Подготовляя нас к вступлению на поприще святой Четыредесятницы, Святая Церковь ведёт нас от покаяния мытаря к покаянию блудного сына. Сегодня она напоминает нам о том, что недостаточно только сознавать свои согрешения и взывать к Богу о помиловании. Этим кончается покаяние мытаря, но покаяние блудного сына с этого только и начинается. Пребывая в стране далече, он вспоминает о своей жизни в доме отца, приходит в состояние мытаря и, подобно ему, взывает к Богу: Боже, милостив буди мне грешному. Но для блудного сына это только начало. Он идёт дальше. Он не только раскаивается, но встал и пошёл к отцу своему ( Лк. 15:20 ). Несмотря на все испытания, он возвращается домой. Путь, ведущий его в отчий дом, тяжёл и труден – это великое шествие покаявшегося грешника. В нынешнем году Святая Церковь даёт нам образ блудного сына в сочетании с праздником Сретения Господня. Многим может показаться, что покаяние блудного сына мешает по-настоящему чувствовать радость праздника. А те, кто пришёл в храм для того, чтобы каяться и вникать в состояние грешника, также сетуют на то, что служба праздника мешает им в этом. Но Святая Церковь не случайно соединяет в богослужебных последованиях те или иные памяти. В конце Постной триоди помещены так называемые Марковы главы. В них подробно указан порядок совершения служб праздников Сретения, Обретения главы святого Иоанна Предтечи, сорока мучеников и Благовещения в соединении (сочетании) с различными днями Постной триоди. Святая Церковь так подробно останавливается на этих сочетаниях, потому что каждому из них она придаёт особый смысл. В синаксарии Недели сыропустной говорится о Благовещении Пресвятой Богородицы, что оно «смотрением Божиим неизглаголанным во святей Четыредесятнице присно обретаемо». То же самое можно сказать и о празднике Сретения Господня. Каждое сочетание этого праздника с днями Постной триоди даёт нам возможность по-новому понять и почувствовать смысл праздника и значение того дня Триоди, с которым он соединяется. Это происходит потому, что в Уставе церковном нет случайного, но всё в нём смотрением Божиим неизглаголанным направлено к нашему спасению и духовному воспитанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

е. первого с великим повечерием, а литургии с вечернею и т. п. Равно также, когда празднование какого-либо высокоторжественного дня переносится на понедельник светлый, то служение ему в этот день надобно совершать вместе со службой, относящейся к данному высокоторжественному дню и службой светлого понедельника, как указывается в уставе для Георгиева дня, когда оный в этот день приходится (сравн. в уставе Марковы главы о праздн. Благовещ. и вмч. Георгия). § 47. Наставление о храмовых праздниках со всею подробностью изложено у нас в большом уставе, в особой статье, под заглавием: «О храмовых главах с месяца сентемврия до недели всех святых». По этим главам если храм случится в среду или пятницу сырной недели, то в эти дни, как и в обыкновенные, служится полная литургия св. Иоанна Златоустог о. За тем, если храм случится в понедельник первой недели великого поста, то служба ему совершается в субботу сырную. Если же храм случится во вторник, среду, четверток или пятницу 1-й недели великого поста, то служба ему совершается в субботу Феодорову той же первой недели поста. После этого, если храм случится в какой-либо из будничных дней великого поста, в которые полная литургия не полагается, т. е. в понедельник, вторник, среду, четверток или пятницу какой-либо другой недели св. четыредесятницы, то во все эти дни совершается только литургия преждеосвященных даров, с апостолом и евангелием храму после: «Да исправится...» как на сорок мучеников, или в день обретения главы Предтечи. Наконец, если храм случится в один из дней страстной седмицы, и если это будет в понедельник, вторник, среду или четверток, то в таком случае служба ему переносится на неделю Вайи, а если в пятницу или субботу, то оная переносится на другой или третий день Пасхи, и в таком случае служба данному святому или празднику совершается вместе с пасхальной службой по Марковым главам, как указывается о праздновании в эти дни великомученику Георгию (Подробнее о сем см. устав. ц. гл. 1–57). § 48. Общее правило о совершении заупокойных литургий в нашей церкви состоит в том, что таковые, по преимуществу, должны быть совершаемы в будние дни седмицы, и, в частности, по субботам для таковой цели в наших апостолах и Евангелиях, между прочим, указываются и особые апостольские и евангельские чтения отдельно для каждого дня, начиная с понедельника до субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Первое официальное печатное издание Типикона в России относится к 1610 году. Современная русская редакция Типикона восходит к изданию Типикона при Патриархе Московском Иоакиме в 1682 году. Последняя редакция русского Типикона была осуществлена в 1695 году при Патриархе Московском Адриане. Она отличается от Иоакимовского Типикона пересмотром месяцеслова и согласованием его с исправленными к тому времени Минеями месячными. Дальнейшие издания ограничивались небольшими изменениями в тексте и корректурными поправками. Остается сказать только несколько слов о новом издании Типикона, произведенном греками в XIX веке. Из истории нашего богослужебного устава видно, что богослужение монастырское было всегда для всей Восточной Церкви образцом, к которому все тяготели и который старались осуществить в более или менее полной мере. С течением времени стало ясно для всех, что в мирской приходской жизни монастырский устав неприменим, вследствие чего возникла необходимость урегулировать богослужение приходских храмов, дать для них какой-то «средний», удобоисполнимый устав. В 1838 году в Константинополе была сделана некая попытка создания такого «мирского» приходского устава, в 1851 году было второе издание его, а в 1868 и третье, дополненное и улучшенное. Он санкционирован высшей церковной властью и приспособлен к нуждам рядового приходского храма. В не­го введены новые службы по сравнению с предыдущими Типиками. Также этот Типик не знает всенощного бдения, а следовательно, и малой вечерни; литии полагаются не на вечерне, а между полунощницей и утреней; Евангелие в воскресные дни читается по 8-й песни канона и так далее. Есть особенности в Триоди, также Устав знает и свои Марковы главы. §3.2. Содержание Типикона Типикон состоит из двух частей, каждая из которых содержит 60 глав: основная часть и храмовые главы. Последняя глава 2-й части – Пасхалия – содержит указания относительно определения даты Пасхи, важнейшего христианского праздника. §3.2.1. Знаки месяцеслова Прежде чем перейти к обзору содержания Типикона, необходимо указать все типы праздников и вседневных служб и используемые для них в Типиконе и Следованной Псалтири обозначения. Хотя о знаках говорится только в 47-й главе Типикона, все же уместно их рассмотреть именно сейчас, так как эта классификация праздников используется в начальных главах Типикона (3-й, 4-й, 5-й, 15-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

«О храмах на весь год» (тоже 335/391 нач XVII в.; «Указ храмный»). Не все такие статьи имели одинаково близкое отношение к уставу. Так иногда помещался в Типиконе весь Чаосослов (ркп. Моск. Син. библ. 331/387 — 1438 г.), скитский устав (см. выше, стр. 436) наставление, как служить, «аще где несть месячных Миней» 335/391, нач. XVII в. л. 312), «молитва на ужасающимся во сне», молитва «храму, в нем же начнет бес жити» (там же, л. 562), «молитва о избавлении блуда» 953/395 XVII в. л. 279 об.), аскетические наставления св. отцов – Афанасия В., Макария, Максима исповедника (там же л. 167, 177), сказания такого же характера («сказание еже во сне соблажненнем», там же, л. 379 об.). Печатный издания славянского иерусалимского Типикона     Печатные издания славянского Типикона в России должны были брать основой своей употребительные славянские списки; посему на (с. 491) первых порах, пока не сознавались недостатки последних, они были такого же плана и состава. Первое издание слав. Типикона в России сделано в 1610 г., с благословения патр. Гермогена с совета тогдашних архиереев, головщиком и уставщиком Троице-Сергиевой лавры Лонгином (Шишелевым) на основании нескольких рукописей, но д.б. только русск.-славянских. Оно заключает общую литургическо-дисциплинарную часть – 57 гл., Марковы главы – 173, устав о службах славяно-русским святым, особенно при совпадении их с 50-цей – 25 гл., храмовые главы – 46, месяцеслов и триодь. Дисциплинарная часть здесь очень обширна, но не везде систематична; много выдержек из Студ. устава, из Святогорского по Никону; м. ск. не опущена ни одна дисциплинарная статья из славянских списков; но совершенно постороннего Типикону материала (молитв из Требника) нет. За некоторые неисправности в тексте, гл. о. за несоответствие возгласов молитв их содержания (молитвы одному Лицу СВ. Троицы оканчивались возгласом с обращением ко всей Св. Троице) и прибавку в водосвятной молитве к слову «Духом Св.» «и огнем» это издание Типикона патр. Филаретом было осуждено на сожжение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Марковых глав».    Если сравнить оба устава, так долго между собою конкурировавших — Студийский и Иерусалимский — то можно ясно представить себе их разности и особенности. Надо иметь в виду сказанное о характере жизни в одном и другом. Если Студийский устав написан для монахов, живущих в одной ограде, в городе, под непосредственным наблюдением одного игумена и разработанного иерархического начала, то в Лавре св. Саввы пустынники были разбросаны по своим пещерам и соединялись в Великую Церковь только под большие праздники или для причастия в воскресный день, и были больше предоставлены себе самим. Кроме того, конечно, местные студийские или иерусалимские воспоминания налагали свой отпечаток на структуру этих уставов.     В Студийском Уставе:В Иерусалимском уставе: Нет всенощных, кроме последования Великого Канона.Есть всенощные. Нет великого славословия на утрени.Есть великое славословие. Преобладание студийской гимно графии, преобладание своих, студийских воспоминаний, как то: 01.09 муч. Ермогена, Евода, Каллиста, так как мощи их почивают в монастыре, 16.09 Евиота Студийского, 11.11 преп. Феодора Студита с попразднеством ему на следующий день, 22.11 Фаддея Студийского, 26.01 перенесение мощей преп. Феодора Студита, 15.06 Иосифа Солунского, 20.06 патриция Студия.Преобладание своих, савваитских авторов. Нет малой вечерни.Есть малая вечерня. Нет часов в праздники и воскресные дни.Есть часы. Кафизм меньше.Кафизм больше. Ежедневная литургия Преждеосвященных Даров.Только в среду и пятницу. Нет Марковых Глав.Есть Марковы Главы. Службы короче.Службы длиннее.   Да и в отношении оглавления эти типики тоже различны:    Тропарный уставОбщая часть Синаксарный уставСинаксарный устав Дисциплинарный уставТриодный устав Общая частьМарковы главы    Кроме того, конечно, различны были и расписания апостольских и евангельских чтений по тому и другому уставам. 3. Устав Святогорский    Значение св. Горы Афона столь велико в развитии восточного монашества, что этому Уделу Божией Матери должно было принадлежать и видное место в отношении богослужебного устава.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Баланс между подвижным и неподвижным компонентами Г. ц. в каждой литургической традиции достигается по-разному, что проявляется в особенностях распределения гимнографического, евхологического и лекционарного материала на весь год по литургическим книгам. Если зап. традиции свойственно включение подвижного круга в структуру неподвижного в качестве его особого периода, то для вост. христиан-нехалкидонитов, напротив, характерно господство подвижного круга, что выражается в изменении дат начала и окончания отдельных периодов Г. ц., основных праздников и памятей святых. В правосл. Церкви, следующей послеиконоборческой визант. традиции, подвижный и неподвижный круги строго разграничены; гимнографические тексты обоих кругов помещены в разные книги ( Триодь и Минею соответственно); уставы праздников подвижного и неподвижного кругов описываются в различных частях Типикона ; существуют сложные правила их соединения при совпадении праздников 2 кругов (см. статьи Благовещенские главы , Марковы главы ). С Г. ц. тесно связаны лекционарная система , устанавливающая порядок чтения Свящ. Писания (а также учительных книг) в течение года в рядовые, воскресные, праздничные дни (см. также ст. Лекционарий ), и календарь , указывающий на каждый день года не только основное празднуемое событие или память святого, но и памятные даты, не имеющие литургического выражения (см. также Мартиролог , Месяцеслов ). Истоки Г. ц. Поскольку христианство явилось продолжением и исполнением ветхозаветной религии, Г. ц. возник как продолжение иудейского богослужебного года. Сам Господь Иисус Христос, исполняя ветхозаветный закон (Мф 5. 17-18), принимал участие в основных ежегодных евр. праздниках (ср.: Лк 2. 41-42), самыми важными из к-рых в ту эпоху были Пасха (с 7-дневным праздником опресноков), Пятидесятница (иначе праздник Седмин) и Кущи (Исх 23. 14-17; Втор 16. 1-17; Лев 23; Числ 28-29; Иез 45. 18-25). Значимость этих праздников, к-рые были воспоминанием исторических событий из жизни израильского народа (исхода из Египта, пребывания в пустыне, Синайского законодательства, вхождения в землю обетованную), подчеркивалась обязательным паломничеством в Иерусалим.

http://pravenc.ru/text/год ...

Когда 1315-1328 годах император Андроник II Палеолог осуществил реорганизацию монастыря, созданного в 1282 году императором Михаилом VIII Палеологом в результате объединения двух константинопольских монастырей: монастыря Пресвятой Богородицы, или Келливара, и монастыря святого мученика Димитрия, то в ктиторском типиконе было отмечено, что богослужение и внутренняя жизнь монастыря должны регламентироваться неким Иерусалимским правилом, которое содержалось в специальной книге, то есть Иерусалимским типиконом В 1327-1335 годах Феодора Синадина, племянница императора Михаила VIII Палеолога, основала в Константинополе женский монастырь во имя Пресвятой Богородицы, именуемой Bebaia Elpis (Твердое Упование). XVI глава ктиторского типикона этого монастыря предписывает, что богослужение, посты, количество трапез и распределение пищи на трапезах должны определяться Иерусалимским типиконом При этом составитель ктиторского типикона специально отмечает, что Иерусалимский типикон был издревле перенесен в Константинополь из Палестины Восприятие Иерусалимского типикона во второй четверти XIV века как древнего заимствования подтверждает сделанный вывод о том, что с 1261 года имено этот устав определял константинопольское богослужение. Распространение Иерусалимского типикона во второй половине XIII - первой половине XIV века сопровождалось внесением различных дополнений в существующие редакции Иерусалимского типикона. В составе Иерусалимского типикона появляется и особый раздел, известный под названием Марковы главы, который содержал различные указания (главы) о совершении богослужения в случае совпадения различных праздников, предпразднств и попразднств с воскресными днями и праздниками подвижного пасхального года В тот же период появляются и новые редакции Иерусалимского типикона, в основе которых лежала редакция, содержащая описание малой вечерни в начале Иерусалимских богослужебных глав. Среди новых редакций следует отметить такую, в которой в Иерусалимских богослужебных главах отмечены различия в совершении служб суточного круга богослужения в монастырях келлиотских и в монастырях киновиальных, а в Иерусалимский синаксарь включены указания о совершении малой вечерни в случае всенощных бдений С этой редакцией связан второй сербский перевод Иерусалимского типикона, выполненный в 1331 году в Хиландарском монастыре па Афоне и известный под названием Романов типик

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

В Иерусалимском уставе также содержатся особые указания - Марковы главы - на случай совпадения М. н. с праздниками Месяцеслова: праздником Трех святителей (30 янв.), праздником Сретения Господня (2 февр.), его пред- и попразднством и отданием (9 февр.), первым и вторым обретением главы Иоанна Предтечи (24 февр.) (об уставе службы на эти случаи см., напр.: Розанов. Устав. 392-431). К особенностям богослужения в М. н. относится также «действо Страшного Суда», совершавшееся в 1-й пол. XVII - нач. XVIII в. в Москве патриархом, а в Вел. Новгороде, Вологде и Холмогорах - местными правящими архиереями. Этот особый чин был заимствован из греч. традиции, но кем и когда он был введен в обиход РПЦ, доподлинно неизвестно, хотя в Москве в 1627 г. он уже совершался (см.: Красносельцев Н. Ф. К истории правосл. богослужения: по поводу некоторых церк. служб и обрядов ныне неупотребляющихся: Мат-лы и исслед. по рукописям Соловецкой б-ки. Каз., 1889. С. 60). «Действо Страшного Суда» служилось в М. н. перед литургией, к-рую возглавлял патриарх (в Москве) или местный архиерей (в др. городах). Для действа оборудовалось особое украшенное место в храме или вне храма (напр., в Москве за алтарем Успенского собора). Чин совершался перед иконой с изображением Страшного Суда. В Москве при отправлении действа присутствовал царь, а в др. городах - представители местной власти. По структуре «действо Страшного Суда» весьма близко к молебну и литии: крестный ход к месту совершения чина, пение стихир и канона (из службы М. н.), чтение паремий (во время к-рых протопоп и протодиакон совершали малое водоосвящение ), чтение Апостола, чтение Евангелия о Страшном Суде (Мф 25. 31-46; оно читалось архиереем, протодиаконом и иногда еще 2 диаконами на 4 стороны света), погружение патриархом креста в воду и омовение икон освященной водой, ектения, осенение крестом (подробнее см.: Никольский. Древние службы РЦ. 1885. С. 214-236; Красносельцев. 1889. С. 57-64). С М. н. до недели Фоминой не совершается венчание брака : это можно объяснить, с одной стороны, тем, что Сырная седмица, следующая за М. н., уже воспринимается как постная (несмотря на разрешение вкушать в течение ее молоко и яйца, что по сути не является постом), с др. стороны, причиной может быть содержание М. н.- Второе пришествие Спасителя: «Ибо в воскресении (в воскресении мертвых, т. е. во время Второго пришествия Спасителя.- Е. М.) ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф 22. 30). Гимнография

http://pravenc.ru/text/2564556.html

Дальше следуют так называемые Марковы главы о празднике Благовещения и об его отдании, если отдание, бывающее 26 марта, случится в субботу или неделю, или еще в некоторые другие дни. Первая маркова глава показывает, как надобно отправлять богослужение 24 и 25 марта, если праздник Благовещения случится в субботу 3 и 4 седм. Великого поста. По этой главе в пятницу 24 марта отправляется вечерня в соединении с литургией преждеосвященных даров. На вечерне кафизмы не бывает; число стихир на Господи, воззвах то же, что и в среду, но состав их несколько иной; паремий 7, но не 5: 2 дневные и 5 праздника, в том числе 2, в другое время читаемые в самый праздник 25 марта. Всенощному бдению предшествует так же и в таком же составе великое повечерие. Утреня от той отличается тем, что на этой 1) исключаются песнопения Триоди, субботний четверопеспец коей переносится на повечерие в четверток, и поется все только праздничное; 2) в конце поется не только Всякое дыхание с хвалитными псалмами и стихирами на хвалитех, но и славословие великое (пение славословия Великого не составляет богослужебной особенности субботних дней; но если в сии дни случается праздник Благовещения, то оно поется). За ним по трисвятом – тропарь праздника 1. Ектения: Помилуй нас, Боже. Возглас. Аминь. Ектения: Исполним утреннюю. Возглас. Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Возглас. Аминь. Премудрость. Благослови. Сый Благословен. Аминь. Утверди, Боже. Пр. Богородице. Честнейшую херувим. Слава тебе, Христе Боже. Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий из открытых царских дверей, которые после того затворяются. Многолетие и 1-й час. О литургии сказано, что на ней все праздничное. Это значит то, что часы отправляются обыкновенные, но не великопостные; за часами следует литургия Златоуста, не предваряемая вечерней, и т. д. На блаженны этой литургии назначены 3 и 6 песни праздничного канона (обе песни на 8). Вместо Достойно – Яко одушевленному. Примечание. При отправлении богослужения по 1 мр. гл. надобно 1) припомнить сказанное выше о литийных стихирах 769 , 2) иметь в виду, что по указаниям 17 гл. Типик., в субботу на утрене читаются не 3 каф., а 2, причем после каждой кафизмы дол. быть ектения малая и седальны праздника, т. е. именно те, которые в основной главе назначены после 2 и 3 (но не 1-й) рядовых кафизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

И если мы пойдем путем не фарисея, а мытаря, то и эта великая молитва воистину станет нашей молитвой, и не тщетны будут для нас эти святые дни. Аминь. 43. Неделя о блудном сыне и Сретение Господне Подготавливая нас к вступлению на поприще св. Четыредесятницы, св. Церковь ведет нас от покаяния мытаря к покаянию блудного сына. Сегодня она напоминает нам о том, что недостаточно только сознавать свои согрешения и взывать к Богу о помиловании. Этим кончается покаяние мытаря, но покаяние блудного сына с этого только начинается. Пребывая в «стране далече», он вспоминает о своей жизни в доме отца, приходит в состояние мытаря, и, подобно ему, взывает к Богу: «Боже, милостив буди ми грешному». Но для блудного сына это только начало. Он идет дальше. Он не только раскаивается, но «встал и пошел к отцу своему». Несмотря на все испытания, он возвращается домой. Путь, ведущий его в отчий дом, тяжел и труден — это великое шествие покаявшегося грешника. В нынешнем году св. Церковь дает нам образ блудного сына в сочетании с праздником Сретения Господня. Многим может показаться, что покаяние блудного сына мешает по-настоящему чувствовать радость праздника. А те, кто пришел в храм для того, чтобы каяться и вникать " в состояние грешника, также сетуют на то, что служба праздника мешает им в этом. Но св. Церковь не случайно соединяет в служебных последованиях те или иные памяти. В конце Постной Триоди помещены так называемые «Марковы Главы». В них подробно указан порядок совершения служб праздников Сретения, Обретения главы св. Иоанна Предтечи, Сорока мучеников и Благовещения в соединении (сочетании) с различными днями Постной Триоди. Св. Церковь так подробно останавливается на этих сочетаниях, потому что каждому из них она придает особый смысл. В Синоксарии недели Сыропустной говорится о Благовещении Пресвятой Богородицы, что оно «Смотрением Божиим неизглаго-ланным во Святой Четыредесятнице присно обретаемо». То же самое можно сказать и о празднике Сретения Господня. Каждое сочетание этого праздника с днями Постной Триоди дает нам возможность по-новому понять и почувствовать смысл праздника и значение того дня Триоди, с которым он соединяется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010