Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Борис и Глеб: история князей, которые отказались убивать жестокого брата и были убиты сами Главная трудность после смерти Великого князя была в том, что 11 его сыновей родились в язычестве, и только двое – Борис и Глеб – были детьми от церковного брака. Возник очень непростой вопрос. Правом на Великое княжение обладает самый старший потомок мужского рода. Но кого именно считать старшим? 06.08.2023 Борисоглебский монастырь в Торжке: творение «русского Леонардо» Новоторжская Борисоглебская обитель, что на высоком правом берегу реки Тверцы в городе Торжке Тверской губернии, — одна из самых древних в России: ей почти тысяча лет! Борисоглебский монастырь в Торжке Борисоглебский монастырь основан преподобным Ефремом Новоторжским около 1038 года, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. История Основатель обители, преподобный Ефрем Ново­торжский, был боярином, служил конюшим у святых князей Бориса… 25.07.2022 Борис и Глеб доказали, что Русь крестилась по-настоящему Их позиция, позиция «слабости», даже сейчас вызывает вопросы: почему все-таки не защищались, ведь у них были возможности, дружины, они могли бороться, ведь справедливость, правота была на их стороне! 06.08.2019 Святые Борис и Глеб: князья, которые показали, что в борьбе за власть не все средства хороши Святые мученики страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид), дети равноапостольного князя Владимира — первые прославленные святые новопросвещенной Руси. 06.08.2020 Русский пример святости. Ко дню памяти Бориса и Глеба Борис и Глеб стали первыми из русских, причтенных Православной Церковью к лику святых. Более того, они были прославлены в чине страстотерпцев, которого Церковь до того момента не знала. Причиной этого стало смирение и истинная христианская кротость, с которой братья приняли смерть. Имея возможность взять власть силой, они отказались от кровопролития и братоубийства, предпочтя свою смерть смерти других.

http://foma.ru/tag/boris-i-gleb

Недавно в старинном городе Касимове (Рязанская область) пышно отпраздновали очередной юбилей города — 870-летие. Но откуда взята эта дата? Ведь никаких достоверных документов о дате рождения Касимова нет, и город может старше своих 870 лет. Впервые вопрос о дате рождения города поднял протоиерей Владимир Правдолюбов в свой брошюре вышедшей не единожды «Религиозная история Касимова» (первое издание, 1998). Это именно он обнаружил в вышедшем репринтом издании И. Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» (Рязань, 1891), в томе 4 на странице 40 упоминание о надписи на несохранившемся камне при Богоявленской церкви. В этой надписи упоминался Муромский князь Глеб Владимирович как креститель Городца: «Городец сей получил крещение через святого великого князя Глеба Владимировича, престол свой имеющего в Муроме». В надписи есть неточность — великим князем Глеб не был, он даже и жил не в самом Муроме, а рядом с городом. Но, возможно, именно это обстоятельство и подвигло его к путешествиям по окрестностям. Он вполне мог приехать в поселение, в будущем ставшее Касимовым, и окрестить жителей городка. Сын Великого князя Владимира Крестителя князь Муромский Глеб, в крещении Давид (ок. 990-1015) вместе со своим братом Борисом — первый канонизированный Русской православной церковью святой, князь-страстотерпец. Вполне возможно, что князь Глеб, не имевший возможности крестить своих муромчан, не зря прозванных «святогонами», обратил своё внимание на близлежащие земли и, в частности, на Городец Мещерский. Здесь и был основан в те времена древний Богоявленский мужской монастырь, предположительно пришедшими из муромских земель с князем монахами-миссионерами Киево-Печерской Лавры. Поэтому слова, которые были высечены на камне, поставленном близ Богоявленской церкви, что именно здесь в 1010-1015 годах князь Глеб крестил жителей Городца Мещерского в реке Оке, весьма правдоподобны. И это является самым ранним свидетельством о христианах на Касимовской земле. И первое упоминание о Городце стоит в неразрывной связи с памятью о крещении его жителей.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/30/i_...

Почему были канонизированы Борис и Глеб? Борис и Глеб родились примерно в годы Крещения Руси и с самого детства воспитывались в христианской вере. За что же Церковь прославила их в лике святых? 6 августа, 2012 Борис и Глеб родились примерно в годы Крещения Руси и с самого детства воспитывались в христианской вере. За что же Церковь прославила их в лике святых? Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Память совершается 6 августа. …Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории. Чтобы понять первых русских святых, необходимо разобраться в перевороте, который произошел в общественном сознании в X-XI веках после принятия христианства на Руси. Языческое мировоззрение было основано на вере, что в загробной жизни человек будет тем, кем он был на земле. Если умер на коне, навечно будет хозяином. Если умер рабом — навсегда раб. Почетно умереть с оружием в битве и навсегда остаться воином. Сила вызывает уважение. Кто слаб — сам виноват. Отец снабжал наследника только мечом, остальное нужно было добыть самому. При погребении язычников, с покойником хоронили нажитое им имущество, вплоть до кораблей и жен. Все это понадобится в будущей жизни. Владимир-язычник. В.М. Васнецов. Христианство проповедует совсем иной подход. Притча о богаче и Лазаре (Лука, 16:19-31) показывает, что вечная жизнь не зависит от мирских благ. Нищий в раю за смирение, богач в аду за гордость. Нагим человек приходит в мир, нагим и уходит (Еккл.5:14), богатство с собой в могилу не возьмешь. Владимир беседует с греческим философом. Как воспринять эту идею? Как перейти от жажды наживы к нестяжательству? Необходим личный пример. Великий князь Владимир Святой подавал пример своим подданным, отказавшись от гарема, отменив смертную казнь, распорядившись оказывать помощь больным и бедным. Прекратились тризны и захоронения имущества. Крещение Руси. В. Васнецов. Старшие дети Владимира были рождены в то время, когда князь пытался ещё укрепить языческую веру. Страсти тогда кипели нешуточные. Святополк родился от гречанки, бывшей монахини, которую Владимир взял в жены после брата, который им был свергнут с престола. Ярослав родился от Рогнеды Полоцкой, у которой Владимир убил отца и братьев. А затем сама Рогнеда пыталась убить Владимира, приревновав к Анне Византийской. Тогда на глазах четырехлетнего Ярослава Владимир чуть не расправился с бывшей женой.

http://pravmir.ru/pochemu-byli-kanonizir...

Борис и Глеб. Почему они вместе? свв. Борис и Глеб На иконах их принято изображать вместе. Ведь Борис и Глеб были не только единокровными братьями, но и единоутробными, рожденными пятой женой князя Владимира, Анной, болгаркой по происхождению. Вместе они объявили о верности новому князю Киева, которым после внезапной и неожиданной смерти князя Владимира стал Святополк, самовольно занявший киевский престол. Вместе поклялись чтить Святополка «как отца своего». За свое происхождение, за духовную близость князю Владимиру (они как и их отец стали верными христианами), за претензии на княжеский престол вместе приняли смерть, пусть и находились в разных местах. 24 июля 1015 года Бориса был заколот копьями на реке Альте, где по повелению князя Владимира со своим отрядом отражал нападение печенегов. Глеб, совсем еще юный, 5 сентября 1015 года был зарезан собственным поваром недалеко от Смоленска. И Борис и Глеб, в жизни отличавшиеся милосердием и сердечной добротой, воспитывавшиеся в благочестии, даже смерть приняли с христианским смирением и молитвой на устах. Отставленный дружиной Борис, долго молился в своем шатре. Увидя, как к нему поступают подосланные убийцы, произнес: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Святой благоверный князь Глеб, зная о смерти отца, об убийстве брата, о вероломном захвате киевского престола Святополком, предпочел не сопротивляться и принять смерть, чем совершить братоубийство и месть. Обоих братьев, и Бориса и Глеба, мы почитаем святыми страстотерпцами за совершённый ими подвиг братской любви, христианского смирения и послушания. Как пишет Нестор летописец: «Видите, братия, как высока покорность старшему брату? ... Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые». Сразу после убийства Глеба похоронили на месте злодеяния, на берегу Смядыни, а тайно перевезенное в Вышгород тело Бориса погребли у стен храма святого Василия.

http://foma.ru/znachenie-imeni-boris.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святые Борис и Глеб: князья, которые показали, что в борьбе за власть не все средства хороши 2 мин., 05.08.2018 Святые мученики страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид), дети равноапостольного князя Владимира — первые прославленные святые новопросвещенной Руси. Их почитание восходит к первой половине XI века, а общее празднование памяти святым князьям, 6 августа, встречается в месяцесловах с начала XII века. Интересно, что под именами Роман Русский и Давид Польский Борис и Глеб входят в список святых Католической Церкви. Борис и Глеб были младшими сыновьями Киевского князя Владимира Красное Солнышко. Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья принадлежали к самому первому поколению русских людей, воспитанных в христианской вере. Когда они достигли совершеннолетия, отец поставил Бориса князем в Ростов, а Глеба – в Муром. Однажды разведчики донесли Владимиру о том, что на Русь идут степные кочевники печенеги. Великий князь был в ту пору тяжело болен. Понимая, что сам он не сможет встать во главе войска, Владимир вызвал из Ростова Бориса, дал ему в подчинение свою дружину и отправил в поход против печенегов. Вскоре Владимир скончался. В это время в Киеве находился Святополк, старший брат Бориса и Глеба. Воспользовавшись ситуацией, он тут же объявил себя великим князем Киевским. Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего». Коварный Святополк не поверил искренности Бориса и подослал к нему убийц. Борис узнал об этом, но не стал скрываться. Убийцы настигли его, когда он молился в своем шатре на берегу реки Альты. Они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он попросил у своих палачей позволить ему закончить молитву. Помолившись, он обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите и вы службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Так погиб Ростовский князь Борис.

http://foma.ru/svyatyie-knyazya-boris-i-...

Учреждена награда Синодального отдела по делам молодежи — медаль святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба 9 сентября 2020 г. 11:29 4 сентября 2020 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла учреждена общецерковная награда Синодального отдела по делам молодежи  за вклад в развитие молодежного служения в Русской Православной Церкви — медаль святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим рассказал о духовном значении подвига святых благоверных князей Бориса и Глеба для современных молодых людей: «Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб многими осознаются как покровители православной молодежи. На момент своего подвига Борис и Глеб были молодыми людьми, чей возраст не превышал 30 лет. Их подвиг заключался в крепкой вере и твердом следовании евангельским заповедям, то есть в том, что составляет суть православной молодежной миссии». Владыка Серафим также отметил, что жизнь святых братьев-князей является достойным примером подлинной любви к родной земле, а также сочетания духовного и физического развития. «Будучи воинами, князья Борис и Глеб во главу угла ставили в первую очередь силу духа, а не физическую мощь. Так, князь Глеб, предупрежденный об угрожавшей его жизни опасности, не стал наносить опережающий удар, но всецело положился на Божественный промысл, — сказал епископ Серафим. — Пример братьев-князей, поставивших на первое место доверие Богу и Его Правде, а не властные амбиции, политическую конъюнктуру и междоусобную борьбу, служит ярким нравственным ориентиром для современных молодых людей. Образ жизни и действий святых князей Бориса и Глеба актуален для молодежи при поиске правильного соотношения между силой духа и силой физической». По мнению Его Преосвященства, пример святых Бориса и Глеба имеет важное значение для сохранения духовности в современных христианских семьях. «Вместе со своими сродниками — святыми равноапостольными князем Владимиром и княгиней Ольгой, благоверным князем Ярославом Мудрым — князья Борис и Глеб являют наглядный пример христианского семейства в нескольких поколениях, что также важно для современных молодых людей», — подчеркнул владыка Серафим.

http://patriarchia.ru/db/text/5689116.ht...

Св. Глеб. Каменный образок с Таманского п-ова. 1067–1068 гг. (ГИМ) Св. Глеб. Каменный образок с Таманского п-ова. 1067–1068 гг. (ГИМ) В XIV - нач. XX в. существовали мон-ри во имя Б. и Г.: Ушинский на берегу р. Ушны близ Мурома (ранее 1345-1764), в Новгороде «с Загзенья», или «с Гзени» (ранее 1386 - нач. XVII в.), в Полоцке (ранее 1396 - XVII в.), на р. Сухоне в Тотемском у. Вологодской губ. (ранее 1479-1764), в Сольвычегодске (ранее 1498 - XVII в.), в Можайске (2-я пол. XVI-XVII в.), в Переславле-Залесском «на Песках» (нач. XVII в.- 1764), в Суздале (ранее XVII в.- 1764), в Чернигове (1654 - после 1917). В наст. время действующими являются новоторжский Борисоглебский мон-рь, Борисоглебский на Устье муж. мон-рь в пос. Борисоглебский Ярославской обл. (основан в 1363), дмитровский во имя Бориса и Глеба мон-рь (основан в 1388), Аносин Борисоглебский ставропигиальный жен. мон-рь в Истринском р-не Московской обл. (основан в 1823), Борисоглебский жен. мон-рь в с. Водяном Харьковской обл., Украина (основан в 1997). Святые Борис и Глеб. Икона из Зверина мон-ря в Новгороде. 1335 г. (ГИМ) Святые Борис и Глеб. Икона из Зверина мон-ря в Новгороде. 1335 г. (ГИМ) tab А . В . Назаренко, П . С . Павлинов Почитание Б. и Г. в России с самого начала обнаружило 2 составляющие. Древнейшая служба прославляет князей-страстотерпцев преимущественно как целителей: «Божию благодать приимъша, исцеляета болящая», «притекающе к раце ваю, исцеления дары приемлем: вы - божествьная врача еста» и т. д. ( Абрамович. Жития. С. 136). Но уже в похвале святым в СС находим наряду с этим также и представление о Б. и Г. как о заступниках Русской земли и небесных помощниках рус. князей: «Ваю пособиемь и защищениемь князи наши противу въстающая дьржавьно побеждають... вы бо... земля Русьскыя забрала, и утвьржение, и меча обоюду остра, имаже дьрзость поганьскую низълагаем и дияволя шатания в земли попираем» (Там же. С. 49). Святые Борис и Глеб в житии. Икона из Борисоглебской ц. в «Запрудах» в Коломне. Кон. XIV в. (ГТГ)

http://pravenc.ru/text/153171.html

Необычные воины: предупреждены, но не вооружены Быть святым — значит приблизиться к Богу. Святость одна, но дороги, к ней ведущие, различны. Борис и Глеб принадлежат к особому чину святых — их почитают как страстотерпцев. 14 мая, 2010 Быть святым — значит приблизиться к Богу. Святость одна, но дороги, к ней ведущие, различны. Борис и Глеб принадлежат к особому чину святых — их почитают как страстотерпцев. 15 мая. Перенесение мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба Быть святым — значит приблизиться к Богу. Святость одна, но дороги, к ней ведущие, различны. Поэтому среди святых мы и находим такое разнообразие. Преподобные, святители, мученики, праведные, пророки, апостолы, блаженные, благоверные цари и князья… Борис и Глеб принадлежат к особому чину святых — их почитают как страстотерпцев. Страстотерпец — дословно «претерпевший страдания» — означает не совсем то же, что «мученик». Мученик — значит свидетель истинности христианской веры, пострадавший за веру и не отрекшийся от Христа под страхом мучительной смерти. Страстотерпец же — это тот, кто пострадал, но не за веру Христову, а по каким-то другим причинам. Как страстотерпца почитают последнего русского императора Николая II — вовсе не за религиозные убеждения расстрелянного большевиками. Страстотерпцами были и первые русские святые Борис и Глеб, погибшие в усобице после смерти их отца — князя Владимира, крестителя Руси. При чем же тут святость? Междоусобица, гражданская война, политический расчет… Первое впечатление от летописных повествований только усиливает сомнение. Борис и Глеб пали жертвами честолюбивых планов старшего брата Святополка, после смерти отца (1015) устранявшего возможных претендентов на власть. До крещения князь Владимир вел разгульную жизнь, имел много жен и наложниц. Дети от разных жен не были дружны, а положение Святополка, старшего сына, формального наследника и, значит, великого князя Киевского, было и вовсе неустойчивым. Владимир не любил его и сыном признавал не вполне: родившая Святополка гречанка была уже беременной, когда досталась князю «в качестве трофея» от убитого им брата Ярополка. Таков был Владимир Красно Солнышко до крещения. Таковы были феодальные порядки на Руси.

http://pravmir.ru/neobychnye-voiny-predu...

Борис и Глеб пожертвовали собой ради других. Они погибли, но их светлый образ спас от братоубийства немало Рюриковичей. Их жертва не была напрасной. В XX веке были другие русские святые страстотерпцы. А именно Николай II и его семья. Николая тоже часто обвиняют в том, что он слабый политик. Но опять же для Церкви и Бога важней, чтоб человек был хорошим. Не все могут быть сильными политиками, но все могут быть хорошими людьми. Интересно, что, отрекаясь, он руководствовался примерно теми же мотивами, что и святые братья-страстотерпцы: он не хотел братоубийственного противостояниями между россиянами. Убили святое царское семейство большевики, антиподы страстотерпцев. Если Николай II хотел избежать гражданского противостояния, они наоборот призывали к гражданской войне. Если Борис и Глеб предпочли подчиниться законному правителю, большевики (как и другие марксисты) призывали к восстанию против правителей. К чему это привело, мы помним. Хочется надеяться, что светлый образ страстотерпцев будет и в будущем останавливать братоубийства. А в тех случаях, если междоусобица началась, постараемся помнить, что почти всегда можно договориться и прийти к компромиссу. Святые Борис и Глеб, молите Бога о нас! Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Re: О значении подвига братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба ///////////При этом князем он стал после убийства своего старшего брата Ярополка. И одной из первых жен его стала вдова Ярополка. От нее и родился его старший сын - Святополк.////////////Более того, Святополк был сыном Ярополка, а не Владимира, ибо когда Владимир убил Ярополка и взял его жену, та уже ждала ребёнка от Ярополка ( " залежал непраздной " , т.е. беременной, как сказано в летописи). Так что Владимир был не отцом, а лишь отчимом Святополка, не здесь ли кроется та ненависть, которую Святополк питал к Владимиру (убийце своего отца, надругавшемся над его матерью) и к сыновьям Владимира?

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/06/...

Святой благоверный князь Глеб Благоверный князь Глеб, во святом Крещении Давид, является одним из первых русских мучеников - страстотерпцев; он пострадал вместе со своим братом князем Борисом (во святом Крещении Романом). После убийства святого Бориса Святополк Окаянный послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени их отца, великого князя Владимира, для того, чтобы коварно убить возможного претендента на Киевский престол. Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, настигшее его у Смоленска, не остановило святого, не ожидавшего такого злодейства со стороны его брата Святополка. Недалеко от Смоленска убийцы настигли ладью Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его совсем еще юную жизнь. По приказу убийц повар Глеба перерезал ему горло. Тело князя было погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска, " между двумя колодами " , т. е. в простом деревянном гробу († 1015). В 1019-1020 гг. могилу святого Глеба разыскал его брат Ярослав, и тело, оказавшееся нетленным, было перенесено в Вышгород Киевский и погребено рядом со святым князем Борисом. Затем мощи братьев были перенесены (память 2 мая ) в церковь во имя святителя Василия Великого, где у гробницы святых страстотерпцев совершались многие чудеса. Митрополит Киевский Иоанн составил службу князьям-страстотерпцам и установил им совместное празднование 24 июля, которое и свершается с первой половины XI века. Русская Церковь издревле почитает братьев-страстотерпцев, которые постоянно оказывают молитвенную помощь своей родной земле, особенно в годины тяжелых испытаний. Так, перед Невской битвой в 1240 году святые страстотерпцы Борис и Глеб явились в видении одному из воинов святого благоверного князя Александра Невского (память 23 мая, 30 августа и 23 ноября) и помогали русским во время сражения. Летописи полны сказаний о различных благодатных проявлениях, засвидетельствованных около их гробницы, и об одержанных с их помощью победах. В честь князей-страстотерпцев возводились многие храмы и монастыри в разных концах России. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913509.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010