Вход. Прокимен дне, и паремиа. и по ней прокимен, глас 6: Да уповает Израиль на Господа: таже паремии Предтечи. Сподоби Господи в вечер сей: и ектениа: Исполним вечернюю молитву: На стиховне триоди самогласен дважды, и мученичен. Таже припев: Возвеселится праведник: и поем стихиру Предтечи самогласну, глас 6: Яже прежде на блюде: Слава, отцев, глас 8: Монахов множества: И ныне, Богородичен в тойже глас. Тропарь Предтечи. Слава, отцев: И ныне, Богородичен: Еже от века утаеное: Посем ектениа: Помилуй нас Боже: и 3 поклоны великия. Таже, Всесвятая Троице: и Буди имя Господне: трижды, и псалом 33: Благословлю Господа: и отпуст. В трапезе разрешаем на сыр и яица. [Зри] На повечерии, поем канон усопших в притворе, октоиха, гласа, или Богородичен. По Достойно и по трисвятом кондак Предтечи. Слава, и ныне, триоди отцев. На утрени, на Бог Господь, тропарь Предтечи дважды. Слава, отцев: И ныне, Богородичен 1-й. По кафисмах седальны отцев, и богородичны их, и чтение отцев. Полиелей, и седальны Предтечи вси по единожды. Слава, иже по полиелеи седальны: И ныне, Богородичен, и чтение Предтечи. Степенна 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: Всякое дыхание: и Евангелие Предтечи. псалом 50. Стихиры Предтечи. Канон Предтечи, со ирмосом на 6: и отцев на 8. Катавасиа, ирмос триоди. стихословим же и 2-ю песнь, триоди: Во псалтири же песни тоя не глаголем. По 3-й песни, кондак и икос Предтечи, и седален его. Слава, отцев: И ныне, Богородичен: и чтение Предтечи. По 6-й песни, кондак и икос отцев: и синаксарий. По 9-й песни, светилен Предтечи. Слава, отцев: И ныне, Богородичен. На хвалитех стихиры Предтечи 3: и отцев 3. Слава, отцев: И ныне, Богородичен. Славословие великое. Тропарь Предтечи, Слава, отцев: И ныне, Богородичен. и исхождение в притвор, и час 1. На часех, тропарь Предтечи. Слава, отцев: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак Предтечи, и отцев, пременяюще глаголем. На литургии, блаженна Предтечи, песнь 3-я, на 4: и отцев 6-я, на 4. По входе тропарь храма, и Предтечи, и отцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Степенна, 1-й антифон, 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога,/Господа от источник Израилевых. Евангелие от Матфея, зачало 43. Стихира по 50-м псалме, глас 6: Славу преподобных и украшение,/вышняго Сиона гражданина,/земнаго ангела и Небеснаго человека,/постников споспешника и девствующих похваление,/иноков вождя и удобрение,/приидите, празднолюбных собори,/в днешний день с нами воспоем,/похвальныя венцы любовию сплетше,/духовный лик у честнаго гроба Богоноснаго отца нашего составим/и принесем достойныя песни, псаломски поюще:/честна смерть твоя пред Господем, преблаженне Варлааме,/ты бо, духом аще и отшел еси ко Владыце,/но телом выну пребываеши с нами,/и покланяющихся мощем твоим даров духовных исполняеши,/и ныне, убо яко много дерзновение стяжавый ко Господу,/молися о поющих честное твое успение,/даровати нам единомыслие/и всему миру утверждение. Канон преподобному, глас 1. Песнь 1 Ирмос: Горькия работы избавлься, Израиль/непроходимое пройде, яко сушу,/врага зря потопляема,/песнь яко благодетелю поет Богу, чудодеющему мышцею высокою,/яко прославися. Лютою работою печалей мира сего/многих, блаженне, видя плененных, размыслил еси,/яко несть от тоя избавляяй, разве аще кто Избавителя Христа стопам последует,/темже Оному неленостен был еси ревнитель./Бодрою убо твоею молитвою, отче,/и мене, унылаго, к похвалению твоих подвигов добре подвигни,/да скоро воспою песнь Богу, яко прославися. Напоен быв словес медоточных от великаго отца,/не возжелал еси прочее зрети вспять,/но, задняя забыв, на предняя, аки пернат, устремился еси,/едино мысля, еже взыскати всем сердцем Бога/и выну пети Ему песнь, яко прославися. От беседы преподобнаго Антония теплою к Богу любовию,/аки пламенем, сердцу твоему распалившуся, блаженне,/радостен, аки некое обрет сокровище,/в дом свой возвратился еси,/предложение же воли твоея при ногу достоблаженнаго отца оставил еси,/потом к нему паки притек,/выну воспевал еси Богу, яко прославися.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Груз. рукописи нового Тропология (Sinait. iber. 34, 26 и 20) содержат только по одному воскресному канону на каждый глас (см. ст. Иадгари ). Фрагмент греч. Тропология Sinait. gr. 794 (листы 217-218) также содержит только 1 канон (крестовоскресный 1-го гласа). В Часослове Sinait. gr. 864 находим единственный воскресный канон 8-го гласа, не вошедший в печатный О. (кроме 4-й песни), причем практически тот же канон (но в более сокращенной редакции) приведен в качестве 1-го (воскресного) канона в рукописи Sinait. gr. 776. Судя по свидетельствам груз. рукописей, в новом Тропологии получает развитие осмогласный корпус субботних песнопений, к-рых, впрочем, и достаточно для раздела будничного О. нового Тропология грузинского извода (см. ст. Иадгари ). Греч. памятники этого гимнала содержат осмогласный комплект будничных песнопений с той же системой посвящения, что и в древнем Тропологии, и тоже без указания их принадлежности к тому или иному дню седмицы. Так, в рукописи Sinait. NF MG 29 находим стихиры покаянные, крестные, мученичны, преподобным, святителям, апостолам, Богородице, умершим и др., организованные по гласам, а в рукописях Lond. Brit. Lib. Add. 26113; Sinait. gr. 776 - общий канон на каждый глас, каждая песнь к-рого содержит, как правило, по 2 тропаря крестовоскресных, воскресных, апостольских, мученичных, иерархам и преподобным (по одному тропарю), покаянных и заупокойных и завершается богородичном (в некоторых случаях перед богородичном присутствует также троичный тропарь на «Славе»). Нельзя не отметить сходство структуры такого общего канона с рассмотренным выше будничным каноном древнего Тропология в рукописи Sinait. iber. 34 ( Лозовая. 2009. С. 41; Fr ø yshov. Byzantine Rite. 2013). О. как самостоятельный сборник Выделившись в отдельный сборник, О. в некоторых рукописях (Sinait. gr. 777, 784 и 789) сохранил название своего предшественника, Тропология, однако наиболее распространенное наименование сборника - Октоих (см., напр., Sinait. gr. 795; Ath. Pantel. 43; София.

http://pravenc.ru/text/Октоих.html

Противный — 1) противостоящий, вражеский; бесовский. Сохрани мя от всякаго искушения противнаго (молитва 9-я утр.). 2) находящийся вне, чуждый. Дал еси мне… мимошедшее время нощи сея без напасти прейти от всякаго зла противна (молитва 4-я утр.). Ср.: сопротивный. Р Работа — рабство. Работа вражия — рабство врагу: свободи мя от работы сея вражия (канон покаянный, 6-я песнь). Работати — рабски служить, находиться в рабстве. Ради — 1) для (указывает на назначение, цель): и мене Твоего ради (молитва ко Пресвятой Троице); нас ради человек и нашего ради спасения… (Символ веры, 4-й член); Господи мой… Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся (молитва 8-я на сон грядущим); 2) по: молитв ради — по молитвам; ради милосердия Твоего — по милосердию Твоему; 3) из-за: не остави их погибнути мене ради грешнаго (помянник о живых); сущия… в гонениих, Тебе ради и веры православныя (помянник о живых). Сего ради — из-за этого, поэтому, по этой причине: Сего ради Силы небесныя вопияху Ти… (тропарь воскресный 1-го гласа); сего ради стяжал еси смирением высокая (тропарь святителю общий); сего ради вопием ти. Разве — кроме. Не имамы иныя пдмощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Пречистая Дево (кондак молебного канона ко Пресвятой Богородице). Ты бо еси Бог наш, разве Тебе индго не вемы (ирмос 5-й песни канона Ангелу хранителю). Разрешение — освобождение. Преложи мя от уз и разрешение ми подаждь (канон Ангелу хранителю, 9-я песнь). Ср.: разрешити. Разрешити (аз разрешу) — развязать, освободить. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши (молитва по каноне ко Пресвятой Богородице). Разреши мглу прегрешений моих, Богоневесто (канон Пресвятой Богородице, 5-я песнь). Несов. разрешати (аз разрешаю). Ср.: решити. Растлити (аз растлю) — разорить, разрушить. Решити — освободить. Несов. решати. Тя вем… напастей решащу молвы (канон Пресвятой Богородице, 6-я песнь). Ср.: разрешити. Рещи (аз реку) — сказать: рекл еси — ты сказал; рцы — скажи. Рог — сила, крепость, преимущество; возвысити (или вознестй) рог — прославить, укрепить силу, даровать победу на врага. С

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Полиелей. Величание Богородицы и псалом избранный. Седален Богородицы по полиелее, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое»; стих: «Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви». Евангелие – Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 6-й: «Веселитеся, людие…» (см. славник на «Господи, воззвах»). Каноны: Богородицы («Знамения») 1-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), 2-й на 4 и великомученика на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Христос раждается…». По 3-й песни – кондак и икос великомученика, глас 2-й; седален Богородицы, глас 8-й. «Слава» – седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – седален Богородицы, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – светилен Богородицы. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Богородицы, глас 6-й – 4. «Слава» – великомученика, глас 2-й: «Терпя в страданиих…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Мнящеся непокоривии…» (см. на стиховне вечерни). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы («Знамения»), глас тот же. На часах – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь великомученика. Кондак только Богородицы. На Литургии блаженны Богородицы, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь великомученика; кондак храма. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак Богородицы. В храме Богородицы – тропарь Богородицы («Знамения»), тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак Богородицы («Знамения»). В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак храма. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак Богородицы.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Хвалитными псалмами с их стихирами, таким образом, в бдение вводится опять, а в утреню впервые, стихирный напев гласа, после господства в службе сначала тропарно-седального, а затем канонного. Этим бдение в музыкальном отношении возвращается к своему началу (стихиры на Господи воззвах, стиховны и литийные), образуя священный круг бесконечности. Перебрав множество различных напевов того же гласа (стихирный, тропарный, седальный, антифонный, напев прокимна, канонный, кондакарный, светильный), бдение опять вступает в первый напев из этого длинного ряда, простейший из всех, и этою своею простотою, строгою и величественною, наиболее, может быть, отвечающий христианскому вкусу молящихся. Это возвращение к стихирному напеву вызывается еще и естественным понижением молитвенного восторга после того подъема его, какого этот восторг достиг в каноне («приидите, руками восплещим», «слово отрыгну»). Это понижение идет далее, чрез тихий напев великого славословия, в спокойную молитву двух ектений и, наконец, в простое чтение 1 часа. История употребления По Студийско-Алексиевскому (а может быть, и по древнему Иерусалимскому) уставу хвалитные псалмы имели припевы после каждого стиха, именно следующие (в скобках варианты со Студ. уст. Часослова СПб. Софийск. б. 1052 XIII в.): 148 пс. включительно до 6 ст.: «Тебе подобает песнь Боже», с 7 (8) ст.: «Дадите славу Богу», 12 (136): «Тому (Тебе) подобает (песнь Богу?)»; 149 пс. с 1 ст.: «Слава Тебе, Святый Отче», с 6 (7): «Пощади ны, Господи (Пощади ны)»; 150 пс. с 1 ст.: «Сыне Божий помилуй нас», на 3 (и 4): «Слава подавъшюму (показавшему) свет», с 4 (5): «Тебе слава подобает Господи» 2631 . Старообр. «Часовник» не указывает никаких припевов к хвалитным псалмам 2632 . По римскому чину пс. 148–150 имеют пред собою антифон «Аллилуиа» (1 раз) и после себя «Слава Отцу. Аллилуиа 3», между же собою не отделяются, в противоположность другим псалмам, «Слава Отцу»; по мозарабскому чину они имеют пред собою: «Lauda, Хвалите Господа с небес, Аллилуиа 2. Хвалите Его в вышних. Аллилуиа 2» и славословие тоже в конце лишь 3-го псалма. Хвалитные стихиры

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

По 1-м стихословии седален, глас 4: Божественными зарями просвети поющия Тя/ и умы утверди, Дево Всенепорочная, крепкая всего мира Заступнице,/да торжествуем вси, любовию хваляще Тя/ и преславное пришествие Твоего образа славяще, и молим:/не престай, Дево, молитвами Твоими спасати рабы Твоя от всякия беды,/Едина Благословенная. Слава, и ныне, тойже. По 2-м стихословии седален, глас 3: Яко звезда многосветлая, взыде и преславно от востока к западу прииде/Твой образ, Богоневестная, Сына Твоего и Бога всемощною силою,/озаряя тьмою скорбей одержимыя, и прещения враг избавляя,/ и тех сети разрушая, предстательство крепкое,/оружие непобедимое на враги миру всему являяся:/из Тебе бо всех Владыка плоть приим,/яко Сын Матерь Тя Свою и Твой пречистый образ прославляет. Слава, и ныне, тойже. Припев Богородице: Достойно есть величати Тя, Богородице,/честнейшую Херувим/ и славнейшую/без сравнения Серафим. Псалом избранный: Боже, суд Твой цареви даждь: По полиелеи седален, глас 6: Безпомощным помощь Ты воистинну, Пречистая Богомати,/отсюду, смиреннии, Тобою возвышаемся, о Тебе, Высоцей, держимся:/всем Ты еси Прибежище и к Богу всемилостивая Ходатаица. Слава, и ныне, тойже. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Стих: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Евангелие от Луки, зачало 4. По 50-м псалме стихира, глас 6: Днесь радуется верных множество: Писана на велицей вечерни, на Господи, воззвах: Канона два, 8-го гласа и 4-го. Тропари обоих канонов на дванадесять. Ирмосы 1-го канона по дважды. Канон первый, имый краегранесие сицево: О Благодатная, Ты облагодати ми препроста слова песнь. Глас 8. Песнь 1 Ирмос: Воду прошед, яко сушу,/ и египетскаго зла избежав,/израильтянин вопияше:/Избавителю и Богу нашему поим. О Троице Вседержительная и Единице Трисолнечная!/Душу мою, и сердце, и ум, молю, просветивши и благодатию освятивши,/к Божественней Твоей любви, Преблагая, возведи/ и настави благочестно пети благосердие Приснодевы Благословенныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По Трисвятом: – в храме Господском и Богородичном: тропарь храма, тропарь дня («Апостоли, мученицы и пророцы…»), «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Яко начатки естества…» (дневной кондак субботы); – в храме святого: тропарь дня («Апостоли, мученицы и пророцы…»), «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Яко начатки естества…». Полунощница Субботняя полунощница по чину. Утреня По «Бог Господь...»: тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный (из 3-го приложения Минеи) по гласу тропаря. Кафисмы – 16-я и 17-я, по каждой из кафисм бывает малая ектения. Седальны по кафисмам – из Октоиха; по 16-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен уходящего гласа. Канон: – в храме Господском или Богородичном: канон храма на 4, канон Минеи на 6, 1-й канон Октоиха на 4; – в храме святого: канон Минеи на 6, канон храма на 4 и 1-й канон Октоиха на 4. Катавасия – ирмос 1-го канона Октоиха; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песням. По 3-й песни: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи. По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: светилен святого; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха. С тихиры на «Хвалите...», как правило, отсутствуют. Однако если святой имеет хвалитные стихиры (6 сентября, 24 сентября, 7 октября), то поются стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы». Стихиры на стиховне: 3 хвалитные стихиры Октоиха (так как в Октоихе на стиховне помещены заупокойные стихиры) со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...») 404 ; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы». По «Благо есть...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря, обозначенный «в конец утрени». Отпуст вседневный. На часах Тропарь и кондак святого (на каждом часе). Литургия «Блаженны»: 3-я песнь канона святого на 4 и Октоиха на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По 2-м стихословии – седален святителя, глас 5-й: «Преподобне и треблаженне...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Явися нам всех Владыка...». Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Проповедует, отче...» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии), или Богородичен, глас тот же: «Небесную дверь и кивот...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – Лк., зач. 24. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Филиппа...». Стихира святителя, глас 8-й: «Апостолов ревнителя...». Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святителя на 6 и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос мученика, глас тот же; седален святителя, глас 8-й. «Слава» – седален мученика, глас 5-й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» – светилен мученика, «И ныне» – светилен праздника: «В рабии образе...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника , глас 6-й – 3 (см. на стиховне утрени), и святителя, глас 4-й – 3. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Ты еси пастырь...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Яко вредящих земных...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во Иордане...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропари святителя и мученика читаются попеременно. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно. На Литургии блаженны праздника, песнь 4-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4. На входе – «...во Иордане крестивыйся...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-22/

Заменю этот привод простым перечнем имен Божиих, употребляющихся в Богослужении, указав при некоторых, в каких молитвах читаются они; при именах, которые говорятся чаще других и во многих песнопениях или молитвах, указаний не приписываю. Располагаю их в том же порядке, какой дан был именам, взятым из Писания. Имена Божии в Богослужебных молитвах Присносущий, Октоих. Гл. 5. Песнь 9. Самосущий, Литургия Златоустого: в молитве во время Невидимый, пения: «Достойно и праведно есть». Незреченный, Неведомый, Непостижимый, Безвиновный, 2-го канона на пятидесятницу, 4-ой песни (т.е.ни от кого не происходящий) ирмос. Безначальный, Незследимый, Невместимый, Окт. Гл. 5. Песнь 9. Незимеримый, Невещественный, Кан. на Р.Х. Косьмы Маюм. Песн. 4 , ирмос. Непременный, Кан. на Срет. Песн. 5 ирм. Неизменный, Нетленный, Совершенный, Мол. 2-я на сон грядущим. Беспредельный, Неописанный, Предвечный, Вездесущий, Вечный, II. Крепкий, Всесильный, Троп. троичн. 1-й, в мол. утр. Непобедимый, Владыка, Творец, Содетель, Вседетель, Хранитель, Мол. 5-я на сон грядущим. Избавитель, Спаситель, Благодетель, 2-го кан. на пятид. песн. 8-я. Врач душ и телес, Царь мира, Октоих. Гл. 4, песн. 5 ирм. Глас 3-й, песн. 5. Мир, Податель жизни, Сокровище благ, III. Светоначальник, Октоих. Гл. 2. Песн. 5 , ирм. Премудрый, Сердцеведец, В песни на Велик. повечерии. IV. 40 .Благий, Благоутробный, Великодаровитый, Молитва св. Макария Великого , 4-я на сон Щедрый, грядущий. Человекобюбивый, Незлобливый, Многомилостивый, Сострадательный, 2-ая молитва на Бечерн. в д. Пятидесятн. Благосклонно Молитв. священника во время выслушивающий херув. песни. Долготерпеливый, Премилосердый, Степен. 8-го гласа. антиф. 2-й. Кроткий, Милостивый, Ектения на Литии. в Последов. Вечерни, Благоуветливый. на Всенощном Бдении. V. Нескверный, Пречистый, Чудный, Окт. Гл. 8. Песн. 1 . ирм. Страшный, Мол., чит. священником на Лит. Св. Иоан. Злат. Всевышний, Великий, Благословенный, Препрославленный, Поклоняемый. VI. Единица по существу. Кан. Св. Андр.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010