Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Решением ликвидационной комиссии 5 сент. 1924 г. Г. м. был упразднен, постройки переданы детскому дому им. В. И. Ленина, движимое имущество - детскому дому и Глушицкой сельхозартели, часть церковных облачений - в «культурные учреждения» Свердловско-Сухонского р-на. Бархатная малиновая завеса от царских врат использовалась для изготовления флагов комсомольцев и пионеров, красная напрестольная ткань - флагов Морженгской ячейки РКП. В 1920-1921, 1923-1924 гг. из Г. м. в Вологодский музей иконописи и церковной старины вывозились святыни, в т. ч. сохранившиеся иконы Божией Матери «Знамение» (Воплощение) (нач. XVI в.; ВГИАХМЗ), «Покров Пресв. Богородицы» (1-я четв. XVI в.; ВГИАХМЗ), напрестольный кипарисовый крест (XVI в.; ВГИАХМЗ). Часть б-ки Г. м., в т. ч. Печерский патерик (К., 1678), неск. Евангелий XVIII в., также находятся в фондах ВГИАХМЗ. К нач. 2006 г. в дер. Сосновец Сокольского р-на Вологодской обл. сохранился фундамент Предтеченского храма Г. м., где под спудом почивают мощи прп. Дионисия и Амфилохия, 2-этажный келейный корпус с домовой церковью, погреб, часть ограды. Близ предполагаемого места захоронения преподобных братией Димитриева Прилуцкого мон-ря установлен поклонный крест. Арх.: РГАДА. Ф. 281. 2581, 2585, 2594, 2639, 2666, 2677; Ф. 1209. Кн. 62, 14726, 14732, 14733, 14737, 14880, 14881; ГАВО. Ф. 523 [Дионисиево-Глушицкий мон-рь]; Ф. 496 [Вологодская духовная консистория]; ВГИАХМЗ. 433, 1018, 1841, 1989, 2014, 2094, 2095, 2139, 7296, 7297, 10632, 26954/2. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 48; Т. 8. С. 242; Т. 12. С. 255; Т. 20. Ч. 1. С. 373; Т. 26. С. 295; Т. 39. С. 175; Ведомость о Глушицком мон-ре 1763 г.//Вологодские ЕВ. 1876. 18. С. 265-267; Опись Глушицкого мон-ря 1679 г.//Там же. С. 257-262; Пимен (Мясников), архим. Восп. М., 1877. С. 111-112; Ведомость о суммах, ассигнованных к отпуску из казны на штатное содержание по Вологодской епархии на 1888 г.//Вологодские ЕВ. 1888. 4/5. С. 56-57; АСЭИ. Т. 3. 252-262. С. 273-280; Соборное Уложение Алексея Михайловича, 1649 г.//Рос. законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 3: Акты Земских соборов. С. 107; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003; Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 77-216.

http://pravenc.ru/text/165175.html

Почему же Вологодчина стала Русской Фиваидой, почему она так приглянулась последователям «умного делания»? Да прежде всего потому, что в то время здесь было идеальное место, чтобы скрыться от мира в пустыне, уйти в безмолвие, самоуглубление. Более близкие к центру места были уже плотно заселены и «суетны», а заволжские леса представлялись настоящей пустыней. До того как сюда пришли последователи «умного делания», на Вологодской земле было немного монастырей. Правда, Спасо-Каменный монастырь и великоустюжские обители возникли еще в XIIIbeke. С приходом учеников Сергия Радонежского, с конца XIVbeka, монастыри растут один за другим: Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Спасо-Прилуцкий; позднее, уже в XVbeke, – Покровско-Глушицкий, Павло-Обнорский, Дионисиево-Глушицкий (Сосновецкий), Лопотов-Пельшемский, Корнилиево-Комельский, Александрово-Куштский, Нило-Сорская и Семигородняя пустыни. К середине XIXbeka, когда по Вологодчине путешествовал автор «Русской Фиваиды», здесь насчитывалось 37 монастырей. И вот через 130 лет я решил повторить путь автора «Северной Фиваиды», пройдя по тем местам, которые он описал с теплотой и любовью. По мнению К. Случевского, русские монастыри на севере России играли такую же роль твердыни, как рыцарские замки в Западной Европе, «и начинались твердыни эти с землянки, с брусяной церковки, с деревянной кельи, владетелями их, “вечными владетелями” были отшельники в овчинковых тулупах и худых одеждах, а не в стальных рыцарских доспехах с широкими перьями на шлемах и по плечам». Одной из первых таких «твердынь» стал Спасо-Каменный монастырь на маленьком острове Кубенского озера. Добраться туда было нелегко, специальных катеров не было, плывем на перекладных. От старинного рыбацкого села Устья, в котором сохранились, но в неважном состоянии, три церкви, часовня и, главное, старинная планировка центральных улиц, плывем на маленьком катере на Завод, а оттуда – на лодке в монастырь. Места удивительно живописные. То тут, то там открываются маленькие зеленые острова, сходятся и расходятся протоки – идеальные места для отдыха и размышлений.

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/16/...

3563 Преподобный Дионисий, в мире Димитрий, родился в 1362 году в окрестностях города Вологды. О его родителях и жизни его до принятия иночества не сохранилось сведений. Он был пострижен Дионисием, игуменом Спасокаменной обители, находившейся на Кубенском озере, и в этой обители подвизался 9 лет. Кубенское озеро названо «Великим» вероятно потому, что из всех озер Вологодского края оно – самое большое. 3565 Селение Лучица, называемое иначе «Святая Лука», находилось на берегу Кубенского озера у устьев реки Кубени. Здесь до прихода преподобного Дионисия существовал пришедший в запустение монастырь, и Дионисий его возобновил. 3566 Преподобный Дионисий был рукоположен в иерейский сан ростовским архиепископом Григорием и, по мнению преосвященного Филарета («Жития святых», июнь, стр. 11) еще до окончания постройки храма на Лучице. 3569 Преподобный Дионисий сам писал иконы, так как был искусным художником. До сих пор сохранились иконы, писанные его рукою. Так, в Прилуцком монастыре показывается икона преподобного Димитрия, написанная им; в Кирилло-Белозерском монастыре в иконостасе собора есть образ преподобного Кирилла – тоже его работы и др. 3572 Преподобный Дионисий скончался 74 лет от роду в воскресный день 1 июня 1437 года. Московский Собор, бывший в 1547 году при митрополите Макарии, причислил его к лику святых, а в 16 столетии была построена первая церковь во имя его Мощи его почивают под спудом в Сосновецком монастыре в храме во имя святых Дионисия и Амфилохия. В монастыре хранятся две иконы, – одна Покрова, а другая Знамения Божией Матери, – обе по преданию написаны преподобным Дионисием. Наружность преподобного была такая: роста он был низкого и телом весьма худ, голову имел немалую, брови – полукруглые, лицо-продолговатое, щеки – впалые, глаза – кроткие, бороду – до груди, густую, волосы – светлорусые и полуседые. 3573 Весь Христови, т.е. всего себя отдал Христу, все силы свои посвятил исполнению заповедей Христовых. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В ноябре 1827 года он, вопреки желанию родителей, вышел в отставку по состоянию здоровья, а вскоре поступил в Александро-Свирскую обитель. Здесь он учился духовной премудрости, исполнял различные послушания: трудился в пекарне, на ловле рыбы, работал возницей. Его духовным руководителем в этот период был старец Лев. В 1828 году Димитрий последовал за ним в Площанскую пустынь. Через некоторое время он перешёл в Оптину пустынь. Особенности такой новой жизни, в том числе переезды, сказались в ослаблении здоровья, и в конце 1829 года на какое-то время Димитрий приехал погостить к своим родителям. Те тщетно пытались отговорить его от его выбора. В 1830 году Димитрий, с помощью епископа Вологодского и Устюжского Стефана поступил в Семигородную пустынь. В 1831 году он перешёл в Глушицкий Сосновецкий монастырь. В июне того же года в Вологодском кафедральном соборе Димитрий, в возрасте 24 лет, был пострижен в монашество с наречением имени Игнатий, которое он получил в честь святого Игнатия Богоносца. 5 июля его рукоположили во диакона, а уже 20 июля возвели в иерея и назначили служить при архиерейском доме. Затем он был направлен для благоустройства пребывавшего тогда в запустении Григориева Пельшемского Лопотова монастыря. В январе 1833 года он был возведен в сан игумена. Приблизительно в это время родители, смирившись с волей своего сына, восстановили с ним добрые, доверительные отношения. Ввиду напряженных трудов и неблагоприятного климата здоровье отца Игнатия вновь ухудшилось. При дружеской поддержке удалось выхлопотать для него новое место, и ему была предложена должность настоятеля Угрешского монастыря. Но вмешалась высшая политическая сила: император Николай I порекомендовал ему возглавить Санкт-Петербургскую Троице-Сергиеву пустынь, и в конце 1833 года он был назначен её настоятелем, а в начале 1834 года возведен в сан архимандрита. Здесь он оставался вплоть до 1857 года. За время его руководства пустынь преобразилась, наполнилась насельниками, обрела добрую славу. Сказались и знания, полученные в миру, и питаемое к отцу Игнатию уважение со стороны мирских людей: многие жертвовали ему значительные суммы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Дионисия, ибо он был искусный иконописец и все умел делать своими руками — ковать медь и шить одежду. Так было положено начало созданию великой Глушицкой лавры. Было это в 1407 г. Местный князь Георгий Бохтюжский хотел дать на создание ее средства, но преподобный не принял их и лишь, видя теплую веру и усердие князя, согласился, чтобы он присылал братии пропитание. Когда лавра стала многолюдной, то прп. Дионисий нашел на берегу той же Глушицы полюбившееся ему уединенное место, называлось оно Сосновец — от огромной вековой сосны, стоявшей там посреди болота. Прп. Дионисий соорудил там церковь во имя Предтечи Господня Иоанна и несколько келий для единомысленных с ним братьев, ревновавших, как и он, о пустынном жительстве, и поселился с ними. Тогда он усугубил свои подвиги, питаясь лишь хлебом и водою, и все ночи проводил стоя на молитве. Там же он ископал себе собственноручно могилу, над которой часто молился. На молитве он простаивал иногда целыми ночами, невзирая на сильные морозы. Братьям он говорил так «Если не будет положено здесь тело мое, не останется здесь живущих, ибо пустынно и трудно место сие. Если же положено будет, то Бога ради не презрят места сего и меня; и с верою здесь живущие восприимут награду от Бога, а в страшный день Суда обретут себе Помощницею Владычицу, ибо потрудились в сей обители». Так и случилось: со временем лавра была запущена, а Сосновецкий монастырь продолжал существовать до последнего времени. Всего прп. Дионисий создал пять мужских монастырей и один девичий — во имя святителя Леонтия Ростовского — для своих учениц и руководил ими всеми. Сам же он дважды посещал своего авву, архиепископа Ростовского Дионисия, бывшего игумена Спасо-Каменного монастыря, в епархию которого входила и страна Вологодская. Святитель благословил его иконой Божией Матери и снабдил его монастыри церковной утварью. Среди учеников прп. Дионисия прославились святостью жизни своей: прпп. Макарий, Амфилохий и Тарасий (память их 12 окт.), Григорий Пельшемский (память его 30 сент.) и Филипп Рабангский (память его 14 нояб.).

http://sedmitza.ru/lib/text/437276/

История существования монастыря после 1917 года практически неизвестна. Документы из архива И.И. Чуркина позволяют нам воссоздать картину его закрытия в 1924 году. 12 августа 1924 года Свердловско-Сухонский районный исполнительный комитет назначил уполномоченного И.И. Чуркина председателем комиссии по проверке имущества Глушицкого Сосновецкого монастыря. Ему поручалось взять на учет все движимое и недвижимое имущество и выяснить на месте возможность закрытия обители. На момент начала работы комиссии в монастыре проживало 11 монахов во главе с настоятелем отцом Никитой. На территории обители уже располагались сельскохозяйственная артель и детский дом для детей Поволжья, которые вступили во владение частью монастырского имущества. В состав комиссии входили представители окрестных деревень, а также заведующие сельскохозяйственной артелью и детским домом. С первого дня работы ликвидационной комиссии в монастыре был установлен особый режим, запрещавший монахам выходить из обители, все ключи изъяты у ризничего иеромонаха Питирима, к воротам поставлен милиционер. Два дня комиссия проработала в монастырской ризнице, взяв на учет более 1300 предметов, среди которых 116 риз, 186 епитрахилей, 95 поясов, 129 поручей, 14 пелен, 207 литургических покровцов. Далее перешли к проверке имущества в храмах и кельях монахов. 15 августа комиссия составила акт проверки движимого и недвижимого имущества монастыря, в который было включено 452 наименования предметов, общее число которых составило 3446. В акт входила и опись серебряных изделий, подлежавших конфискации. Общий вес серебра составил 38 фунтов 59 золотников (15,6 кг). Внимание лиц, осуществлявших изъятие ценностей, привлекали предметы, отличавшиеся весьма неказистым внешним видом. В опись были включены ковшичек без ручки, семь наперсных крестов, принадлежавших монахам, подставка для вазы, две лампады, несколько окладов икон (без пробы) и даже одна столовая ложка и сетка для чая. В ходе проведенного следствия настоятель и ризничий сознались в сознательном укрытии церковных ценностей, были арестованы и направлены в Вологодский губернский отдел ОПТУ.

http://sobory.ru/article/?object=34983

На первый взгляд такие понятия, как миссионерство и благотворительность, не имеют отношения к особенностям внутренней монастырской жизни. Но именно некоторые качественные составляющие внутренней жизни монастыря отражались на его внешней деятельности: здоровая духовная атмосфера обители, ревность ее насельников, уровень благосостояния занимает здесь не последнее место. Деятельность северных русских монастырей проходила среди населения, которое часто выступало против укрупнения монастырской вотчины и строительства церквей . Имели место противостояния как на почве земельного вопроса, так и на основании конфликта христианства и язычества. Если этого явно не прослеживается в житии преподобных Кирилла Белозерского и Корнилия Комельского, то в житии преподобного Дионисия это противостояние отражено. Преподобный Дионисий являлся постриженником Спасо-Каменного монастыря, в истории которого есть известия о том, что монахи этого монастыря боялись язычников, проживавших на берегах Кубенского озера . Просвещенность этого края, также как и район Глушиц и соседнего Сосновца, к XV столетию не представляла собой лучшей картины, возможно, этим и объясняется посвящение Сосновецкой пустыни святому Иоанну Крестителю . Видимо, притока крещеного населения в этот край не наблюдалось, так как преподобный Дионисий возобновлял запустевший монастырь на Святой Луке . Святой подвижник осознанно вышел навстречу грядущим испытаниям, связанными не столько с дикостью окружающей природы, сколько с язычеством, приведшим монаха-подвижника к миссионерскому служению. Ситуация изменилась, когда жалованной грамотой великого князя Василия II на имя преподобного Дионисия Глушицкого новопоселенцы на монастырских землях были освобождены на десять лет от взимания дани и пошлин . После подобных выгодных льгот окрестные крестьяне начали сами просить преподобного Дионисия о постройке в их селениях приходских церквей . Таким образом, закрепление вотчины за монастырем после официального разрешения властей проходило более мирным путем и на практике. Согласно житию преподобного Дионисия, в окрестных селениях было основано три церкви :

http://bogoslov.ru/article/6174669

Преподобный Дионисий называется Глушицким, потому что основал обитель на реке Глушице. Родился он в 1362 г. в окрестностях города Вологды. Сначала подвизался в Спасокаменском монастыре, на Кубенском озере. Звоном колоколов в Глушицкой пустыне указано было ему место для обители. Много трудился и сам Дионисий, устраивая вначале обитель, и при этом не оставлял иноческих подвигов: поста, молитвы и чтения поучительных книг. Он сам написал иконы для монастырского храма. Кроме Глушицкой обители, преподобный основал еще обитель «Сосновецкую», недалеко от Глушицкой, и еще за 2 версты от нее – женский общежительный монастырь для женщин, которые, приходя к нему за наставлениями, высказывали желание как можно чаще пользоваться его мудрыми советами. Св. Дионисий большую часть ночи и дня проводил в молитве. Иногда налагал на себя тяжелые испытания. Однажды ученик его Макарий увидел у него на теле раны и спросил о причине их. Подвижник отвечал: «Если и это не можем стерпеть, то, как возможем терпеть вечные». Иногда всю ночь оставался на морозе и при этом размышлял, как избежать более страшного холода и тьмы кромешной. Заранее приготовил себе могилу в Сосновецкой пустыни и часто приходил к ней для размышлений. «Братия и чада мои, если я обрету милость у Бога, то не оставлю этого места и буду молить Господа и Его Пречистую Матерь, дабы не было здесь оскудения»; сказав эти слова, св. Дионисий осенил себя крестным знамением, благословил братию и скончался с молитвой на устах, будучи от роду 74 лет. Мощи св. Дионисия почивают под спудом в храме Сосновецком. Преподобный Агапит Печерский подвизался в Киево-Печерской лавре в XI столетии. Если кто из братии заболевал, он приходил к больному, ходил за ним и давал ему пищу, которую готовил из трав для своего пропитания, и травы эти, по молитве святого, становились целебными для больного. Приносили к нему больных и из окрестных мест; он исцелял и их. Подавая помощь больным, св. Агапит не брал с них никакой платы, отчего и получил название безмездного врача. Во время св. Агапита в Киеве славился врачебным искусством некто армянин. При одном взгляде на безнадежного больного, он всегда безошибочно назначал не только день, но даже и час его смерти. Когда жизнь преподобного уже близилась к концу, и он занемог, то этот армянин пришел навестить больного. Взяв руку больного, сказал, что он через два дня непременно умрет. «В том-то только и состоит твое искусство, что ты предсказываешь смерть? А ты сумей продлить мне жизнь, если так искусен. Меня же известил Господь, что я преставлюсь к нему через 3 месяца» – возразил при этом армянину Агапит. Так действительно и случилось: Агапит умер не через 3 дня, а через 3 месяца, и врач-армянин после того принял православную веру и постригся в монахи. 2-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В целях обеспечения сохранности имущества 16 августа комиссия приняла решение опечатать все задания монастыря, за исключением жилых помещений, сургучной печатью районной милиции и сдать ключи в районный исполнительный комитет. Все церкви временно закрывались в связи с отсутствием общины верующих. 21 августа остававшиеся в обители 9 монахов подали заявления о добровольном уходе из монастыря и покинули его, получив по 1 рублю на дорогу и по 1 пуду муки. 5 сентября на заседании президиума Сухонского РИКа было принято решение о ликвидации Глушицкого-Сосновецкого Дионисиева монастыря. Все постройки, включая церкви, передавались детскому дому им. В.И. Ленина для организации при нем культурно-просветительных учреждений для района. Движимое имущество монастыря было поделено между Глушицкой сельскохозяйственной артелью и детским домом. Серебро передавалось в доход республики. Ценные вещи (колокола, ковры, самовары, шелковые платки) рекомендовалось продать и вырученные деньги обратить на покрытие расходов культурно-просветительной деятельности и ликвидации неграмотности. Церковные облачения передавались в культурные учреждения района, в частности, в Сокольский Народный дом (по акту от 20 сентября туда поступило 707 предметов, в их числе 92 парчовых и шелковых ризы, 76 стихарей, 11 парчовых пелен с гробниц, 2 плащаницы, 75 воздухов, 38 покровцов, 111 епитрахилей, 66 набедренников и т.д.). Особо ценные вещи, отобранные заведующим художественным отделом И.В. Федышиным, были сданы в губернский музей по актам от 22.08, 29.08, 19.09, 21.09 1924 года. 22 сентября на основании личного приказа председателя РИКа Егорова бархатный малинового цвета балдахин-завеса от царских врат был использован для флагов комсомольцев и пионеров, а большая красная напрестольная ткань выдана для флага Морженгской ячейке РКП. 23 сентября председатель райисполкома Егоров и уполномоченные Глушицкой сельскохозяйственной артели Кузнецов и Мошин заключили договор о разборке колокольни бывшего монастыря, в соответствии с которым работы должны быть завершены не позднее января 1925 года. Полученный кирпич рекомендовалось раздавать беднейшему населению или продавать экономически сильным хозяйствам, а вырученные деньги употребить для улучшения бытовых условий сельхозартели. 4 октября ликвидационная комиссия постановила уничтожить через сожжение 140 бархатных, парчовых и шелковых сильно загрязненных риз, 60 препоясов, 10 набедренников, 20 орарей, 14 стихарей, 8 платков, а также другие единичные вещи, не имеющие никакой ценности, что и было приведена в исполнение во дворе бывшего монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=34983

Именно в скиту святой Дионисий провел последние годы жизни, продолжая осуществлять духовное руководство в Глушице. Он вырыл себе могилу и ежедневно приходил на нее, чтобы размышлять о смерти. Преподобный почил во Христе 1 июня 1437 года в возрасте 74 лет . Одна из написанных им икон Божией Матери была передана в Семихолмский монастырь, основанный неподалеку его учениками. По прошествии времени обитель опустела из-за эпидемии чумы. Тогда Пресвятая Богородица явилась благочестивой монахине одного из московских монастырей, которая была парализована три года, и пообещала исцеление, если монахиня отправится в монастырь и восстановит местную церковь. Инокиня исцелилась, отправилась в Семихолмский монастырь, поселилась там в маленькой келье и восстановила обитель, даровав ей известность на несколько столетий. 14 июня 2013 г. Его «Житие» было написано Иринархом, автором «Жития св.Григория Пельшемского». Св. Дионисий был по рождению грек. Перед тем как приехать в Россию, он жил на горе Афон. Затем он провел некоторое время в Богоявленском монастыре в Москве и снискал уважение и восхищение великого князя Дмитрия Донского. Святой стал игуменом Спасского монастыря на озере Кубенское, где ввел афонские обычаи. Именно этим примером руководствовался прп. Дионисий Глушицкий в своих начинаниях. В 1418 г. Дионисий Грек был поставлен архиепископом Ростовским и явился вдохновителем монашеских начинаний святых того времени. Он почил в мире 18 октября 1425 г. Этот святой не канонизирован, но его имя фигурирует в разных агиографических сборниках. Он воспоминается 23 мая, в день празднования Собора РостовоЯрославских святых. Несколько из написанных им икон сохранилось до наших дней. Его почитание было признано Московским Собором 1547 г. До революции мощи святого и его преемника св.Амфилохия почитались в Сосновецком монастыре. скрыть способы оплаты Комментарии Надежда 3 февраля 2022, 21:36 Преподобный Дионисий, моли Бога о нас. Монастырь, в который монахи принесли икону, называется не Семихолмский, а Семигородний

http://pravoslavie.ru/62129.html

   001   002     003    004    005    006