7–10. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Итак, при всей силе и чудесности, проповедь этих обличителей, как и проповедь первого Предтечи Христова и Его апостолов, окончится как бы видимым поражением их: они будут побеждены в сражении и убиты. Спрашивается: кто этот зверь из бездны, который умертвит их? Прот. Орлов настойчиво защищает то мнение, что зверь этот – сам диавол, «ангел бездны» 266 . Но правильней разуметь здесь антихриста, как и толковали это древние отцы Церкви. У св. Андрея Кесарийского мы читаем: «По возвещении об удалении от прельщения (как кратко обозначает он сущность проповеди этих предтеч) зверь, т.е. антихрист, выйдя из темных и преисподних мест земных, в которые изгнан диавол, по Божью попущению, убьет их и оставит тела их непогребенными в том самом Иерусалиме древнем и разоренном, в котором пострадал Господь. В сем городе утвердит он царство свое и престол царский наподобие Давида, сыном которого по плоти был и Христос, наш истинный Бог, чтобы и сим показать, что он есть Христос, исполняющий пророческое слово: Возставлю скинию Давидову падшую, и возгражду падшая ея ( Амос.9:11 ), которое заблуждающиеся иудеи принимают и относят к его пришествию» 267 . При этом злоба и ожесточение противящихся нечестивцев против этих свидетелей будут настолько велики, что не утолятся и по смерти их. Не позволяя положить тела их не только в могилы, но и в гробы, все люди тогда в радости и торжестве своем будут нарочито сходиться к ним, чтоб посмотреть на тела их, как бы удостоверяясь вместе с тем, что уже нет этих мучителей их, что они уже мертвы. Но кратковременно будет это торжество их и заменится новым ужасом и новым изумлением их...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

7–8. И когда Он снял четвертую печать, я слышал Голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными. Сообразно с пониманием первых трех печатей, объясняется обычно и символ четвертой. «По ее снятии Иоанн видит бледного коня, собственно серого, бесцветного», каковой цвет принимают трупы людей. За всадником, напоминающим смерть и так и называемым смертью, следовал ад. Ад является здесь олицетворением действительных обитателей ада, т. е. осужденных (Генгстенберг) по предварительному суду на временные мучения. Всаднику на бледном коне дан меч как орудие смерти; в его распоряжении голод, ему подчинены и бедствия мора (повальные и заразные болезни – Эвальд, Клифот, Лютард), и даже земные хищные звери. Бедствия эти падут на четвертую часть земли – это не математически точное измерение особого пространства; здесь определенное число в смысле неопределенного, для указания на действия этих явлений временно и по местам. Число же четыре употреблено в соответствие четырем животным, четырем коням и четырем странам света. Все это, – добавляет проф. Орлов, – подтверждает нам церковная история, история распространения христианства» 194 . Так и вообще, толкователи видений этих коней, и в частности темного, а за ним и бесцветно-бледного коня смерти четвертого, всецело склонны приурочивать знамения их к наиболее тяжелым эпохам гонений и притеснений христиан в первые века христианства от язычников и неверующих. «Явление это, – категорически заявляет Яковлев, – ясно изображало то время, когда свирепое язычество упивалось христианской кровью» 195 . И затем он перечисляет все главные гонения греко­римской империи, особенно оттеняя последние (Диоклетиана и его сотрудников). А св. Андрей Кесарийский , повторяя ссылку на эти последние гонения (называя здесь Максимиана Никейского), дополнительно приводит сюда и поражение мечом громадного числа людей, бывшее в его дни при восстании армян на римлян, где тела умерших поедались собаками и дикими зверями 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

7. Жертвы и приношения Ты не восхотел, а тело уготовал Мне, – всесожжений и (жертв) о грехе Ты не взыскал. 8. Тогда рех: „се прииду: в главизне книжне писано есть о Мне: 8. Тогда я сказал: „вот Я иду, – в свитке книжном написано о Мне: 9. Еже сотворити волю Твою, БОЖЕ Мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева Моего. 9. – Чтобы исполнить волю Твою, Боже Мой, я восхотел, и закон Твой – в чреве моем (у меня в сердце). 10. Благовестих правду в Церкви велицей: се устнам моим – не возбраню: ГОСПОДИ! – Ты уразумел-еси. 10. Я благовестил правду в собрании великом (Церкви великой), вот и (впредь) устам моим не возбраню: Господи! Ты ведаешь (это). 11. Правду Твою не скрых в сердце моем: истину Твою и спасение Твое рех, не скрых Милость Твою и истину Твою – от сонма многа. 11. Правду Твою я не скрыл в сердце моем: истину Твою и спасение Твое я изрек, не утаил милость Твою и истину Твою – от собрания великого (синагоги многой)! III. 12. Ты же, ГОСПОДИ, не удали щедрот Твоих от Мене: милость Твоя и истина Твоя – выну, да заступит мя! 12. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от меня: милость Твоя и истина Твоя – навсегда да обымут меня. 13. Яко одержаша мя злая, имже несть числа! Постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети: умножишася паче влас главы моея, и сердце мое – остави мя. 13. Ибо охватили меня бедствия, которым нет числа! Постигли меня беззакония мои, и я не мог (потерял способность) видеть их: умножились (они) больше волос головы моей, и сердце мое оставило меня (т.е. до конца изнемогло во мне). 14. Благоволи, ГОСПОДИ, избавити мя: ГОСПОДИ, во еже помощи ми, – вонми. 14. Благоволи, Господи, избавить (вызволить) меня: Господи, чтобы помочь мне, – внемли (по греч. приблизься). 15. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою изъяти ю: да возвратятся вспять и постыдятся – хотящии ми злая! 15. Да постыдятся (же) и посрамятся все ищущие душу мою, чтоб исторгнуть ее (у меня): да возвратятся вспять и постыдятся хотящие мне зла! 16. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: „благо-же, благо-же!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

7. Изстрадался я и (подобно луку) согнулся до конца, весь день – сетуя ходил. 8. Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцелений в плоти моей! 8. Так как чресла мои наполнились надругательствами и – нет исцеления в плоти моей! 9. Озлоблен бых, и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. 9. Натерпелся я зла и до крайности унижен был, вопил от стенаний (со стоном вырывались воздыхания) сердца моего. II. 10. ГОСПОДИ, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое – от Тебе не утаися! 10. Господи! Пред Тобою все желание мое, и стенание (воздыхание) мое – от Тебя не утаилось! 11. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и – той несть со мною. 11. Сердце мое содрогнулось, оставила меня сила моя, и свет очей моих и того – нет со мною. 12. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближася и сташа; 12. Други мои и присные мои (приблизились) и прямо против меня стали; 13. Ближнии мои – отдалече мене сташа. И – нуждахуся ищущии душу мою. И ищущии ми злая глаголаху суетная, и льстивным – весь день поучахуся. 13. Самые близкие мои в отдалении от меня стали. И ищущие силою исторгали душу мою. И ищущие мне злого говорили суетное, и весь день упражнялись в обольщении (в коварстве). 14. Аз-же, яко глух, не слышах, и яко нем – не отверзаяй уст своих! 14. Я же, как глухой, не слушал, и как немой, не отверзал уст своих! III. 15. И бых, яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения. 15. И был я (перед ними), как человек не слышащий, и не имеющий в устах своих обличения (т. е. что бы возразить им). 16. Яко на Тя, ГОСПОДИ, уповах, – Ты услыши, ГОСПОДИ БОЖЕ мой. 16. Ибо на Тебя, Господи, я уповал, – Ты услышишь, Господи, Боже мой! 17. Яко рех: „да не когда порадуют-ми-ся врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречиваша. 17. Ибо я сказал: „пусть не торжествуют надо мною враги мои: и когда колебались ноги мои, высокомерно глумились они надо мной. 18. Яко аз – на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. 18. Ибо я на удары (в греч, тексте: к бичам) готов, и болезнь моя (грех, как источник страданий) – всегда предо мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

7. Очи Его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе… 7. Очи Его взирают на народы, дабы преогорчевающие (Его) 50 не превозносились в самих себе… 8. Благословите, языцы, БОГА нашего, и услышан сотворите глас Его: 8. Благословите, народы, Бога нашего, и сделайте слышным голос хвалы Ему. 9. Положшаго душу мою в живот, и не давшаго во смятение ног моих. 9. Уставившему (приобщившему) душу мою к жизни, и не давшего поколебаться ногам моим. III. 10. Яко искусил-ны-еси, БОЖЕ: разжегл-ны-еси, якоже разжизается сребро. 10. Ибо Ты испытал нас, Боже; разжег нас, как разжигается серебро. 11. Ввел-ны-еси в сеть, положил-еси скорби на хребте нашем. 11. Ввел Ты нас в сеть, положил скорби на хребте нашем. 12. Возвел-еси человеки на главы нашя; проидохом сквозь огнь и воду, и извел-еси ны в покой. 12. Взвел людей на головы нам; прошли мы сквозь огонь и воду: (но) и вывел Ты нас в покой... IV. 13. Вниду в дом Твой со всесожжением, воздам Тебе молитвы моя. 13. Войду я в дом Твой со всесожжением, воздам Тебе молитвы мои, – 14. Яже изрекосте устне мои, и глаголаша уста моя в скорби моей. 14. Которые изрекли уста мои, и возглаголал язык мой в скорби моей. 15. Всесожжения тучна вознесу Тебе с кадилом, и овны, вознесу Тебе волы с козлы. 15. Всесожжения тучные вознесу я Тебе с фимиамом и овнами, вознесу Тебе волов с козлами. V. 16. Приидите, услышите, и повем вам, вси боящияся БОГА, елика сотвори душе моей! 16. Приидите, услышьте, – я поведаю вам, все боящиеся Бога, что сотворил Он моей душе! 17. К Нему усты моими воззвах, и вознесох под языком моим. 17. К Нему устами моими я воззвал, и превознес Его (и под) языком моим. 18. Неправду аще узрех в сердце моем, – да не услышит мене ГОСПОДЬ! 18. Если б неправду узрел я в сердце моем, – да не услышит меня Господь! 19. Сего ради услыша мя БОГ, – внят гласу моления моего. 19. Сего ради (и) услышал меня Бог, – внял голосу моления моего. 20. Благословен БОГ, иже не остави молитву мою, и милость Свою от Мене! 20. Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и милости Своей от меня!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

7. Пусть (же) не постыдятся из-за меня терпеливо уповающие на Тебя, Господи, Господи сил, и да не посрамятся из-за меня ищущие Тебя, Боже Израилев! 8. Яко Тебе-ради претерпех поношение, покры срамота лице мое. 8. Ибо Тебя-ради претерпел я поношение, покрыла срамота лице мое. 9. Чужд бых братии моей, и странен сыновом матери моея. 9. Чуждым я стал братии моей, и сторонним для сыновей матери моей. 10. Яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношение поносящих нападоша на мя. 10. Ибо ревность о доме Твоем снедала Меня, и поношения поносящих пали на Меня. 11. И покрых постом душу мою, и бысть поношение мне. 11. И покрыл я постом душу мою, и было (это) в поношение мне. 12. И положих одеяние мое вретище, и бых им – в притчу! 12. И я сделал одеянием своим вретище, и стал я им (тогда) – в притчу! 13. О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющие вино. 13. Надо мной глумились седящие у ворот, и обо мне пели (с псалтирью) пьющие вино. III. 14. Аз же молитвою моею к Тебе, БОЖЕ! – время благоволения. БОЖЕ, во множестве милости Твоея услыши мя! – во истине спасения Твоего. – 14. Я же молитвой моей – к Тебе, Боже! – время (оказать) благоволение: Боже, во множестве) милости Твоей услышь меня; (явив) истину спасения Твоего. 15. Спаси мя от брения, да не углебну; да избавлюся от ненавидящих мя, и – от глубоких вод! 15. Спаси меня от тины, да не погрязну (не захлебнусь): да избавлюсь я от ненавидящих меня, и – от глубоких вод! 16. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих. 16. Да не потопит меня буря водная, и да не поглотит меня пучина, и да не замкнет надо мной колодезь (закрытая цистерна) устья своего... 17. Услыши мя, ГОСПОДИ, яко блага милость Твоя: по множеству щедрот Твоих – призри на мя! 17. Услышь меня, Господи, ибо блага – милость Твоя: по множеству щедрот Твоих – призри на меня! 18. Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, – яко скорблю: скоро услыши мя! 18. Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, – ибо я скорблю: скоро услышь меня! –

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

7. Яко даси ему благословение во век века, возвеселиши его радостию – с лицем Твоим. 7. Ибо дашь Ты ему благословение во век века, возвеселишь его радостно (пребывание) с лицем Твоим. 8. Яко царь уповает на ГОСПОДА, и милостию Вышняго – не подвижится! 8. Потому что царь уповает на Господа, и по милости Вышнего – не поколеблется. II. 9. Да обрящется рука твоя – всем врагом твоим, десница твоя – да обрящет вся ненавидящия тебе! 9. Да явится (восчувствуется) рука твоя над всеми врагами твоими: десница твоя да отыщет всех ненавидящих тебя! 10. Яко положиши их, яко пещь огненную, – во время лица твоего: ГОСПОДЬ гневом Своим смятет я, и – снесть их огнь! 10. Ибо положишь ты их, как в печь огненную, когда будут они пред лицем твоим: Господь Своим гневом приведет их в содрогание, и пожрет их огонь. 11. Плод их от земли погубиши, и семя их – от сынов человеческих. 11. Плод их Ты истребишь с земли, и семя их – из (среды) сынов человеческих. 12. Яко уклониша на тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити. 12. Ибо направили они против тебя злое, составили замыслы, которых не смогут осуществить они. 13. Яко положиши я хребет, во избытцех твоих уготовиши (поразиши?) лице их. 13. Ибо ты опрокинешь их навзничь, а из того, что останется у тебя, поразишь их в лице. 14. Вознесися, ГОСПОДИ, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя! 14. Вознесись, Господи, в силе Твоей, воспоем и псалмами прославим силы Твои. 2-я слава III кафизмы. Примечания к Псалму ХХ-му Ст. 4. Таким образом, слова: „предварил-еси его означают, по арх. Иринею, что „Бог так был милостив к Давиду (а тем более – к Благословенному Потомку его), что и без прошения желаний его предупреждал, и всякого рода благая сверх всякой потребы подавал. – Под именем „благословения благостыннаго разумей изобилие и щедрое даяние тех же благ. – А что пророк полагает венец на последнем месте, так, как бы он в течение долгого времени лежал празден, сим обозначается, что он долженствовал возложен быть на главу Христа (а значит, по многим векам после Давида).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

8–10. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу изо всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. «Совместное падение животных и старцев нужно понимать как указание на особенную торжественность момента» (прот. Орлов) 180 . Гусли означают «гармоническое и благозвучное Божественное славословие», причем правильнее здесь усматривать указание и на подлинные звуки высшей реальности, с характером особенной умиленности, сладостности и красоты, как об этом не раз свидетельствуется в жизнеописаниях святых (например, преп. Симеона, Едесского юродивого). «Фиалы (чаши) златы – помышления, из которых исходят благовония добрых дел и чистые молитвы» 181 (святых, как сказано в самом Апокалипсисе). И поют песнь нову. «И точно, песнь святых старцев новая, неслыханная от создания мира, – песнь Сыну Божию, Искупителю людей». Некогда «пророк Давид, по внушению Духа Божия, проникая в будущее, призывал к новому славословию: Воспойте Господеви песнь нову – и, указывая на искупление Господа, возглашает: Спасла Его десница Его и святая мышца Его. Явил Господь спасение Свое, пред очами народа открыл правду Свою ( Пс.97:1–2 ) 182 . Причина песнопения очевидна: воцарение Господа нашего Иисуса Христа и управление Его судьбами человеческими. Спрашивается: а разве до того, до совершения Им спасения, Он не царствовал?! Мы знаем от апостолов, что все Им создано: Вся Тем быша, и без Него ничтоже быстъ, еже быстъ ( Ин.1:3 ), что Им сотворено самое время (см.: Евр.1:2 ). Что же могло быть не покорено Ему как Создателю, как Царю всего?!» (Яковлев) 183 . Конечно, Сын Божий, сый в лоне Отчи, царствовал безначально и будет царствовать бесконечно: Царство Твое, говорит пророк, Царство всех веков, и владычество Твое во все роды ( Пс.144:13 ). Но здесь прославляется новое Царство Сына Божия – Иисуса Христа: здесь Он начинает царствовать как Бого­человек, «Царство это – Царство закланного Агнца Божия, Искупителя», вознесшегося на небеса и седящего одесную Отца. «Отсюда и начинается новое величие и Царство Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа; Господь Бог дал Ему всю власть Свою, ничем не ограниченную, над людьми, а вместе с тем над мирами, видимым и невидимым, так что, кроме Него, нет другой власти, через Него все совершается, от Него все зависит, в Нем видим Образ Божий – Истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

8–9. И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету, – впрочем ты богат, – и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. «Смирна принадлежит к числу древнейших городов Малой Азии. Смирнская церковь возникла после 70 года» 75 , и в ней много потрудился ученик Иоанна Богослова священномученик Поликарп. Христианская Церковь сохранялась в ней в лучшем виде и большем числе паствы и в последующие века, даже до двадцатых годов XX века... Говорит Первый и Последний . По объяснению св. Андрея, «Он Первый как Бог и Последний – как соделавшийся человеком в последние времена и отверзший нам жизнь вечную Своею тридневною смертью ... Знаю твои скорби и нищету телесные, которые терпишь ради Меня, будучи уязвлен неверными и лишаем имущества; богат же ты в духовном, потому что имеешь сокровища, сокрытые на селе сердца своего (ср.: Мф.13:46 ). ...Я знаю и злоупотребления сатанинского сборища, так как они суть не то, чем называются: небо иже яве, иудей есть... но иже в тайне ( Рим.2:28–29 ). Иуда же означает исповедание и покаяние» 76 . 10–11. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти. По разъяснению прот. Орлова, в этих словах смирнянам давалось предсказание, что «в недалеком будущем им предстояло подвергнуться великим скорбям, особым несчастьям и гонениям». Однако смирняне должны были видеть и то, что Господь Вседержитель «смотрит на них Своим всевидящим оком» и в этом для них – первое и основное утешение. Дальнейшим утешением должно было являться то, что указан был им и главный виновник этих страданий, а также их цель, как и недалекий конец их. «Гонение на христиан и заключение многих из них в темницу произойдет по наущению диавола (см.: 1Петр.4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

9 . Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь . 10 . Исповедую едино крещение, во оставление грехов. 11 . Чаю воскресения мертвых; 12 . И жизни будущаго века. Аминь. 1-й член Символа веры В. Что значит веровать в Бога? О. Веровать в Бога значит всем сердцем признавать, что Бог существует, и превыше всего ставить Волю Его и тот закон, который Он дал людям в Блаженственном Откровении. Ап. Павел разъясняет: «без веры невозможно угодить Богу; веровать же нужно приходящему к Богу, что Он ЕСТЬ и ищущим Его воздает» ( Евр. 11, 6 ). В. Почему добавлено слово (верую) во единого Бога? О. Для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая тварь за Бога, думали, что богов много. 14 В. Какое понятие о Существе Божием даёт нам Откровение Божественное? О. Хотя самое Существо Божие человек своим ограниченным умом постигнуть не может, но в Евангелии Сам Господь сказал, что «Бог есть дух» ( Ин. 4, 24 ), т. е. Существо бестелесное, духовное, имеющее разум и свободную волю, подобно душе человека. И когда в Слове Божием приписываются Ему очи, руки и вообще телесные члены, то понимать это надо символически, как наглядный образ и сравнение, применительно к понятию человеческому, для обозначения невидимых и духовных свойств Божьих. В. Какие свойства Существа Божия открыл Он нам в Слове Своем? О. Бог вечен, вездесущ и всемогущ в том, как Он есть и как действует в мире. Он всеведущ, всеправеден и всеблаг во всём, и особенно в отношении к человеку; Он неизменяем, вседоволен и всеблажен в Самом Себе. Все эти свойства ясно указаны в Свящ. Писании Ветхого и Нового Завета. Так о ВЕЧНОСТИ в Псалтири говорится: – «прежде нежели явились горы и Ты образовал землю и вселенную, и от века до века – Ты еси» ( Псал. 39, 3 ): не был, а ЕСИ – настоящее время, ибо БОГ ВСЕГДА ЕСТЬ. Так и Моисею на горе Хорив Он назвал Себя – Иеговой, т. е. Сущим. 15 Подобно этому в псалме 32 ВСЕМОГУЩЕСТВО Божие оттеняется так: «Он сказал – и сделалось; Он повелел – и создалось» ( Псал. 32, 9 ), ибо мир Господь создал словом Своим. 16 Что касается ВСЕВЕДЕНИЯ Божия, то самое это слово взято из посл. Иоанна Богослова: «Бог больше сердца нашего и ВЕДАЕТ (знает всё)» ( 1Ин. 3, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010