Тумчане отстояли свой храм. Росписи храма действительно поражают. " Посмотрите вверх — это копия триптиха Виктора Васнецова " Радость праведных о Господе. Преддверие рая " . В Покровском приделе — опять же васнецовский " Воплощенный Сын Божий " . Вот его же " Троица " . А этот придел посвящен Михаилу Нестерову, — продолжает экскурсию настоятель. — Здесь мы видим " Бориса и Глеба " , " Благовещение " . Есть картина, которая называется " Христос на Руси " ( " Святая Русь " ). Правда, у нас она несколько обрезана, как сейчас говорят, кадрирована: можно видеть копию только центральной части полотна " . Фреска, на которой изображены равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, полностью повторяет такую же во Владимирском соборе в Киеве, выполненную Виктором Васнецовым. Отец Михаил нашел заключение искусствоведов, написанное в 1976 году, — тогда пытались реставрировать храм, и эксперты просили остановить работы, чтобы не повредить роспись. Специалисты пришли к выводу, что фрески тумского храма — это " классическая академическая стеновая живопись рубежа XIX–XX веков, выполненная мастерами школы Виктора Васнецова " . " Конечно, когда сравниваешь фрески с оригиналами, видно, что это не Васнецов, а работа копиистов " , — говорит отец Михаил. Во время экскурсий он нередко показывает гостям репродукции работ Васнецова и предлагает найти отличия. " К примеру, в росписи " Радость праведных о Господе " я хотел показать как-то персонаж, смотрю, а его на нашей фреске нет, — делится отец Михаил. — Или, например, в нашей версии полотна " Явление Христа народу " Александра Иванова нет группы кающихся " . На стенах храма помимо копий картин Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Александра Иванова можно также увидеть копии работ Вильгельма Котарбинского, Генриха Семирадского и других живописцев того времени. Большинство из тех, кто попадает в храм, восхищаются его красотой. Впрочем, находятся и те, кто не разделяет общих восторгов. " К нам как-то приехал один монах, ходил по храму и твердил: " Какой ужас. Как вы здесь молитесь? Это же не храм, а галерея " , — смеется отец Михаил. Настоятель говорит, что такое живописное оформление церковного интерьера встречается редко. Тумчане любят свой храм и берегут то, что смогли сохранить предки. При этом многие местные жители убеждены, что Виктор Васнецов все-таки приложил руку к его росписи. Это одна из легенд местного храма: якобы писали фрески ученики великого художника, но руководил артелью сам Васнецов.

http://sobory.ru/article/?object=04499

В период оккупации территории германскими войсками (1915-1918) православные храмы не действовали. В прифронтовой полосе только единственный 70-летний старец Василий Котович из Чабасовки (об этом есть информация на сайте http://ikobrin.ru) окормлял паству в 66 приходах от Бреста до Пинска. Похоже, что с 1916 по 1928 г. настоятелем храма с.Орепичи был о.Иаким Пискановский, по неизвестным причинам не поехавший в беженство со своей семьей (об этом есть информация на сайте http://ikobrin.ru). Священник Иаким – родной отец о.Николая Пискановского – первого священномученика земли Кобринской. А с 1928 года орепичскую церковь возглавил иерей Михаил Калинин, скоропостижно скончавшийся 30 мая 1933 года (погребен на погосте за алтарем храма). Вот этот пастырь оставил потомкам документ, приглашающий к раздумию о возрасте Св. Покровской церкви села Орепичи. Дословно: ...«Освящение места под строительство храма совершено 6 августа 1721 года в день празднования памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба. Первым священником храма был назначен иерей Ипполит Кескевич. В 1724 году храм был освящён. Церковь деревянная, построена в виде корабля, однопрестольная. Первый капитальный ремонт храма произведён в 1862 году, а второй – в 1912 году. В 1912 году пристроена к храму колокольня»... Таким образом, опираясь на записки священника Калинина, датой постройки храма следует считать 1721 год. Храм, колокольня и забор – деревянные. Алтарная часть храма входит в основной объём. Роль декора выполняет деревянная обшивка. Второй ярус колокольни обшит в «ёлочку». Иконостас двухъярусный, деревянный, резной. Центром являются Царские Ворота, в центре которых икона «Тайная Вечеря». Полы в храме деревянные. Церковь внутри и снаружи окрашена. Источник: http://ikobrin.ru/kobrin-tvmarchuk45.php Здешнюю Покровскую церковь как униатскую заложили в XVIII веке (в 1761 году освящена), а во второй половине XIX века существенно отремонтировали и пристроили массивную колокольню, которая своим несоразмерным объёмом практически закрыла небольшой храм прямоугольной конструкции с боковой ризницей при алтаре. Основной объём в плане имеет форму вытянутого прямоугольника с пристроенной к нему двухъярусной колокольней. Объёмно-пространственная композиция основана на контрасте низкого продолговатого сруба и высокой колокольни. Гладкая балка карниза, поддерживаемая кронштейнами, соединяет сруб с первым ярусом колокольни. Стены фасадов облицованы деревянными досками и выкрашены в синий цвет. Окна большие, прямоугольной формы. В центре крыши над небольшим шатром возвышается маковка в виде луковичной главки с крестом.

http://sobory.ru/article/?object=27544

Благовещение. Фреска Покровского храма Марфо-Мариинской обители Нестеров не был внутренне свободен в этой работе, в первое время испытывал влияние Васнецова, затем давление организационного комитета, который контролировал все работы в соборе. Его направляли, как он сам считал, «в сторону православно-казенного шаблона и упадочной академической рутины». Из всей работы он остался доволен лишь образами Варвары и князя Глеба, как говорил художник — «там было свое». Вот это «свое» сильно смущало многих церковных людей. Павел Флоренский, священник, богослов, религиозный философ, не без резона задается вопросом: «Соборный разум Церкви не может не спросить Врубеля, Васнецова, Нестерова и других новых иконописцев, сознают ли они, что изображают не что-то вообразившееся и сочиненное ими, а некоторую в самом деле существующую реальность, и что об этой реальности они сказали или правду, и тогда дали ряд первоявленных икон, — или неправду…». То, что делали Васнецов, Нестеров, Врубель в храмах, как считал Флоренский, находилось совсем за гранью церковного искусства. По его мнению, это есть «лжесвидетельство», то есть не несет истинного свидетельства о сакральном. В общей сложности Нестеров отдал храмовым росписям более двадцати двух лет своего труда. Он получал заказы от царской семьи — в 1898 году по инициативе наследника Георгия (младшего брата государя Николая II) расписывает храм в Абастумани на Кавказе; в храме Покрова Марфо-Мариинской обители в Москве работал по заказу княгини Елизаветы Федоровны. Часто, едва кончая роспись одного храма, принимался уже за работу для другого. Марфо-Мариинскую обитель Нестеров расписывал единолично, без стороннего влияния и вмешательства. Нестеровское «Благовещение. Архангел Гавриил». «Благовещение. Дева Мария» в Марфо-Мариинской обители. В целом здесь доминирует эстетское, декоративное начало, роскошно поданные детали, видится перекличка с прерафаэлитами, с их культом рафинированной красоты. Но красота храмового искусства глубоко отлична по самой сущности своей от красоты плотской. Нестерову не удается войти в дух иконы, дух Божественного тайнодействия, Нетварное с тварным не соединилось, эстетическое начало на глубине не переплелось корнями с началом духовным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, председатель Счетной палаты РФ, председатель  Императорского православного палестинского общества   С.В. Степашин , генеральный прокурор РФ  Ю.Я. Чайка , министр культуры Московской области О.А. Рожнов, глава Сергиево-Посадского района Московской области В.Н. Коротков, глава Одинцовского района Московской области А.Г. Гладышев, глава г. Сергиев Посад В.Д. Гончаров, участники VI Международного съезда «Содружества православной молодежи», многочисленные паломники. За богослужением пел хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова). На малом входе в связи с образованием  Владимирской митрополии  Святейший Патриарх Кирилл возвел архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в сан митрополита. В связи с занимаемой должностью секретарь администрации приходов Московского Патриархата в Италии иеромонах Антоний (Севрюк) был возведен в сан архимандрита. Проповедь перед причастием произнес архимандрит Илия (Рейзмир), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл и Святейший Патриарх Ириней совершил молебен на Соборной площади лавры перед чтимой иконой преподобного Сергия Радонежского. Предстоятелям сослужил собор иерархов, совершавших сегодня Литургию в храмах Троице-Сергиевой лавры. В Троицком соборе Божественную литургию возглавил управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , в Сергиевском трапезном храме —  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , в Духовском храме —  митрополит Рязанский и Михайловский Павел , в Покровском академическом храме — председатель  Издательского Совета  Русской Православной Церкви  митрополит Калужский и Боровский Климент , в храме преподобного Иоанна Лествичника — глава  Среднеазиатского митрополичьего округа   митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , в Черниговском скиту —  митрополит Брянский и Севский Александр .

http://patriarchia.ru/db/text/3109264.ht...

Монахиня Фомаида (Стрельникова) Монахиня Фомаида (Стрельникова), настоятельница Покровского женского монастыря г. Орша (Белоруссия):    – В конференции я участвую по благословению архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия. Безусловно, у всех собравшихся здесь общие цели – духовное возрождение, строительство храмов и монастырей, борьба с асоциальными явлениями. Здесь я надеюсь, с Божией помощью, найти единомышленников в нашем служении в Белоруссии. Сейчас наш Покровский монастырь в Орше (это памятник XXVIII века) представляет собой в прямом и переносном смысле развалины. Как-то в подвале при проведении первоначальных реставрационных работ я нашла Георгиевский крест, и мы обязательно в свое время – даст Бог – разместим его в монастырском музее. А еще у нас есть архиерейское подворье в селе Монастырь, где надо построить жилой корпус; там уже есть храм Святой Троицы и источник во имя благоверных князей Бориса и Глеба, вода из которого, по преданию, имеет благодать исцелять глазные болезни. Конечно, у нас немало трудностей и преград. Например, однажды во время молебна в Покровском монастыре кто-то бросил камень в то помещение, где находились сестры. Но мы не унываем. В сентябре у нас пройдет праздник урожая – «дожинки», и к этому моменту нам необходимо провести основные реставрационные работы. Поэтому мы очень надеемся на помощь благотворителей.   Протодиакон Василий Марущак, преподаватель Таврической духовной семинарии, член Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви Московского Патриархата:   – Наша конференция убедительно показывает: идет объединение всех здоровых сил общества. И на этих трудах явно лежит печать благословения Божия. Не может не радовать уже само то, что люди, обладающие определенными ресурсами и возможностями, сплачиваются ради реализации православно ориентированных проектов. Так что есть надежда на возрождение былой славы Святой Руси, когда православное купечество, православные предприниматели не скупились на добрые дела, осознанно помогая развитию отечественной культуры и просвещения.

http://pravoslavie.ru/1363.html

Простые вопросы: Фотофакт: Иринарховский крестный ход . Фото Юрия Курбатова//Фома. - – сентябрь 2011. – С.36. – (раздел « Вера », рубрика « Простые вопросы . Фотофакт»). начале сентября, когда празднуется память благоверного князя Глеба, совершается один из интереснейших многодневных крестных ходов – Иринарховский. Это 70 км пути по Ростовской земле от Борисоглебского монастыря до источника преподобного Иринарха Затворника (14 век), выкопанного им самим. Традиция этого хода существовала более 300 лет, была прервана революцией и возобновилась в 1997 году. Простые вопросы: В Писании есть такие слова Христа: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Означают ли слова «…не простится ни в сем веке, ни в будущем» возможность прощения иных грехов в будущем веке? Отвечает Сергей Худиев //Фома. - – сентябрь 2011. – С.36. – (раздел « Вера », рубрика « Простые вопросы »). Почему Православная Церковь крестит младенцев, которые не могут иметь сознательной веры? Ил.: «Позвольте детям прийти ко Мне». Лукас Кранах Старший. 1540; Действительна ли исповедь у священника, который сам – явный грешник? На вопросы отвечает Сергей Худиев //Фома. - – сентябрь 2011. – С.37. – (раздел « Вера », рубрика « Простые вопросы »). Ответ священника: Икона против ДТП . Мой жених любит рискованную езду. …Хочу подарить ему икону… на панель автомобиля. Посоветуйте, какую лучше выбрать – Спасителя, Богородицы или Николая Угодника?/ Светлана . Отвечает протоиерей Сергий Архипов , священник Покровского храма, г. Жиздра, Калужская область. Фото из архива автора//Фома. - – сентябрь 2011. – С.37. - (раздел « Вера », рубрика « Простые вопросы. Ответ священника »). ЛЮДИ (раздел). – С.38-62. Подальше от общества победителей Фотоочерк о трагической истории Дома инвалидов, который работал на острове Валаам с 1950 по 1984 годы. Сюда насильственно привезли, фактически сослали, искалеченных войной фронтовиков. Фото и подписи к ним Рустема Адагамова . Ил.: портреты обитателей Дома инвалидов на Валааме, сделанные художником Геннадием Добровым в 1974 году//Фома. - – сентябрь 2011. – С.38-43. – (раздел « Люди »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-101-...

В России крестные ходы были приняты от греческой Церкви и существовали на всем пространстве ее истории. Сама церковная история русская начинается крестным ходом на Днепр для крещения киевлян. Летописи сохранили нам многочисленные примеры крестных ходов во все последующее время. Начиная от великих князей русских Ярослава I, Изяслава I и Владимира Мономаха , торжественно переносивших мощи свв. князей Бориса и Глеба, крестные ходы совершались по самым разнообразным поводам, применительно к обычаю Церкви константинопольской. Кроме постоянных и общецерковных, каковы: в Пасху, Богоявление, 1 августа – на Руси много было крестных ходов случайных, вызванных различными обстоятельствами ее исторической жизни. Особенное развитие получили они в московский период русской истории, с особой торжественностью и особым великолепием совершались они в Москве, при патриархах и царях всея России. Со времени Стоглава (1551 года) и до XVIII века крестные ходы были весьма многочисленны в Москве. Старая Москва в каждом событии своей истории видела милующую или карающую волю Провидения и старалась жизнь свою сделать непрерывным служением Богу. Весь год ее полон усиленных общенародных молебствий и крестных ходов. Кроме и доныне совершаемых 43 , в то время были следующие крестные ходы в Москве. 1) Стоглавом московские приходы были разделены на семь, по-нынешнему, благочиний, с соборным храмом в каждом. Начиная от недели Всех Святых и до Воздвижения Честного Креста, каждый воскресный день, по окончании вечерни, московские священники и диаконы с крестами, иконами и свечами, в сопутствии своих прихожан, собирались к своему собору и оттуда следовали торжественным крестным ходом в Большой Успенский собор. Здесь все они служили молебен, после которого московский святитель благословлял и клир, и народ. 2) В первую неделю Петрова поста совершался крестный ход на Москву-реку и, по освящении воды, вокруг Белого города (в соответствие такому же ходу в Преполовение по стенам Кремля и Китая). 3) В семик (четверг на 7-й неделе после Пасхи) и в праздник Покрова Божией Матери крестный ход совершался на убогие дома к церкви св. Иоанна Воина, где прежде находился Крестовоздвиженский монастырь, и к Покровскому монастырю, что на убогих домах. Целью такого хода на убогие дома было совершение общей панихиды над телами постигнутых внезапной смертью: казненных, убитых, самоубийц, утопших и замерзших, которые до того времени держали в сараях без погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Глава Тверской митрополии совершил великое освящение Борисоглебского храма на Покровском Отмицком подворье Николаевского Малицкого монастыря 7 августа 2022 г. 12:19 6 августа 2022 года, в день памяти благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил Покровское подворье Николаевского Малицкого монастыря в деревне Отмичи Калининского района Тверской области. Глава Тверской митрополии совершил великое освящение Борисоглебской церкви в Отмичах. После освящения архипастырь отслужил на освященном престоле Божественную литургию. Архипастырю сослужили настоятель Николо-Малицкого монастыря и секретарь Тверской епархии игумен Борис (Тулупов), протоиерей Григорий Логвиненко, иеромонах Никодим (Соболев), иеромонах Арсений (Смирнов), руководитель административного секретариата Тверской епархии священник Сергий Будков, протодиакон Роман Соколов, диакон Иоанн Зорин, диакон Виталий Новицкий, диакон Даниил Грудинский, диакон Михаил Быков. За богослужением пел византийский хор Малицкого монастыря «Аксион Естин» под управлением протопсалта и регента Всеволода Бабицкого. Разделить праздник и поучаствовать в соборной молитве собрались местные жители и паломники из Твери. Для них был организован бесплатный автобус. Среди гостей, посетивших праздник, — глава Заволжского сельского поселения Калининского района Г.А. Подобуева, генеральный директор ЗАО «Калининское» А.Ф. Оводков. После Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь. После сугубой ектении были прочитаны молитвы о болящих и страждущих, о помощи Божией в воссоздании Спасо-Преображенского кафедрального собора Твери. На заупокойной ектении были помянуты приснопамятные митрополит Борис (Вик), архиепископ Глеб (Смирнов), епископ Глеб (Савин), а также православные воины и мирные жители, в нынешней брани умученные и убиенные. На Херувимской песни архипастырь совершил поминовение о здравии и об упокоении, а также особую покаянную молитву о мире. По заамвонной молитве вокруг новоосвященного храма по случаю престольного праздника был совершен крестный ход. Митрополит Амвросий прочитал молитву святым братьям-страстотерпцам и благословил их иконой молящихся.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

По окончании богослужения под звон колоколов по территории тюрьмы  состоялся крестный ход  вокруг храма , во главе которого шли заключенные с иконами святых новомучеников Российских, чей крестный путь начинался в камерах Бутырского тюремного замка. Участники крестного хода пронесли подаренный Покровскому храму ковчег со святыми мощами и список чтимой иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Покровский храм в Бутырской тюрьме был построен в 1782 году архитектором Михаилом Казаковым. В годы советской власти внутреннее пространство церкви было разделено на три этажа, по периметру были устроены помещения, в которых разместились тюремные камеры. Храмовый купол вместе с крестом были снесены. История возрождения храма в Бутырской тюрьме связана с именем известного церковного писателя, доктора геологических наук, профессора протоиерея Глеба Каледы. 27 апреля 1992 года, в среду Светлой седмицы, он совершил первую Божественную литургию в обустроенном храмовом помещении. Отец Глеб положил начало возрождению храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, труды по его восстановлению заняли 25 лет, в течение которых были сломаны межэтажные перекрытия, восстановлены церковные своды, над крышей был установлен купол, повторяющий форму и размеры первоначального, а также крест. Был восстановлен иконостас, стены храма были украшены росписью с изображениями новомучеников, находившихся в заключении в Бутырском тюремном замке и отправленых на расстрел в подмосковное Бутово (около ста новомучеников), либо в заключение на Соловки, в Казахстан и другие места. Через заключение в Бутырской тюрьме прошли 218 святых, канонизированных Русской Православной Церковью. В честь 70-ти из них написаны иконы их лики украшают стены тюремного Покровского храма. Пресс-служба Синодального отдела по тюремному служению/ Патриархия.ru за темою У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого бути [Стаття] У день пам " святителя Миколая Чудотворця Предстоятель Церкви звершив в Христа Спасителя звернення з нагоди проведення «День милосердя та до хто в ув " : та звернення] Раменського у зв " язку з кончиною голови Синодального з тюремного Раменського : Послання] до Господа голова Синодального з тюремного Раменський Представник Синодального з тюремного взяв участь у VI Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии [Документи] Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь [Ihmepb " ю] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников [Ihmepb " ю] У представник Церкви взяв участь у свята за календарем Кирил: У взяли участь понад 800 тисяч людей Голова Синодального з та чернецтва очолив престольне свято монастиря м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4901781...

Другой, безымянный, писатель XVI в. говорит об них, что они превосходили всех прочих иконописцев и что чудные изображения, какими украсили они Троицкую церковь в Сергиевой лавре, еще в его время удивляли всех. Отцы Стоглавого Собора в половине того же века указывали на произведения Рублева как на образцы для русских иконописцев . И если те немногие иконы и фрески, которые доныне приписываются некоторыми Рублеву, действительно ему принадлежат, то они достаточно оправдывают славу, какою он пользовался . Достойно замечания, что иконописью занимались тогда у нас и лица духовного и монашеского звания. Кроме названных нами иноков, в этом отношении известны: преподобный Пахомий Нерехтский († 1384), основатель Сыпановой обители, и инок Иринарх, много помогавший ему своим искусством иконописания при украшении монастырской церкви; преподобный Феодор, архимандрит Симонова монастыря, впоследствии архиепископ Ростовский, написавший, между прочим, образ своего дяди — преподобного Сергия Радонежского и «Деисусы у Николы на Болвановке»; старец Игнатий, иконник Симонова монастыря, бывший в нем спостником преподобного Кирилла, Белоезерского чудотворца; ученик преподобного Сергия Радонежского Епифаний Премудрый, который сам называет себя изографом, и особенно преподобный Дионисий, основатель Глушицкой обители . Он сам написал иконы для своей монастырской церкви, построенной им в 1412 г., и из числа его икон несколько дошло и до нашего времени: замечательнейшая — это икона преподобного Кирилла Белоезерского, написанная преподобным Дионисием еще при жизни чудотворца в 1424 г. и сохраняющаяся ныне в Кирилло-Белоезерском монастыре . Не забудем и имени святого Петра, митрополита Московского, который еще в юных летах, едва поступив в монастырь, предался этому искусству со всею любовию и сделался, по выражению его древнего жития, иконником чудным. Из Новгородских владык иконописанием занимался архиепископ Василий († 1352), бывший прежде священником новгородской Косьмодамианской церкви, по крайней мере, предание доселе указывает в Новгороде на две храмовые иконы, им написанные, именно: на икону благоверных князей Бориса и Глеба, находящуюся в Покровской кремлевской церкви, и на икону Благовещения — в Благовещенской церкви на Городище .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010