(8) Перейдем к последующим событиям. Когда Пофин на девяностом году жизни скончался, а с ним и галльские мученики, то преемником Пофина, управлявшего Лугдунской Церковью, стал Ириней. Мы узнали, что в юности он слушал Поликарпа. (9) В 3-й книге своего сочинения " Против ересей " он дает список Римских епископов, преемственно сменявших друг друга, и доводит его до Елевферия, время которого мы описываем. В своем сочинении, написанном в его епископство, он и помешает лот список. Он пишет так: 6 " Блаженные апостолы, основав и устроив Церковь, вручили епископское служение Лину; об этом Лине апостол Павел вспоминает в Посланиях к Тимофею. (2) Преемником его был Анаклет; третьим после апостолов получил жребии епископства Климент: он видел блаженных апостолов и беседовал с ними; в ушах его звучала апостольская проповедь; он перед глазами имел их предание. И не он один: тогда еще оставалось много учеников апостольских. (3) При этом Клименте в Коринфе возникло между братьями большое несогласие, и Римская Церковь послала коринфянам убедительные письма, понуждая их к миру, оживляя их веру и напоминая о предании, которое они только что получили от апостолов " . Немного ниже он говорит: (4) " Преемником Климента был Эварест, а преемником Эвареста — Александр; шестым после апостолов поставлен Ксист; после него был Телесфор, со славой, как мученик, скончавшийся. За ним был Гигин, потом Пии, после него—Аникет. Преемником Аникета был Сотер, а теперь двенадцатым после апостолов получил жребии епископства Елевферий. (5) В таком порядке и при такой преемственной передаче дошли до нас апостольское предание и проповедь истины " . 7 Ириней в согласии с тем, о чем мы рассказывали раньше, во 2 — и книге (их всего пять) своею сочинения, озаглавленного " Обличение и низвержение лжеименного знания " , говорит, что до его времени в некоторых Церквах зримо оставалась Божия сила чудотворения: (12) " Они [еретики] не могут воскресить мертвого, как воскрешали Господь и апостолы своей молитвою или как часто случалось, что когда среди братьев возникала нужда, то вся поместная Церковь пребывала в посте и усиленной молитве, и душа умершего возвращалась: человек был дарован по молитвам святых " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

Этому Клименту преемствует (διαδχεται) Эварест, Эваресту – Александр, потом шестым от апостолов был поставлен (καθσταται) Сикст; после него Телесфор, который славно претерпел мучение; потом Гигин, потом Пий, после него Аникита, после Сотира, преемствовавшего Аниките, ныне на двенадцатом месте от апостолов жребий епископства (τν τς πισκοπς κλρον) имеет Елевферий» 216 . Хотя св. Ириней и обещал ограничиться только Римской Церковью, но он не мог не вспомнить своей родной Смирнской Церкви и потому добавляет: «Поликарп не только был наставлен апостолами и обращался со многими из видевших Господа, но и апостолами был поставлен в епископа (π ποστλων κατασταθες πσκοπος) Смирнской Церкви в Асии. Об этом свидетельствуют все Церкви Асийские, равно как и те, которые были преемниками (διαδεγμνοι) Поликарпу до настоящего времени» 217 . Краткое замечание св. Ириней прибавляет и о Церкви Ефесской. Церковь Ефесская, основанная Павлом и имевшая среди себя Иоанна до самых времён Траяна, есть истинная свидетельница апостольского Предания 218 . Непрерывное преемство епископов от апостолов, по мнению св. Иринея, есть самое главное доказательство истинности апостольства и Церкви. Таким порядком, говорит св. Ириней, и таким преемством Предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством (plenissima haec ostensio) того, что одна и та же животворная вера, которая сохранена в Церкви от апостолов доныне, и предана в истинном виде (in veritate) 219 . Преемство епископов, таким образом, есть самое главное основание для признания той истины, что христианская Церковь есть хранительница истины 220 . Сравнивая учение св. Иринея о преемстве в Церкви апостольского Предания с учением о том же предмете Тертуллиана , можно найти между ними некоторую разницу. Ириней почти всецело опирается на преемственности епископов в отдельных Церквах. Епископы преемственно передают в неповреждённом виде апостольское учение, почему в разных Церквах, рассеянных по вселенной, и оказывается одна и та же вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Архив Пн Подписано соглашение о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и Национальной библиотекой Беларуси 17 января 2024 г. 12:22 16 января 2024 года в Национальной библиотеке Беларуси в Минске состоялся круглый стол «Духовность и культура: традиции и современность», организованный совместно с Белорусской Православной Церковью . Участники мероприятия обменялись мнениями, опытом, а также обсудили различные аспекты духовности и культуры, включая их взаимосвязь, влияние на общество, сохранение национальных традиций и современные вызовы. Были затронуты такие вопросы, как роль культуры в формировании национальной идентичности, влияние духовности на развитие общества, сохранение и передача культурного наследия будущим поколениям. В рамках круглого стола Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин и генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси Вадим Гигин подписали соглашение о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и Национальной библиотекой Беларуси. Документом предусмотрены совместная издательская, образовательная деятельность и духовно-нравственное просвещение в целях укрепления связей между сторонами, реализация совместных проектов в сфере популяризации книги и привлечения к чтению широкого круга читателей. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6094933.ht...

Все древнейшие литургические и церковно-гражданские памятники, так или иначе трактующие о таинстве крещения, упоминаю лишь об одном восприемнике от купели. Римский епископ Гигин (154, он же Игин), которому приписывается некоторыми учеными введение в церковную практику восприемников, требует в своем постановлении лишь одного восприемника при крещении. По свидетельству Виктора Утического, при крещении Елпидифора Карфагенского был один восприемник – диакон Мурета. В мученических актах св. Севастьяна говорится, что 64 человека были крещены пресвитером Поликарпом, из числа которых у мужчин был восприемником св. Севастиан, а восприемницами у женщин – Беатриса и Луцина. 22-м правилом первого Никейского собора (по арабскому собранию) было определено: «женщины пусть будут восприемницами детей женского пола, а мужчины восприемниками детей мужеского пола». Историк Палладий говорит, что восприемником Руфина, юриста в царствование Аркадия, был Евгарий Понтийский. Биограф св. Епифания замечает, что некто Луциан был его восприемником при крещении, а девственница Вероника – восприемницею его сестры. 2 В апостольских постановлениях читаем: «мужчину пусть воспринимает диакон, а женщину – диаконисса» (кн.3:16). Новелла Юстиниана от 530 года, впервые узаконяющая духовное родство, имеет в виду только одного восприемника. 3 Об одном восприемнике говорит и 53-й канон Тульского собора. В 888 Мецский собор, заметив по местам нарушение древнего обычая – иметь при крещении одного восприемника, определил: «один Бог , одно крещение, один и тот, который должен принять от источника, отец или мать (духовные) младенца». 4 Приведенных свидетельств вполне достаточно, чтобы признать за несомненное, что древняя христианская церковь знала только одного восприемника при крещении. С этим неоспоримым выводом, вопреки современной практике, соглашается и наш Требник, неизменно печатан (начиная с издания 1667 года) следующее наставление совершителям крещения: «ведати подобает, яко во св. крещении един довлеет восприемник, аще мужской пол есть крещаемый: аще же женский, токмо восприемница».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Нечего, кажется, более распространяться о системах, которые сами собой разрушаются перед многочисленными и ясными событиями, подтвержденными свидетельствами достоверными. Конец первого тома. 768 Первыми преемниками Симеона были: Юст, Закхей, Товий, Вениамин, Иоанн, Матфей, Филипп, Сенека, Юст, Левий, Ефр, Иосиф, Иуда. Все епископы эти были происхождения иудейского. Затем, после, царствования Ардиана, епископами избраны были: Марк, Кассиан, Публий, Максим, Юлиан, Каий, Симмах, Каий, Юлиан, Капитон, Валент, Долихиан, Нарцис. (Евсев, кн. III, 11, 22, 35; кн. IV. 5; кн. V. 13). 770 Первым епископом римским был Лин, за которым следовал Клит или Анаклит, Климент (в двенадцатый год царствования Домициана т. е. в 93 году) Еварист, Александр, Сикст, Телесфор, Гигин, Пий, Аникита, Сотер, Елевогрий (Евсев. кн. III, 2. 4. 13. 24; кн. IV, 1. 19; кн. V, 9). 771 Евсев. кн. II, 24; кн. III, 14, 21;. кн. IV, 1 6. 19. Аниан епископствовал 24 года и умер, в четвертый год царствования Домициана, т.е. в 85 году, следственно епископство его началось в 63 г., Преемниками его были Авилий, Кердон, Келадион, Агриппин, Евмений. 777 Именования Епископ и Старейшина, или Пресвитер приняли тогда уже более определенное значение. Сперва называли так безразлично всех лиц, облеченных в священство. Апостолы Петр и Иоанн называли себя просто старейшинами, а пресвитеров ефесских св. Павел называет епископами. В начале же второго столетия, когда Первенствующие пастыри Церквей уже переставали быть миссионерами и называть их Апостолами, Ангелами, Евангелистами стало менее приличествовать их обязанностям, то начали именовать их Епископами или Надзирателями и только одних пресвитеров стали называть Старейшинами. Иерархические степени их и служение не переменились, одни только наименования получили значение более определенное. Некоторые из писателей утверждали будто Церковь , сперва демократическая, по своему устройству, стала затем епископальной или аристократической. Достоверно лишь то, что Церковь с самого начала своего является с епископами и пресвитерами своими по праву божественному. Упоминаемая же система основывается только на событиях, и словах худо понятых. Церковь никогда не была ни демократической, ни аристократической; устройство её не походит на устройство обществ политических. Она есть общество духовное и ею управляет духовным образом Священство, получившее власть от Бога, посредством таинства, которое называется рукоположением. Другого законного образа управления в исторических памятниках Церкви от апостольского начала до наших дней, не находим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Свящ. Святой Ириней, ученик свят. Поликарпа, который сопутствовал апостолам, вот как пишет о преемстве Предания с епископством: «Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать Предание апостолов, открытое во всём мире; мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас; но поскольку было бы весьма длинно в такой книге, как эта (его III книга, гл. 3), перечислять преемства всех церквей, то я приведу Предание, которое имеет от апостолов величайшая, древнейшая и всем известная церковь , основанная и устроенная в Риме 6 двумя славнейшими апостолами Петром и Павлом, и возвещённую людям веру, которая чрез преемство епископов дошла до нас... Блаженные апостолы, основав и устроив церковь , вручили служение епископства Лину. Об этом Лине Павел упоминает в посланиях к Тимофею. Ему преемствует Анаклет; после него на третьем месте от апостолов получает епископство Климент, видевший апостолов и обращавшийся с ними, ещё имевший проповедь апостолов в ушах своих и Предание их пред глазами своими. При этом Клименте, когда произошло немалое разногласие между братьями в Коринфе, церковь Римская написала к Коринфянам весьма дельное послание, увещевая их к миру и восстановляя их веру и возвещая недавно принятое от апостолов Предание... Этому Клименту преемствует Эварест, Эваресту Александр; потом шестым от апостолов был поставлен Сикст; после него Телесфор, который славно претерпел мучение. Потом Гигин, потом Пий, после него Аникита. Ныне на двенадцатом месте от апостолов жребий епископства имеет Елевпер. В «таком порядке и в таком преемстве церковное Предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас... Об этом свидетельствуют и все церкви Азийские. Также и церковь Ефесская, основанная Павлом и имевшая среди себя Иоанна до самых времён Траяна, есть истинная свидетельница апостольского Предания. При таких доказательствах не должно искать у других истины, которую легко получить от церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в неё всё, что относится к истине» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/beseda-s...

Леонтий или Лев 911–928 . Афанасий или Анастасий 931. Николай I. Хритсофор, Христодор или Христодул I 936. Агафон. Иоанн VI. Христофор или Христодул II. Фома II. Иосиф II. Александр. Агапий. Иеремия или Орест ок. 980. Феофил. Арсений в нач. XI в. Иордан. Никифор 1048. Мина 1044. Софроний II 1059. Mapk II 1065. Евфимий. Симеон II 1099. Агапий I. Савва I в конце XI и в нач. XII в. Евхерий. Макарий III. Uakob II . Арсений II 1146. Иоанн VII (или Николай) 1156. Никифор II 1166. Афанасий II 1187. Леонтий с 1188. Досифей I (с 1190 г. патриарх Константинопольский). Феофан в нач. XIII в. Григорий I 1261–1288. Афанасий III при Михаиле Палеологе. Фаддей 1298. Софроний III. Афанасий IV в нач. XIV в. Гавриил Брула. Афанасий IV (вторично). Лазарь ок. 1330. Герасим антипатриарх. Лазарь (вторично) 1367. Софроний IV. Дорофей I в конце XIV в. Феофил II. Феофан II. Иоаким 1438. Феофан III. Авраам † 1468. Uakob III . Mapk III . Григорий II. Дорофей II. в средине XVI в. Герман II 1534–1579. Софроний V 1579–1607. Феофан IV 1608–1644. Паисий I 1645–1661. Нектарий 1661–1669, † 1674. Досифей II 1669–1707. Хрисанф 1707–1731. Мелетий 1732–1737. Парфений 1737–1766. Ефрем II 1766–1771. Софроний VI 1771–1774. Авраамий 1775–1787. Прокопий I 1787–1788. Анфим 1788–1808. Поликарп 1808–1827. Афанасий V 1827–1845. Кирилл II 1845–1872. Прокопий 1873–1875. Иерофей 1875–1883. Никодим 1883–1890. Герасим 1891–1897. Дамиан I 1897. Е. Римские папы Св. Петр † 37 июня 29. Св. Лин 67–79. Анаклет 79–91. Св. Климент 91–100. Еварест 100–109. Александр I 109–119. Сикст 119–128. Телесфор 128–139. Гигин 139–142. Пий 142–157. Аникита 157–168. Сотер 168–176. Елевферий 177–190. Виктор I 190–202. Зефирия 202–218. Каллист I 218–223. Урбан I 223–230. Понтиан 230–235. Св. Антер (Анфир) 235–236. Св. Фабиан (Фавий) 236–250. Корнилий 251–252. Новатиан антипапа † 268. Лукий 252–253. Св. Стефан 253–257. Св. Сикст II 257–258. Дионисий 259–269. Феликс I 269–274. Евтихиан 275–283. Кай 283–296. Маркеллин 296–304. Св. Маркелл 304 или 308–310.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Одни думают, что следует поститься один день, другие — что два, а некоторые еще больше; иные отсчитывают для поста сорок дневных и ночных часов. (13) Вся эта пестрота в соблюдении поста возникла не при нас, а гораздо раньше, у прадедов наших, а они, не беспокоясь, конечно, о точности, передали потомкам свои обычаи, укрепившийся в их простой, непритязательной жизни. Тем не менее, все жили в мире, и мы живем в мире друг с другом, и разногласие в посте не разрушает согласия в вере " . (14) Тут он приводит рассказ, который хорошо поместить здесь: " Пресвитеры, жившие до Сотера, предстоятели Церкви, которой ты ныне управляешь: Аникет, Пий, Гигин, Телесфор и Ксист — сами не соблюдали поста и не заповедали его своим. Тем не менее они, несоблюдавшие, были в мире с братьями, которые приходили к ним из Церквей, где он соблюдался, хотя соблюдение его казалось несоблюдавшим чрезвычайно нелепым. (15) Никогда за этот обычай никого не отвергали; епископы, твои предшественники, его не соблюдавшие, посылали Евхаристию членам Церквей, его соблюдавшим. (16) Блаженный Поликарп был при Аникстс в Риме; кое в чем они слегка не ладили, но тут же заключали мир, об этом же главном вопросе и спорить не хотели; ни Аникет не мог убедить Поликарпа оставить то, что всегда соблюдали Иоанн, ученик Господа нашего, и остальные апостолы, с которыми Поликарп общался; ни Поликарп Аникета, говорившего, что он обязан соблюдать обычай своих предшественников. (17) Тем не менее, они пребывали в общении друг с другом; Аникет, из уважения, конечно, предоставлял Поликарпу совершать в его Церкви Евхаристию, и они расстались а мире друг с другом и в мире со всей Церковью соблюдавших и несоблюдавших " . Ириной, в соответствии со своим именем, оказался миротворцем и на деле: звал к миру в Церкви и заботился о нем Он переписывался не только с Виктором, но и со многими главами Церквей по поводу поднятого вопроса. 25 Палестинские епископы: недавно упомянутые нами Наркисс и Феофил, Кассий, епископ Тирский, Клар Птолемаидский и другие,—собравшись вместе, после многих рассуждений о преемственно сохранившемся до них апостольском предании о праздновании Пасхи такими словами заключают свое послание: " Постарайтесь разослать по всем Церквам списки нашего послания, чтобы не быть нам в ответе за тех, чьи души легко впадают в заблуждение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

Перечисляя преемников Петра и Павла, Ириней прослеживает линию преемства вплоть до своего времени: «Блаженные апостолы, основав и устроив Церковь , вручили служение епископства Лину... Ему преемствует Анаклит; после него на третьем месте от апостолов получает епископство Климент... Этому Клименту преемствует Эварест, Эвересту Александр, потом шестым от апостолов был поставлен Сикст, после него Телесфор... потом Гигин, потом Пий, после него Аникита; после Сотира, преемствовавшего Аниките, ныне на двенадцатом месте от апостолов жребий епископства имеет Элевфер. В таком порядке и в таком преемстве церковное Предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная вера сохранялась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде». Таким образом, Ириней видит в апостольском Предании гарантию преемственности не только церковного управления, но и чистоты вероучения. Одним из главных аргументов, выдвигаемых Иринеем против гностиков, является отсутствие у них апостольского преемства. Это преемство, по учению Иринея, сохраняется как в Римской Церкви, так и в других Поместных Церквах, в частности Смирнской и Ефесской: «И Поликарп, который не только был наставлен апостолами и обращался со многими из видевших нашего Господа, но и апостолами был поставлен в епископа Смирнской Церкви в Азии, и которого и я видел в моей ранней молодости, – ибо он жил долго и в глубокой старости окончил эту жизнь славнейшим и благороднейшим мученичеством, – он всегда учил тому, что узнал от апостолов, что передает и Церковь и что одно только истинно. Об этом свидетельствуют все Церкви азийские, равно как и те, которые были преемниками Поликарпу до настоящего времени, – такой человек гораздо более достоверный и надежный свидетель истины, чем Валентин, Маркион и прочие еретики. Он, прибыв в Рим при Аниките, многих обратил от вышеназванных еретиков к Церкви Божией, возвешая, что он принял от апостолов одну только ту истину, которая передана Церковью... Также и церковь Ефесская, основанная Павлом и имевшая среди себя Иоанна до самых времен Траяна, есть истинная свидетельница апостольского Предания».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Игин (Гигин; греч. Υγνος, γνος, γεινος, лат. Hyginus; + 142 / 149 ), епископ Римский , священномученик Память 11 января (Зап. , Греч. ) Согласно Liber Pontificalis, по происхождению грек из Афин . Понтификат Игина приходился на начало правления императора Антонина Пия - с 138 года. Евсевий Кесарийский в " Церковной истории " утверждает, что он находился на кафедре четыре года . Предположение о том, что Игин был философом, возможно, основано на том, что существовало два латинских писателя с таким именем. По сообщениям святителя Иринея Лионского и Евсевия Кесарийского, во время понтификата Игина отмечено появлением в Риме первых гностиков - Валентина и Кердона, предшественника Маркиона . Liber Pontificalis свидетельствует о том, что Игин организовал церковную иерархию и установил порядок старшинства в церковных должностях (Hic clerum composuit et distribuit gradus). Там же упоминается, что он принял мученическую смерть во время гонений на христиан при Антонине Пии (хотя ни Ириней, ни Евсевий не называют Игина мучеником). Похоронен на Ватиканском холме, близ места захоронения апостола Петра . Самое древнее сохранившееся изображение Игина (V в.) находится в римской базилике Сан-Паоло фуори ле Мура. Литература Использованные материалы    " Saint HYGIN, pape et patriarche de Rome, martyr sous Antonin (142) "http://Laporte Claude. Tous les saints de l " Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008. - P. 50; " saint Hygin, pape de Rome, martyr (II°) "http://Synaxaire. Calendrier des saints orthodoxes (Синаксарь. Календарь православных святых) на сайте Services Liturgiqoes Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе, ; " Sf. Sf. Mc. episcopul Romei, sub Antonin (†142) "http://Календарь на официальном сайте Румынской Православной Епископии в Италии (Episcopia Ortodox Român a Italiei), ; " st Hygin, pape de Rome, martyr "http://Calendrier liturgique 2024 на официальном сайте на сайте Французского деканата Западно- и Южноевропейской митрополии Румынской Православной Церкви, , p. 7.

http://drevo-info.ru/articles/13681932.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010