«Святополк же приде нощью к Вышегороду и отай призва Путшю и вышегородьскыя боярьце, и…рече имъ: ….убийте брата моего Бориса» 5 . Летописец поименно назвал убийц: «Путьша, Талець, Еловичь, Ляшько, отець же ихъ сотона» 6 . С. М. Соловьев причину того, что Святополку понадобилось отправиться в Вышеград, чтобы там отыскать и нанять убийц, находил в том, что по его «освобождении из темницы Владимир уже не отдал Святополку волости Туровской… а посадил его где-нибудь подле Киева, чтоб удобнее наблюдать за его поведением, и что новая волость была именно Вышгород, куда теперь Святополк и обратился к старым своим слугам, которые были готовы сложить за него свои головы» 7 . Убийцы пришли на Альту, когда Борис в своем шатре пел и читал заутреню Убийцы пришли на Альту в ночное время, когда Борис в своем шатре пел и читал заутреню. Узнав о приближении подосланных братом убийц, он, согласно Начальной летописи, перед образом Спасителя помолился и о брате: «Господи Иисусе Христе! Иже… приемь страсть грех ради наших, тако и мене сподоби прияти страсть. Се же не от противных приимаю, но от брата своего, и не створи ему, Господи, в сем греха. И помолившюся ему, и вьзлеже на одре своемь. И се нападоша на нь, акы зверье дивии… и прободоша Бориса и слугу его... Бяше бо отрок сь родомъ угрин, именем Георгий, егоже любляше повелику Борис... Избиша же отрокы многы Борисовы. Георгиеви же, не могуще сняти вборзе гривны с шеи, и усекънуша главу его и тако сняша гривну ту, а главу отвергъше прочь, темже не обретоша послеже тела его в трупьи» 8 . Смертельно раненого Бориса убийцы на телеге привезли в Вышгород, и Святополк Окаянный, узнав, что брат его еще дышит, послал двух варягов, чтобы те добили его. После убийства Бориса Святополк задумал погубить Глеба, его брата не только по отцу, но и по матери, болгарыне, и оттого, очевидно, особенно близкого ему, — опасаясь мести с его стороны за кровь Бориса. Он велел передать ему приглашение поскорее прибыть в Киев ввиду тяжелой болезни отца. И Глеб с малой дружиной отправился из Мурома в Киев не прямым путем, который вел через землю непокорных киевским правителям вятичей, а в обход — до Волги, затем вверх по ее течению, далее волоком до верховьев Днепра и вниз по Днепру. Близ Смоленска, на Смядыне, к нему пришла весть из Новгорода от Ярослава:

http://pravoslavie.ru/157804.html

Издания: а. Сказание и страсть, и похвала святую мученику Бориса и Глеба·. (Макарий [Μ.П. Булгаков]). Три памятника русской духовной литературы XI в.//ХрЧт. 1849. С.377–407 (editio princeps); Бугославский С.А. Святые князья Борис и Глеб в древнерусской литературе. 4.2: Тексты//УнивИзв. 1915. Ноябрь-декабрь. С. 1–16; 1916. Апрель. С. 17–64; Май-июнь. С.65–96; Июль-август. С.97–128; Сентябрь-октябрь. С. 129–144; 1917. Январь–февраль. С. 145–168 (научное изд., раздельно по редакциям либо спискам); Бугославський С.А. Ykpaiho-pycьku пам’ятки XI–XVIII вв. про Бориса та 1928. С. 1–178 (ПМПДУ. Вип.1) (все важнейшие списки и редакции; очень редкое изд.); Абрамович Д.И. (прим. 119). С.27–66 (критич. текст) (перепеч.: Die altrussischen hagiographischen Erzählungen [прим. 119]); Успенский сборник (прим. 161). С. 58–71 (Сказание о Борисе и Глебе: факсим. воспроизвел. житийных повестей из Сильвестровского сборника (2-я пол. XIV в.). Μ., 1985.) [Revelli G. Monumenti letterari su Boris e Gleb. Genova, 1993. P. 1–579 (раздельное и наиболее полное по охвату рукописной традиции издание Сказания о сев. Борисе и Глебе, по 133 спискам, и Сказания чудес, по 27 спискам). – Прим. изд. (А.Н.)]; нем. перев.: Benz Е. (прим. 678); S.54–73 (с пропусками, опущены чудеса); Graßhoff Н. (прим. 1250). S.94–114 (полный текст, но без чудес; более качественный перевод); итал. перев.: Revelli G. Boris е Gleb: Due protagonosti di medioevo russo. Albano Terme, 1987. P. 13–46; б. Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба: (Макарий). Сказание преп. Нестора о житии и убиении благоверных князей Бориса и Глеба//ПрСоб. 1858. С.583–604 (editio princeps); Бугославський С.А. Ykpaiho-pycьku пам’ятки. С. 179–206; Абрамович Д. А. С. 1–26 (критич. текст) (перепеч.: Die altrussischen hagiographischen Erzählungen) [Revelli G. Monumenti letterari... P.581– 702 (по 23 спискам). – Прим. изд. (А.Н.)]; нем. перев.: Onasch К. Altrussische Heiligenleben. Wien, 1978. S. 64–83 (сокращенный перевод с изд. Абрамовича); итал. перев.: Revelli G. Boris е Gleb... Р.46–74; в. Проложное житие (древнейшая из четырех редакций, возникла до 1116 г.): Абрамович Д.И. С.95–97 (перепеч.: Die altrussischen hagiographischen Erzählungen); проложное чтение о перенесении мощей 11 августа 1191 г.: там же. С. 109; г. Службы, паремия, похвала (см. в разделе о богослужебных сочинениях).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большевики - всего лишь слепое орудие истории? Не согласна. Ирина 17 июля 2015, 14:53 Прекрасная статья! Большое спасибо. Страстотерпец Царь Николай, моли Бога за свою Россию и за свой народ. гость 17 июля 2015, 14:52 Владимиру (2015-07-17 13:48) А что делали большевики до 1917 года? Какие у них были цели? Они же не в 1917г. появились. Большевики сознательно работали на поражение России в Русско-Японской войне и в Первой мировой войне. У большевиков и лозунг был о превращении войны " империалистической " в гражданскую. Уничтожение Российской Империи - это была постоянная цель большевиков, о чём они и пели, исполняя " Интернационал " . Глеб 17 июля 2015, 14:45 но все-таки как быть с распутиным. это пятно было и от этого никуда не деться. Олег Стожков 17 июля 2015, 14:17 Большое спасибо за статью! Как трудно разделять, что Богово, а что - кесарево. Как ни трудно кому-то это слышать, но Февраль был раньше Октября. " Всюду ложь, трусость и измена " - не про тех ли, что забыли русскую речь, но не забыли почести. Как важно учесть уроки и духовные, и исторические. Владимир 17 июля 2015, 13:48 Отличная статья. Когда я учился в школе, еще советской, нас учили что большевики затеяли всю эту революцию. Потом в 90-х стало модным ругать большевиков и оплакивать белогвардейцев. Когда же я сам начал интересоваться этим вопросом, то с удивлением узнал, что царя предали как раз таки те самые белогвардейцы. Большевики не свергали царя, они свергали временное правительство. Ну а справедливость случилась в итоге в том, что большинство из предавших разделили участь того, кого предали. Плюс 10 млн. погибших в годы гражданской войны - такова цена предательства. Георгий Сегал 17 июля 2015, 13:33 Сразу смутил заголовок о том чья вина если человека привязанного к дереву сгрызли волки. Волка или того, кто привязал. Вопрос некорректный, так как есть еще и третье лицо в этой ситуации, а именно человек которого привязали. Если это сделали, наверняка есть на то причина. И рассматривать в качестве виновника в смерти нужно всех.

http://pravoslavie.ru/80731.html

Неожиданные смыслы древнерусской святости. Юродивые Христа ради: диссиденты или нет? Протоиерей Константин Костромин Кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии. Подпишитесь на наш Телеграм Все ли мы знаем о древнерусских святых? Почему-то монахи иногда были яркими общественными деятелями, князья чуть ли не массово канонизировались,  страстотерпцы Борис и Глеб стали наиболее почитаемыми, а в лике мучеников, напротив, не был прославлен почти никто. О загадках и ребусах древнерусской святости рассказывает церковный историк протоиерей Константин Костромин — кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии. Смотрите ролик или читайте расшифровку: Сегодняшний наш разговор о древнерусской святости пойдет об одном из самых пререкаемых и необычных типов святости — о древнерусском юродстве . Надо сразу сказать, что в нашем расхожем представлении, как правило, термин «юродивый» сходен с понятием «блаженный». Это не совсем верно. Вообще в принципе понятие «юродивый» — урод (это в современном русском языке аналог этого слова) отличается от понятия блаженство как счастье. И поэтому, скажем, блаженная Ксения Петербургская не является в чистом виде юродивой, она не ведет себя как типично юродивый, вызывающий. В то же время не всякий юродивый в прямом смысле является блаженным, блажен человек, который ведет достаточно спокойный образ жизни. Юродивый, как правило, человек с очень активной жизненной позицией, или, по крайней мере, предполагается таковая. И здесь одна из главных проблем и загадок, связанных с этим типом святости, поскольку о юродивых известно достаточно мало, а жития их лаконичны и не имеют каких-то ярких подробностей. Зачастую это только несколько эпитетов, которые показывают, кто перед нами. Они его обозначают. Георгий Петрович Федотов обращал внимание на то, что преподобные очень часто зовутся юродивыми, а юродивые преподобными, но прежде всего в ту эпоху, в которой оскудевает святость благоверных князей. Он посчитал, что это некое преемство, когда потребовался своеобразный социальный протест, в тот момент, когда княжеская власть перестала проявлять себя в прежнем виде.

http://blog.predanie.ru/article/neozhida...

Соборование, а потом и причащение, как мне показалось, длились долго. Борис Сергеевич не сразу смог проглотить Святые Дары. Было ощущение, что время остановилось и сейчас на свете происходит самое главное, а все мы, стоящие и молящиеся у постели уходящего в вечность человека, – только свидетели. И не просто свидетели, а те, кому в эти минуты дано увидеть и узнать что-то очень важное. Он вдруг протянул руки к кому-то незримому, кого видел перед собой «А вдруг не сможет проглотить Святые Дары? – мелькнуло в голове. – Что тогда? Господи, помоги!» Но он проглотил, запил, и, когда отец Никодим стал читать положенные после всего молитвы, Борис Сергеевич вдруг протянул руки к кому-то незримому, кого видел перед собой, медленно обнял и как бы привлек, прижимая к груди. Руки его мне показались в тот момент – возможно, из-за худобы – чересчур длинными. Два раза очень медленно проделал он это движение. Воистину мы были свидетелями тайны, которая вершилась у нас на глазах. Когда, вернувшись домой, я позвонила, чтобы узнать о состоянии Бориса Сергеевича, Олег сказал, что после причастия отец сразу успокоился и больше не проявлял признаков страданий. Через сутки, 5 августа, когда я пришла в храм на вечернюю службу, то увидела на аналое праздничную икону Бориса и Глеба. Помолившись о воине Борисе этим двум святым воинам, поблагодарила Господа, что явил нам Свою милость. После вечерней службы позвонила Олегу. «Папа умер, – тихо произнес он, – только что. Под свои именины, завтра – Борис и Глеб». И тут до меня дошло, что это они, воины-страстотерпцы, не оставили своим покровительством воина Бориса, который всю свою жизнь отдал служению Родине и людям. Приняли его душу, уходящую в вечность. Вечная память рабу Божию воину Борису! Благодаря таким людям мы и живем на свете. Борис Сергеевич Лихачев с внуком Олегом. 1993 г. Рейтинг: 9.8 Голосов: 294 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анна 30 мая 2023, 13:52 Доброго времени суток, уважаемые читатели! Приступила к чтению рассказов на данном сайте после прочтения первого тома. Знаете? Каждый день хотелось читать следующий рассказ первого тома, здесь - та же ситуация. Захватывающий рассказ. И всё по-простому написано, душевно. Рекомендую к прочтению первую книгу " Несвятые святые " . Там много рассказов, где присутствуют разные человеческие поступки. Какие-то поступки героев заставляют задуматься, а какие-то вызывают улыбку. Ещё и иллюстраций много - это радует! Ну а теперь вернусь к данному рассказу. Радует наличие важных исторических событий, персоналий.А ещё при прочтении видишь обыкновенные события - знакомство с другими людьми, их впечатления.

http://pravoslavie.ru/77171.html

Художественная чуткость, космическое и соборное чувство и глубоко мистический подход к жизни составляют специфически «женские» черты русского духа. На своих вершинах русская литература показывает, что именно русская женщина представляет человеческий тип в своей полноте, – больше, чем русский мужчина. В советских романах, читая между строк, можно уловить, что русская женщина остается главной опасностью для «бесчеловечных» марксистских структур. Женщина – хранительница нравственных и религиозных ценностей. Два первых русских святых, канонизированных Церковью – благоверные князья и страстотерпцы Борис и Глеб, – прославляются за чрезвычайно русскую форму непротивления злу. Если в открытом бою зло почти всегда одерживает верх, то при терпеливом сопротивлении со временем зло как бы стирается. Если мужчина ожесточается против страдания, то женщина поддается ему, а ведь выживает именно тот, кто лучше его переносит. Мудрость одной древней цивилизации, не принадлежащей к типу мужественных, возвещает устами Лао-Цзы: «Тот, что мягче, берет верх над тем, что тверже: вода над скалой, женское начало над мужским». Точно так же и Христос выражает духовный принцип, когда говорит: «Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ); Он отвергает мужское решение вершить дела при помощи меча, так же как отбрасывает три искушения в пустыне, и выбирает принесение Себя в жертву – образ Агнца, ведомого на заклание. Для мужчины жить – это завоевывать, бороться, убивать; для женщины – рождать детей, поддерживать, охранять жизнь, отдавая себя. Мужчина отдает себя, чтобы одерживать победу; женщина спасает, принося себя и в жертву и в дар. Мужские, прометеевские цивилизации взлетают, как метеоры, и быстро гаснут, как, например, Римская. Восточные цивилизации, несмотря на сложные исторические формы и противоречивые фазы внутреннего развития, в целом отводят больше места женским жизненным ценностям, поэтому историческое существование длится очень долго 2 . 5. «Ева» в точном смысле слова означает «жизнь», но тот, кто с пророческой прозорливостью дал это имя, имел в виду нечто большее, чем простое биологическое продление рода, большее, чем «печать обещанной благодати», большее, чем предвидение того, что из этого рода произойдет «царица в Офирском золоте» ( Пс.44:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

     Сегодня архиереи, старцы, пастыри призывают нас чтить подвиг новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. Это чистая линия, наследование которой возрождает силы и отрешает от всего губительного русский народ. Сегодня расцветают династии новомучеников, прославленных поименно и не прославленных, но ведомых Богу. «Праведник яко финикс процветет…» Первыми русскими святыми стали страстотерпцы Борис и Глеб. Их подвиг до сих пор вызывает недоумение утративших веру во Христа соотечественников: «Что, просто дали себя убить?» Не просто… Попробуй-ка сам произведи над собой хотя бы мысленно такой эксперимент – душа твоя переродится! Это то, что открывается любому христианину в опыте покаяния. Таинство исповеди – в некотором смысле всегда готовность на смерть. Своего глупого «я». Подвиг новомучеников – колоссальная в масштабах всей страны покаянная встряска, когда все второстепенное, пустоцветы мира сего осыпаются, и тем насыщеннее и прекраснее плодоносят укорененные на Лозе (см.: Ин. 15:5). Спелые гроздья Церкви Христовой, потоптанные в точиле гонений XX века, обратились в некогда молодое, а ныне уже настоявшееся вино. Отведав коего, никто не захочет уже тотчас молодого (см.: Лк. 5:39). Не есть ли все 70 лет советского плена – процесс разложения старых мех, не выдержавших молодого вина? Ведь ничего прошедшего проверку временем советская бодрая жизнестроительная активность не создала. Все обернулось к самоуничтожению системы, увлеченного пропагандой народа. И эти убийственные маховики крутятся до сих пор. В той же культивируемой государством индустрии абортов и прочих формах латентного геноцида, запущенного еще в годы большевистско-советской расправы с русским народом. Семья протоиерея Глеба и матушки Лидии Каледы 1975      Сегодня встает вопрос о возвращении к традиции. Вино подвига новомучеников, не увязших, подобно богоборцам, в аду, а восходящих и ныне к Богу от силы к силе, со временем становится лишь животворнее. Как расцветают сегодня династии новомучеников, прославленных поименно и непрославленных, но ведомых Богу, плодоносят духовно, являя плоды монахов и священников, многочадных и в смысле кровного, и в смысле духовного потомства.

http://pravoslavie.ru/95609.html

Но — повторяю — и с ним происходит то же чудо, как с другими народниками, и он превращается в истинного поэта, и его увлекает та же великая, божественная сила любви к народу. Все, что Глеб Успенский говорит о гармонии, о красоте земледельческого быта («Власть земли»), — превосходно. Это настоящий комментарий к одной из лучших песен Кольцова — «Урожай». Все это вытекает не из политико-экономических соображений, а из творческого духа поэта, близкого к народу. Здесь Успенский как будто преодолел вечный аскетический «стыд красоты» и сердцем понял, что она — не эпикурейство, не роскошь, а живая потребность всех людей, одна из глубочайших основ народной жизни, как и всякой целостной жизни. Вы вдруг с невольным удивлением чувствуете, что Гл. Успенский, между прочим, и за красоту любит народ, за красоту и гармонию его величаво-патриархального быта. Да, всю жизнь этот современный интеллигентный человек путешествовал из конца в конец России, наблюдал, жадно прислушивался к разговорам мастеровых, монахов, землепашцев, раскольников, деревенских кулаков, нищих и, всюду тревожный, скорбный, ничем не удовлетворенный, искал он, как поэт, как научный исследователь, правды Божьей в русском народе конца XIX века. Правда Божья! Если бы он никогда не переводил этих двух великих народных слов на интеллигентный утилитарный язык, разумея под ними одну только правду земную, одну только правду социальную и экономическую, оторванную от правды Божьей. У народа эти две правды слиты в одно нераздельное целое, и такими нераздельными являются они в лучших произведениях Глеба Успенского, например, в очерке «Парамон Юродивый». В провинциальном городке, в обыкновенную буржуазную семью приходит человек не от мира сего, юродивый Парамон, настоящий угодник Божий из народа. Сытые, тупоумные чиновники боятся или презирают его. Но дети изумлены, очарованы его силою, подвижническим терпением, нежностью, его поэзией и красотою. Вот — величайший образ, созданный Гл. Успенским. Искатель правды Божьей, страстотерпец, удрученный железными веригами, долго этот младенчески-кроткий и суровый образ русского народа не изгладится из нашей памяти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

Но стихийная природа дохристианских народных верований имела и положительный аспект. Она дала возможность развиться тому чувству близости Бога, близости Христа, Господа–Батюшки, который присутствует не где–то в заоблачных высях, а здесь, на земле, с людьми. Христос помогает и сострадает им. Это чувство естественной и непосредственной близости Христа стало основой русской святости, в целом лишенной страсти и порыва, свойственных западному христианству. Киевский период был самым воинственным в истории Руси: дружины князей штурмовали Византию; воины–язычники пили из черепов поверженных врагов. В этот момент на Русь пришло христианство, и Русь откликнулась на этическую сторону евангельского учения. В отличие от германцев, она восприняла Христа не как вождя, а как «Милостивца». Конечно, отнюдь не всегда христианские нравственные законы работали в полную силу, языческое прошлое все время давало о себе знать в народном сознании (что привело к существованию понятия двоеверия применительно к Руси — сочетания христианской веры и языческих верований), и проявляется оно вплоть до наших дней. Столкновение жестокого и воинственного язычества со светлым и исполненным любви духом христианства привело к борьбе, первыми героями и мучениками которой народ справедливо почитает князей Бориса и Глеба — сыновей Владимира. Свв. Борис и Глеб (оба ум. в 1015) Когда должен был решиться вопрос, кто будет наследовать Владимиру, один из его сыновей — Святополк — решил захватить великокняжеский престол, насильственно устранив своих братьев Бориса и Глеба. Борис на предложение дружины начать борьбу ответил: «Не подниму я руку на брата старейшего, он мне вместо отца». Это было первое истинно христианское слово, прозвучавшее на Руси. Дружина покинула князя, считая его слова проявлением слабости. Когда убийцы пришли к Борису, слуги, как рассказывает житие, плакали и говорили: «Милый наш господин, дорогой! Ты не хотел противиться брату любви ради Христовой!» Борис был убит, такая же участь постигла и юного Глеба. Русь оценила их смерть как мученичество за веру и причислила братьев к лику святых. Христианская кротость и смирение князей–страстотерпцев помогали русскому народу в течение веков сохранять терпение и мудрость в самые трудные исторические моменты. Просветительская деятельность Ярослава Мудрого

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

“Сказание” употребляет все свое немалое искусство, чтобы изобразить их человеческую слабость, жалостную беззащитность. Оно ярко рисует мучительную трудность отрыва от жизни, горечь прощания с этим “прелестным светом”. Не об отце лишь плачет Борис, но и о своей погибающей юности. Еще более поражает в “Сказании” своим трагическим реализмом смерть Глеба. Здесь все сказано, чтобы пронзить сердце острой жалостью Юная, почти детская жизнь трепещет под ножом убийцы (как характерно, что этим убийцей выбран повар), и ни одна черта мужественного примирения, вольного избрания не смягчает ужаса бойни — почти до самого конца. Глеб до встречи с убийцами, даже оплакав Бориса, не верит в жестокий замысел Святополка. Думается, в полном согласии с древним сказателем, мы можем выразить предсмертную мысль Глеба: всякий ученик Христов оставляется в мире для страдания, и всякое невинное и вольное страдание в мире есть страдание за имя Христово. А дух вольного страдания — по крайней мере, в образе непротивления — торжествует и в Глебе над его человеческой слабостью в “Сказании”, очищенная от морально практических приложений, даже от идеи мужественного исполнения долга (для этого нужно было подчеркнуть человеческую слабость), идея жертвы, отличная от героического мученичества, выступает с особой силой». Федотов «Святые Древней Руси». Перевод «Сказания» — Лихачев Д. С. О Борисе и Глебе: Федотов Бибихин в связи с русской государственностью в п. 24–29 книги «Узнай себя» Топоров В. Н. «Идея святости в Древней Руси. Вольное страдание как подражание Христу. “Сказание о Борисе и Глебе”» Группа Вконтакте Facebook группа Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу Сказание о Борисе и Глебе — один, но не единственный из цикла памятников, посвященных первым русским святым — князьям-страстотерпцам Борису и Глебу. Среди исследователей нет единого мнения о времени создния памятника: называют середину XI или XII века, неизвестен и автор Сказания, хотя среди авторов цикла произведений о Борисе и Глебе упомянут известный летописец Нестор.

http://predanie.ru/book/72284-skazanie-i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010