Как видим образ народа-страстотерпца все более явственно проступает в этих текстах, последние штрихи к этому образу добавляет, пожалуй, «Келейный летописец». В нем праведный Ной является читателю как первый землепашец, не только изобретший соху, лемех и плуг и придумавший, как пахать землю на волах, но и испросивший у Бога своими молитвами и жертвами новое благословение для земли «сего бо ради угодника Своего Бог благослови землю, юже Адама ради проклял бе» 17 . В приведенном фрагменте присутствует, очевидно, скрытое противопоставление праведного Ноя сыновьям Каина, изобретшим всякие ремесла и искусства, ибо одно только земледелие подлинно праведно «прочии же художества не без греха бывают: овыи лгут, овыи крадут, овыи обольщают, земледельство же от пороков таковых чисто», и только одно оно «от труда рук своих, и от пота лица своего имать свое препитание праведное и богоугодное, яко никогоже обидящее, паче же от всех обидимое: ибо толь многими данми отягощаемое и от сильных насилуемое» 18 . В подтверждение сказанного святитель приводит слова преподобного Симеона, Христа ради юродивого: «Между простыми людьми, в весех жительствующими и делающими землю, иже в незлобии и правоте сердца своего жительствующе, ни когоже хулят, ни обидят, но от труда рук своих в поте лица едят хлеб свой: между таковыми мнози суть велицыи святии; видех бо я приходящия во град, и причащающиися Тела и Крове Христовы, и бывающия, яко злато чисто» 19 . Это злато святости, испытываемое в горниле страданий, так же, как и первых русских страстотерпцев Бориса и Глеба, святитель вспомнит еще раз в предсмертном труде – «Розыске о раскольнической Брынской вере», – где во всеуслышание назовет время свое «лютым» и уже не просто обратится, как раньше, к пастве своей, но скажет слово от ее лица, то есть заменит «вы» на «мы»: «мы же, в градех и селех лютым временем утесняеми, есмы яко злато истое, в горниле огнем бед искушаемое и очищаемое 20 ... О коль мнози и ныне страждут неповинные, во узах держими, мучими, озлобляеми, убиваеми, и иже на правежах биеми до смерти; вси тии в невинности своей, мученики суть Христовы, иже аще и не за Христа страждут, обаче за самую невинность свою Христу суть любезни, и мученическаго венца от Него сподобляеми; якоже сподоблени суть святии страстотерпцы Российстии Глеб и Борис и святый Димитрий Царевич, иже аще и не за Христа пострадаше, обаче со святыми мучениками прославишася: сице и сии, иже и ныне неповинне страждущии, мученики суть» 21 . 3

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

- Это кто? - Где? А, это... Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Замоскворецкий от удивления свистнул. - Эй, соловей-разбойник, не свисти пред честными иконами-то. - Слушай, дед, а их правда одного в шатре, а другого в лодке убили? - осипшим голосом спросил Замоскворецкий. Архипыч кончил кропить комнату, убрал бутыль со святой водой в аналойный шкафчик и ответил: - Сущая правда. Иш ты, начитанный какой. Тебя что-то удивляет? - Да нет, ничего не удивляет, - Замоскворецкий попробовал улыбнуться, но это у него плохо получилось. - Теперь уже ничего не удивляет. Я их видел недавно... И очень вовремя видел. Мне это помогло... Не знаю, как сказать. Архипыч понимающе кивнул головой: - Бывает. Ладно, ложись, отдыхай, духовидец. Давай вот сюда, на тахту, а я на раскладушке устроюсь. Тебе теперь покой нужен. - Покой нам всем нужен, - пробурчал Замоскворецкий, с трудом перебираясь из кресла на видавшую виды тахту. - Слышь, дедок, а, может, мне в монахи податься? - Эва, куда хватанул!.. Впрочем, если ты от Бога - монах, то непременно подашься, дай только срок. - Расскажи про себя немного, Архипыч. Дед вздохнул: - Что ж рассказать-то? Вот живу тут, почитай, почти век. Раньше эта доходная половина дома со всеми квартирами сестре моего отца принадлежала, моей тетке значит. А я с родителями в Ростове-на-Дону жил, особняк наш стоял на улице Зеленой, дом номер восемь. Сюда мои родители в двадцать втором году переехали, когда наш ростовский особняк красные отобрали. Мне тогда всего годик был. Тетка моя, ясное дело, прав на дом лишилась, но комнату эту ей домком оставил. Пожалели барыню, потому что председатель домкома " редиской " был. Вот тут мы вчетвером и ютились. - Какой редиской? - " Редиска " - значит сверху красный, внутри белый. Понятно? - Ага. Стало быть, ты из благородных! А чего же речь у тебя, как у сибирского валенка? Где ты так наблатыкался? - Это я с годами выработал, - Архипыч радостно рассмеялся. - Без этого не выжить было. С деревенским говором я в стране советов себя как-то уверенней чувствовал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2105...

Тут вдруг из совершенно ясного голубого неба полетели крупные сверкающие капли «солнечного дождя», что очень часто происходило во всё время того майского паломничества, и мы переместились под ажурный навес у апсиды храма. Надписав книгу, отец Димитрий сказал: – Кстати, мы стоим сейчас у древнего колодца, в котором, по преданию, и были сокрыты мощи святых Бориса и Глеба. В XIX веке пытались найти их, осушили колодец, но ничего не обнаружили. Заметили, впрочем, что в сторону алтаря, под стену храма, уходит каменный свод, который побоялись тронуть, опасаясь обрушения стены. Сам колодец был глубиной до 20 метров, а в настоящее время он полностью засыпан. Возможно, мощи святых находятся именно здесь – не исключено, что под алтарем. По крайней мере когда мы восстанавливали храм, то со всей тщательностью исследовали всю территорию вокруг, но ничего не обнаружили... Мы постояли молча, словно прислушиваясь к чему-то далекому, таинственному, и какая-то светлая грусть вдруг тронула сердце. На обратном пути, переполненные впечатлениями, мы не уставали поражаться случившимся событиям, а Алексей два раза подряд высказал предположение, что все эти нелепые задержки в пути случились именно для того, чтобы он смог встретиться с отцом Димитрием, которого на время совсем потерял из виду. – Ну, теперь-то я надеюсь чаще видеть его, – все повторял он. – Буду приезжать к нему сюда, помогать чем-то, а может, и послужить удастся – храм-то какой, за счастье почту хоть разок здесь послужить! Ехать недалеко, да и вообще, дорога теперь хорошо запомнилась… А главное, Борис и Глеб настолько удивительные святые! Да еще и первые русские! Я снова раскрыла книгу… «...Среди славного лика святых в сердце русского народа князья-страстотерпцы занимают особое место. И хотя они не были замучены за исповедание своей веры, а стали жертвами политических амбиций, поражает сходство их невинной смерти со страданиями Спасителя. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст своих; как овца веден был он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен...” (Ис. 53, 7)».

http://pravoslavie.ru/153777.html

– Попытаемся, – сказал отец диакон, – ведь никакого другого храма нет пока в поле видимости. Но добрались мы до него неожиданно легко и быстро, хотя дорога, к нему ведущая, оказалась очень своеобразной: чуть ли не в тоннеле из-за тесно стоящих деревьев с одной стороны и земляной стены склона – с другой; совсем узкая – двум машинам никак не разойтись – и крутая: забирала резко в гору. Размышляя о том, куда приведет нас эта загадочная дорога, и весьма опасаясь встречного движения, мы тем не менее вмиг очутились на вершине горы и въехали прямо во двор храма! Никого не было видно вокруг, и только какая-то женщина подметала веничком каменное крыльцо. – Во имя кого построен этот храм? – спросил Алексей, выйдя из машины и пасхально поприветствовав ее. – Вообще-то мы ищем храм, посвященный Святым Борису и Глебу. – Ну, так вы как раз к ним и приехали, – мягко улыбаясь, ответила женщина. Невероятно! Первый храм, который оказался на нашем непростом, в буквальном смысле слова извилистом пути, был именно тот, который мы так долго искали! И хотя в Вышгороде есть несколько церквей, мы их даже не увидели. И мы словно намеренно пересекли весь город и выехали даже на другой берег Днепра, чтобы увидеть этот храм во всей его красе: на самой высокой точке Ольгиной горы, над синими водами Киевского водохранилища, – с блестящими покатыми кровлями, сверкающим на солнце куполом и устремленной к небу колокольней! Издалека он выглядел как маленький сказочный з а мок, где живут два прекрасных царевича-князя, которые, конечно же, будут рады стать верными друзьями каждому, кто искренне и чистосердечно этого пожелает. А вблизи храм стал вдруг походить на большой корабль с наполненными ветром парусами двух сильных мачт, уверенно и спокойно держащий курс к заданной цели. Это сходство как нельзя более удачно дополняло сверкающее на его фоне Киевское «море» – водохранилище. Мы вошли в храм... Два юных древнерусских воина, облаченные в плащи и кольчуги и вооруженные мечами, смотрели на нас с большой, в полный человеческий рост, иконы. Она стояла прямо напротив входа, на полу, и было живое ощущение, что святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб сами вышли нам навстречу...

http://pravoslavie.ru/153777.html

Наконец, на берегу реки Альты, на том месте, где был убит Борис, произошло последнее жесточайшее сражение. Ярослав перед сим сражением так молился Богу: «Кровь невинных братьев моих вопиет к Тебе, Владыко Боже мой! Молю Тебя, отмсти за кров праведников сих; как отмстил Каину за кровь Авеля, положив на нем трясение, так положи трясение и на сем брате моем Святополке, чтобы не мог он больше проливать братней и христианской крови». За тем обратился с молитвою к св. братьям-мученикам: «Братья мои, святые Борис и Глеб, помогите мне на гордого сего убийцу!» Тогда как Ярослав одушевлялся правотой своего дела, Святополка, как ни было ожесточено его сердце, не могло не смущать самое место его преступления. Три раза возобновлялась битва упорная и жестокая; наконец Святополк пораженный обратился в бегство. На него напало расслабление; так что он не мог сидеть на коне, и воины принуждены были нести его на носилках; его объял ужас, так что терзаемый тоской, видимо никем не гонимый, а гонимый невидимо небесным гневом, он беспрестанно слышал за собою мнимую погоню, т. е. ему везде все чудилось, что его преследуют; «бегите»! кричал он своим воинам, «гонятся за нами». Несколько времени скитался он таким образом по разным странам и наконец умер в безумии далеко за пределами отечества – в степях Богемии, заслужив проклятие современников и прозвание «Окаянного». Мучимый бесом, умер он, пишется в Четьи-Минеях, телом вместе и душою, потому что погиб, вечно наследовав, геенну огненную, и из могилы его выходит злой смрад, в явление наказания Божия и на вразумление злым людям. По окончании войны с Святополком, заняв Киевский престол, Ярослав прежде всего захотел воздать последний долг и оказать должную почесть братьям-страдальцам: для сего стал дознавать, где положены тела их. О месте погребения тела св. Бориса узнал скоро; но целый год напрасно искали останков св. Глеба. Сам Бог наконец указал тело своего угодника. Чрез несколько времени после убиения Глеба место, где лежало тело его, начало ознаменовываться чудесными явлениями: то виден был на нем огненный столб, то горящие свечи, то слышно было пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

     Чтобы понять смысл страстотерпчества, нужно понять, что такое христианство. Борис и Глеб были воины, люди мужественные и сильные. Они воспитывались в семье князя в атмосфере воинской доблести, в готовности сражаться и идти на смерть. Но они понимали, что если поднимут руку на старшего брата, то начнется междоусобица, Русь погрузится в тяжкую борьбу за киевский престол – и сколько же христианской крови прольется тогда от рук христианских воинов! Чтобы не допустить этого беззакония, они приносят себя добровольно в жертву, тем самым действительно выводя на какое-то время Русь из междоусобной брани. И мы знаем, что возмездие все-таки придет: старший брат, Святополк, погибнет, и в Киеве воцарится другой брат Ярослав, получивший прозвище Мудрый. Ученые пытаются ответить на вопрос, почему князь Владимир крестил Русь, почему он принял Православие. Многие склонны видеть в этом поступке только проявление мудрости и прагматизма, не что иное, как политический ход: мол, выгодно было киевскому князю принять христианство и породниться с византийским двором. Это глубочайшее заблуждение. Князь Владимир не просто сделал выбор в пользу дружбы с Византией – он принял Христа. Мы знаем, что он изменился до неузнаваемости. Ничего не осталось от того разгульного князя, который поражал своей жестокостью и распутством. Владимир стал особенным человеком, и народ прозвал его Красным Солнышком. И доказательством глубокой духовной перемены, которая произошла во Владимире, явилась страстотерпческая кончина его сыновей. Христианство было принято всерьез и не в связи с прагматическими соображениями. Это был духовный выбор князя Владимира, его семьи, а впоследствии и всего нашего народа. И замечательно, что первыми святыми стали страстотерпцы, которые засвидетельствовали перед всей историей – в том числе перед нами, их далекими наследниками, – что выбор был принят всем сердцем и всем умом и что христианство вошло в плоть и кровь нашего народа. Из проповеди на молебне в Смоленске, у памятного знака, сооруженного на месте

http://pravoslavie.ru/81730.html

Соборование, а потом и причащение, как мне показалось, длились долго. Борис Сергеевич не сразу смог проглотить Святые Дары. Было ощущение, что время остановилось и сейчас на свете происходит самое главное, а все мы, стоящие и молящиеся у постели уходящего в вечность человека, - только свидетели. И не просто свидетели, а те, кому в эти минуты дано увидеть и узнать что-то очень важное. Он вдруг протянул руки к кому-то незримому, кого видел перед собой «А вдруг не сможет проглотить Святые Дары? - мелькнуло в голове. - Что тогда? Господи, помоги!» Но он проглотил, запил, и, когда отец Никодим стал читать положенные после всего молитвы, Борис Сергеевич вдруг протянул руки к кому-то незримому, кого видел перед собой, медленно обнял и как бы привлек, прижимая к груди. Руки его мне показались в тот момент - возможно, из-за худобы - чересчур длинными. Два раза очень медленно проделал он это движение. Воистину мы были свидетелями тайны, которая вершилась у нас на глазах. Когда, вернувшись домой, я позвонила, чтобы узнать о состоянии Бориса Сергеевича, Олег сказал, что после причастия отец сразу успокоился и больше не проявлял признаков страданий. Через сутки, 5 августа, когда я пришла в храм на вечернюю службу, то увидела на аналое праздничную икону Бориса и Глеба. Помолившись о воине Борисе этим двум святым воинам, поблагодарила Господа, что явил нам Свою милость. После вечерней службы позвонила Олегу. «Папа умер, - тихо произнес он, - только что. Под свои именины, завтра - Борис и Глеб». И тут до меня дошло, что это они, воины-страстотерпцы, не оставили своим покровительством воина Бориса, который всю свою жизнь отдал служению Родине и людям. Приняли его душу, уходящую в вечность. Вечная память рабу Божию воину Борису! Благодаря таким людям мы и живем на свете. Борис Сергеевич Лихачев с внуком Олегом. 1993 г. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Подпишитесь на наш Телеграм Рождественские проекты «Предания.ру» Цикл видеолекций «Неожиданные смыслы древнерусской святости» Протоиерей Константин Костромин о святых привычных и непривычных Все ли мы знаем о древнерусских святых? Почему-то монахи иногда были яркими общественными деятелями, князья чуть ли не массово канонизировались, страстотерпцы Борис и Глеб стали наиболее почитаемыми, а в лике мучеников, напротив, не был прославлен почти никто. О загадках и ребусах древнерусской святости рассказывает церковный историк протоиерей Константин Костромин — кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии: — Почему на Руси не было мучеников? — Много ли на Руси святителей? Цикл видеороликов «С еврейской Библией к Рождеству Христову» Священник Александр Зиновкин о скрытых смыслах Ветхого Завета Что зашифровано в Библии? Как протекает время в событиях Ветхого Завета? Почему все-таки Адам съел запретный плод? О чем говорит смех Сарры? Посещает ли Бог наш мир и каким образом? О скрытых смыслах Ветхого Завета рассказывает священник Александр Зиновкин, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой древних языков Санкт-Петербургской духовной академии: — Почему Адам и Ева покинули Эдемский сад? — Почему смех Сарры говорит нам о рождении Христа? Цикл текстов с аудиоподборками «Рождество во всем мире. Плейлисты рождественской музыки — от древности до наших дней» От древности до наших дней. Церковные песнопения и альтернативная музыка. Вдумчивые баллады и танцевальные мелодии от Сибири до Австралии. У каждой песни — своя неповторимая история. Весь спектр рождественской музыки в нашей праздничной подборке: — 8 рождественских песен на английском языке — Славянское Рождество: 8 праздничных песен славянских народов «Как Гарри Поттер заколдовал мир» Скрытые смыслы произведений Джоан Роулинг История о Гарри Поттере — одна из самых популярных среди когда-либо написанных. В чем секрет такого ошеломляющего успеха? Известный «поттеровед» Джон Грейнджер, перевод чьей книги вышел в издательстве «Никея», приглашает к увлекательному путешествию по книгам поттерианы. Разбираем основные сюжетные ходы и образы, расшифровываем их символическое значение и показываем, какую вечно актуальную историю рассказывает Джоан Роулинг:

http://blog.predanie.ru/article/pyat-sbo...

В Рождество остается только молиться и верить Владимир Берхин: я не знаю, чем вас порадовать и что делать. Господь — знает, я буду просить Его. Времена настали очень грустные, умножилось беззаконие, и если просто читать новости, возникает ощущение, что силы ада уже победили. Мы не можем предвидеть — и потому смеем надеяться Владимир Берхин: в наше тревожное время наивно выглядит любое почти упование на счастливое будущее, кое некие обстоятельства обязаны с собою принести. Будь то упование на политиков, невидимую руку рынка, закономерности исторического развития или научно-технический прогресс — в целом все это выглядит не более разумным, чем надежды на то, что прилетят мудрые зеленые человечки в летающем блюдце и решат все наши проблемы. Омраченное счастье — уже не счастье Владимир Берхин: когда я видел, как связываются невидимые нити и страх, горе, безнадежность отступают перед милосердием и рождается радость. Пусть не вечная, пусть несовершенная, пусть неидеальная — но большая, чем просто я мог бы создать. И это счастье, в котором я хотел бы жить, и ради которого продолжается работа фонда «Предание». И это, пожалуй, главное, чего я желаю всем вам в новом году. «На чудо собрать деньги проще всего» История фонда «Предание», рассказанная его президентом. Как православные пираты начали помогать детям, пройдя путь от поиска первых подопечных до многомиллионных сборов? Кто решает, кому помогать, а кому нет? Как все устроено в благотворительном фонде? Кто те люди, которые перечисляют свои деньги нуждающимся? Владимир Берхин, президент фонда «Предание», к 14-летию создания фонда делится с Ольгой Лебединской опытом, наблюдениями и секретами, как собирать деньги и «складывать буквы в слова», чтобы не оставить никого равнодушным. Финальные выпуски рождественских проектов «Предания.ру» Финальные выпуски рождественских проектов «Предания.ру» Цикл видеолекций «Неожиданные смыслы древнерусской святости» Протоиерей Константин Костромин о святых привычных и непривычных Все ли мы знаем о древнерусских святых? Почему-то монахи иногда были яркими общественными деятелями, князья чуть ли не массово канонизировались, страстотерпцы Борис и Глеб стали наиболее почитаемыми, а в лике мучеников, напротив, не был прославлен почти никто. О загадках и ребусах древнерусской святости рассказывает церковный историк протоиерей Константин Костромин — кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии:

http://blog.predanie.ru/article/topy-202...

Он прославился также как храбрый и искусный воин, поэтому отец поставил его во главе своего войска в походе против печенегов. Пока кн. Борис был в походе, кн. Владимир умер, а старший его сын Святополк объявил себя вел. князем Киевским. Дружина уговаривала кн. Бориса пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но благочестивый князь, не желая междоусобной войны, распустил свое войско. Святополк не поверил искренности брата и подослал к нему убийц. Предупрежденный о вероломстве, кн. Борис, ставя превыше всего любовь и правду, не стал скрываться и, подражая мученикам первых веков христианства, спокойно встретил смерть. Убийцы настигли его во время утренней воскресной молитвы на берегу реки Альты. После этого Святополк столь же вероломно умертвил и брата Глеба, который также предпочел смерть междоусобной войне. Божие отмщение настигло властолюбца: Святополк был изгнан из Киева и скитался, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находя себе пристанища и покоя, а затем бесславно погиб. Память мученикам и страстотерпцам Борису и Глебу отмечается 24 июля/6 авг., 5/18 сент. и 2/15 мая (перенесение мощей в 1115). В Великороссии весеннее празднование свв. Бориса и Глеба называлось Соловьиным днем, т. к. в это время прилетали соловьи. С праздником свв. Бориса и Глеба было связано довольно странное поверье: этот день называли «барыш-день», и св. Бориса считали барышником. Во многих местах купеческий люд праздновал св. Бориса в надежде получить за это в течение всего года барыши. Очевидно, что приурочение этого поверья и обычая к празднику и имени св. Бориса основано на созвучии слов Борис и барыш, тем более что в старину день св. Бориса часто назывался «барыш-днем». Это, напр., можно видеть из следующего места Ипатьевской летописи: «Великий Всеволод Суждальский на Боришь день отда Верхуславу дщерь свою за Ростислава». В разных местах России этот майский день называли по-разному: Борис и Глеб Сеятели, Борисов день, Борис-День, Бырышдень, Соловьиный праздник, Соловьиный день, Свистозарник, Свистуньи, Свистопляски.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010