Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Борис и Глеб: история князей, которые отказались убивать жестокого брата и были убиты сами Главная трудность после смерти Великого князя была в том, что 11 его сыновей родились в язычестве, и только двое – Борис и Глеб – были детьми от церковного брака. Возник очень непростой вопрос. Правом на Великое княжение обладает самый старший потомок мужского рода. Но кого именно считать старшим? 06.08.2023 Борисоглебский монастырь в Торжке: творение «русского Леонардо» Новоторжская Борисоглебская обитель, что на высоком правом берегу реки Тверцы в городе Торжке Тверской губернии, — одна из самых древних в России: ей почти тысяча лет! Борисоглебский монастырь в Торжке Борисоглебский монастырь основан преподобным Ефремом Новоторжским около 1038 года, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. История Основатель обители, преподобный Ефрем Новоторжский, был боярином, служил конюшим у святых князей Бориса… 25.07.2022 Борис и Глеб доказали, что Русь крестилась по-настоящему Их позиция, позиция «слабости», даже сейчас вызывает вопросы: почему все-таки не защищались, ведь у них были возможности, дружины, они могли бороться, ведь справедливость, правота была на их стороне! 06.08.2019 Святые Борис и Глеб: князья, которые показали, что в борьбе за власть не все средства хороши Святые мученики страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид), дети равноапостольного князя Владимира — первые прославленные святые новопросвещенной Руси. 06.08.2020 Русский пример святости. Ко дню памяти Бориса и Глеба Борис и Глеб стали первыми из русских, причтенных Православной Церковью к лику святых. Более того, они были прославлены в чине страстотерпцев, которого Церковь до того момента не знала. Причиной этого стало смирение и истинная христианская кротость, с которой братья приняли смерть. Имея возможность взять власть силой, они отказались от кровопролития и братоубийства, предпочтя свою смерть смерти других. |
Недавно в старинном городе Касимове (Рязанская область) пышно отпраздновали очередной юбилей города — 870-летие. Но откуда взята эта дата? Ведь никаких достоверных документов о дате рождения Касимова нет, и город может старше своих 870 лет. Впервые вопрос о дате рождения города поднял протоиерей Владимир Правдолюбов в свой брошюре вышедшей не единожды «Религиозная история Касимова» (первое издание, 1998). Это именно он обнаружил в вышедшем репринтом издании И. Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» (Рязань, 1891), в томе 4 на странице 40 упоминание о надписи на несохранившемся камне при Богоявленской церкви. В этой надписи упоминался Муромский князь Глеб Владимирович как креститель Городца: «Городец сей получил крещение через святого великого князя Глеба Владимировича, престол свой имеющего в Муроме». В надписи есть неточность — великим князем Глеб не был, он даже и жил не в самом Муроме, а рядом с городом. Но, возможно, именно это обстоятельство и подвигло его к путешествиям по окрестностям. Он вполне мог приехать в поселение, в будущем ставшее Касимовым, и окрестить жителей городка. Сын Великого князя Владимира Крестителя князь Муромский Глеб, в крещении Давид (ок. 990-1015) вместе со своим братом Борисом — первый канонизированный Русской православной церковью святой, князь-страстотерпец. Вполне возможно, что князь Глеб, не имевший возможности крестить своих муромчан, не зря прозванных «святогонами», обратил своё внимание на близлежащие земли и, в частности, на Городец Мещерский. Здесь и был основан в те времена древний Богоявленский мужской монастырь, предположительно пришедшими из муромских земель с князем монахами-миссионерами Киево-Печерской Лавры. Поэтому слова, которые были высечены на камне, поставленном близ Богоявленской церкви, что именно здесь в 1010-1015 годах князь Глеб крестил жителей Городца Мещерского в реке Оке, весьма правдоподобны. И это является самым ранним свидетельством о христианах на Касимовской земле. И первое упоминание о Городце стоит в неразрывной связи с памятью о крещении его жителей. |
Почему были канонизированы Борис и Глеб? Борис и Глеб родились примерно в годы Крещения Руси и с самого детства воспитывались в христианской вере. За что же Церковь прославила их в лике святых? 6 августа, 2012 Борис и Глеб родились примерно в годы Крещения Руси и с самого детства воспитывались в христианской вере. За что же Церковь прославила их в лике святых? Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Память совершается 6 августа. …Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории. Чтобы понять первых русских святых, необходимо разобраться в перевороте, который произошел в общественном сознании в X-XI веках после принятия христианства на Руси. Языческое мировоззрение было основано на вере, что в загробной жизни человек будет тем, кем он был на земле. Если умер на коне, навечно будет хозяином. Если умер рабом — навсегда раб. Почетно умереть с оружием в битве и навсегда остаться воином. Сила вызывает уважение. Кто слаб — сам виноват. Отец снабжал наследника только мечом, остальное нужно было добыть самому. При погребении язычников, с покойником хоронили нажитое им имущество, вплоть до кораблей и жен. Все это понадобится в будущей жизни. Владимир-язычник. В.М. Васнецов. Христианство проповедует совсем иной подход. Притча о богаче и Лазаре (Лука, 16:19-31) показывает, что вечная жизнь не зависит от мирских благ. Нищий в раю за смирение, богач в аду за гордость. Нагим человек приходит в мир, нагим и уходит (Еккл.5:14), богатство с собой в могилу не возьмешь. Владимир беседует с греческим философом. Как воспринять эту идею? Как перейти от жажды наживы к нестяжательству? Необходим личный пример. Великий князь Владимир Святой подавал пример своим подданным, отказавшись от гарема, отменив смертную казнь, распорядившись оказывать помощь больным и бедным. Прекратились тризны и захоронения имущества. Крещение Руси. В. Васнецов. Старшие дети Владимира были рождены в то время, когда князь пытался ещё укрепить языческую веру. Страсти тогда кипели нешуточные. Святополк родился от гречанки, бывшей монахини, которую Владимир взял в жены после брата, который им был свергнут с престола. Ярослав родился от Рогнеды Полоцкой, у которой Владимир убил отца и братьев. А затем сама Рогнеда пыталась убить Владимира, приревновав к Анне Византийской. Тогда на глазах четырехлетнего Ярослава Владимир чуть не расправился с бывшей женой. |
Борис и Глеб. Почему они вместе? свв. Борис и Глеб На иконах их принято изображать вместе. Ведь Борис и Глеб были не только единокровными братьями, но и единоутробными, рожденными пятой женой князя Владимира, Анной, болгаркой по происхождению. Вместе они объявили о верности новому князю Киева, которым после внезапной и неожиданной смерти князя Владимира стал Святополк, самовольно занявший киевский престол. Вместе поклялись чтить Святополка «как отца своего». За свое происхождение, за духовную близость князю Владимиру (они как и их отец стали верными христианами), за претензии на княжеский престол вместе приняли смерть, пусть и находились в разных местах. 24 июля 1015 года Бориса был заколот копьями на реке Альте, где по повелению князя Владимира со своим отрядом отражал нападение печенегов. Глеб, совсем еще юный, 5 сентября 1015 года был зарезан собственным поваром недалеко от Смоленска. И Борис и Глеб, в жизни отличавшиеся милосердием и сердечной добротой, воспитывавшиеся в благочестии, даже смерть приняли с христианским смирением и молитвой на устах. Отставленный дружиной Борис, долго молился в своем шатре. Увидя, как к нему поступают подосланные убийцы, произнес: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Святой благоверный князь Глеб, зная о смерти отца, об убийстве брата, о вероломном захвате киевского престола Святополком, предпочел не сопротивляться и принять смерть, чем совершить братоубийство и месть. Обоих братьев, и Бориса и Глеба, мы почитаем святыми страстотерпцами за совершённый ими подвиг братской любви, христианского смирения и послушания. Как пишет Нестор летописец: «Видите, братия, как высока покорность старшему брату? ... Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые». Сразу после убийства Глеба похоронили на месте злодеяния, на берегу Смядыни, а тайно перевезенное в Вышгород тело Бориса погребли у стен храма святого Василия. |
Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святые Борис и Глеб: князья, которые показали, что в борьбе за власть не все средства хороши 2 мин., 05.08.2018 Святые мученики страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид), дети равноапостольного князя Владимира — первые прославленные святые новопросвещенной Руси. Их почитание восходит к первой половине XI века, а общее празднование памяти святым князьям, 6 августа, встречается в месяцесловах с начала XII века. Интересно, что под именами Роман Русский и Давид Польский Борис и Глеб входят в список святых Католической Церкви. Борис и Глеб были младшими сыновьями Киевского князя Владимира Красное Солнышко. Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья принадлежали к самому первому поколению русских людей, воспитанных в христианской вере. Когда они достигли совершеннолетия, отец поставил Бориса князем в Ростов, а Глеба – в Муром. Однажды разведчики донесли Владимиру о том, что на Русь идут степные кочевники печенеги. Великий князь был в ту пору тяжело болен. Понимая, что сам он не сможет встать во главе войска, Владимир вызвал из Ростова Бориса, дал ему в подчинение свою дружину и отправил в поход против печенегов. Вскоре Владимир скончался. В это время в Киеве находился Святополк, старший брат Бориса и Глеба. Воспользовавшись ситуацией, он тут же объявил себя великим князем Киевским. Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего». Коварный Святополк не поверил искренности Бориса и подослал к нему убийц. Борис узнал об этом, но не стал скрываться. Убийцы настигли его, когда он молился в своем шатре на берегу реки Альты. Они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он попросил у своих палачей позволить ему закончить молитву. Помолившись, он обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите и вы службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Так погиб Ростовский князь Борис. |
Учреждена награда Синодального отдела по делам молодежи — медаль святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба 9 сентября 2020 г. 11:29 4 сентября 2020 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла учреждена общецерковная награда Синодального отдела по делам молодежи за вклад в развитие молодежного служения в Русской Православной Церкви — медаль святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим рассказал о духовном значении подвига святых благоверных князей Бориса и Глеба для современных молодых людей: «Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб многими осознаются как покровители православной молодежи. На момент своего подвига Борис и Глеб были молодыми людьми, чей возраст не превышал 30 лет. Их подвиг заключался в крепкой вере и твердом следовании евангельским заповедям, то есть в том, что составляет суть православной молодежной миссии». Владыка Серафим также отметил, что жизнь святых братьев-князей является достойным примером подлинной любви к родной земле, а также сочетания духовного и физического развития. «Будучи воинами, князья Борис и Глеб во главу угла ставили в первую очередь силу духа, а не физическую мощь. Так, князь Глеб, предупрежденный об угрожавшей его жизни опасности, не стал наносить опережающий удар, но всецело положился на Божественный промысл, — сказал епископ Серафим. — Пример братьев-князей, поставивших на первое место доверие Богу и Его Правде, а не властные амбиции, политическую конъюнктуру и междоусобную борьбу, служит ярким нравственным ориентиром для современных молодых людей. Образ жизни и действий святых князей Бориса и Глеба актуален для молодежи при поиске правильного соотношения между силой духа и силой физической». По мнению Его Преосвященства, пример святых Бориса и Глеба имеет важное значение для сохранения духовности в современных христианских семьях. «Вместе со своими сродниками — святыми равноапостольными князем Владимиром и княгиней Ольгой, благоверным князем Ярославом Мудрым — князья Борис и Глеб являют наглядный пример христианского семейства в нескольких поколениях, что также важно для современных молодых людей», — подчеркнул владыка Серафим. |
Св. Глеб. Каменный образок с Таманского п-ова. 1067–1068 гг. (ГИМ) Св. Глеб. Каменный образок с Таманского п-ова. 1067–1068 гг. (ГИМ) В XIV - нач. XX в. существовали мон-ри во имя Б. и Г.: Ушинский на берегу р. Ушны близ Мурома (ранее 1345-1764), в Новгороде «с Загзенья», или «с Гзени» (ранее 1386 - нач. XVII в.), в Полоцке (ранее 1396 - XVII в.), на р. Сухоне в Тотемском у. Вологодской губ. (ранее 1479-1764), в Сольвычегодске (ранее 1498 - XVII в.), в Можайске (2-я пол. XVI-XVII в.), в Переславле-Залесском «на Песках» (нач. XVII в.- 1764), в Суздале (ранее XVII в.- 1764), в Чернигове (1654 - после 1917). В наст. время действующими являются новоторжский Борисоглебский мон-рь, Борисоглебский на Устье муж. мон-рь в пос. Борисоглебский Ярославской обл. (основан в 1363), дмитровский во имя Бориса и Глеба мон-рь (основан в 1388), Аносин Борисоглебский ставропигиальный жен. мон-рь в Истринском р-не Московской обл. (основан в 1823), Борисоглебский жен. мон-рь в с. Водяном Харьковской обл., Украина (основан в 1997). Святые Борис и Глеб. Икона из Зверина мон-ря в Новгороде. 1335 г. (ГИМ) Святые Борис и Глеб. Икона из Зверина мон-ря в Новгороде. 1335 г. (ГИМ) tab А . В . Назаренко, П . С . Павлинов Почитание Б. и Г. в России с самого начала обнаружило 2 составляющие. Древнейшая служба прославляет князей-страстотерпцев преимущественно как целителей: «Божию благодать приимъша, исцеляета болящая», «притекающе к раце ваю, исцеления дары приемлем: вы - божествьная врача еста» и т. д. ( Абрамович. Жития. С. 136). Но уже в похвале святым в СС находим наряду с этим также и представление о Б. и Г. как о заступниках Русской земли и небесных помощниках рус. князей: «Ваю пособиемь и защищениемь князи наши противу въстающая дьржавьно побеждають... вы бо... земля Русьскыя забрала, и утвьржение, и меча обоюду остра, имаже дьрзость поганьскую низълагаем и дияволя шатания в земли попираем» (Там же. С. 49). Святые Борис и Глеб в житии. Икона из Борисоглебской ц. в «Запрудах» в Коломне. Кон. XIV в. (ГТГ) |
Необычные воины: предупреждены, но не вооружены Быть святым — значит приблизиться к Богу. Святость одна, но дороги, к ней ведущие, различны. Борис и Глеб принадлежат к особому чину святых — их почитают как страстотерпцев. 14 мая, 2010 Быть святым — значит приблизиться к Богу. Святость одна, но дороги, к ней ведущие, различны. Борис и Глеб принадлежат к особому чину святых — их почитают как страстотерпцев. 15 мая. Перенесение мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба Быть святым — значит приблизиться к Богу. Святость одна, но дороги, к ней ведущие, различны. Поэтому среди святых мы и находим такое разнообразие. Преподобные, святители, мученики, праведные, пророки, апостолы, блаженные, благоверные цари и князья… Борис и Глеб принадлежат к особому чину святых — их почитают как страстотерпцев. Страстотерпец — дословно «претерпевший страдания» — означает не совсем то же, что «мученик». Мученик — значит свидетель истинности христианской веры, пострадавший за веру и не отрекшийся от Христа под страхом мучительной смерти. Страстотерпец же — это тот, кто пострадал, но не за веру Христову, а по каким-то другим причинам. Как страстотерпца почитают последнего русского императора Николая II — вовсе не за религиозные убеждения расстрелянного большевиками. Страстотерпцами были и первые русские святые Борис и Глеб, погибшие в усобице после смерти их отца — князя Владимира, крестителя Руси. При чем же тут святость? Междоусобица, гражданская война, политический расчет… Первое впечатление от летописных повествований только усиливает сомнение. Борис и Глеб пали жертвами честолюбивых планов старшего брата Святополка, после смерти отца (1015) устранявшего возможных претендентов на власть. До крещения князь Владимир вел разгульную жизнь, имел много жен и наложниц. Дети от разных жен не были дружны, а положение Святополка, старшего сына, формального наследника и, значит, великого князя Киевского, было и вовсе неустойчивым. Владимир не любил его и сыном признавал не вполне: родившая Святополка гречанка была уже беременной, когда досталась князю «в качестве трофея» от убитого им брата Ярополка. Таков был Владимир Красно Солнышко до крещения. Таковы были феодальные порядки на Руси. |
Борис и Глеб пожертвовали собой ради других. Они погибли, но их светлый образ спас от братоубийства немало Рюриковичей. Их жертва не была напрасной. В XX веке были другие русские святые страстотерпцы. А именно Николай II и его семья. Николая тоже часто обвиняют в том, что он слабый политик. Но опять же для Церкви и Бога важней, чтоб человек был хорошим. Не все могут быть сильными политиками, но все могут быть хорошими людьми. Интересно, что, отрекаясь, он руководствовался примерно теми же мотивами, что и святые братья-страстотерпцы: он не хотел братоубийственного противостояниями между россиянами. Убили святое царское семейство большевики, антиподы страстотерпцев. Если Николай II хотел избежать гражданского противостояния, они наоборот призывали к гражданской войне. Если Борис и Глеб предпочли подчиниться законному правителю, большевики (как и другие марксисты) призывали к восстанию против правителей. К чему это привело, мы помним. Хочется надеяться, что светлый образ страстотерпцев будет и в будущем останавливать братоубийства. А в тех случаях, если междоусобица началась, постараемся помнить, что почти всегда можно договориться и прийти к компромиссу. Святые Борис и Глеб, молите Бога о нас! Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Re: О значении подвига братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба ///////////При этом князем он стал после убийства своего старшего брата Ярополка. И одной из первых жен его стала вдова Ярополка. От нее и родился его старший сын - Святополк.////////////Более того, Святополк был сыном Ярополка, а не Владимира, ибо когда Владимир убил Ярополка и взял его жену, та уже ждала ребёнка от Ярополка ( " залежал непраздной " , т.е. беременной, как сказано в летописи). Так что Владимир был не отцом, а лишь отчимом Святополка, не здесь ли кроется та ненависть, которую Святополк питал к Владимиру (убийце своего отца, надругавшемся над его матерью) и к сыновьям Владимира? |
Святой благоверный князь Глеб Благоверный князь Глеб, во святом Крещении Давид, является одним из первых русских мучеников - страстотерпцев; он пострадал вместе со своим братом князем Борисом (во святом Крещении Романом). После убийства святого Бориса Святополк Окаянный послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени их отца, великого князя Владимира, для того, чтобы коварно убить возможного претендента на Киевский престол. Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, настигшее его у Смоленска, не остановило святого, не ожидавшего такого злодейства со стороны его брата Святополка. Недалеко от Смоленска убийцы настигли ладью Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его совсем еще юную жизнь. По приказу убийц повар Глеба перерезал ему горло. Тело князя было погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска, " между двумя колодами " , т. е. в простом деревянном гробу († 1015). В 1019-1020 гг. могилу святого Глеба разыскал его брат Ярослав, и тело, оказавшееся нетленным, было перенесено в Вышгород Киевский и погребено рядом со святым князем Борисом. Затем мощи братьев были перенесены (память 2 мая ) в церковь во имя святителя Василия Великого, где у гробницы святых страстотерпцев совершались многие чудеса. Митрополит Киевский Иоанн составил службу князьям-страстотерпцам и установил им совместное празднование 24 июля, которое и свершается с первой половины XI века. Русская Церковь издревле почитает братьев-страстотерпцев, которые постоянно оказывают молитвенную помощь своей родной земле, особенно в годины тяжелых испытаний. Так, перед Невской битвой в 1240 году святые страстотерпцы Борис и Глеб явились в видении одному из воинов святого благоверного князя Александра Невского (память 23 мая, 30 августа и 23 ноября) и помогали русским во время сражения. Летописи полны сказаний о различных благодатных проявлениях, засвидетельствованных около их гробницы, и об одержанных с их помощью победах. В честь князей-страстотерпцев возводились многие храмы и монастыри в разных концах России. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. |
| |