до Р. Х. – IV в.). Там практиковался священный сон (лат. incubatio) – желающие получить исцеление должны были заснуть в специальной комнате внутри святилища. Во сне им являлся сам Асклепий и исцелял или давал указания, что для этого нужно сделать. Факты исцелений тщательно фиксировались на стелах внутри храма (Павсаний. Описание Эллады 2. 27. 3; часть текстов найдена 453 ). Про Асклепия рассказывали, что, будучи еще человеком, он воскрешал умерших людей с помощью крови или особой травы (Аполлодор. Мифологическая библиотека 3. 10. 3; Гигин. Астрономия 2. 14. 5). Аполлодор и Гигин приводят даже поименные списки тех, кого воскресил Асклепий (у Аполлодора воскрешение с помощью травы приписывается не Асклепию, а Полииду; в чем именно состоял способ воскрешения с помощью травы и как это магическое действо было связано с пророчествами, рассказывается у Апулея в «Метаморфозах»: некий египетский пророк Затклас, помолившись «служителю богов», положил на грудь и на уста умершему особую траву, затем помолился молча, повернувшись к востоку, и после этого труп юноши ожил, и он рассказал, отчего умер (Апулей. Метаморфозы 2. 28–29)). Сохранились также воспоминания одного из исцеленных Асклепием – софиста Элия Аристида, который, судя по его признаниям, страдал астмой, гипертонией, головными болями, бессонницей и расстройством желудка (Элий Аристид. Речи 47–52 [Keil]; очевидно, что речь идет лишь о симптомах, по описанию которых очень трудно поставить диагноз и сказать, чем же на самом деле он был болен). Культ Асклепия был связан и с практической медициной. Например, в храме на острове Кос были найдены медицинские инструменты, но при этом – ни одной надписи о чудесных исцелениях (в то же время раскопки в эпидаврском храме не подтвердили сведений о проводившихся там хирургических операциях). Широкая известность чудес, совершенных Асклепием, давала повод античным критикам обвинять евангелистов в плагиате (Ориген. Против Цельса 3. 25, 42; Юлиан Отступник. Против христиан 200a-b; Речи 4.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Бёдан Франсуа Сюлышс (1787–1850) – французский геолог и минералог. Био Жан-Батист (1774–1862) – французский ученый, физик, геодезист и астроном. Бонне Шарль (1720–1793) – швейцарский натуралист и философ. Бурдон Луи (1779–1854) – французский математик. Буслаев Федор Иванович (1818–1897) – языковед, фольклорист, историк литературы и искусства. Бюффон Жорж-Луи Леклерк де (1707–1788) – французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель и писатель. Бюхнер Людвиг (1824–1899) – немецкий врач, естествоиспытатель и философ; стоял на позициях механического материализма. Его главный труд «Сила и материя» выдержал в России до 1905 г. 17 изданий. Василий Великий , святитель (ок. 330–379) – архиепископ Кесарии Каппадокийской. Отец и учитель Церкви, духовный писатель, богослов. Вольтер (наст, имя: Франсуа-Мари Аруэ; 1694–1778) – французский философ-просветитель, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист. Галилей Галилео (1564–1642) – итальянский физик, механик, астроном, философ и математик. Первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел. Основатель экспериментальной физики; заложил фундамент классической механики. Гартман Эдуард фон (1842–1906) – немецкий философ. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – крупнейший немецкий философ. Геккель Эрнст Генрих (1834–1919) – немецкий естествоиспытатель и философ. Сильнейшее воздействие на него оказали дарвиновские идеи. В 1874 г. опубликовал работу «Антропогения, или История развития человека» (рус. перевод вышел в 1919 г.) – первое в истории всестороннее исследование, в котором обсуждались проблемы эволюции человека. Голубинский Феодор Александрович, прот. (1797–1854) – русский философ, богослов и педагог; профессор Московской духовной академии. Григорий Богослов , святитель (329–389) – архиепископ Константинопольский. Отец и учитель Церкви, духовный писатель, богослов. Близкий друг и сподвижник святителя Василия Великого . Григорий, архиепископ Калужский и Боровский (в миру Николай Васильевич Миткевич; 1807–1881). Родился 14 мая 1807 г. в селе Жукове Черниговской губернии в семье священника. В 1827 г. окончил Черниговскую духовную семинарию. В 1828 г. поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в октябре 1831 г. со степенью магистра, и был оставлен при ней бакалавром. 10 октября 1831 г. в Киево-Братском монастыре пострижен в монашество, 25 октября рукоположен во иеродиакона, а 30 октября – во иеромонаха и причислен к Киево-Печерской лавре. 13 октября 1833 г. назначен инспектором Киевской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

«При раскопках в Рас-Шамре были обнаружены культовые тексты. Эпитеты богов, известные нам из Ветхого Завета, оказались их подлинными именами». (Там же, с. 267). Н. А. Добролюбов (1836–1861), русский литературный критик, публицист Добролюбов назвал христианство Божественным учением. (Избр. философские произведения. М., 1948, т. I, с. 141). Иоганн Кеплер (1571–1630), великий немецкий астроном и математик Заканчивая свой великий труд «Гармония миров», он молился так: «Благодарю Тебя, Боже, за то, что дозволил мне удивляться такими творениями и любить их. Если я, ничтожный червь пред Тобою, рожденный во грехах, высказал что-нибудь противное Твоим намерениям благим, пусть Святой Дух внушит мне то, чтобы я мог исправить». (Цит. по: «Откуда пошла наука». С. 9). «В творении я как бы осязал Бога руками». (Цит. по: Протоиерей П. Светлов. «Религия и наука», изд. Сойкина. С. 17). Николай Коперник (1473–1543), великий польский астроном и математик «Внимательное созерцание величественного порядка мироздания и постоянное близкое обращение с творением Божиим не может не вести к возвышенному настроению и к удивлению перед Вездесущим Создателем мира, в Котором заключены высшее блаженство и вершина всех благ». (Цит. по кн.: Протоиерей П. Светлов. Религия и наука. С. 8). Он просил на его могиле поместить следующую надпись: «Я не ищу, Господи, высокой благодати Павла и не смею просить о милости, оказанной Тобою Петру, но молю Тебя о помиловании, дарованном разбойнику на кресте». Карл Линней (1707–1778), выдающийся шведский естествоиспытатель и натуралист «Вечный, беспредельный, всеведущий и всемогущий Бог прошел мимо меня. Я не видел Его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением, я видел след Божий в Его творениях; и везде, даже в самых мелких незаметных Его произведениях, что за сила, что за мудрость, что за неизреченное совершенство! Я наблюдал, как одушевленные существа, стоя на высшей ступени, связаны с царством растений, а растения, в свою очередь, – с минералами, которые находятся в недрах земного шара, и как самый шар земной тяготеет к солнцу и в неизменном порядке обращается вокруг него, получая от него жизнь. Я видел, как солнце и все другие звезды, вся солнечная система, бесконечное звездное небо движутся в пространстве, поддерживаются в пустоте, по воле непостижимого первоначального Двигателя, Существа существ, Причины причин, Правителя и Хранителя мира, Господа и Создателя всякого творения» (Цит. по: Протоиерей П. Светлов. Религия и наука. С. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/k...

М.В. Ломоносов (1711–1765), первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк «Видимый мир от разумного Существа устроен». (Ломоносов М.В. Сочинения. М.-Л., 1961. С. 403). «Нет никакого сомнения, что видимый сей мир устроен от Существа разумного и что, кроме сей пречудной и превеликой громады, есть некоторая Сила, которая оную оградила, которая есть неизмеримо велика, что произвела столь неизмеримое здание. Сия неизмеримо великая... сила не то ли есть, что мы Богом называем и почитаем неизмеримо великим и всемогущим. Того ради, живущие по вселенной, покланяйтесь со благоговением изливающему реки от источников своих к напоению и омытию вашему». (Там же. С. 411). «Физические рассуждения о строении мира служат к прославлению Божию и вере не вредны». (Там же. С. 496). Обои [наука и Библия. – Прим. схиархим. Иоанна (Маслова) ] общеудостоверяют нас не только о бытии Божием, но и о несказанных к нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры. (Там же. С. 498). «Знание натуры, какое бы оно имя ни имело, христианскому закону не противно; и кто натуру исследовать тщится, Бога знает и почитает, тот с Василием Великим согласится, коего словами сие заключается: «Аще сим научимся, себя самыя познаем, Бога познаем» (Святой Василий Великий . Шестоднев. Беседа шестая, о бытии светил. – Прим. ред.)» . (Там же). Примечание: После таких ясных слов о бытии Божием считать Ломоносова атеистом – чистейший абсурд. Иоганн Генрих Медлер (1794–1874), выдающийся немецкий астроном При переселении в новую квартиру прежде всего перенес туда самолично Библию и вошел в новое жилище со словами: «Прежде всех других книг в мой дом должна войти эта Книга». Исаак Ньютон (1643–1727), гениальный английский физик, механик, астроном и математик «Я не знаю, что мир подумает о моих трудах; но что касается до меня, то мне кажется, что я был не более как ребенком, играющим на берегу моря, ребенком, которому по счастию удавалось найти то камешек, несколько более красивый, то раковину, несколько более блестящую, тогда как великий океан истины простирался предо мною неисследованным в своей безграничной широте и глубине».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/k...

Фламмарион, Камиль (1842–1925) – французский астроном. Крукс, Уильям (1832–1919) – английский физик и химик. Уоллес, Алфред Рассел (1823–1913) – английский естествоиспытатель. Римман, (Риман) Бернхард (1826–1866) – немецкий математик. Цольнер, (Цельнер) Иоганн Карл Фридрих (1834–1882) – немецкий астроном. Вагнер, Николай Петрович (1829–1907) – профессор, русский зоолог и писатель. Юркевич, Памфил Данилович (1826–1874) – философ, профессор. Даль, Владимир Иванович (1801–1872) – русский писатель, знаменитый лексикограф и этнограф. Остроградский, Михаил Васильевич (1801–1861/1862) – русский математик и механик. Академик С. Петербургской АН (1830). Бутлеров, Александр Михайлович (1828–1886) – русский химик-органик. Аксаков, Александр Николаевич (1832–1903) – публицист, переводчик и популяризатор спиритизма. Блавацкая, Елена Петровна (1831–1891) – теософ. Св. Филарет (Дроздов Василий Михайлович) (1782–1867) – знаменитый русский богослов, с 1826 г. – московский митрополит. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1994 г. Никанор (Александр Бровкович, 1827–1890) – архиепископ херсонский. Богослов и проповедник. Сведенборгианцы – последователи учения шведского мистика Сведенборга Эмануэля (1688–1772). Гартман, Эдуард (184–1906) – немецкий философ. Известен книгой «Философия бессознательного». Буткевич, Тимофей Иванович (1854-после 1917) – протоиерей, профессор богословия. Основное сочинение – «Религия, ее сущность и происхождение» (Обзор философских гипотез)». В 2-х книгах. Харьков, 1902–1904. Св. Исаак Сирии (VIII в.) – духовный писатель и православный аскет. Паисий Величковский (1722–1794) – схиархимандрит Нямецкого монастыря. Знаменитый подвижник. Св. Симеон Новый Богослов (949–1022) – знаменитый православный аскет. Св. Григорий Синаит (60-е гг. XIII в. 40-е гг. XIV в.) – знаменитый богослов, возродивший традиции исихазма. Патриарх Каллист I – патриарх Константинопольский. Призывался дважды на патриарший престол с 1350 г. до 1354 г. и с 1355 г. по 1363 г. Причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Подобные настроения заметны в письмах оптинцев С.Н. Дурылину, сохранившихся в его фонде в РГАЛИ. Один из монахов, Нестор, объяснял смысл наступившего «лихолетия» исполнением божественного пророчества и предлагал обратиться к книге пророка Исаии, в частности к 34-й главе . Открыв этот текст, мы увидим, что он посвящен последнему суду над миром — «гневу Господа на все народы». «И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их... и небеса свернутся, как свиток книжный...». Совсем другую, экстравагантную точку зрения по поводу места Оптиной пустыни в революционных событиях выразила некий астроном В.А. Рассовская в частном письме, присланном в монастырь уже в 1921 г. Астроном придала обители чуть ли не революционную роль «бродила жизни», благодаря которому народ «так быстро и уверенно сбросил с себя цепи рабства и царевластия»: «Общечеловеческие истины справедливости, свободы, равенства и братства едва ли могли стать близкими русскому человеку, если бы давно, склоняясь к ногам оптинских старцев, не восприял он их с повелительной необходимостью проведения в жизни». Автор письма дошла до того, что назвала Оптину «ячейкой и организацией, которая за весь период своего предыдущего существования... приближала нас к тому, что видим теперь, к этому самому социализму и коммунизму» . Мнение астронома отражало популярные в то время идеи об идеологической близости христианства и социализма, но от реальности оно было слишком далеко. Как в XIX в., так и в разгар революции государство виделось оптинским монахам только христианской монархией во главе с императором-помазанником. Все остальные модели даже не рассматривались, они соответствовали «безгосударственной» России, эпохе безвременья. При этом монахи в основном не принимали активного участия в общественной деятельности и скорее были наблюдателями хода истории. Проявляя интерес к политической хронике, они придавали главное значение божественному промыслу, пути которого пытались определить по различным предсказаниям и знамениям.

http://bogoslov.ru/article/516173

7 августа состоялось торжественное открытие Пулковской обсерватории. Академик Василий Струве, известный астроном, в 1838 году отправлен был, по повелению государя, в Европу для заказа необходимых инструментов: «самых лучших, какие только могли приготовить лучшие мастера». Главные заказы даны были фирме братьев Репсольд в Гамбурге. В Мюнхене оптик Мерц изготовил 15-ти дюймовый рефрактор, долгое время лучший в мире. На докладе о сем министра народного просвещения гр. С. С. Уварова, государь написал: «Прекрасно». Харвардский астроном, американец Кливлэнд Аббе считал два года, проведенные им на практике у Струве, «самыми счастливыми в жизни» и назвал Пулково «научным раем». Вениамин Гулд, основавший в 1849 году американский «Астрономический журнал», назвал Пулковскую обсерваторию «астрономической столицей мира». В том же году граф Уваров представил государю стихотворение А. С. Хомякова «Киев», написанное им для «Киевлянина», издававшегося тогда другом последнего М. А. Максимовичем. Министр писал: «Известный наш поэт Хомяков, который, как кажется, мог бы один идти по стопам Пушкина, еслиб постояннее занимался своим искусством, написал ныне стихотворение, которое я считаю достойным воззрения Вашего Императорского Величества. Осмеливаюсь при сем всеподданнейше представить оное. Последние стихи имеют отношение к другому стихотворению («Орел»), в котором Хомяков воспевал соединение всех Славянских племен под хорутвию России . Эта мысль, которой он проникнут, проявляется в каждой строке, им написанной, глубокое религиозное чувство (в чем Хомяков совершенно отличается от Пушкина), дает этой любимой мысли особую теплоту и возвышенность. Изящество языка и сила выражений не оставляет, думаю, ничего желать более». 30 сентября 1839. Рукою государя написано: «Не дурно», а по строкам: в чем Хомяков отличается от Пушкина, по свидетельству Николая Барсукова, – тою же державною рукою сделан росчерк карандашем, как бы уничтожающий эти слова. В 1839 г. Россию посетил французский литератор маркиз де Кюстин, выпустивший потом книгу об этом путешествии. Допущенные им извращения и злостность заставили даже мягкого В. А. Жуковского назвать его «собакой». Из этой книги стоит привести, высказанные ему императором Николаем I, суждения об образе правления: «Я понимаю республику, это – образ правления прямой и искренний или могущий, по крайней мере, быть таким; я понимаю абсолютную монархию, потому что я стою во главе подобного порядка вещей, но я не понимаю представительной монархии. Это – правление лжи, обмана и коррупции, и я скорее удалился бы в Китай, чем когда-либо допустил его».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

52 Клейн Г. И. (р. 1841), немецкий астроном, известный своими популяризаторскими трудами. Работа, на которую ссылается Лосев, вышла по-немецки в 1873 г. 53 Ришар Ш. (1711–1794), французский писатель-доминиканец, критик французских просветителей, казнен якобинцами. 55 Мальбранш Н. (1638–1715), французский философ, стремившийся сочетать философию с богословием. Знание для Мальбранша есть видение в Боге. 56 Гершель В. (1738–1822), знаменитый английский астроном. Открыл системы двойных и сложных звезд. 57 Бэкон Ф. (1561–1626), английский философ, автор «Нового Органона», признавал Божественное Откровение равноправным источником знания. 58 А. Ф. Лосев ежегодно проводил лето у своих родственников в станице (уездном городе) Области Войска Донского (О. В. Д.) Каменской, у тетки (сестры матери) Марфы Алексеевны и ее мужа протоиерея о. Стефана Власова. После поступления в Университет мать А.Ф. Наталья Алексеевна (дочь настоятеля храма Михаила Архангела о. Алексея Полякова) продала собственный дом в Новочеркасске и переехала к сестре. Деньги были необходимы для учебы сына в Университете. 59 Автор дневника вспоминает девушек-гимназисток, к которым питал нежные чувства (о чем они часто даже и не подозревали). Здесь вспоминаются Вера Фролова, дочь директора гимназии Федора Карповича Фролова, Ольга Позднеева, сестра друзей А. Ф. по гимназии Александра и Матвея Позднеевых, впоследствии известных профессоров. А.В. Позднеев – доктор филологических наук, М. В. – доктор технических наук, всю жизнь были друзьями Лосева. Вспоминаются здесь также гимназистка Анна Кочеткова и Вера Знаменская, с которой переписывался студент Лосев. 60 Портрет Доры Лурье доказывает хорошую зрительную память Лосева. В нашем архиве есть ее фотография, хотя сведений о переписке ее и Лосева не сохранилось. 66 Эта страничка из дневника юного Лосева глубоко искренна и интимна. Здесь выражены мысли, которые будут характерны вообще для творчества Лосева: единство «веры сердца» и «искания разумом истины». Еще гимназистом в статье «Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь» (1909 г., напечатана в журнале «Студенческий меридиан» 1991, 5) юноша мечтал о «новой земле», «новом совершенном человеке», о «Солнце любви». Единство искусства, науки, философии и религии было предметом дошедшего до нас во фрагментах сочинения 1911 г. «Высший синтез как счастье и ведение» (см. выше). Но эта тема разрабатывалась в знаменитой книге 1930 г., послужившей поводом для ареста Лосева, в «Диалектике мифа».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Выдающийся астроном Франции Фламмарион и знаменитый итальянский астроном Скиапарелли увлеклись спиритизмом, стали вызывать души умерших и в своей книге «Загадочные явления человеческой психики» помещали даже снимки светлых духов, являвшихся на сеансы. Книга имела успех. Наш отечественный гений, профессор по глазным болезням В. П. Филатов был спиритом и зачитывался книгой Фламмариона. Я был лично знаком с профессором Филатовым, и он предлагал мне посетить сеанс в поселке Литино Подольской губернии, где жил опытный медиум. Я как священник ответил Филатову так: «Удивляюсь, как Вы, человек верующий, мешаете веру с суевериями?» Он ответил мне так: «Я долгие годы был безбожником-материалистом. Но спириты заставили меня призадуматься. Сеансы, медиумы, явления постепенно убили мой материализм. Я стал верующим, христианином. Если я сейчас бросил спиритизм, то сохранил его как мостик, по которому другие, подобно мне, перейдут от неверия к вере. Теперь я не увлекаюсь спиритизмом, но верю в него». Итак, тут не Церковь , а ученые-профессора, академики, жрецы науки занимались спиритизмом, этим кумиром XIX века. Святые мощи В 1903 году было открытие святых мощей преподобного Серафима Саровского . И когда Священный Синод объявил об этом торжестве, по всей Руси великой поднялась волна негодования. Во всех газетах и журналах помещены были статьи, полные негодования. Писатели и ученые, профессора и академики возмущались тем, что оставшиеся от преподобного Серафима кости хотят объявить нетленными мощами. Петербургский митрополит Антоний выступил со специальным обращением к народу, говоря, что Православная Церковь называет святыми мощами не только целиком сохранившиеся тела, но и кости, даже прах, если только от них исходят исцеления, т. е. мощь, сила благодати. И в доказательство ссылался на книгу знаменитого историка Русской Церкви профессора Е. Е. Голубинского «История канонизации святых в Русской Православной Церкви». И это верно. Я припоминаю одно место из проповеди Святителя Иоанна Златоуста на день святых апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Молиться одной умной молитвой способен не всякий; но какой бы она ни была, она требует известного выражения, известных условий, при которых только и может достичь своей цели, привести душу в общение с Богом. Английский профессор Генри Друммонд приводит весьма удачное сравнение в защиту внешнего молитвенного обряда. «Что делает астроном, когда хочет сфотографировать спектр какого-нибудь святила? Войдя под железный свод обсерватории, он прежде всего засвечает свечу, для того, чтобы при свете ее установить инструмент, при помощи которого можно наблюдать звезду. При свете свечи устанавливается зрительная труба, вкладывается в аппарат пластинка. Вся эта подготовительная работа очень продолжительна, утомительна и кропотлива. Когда она окончена, астроном гасит свечу. Она больше не нужна, снимок делает сама звезда. Подобным образом и христианин прежде чем встать на молитву должен привести всего себя, свою душу и тело в положение, необходимое для восприятия Божьего отображения. Когда же все вспомогательные средства – обряды, поклоны, пост и т. д. привели к цели, христианин может задуть свечу, отодвинуть их на второй план: в торжественный и важный момент общения с Богом человек становится выше обряда. Но момент напряжения не продолжителен. В душу проникли земные образы, заботы, интересы. И снова приходится зажигать свечу. Астроному надо поправить пластинку, вытереть отпотевшее зеркало, смахнуть пыль со стекла. В таком же положении находится и душа. Жизнь, как звезды небесные, находится в постоянном движении. Чтобы следовать Христу, нужно постоянно держать свою душу в положении благоприятном предмету отражения, нужно переменять обстановку, нужно настраивать душу; нет, – не нужно гасить свечу. Погасив ее, мы рискуем лишиться теплоты, согревающей душу. III. Толстому не привел Бог умереть в мире с церковью. Его несчастье в том, что он видел одни темные стороны церковной жизни, а светлых не видел. Церковь подобна дереву со множеством листьев. Есть желтые листья, которые едва держатся на ветвях, есть и зеленые.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010