До 1627 года народные игрища имели место за старым Ваганьковым, куда в 1631 году переведена была Псарня, о коей напоминает урочище церкви Св. Николая и во псарях. На Неглинной против Пушечного двора и на Васильевском луге стояли мужские и женские бани, из коих обе последние назывались Васильевскими. В Белом городе Бояре жили шире и просторнее, чем в Кремле, их дворы походили не на дома нынешнего времени, а на загородные дворы; потому что этот новый город тогда еще почитался загородьем. В именах владетелей этих дворов сохраняются для нас фамилии знаменитые, из коих многие уже выродились. В Чертолье находились дворы Князя Темкина-Ростовского, принадлежавший Скуратову; на Арбате Бояр Пушкиных, Романова, Прончищева, Плещеева; на Знаменке Князя Ивана Хованского, по прозванию Тараруя; на Никитской улице дворы Князей Феодора Волхонского и Бориса Репнина и Бояр Никиты Ивановича Романова, Нарышкиных и Глеба Морозова; на Тверской старый Государев загородный двор с церковью Св. Дмитрия Селянского 172 , дом Князя Григория Ромодановского; на Петровке у Спаса в копье Князей Феодора Долгорукова и Василия Львова; на малой и большой улицах Рожественских замечательны имена владельцев дворов: Князей Феодора Оболенского, Григория Гагарина, Михайла Козловского, Андрея Сицкого, Семена Мосальского, Шелешпанских; на Стретенской улице: Князей Дмитрия Пожарского, Ивана Хованского, Стольника Василия Куракина, Семена Звенигородского, Бахтеярова, Ивана Хилкова, Бояр Бориса Шереметева, Никона Бутурлина, Петра Головина, Максима Строганова. На Фроловской улице жили Князь Василий Шатов, Андрей Вельяминов. В описи дворов Московских около половины XVII века, означены вельможные владельцы мест в Гавриловском переулке от Фроловской улицы на Поганом пруде: Князья Хилковы, Григорий Гагарин, Иван Мосальский, Василий Шелеховский, Петр Звенигородский, Петр и Михайло Борятинские, Никита и Василий Болховские, Алексей Елецкий, Иван и Лев Волхонские, Андрей Литвинов, Мосальский, Боярин Василий Ляпунов. На Покровской улице были дворы Князей Петра Пронского, Алексея Сицкого, Алексея Мосальского, Семена и Феодора Волхонских, Василия Тюменского, Никифора Мещерского, Феодора Куракина, Феодора Морткина, Семена Лыкова, Григория Бабичева, Андрея и Петра Строгоновых, наконец Сибирского Царевича Андрея Кучумова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Мужской хор СПбПДА стал лауреатом VIII Фестиваля православных песнопений «Коложский благовест» 2 марта 2009 г. 12:12 Мужской хор Санкт-Петербургской православной духовной академии (регент Чукарин Даниил Николаевич) стал лауреатом на VIII Фестивале православных песнопений «Коложский благовест», который проходил в городе Гродно (Белоруссия) с 20 по 21 февраля. 17 февраля в академическом храме  апостола и евангелиста Иоанна Богослова была совершена Божественная Литургия, за которой каждый участник приобщился Святых Христовых Тайн. После Литургии был совершен молебен перед чудотворным образом Божией Матери «Знамение-Царскосельская». 19 февраля весь состав мужского хора прибыл в Гродно. Сразу же по прибытии состоялось первое показательное выступление в «Новом Замке», дворце, построенном во время правления короля Августа III. В программе, которая была представлена на показательном выступлении, кроме мужского хора Санкт-Петербургской православной духовной академии выступил хор Крестовоздвиженского кафедрального собора города Калининграда. 20 февраля состоялось открытие фестиваля, в котором приняло участие 44 хора, в 7 номинациях: «Церковные хоры епархии и районных центров», «Детские церковные коллективы», «Любительская категория (светская)», «Церковные ансамбли епархии», «Детские светские коллективы», «Церковные хоры и ансамбли г. Гродно и областных центров», «Хоры священнослужителей и духовных школ». В номинации «Хоры священнослужителей и Духовных Школ» участвовали следующие коллективы: 21 февраля была совершена Божественная литургия в храме святых мучеников страстотерпцев Бориса и Глеба (Коложская церковь). Песнопения Божественной литургии были исполнены мужским хором СПбПДА. В этот же день состоялось награждение победителей и гала-концерт, в котором приняли участие лауреаты фестиваля. Мужской хор Духовной академии получил звание лауреата в номинации «Хоры священнослужителей и духовных школ». Дипломантом в этой номинации стал хор священнослужителей Гродненской епархии (город Гродно, регент иерей Андрей Бондаренко). На следующий день после награждения мужской хор Санкт-Петербургской православной духовной академии принял участие в Божественной литургии в Свято-Покровском кафедральном соборе города Гродно. Божественную литургию совершил епископ Гродненский и Волковысский Артемий в сослужении клириков собора. 23 февраля мужской хор прибыл в стены Санкт-Петербургской православной духовной академии. По приезде в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, был совершен благодарственный молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Знамение-Царскосельская». «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/571544.htm...

1886 . Покровский, мужской, несу­ществующий, в гор. Полотске, Витебской губ. В писцовой книге второй полов. XVI ст. значится: «С Завеличские вол. оброк шел в Полтеск к Софее премудр. Божии да в Покровской монастырь». Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 443. 1887 . Покровский – Троицкий, мужской, ныне приходская церковь в гор. Иванове-Вознесенске, Владимирской губ. Основан в 1579 г. кн. Черкасским, после похода его на Казань; в 1725 г. приписан к Архангельскому мон. в Юрьеве; упразднен в 1754 г. по раз­дорам монахов, которые переведены в Кукацкий-Спасский мон. Троицкая церковь , по которой м-рь назывался также Троиц­ким, перенесена на кладбище и стала называться Успенскою. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1002; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале”, 104; Борисов, “Опис. гор. Шуи и окрестн.”, 145; “Вла­дим. сборн.”, 1857 г., 93; “Владим. губ. вед.”, 1851 г., 49 (Старин. икона Бориса и Глеба в теплой Покров. церк.); 1854 г., 32 (Мон. быв. во Вл. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 722; “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1855 г., XII, Отд. 3, 98 (история м-ря). 1888 . Покровский, женский, весьма непродолжительное время существовавший в гор. Юрьеве, Владимирской губ. Исто­рия его коротка: монах Архангельского Юрьев. м-ря Кирилл построил церковь Покрова в 1712 г. и «присовокупил было к ней девичь м-рь и малое число келей возградил, в которых жило мо­нахини с 3 или с 4 и пожив, пере­шли из того м-ря Юрьева же Польского в Введенский девичь м-рь». Таким обра­зом кельи опустели, а самая церковь сделалась излишнею, почему в 1722 г. жители просили перенести ее на место бывшего Петропавлов. м-ря, лежавшего впусте в 1 вер. от города. “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, II, ч. 2, 197. 1889 . Покровский, мужской, совсем уничтоженный в гор. Тетюшах, Казан­ской губ. Основан в XVI ст. и в 1589 г. в нем был игум. Иона. В 1646 г. приписан к Новоспасскому Москов. м-рю и упразднен задолго до из­дания штатов; последним настоятелем упоминается строитель Иосиф 1686 г. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 306; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1880 г., I, 8 (миссионер. дело среди Казан. инородц.; сказано, что возник в нач. XVII ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, глава Сергиево-Посадского муниципального района Московской области С.А. Пахомов, временно исполняющий полномочия главы администрации городского поселения Сергиев Посад Ю.А. Потякин. Среди молившихся были представители делегаций православных молодежных организаций — участники форума православных добровольцев «ДоброЛето-2016», проходившего на Благовещенском поле Сергиева Посада с 14 по 18 июля, а также участники 9-го международного съезда Содружества православной молодежи. Богослужебные песнопения исполнил хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова). Прямая трансляция Патриаршего богослужения велась на  телеканале «Союз» . На малом входе Святейший Патриарх Кирилл возвел епископа Астраханского и Камызякского Никона в сан митрополита в связи с назначением главой  Астраханской митрополии . После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес архимандрит Илия (Рейзмир), насельник Троице-Сергиевой лавры. По окончании Литургии Святейший Владыка совершил молебен на Соборной площади Лавры перед чтимой иконой преподобного Сергия Радонежского. Затем с балкона Патриарших покоев Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с  Первосвятительским словом . В день праздника богослужения совершались во всех храмах Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московских духовных школ. В Троицком соборе Божественную литургию возглавил управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ; в Сергиевском трапезном храме —  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; в Духовском храме — председатель Отдела внешних церковных связей  митрополит Волоколамский Иларион ; в Покровском академическом храме — Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Заславский Павел ; в храме прп. Иоанна Лествичника — глава  Среднеазиатского митрополичьего округа   митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий ; в Черниговском скиту —  митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4566830...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Благодатное Небо (Что Тя наречем) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Что Тя Наречем, Обрадованная. Невьянская икона. Иван Прохорович Чернобровин. 1830-1840гг. 107,0 Х 62,0. По нижнему полю иконы справа надпись: «Тщаниемъ и трудами иконописца Ивана Чер[нобровина]». Файл 18409.jpg:   Размер: 1721x2533, 4.36 MPix, 1641 Kb. Дата: 2012-06-25, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (818) , (70) . Описание: Образ Божьей Матери " Благодатное Небо " , вернувшийся в храм в 2010 г. Храм Бориса и Глеба в с. Волохово является одним из древнейших символов православия на Руси, расположен на реке Горел-Крест православный приход Борисоглебского храма деревни Волохово Александровского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Файл 32163.jpg:   Размер: 190x450, 0.09 MPix, 14 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (214) , (5) . Описание: Инкерманскому Свято-Климентовскому мужскому монастырю (г. Севастополя) от г. Кронштадта передан список иконы Божией Матери «Благодатное Небо», перед которой более 40 лет молился святой праведный Иоанн Кронштадтский. Список с иконы сделан и передан в дар городу в ознаменование воссоединения Крыма и Севастополя с Российской Федерацией. Файл 32164.jpg:   Размер: 1025x1920, 1.97 MPix, 387 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (241) , (6) . Описание: Храм Святителя Николая в Толмачах - это уникальный храм-музей, расположенный в Замоскворечье. В Покровском приделе храма-музея находится икона Богоматери «Благодатное небо». В 1996 году она была подарена наследниками художника и реставратора А. Д. В дарственной было высказано пожелание: «Просим принять от нас в дар… икону «Богоматерь Виленская» с тем, чтобы она находилась в храме Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее». Приобретена была икона А. Д. К[...]

http://pravicon.com/icon-30-photo

Но в 1280-е гг., по смерти князей Бориса (1277) и Глеба (1278), на ростовских землях началась разорительная для экономики феодальная междоусобица. Это привело в первой четверти XIV в. к значительным задолженностям в выплате дани Золотой Орде и, соответственно, к суровым санкциям со стороны завоевателей. По требованию хана, в 1328 г. великий князь, московский правитель Иван Калита направил в Ростов своих воевод и вооруженный отряд для насильственного сбора платежей. Опираясь на военную силу, москвичи собирали дань с каждого домохозяйства. А неисправные должники, те, за кого Иван Калита выплатил дань Орде из собственной казны, были высланы с ростовских земель в глухие уголки Московского княжества. В их числе оказались и родители Варфоломея: переселенные с тремя сыновьями в местность Радонеж, отданную им в вотчину, они прозябали в бедности. Старший брат Варфоломея Стефан, овдовев, принял постриг в местном Хотьковском монастыре. Дух иночества передался от сына к родителям, они тоже приняли постриг. Варфоломей всей душой желал последовать его примеру, но родители воспротивились этому. После их кончины Варфоломей бесповоротно решился отойти от мирской жизни. В 1337 г. схимонах Кирилл и схимонахиня Мария умерли. Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода. Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Над гробницей святых находилась старинная икона, воплотившая идею Небесного Покрова над обителью. На этой иконе изображена Божия Матерь в рост, с воздетыми молитвенно руками; под ее стопами – гробница Кирилла и Марии; по одну сторону от нее – их дети: преподобный Сергий, Петр и Стефан, а по другую – супруга Стефана Анна и супруга Петра Екатерина. Варфоломей после смерти родителей уговорил Стефана совместно удалиться в леса на пустынножительство. В 1337 г. братья обосновались в четырнадцати верстах от Радонежа, на лесистом холме Маковец, где ныне располагается Троице-Сергиева Лавра. Оба они отличались превосходным здоровьем, физической силой, выносливостью, владели плотницким мастерством и не страшились тяжкого физического труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К 1761 г. этот престол уже не существовал, но в монастырской Сретенской ц. в 1771 г. находилась икона Черниговских чудотворцев, вероятно храмовый образ придела (Г. Суздаль в 7136-7138 (1628-1630) гг.: Список с писцовой книги. 1905. С. 35; Георгиевский. 1900. С. 72. Прилож. С. 7, 22, 45). Почитанием Черниговских святых в Суздале объясняются присутствие их фигур на затворах иконы Божией Матери, в 1651 г. находившейся в местном Покровском монастыре (Опись Покровского жен. монастыря в Суздале 7159/1651 г. 1903. С. 92), и создание иконы М. В. и прп. Евфросинии (очевидно, Суздальской), которая отмечена описью Троице-Сергиева монастыря 1641 г. в Успенском соборе обители (РГБ. Ф. 173. II (МДА доп.). 225 (М 7397). Копия 1922 г. с подлинной рукописи СПГИАХМЗ (инв. 289). С. 196). В искусстве XVII в. образы М. В. и Феодора представлены довольно широко. Хотя их самостоятельные изображения редки по сравнению с образами святых Владимира, Бориса и Глеба или ярославских князей, они встречаются чаще, чем образы князя-мученика Михаила Тверского, что в значительной степени объясняется пребыванием мощей Черниговских чудотворцев в столице. Фигуры Черниговских святых входят в состав ряда крупных стенописных ансамблей, принадлежащих к художественной традиции Москвы и Поволжья: они помещены на сев.-зап. столбе ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле (1640, поновление - 1882), где М. В. изображен в соответствии с одним из древних вариантов его иконографии - с длинной бородой (не исключено, что это неверно определенный при поновлении образ св. кн. Михаила Тверского, а черниговский князь изображен на том же столбе с бородой из коротких вьющихся прядей), и в Благовещенском приделе того же храма (М. В.- с короткой бородой, Феодор - с длинными волосами; надписи перепутаны при поновлении); вероятно, в росписи собора московского Чудова мон-ря 30-х гг. XVII в. (фрагмент с фигурой длиннобородого святого в княжеских одеждах, возможно боярина Феодора, хранится в ГИМ; Чудов и Вознесенский мон-ри Моск.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Первая – собственно музейные коллекции, формировавшиеся как до октябрьского переворота (например, часть коллекции Русского музея), так и переданные в музеи современными коллекционерами (полагаю, Церковь не будет требовать возвращения предметов из собрания Глеба Покровского, переданного в 2009 году в дар Центральному музею древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева ). Вторая – иконы и церковная утварь, спасенные от уничтожения, т.е. привезенные из экспедиций и т.п. Третья – конфискованное (награбленное) большевиками церковное имущество. Статус предметов в каждой из категорий должен быть по возможности четко определен. Возможно, необходимо разработать и общую шкалу степени сохранности. Возможно, следует по-разному относиться к шитью, к иконе, к утвари из металла и камня. Говоря о том, что музейщики и реставраторы сохранили многие предметы церковного искусства, не стоит забывать, что не для музеев написаны иконы, не для музеев сшиты церковные облачения и покровы на раки святых. Это выражение веры, материальное свидетельство о сердечной молитве и личном опыте богообщения. Отчуждать эти предметы от храма, выносить их из литургического контекста далеко не всегда оправданно. Тем более опасной выглядит риторика упоминавшегося выше Пиотровского, который утверждает, что «Музей – такая же святыня, как храм». Другими словами, музей и храм равноправны не только в отношении к культурному наследию, но и в абсолютном, «священном» смысле. Возможно, попытка придать сакральный статус музею кому-то покажется наивной, но только на первый взгляд. За этими словами проглядывает еще одна попытка оторвать культуру от культа, придать культуре полную самостоятельность, сакральный статус, «уравнять в правах» с религией. Любопытно, что это лишь промежуточная цель. В том же абзаце Пиотровский проговаривается: «В церкви доступность вещи ограниченна. В музейном пространстве икона не теряет возможности общения с человеком, верующим или нет. В храме с человеком светским она не общается». Другими словами конечная цель Пиотровского доказать, музей лучше, чем храм. Музей «сакральнее» храма. Но без подтасовки фактов доказать этот тезис невозможно.

http://pravmir.ru/cerkov-i-muzei/

С другой стороны, ни в каких сношениях ни с заграничной контрреволюцией, ни с контрреволюционными группами внутри СССР мы не состояли и не состоим, и нам ничего неизвестно о «контрреволюционной» политической работе монахов лавры».    К концу 1924 г. обновленческий епископат на Украине включал 9 епархиальных архиереев и больше 20 викарных. Обновленцы располагали примерно 3000 приходов с храмами, которые, впрочем, не были столь безлюдны, как у обновленцев в России. Но, несмотря на нескончаемые аресты православных священников и епископов, все же большая часть приходов и на Украине оставалась под окормлением епископов, верных Патриарху Тихону: митрополита Харьковского Нафанаила (Троицкого), архиепископов Полтавского Григория (Лисовского) и Черниговского Пахомия (Кедрова), епископа Дамаскина (Цедрика), занимавшего Глуховскую кафедру. Благодаря самоотверженному служению верных Православию святителей и пастырей, натиск поощряемых властями обновленцев-синодалов и самосвято-липковцев оказался бессильным оторвать Украинскую Церковь от законного главы Церкви Российской Патриарха Тихона, через которого поддерживалось подлинное каноническое общение с Вселенской Церковью. 1924 г. гонения на Церковь продолжались почти с той же яростью, как и в предыдущие годы. Митрополит Харьковский Нафанаил пробыл в заключении до 1925 г., митрополита Сергия выслали в Нижний Новгород. ГПУ арестовало и выслало на Соловки архиепископов Благовещенского Евгения (Зернова) и Феодора (Поздеевского), епископов Никодима (Кроткова), Глеба (Покровского), Григория (Козырева), Даниила (Троицкого). Всего к концу 1924 г. в тюрьмах и ссылках пребывало более 66 архиереев — почти половина российского епископата. Среди них были и выдающиеся иерархи, такие столпы Церкви, как митрополиты Новгородский Арсений, сосланный в Бухару, Киевский Михаил, экзарх Украины, находившийся в ссылке в Ташкенте, Ярославский Агафангел в Нарымском крае, Казанский Кирилл, сосланный в Усть-Кулом, в Зырянский край, Серафим (Чичагов), заключенный в Бутырскую тюрьму, архиепископ Крутицкий Никандр, сосланный в Бухару.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Новиков Владимир Анатольевич, род. 2 апр. 1958 г., Москва), епископ Клинцовский и Трубчевский ( Брянская митрополия ). Из семьи священника. Окончил среднюю школу в г. Москве. В 1976-1978 гг. проходил службу в Вооруженных силах. В 1978-1985 гг. исполнял послушание иподиакона у архиеп. Волоколамского Питирима (Нечаева) , еп. Солнечногорского Сергия (Фомина) , еп. (с 1982 - архиепископа) Зарайского Иова (Тывонюка) . В 1978-1981 гг. обучался в Московской ДС, по окончании семинарии поступил в Московской ДА. В 1985 г. окончил академию со степенью кандидата богословия. 7 июня 1985 г. архиеп. Солнечногорским Сергием в храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове г. Москвы рукоположен во диакона. 27 июня 1985 г. митр. Волоколамским Питиримом в храме Воскресения Словущего в Москве рукоположен во иерея. В 1985-1987 гг. служил в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове г. Москвы; в 1987-1989 гг. — в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В 1989 г. назначен настоятелем храма святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине . С 2001 по 2010 г. нес послушание в дисциплинарной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы. В 2014 г. овдовел. 21 июня 2014 г. пострижен в монашество без изменения имени в честь сщмч. Владимира (Богоявленского) , митр. Киевского и Галицкого. Постриг в Андреевском ставропигиальном муж. мон-ре г. Москвы совершён наместником мон-ря еп. Дмитровским Феофилактом (Моисеевым) . Решением Свящ. Синода от 13 июля 2015 г. избран епископом Клинцовским и Трубчевским (Брянская митрополия). 16 июля 2015 г. управляющим делами Московской Патриархии митр. Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием Судаковым) в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 27 авг. 2015 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 1 сент. за Божественной литургией в Донском ставропигиальном мон-ре. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) . Решением Синода от 28 дек. 2017 г. утвержден в должности священноархимандрита Покровского Климовского мужского монастыря в селе Покровское Климовского района Брянской области. Награды: орден св. равноап. кн. Владимира, орден св. прп. Серафима Саровского 3-й степени, орден св. прп. Сергия Радонежского 3-й степени, орден св. блгв. кн. Даниила Московского 3-й степени. Лит: Наречение и хиротония архим. Владимира (Новикова) во епископа Клинцовским и Трубчевским (Брянская митрополия)//ЖМП. 2016. 1. С. 16-18. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2087319.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010