Помимо икон свт. Николая от XIV в. дошли новгородский образ «Чудо вмч. Георгия о змие, с житием вмч. Георгия» (1-я пол. XIV в., ГРМ), иконы «Святые Борис и Глеб, с житием» из ц. Бориса и Глеба в Запрудах в Коломне (2-я пол. XIV в., ГТГ), «Арх. Михаил, в деяниях» из Архангельского собора Московского Кремля (кон. XIV в., ГММК). При тесных связях древнерус. искусства с визант. миром рус. мастера имели собственный опыт и предпочтения в области житийной иконографии, напр. помещали в среднике Ж. и. изображение вмч. Георгия, попирающего змея. Исследователи отмечали, что нек-рые сцены из Жития вмч. Георгия встречаются только в рус. памятниках (см.: Барская Н. А., Сергеев В. Н. Живопись XVI-XVIII вв. из верховьев реки Мсты в собрании ЦМиАР//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 275-292). В XV в. продолжали развиваться житийные циклы свт. Николая, о чем свидетельствуют иконы из Тихвинского мон-ря (нач. XV в., ГРМ), из посада Б. Соли (нач. XV в., ГРМ), из Георгиевской ц. Теребужского погоста близ Ст. Ладоги (1-я пол. XV в., ГРМ), из собрания К. В. Воронина (ок. сер. XV в.), из Андреевской ц. в Вологде (2-я пол. XV в., ВГИАХМЗ), из Введенского собора в Сольвычегодске (2-я пол. XV в., АМИИ), из Покровского мон-ря в Суздале (1-я пол. XV в. и нач. XV в.- обе во ВГИАХМЗ). Каждая из икон имеет свою программу, отличающуюся составом сюжетов. Примеры Ж. и. др. святых в искусстве XV в. единичны: «Святые бессребреники Косма и Дамиан, с житием» из Космодамиановской ц. в Вологде (2-я пол. XV в., ВГИАХМЗ), «Огненное восхождение прор. Илии, с житием» (2-я пол. XV в., Нижегородский гос. художественный музей). Особо следует отметить новгородское произведение «Евангельские сцены» («Земная жизнь Иисуса Христа») из ц. Бориса и Глеба в Плотниках (1-я пол. XV в., НГОМЗ). На иконе нет средника. 25 клейм, начиная с Крещения Господня и заканчивая Вознесением, расположены в 5 регистрах. Это единственный известный сохранившийся пример «ленточного» изложения евангельских сюжетов. Из новгородских памятников XV в. аналогична по композиционному решению икона «Акафист Богоматери», от 3 створок которой сохранилось только 2 (ГММК; частное собрание, Москва).

http://pravenc.ru/text/182315.html

В Покровской кремлёвской церкви икона св. благоверных князей Бориса и Глеба, бывшая, по преданию, храмовой в кремлёвском Борисоглебском храме и писанная новг. архиепископом Василием (1329–1352 г.). На иконе св. Борис изображён на белом коне, а св. Глеб на красном: над ними вверху Спаситель в облаках. Подобная древняя икона в Борисоглебской церкви, на Торговой стороне, с изображением Бориса и Глеба также на конях и благословляющей их с неба руки Спасителя. Б) В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря храмовая икона Преображения Господня. На ней, кроме преобразившегося Господа, в средине с обеих сторон Спаситель благословляет по три ученика. Подобные иконы находятся как в Хутынском монастыре, так и в церквах Спасо-Преображенских, на Ковалёве и в Нередицах. Впрочем, Спасо-Нередицкая икона отличается большей древностью и полнотой. На ней вверху окружают Спасителя Моисей и Илия; потом те же св. лица выводятся – Моисей из гроба, а Илия из облака. В средине иконы с правой стороны Спаситель с тремя учениками поднимается на гору, а с левой с ними же нисходит с горы; внизу изображён Ап. Пётр в изумлении, а Иаков и Иоанн падшие ниц на землю 204 . В Богородице-Рождественском соборе новг. Антониева монастыря храмовая икона в басменном окладе. На ней вверху изображена сидящая прав. Анна и пред нею три девы, пришедшие с дарами; в средине по одну сторону сидящие Иоаким, Анна и Новорождённая, а по другую – бабка с младенцем и при ней служанка, подающая воду над сосудом для омовения. Под всеми этими изображениями представлен фонтан с бьющейся водой. Подобная храмовая икона и в Десятинском женском монастыре, но отличается некоторыми дополнениями. На ней представлен дом в виде храма. Вверху по углам изображены молящиеся Иоаким и Анна. В средине Иоаким даёт Новорождённую бабке; впереди и позади их две девы. Внизу посредине изображена сидящей за столом с яствами прав. Анна, и пред нею предстоят девы, принёсшие дары; по правую сторону целование Иоакима и Анны, а по левую бабка держит на руках новорождённую Богородицу, а служанка льёт из кувшина воду для омовения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Летом 1924 г. у И. возник конфликт с Рязанским архиеп. Борисом (Соколовым), к-рый был выслан из Рязанской губ. и проживал в пос. Перловка под Москвой, управляя епархией через викарного Михайловского еп. Глеба (Покровского) . Архиеп. Борис отправил рапорт Патриарху Тихону, к-рый принял решение о назначении И. епископом Лукояновским, викарием Нижегородской епархии. 27 июля 1924 г. во епископа Раненбургского был хиротонисан Мефодий (Абрамкин) . Однако И. отказался выехать из Раненбурга и 18 окт. обратился к Патриарху с просьбой об увольнении на покой по причине болезненного состояния. 10 нояб. свт. Тихон написал на ходатайстве резолюцию об увольнении И. на покой с проживанием в Раненбурге и с правом служения всякий раз с разрешения местного преосвященного (Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Д. 13979. Л. 241). В нач. 1925 г. И. внезапно заявил о возвращении к управлению епархией. Его признали правящим архиереем 4 из 5 приходов Раненбурга и 3 прихода в Раненбургском у. Члены приходских советов, поддержавшие И., подписали протокол о непризнании еп. Мефодия и архиеп. Бориса. И. стал служить в занятом его сторонниками кафедральном Троицком соборе, еп. Мефодий служил в последнем оставшемся у него в Раненбурге Вознесенском храме. 21 февр. Патриарх Тихон на докладе архиеп. Бориса о ситуации в Раненбурге наложил следующую резолюцию: «Удивляюсь безумию епископа Иоанна. Нормален ли он? Запрещаю ему священнослужение» (Там же. Л. 270). Еп. Глеб (Покровский) обращался к И. с письмами, убеждал его одуматься и предлагал: «Действуйте на законном основании, а не пользуйтесь людьми, совершенно не интересующимися Святой Церковью» (еп. Глеб предполагал, что церковный раскол был инициирован органами гражданской власти). В мае еп. Глеб выехал для уврачевания церковного разделения в Раненбург, однако ему не удалось добиться, чтобы отпавшие приходы подчинились каноническому архиерею. Священники, перешедшие к И., были запрещены в священнослужении. Вторая поездка еп. Глеба в Раненбург в авг. того же года также была безуспешной.

http://pravenc.ru/text/469490.html

Протоиерей Вадим Агутин (р. 1976) – с 2016 года настоятель храма Святителя Луки Крымского (г. Бузулук), с 2013 года – руководитель социального отдела Бузулукской епархии, организатор и руководитель епархиальной добровольческой службы «Милосердие». Подопечными службы являются одинокие старики, дети-инвалиды и их семьи, дети-сироты, дети из неблагополучных семей; малообеспеченные, многодетные, неполные семьи; пациенты городских больниц; бездомные. Рукоположен в диакона в 2000 году, во иерея – в 2007 году, возведен в сан протоиерея в 2017 году. Окончил Ташкентское духовное училище, Самарскую духовную семинарию. Женат, двое детей. Протоиерей Александр Копырин (р. 1979) – с 2004 года настоятель храма в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» (г. Сочи). Закончил Саратовскую духовную семинарию, в 2019 году защитил магистерскую диссертацию в Санкт-Петербургской православной духовной академии. Рукоположен во иерея в 2001 году в Саратове, с 2002 года – настоятель прихода Святителя Тихона в селе Анисовка (Саратовская область), священник в Покровском храме колонии 2 г. Энгельса (Покровска). В 2011 году возведен в сан протоиерея. Исполняет обязанности руководителя отдела по церковной благотворительности Сочинской епархии, благочинный Сочинского церковного округа. Женат, два сына. Протоиерей Виктор Музыкант (р. 1980) – клирик кафедрального собора Святой Живоначальной Троицы и настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери (г. Петропавловск-Камчатский), который активно развивает больничное служение и помощь бездомным. С 2010 года руководит епархиальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Закончил Николо-Перервинскую семинарию, духовное Свято-Сергиевское епархиальное училище (г. Волгоград). Рукоположен в сан диакона в 2005 году, во иерея – в 2007 году, возведен в сан протоиерея в 2017 году. Женат, пятеро детей. Иерей Вадим Воробьев (р. 1984) – с 2013 года настоятель храма Святых Бориса и Глеба (г. Яровое Алтайского края). Руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Славгородской епархии. Руководитель Православного центра комплексной поддержки семьи и детства при храме Святых страстотерпцев Бориса и Глеба г. Яровое, который помогает семьям с детьми-инвалидами, многодетным и малообеспеченным. Рукоположен в сан диакона в 2011 году, во иерея – в 2012 году. Окончил юридический факультет Иркутского государственного технического университета, Барнаульскую духовную семинарию. Женат, трое детей.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Архиепископ Якутский Роман и архиепископ Гродненский Антоний совершили Литургию в Коложской церкви Гродно 5 февраля 2024 г. 11:55 3 февраля 2024 года, в день памяти преподобного Максима Исповедника и преподобного Максима Грека, архиепископ Якутский и Ленский Роман и архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний совершили Божественную литургию в храме в честь мучеников благоверных князей Бориса и Глеба (Коложской церкви) города Гродно. Архипастырям сослужили секретарь Якутской епархии  иеромонах Никандр (Горбатюк), благочинный Гродненского городского церковного округа Гродненской епархии протоиерей Вячеслав Гапличник, благочинный Олекминского церковного округа Якутской епархии иеромонах Гермоген (Рубцов), настоятель Покровского кафедрального собора города Гродно протоиерей Григорий Беляцкий, настоятель прихода храма в честь мучеников благоверных князей Бориса и Глеба протоиерей Александр Болонников и настоятель прихода храма Преображения Господня городского поселка Сопоцкин Гродненского района иеромонах Николай (Есоян). Диаконский чин возглавил протодиакон Димитрий Шепелев.  Литургические песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Юлии Шепелевой. На малом входе архиепископ Антоний по благословению Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина во внимание к усердным трудам во славу Церкви Божией и в связи с 50-летием со дня рождения удостоил протоиерея Александра Болонникова права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш». Во время богослужения были вознесены сугубые молитвенные прошения о мире. По отпусте Божественной литургии архиепископ Антоний обратился к верующим со словом проповеди, сердечно приветствовал архиепископа Романа и преподнес высокому гостю образ праведной Софии, княгини Слуцкой. Архиепископ Роман, в свою очередь, приветствовал прихожан одного из древнейших храмов Беларуси, преподнес архиепископу Антонию панагию и поздравил протоиерея Александра с днем рождения, вручив наперсный крест с украшениями. Протоиерей Александр Болонников тепло поблагодарил архипастырей и вручил Высокопреосвященным владыкам иконы Пресвятой Богородицы «Коложская». Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

На богослужении присутствовали временно исполняющий обязанности начальника УФСИН по г. Москве В. А. Давыдов, заместитель начальника УСИТ-ФСИН В. В. Нефедов, начальник ФГУ ИЗ-77/6 УФСИН России по г. Москве С. И. Умряшкина, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С. А. Попов, президент благотворительного фонда «Благо» Н. Н. Лебедев, представители общества «Вера, Надежда, Любовь – помощь заключенным в тюрьмах», работники и служащие Бутырской тюрьмы. За литургией молилась и Лидия Владимировна Каледа, она впервые в жизни присутствовала на службе в Покровском храме Бутырской тюрьмы, узником которой был ее отец – священномученик Владимир Амбарцумов. Ее порадовало, что перед его иконой, как и перед иконами других новомучеников Российских, сегодня молятся прихожане-заключенные. Она была глубоко взволнована и тем, что здесь служил ее супруг – приснопамятный протоиерей Глеб Каледа († 1994). В 1992 году им было положено начало постсоветской истории Покровского храма. Отсюда в новой России начиналось движение милосердия ко всем, кто находится в местах лишения свободы. По различным обстоятельствам после блаженной кончины отца Глеба богослужения в Покровском храме не были постоянными. Ныне, по милости Божией, здесь вновь возносится молитва, совершается бескровная жертва. Л. В. Каледа продолжает тюремное служение отца Глеба. Она переписывается с заключенными, приговоренными к пожизненному заключению, которых батюшка крестил, когда они находились в Бутырке. Все эти люди называют ее мамой. Матушку Лидию, привыкшую совсем к другому отношению в тюрьмах, удивила и вежливость со стороны нынешних работников СИЗО. Во многом это заслуга нынешнего начальника Бутырской тюрьмы Николая Федоровича Дмитриева. Ранее он был начальником Бутырки, потом его направляли служить в другие СИЗО. С его возвращением в Бутырку в 2005 году многое стало меняться к лучшему. Первым делом Николай Федорович стал регулировать наполнение камер, ибо порой в одних теснилось до 40 человек, а в других было только пять. Проводились им и другие мероприятия, призванные улучшить условия содержания заключенных.

http://pravoslavie.ru/600.html

Судя по местоположению храма, тут не было прихода, а лишь скит. Существует версия, что Шамиль разрешил поселиться здесь нескольким христианам, но, спустя некоторое время, они были убиты фанатиками мюридизма. Теперь обратимся к древнехристианским памятникам западной части Северного Кавказа. Один из наиболее известных – это открытые в 1869 г. Н. Каменевым развалины церкви св. Георгия на р. Белой, вблизи станиц Белореченской и Ханской. При исследовании руин был найден камень с рельефным изображением св. Георгия и с греческой надписью. Очень богат археологическими памятниками Таманский полуостров – один из древнейших очагов христианства на Северном Кавказе. В стенах старинной Покровской церкви в Тамани были вделаны мраморные плиты с надписями на греческом языке и крестом. Здесь же был найден знаменитый «тмутараканский камень» – мраморная плита с надписью: «В лето 6576 (1068) индикта 6, Глеб князь мерил море по леду от Тмутараканя до Кърчева 8054 сажени». Этот камень – один из памятников княжения в Тмутаракани Глеба. При нем был основан вблизи нынешней станицы Ахтанивовской на высоком уступе, омываемом лиманом, храм в честь святых Бориса и Глеба. Таманский полуостров, несомненно, еще хранит много тайн, связанных с историей его христианизации. Мы перечислили далеко не все известные древнехристианские памятники, тем более что благодаря современным исследованиям число их постоянно растет. Например, раскопки археолога Е. Крупнова в 1957 –  1958 гг. в Северной Осетии подтвердили высокую культуру аланских племен Х – XII вв. накануне татаро-монгольского нашествия и факт широких международных связей аланского общества с Киевской Русью, Грузией и странами Ближнего Востока. Было также установлено, что известное городище Верхний Джулат у Татартупского минарета и есть тот упоминаемый в русских летописях ясский-аланский «славный город Дедяков», где в 1319 г. татарский Узбек-хан убил тверского князя Михаила Ярославича. Много христианских погребальных мест обнаружено во время раскопок у так называемого Северного – первого древнего Зеленчукского храма. В июле 1960 г. автору лично удалось тут видеть остатки костей, извлеченных из многоярусных каменных гробниц в приалтарной части храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Покров. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Бориса и Глеба , Михаила Архангела Год постройки:Между 1831 и 1836. Адрес: Владимирская область, г.Покров, ул. Советская, 21, здание Дома Культуры Координаты: 55.919455, 39.178448 Проезд:на пересечении ул. Советская и ул. Карла Либкнехта, около 500 м на запад от церкви Покрова по северной стороне. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Троицкая церковь построена в 1831-36 гг. на средства купцов Михаила и Прохора Сарычевых. Престолов в этой церкви три: главный – во имя Живоначальной Троицы, в приделах – во имя Архистратига Михаила и св. благов. князей Бориса и Глеба. До 1870 г. Троицкая церковь была приписной к Покровской церкви, а в 1870 г. переименована в городской собор. Богослужение здесь совершается летом с 1 мая по 1 октября. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Причт в Покрове состоял прежде из 2 священников, диакона и причетников, с 1857 г. прибавлены были еще священник и диакон. По переименовании же Троицкой церкви в городской собор, причт состоит из протоиерея, 2 священников, штатного диакона и 3 псаломщиков. На содержание их получается: процентного причтового капитала 2060 руб., арендной платы за церковную землю 350 руб. и от служб и требоисправлений 6100 руб., а всего около 6500 руб. в год. Для жительства членов причта устроен особый дом. Покровский собор в то же время и единственная приходская церковь в городе. Приход состоит из Покрова и 12 деревень; во всех этих поселениях по клировым ведомостям за 1896 г. числится 2024 души муж. пола и 2374 жен. В Покрове имеется двухклассное городское мужское училище; другое училище одноклассное женское. В городе имеется двухклассная церковно-приходская школа, помещается в особом, пожертвованном купцом Шиловым, доме. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.

http://sobory.ru/article/?object=29764

Волково. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты В 1583 году в селе Волково нынешнего Слободского района была построена холодная деревянная церковь во имя Ильи Пророка. В  документах 1751 года помимо нее находим указание на теплую Троицкую церковь. В 1772 году епархиальными властями дано указание - разобрать Ильинскую церковь. Тогда же жители села получили храмозданную грамоту на строительство каменного храма во имя Святой Троицы с приделами в честь Ильи  Пророка и святого великомученика Георгия Победоносца, что и было осуществлено через шесть лет. Колокольня построена в 1796 году по проекту архитектора Ф.М. Рослякова. Из служивших в храме священников нам известны имена Василия Иоанновича Сидорова (1847 г.), Игнатия Симеоновича Макарова (1871 г.), Иоанна  Петровича Орлова (1890 г.), Василия Иоанновича Федорова (1892 г.). На приходском кладбище в 1876 году была построена и освящена каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, до нашего времени не сохранившаяся. Однако по-прежнему в Покровскую поминальную субботу сюда после службы в сельском храме во множестве приходят люди. Здесь находится и могила десяти бойцов, умерших от ран в Вахрушевском госпитале в годы Великой Отечественной войны. Поэтому не случайно в День Победы на кладбище проводится поминовение всех погибших на фронтах. Сборник «Слободской и слобожане». 2001 г. Храм во имя Пресвятой Троицы строился в 1772-1779 годах на месте деревянной Георгиевской церкви, известной со времен новгородцев, основавших здесь селение в 12 веке. В прошлом один из богатейших храмов на Вятке. Возводился артелью известного «мастера каменных дел» Данилы Горынцева в стиле «устюжское барокко». В ансамбль храма входят трехпридельная Троицкая церковь, колокольня, сторожка, церковная ограда и арочные ворота. В храме находятся 3 особо чтимые на нашей земле святыни. Это древние иконы святых Георгия Победоносца, Илии Пророка и святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Последняя икона ранее (до 1935 г.) находилась в Покровской церкви села Никульчино. В советское время храм периодически закрывался, службы совершались не регулярно. Сегодня церковь действующая. Из Волково ежегодно 15 мая совершается древнейший на Вятке (с 1186 г.) Борисоглебский крестный ход в Никульчино, возрожденный в 1995 г. А с 2001 г. ежегодно 18 сентября шествует осенний крестный ход из Никульчино в Волково, когда в Троицкий храм возвращается икона святых Бориса и Глеба.

http://sobory.ru/article/?object=03212

В архиве семьи Покровских сохранились письма и от других священнослужителей с благодарностью за помощь. Глеб Александрович очень много делал для репрессированных священников, тех, кто возвращался из тюрем. Со времен гонений на веру в квартире у Покровских сохранился с виду ничем не примечательный шкаф, внутри которого находились иконы. Когда Глеб Александрович открывал дверцы этого шкафа, перед ним появлялась как бы молельная комната. Каждое утро и перед каждой операцией он молился перед этими образами. В последние годы Глеб Покровский был прихожанином храма Святителя Николая в Ромашково, того самого, в котором прислуживал много десятилетий назад, до его закрытия. Когда там начались восстановительные работы, он пожертвовал храму антиминс, богослужебные сосуды, утварь. Он заказал иконописцам и оплатил десять икон для иконостасов двух приделов храма. По словам Марфы Андреевны, он пожертвовал на это свою Государственную премию. Летом 1998 года, когда Саввино-Сторожевский монастырь праздновал 600-летие своего основания, он передал в дар обители икону преподобного Саввы Сторожевского с частицей мощей. Это тот самый образ, который находился над ракой святого в Рождественском соборе до разорения монастыря в 1919 году. Глеб Александрович Покровский скончался 21 марта 2008 года. Менее года спустя, 19 февраля 2009 года, Марфа Андреевна Покровская передала его собрание в дар Центральному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Вдове Глеба Александровича было непросто принять такое решение, но она сказала: «Думаю, что государство сохранит собрание цельным». Всего музею было пожертвовано 344 предмета — иконы, кресты-энколпионы, лампады, предметы лицевого шитья, эмали, книги. Богослужебную утварь, напрестольные и наперсные кресты-мощевики Марфа Андреевна передала в храм, прихожанином которого был ее покойный муж.   Собрание икон и церковных древностей Собрание Глеба Покровского очень разнообразно по своему составу. Значительную его часть (около 140) составляют иконы, отражающие русские иконописные традиции с конца XV до начала XX века. Большинство икон имеет оклады, в чем отразилось личное пристрастие собирателя.

http://e-vestnik.ru/culture/neizvestnye_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010