Это есть свойство истинной, сердечной и живой веры – Бога своим Богом от сердца нарицать. Так апостол Павел говорит: Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал 2:20). Сын Божий всех возлюбил и за всех Себя предал, но Павлова верная душа себе это присваивает. Так и Фома к Нему говорит: Господь мой и Бог мой (Ин 20:28), – хотя Он и всех Господь и Бог есть. Это свойство веры во многих местах Писания показывается, а особенно в псалмах, где Псаломник Бога своим Богом, царем, заступником, помощником, прибежищем, защитником, и прочее, называет, показывая веру свою в Него. Так Сам Бог называет Себя Богом Авраама, Богом Исаака, Богом Иакова (Мф 22:32), ради веры их в Него, хотя Бог всех есть Бог. Так к Нему Дамаскин святой поет: «Пою тя, слухом бо, Господи, услышах и ужасохся. До мене бо идеши, мене ища заблуждшего», и прочее (Гласа 2-го песнь 4). И в другом месте: «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование», и прочее (Гласа 8-го песнь 4). Ибо и дети (одного) отца – каждый своим отца называет, один говорит: отец мой, и другой также говорит: отец мой, хотя отец (его) и всех их есть отец, потому когда вообще говорят о нем, то его называют общим своим отцом, говоря: отец наш то и то делает, или сказал нам, или приказал, и прочее. Также и верные, общую веру в Бога показывая, называют Его Богом и Отцом своим, говоря: Бог и Отец наш, – и молятся Ему: Отче наш, и прочее. А когда каждый свою веру особенно хочет показать, то говорит: Бог мой, Создатель мой, Заступник мой, Господь мой, Царь мой, Спаситель мой, и прочее. Ибо вера сердечная – это как малое детище, к матери своей прилепляющееся, и при ней быть всегда хотящее, и во всяких нуждах к ней руку простирающее. Так и вера, все создания оставив, к Богу, от Которого произошла, всегда прилепляется, и в нуждах к Нему единому прибегает и помощи просит и защиты, и на Него – как на Бога своего, всесильного, премудрого, истинного, и потому никогда не лгущего, милосердного и благоутробного Отца, в Котором все свое блаженство полагает и от Которого отлучиться за крайнее бедствие поставляет, так же, как дитя малое при матери быть за безопасность и блаженство свое поставляет, и отлучиться от нее за бедствие свое; – так, говорю, вера на Него, Бога, Создателя и Отца своего, всю свою надежду полагает и Его крепко держится, как Защитника и Помощника своего, уповая на всесильную Его помощь, милость и неложное обещание: Не оставлю тебя и не покину тебя (Евр 13:5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Слава, и ныне, тойже. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Из чрева прежде денницы родих Тя,/клятся Господь и не раскается. Стих: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.   Евангелие от Матфея, зачало 2: Иисус Христово Рождество сице бе: обрученней убо бывши Матери Его Марии Иосифови, прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята. Иосиф же, муж Ея, праведен сый и, не хотя Ея обличити, восхоте тай пустити Ю. Сия же ему помыслившу, се Ангел Господень во сне явися ему, глаголя: Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам, жены твоея: рождшее бо ся в Ней от Духа есть Свята. Родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Той бо спасет люди Своя от грех их. Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог. Востав же Иосиф от сна, сотвори, якоже повеле ему Ангел Господень, и прият Жену свою. И не знаяше Ея, дондеже роди Сына Своего первенца, и нарече имя Ему Иисус.   После полиелея седален, глас 4 Подобен: Поражен был Иосиф: Придите, верные, увидим, где родился Христос;/последуем затем, куда ведет звезда,/с волхвами, восточными царями./Ангелы поют там непрестанно, пастухи играют на свирелях песнь подобающую:/«Слава в вышних», – возглашая, –/«в пещере Рожденному от Девы Богородицы/в Вифлееме Иудейском!» Слава, и ныне: повторяем то же. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4 «Из чрева прежде утренней звезды Я родил Тебя», –/клялся Господь, и не раскается. Стих: Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня, доколе не положу врагов Твоих подножием ног Твоих».                                   Пс 109:3В – 4А, 1 Евангелие от Матфея, зачало 2 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде чем сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая Ее обесславить, решил тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – вот, Ангел Господень во сне явился ему, говоря: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Мариам, жену твою, ибо рожденное в Ней – от Духа Святого. И родит Она Сына, и наречешь имя Ему: Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов их». А это все произошло, чтобы исполнилось сказанное Господом чрез пророка, который говорит: «Вот, Дева зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил», – что в переводе значит: «С нами Бог». Пробудившись от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее; доколе не родила Она Сына Своего, первенца, и он нарек имя Ему: Иисус.                                            Мф 1:18–25

http://pravmir.ru/posledovanie-sluzhby-r...

Господь сказал Мне: Ты Сын Мой (Пс. 2, 7б). Аз днесь родих Тя. Я ныне родил Тебя (Пс. 2, 7в). Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое. Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Тебе (Пс. 2, 8а). И одержание Твое концы земли. И концы земли во владение Твое (Пс. 2, 8б). В главизне книжней писася о Мне. В свитке книжном написано о Мне (Пс. 39, 8). Престол Твой Боже, в век века. Престол Твой, Боже, в век века. (Пс. 44, 7а). Жезл правости, жезл царствия Твоего. Жезл правоты – жезл царства Твоего (Пс. 44, 7б). Сего ради помаза Тя Боже, Бог Твой елеем радости. Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более участников Твоих. (Пс. 44, 8б). Яко Ты наследиши во всех языцех. Ты наследуешь во всех народах (Пс. 88, 8б). Благословен Господь во век, буди, буди. Благословен Господь во век. Да будет, да будет. (Пс. 88, 53). По полиелеи седален, глас 4: Подобен: Удивися Иосиф: Приидите, видим вернии, где родися Христос: последуем прочее, аможе идет звезда, с волхвы восточными цари: Егоже ангели поют непрестанно тамо, пастырие свиряют песнь достойную, слава в вышних, глаголюще, днесь в вертепе Рождшемуся от Девы и Богородицы, в Вифлееме Иудейстем. Приидите, верные, посмотрим, где родился Христос; последуем затем за волхвами, восточными царями, туда, куда идет звезда; Тому, Кого поют там непрестанно ангелы, пастухи играют на свирелях достойную песнь, приговаривая: «Слава в вышних Родившемуся сегодня от Девы и Богородицы в пещере Вифлеема Иудейского». Слава, и ныне, тойже. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается. Из чрева прежде денницы Я родил Тебя. Клялся Господь и не раскается (Пс. 109, 3). Стих: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене: дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Сказал Господь Господу моему: сиди одесную от Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (ст. 1). Всякое дыхание да хвалит Господа: Хвалите Бога во святых Его: Евангелие от Матфеа, зачало 2 (Гл. 1, 18 – 25).

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-ch...

Посему и заповедь о совершении крещения Христос дал вслед за воскресением Своим, сказав апостолам, которым явился по воскресении: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). 3) Христос смертью и воскресением Своим даровал нам избавление не только от смерти телесной и духовной, но и от второй смерти ( Откр.20:6 ), или вечной погибели, – от вечных адских мучений. В надежде на это избавление мы укрепляемся тем, что Христос победил ад. Возлежа телом во гробе, Он душой нисходил в область вечной смерти, в адскую темницу и извел из нее не только души праведных, но и великих грешников, каковы современники Ноя, погибшие в водах потопских. За свои неправды они пострадал и в аде, но за раскаяние, начало которому положили в минуту потопления, удостоились услышать проповедь Спасителя, сошедшего в ад, и без сомнения помилованы были. Подобно сему Христос Спаситель, как имеющий ключи ада и смерти ( Откр.1:18 ) и обладающий живыми и мертвыми, отверзает адовы затворы и, по молитвам Церкви, освобождает оттуда грешников, положивших при жизни, по крайней мере, в предсмертные часы, начало покаяния, и отошедших в другой мир с верой в бесценные заслуги Искупителя, Своим сошествием в ад упразднившего силу его. 4) Новое преимущество перед ветхозаветной новозаветной Пасхи рассматриваемая пасхальная песнь указывает в том, что Христос превел нас от земли к небеси. Празднуя свою пасху, израильтяне праздновали свой переход из одной земли в другую, из Египетской в Ханаанскую, в землю, кипящую медом и млеком, и вообще обилием земных благ. Но Христос превел нас не из одной земли в другую, но от земли к небеси: «Своим воскресением Он обновил нам восход на небеса», как выражено в одной из воскресных стихир (4-го гласа). Как Он Сам, по воскресении, вознесся на небеса и прославил в Своем Лице человеческое естество седением одесную Бога Отца, так и нам уготовал жилище на небесах, согласно Своему обетованию. Беседуя с учениками об отшествии Своем к Отцу, Он изрек им обетование; «Иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин.14:2–3 ), Он Своим восходом на небеса явился для нас предтечею ( Евр. 6:20 ), проложил нам путь от земли к небесам. До всеобщего воскресения блаженством на небесах наслаждаются души, а по воскресении будут участвовать в сем блаженстве и телеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Пс 50:12 Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Пс 50:13 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Пс 50:14 Господь даст благовествующим слово с силою многою. Пс 67:12 Господь силу народу Своему даст, Господь благословит народ Свой миром. Пс 28:11 После полиелея седален, глас 8 По воскресении Твоем, Христе, из гроба/и к небесной высоте божественном вознесении,/боговидцам ниспослал Ты Свою славу, Милосердный,/Дух Правый обновив в учениках;/потому они, как лира музыкальная,/таинственно изъяснили всем/возглашения свои под воздействием божественным/и Твое, Спаситель, домостроительство. Слава, и ныне: повторяем то же. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4 Дух Твой благой/поведёт меня в землю правды. Стих: Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему. Пс 142:10б; 1а Евангелие от Иоанна, зачало 65. Воскресение Христово не поем, а сразу читаем псалом 50. Затем, как обычно: Слава: По молитвам Апостолов:, и прочее. После 50 псалма стихира, глас 6 Царь Небесный,/Утешитель, Дух Истины,/везде пребывающий и всё наполняющий,/Сокровищница благ и жизни Податель,/приди и вселись в нас,/и очисти нас от всякой скверны,/и спаси, Благой, души наши. Каноны Первый – преп. Космы Маиумского, глас 7, и второй – господина Иоанна Арклийского (иные же: преп. Иоанна Дамаскина), глас 4; ирмосы обоих канонов исполняются дважды, тропари все поем на 12, затем первый хор первый ирмос, а второй хор другой ирмос. Песнь 1 Канон 1 Ирмос: Морем покрыл фараона с колесницами/Сокрушающий в битвах мышцею высокою;/воспоем Ему, ибо Он прославился. На деле, как прежде обещал ученикам,/послав Утешителя Духа, Христе,/Ты озарил мир светом, Человеколюбец. Предвозвещенное в древности/Законом и пророками исполнилось,/ибо благодать Божественного Духа/в сей день всем верным излилась. Канон 2 Ирмос: Косноязычный Моисей,/божественным сокрытый мраком,/ясно изложил Богом писанный закон,/ибо, сбросив нечистоту со взора умственного,/он видит Сущего и знанию Духа научается,/прославляя Его божественными песнями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

5) Хотя и посылает Бог рабам Своим скорби, но не оставляет их в скорбях, а с ними в скорбях их, как и говорит: «С ним Я в скорби» ( Пс.90:15 ). Так читаем о святом Иосифе, сыне патриарха Иакова, что «Бог был с ним» ( Деян.7:9 ). Хотя в рабство продан был Иосиф, «стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его» ( Пс.104:18 ), однако был Бог с ним. Был и со святыми патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом, хотя и многие беды окружали их. Потому пишется, что «никому не позволял обижать их, и наказывал за них царей (говоря): Не прикасайтесь к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» ( Пс.104:14–15 ). Был с потомками их, людьми Израилевыми во Египте, хотя и великое порабощение и озлобление терпели они от беззаконного народа. Потому Сам Бог говорил Моисею: «Я увидел страдание народа Моего в Египте» ( Исх.3:7 ). Был с ними и во исходе их из Египта. «Море увидело и побежало; Иордан возвратился вспять; горы прыгали, как овцы, и холмы, как ягнята у овец», и прочее. «От лица Господня подвинулась земля, от лица Бога Иаковля» ( Пс.113:3–4, 7 ). Был с ними и в пустыне, как поет Моисей в песне своей: «Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел покрывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих», и проч. ( Втор 32:10–11 и след.). Был с ними и в земле, которую дал им в наследие. И хотя многие посылал им напасти, но не оставлял их в напастях их, как читаем в книгах Ветхого Завета. Был с тремя отроками в печи разожженной ( Дан 3:49, 92 ), как Церковь поет Ему: «В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела», и прочее (Песнь 8-я гласа 2-го). Был с мучениками посреди печи скорбей, мучений и страданий, был и с прочими святыми. Есть и ныне неотступно с рабами Своими, чтящими Его, и до скончания века будет: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Но когда слышишь, возлюбленный христианин, что Бог с верными рабами Своими есть в скорбях, не просто разумей это, как Божие пребывание с ними, но Он и сохраняет их, помогает им, утешает их, растворяет горесть крестную сладостью любви Своей, подавая ко вкушению благость Свою, как матерь малое дитя свое скорбящее и плачущее различно утешает; и так или облегчает тягость скорбей, или когда нужно, совсем изымает их от печи скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Остановитесь, плотоядны! «Слово Божие не вяжется»! Стойте, варвары! Это те руки, которых боится пламя и теряет свою силу. Это те руки, которых устрашается смерть: «Взяв за руку, говорит: «Тебе говорю, встань» ( Мк. 5:41 ). Это те руки, которые сухоруких исцеляют, слепых делают зрячими. Вяжут руки, чтобы Он не освобождал и не насыщал их, вяжут, чтобы Он не благословлял их. Вяжут вольность, чтобы самим сделаться вечными невольниками дьявола. Вяжут, чтобы Он сказал им в свое время: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю» ( Мф. 22:13 ). Подобно как некогда Иеремия, будучи схвачен, сказал народу: «Вот – я в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым; только твердо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей и на жителей его; ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова вам» ( Иер. 26:14–15 ), – так точно и Христос схваченный мог бы то же сказать. Что же они отвечают на это? «Кровь Его на нас и на детях наших» ( Мф. 27:25 ). Так, взяв Его, как злодея, с торжеством на место приводят, пред архиереями, книжниками и старцами людскими поставляют, вопрошают об учении и об учениках, ищут ложных свидетелей. «Искали лжесвидетельства против Иисуса, и не находили» ( Мф. 26:59–60 ). На эти лжесвидетельства Иисус не отвечал. Удары по щеке И вот, когда Он от страха не отверзал уст Своих, «один из служителей, ударил Иисуса по щеке, сказав: «Так отвечаешь Ты первосвященнику?» ( Ин. 18:22 ). Взывает Иов: «Простер руку свою беззаконник на Бога Вседержителя!» ( Иов. 15:25 ). «Ужаснися, бояйся, небо, и да подвижатся основания земли!» (Ирмос 6-го гласа). В древние времена был обычай: когда раба освобождали на волю, то ударяли его в щеку. Господь терпит заушение, чтобы сделать нас свободными от рабства греховного (ибо «делающий грех – раб греха» – Ин. 8:34 ), чтобы освободить от уз адских. Потому-то Дамаскин в Октоихе говорит: «Рукою в ланиту ударену Ти бывшу, свободу улучихом» (2 глас в пяток на утрени, песнь 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

текст повторение конца ст. 13-го, вероятно не находившееся в первоначальном тексте и внесенное в него впоследствии переписчиками, почему оно и не читается в пер. 70 толк. (=слав. и Rom.) и в евр. т. 2Цар.22:14 . И вишас источницы и крышас вселенны твоег, Гди, дха гнва твоег. 16. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего. Низпосла съ высоты и м, м водъ многихъ. 17. Он простер руку с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих; Избавитъ м врагвъ моихъ сильныхъ и ненавидщихъ м: к утвердишас паче 18. избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня. Предвариша м въ день моег: и бысть гдь мо. 19. Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою. к. И изведе м на широт: избавитъ м, к восхот м. 20. Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне. 16–20. Преследуемый врагами, отовсюду окруженный опасностями, псалмопевец походил на утопающего в глубинах морских, уже совсем погрузившегося на дно моря. Но явившийся на помощь Господь обретает его и в бездне глубоких бедствий, когда он казался бесследно исчезнувшим под волнами. Как некогда, по воле Господа, бурный ветер разделил воды Чермного моря и открыл его дно для перехода Израильтян ( Исх.14:21 ), так теперь расступились до дна (до источников вод и оснований вселенной) покрывавшая его волна бед и опасностей (ст. 16). Тогда Господь простер к нему с высоты небес руку Свою, взял и извлёк его из глубоких вод (ст. 17), т. е. Сам, непосредственным явлением Своей помощи, избавил его от великих бедствий, именно, спас его от сильного и жестокого гонителя Саула и от других многочисленных недоброжелателей. Все враги псалмопевца были сильнее его ( утвердишас паче так что сам он не в силах был бороться с ними (ст. 18), и окружали его (предваришь ср. выше ст. 6) отовсюду прежде, чем он мог приготовиться к обороне; но в этом состоянии Сам Господь служил ему опорою, поддерживая и укрепляя упадавший дух его надеждою скорой помощи (ст. 19), и действительно вывел его из тесноты скорбей, нужд и опасностей на простор утешения, свобода и довольства (ст. 20; ср. Пс.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

gr. 778 (по четвергам). На наличие осмогласных циклов канонов И. З. указывают также особые акростихи нек-рых канонов Минеи и ссылка на «умилительный канон Иоанну Златоусту» (без обозначения гласа) в службе 27 янв. в Евергетидском Типиконе. По рукописям также известны песнопения в честь И. З., не вошедшие в совр. издания богослужебных книг; под 13 нояб.: анонимный канон 2-го гласа, ирмос: Εν βυθ κατστρωσ ποτε (        ), нач.: Μετανοας σλπιϒξ ϒεϒονς, πτερ, μεϒαλφωνος (Покаяния труба быв, отче, великогласна) со 2-й песнью; анонимный канон 4-го гласа с акростихом χου τν μνον χρυσορμον παμμκαρ (Приими песнь златословную, всеблаженне), ирмос: Θε καλυφθες βραδϒλωσσος ϒνφ (        ), нач.: ξης μετασχν τς λκτου τν νω (Славе приобщившись бесконечной вышних) (AHG. T. 3. Р. 382-399); канон, составленный гимнографом Германом, 3-го гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Ως πρτιμον ν τ Εκκλησ (Яко пречестного в Церкви); канон авторства Андрея Критского 4-го гласа, ирмос: Αρματα Θαρα (    ), нач.: Απαντες ο πιστο συνελθντες μυστικς (Все верные собравшись таинственно); канон, составленный гимнографом Феофаном, 4-го гласа с акростихом Χρυσον παιν το Χρυσοστμου στμα (Златыя восхвалю Златоуста уста), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Χριστ, Θες μν, χαριτσας τ πϒχρυσον (Христе, Боже наш, облагодатствовавший всезлатое); канон авторства Константина плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа с акростихом Ιωννη, φρορει με σν Κωνσταντνον (Иоанне, храни меня, твоего Константина), ирмос: Ως ν περ πεζεσας (        ), нач.: Ιερωττη χορεα τν εσεβν (Священнейший лик благочестивых); канон, составленный гимнографом Иосифом, тяжкого (т. е. 7-го) гласа с акростихом Ωιδν φρω σοι βδμην, χρυσον στμα. Ιωσφ (Песнь приношу тебе седьмую, златые уста. Иосиф), ирмос: Νεσει σου πρς ϒεδη (        ), нач.: Ωφθης ρασμνος τν ρετν τας δαις (Явился еси украшенный добродетелей видами); канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Τν ϒδην δησιν, μκαρ, δχου. Το Ιωσφ (Восьмую мольбу, о блаженне, приими. Иосифа), ирмос: Υϒρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Τας καθαροτταις σου προσευχας (Чистейшими твоими молитвами) (Ταμεον. Σ. 92-93).

http://pravenc.ru/text/541598.html

Что касается утренних молитв, то со стороны состава их и количества до издания Служебника 1656 года наблюдалась, как и в светильничных молитвах, неустойчивость, отмеченная Н. Одинцовым в его труде «Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века» 771 , а также в работах проф. А. Дмитриевского «Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков» 772  и «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке» 773 . Названными исследователями история утренних молитв в Русской Церкви освещена достаточно обстоятельно, и в данном случае остается лишь добавить, что служебники до издания 1656 года указывают их чтение с началом Шесто-псалмия 774 . О пении «Бог Господь» упомянутый выше список устава XIV века 383/328 содержит следующее указание: «Уставленный мних поет „Бог Господь», таже приглашает стихи 1, 2, 3 и 4-й, и к коемуждо стиху припевает мних „Благословен Гря-дый во имя Господне», лики же по коемждо стихе поют „Бог Господь явися» в тойже глас. Таже паки мних „Бог Господь явися». И глаголется от певець тропарь воскресен» 775 . Протоиерей А. Горский разъясняет это указание: «При пении „Бог Господь» слова „благословен Грядый во имя Господне» пелись не по клиросам, но пропевались тем же иноком, который возглашал сию песнь» 776 . В двух певческих рукописях конца XVI века я нашел, кроме распетого первого стиха «Бог Господь», еще для 1– го гласа стихи 1 Едине человеколюбче. 2 Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. 2– го гласа « 1 Христе Боже, слава Тебе. 2 Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. 3– го гласа » 1 Подая мирови велию милость. 2 Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. 4– го гласа « 1 Даруя мирови велию милость. 2 Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. 5– го гласа » 1 Во славное воскресение Твое. 2 Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. 6– го гласа « 1 Господи, слава Тебе. 2 Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. 7– го гла;а » 1 Подая мирови велию милость. 2 Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. 8– го гласа « 1 Животе и воскресение наше, слава Тебе. 2 Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа 777 . Первые лчихи каждого гласа представляют собой последние слова воскресных тропарей. На этом основании можно было бы пол агат]., что они составляют концы этих тропарей, которые в целой своем виде почему-то не записаны распевом. Но если это так, то какое значение имеет изложенное распевом «Аллилуиа» которое не является концом ни одного Богоро-дична, поемого после тропаря? Возможно, что йотированные концы тропарей, как и «Аллилуиа», служили своего рода припевами, какими сопровождалось антифонное исполнение «Бог Господь» подобно указанному в уставе 383/328.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010