутиа, скорчющим рукам протяжение, и всем болезнем здравие дает не токмо ракы его приближением, но идеже имя его призовет с верою, здравие приемлют» (Там же. С. 133). Общерус. почитание Д. было установлено Собором 1547 г. В окружной грамоте митр. св. Макария от 26 февр. 1547 г. говорится: «Пети и праздновати повсюду июня в 1 день новому чудотворцу преподобному игумену Дионисию Глушицкому и Вологодскому» (ААЭ. Т. 1. С. 203, 213). В «Похвальном слове русским святым», написанном во 2-й пол. XVI в. иноком Григорием Суздальским, говорится: «Кто не весть блаженаго Дионисия Глушитцкаго, смирение показавшего... Той же и тръпение показа с кротостию... Той же пролитию слезам источник бе... Той же иноком предобрый наставниче и благое украшение, и виде Господь его добродетели, даром чюдес обогати его» ( Макарий (Веретенников), архим.

http://pravenc.ru/text/178323.html

Покровское. Церковь Дионисия и Амфилохия Глушицких. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Дионисия Глушицкого Год постройки:1841. Адрес: Россия, Вологодская область, Сокольский район, Нестеровское с/п, Покровское Координаты: 59.621376, 40.091638 Проезд:От трассы Сокол-Вожега перед Нестерово поворот направо на Морженгу. Далее до Покровского (часовню видно с холма за Великим Двором) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Вологодская обл., Сокольский р-н, д. Покровское (Кокошиловская с/а). Церковь Дионисия и Амфилохия Глушицких в бывшем Покровском Глушицком монастыре (деревня Покровское Сокольского района Вологодской области). Небольшая деревянная церковь в стиле классицизма, построенная в 1841 г. вместо прежнего зимнего монастырского собора и стоявшая к югу от Покровского храма бывшего Покровского Глушицкого монастыря. В XIX в. - Христорождественская. Одноглавый четверик с притвором. В 1990-х гг. отремонтирована, в настоящее время приписана к Спасо-Прилуцкому монастырю. В церкви под спудом покоятся мощи подвизавшихся в существовавшем здесь в XV-XVIII вв. Покровском Глушицком монастыре преподобных Макария Глушицкого (+1462), Тарасия Глушицкого (+1440) и, вероятно, Феодосия Глушицкого. Ок. 1400 г. прп. Дионисием Глушицким здесь был основан Глушицкий Покровский монастырь. В 1681 г. из-за близости к крестьянским домам братия из монастыря выведена в Сосновецкий Глушицкий монастырь. Окончательно упразднен в 1764 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=29954

Пешее паломничество к Сосновецкому монастырю совершил архиепископ Максимилиан г. Сокол, 29 октября 2013 г.      После Литургии в городе Сокол 25 октября архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан вместе с протоиереем Анатолием Балясиным, диаконом Михаилом Болотским, иподиаконами и певчими отправился в паломничество к месту подвигов прп. Дионисия и Амфилохия Глушицких, в ныне упразднённый Сосновецкий монастырь. Придорожные пейзажи      От места остановки машин до обители расстояние примерно 3,5 километра, однако пусть не был лёгким: после нескольких дождливых дней дорога была размыта. Цель пути - упраздненный монастырь на месте подвига преподобных      В Сосновце владыку ждал игумен Амфилохий, настоятель Павло-Обнорского монастыря, с паломницами из обители. После молебна владыка сказал слово о прп. Амфилохиии, отметив его удивительное смирение, которое его очень удивляет до сих пор. Известно, что Амфилохий, уже будучи иеромонахом, пришёл из Великого Устюга к Дионисию Глушицкому в основанный последним монастырь и просил благословения стать послушником. Молебен      После слова архипастырь поздравил отца Амфилохия с днём тезоименитства, пожелав ему такого же смирения, какое явил миру его непбесный покровитель. К всеобщей радости паломницы из Павло-Обнорского монастыря устроили небольшую трапезу с горячим чаем и вкусными пирогами, сообщается на сайте Трапеза архиепископа 29 октября 2013 г. Рейтинг: 10 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/65244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМФИЛОХИЙ ГЛУШИЦКИЙ Глушицкий († 12. 10. 1452), прп. (пам. 12 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), игум. Источниками сведений об А. Г. является гл. обр. житие прп. Дионисия Глушицкого (самый ранний из известных списков - РГБ. Троиц. 603. Л. 16-57 об., XVI в.; список нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107) представляет собой др. редакцию жития), упоминается он также в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Как сообщает житие прп. Дионисия, однажды в Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (совр. дер. Покровское Сокольского р-на Вологодской обл.) пришел из Вел. Устюга иером. Амфилохий, он припал к ногам прп. Дионисия с просьбой взять его в мон-рь. Прп. Амфилохий Глушицкий. Икона. Сер. XVIII в. (ЦМиАР) Прп. Амфилохий Глушицкий. Икона. Сер. XVIII в. (ЦМиАР) Святой сразу увидел в пришедшем буд. верного ученика и сподвижника и потому благословил ему «наипаче жестокое пребывание и всякого плотскаго покоя лишение». Они заключили завет никогда в земной жизни не разлучаться друг с другом и вместе трудились над расширением Покровского и созданием Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи мон-рей. О монастырских послушаниях А. Г. житие рассказывает так: «Труды же его и хождение много бяше с братиями, вне монастыря делаше и паки на пении обреташеся» (Троиц. 603. Л. 46об.). В 1437 г., умирая, прп. Дионисий вручил А. Г., своему ближайшему ученику, «старейшинство» над Предтеченским и Покровским мон-рями. Не желая расставаться со своим духовным отцом, А. Г. просил его помолиться, чтобы им умереть вместе. На это прп. Дионисий ответил, что А. Г. еще недостаточно потрудился, чтобы получить уготованное ему от Бога воздаяние (Увар. 107. Л. 293). А. Г. оставался с преподобным до его последних часов и «виде... на главе его венец, яко солнце, сиающь, а лице его, яко снег, светляся» (Троиц. 603. Л. 56). Был ли А. Г. игуменом Глушицких мон-рей, остается неясным, в житии сказано только, что после прп. Дионисия игуменом «большой лавры», т. е. Покровского мон-ря, стал монах Макарий, к-рый с 12 лет жил во внутренней келье преподобного (Троиц. 603. Л. 30об.). Возможно, что А. Г. осуществлял духовное руководство мон-рями либо был настоятелем малого Предтеченского мон-ря, хотя по завещанию прп. Дионисия у Покровской и Предтеченской обителей должен был быть один настоятель. А. Г. принимал участие в составлении жития прп. Дионисия, неизвестный автор жития сообщает, что он был «научен от отец моих... Анфилохия, и другаго Макария, и Михаила, иже видели святаго известно» (Троиц. 603. Л. 16об.).

http://pravenc.ru/text/114640.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63, Вологда - 1.06.1437, Глушицкий Покровский мон-рь), прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Глушицкий, основатель и 1-й игум. Глушицкого в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-ря и Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря , основатель Глушицкого жен. мон-ря во имя свт. Леонтия Ростовского. Источники Прп. Дионисий Глушицкий. Икона. 2-я пол. XVII в. (КБМЗ) Прп. Дионисий Глушицкий. Икона. 2-я пол. XVII в. (КБМЗ) Основными источниками сведений о Д. являются его Житие и «Сказание о начале Спасо-Каменного монастыря», составленное Паисием (Ярославовым) в посл. четв. XV в., в «Сказании...» Д. посвящены главы «О преподобном Дионисии Глушицком» и «О Дионисии, глушицком игумене». Повествование Жития начинается с поселения Д. на Кубенском оз.; автор Жития не был знаком с произведением Паисия (Ярославова), в к-ром сообщаются сведения о происхождении преподобного и его жизни до основания им покровского мон-ря. Отдельные текстуальные совпадения между Житием и «Сказанием...» В. О. Ключевский объяснял тем, что игум. Паисий располагал источниками, к-рые легли в основу Жития Д. ( Ключевский. С. 194). Кроме того, о Д. говорится в Житиях преподобных Амфилохия Глушицкого (XVI в., извлечение из Жития Д.) и Григория Пельшемского (XVI в.; фрагмент, относящийся к Д., извлечен из Жития Д.). Богатое фактическим материалом Житие Д. было написано в 1495 г. диак. Глушицкого Покровского монастыря Иринархом на основе монастырских записей летописного характера и рассказов учеников святого (преподобных Амфилохия и Макария Глушицких, а также Михаила), автор был свидетелем мн. чудотворений от гробницы преподобного. Житие известно более чем в 80 списках, из них не менее 37 - XVI в. Ни один из списков не передает в точности текст диак. Иринарха. В них читаются 4 полные древнерус. редакции Жития (Основная, представленная наибольшим числом списков, Минейная и Краткая минейная редакции, встречающиеся только в Четьих-Минеях, Сокращенная, известная в 1 списке), 2 редакции нового времени и значительное число проложных редакций и вариантов.

http://pravenc.ru/text/178323.html

Мн. чудотворениями, в особенности во время эпидемий холеры 1830, 1870 гг., был известен образ Успения Божией Матери из Семигородной Успенской пуст., приписываемый кисти прп. Дионисия Глушицкого (в наст. время во ВГИАХМЗ), а также явленная икона Божией Матери «Семистрельная» из ц. св. Иоанна Богослова на р. Тошне близ Вологды (в наст. время в Лазаревской ц. Вологды). Во время эпидемий или при угрозе их появления с иконами совершались крестные ходы, последний состоялся в 1911 г. Явленный образ Божией Матери «Знамение» (1571) был святыней Иоанно-Предтеченского храма в Дюдиковой пуст. В честь явления иконы был возведен теплый храм и совершалось ежегодное празднование 2 сент. Свт. Антоний, еп. Вологодский. Икона. XVIII в. (ВГИАХМЗ) В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды в верхнем храме находится рака с мощами прп. Иоасафа Каменского, в часовне близ кафедрального собора почивают под спудом мощи св. блж. Николая Рынина. В вологодском храме свт. Николая во Владычной слободе почивают мощи свт. Антония (до 1988 находились в вологодском Софийском соборе). В Спасо-Прилуцком Димитриевом мон-ре в нижнем храме во имя прп. Димитрия под спудом находятся мощи прп. Димитрия Прилуцкого и прп. Игнатия, вериги угличских князей преподобных Димитрия и Игнатия. В Череповце в Воскресенском соборе под спудом покоятся мощи преподобных Афанасия Череповецкого и Феодосия Череповецкого , в часовне прп. Филиппа Ирапского - мощи прп. Филиппа Ирапского . В Устюжне в храме в честь Казанской иконы Божией Матери почивают мощи прмч. Евфросина Синоезерского. В храме во имя прп. Кирилла Белозерского в Кирилловом Белозерском мон-ре под спудом покоятся мощи прп. Кирилла, в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре под спудом - мощи прп. Мартиниана Белозерского и Иоасафа (Оболенского), архиеп. Ростовского, в Вел. Устюге в соборе блж. Прокопия под спудом - мощи блж. Прокопия Устюжского , в Тотьме в храме Рождества Христова - мощи прп. Феодосия Тотемского, в Свято-Троицком Павло Обнорском мон-ре под спудом - мощи прп. Павла Обнорского . В храме в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в с. Спас-Нурма Грязовецкого р-на под спудом почивают мощи прп. Сергия Нуромского . В храме в честь Воздвижения Креста Господня на месте Крестовоздвиженской пуст. в Кичменгско-Городецком р-не под спудом - мощи прп. Симона Воломского . Под руинами Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. похоронены мощи блж. Василия Спасо-Кубенского. На месте собора Глушицкого Сосновецкого мон-ря под спудом почивают мощи преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких . В деревянном храме во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких Глушицкого Покровского мон-ря (дер. Покровское Сокольского р-на) под спудом находятся мощи преподобных Макария , Тарасия и Феодосия , чудотворцев Глушицких.

http://pravenc.ru/text/155162.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009