Однако эти предостережения не смутили искавшего пустынных подвигов пришельца, который обещал не только со всей точностью соблюдать монастырский устав, но и быть верным пожеланию своего наставника: никогда не разлучаться друг с другом во время земной жизни. Вскоре преподобный Амфилохий стал для игумена верным и надежным помощником как в благоустройстве обители, так и в исполнении монастырского устава. Он отличался удивительной кротостью и смирением, настолько отвергал все земное, что ходил в тех одеждах, которые за негодностью выбрасывали другие. Святой игумен Дионисий поражался его подвигам и терпению и непрестанно возносил о нем благодарственные молитвы. По истечении двадцати лет пребывания в Глушицкой обители, во время которых преподобный Амфилохий сумел, подражая богобоязненной жизни своего наставника, стяжать достойные духовные плоды, на его долю выпало испытание: по завещанию преставившегося игумена продолжить его многотрудное дело. В течение пятнадцати лет преподобный Амфилохий был игуменом монастыря. Он оставался верным заветам своего святого предшественника и учителя и во всем являл братии пример самоотверженного служения Господу. 12 октября 1452 года, уже в преклонном возрасте, преподобный Амфилохий предал Богу свою праведную душу. По его завещанию он был погребен в основанной преподобным Дионисием в 1420 году недалеко от Покровского Глушицкого монастыря Сосновецкой пустыни, или в Сосновце, рядом с могилой своего возлюбленного учителя. Позднее святые мощи почивали под спудом в Глушицком Сосновецком монастыре среди храма во имя святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и преподобных Дионисия и Амфилохия. В 1640 году над мощами обоих преподобных была устроена серебряная гробница. В «Иконописном подлиннике» о преподобном Амфилохий сказано: «подобием надсед, брада аки Василия Великого , покороче гораздо, ризы преподобническия, испод вохряной, в руке свиток». Преподобный Макарий Глушицкий Преподобный Макарий Глушицкий (в миру Матфей) родился в Ростове Великом в благочестивой православной семье. Когда ему исполнилось 12 лет, в доме его родственника Агафоника остановился находившийся проездом в Ростове Великом преподобный Дионисий Глушицкий († 1437; память 1 июня). Отрок Матфей внимал беседе преподобного со старшими членами семьи о спасении души с таким сердечным прилежанием, что невольно обратил на себя внимание. Слова Спасителя, призывающего ради спасения души оставить близких ( Мф. 10:29–30 ), глубоко запечатлелись в сердце отрока. Со слезами на глазах он стал просить преподобного Дионисия взять его с собой в монастырь послушником. Так, оставив дом и родителей, 12-летний отрок Матфей оказался в монастыре. Святой настоятель Глушицкой обители, провидя в мальчике доброго пустынножитэля, постриг его в монашество с именем Макарий. С неизменной благодарностью Богу святой игумен наблюдал за успешным духовным ростом кроткого и смиренного новопостриженного инока.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пытаемся вместе со старожилами найти место, где под спудом хранились мощи святого Дионисия Глушицкого. Одни показывают здесь, другие – там. Самый авторитетный старожил останавливается возле недавно построенного голубого деревянного павильона. Здесь?! Молча останавливаемся и читаем молитву. Рассказывая о Сосновецкой Дионисиево-Глушицкой обители, нельзя не вспомнить еще одного ее монаха, святого Игнатия Брянчанинова – выдающегося русского религиозного мыслителя. Вся жизнь Игнатия Брянчанинова связана с Вологодчиной. Здесь, в селе Покровском Грязовецкого уезда (дом его сохранился, в нем сейчас помещается санаторий), он родился, начал свою духовную жизнь в Новозерской обители. Некоторое время жил в Оптиной пустыни. После пострижения в монахи в Сосновецком монастыре становится строителем Григорьево-Пельшемской обители. Как отмечает И. Концевич: «В жизнеописании Игнатия Брянчанинова сплетаются имена и традиции древнего заволжского старчества его родины, и сам он является одним из видных представителей нового возрожденного старчества». «Умное делание», внутреннее подвижничество Брянчанинова сродни деяниям выдающихся русских исихастов XV века. Закончил свою жизнь Брянчанинов в Николо-Бабайском монастыре на Волге. В 30-е годы мощи его были утеряны, а после канонизации в 1988 году разысканы под полом жилой комнаты детского санатория, в который была превращена бывшая церковь. В 1990-е годы мощи святого Игнатия были перенесены в Тологский монастырь. Следующая наша дорога по Русской Фиваиде – паломничество в Нило-Сорский монастырь, находящийся в 20 км от г. Кириллова. Нил Сорский родился за четыре года до упокоения святого Дионисия Глушицкого в семье московского боярина Майкова и в юности занимался перепиской книг. Он рано поступил в Кирилло-Белозерский монастырь, где духовно сблизился с его настоятелем Паисием Ярославовым, который в свое время отказался от митрополичьего сана. Молодым человеком он совершил паломничество на Афон, где стал ревностным последователем учения исихастов, учеников святых Григория Синаита и Григория Паламы. Целью жизни, говорили его учителя, является достижение «первобытной чистоты». Этому препятствует «чувственность», делающая душу «плотского человека» вожделяющей и «страстной». Возвратить «потерянное» можно лишь посредством «созерцания» божественной энергии. Человек обнаруживает энергию в себе самом при помощи обрядового «самоуглубления», безмолвия. Наряду с безмолвием исихасты практиковали также своебразную йогу: «слезы теплые» и «удержание дыхания». Это, на их взгляд, позволяло собрать ум в «единовидную стяженность», приучить его не отвлекаться на окружающее, сделать способным к «сосредоточению на едином».

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/16/...

Игумен († 1.06.1437), русский живописец, резчик по дереву, книгописец; один из лучших художников Святой Руси. Известными остались лишь сведения о его пустынничестве и трудах по созданию нескольких монашеских обителей. Родившийся в 1362 в вологодских землях, св. Дионисий начал иноческий подвиг в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере, расположенном вблизи Вологды. Пробыв здесь девять лет, прп. Дионисий стал тяготиться многолюдностью обители и вместе со своим учеником удалился на другую сторону Кубенского озера, на место запустевшего древнего монастыря. Вскоре к прп. Дионисию стали стекаться иноки. Ростовским епископом св. Дионисий был рукоположен в священники для воссозданной обители. Но, стремясь к совершенному безмолвию, прп. Дионисий оставил настоятелем монастыря своего ученика Пахомия, а сам в 1412 удалился на р. Глушица. По откровению, бывшему ему во сне, он выбрал место для нового монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Глушицкий Покровский монастырь). Св. Дионисий обладал необычайной кротостью, смирением и любовью к нищим. Спустя восемь лет, в 1420, преподобный основал новую обитель – во имя Иоанна Предтечи, расположенную на той же реке (Сосновецкий Дионисиево-Глушицкий монастырь). Св. Дионисий был искусным иконописцем, некоторые из икон, созданных его рукой, дошли и до нашего времени. Дионисию приписывают иконы «Успение» и «Предтеча в пустыне», а также икону-портрет «Кирилл Белозерский» (1424). В Предтеченском монастыре св. Дионисий сам выкопал себе могилу за семь лет до кончины и завещал ученикам похоронить его в ней. Память прп. Дионисию отмечается 1/14 июня. Дичь Распространенный в России преимущественно среди горожан и социальной верхушки продукт питания. Почти нетронутые русские леса, болота и степи служили неисчерпаемым источником дичи, и охота с ружьем, силками и различного рода ловушками была чрезвычайно распространенным видом крестьянских промыслов в лесных губерниях (см.: Путик). В сколько-нибудь значительных помещичьих имениях кто-либо из дворовых назначался егерем (охотником) с обязанностью поставлять к барскому столу дичь, в крупные города многими миллионами штук свозились скупщиками замороженные глухари, тетерева, рябчики, куропатки, перепелки, утки, дупеля, вальдшнепы и т. д.; рябчик с моченой брусникой был довольно обычным явлением на столе сравнительно обеспеченных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

150 Дионисий Глушицкий основал три монастыря: Покровский Глушицкий и к нему: в 4-х верстах от него Сосновецкий Предтеченский, имевший служить кладбищем для его братии, и в 2-х верстах от него Леонтьевский, назначенный для молитвы женщин, которые не должны были входить в два первые монастыря. Леонтьевский монастырь давно не существует; а что касается до Глушицкого и Сосновецкого, то до 1680-го года последний оставался приписным к первому, а с 1680-го года в до сего времени наоборот. – Мощи преп. Дионисия находятся под спудом в Сосновецком монастыре. 151 Житие князя Андрея, извлеченное из жития преп. Даниила (cfr. Kлючebck. cmp. 282 fin.), которое, к сожалению, имеем мы в рукописи очень безграмотно написанной, – Лаврск. 696, л. 222 sqq., см. также в Степенной книге, II, 230. 153 По местному преданию или по местным позднейшим сказаниям, Иаков был мирянин – крестьянин, ремеслом судовщик или бурлак, принял Христа ради юродства и был убит громом. 154 О мощах Иакова священник и диакон писали в своем обыске: «По благословению преосвященного архиепископа Феодосья Великого Новаграда и Пскова и по его приказу смотрили умершего Иакова, и он лежит в мощех: глава вся дела и плоть его присохла к костем, око левое полно, а правое половина впало, губы обе целы, а ухо левое полно, а правое поизлежало, на обеих странах плоть личная от щек оттянулась и исхла, и на главе и на лице плоть к ко стам присхла; рука левая по локоть с костью по запястье с телом засхла и нохти и персты все цело; а рука благословенная(?), а правая рука по локоть с костью, два перста у ней, а иные поотпали, а на перстех плоть и нохти есть; а по левой стране ребра засохли с плотью; а правые страны ребра распалися, две ребренных кости держатца с теми грудми, а прочие уды все развалилися, лежат кости обнаженни», см. Лаврск. ркп. 654, в которой находятся: грамота архиепископа Феодосия в Боровичи, с прописанным в ней содержанием грамоты митрополита к архиепископу (которой нет), акт свидетельствования мощей и запись об их перенесении; сейчас выписанное о мощах – д. 83 и об.» грамота – л. 79 sqq.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В Житии Дионисия Глушицкого рассказывается о необычной дружбе святого с ослом. Перед смертью преподобный завещал похоронить его за четыре поприща от Глушицкого монастыря в Сосновецкой пустыни. Когда святой умер, его тело положили на другого монастырского осла, но тот заупрямился и не захотел сдвинуться с места. Тогда ученик святого Амфилохий повелел привести любимого осла преподобного Дионисия. И этот осел послушно отвез тело святого в пустынь, ни разу не остановившись по дороге. Частыми гостями лесных отшельников были медведи. Встречи с ними не всегда заканчивались длительной дружбой, как это было, например, у святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского . Однако звери почти всегда оставались послушными слову подвижников. Преподобный Трифон Печенгский (основатель обители на Кольском полуострове), собравшись печь хлеб, поставил квашню и вышел из кельи. Тем временем медведь, почуя съестное, забрался в келью, опрокинул квашню и стал есть тесто. Вернувшись, святой увидел медведя, творившего ему «пакость», и сказал зверю с молитвой: «Иисус Христос, Сын Божий, Бог мой повелевает тебе: выйди из кельи и стань здесь кротко». Медведь вышел из кельи и встал неподвижно около преподобного. Святой Трифон, взяв дубину, стал бить зверя, говоря ему: «Во имя Иисуса Христа наношу тебе раны как грешнику». Наказав зверя, преподобный повелел ему уйти в лес и впредь «не пакостить». После этого звери не причиняли никакого вреда святому Трифону, а монастырский скот без боязни пасли за стенами обители (Житие Трифона Печенгского. С. 108). Надо заметить, что к медведю на Руси относились как к вполне разумному существу, способному грешить и, наоборот, совершать добрые поступки. Он был постоянным персонажем не только сказок, но и житий. В Житии преподобного Саввы Вишерского рассказывается о том, как святой привел медведя на суд новгородского посадника. Он попросил осудить зверя за то, что тот задрал у него две лошади. Суд «приговорил» медведя работать на монастырь вместо лошади. Чудеса и обычные повседневные труды тесно переплетались в жизни подвижников. «Эти люди, – заключает автор Жития преподобного Павла Обнорского, – были такими же людьми, как и мы, но другое имели стремление. Не было у них двух мыслей (о земном и о Небесном. – Ε. Р.), как у нас, несмысленных и слабых, но только одна – как спасти свою душу. И потому вместо телесного покоя предпочли они труды и болезни, вместо сна – всенощное бдение, вместо людских пустых разговоров – молитвенное беседование с Богом, в тишине и в чистоте жили они в стороне безмолвной». Глава 3. Монастырская система выживания

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Погибло двое, а кирпича добыть не сумели. Крепкий известковый раствор так связал кирпичи, что они при попытках извлечения просто ломались. Под руинами остались мощи учеников святого Дионисия – преподобных Тарасия и Макария. Пропали рукописи XV–XVIIIbekob. До Сосновецкого Глушицкого монастыря, где хранились мощи святого Дионисия, по тяжелой проселочной дороге (даже грузовая машина здесь пройти не может) семь километров. Нам повезло. В Сосновец, где находится психоневрологический интернат, едет единственный возможный в этих местах вид транспорта – мощный гусеничный трактор с прицепом. Прицеп болтается с одного бока на другой, попадает в ямы и резко из них выбирается, еле удерживаемся за борта двумя руками. Дорога удивительно живописная: поля, затем молодые сосновые леса с разнотравьем, временами болотные топи. Вот поворот, невольно ожидаю увидеть появление сказочной обители великого святого Древней Руси такой, какой она изображена на фотографиях начала ХХвека (в 1920 году было торжественно отмечено 500-летие монастыря). Но за поворотом, на месте монастыря, в бесформенно разросшейся зелени дикого леса, вновь наступившего на когда-то отвоеванное у него пространство, сохранились только небольшое здание настоятельских покоев и кельи в сильно перестроенном виде. В 1930–1960-х годах монастырь потерял почти все свои постройки – великолепный собор и церковь 1745 года, высокую колокольню, надвратную Входоиерусалимскую церковь, ряд келий, древнее кладбище, высокую каменную ограду с величественными башнями по углам. Часть икон и утвари была увезена из монастыря еще до войны и, как рассказывают, передана за границу, остальное было просто расхищено или погибло. Сейчас всюду какие-то ямы, груды кирпича, бурьян, крапива, деревья, растущие где попало, равнодушные лица психически больных людей. Нельзя сказать, что память о Дионисии Глушицком стерлась из памяти жителей окрестных деревень. Имя его известно всем старожилам. До 70-х годов нашего века в деревнях Рыкуля и Пустыня 14 июня и 15 октября, на День святых Дионисия Глушицкого и его ученика Амфилохия, жители варили пиво и приглашали к себе на праздник всю округу. Сохранились в памяти и отдельные предания. Один из старожилов рассказал трогательное предание о лошади Дионисия, которая не хотела сдвинуться с места с телом покойного хозяина, и пришлось впрягать другую, чтобы отвезти его к месту захоронения.

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/16/...

Сведения, сообщаемые Ананией Федоровым, очевидно, являются домыслом автора XVIII в., переносящего современные ему обычаи на три столетия ранее. Из икон, приписывавшихся кисти прп. Андрея Рублева в XIX в., и перечисленных владыкой Макарием, в настоящее время прп. Андрею атрибутируется только образ Святой Троицы. Фрески Дмитриевского собора во Владимире датируются ныне временем построения храма — кон. XII в. О недошедших до нашего времени иконах прп. Андрея Рублева см.: Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974. С. 9–10. Не сохранившийся Деисус, вложенный кн. Андреем Васильевичем в Спасо-Каменный монастырь (Прохоров. Сказание о Спасо-Каменном монастыре. С. 153), и образ прп. Дмитрия Прилуцкого (Вологда. Краеведческий музей. 1593) принадлежат кисти другого Дионисия — мастера 2-й пол. XV в., расписавшего собор Ферапонтова монастыря. К концу XV в. относится и храмовая икона Кирилло-Белозерского монастыря, созданная в 1497 г. вместе со всем иконостасом Успенского собора и хранящаяся ныне в ГТГ (Лелекова О. В. Иконостас 1497 г. из Кирилло-Белозерского монастыря//Памятники культуры. Новые открытия/Ежегодник 1976. М., 1977. С. 187–191). 2-й пол. XV в. датируется также икона Божией Матери «Знамение» из Сосновецкого Глушицкого монастыря, хранящаяся в Вологодском краеведческом музее. 7893 (Вздорнов Г. И. Вологда. М., 1972. С. 69. Илл. 47; Живопись вологодских земель XIV–XVIII вв. Каталог. М., 1976. С. 20, 21. Илл. 13). Икона Успения Божией Матери из Семигородной пустыни датируется нач. XV в. (Вологодский краеведческий музей. 7816. Лебедев В. Иконописные труды прп. Дионисия, Глушицкого чудотворца. Вологда, 1900. С. 8–11; Вздорнов. Вологда. С. 58. Илл. 31). После работы В. Лебедева кисти прп. Дионисия приписывается также икона нач. XV в. из Семигородной пустыни «Иоанн Предтеча в пустыне» (Вологодский краеведческий музей. 7873. Лебедев. Иконописные труды. С. 11; Вздорнов. Вологда. С. 58–59. Илл. 33. Живопись вологодских земель. С. 14–15. 8). Вероятно, ошибка Пахомия носит сознательный характер — он не хотел упоминать одиозное имя митр. Исидора.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

Калужской Епархии женский, упразднённый. Находился в уездном городе Лихвине. В нём была церковь каменная, во имя св. Афанасия, Патриарха Александрийского. Кельи и ограда деревянные. До Штатов 1764 года было за монастырём сим 256 душ крестьян; по Штатам положен в 3 классе, но после за ветхостью упразднён. Лихвинский Гремячий монастырь Мужской, упразднённый. См. Гремячий Лихвинский. Лихвинский Покровский Добрый монастырь См. Покровский Лихвинский Добрый. Лихвинский Рождественский монастырь Лихвинского Уезда, упразднён. Лихвинский Успенский монастырь Лихвинского Уезда, упразднён. Лищинский монастырь Мужской. Находился в Минской Епархии в Пинском повете и был приписным к Виленскому Святодухову монастырю; потом обращён на Унию. Ломовский или Спасо-Ломовский монастырь Вологодской Епархии мужской, в 1764 году упразднённый. Находился в Пошехонском уезде от Вологды к югу вёрстах в 60 и писался Спасская пустыня на Лому. Крестьян было за ним 37 душ. Ныне в Ярославской Епархии приходской церковью. Прибавление из VI тома Ломовский монастырь Построен Пр. Игнатием Вологодским, пустынником Водожского Богородицкого монастыря, что на Лому, на реке Сарре, учеником Пр. Кирилла Белоезерского, преставившимся в 7100 году, Декабря 28. Монастырь этот в 7181 году именовался: Игнатиева-Спасская пустынь. Лопотов Богородицкий монастырь Мужской 3 класса. Находится в Вологодской Епархии в Кадниковском уезде на реке Пеляшме, по Архангелогородской дороге от Вологды к северо-востоку в 40 и от Кадникова к югу в 7 вёрстах. Монастырь этот основан в XV столетии Преподобным Григорием, по пребыванию его при реке Пелшме, прозванным Пелшемским; но родом был он из фамилии Галицких Бояр Лопотовых, от чего и монастырь его получил название Лопотова. Сперва жил он послушником в Богородицком Галицком монастыре при Озере, где и пострижен; потом в Ростовском Богоявленском Авраамиевом монастыре, и оттуда произведён Ростовским Архиепископом Дионисием в Архимандрита в Ростовский Спасов монастырь, что на Песку. Но прожив там два года, пошёл искать себе пустынного жития и пришёл в Глушицкий монастырь к Преподобному Дионисию, который и дал ему келью в своём Сосновецком монастыре. Пожив здесь несколько времени с Дионисием, пошёл, с благословения его, искать уединённой пустыни и, найдя на Пелшме реке удобное место, основал там местопребывание своё. А потом в 1426 году, с благословения Ростовского Архиепископа Ефрема, построил монастырь с церковью во имя Собора Пресвятой Богородицы и сам до кончины своей, случившейся в 1442 году, Сентября 30, был Игуменом 4 своей обители на общежительном правиле. Кроме подвигов общежительных Преподобный Григорий имел ещё всегда упражнение в переписывании книг, и отличился сим искусством. По кончине его Настоятелями в монастыре сем всегда бывали Игумены, а с состояния Штатов 1764 года положено быть Строителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Глушицкий Покровский монастырь в Кадниковском уезде. Глушицкий монастырь расположен в 23 верстах от уездного города Кадникова и недалеко от Дионисиева Сосневецкого монастыря (в 4 верстах от него). Основателем и устроителем обители был великий подвижник Вологодскаго края прп. Дионисий Глушицкий, который подвизался здесь в начале XV века. Монастырь был им основан в 1413 году по благословению Ростовского епископа Григория. По смерти своего основателя, Глушицкая обитель достигла такого духовного процветания, что называлась некоторое время лаврою и поставлена была в ряд «степенных монастырей», т. е. таких, настоятели которых имели определенную степень или старшинство при архиерейских богослужениях, в подписях соборных актов и т. п. С 1680 года, согласно воле прп. Дионисия, Покровский Глушицкий монастырь вместе с Сосновецким, также основанным Дионисием, управляется одним игуменом, который живет в Сосновецком монастыре. Главный храм во имя Покрова Божией Матери с приделами Николая Чудотворца и прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. В этом храме хранится чудотворный образ Покрова Пресвятой Богородицы и икона Николая Чудотворца со многими частицами св. мощей. Кроме того; в обители есть еще церковь деревянная и весьма древняя, во имя Рождества Христова, недавно реставрированная; в ней находится гробница прпп. Макария и Тарасия, учеников прп. Дионисия; на гробнице возложена древняя схима; принадлежавшая, по преданию, преподобным. В ризнице Глушицкого монастыря хранится много рукописных книг, древность которых восходит к XV и даже к XIV веку. Заоникиева Владимирская Богородицкая пустынь в Вологодском уезде. Заоникиева пустынь находится в 14 верстах от губернского города Вологды. Она расположена в низменной лощине между деревнями Обуховым и Лусниковым Фетиньинской волости Вологодского уезда. Время основания обители относится к концу XVI века. В 1588 году, 23 июня на этом месте чудесно явилась икона Казанской Божией Матери и Свв. бессребреников Космы и Дамиана одному крестьянину деревни Обухово, по имени Иллариону. Илларион водрузил здесь крест, устроил часовню, в которую поместил явленную икону, и поселился на жительство возле нее, предаваясь подвигам поста и молитвы. От новоявленной иконы стали совершаться чудеса. Тогда епископ вологодский Антоний благословил воздвигнуть здесь храм, а при нем устроить монастырь. Илларион принял пострижение с именем Иосифа и своими неусыпными трудами, иноческими подвигами и действенными пред Богом молитвами упрочил существование новооснованной обители. Впрочем, в течение XVII и XVIII вв. она не отличалась особенным благосостоянием, а в 1764 г. была оставлена за штатом. В материальном отношении монастырь стал быстро возрастать и развиваться только со второй половины XIX столетия, когда он украсился новыми каменными строениями и окружил себя даже красивой каменной оградой с башнями. Настоятель монастыря – иеромонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

•  Спасо-Каменский монастырь находится на острове Кубенского озера. Это одна из древнейших обителей на Русском Севере — основана в XIII в. при Иоанне Калите, пользовалась покровительством белозерских князей. Во времена св. Димитрия Донского (память его 19 мая) настоятелем был поставлен св. Дионисий Святогорец, введший здесь Афонский устав.  •  Основанный преподобным Покровский монастырь находится в 23 верстах от г. Кадникова (Сокольский р-н Вологодской обл.), в 4 верстах от этой обители — Сосновецкий Дионисиево-Глушицкий монастырь. Управлялись эти монастыри одним игуменом, духовно окормлялисъ Ростовским епископом, ныне эти места — святые памятники в Вологодской епархии.  •  Св. Дионисий был прославлен на Московском церковном соборе в 1547 г. при свт. Макарии. Жизнеописание преподобного составлено иноком Иринархом Преподобный Александр, игумен Куштский (+ 1439) Память его празднуется 9 июня в день преставления Прп. Александр, в миру Алексий, был уроженцем города Вологды и поступил в юности в Спасо-Каменный монастырь, что на Кубенском озере, при игумене Дионисии Святогорце. Избегая похвалы человеческой за свои подвиги, он оставил монастырь и поселился на реке Сянжеме, которая протекала в глухом лесу среди болот. Но и там нашли его миряне, и он ушел еще дальше — на реку Кушту, туда, где она впадает в Кубенское озеро. Там он нашел отшельника-инока Евфимия (память его 20 янв.). Подвижники обрадовались друг другу и ради безмолвия решили обменяться пустынями: прп. Евфимий ушел на Сянжему, а Александр остался на Куште. Рядом со своей кельей прп. Александр воздвиг большой крест.  Вскоре к нему пришли два ученика, Савва и Симеон, которые и были его единственными сподвижниками до самой его кончины. Тогда бывший настоятель прп. Александра, архиепископ Ростовский Дионисий (память его 23 сент.), в епархии которого находилась пустынь, благословил его соорудить церковь во имя Успения Божией Матери и снабдил его иконами, книгами и всей богослужебной утварью. Местный князь Димитрий Васильевич Кубенский и супруга его, княгиня Мария (родители прп. Иоасафа, память которого 10 сент.), благотворили бедной Куштской обители. Но во время набега татар князь Димитрий был убит при защите Ярославля; пятеро татар прискакали к пустыни прп. Александра, но преподобный спокойно вышел к ним навстречу, осенил их крестом, и татары упали мертвыми. Преподобный же воскресил их именем Святой Живоначальной Троицы и отпустил с миром. После этого овдовевшая княгиня Мария посетила Куштскую пустынь. Преподобный не ожидал ее, и, когда она вошла в церковь, он молился, полуобнаженный и терзаемый комарами. Сильно огорчился старец и сказал ей: «Не подобает тебе, княгиня, наблюдать втайне наше странничество!» Она же испросила у него прощения, и старец посоветовал ей не оставлять своего дома и у себя творить милостыню и кормить нищих. За 20 дней до ее кончины прп. Александр послал предупредить ее о ее грядущем исходе. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003   004     005    006