Уполномоченному Совета РПЦ при Совете Министров СССР по Тернопольской области П. Пруселису было поручено провести разъяснительные беседы с архиереем, активным духовенством епархии, настоятельницей и убедить их осуществить переезд. По указанию Совета нужно было добиться того, чтобы Епархиальное управление не претендовало на монастырский участок земли, чтобы сестры переезжали без возмущений и без шума. За согласие переехать были даны обещания не чинить препятствий в прописке всех сестер в Кременецеом монастыре, а также уполномоченный обещал выступить с ходатайством о предоставлении земельного участка в Кременце для организации монастырского хозяйства. Оба обещания властями были выполнены. Передача помещений и земельного участка в Кременце была оформлена актом от 20 мая 1953 года . Особую поддержку со стороны местного населения монастыри имели в Молдавии. Показательно в этом отношении дело с закрытием Курковского мужского монастыря Оргеевского района Молдавской СССР в связи с размещением на его территории сельскохозяйственного спецучилища бывшего Министерства трудовых резервов СССР. Совет по делам РПЦ, в лице своего Председателя Г.Г. Карпова, сообщал управляющему делами Совета Министров СССР А. В. Коробову о том, что в Молдавии за послевоенный период ликвидировано 9 монастырей, а за последние три года – 5 монастырей. В 1952 году был ликвидирован Гиржавский монастырь, братия которого была переведена в Курковский монастырь. Курковский монастырь относился к числу мощных монастырей, который когда-то возглавляли епископы. В монастыре имелись пахотные поля, плодовый сад, домашний скот, также в ведении монастыря находились две церкви. В воскресные дни совершалось по несколько литургий, так как богомольцы приходили в монастырь из близлежащих селений. Влияние монастыря на местное население было очень большим. 23-31 июля 1953 года в монастырь в командировку был отправлен Член Совета Г.Т. Уткин, чтобы на месте разобраться в сложившейся ситуации. Г.Т. Уткин докладывал: «В беседе с епископом Кишиневским Нектарием по вопросу ликвидации монастыря последний завяли, что он согласен с тем, что нахождение на одной территории мужского монастыря и женского училища недопустимо и что он не видит другого выхода, как перевод монашествующих в другое место, против чего он не будет возражать, но просит все это сделать не распоряжением церковных органов и не по его инициативе. Безусловно, эта оговорка им сделана в целях сохранения своего авторитета среди верующих» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Видимо, так благословил Владыка. К тому времени преосвященный Анастасий был переведен с севера на юг, из Холма в Молдавию, на Кишиневскую кафедру. В начале июня 1916 года Василий, по просьбе Владыки, выехал в Кишинев. Владыка часто приглашал Василия сопровождать его в поездках по епархии. К экзаменам в Духовную Академию Василию пришлось готовиться на новом месте, в промежутках между поездками. Вот отрывки из писем той поры. Они похожи на путевые заметки. «7 июля 1916 года. Рано утром я уехал с отцом игуменом Парамоном в Гиржавский монастырь. Замечательно красивые места, прямо Швейцария! Горы и долины с прудами; темный буковый лес, монастырь под горой, с которой мы насилу съехали на тормозах». «Пошел с книгой по опушке леса. Направо темный лес, а налево долина и скат, покрытый виноградником, хлебом, лесом». «Я тут совсем пустынником заделался: одичал и оброс, целые дни провожу в одиночестве и в молчании, брожу по опушке леса с книгами». Василий поступил в Московскую Духовную Академию и с первого курса записался в группу, изучающую историю и западные религиозные течения. В нем было сильное воодушевление, он буквально бросался на книги, стремился полностью уйти «в интересную и серьезную работу». Мировая война окончательно подточила силы страны. Учебные заведения буквально таяли на глазах. Осенний семестр 1916 года закончился неожиданно рано, 1 ноября. Весенний начался 20 февраля. В конце ноября 1916 года Василий Федорович был приглашен семейством графа Медема в его имение, хутор «Александрия», которое находилось в Хвалынском уезде. Василий Федорович должен был преподавать детям графа, Федору и Софии, Закон Божий. Молодой учитель, сам буквально пламенеющий жаждой знаний, смог затеплить и в детях интерес к предмету, который казался в то время большинству находившихся за школьной партой чем-то необязательным. У Василия была и своя выгода: как будущий священник, он пробовал свои силы, много наблюдал за детьми и взрослыми. Вот отрывок из письма того периода к Елене Сергеевне Борисоглебской: «Мы медленно, но верно сближаемся.

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

Начали мы свои занятия с освоения перечня публикаций яркого литературного критика и учёного Николая Ивановича Надеждина (1804 - 1856). Его печатные работы раннего периода нам были известны - собраны и переизданы Юрием Владимировичем Манном однотомником: Н.И. Надеждин. Литературная критика. Эстетика (1972). Эта знаменательная книга положила начало освоению обширного творческого наследства недооценённого подвижника мысли, педагога и мыслителя. К сожалению, последний период жизни Н.И. Надеждина составителем представлен схематично, неубедительно. Утверждается, что сотрудничая в отделе Министерства Внутренних Дел, Николай Иванович «замарал себя». Что же там неблаговидного делал литератор, что потребовало от него поступаться совестью учёного? С 1842 года Николай Иванович и вправду руководил ведомственным журналом, в котором опубликовал крупные историко-географические и краеведческие исследования: «Новороссийские степи», «Город Зарайск в старину и ныне», «Исследование о городах Русских», «Гиржавский монастырь» и ряд других важных материалов. Наряду с огромной загруженностью по формированию объёмных номеров «Журнала Министерства внутренних дел», в котором, печатал труды сотрудников отдела П.И. Мельникова (Печерского), В.И. Даля, редактор ещё успевал вести аналитические обзоры, посвящённые церковному расколу, вмешательству агентов деструктивных сект, приверженных скопческой и другим ересям. Вместе с тем Надеждин близко к сердцу воспринял инициативу создания Русского Географического Общества, и в только что возникших «Записках РГО» (1847) он помещает свой труд «Об этнографическом изучении Русского народа». Была составлена им программа добровольного сбора и описания краеведческих сведений из русской жизни. В 1853 году вышел составленный и отредактированный им «Этнографический Сборник» - начало большого делу становления научной дисциплины народоведения. Материалы к библиографии Н.И. Надеждина подбирались нами в расчёте на возможную полноту источников к персоне, при этом не забывалось и их дальнейшее уточнение и совершенствование.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/02/...

А.С. 11 июля (1889 г.?) 43. † Любезнейший Николай Иванович ! Напрасно Вы колеблетесь предпринять путешествие! Не только бы мне доставили утешение; но мне кажется, и Вы получили бы отдых и развлечение. Вы у меня провели время, как у себя дома. От Москвы до нас нужно ехать не более трех суток, ежели не будете останавливаться в Киеве. До Петрова дня пробуду я в своем городском доме; 30-го июня предполагаю переехать в свой Гиржавский монастырь и провести там весь июль месяц. Куда и Вас приглашаю. В Кишинев, если не располагаете прибыть до моего выезда в Гиржавку, Вы телеграфируете эконому архиерейского дома, игумену Паисию. Он вышлет за Вами к вокзалу экипаж, и Вас там встретит мой келейник Димитрий Иванович Касьянов. Вы остановитесь в моих комнатах и на другой день отправитесь ко мне в монастырь. Там также ожидают Вас все удобства. На дорогах, как я Вам и прежде писал, берите место в первом классе. А.С. —522— 44. † Высокопочтеннейший Николай Иванович ! Мы готовы принять Шашина 3261 , и просим прислать его. Возмещение издержек путевых будет возмещено (сделано?). О времени приезда нужно предупреждение, чтобы послать за ним к вокзалу. Первоначально он ожидается в архиерейский дом, где познакомится с ним здешний единоверческий (миссионер?) Варфоломей Подлесный. Отсюда уже миссионер переедет в Вилков. Если бы мне и не удалось дождаться его; то здесь примут его со вниманием и попечением о нем. Поездка же моя считается «необходимою» хотя указа еще не имею. Преданный Вам А. Сергий 13 октября (1889 г.?) 45. † Ноябр. 23 (1890 г.?). Вчера Владыка Ваш 3262 предложил Синоду прошение Вашего ректора 3263 об увольнении от должности. Тотчас же было изъявлено единогласное согласие. Увольняется и от должности викария. 3264 Предположено поместить его в Новом Иерусалиме, с управлением сим монастырем. Отъезжая из дому, я сделал распоряжение о принятии Шашина. Ему скажите, чтобы телеграммой предупредил (на имя эконома архиерейского дома) о поездке, в каком —523— поедет. Мое распоряжение будет иметь силу и после святок.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Жаль, что Вы летом не решились приехать. Что касается настоящего времени, я готов принять Вас и теперь, но положение мое неопределенное. Сказано мне, что вызовут меня, но когда именно не означили. Теперь и жду со дня на день извещения, ехать или не ехать. Виделся я с Софроновичем. Он желает, чтобы приехал Шустов 160 , к которому он уже и написал о сем. Если надобно ему денег на дорогу, то поспешите уведомить меня, и вышлю. Преданный Вам А. Сергий. (1889 г.?) 42. † Высокопочтеннейший Николай Иванович ! Пишу Вам из Вильны. Ответить на Ваше письмо я мог бы из Петербурга, но общий наш знакомый, к которому, по Вашему же указанию, обращался я за советом, кого послать в Вилков, этот советник мой только за несколько минут до моего отъезда, уже в вагоне, сказал мне, что удобнее послать Шустова, так как Крючков 161 очень развлечен, имея много дела и разъездов впереди. Посему прошу Вас передать Шустову мое приглашение, и ежели примет, то уведомьте меня, когда он может направиться в Бессарабию, и выслать ли денег на дорогу, или Вы дадите ему, чтобы получить в возврат от меня. Впрочем, вопрос этот связан с другим; собираетесь ли Вы сами ко мне? В моем желании иметь Вас гостем Вы не должны сомневаться. Но если решитесь путешествовать, то не отправиться ли Вам вместе с Шустовым? Но я не знаю Ваших с ним отношений, и боюсь, не послужил бы он Вам в тягость. Рассудите сами. «Советник» наш обещал позаботиться о высылке книг для Вилковских бесед, и переговорить о сем с К-м П-чем, но еще не говорил. Конечно Шустов возьмет, что нужно. А. С. 11 июля (1889 г.?) 43. † Любезнейший Николай Иванович ! Напрасно Вы колеблетесь предпринять путешествие. Не только бы мне доставили утешение, но мне кажется, и Вы получили бы отдых и развлечение. Вы у меня провели время, как у себя дома. От Москвы до нас нужно ехать не более трех суток, ежели не будете останавливаться в Киеве. До Петрова дня пробуду я в своем городском доме; 30-го июня предполагаю переехать в свой Гиржавский монастырь и провести там весь июль месяц. Куда и Вас приглашаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Встреча с Православием Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Анастасий (Грибановский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Мы слышим сегодня в Евангелии, как Христос, выйдя из Храма, увидел человека, слепого от рождения. В отличие от многих других чудес, это чудо совершилось без просьбы об исцелении. Сам Господь проявляет инициативу. Он увидел этого человека. И потому каждый из нас может надеяться, что Бог видит его скорби, и с надеждой молиться Ему. Когда Христос взглянул на него, ученики тоже обратили на него внимание. Сострадание Христа к страждущим людям должно бы возбуждать и наше сострадание, но ученикам Христовым и в голову не приходит, что они могли что-то сделать, чтобы помочь этому человеку. Протоиерей Александр Шаргунов «Я и Отец – одно», – говорит Христос. Иудеи думали, что Он делает Себя равным Богу. И Христос не отрицает этого. Никто не может похитить верных Богу из руки Христовой, потому что никто не может похитить Его из руки Отца. Накануне Крестных страданий Господь молится за всех, кто идет за Ним: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и мы» (Ин. 17, 11). Христос – единосущен и равночестен Богу Отцу. Его любовь к Отцу и послушание Ему – совершенны. И Он пришел к нам, чтобы мы по дару Его уподобились Ему. Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Архиепископ Иоанн (Шаховской) Архиепископ Иоанн (Шаховской) Епископ Афанасий (Евтич) Церковь существует в мире и не вне мира, в свете Божественного Откровения, а значит и в свете и Священного Писания и Церковного Предания понятие «мир» имеет два значения. Первое понимание мира – позитивное. Это – то, о чем сказал апостол Иоанн в своем Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Ин.3:16,17). Два файла в формате МР3 Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Викентий Фрадински В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page52_1078.ht...

" Земное и небесное " мая 2018 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Вознесенском храме Колпина В канун праздника  Вознесения Господня , 16 мая,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  возглавил Всенощное бдение в  Вознесенском храме Колпина .  Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный  Колпинского округа протоиерей Александр Селиванов, настоятель протоиерей Серафим Сологуб с клиром и другие священнослужители. За усердное служение Святой Церкви были награждены: протоиерей Серафим Сологуб - правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, иерей Алексий Рудометов - наперсным крестом, клирик храма святого Александра Невского в Усть-Ижоре диакон Вячеслав Семенов - камилавкой. Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с проповедью. " В течение сорока дней наши жаждущие души наслаждались духовным благодатным общением с воскресшим Господом, - сказал владыка. - Пришло время, и Господь должен был покинуть землю. Накануне Своих страданий Он говорил ученикам: " Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам " (Ин. 16:7). Ученикам, конечно, хотелось, чтобы Господь с ними оставался всегда, но это не входило в божественный план спасения людей. Они хотели, чтобы Господь стал царем земным, но Господь - Царь Небесный. Ученики не представляли себе Небесное Царствие. Но когда поняли, что Господь не станет земным царем, стали задумываться о том, что же это за Царство, и сорок дней по Воскресении Господь учил их тайнам Царствия Божия. До последней минуты Своего пребывания на земле Он продолжал их учить. И перед самым Вознесением сказал: теперь ожидайте - скоро придет Утешитель, все вам расскажет, вы вспомните, о чем Я вам говорил, облечетесь в силу, которая поможет вам благовествовать о Царствии Божием. Ученики не могли бы выйти на проповедь, если бы не были наделены свыше благодатной силой Святого Духа. Этой благодати они ожидали в Сионской горнице " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

10–11. Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес и в Смирну, и в Пергам и в Фиатиру, и в Сардис и в Филадельфию и в Лаодикию. Слова Я был в духе Андрей Кесарийский передает в толковании как «объятый Святым Духом» 41 . Но как будто лучше согласиться здесь с проф. Ждановым, что «дух – πνεμα – не означает здесь личности Духа Святаго», но что это было особое, возвышающееся над обычным, внутреннее состояние, которое не раз называется в Деяниях κστασις ( Деян.10:10; 11:5; 22:17 ), а оттуда и в нашем языке тоже принято называть экстазом. «Ап. Павел ясно различает (см.: 1Кор.14:14 и далее) две сферы душевной жизни: а) γνεσθαι ν τ ν (ср.: 2Кор.12:2 ) и б) γνεσθαι ν πνεματν (или ν αυτ в Деян.12:11 ). Первое обозначает обычное состояние души (с рассудочным течением мыслей), сопровождающееся полным самообладанием и самоощущением. Второе имеет место тогда, когда человеческий дух, при воздействии Духа Божия, добровольно становится Его разумным орудием и погружается в таинственную область невидимого и сверхъестественного, причем он до известной степени освобождается от связи с собственным телом ( 2Кор.12:2–4 ) и вместе с тем от стесняющих ограничений пространства и времени» 42 . ν τ κυριακ μρ – в день Господень (славянский – недельный, русский – воскресный): «Очевидно, это был тот день недели, который св. Иоанн вместе с другими христианами привык проводить в служении Господу» 43 . Нужно заметить, что в греческом народе воскресение так и зовется кратко – κυριακ, даже без слова μρ. Слышал 44 ... громкий голос. Хотя проф. Жданов настойчиво заверяет, что голос этот «не был голосом Иисуса Христа» (см.: Откр.1:13 и далее 2:1), а был голосом без обозначения лица или голосом ангела (см.: Откр.1:1 ), но с этим нельзя согласиться, ибо слова, возвещаемые этим голосом, – Я есмь Алфа и Омега, Первый и Последний – применимы только к Божеству – или к Отцу, или, вернее, как в других местах (см.: особенно Откр.22:13 ), к Иисусу Христу, Которого далее Иоанн и созерцает в видении. По поводу того обстоятельства, что голос этот «раздался позади апостола», проф. Жданов метко указывает, что «едва ли что другое может в одинаковой степени поразить человека, возбудить его внимание и довести его слух, а в особенности зрение, до высшей степени напряжения, как неожиданный голос сзади» (ср.: Иез.3:12 ) 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

10. И еще мало, и не будет грешника: и взыщеши место его, и – не обрящеши. 10. И еще мало, и не будет грешника; и будешь искать место его, и – не найдешь. 11. Кротцыи, же наследят землю, и насладятся о множестве мира. 11. Те же, кто кротки, наследуют землю, и насладятся преизбытком мира. 12. Назирает грешный праведного, и поскрежещет нань зубы своими. 12. Выслеживает грешный праведного, и скрежещет на него зубами своими: 13. ГОСПОДЬ же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его. 13. Господь же посмеется ему, ибо прозирает (провидит), что придет день его. 14. Меч извлекоша грешницы, напрягоша лук свой низложити убога и нища, заклати – правыя сердцем. 14. Меч извлекли грешники, натянули лук свой, (чтобы) низложить убогого и нищего, заколоть правых сердцем. 15. Меч их да внидет в сердца их, и луцы их – да сокрушатся! 15. Меч их да войдет в сердца (самих) их, и луки их – да сокрушатся! III. 16. – Лучше малое праведнику, – паче богатства грешных многа. 16. Лучше малое праведнику, – (оно) более богатства многого грешных. 17. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает-же праведныя – ГОСПОДЬ! 17. Потому что мышцы грешных сокрушатся, подкрепляет же праведных – Господь! 18. Весть ГОСПОДЬ пути непорочных, и достояние их – в век будет: 18. Ведает Господь пути непорочных, и достояние их пребудет во век: 19. Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут. 19. Не постыдятся (они) во время лютое, и во дни голода насытятся, тогда как грешники погибнут. 20. Врази-же ГОСПОДНИ, купно прославитися им и вознестися, исчезающе, яко дым, исчезоша! 26 20. Враги же Господни, (как бы ни) прославиться им всем вместе, и превознестись, исчезая, как дым, – исчезли! 21. Заемлет грешник и не возвратит, – праведный же щедрит и дает. 21. Взаймы берет грешник, и не возвращает, – праведник же милосердует и дает. 22. Яко благословящии его наследят землю, кленущии же его потребятся. 22. И благословящие его наследуют землю, проклинающее же его – истребятся. 23. От ГОСПОДА стопы человеку исправляются, и пути его – восхощет зело.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

11–15. И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует пред ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил, и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. В приготовлении рода человеческого к принятию Христа Спасителя, как ангел пред лицем Его (см.: Мф.11:10 ; Лк.7:27 ), явился Иоанн Предтеча, который и возвестил людям об Его явлении – особенно нарочитому посольству Синедриона, а равно и всем стоявшим у Иордана, когда засвидетельствовал дважды о Нем: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:26–27; 29–34; 36 ). Так и у подобящегося Ему во всем антихриста будет свой спутник и приводящий к нему предтеча, которого и изображает Иоанн под образом второго зверя. «Зверь этот выходит из земли, тогда как первый вышел из моря». Следовательно, он, как выходящий из земли, будет представителем всего того, что признает только землю, возводя к апофеозу одну лишь земную культуру и провозглашая истинными и для всех обязательными начала того материализма, который все сводит к действию естественных природных сил, абсолютно не оставляя места для духа и Бога. «Согласно с указанием самого Апокалипсиса (см.: Откр.16:13; 19:20 ), толкователи смотрят на этого зверя как на лжепророка, действующего одновременно с первым зверем – антихристом (ср.: Мф.24:23–26 ). Как первый зверь из моря есть личность именно антихриста – человека греха ( 2Фес.2:3 ), царя последнего времени, так точно и второй зверь из земли есть также личность, хотя отличная от антихриста, но тесно связанная с ним как по времени, так и по цели своей деятельности» (Орлов) 296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010