Архив Пн В Минске прошел круглый стол, посвященный взаимодействию Церкви и государства в вопросах просвещения через книгу 2 марта 2024 г. 17:39 1 марта 2024 года в рамках открытия Дня православной книги в Минске и в преддверии начала работы Международной православной книжной выставки-форума «Радость Слова» в Национальной библиотеке Беларуси прошел круглый стол «Сотрудничество Белорусской Православной Церкви и государственных органов в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи через православную книгу. Новые задачи и инициативы». В мероприятии приняли участие: митрополит Минский и Заславский Вениамин , Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; А.А. Румак, уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь; В.Ф. Гигин, генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси; А.Д. Король, ректор Белорусского государственного университета; А.И. Жук, ректор Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка; Л.С. Ананич, заместитель председателя постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей НС РБ; иеромонах Макарий (Комогоров), заместитель председателя Издательского Совета; священник Олег Кунцевич, председатель Издательского совета Белорусского экзархата; архимандрит Афанасий (Соколов), ректор Минской духовной академии ; Е.Л. Богдан, заместитель Государственного секретаря Союзного государства; А.В. Кадлубай, заместитель министра образования Республики Беларусь; В.В. Андриевич, начальник управления издательской и полиграфической деятельности Министерства информации Республики Беларусь; Ю.А. Макушин, руководитель представительства Россотрудничества в Республике Беларусь; С.В. Афонин, советник посольства Российской Федерации в Республике Беларусь; священнослужители, общественные деятели и представители писательского сообщества. Ведущим круглого стола выступил О.Н. Лепешенков, заместитель председателя Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6107815.ht...

39 Что автор говорит о Латоне, то Аполлодор и Гигин приписывают сестре ее Астерии, которая будто бы превратилась в перепела (ρτυγα). 41 Т. е. Геркулес (εν γονασι καθημερινος): он, опираясь на правое колено левою ногой подавляет голову дракона. 43 Или жизненный дух, который находится в разной степени во всех тварях, но который не то, что Дух Божий; см. выше гл. 4. 46 Т. е. Господа Иисуса Христа, коего служителем называется Св. Дух, приготовлявший чрез пророчества грядущему Спасителю. 48 Автор вероятно имеет в виду слова посл. К Евр.1:3 , где Христос называется сиянием славы Отчей. Как Господь по этому самому был не подвержен греху, так напротив демоны, будучи сиянием вещества и всякого зла, непрестанно стремятся к греху и людей увлекают в грехах и смерть. 51 Здесь автор намекает или на другое сочинение сое об этом предмете, неизвестное нам, или на вышеупомянутое сочинение «о животных». 52 Автор иронически называет душу бессмертною, ибо по его собственному мнению душа разрушается вместе с телом и потом в день суда восстает с ним из бессмертия. 54 Автор говорит здесь о медицине, поколику она была соединена с суеверием или неверием и отвращала Бога, виновника природы и целительной силы вещества 55 Т. е. в Риме. О Кресценте, врага христиан и особенно Иустина и самого Татиана, см.св. Иустина Апол. 2, гл. 3. 62 Нередко сценические представления вели к осуждению знаменитых людей.: такова, например, судьба Сократа, коего Аристофан представил в своих «Облаках». Но особенно впоследствии на языческих зрелищах пробуждалась в черни жажда крови христиан. См. Тертулл. De spectac. c. 27 63 Антигенид – знамениты игрок на флейте; Аристокисен – писатель, который не только занимался философией, но составил и сочинения, по части инструментальной музыки. 64 Протей – циник Перегин, после принявший прозвание Протея. Автор здесь изображает философов так называемых циников. 65 Евфорб – храбрый троянец, который сперва ранил Патрокла, а потом был убит Менелаем. (Гом.Илиад. XVI, 806) Пифагор, который допускал переселение душ, утверждал, что он был сперва этим Евфорбом. 67 См. Иуст. На Апол. 1 гл. 16. Это обвинение было возводимо на христиан по ложному истолкованию таинства Евхаристии. 69 Т. е. книги, в которых Диагор излагает историю Цибелы и других божеств, принятых эллинами из Фригии, с тем, чтобы отвратить людей от их богопочитания. Кроме Диагора упоминается ниже Лев Пеллей и Апион граматик, которые отвергали богов, признавая их за людей или за физические явления. Читать далее Источник: Сочинения древних христианских апологетов/[Введ., пер. с древнегреч., лат. и примеч. П. Преображенского ; Сост., общ. ред., пер. с древнегреч, введ., коммент., библиогр. и указ. А.Г. Дунаева]. - СПб. : Благовест : Алетейя, 1999. - VII, 945 с. - (Серия «Античное христианство» : Источники). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

Только границы распространения иудеохристианской практики в праздновании дня пасхи не совпадают с границами распространения обычая не поститься в субботу: в последнем случае практике римской церкви противостояла практика всей грековосточной церкви; напротив, в вопросе о праздновании пасхи на стороне римской церкви стояли, по выражению Евсевия, «церкви во всей вселенной», тогда как квартодециманы занимали очень незначительный уголок христианского мира. История отношений между представителями той и другой практики начинается с первой четверти II столетия. Римские епископы Ксист (115—125), Телесфор, Гигин и Пий (Х 155), зная о существовании иудеохристианского обычая празднования пасхи, посылают, однако, евхаристию тем, которые держались его. Около 162 г. смирнский епископ, св. Поликарп, имел случай коснуться этой разности во время своих переговоров с римским епископом Аникитою; оба пастыря придавали этой обрядовой разности так мало значения, что не хотели и спорить о ней, и расстались в мире, оставаясь каждый при своем обряде. Но около 170—171 гг. вопрос о праздновании пасхи вызвал уже сильный спор в самой Малой Азии, именно в Лаодикии; по поводу этого вопроса два современные писателя написали по сочинению. Наконец, в 196 г. этому вопросу римский епископ придал самое важное значение. Волнение, вызванное спором о праздновании пасхи, распространилось по всей вселенской церкви от Галлии до Месопотамии: составлено несколько соборов; написано несколько посланий, из которых стало ясно, что Палестина, Понт, Финикия, Месопотамия, Ахаия, Александрия, Галлия и некоторые другие церкви держались римского обряда, тогда как иудеохристианскому обычаю следовали только церкви Азии проконсульской с некоторыми христианскими общинами соседних областей (Сирии, Киликии, Месопотамии). Волнение, вызванное этим вопросом, грозило разрешиться расколом: Виктор, епископ римский, объявил малоазийские церкви отлученными от церковного общения, и только вмешательство миротворца — св. Иринея и многих других епископов отвратило опасность, грозившую церковному единству, и восстановило нарушенный мир церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Из чего складывается доверие к политическим партиям и как повысить их роль в обществе Партийные баталии не должны вести к расколу Вадим Гигин   03:31 18.12.2023 55 Время на чтение 7 минут Источник: Беларусь Сегодня Совещание у ­Президента с участием лидеров политических партий стало этапным. Беларусь плавно вступает в новый важный политический цикл — предстоят выборы. Сначала парламентские и в местные Советы (единый день голосования), а затем и президентские. Это экзамен для всей отечественной политической системы. И в значительной мере именно от партийцев зависит, насколько успешно мы его сдадим. На встрече с руководителями политических партий, 10 ноября 2023 года . Президент Беларуси Александр Лукашенко: — Предназначение партий — не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив. Все, что нацелено на созидание. Нам очень важно сегодня быть едиными. Оступимся — поверьте, нам никто плечо не подставит. Все зависит только от нас. Идет передел мира. И нам не дай бог попасть в мельницу этого передела. «Ни с правыми, ни с левыми» Обращаясь к участникам совещания, Александр ­Лукашенко отметил, что на протяжении долгого времени мы толком и не занимались партийным строительством. Действительно, все последние годы эти политические организации оставались как бы в стороне от магистрального развития белорусского общества. Во многом это объясняется позицией, которую занимали их лидеры еще в 1990е годы. Тогда молодой политик Александр ­Лукашенко заручился поддержкой сограждан на президентских выборах без всякого участия партий. Его лозунгом стали слова: «Ни с правыми, ни с левыми, а со своим народом», что сполна отражало общественные настроения. После распада Советского Союза, где существовала однопартийная система, партии стали плодиться с удивительной быстротой. Они конфликтовали, объединялись в коалиции, тут же разваливали эти коалиции. Но вся эта бурная деятельность была слишком далека от интересов народа. Потому и доверие к политическим партиям падало стремительно.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/18/iz_che...

Сам Тертуллиан признаёт его личные достоинства – познания и красноречие; а с этической точки зрения его не упрекает даже Епифаний. Главная трудность принять сообщение Тертуллиана заключается в его свидетельстве, что Валентину был предпочтен alius ех martyrii praerogativa. Современные Валентину римские епископы – Гигин, Пий и Аникита – не считаются мучениками. Но Гильгенфельд 1629 высказывает очень вероятное предположение, что Пий, которого, разумеется, всего естественнее считать счастливым соперником Валентина, мог стать исповедником при мученической кончине Телесфора. Правда, ни к Гигину, ни к Пию наименование «исповедника“ не прилагается; но с другой стороны в «Liber pontificalia“ почти каждый римский епископ считается мучеником 1630 . Считая весьма вероятною кандидатуру Валентина на римскую кафедру, мы решительно отвергаем чтобы неполучение им кафедры было причиною отпадения его от церкви и создания им ереси.– Куда исчезает из Рима Валентин после папства Аникиты 1631 , сведений не сохранилось, кроме выше приведенного сообщения Епифания. Мид 1632 предполагает, что он возвратился в Александрию и там в тиши обрабатывал свои сочинения. Однако при таком предположении остается не выясненным, когда же Валентин развил на западе и востоке пропаганду своего учения и приобрел себе там и здесь многочисленных учеников и последователей. Год смерти Валентина остается неизвестным. Некоторые относят его к 160–161 году 1633 . Однако это предположение, думается, противоречит свидетельству Иринея о Валентине: «παρμεινεν ως νικτου“, т.е. до 165–166 г.г., каковые слова вовсе не значат, что Валентин умер при Аниките, а лишь – оставался в Риме. И свидетельство Климента Ал. 1634 , что Валентин, как и другие гностики, есть еретик времен Адриана и Антонина, думаем, не препятствует относить смерть Валентина, напр., к концу 60-х годов II в. 1635 .– Как ни важно было бы определить более или менее хронологически точно время жизни и деятельности Валентина, этого главнейшего гностика, тем не менее, как мы видели выше, сделать это невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

1032 ...от Адама 200 и 70 и 6 девятнадесятицъ. – Счет годов по «девятнадесятницам» (девятнадцатилетиям) имеет целью согласовать лунный календарь (основанный на месяцах, сменах фаз луны) с солнечным (годичный цикл солнца); уже в древности было установлено, что 19 солнечных лет приблизительно равны 235 лунным месяцам (цикл Метона). Β иудейском календаре дата сотворения мира определялась как 3761 г. до н. э. – иначе, чем в византийском и древнерусском календарях (5508 г. или 5500 г. до н. э.); на 1460–1480-е гг. приходилась поэтому в иудейском календаре 276-я девятнадесятница, т. е. 5225–5244 гг. от сотворения мира. 1033 ...276 девятнадесятниц, лт будеть от Адаама до сх мст 5000 и 200 и 28. – Этот подсчет Геннадия свидетельствует ο том, что он считает 276-ю «девятидесятницу» иудейского календаря еще не завершенной (умножение 276 на 19 дало бы 5244 г.), а только начавшейся. Если это так, то вычисленная им дата иудейского календаря соответствует 1467 г. Возможно, что эта дата относится к той рукописи Шестокрыла, которой пользовался Геннадий. Β дошедшем до нас древнерусском тексте Шестокрыла приведенной Геннадием цитаты и даты нет. 1035 И яз нашел в писании... Α пишет их епископы, а не патриархы. – Рассказ ο первых пятнадцати иерусалимских епископах, включая Иосафа и Иуду (живших после Иудейской войны 66–70 гг. не в Иерусалиме, а в Пелле), восходит к «Церковной истории» византийского писателя III в. Евсевия Памфила Кесарийского . После окончательного разрушения Иерусалима в 135 г. епископом впервые ставится Марко – христианин не иудейского происхождения. 1036 Угиин – римский епископ (папа) Игин (Гигин, 137–142 гг.); также упоминается в «Церковной истории» Евсевия. 1037 «Зръцало» – здесь сокращенно цитируется переводный памятник, появившийся в русской письменности с конца XIV в. – «Диоптра» («Зерцало») византийского писателя XI в. Филиппа Монотропа (Пустынника). Рассуждения Филиппа, не дававшего окончательное решение вопроса ο дате «конца мира», но полагавшего, что время существования мира должно быть «седморично» – кратно семи, более подробно цитировались в «Сказаниях ο седьмой тысяще», написанных после 1492 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Новый план «Барбаросса» от НАТО Вадим Гигин   13:28 11.07.2023 420 Время на чтение 3 минуты Источник: Беларусь сегодня Восточный фронт 2.0 В преддверии саммита в Вильнюсе члены НАТО спорят о новом обязательстве увеличить расходы на оборону в процентном отношении к валовому внутреннему продукту. Всего семь стран альянса в настоящее время достигли цели в два процента, установленной ранее, и одна из задач саммита в Вильнюсе будет заключаться в том, чтобы согласовать превращение этой цели в базовый уровень. Эстония настаивает, чтобы союзники обязались тратить 2,5 процента ВВП на оборону. Страна с населением 1,4 миллиона человек уже увеличивает расходы на оборону до 3 процентов ВВП, формирует новую армейскую дивизию и закупает современное вооружение. Фактически натовцы сейчас создают полноценный Восточный фронт. Они планируют сформировать группировку из 300 тысяч солдат и офицеров, готовых к боевому развертыванию в течение 30 дней.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/11/novyi_...

нилий – 11. XXXVII, 114 (Nilios) – гемма зеленого цвета, которую «рождает» и Индия; как сообщает здесь Юба, она названа нилием по реке Нил (в Эфиопии), т. е.=греч. Νελιος; идентифицируется очень по-разному: как плохая разновидность празема, плавиковый шпат, разновидность халцедона, агат, яшма. Некоторые связывают это название с санскритским словом nla – «темно-синий» (это созвучно, но не соответствует зеленому цвету). Нин – 42. К 2016 г. до н. э. – сын Бела (см.); в античной легендарной традиции Нин считался основателем ассирийского царства и державы и города Ниневии, а женой его считалась Семирамида. Эта легенда о Беле и Нине сложилась на основании различных путаных исторических версий вследствие ошибочных отождествлений. Нис – 6а. III, 58 (Nysus). – Только здесь у Цицерона сообщается, что пятый Дионис родился от Ниса и Тионы (=Семелы). Гигин (Мифы. 131 и 167) упоминает Ниса как воспитателя Диониса. (Обычно говорится о нимфе по имени " Ниса», кормилице Диониса.) Ниса, 1, – 6а. III, 58 (Nysa). 17а. V, 1,6 (Νσα). 17б. 1, 5 (здесь конъектура «кормилица Ниса» вместо рукописного «гора Ниса») – нимфа, кормилица Диониса, или, по другим версиям, одна из нимф, кормилиц Диониса. По ее имени, как передается, были названы гора Ниса, 2 (где воспитывался Дионис), и город Ниса, 3 (основанный Дионисом). В 6а говорится, что Нил, 1, убил Нису, – эта версия по другим источникам неизвестна (если имеется в виду эта Ниса). Ниса, 2, – 1. II, 146; III, 97. 8. XV, 1, 7. 11. VIII, 141. 17б. 1, 5 (Νσα); в 11 по рукописному чтению – Nisus, т. е. Нис, исправляют на Nysus, а некоторые – на Nysa, Ниса; в 17б рукописное чтение «гора (ρος) Ниса», Νσα, исправляют на «кормилица (τροφς) Ниса» – мифическая священная гора в мифах о Дионисе (см.), где он был вскормлен и воспитан (см. Ниса, 1) и где посадил впервые виноградную лозу. В этих мифах много различных версий (начиная с Гомера), по которым эта гора находилась: во Фракии, Эфиопии, Египте, Ливии, Аравии, Скифии, а со времени похода Александра Македонского в Индию места, связанные с рождением и воспитанием Диониса, были локализованы в северо-западной Индии, между нын. рекой Кабул и Индом и Гиндукушем, т. е. на территории нын. северо-западного Пакистана и северо-восточного Афганистана. Здесь греки и македоняне «нашли» город Нису, 3, основанный Дионисом, и гору Мерос (см.), однако, поскольку они обычно говорят о горе Мерос, то гора Ниса в Индии упоминается очень редко, и едва ли можно определить, какую именно гору здесь сочли Нисой. В 8 гора Ниса у Софокла, как считают, не может быть индийской Нисой, поскольку о ней стали говорить только со времени похода Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Ср.: 1 Кор. 15:51—53.    Ср.: 1 Фес. 4:16.    См.: 1 Фес. 4:17.    Другое понимание текста: «и если < нечто> было отложено для этой книги, мы сделали. Не считай ».    Конъектура Кройманна. В рукописи: «эти времена». Список сокращений     Aes. Prom. — Эсхил. Прикованный Прометей     Apul. Flor. — Апулей. Флориды     Aug. Conf. — Августин. Исповедь     Aug. De civ. — Августин. О граде Божием     Aul. Gell. — Авл Геллий. Аттические ночи    Cic. Cat. I — Цицерон. Первая речь против Каталины    Cic. Or. — Цицерон. Оратор    Cic. R. Р. — Цицерон. О государстве    Cl. Paed. — Климент Александрийский. Педагог    Cl. Protr. — Климент Александрийский. Увещевание к язычникам    Cl. Strom. — Климент Александрийский. Строматы     Diog. - Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов     Eur. Iph. Taur. — Еврипид. Ифигения в Тавриде     Eur. Med. — Еврипид. Медея     Eus. — Евсевий. Церковная история     Gaius. Inst. — Гай. Институции     Ног. Ер. — Гораций. Послания     Ног. Od. — Гораций. Оды     Ног. Sat. — Гораций. Сатиры     Hrd. — Геродот. История     Hyg. — Гигин. Мифы И. — Илиада.     Iren. — Ириней Лионский. Против ересей     lust. Apol. — Иустин Философ. Апология     lust. Dial. — Иустин Философ. Диалог с Трифоном Иудеем.     Iuv. — Ювенал. Сатиры.     Lact. Div. Inst. — Лактанций. Божественные установления.    Liv. — Ливий. История от основания Города.     Lucr. — Лукреций. О природе вещей.     Mart. — Марциал. Эпиграммы.     Min. — Минуций Феликс. Оставий.    Myth. — Первый Ватиканский мифограф.    Od. — Одиссея.     Orig. Cels. — Ориген. Против Цельса.     Ου. Ars — Овидий. Наука любви.     Ου. Fast. — Овидий. Фасты.     Ου. Met. — Овидий. Метаморфозы.     Pers. — Персий. Сатиры.     Paus. — Павсаний. Описание Эллады.     Plat. Tim. — Платон. Тимей.     Plaut. Сиге. — Плавт. Куркулион.     Plaut. Trin. — Плавт. Трехмонетчик.     Plin. — Плиний Старший. Естественная история.     Plin. Jun. — Плиний Младший. Письма.     Plot. Επη. — Плотин. Эннеады.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сизиф пускается на хитрость: запрещает жене совершать по нему нужные погребальные обряды; боги разрешают ему вернуться, чтобы дать нужные указания. Вернувшись, он думает, что обманул смерть, но недолго: он умирает вновь, причем наказывается в подземном мире особыми муками 263 . Орфей пытается спасти свою возлюбленную, Эвридику, но не в состоянии выдержать условие, поставленное Аидом: он оглядывается, когда ее выводит, и теряет ее навеки 264 . Первый грек, убитый в троянской войне, Протесилай, стал в этом отношении легендарным персонажем: боги сжалились над его женой и позволили ему на день (по некоторым легендам, на три часа) вернуться из Аида. Когда же краткий срок истек, она наложила на себя руки (по другим версиям, изготовила статую мужа и брала ее в постель, но отец сжег статую, и тогда она совершила самоубийство) 265 . Это предание получает развитие в диалоге Филострата «О героях», где Протесилай является людям значительно позднее, чтобы исправить их неверные представления о повествованиях Гомера 266 . В знаменитом романе Харитона Дионис полагает, что Херей, вернувшийся из царства мертвых, – это кто–то вроде Протесилая 267 . Во II веке н. э. Элий Аристид предполагает, что Протесилай теперь «общается с животными» 268 . Протесилай даже упоминался как символ сексуального омоложения 269 . Существуют и другие рассказы – о Геракле, с которым мы вскоре вновь встретимся по другому поводу, вернувшемся из глубин Аида 270 . Гигин в своих «Сказаниях» перечисляет шестнадцать человек, которым дано было особое разрешение вернуться из подземного царства 271 . Самый знаменитый из таких рассказов, – вероятно, миф Платона об Эре, которым завершается диалог 272 . Основной смысл этой истории – передать учение о переселении душ, к чему мы вскоре обратимся (ниже, раздел [vii]). Но на данном этапе нам интересно то, что там говорится о самом Эре. Он – солдат, убитый в сражении, тело которого, однако, спустя десять дней остается нетленным. На двенадцатый день, когда горит погребальный костер, он оживает и рассказывает, что он увидел во время своего пребывания в подземном мире.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010