«Восемнадцатая ночевка – в Колоцком монастыре Гжатского уезда, отстоящем от села Дровнина в 18 верстах. Настоятель Колочского монастыря крестным ходом должен будет встретить святую икону в селе Дровнине и сопровождать ее до самого монастыря… Смоленская икона Божией Матери будет находиться по своем прибытии в Колочском монастыре до дня отправления ее на Бородинское поле, отстоящее на 12 верст от монастыря» . Сколько времени икона находилась в Колоцком монастыре и сколько – на Бородинском поле, не указывается, но возвращение ее в Смоленск состоялось 2 сентября 1912 года. «Икона Смоленской Божией Матери отправится из Колочского монастыря после литургии 2 сентября сего года и будет следовать по тому же пути, каким несена была на Бородинское поле…» . А через год обитель отмечала свое 500-летие. По этому случаю прибыл в монастырь правящий владыка епископ Смоленский и Дорогобужский Феодосий (Феодосиев; † 1942). Множество людей собралось 9 июля 1913 года. И слова владыки, сказанные в этот знаменательный день, могли служить напутствием в последующие годы испытаний: «Не дело случая было явление в этом крае чудотворной иконы Божией Матери, но особенной материнской заботы Заступницы рода христианского о здешних людях, дабы одни из них твердо стояли в вере православной, мужали и укреплялись, и другие, заблудшие, не коснели бы и не ожесточались в своем заблуждении, но познавали бы его и возвращались в лоно святой Церкви… Отступничество от святой веры и Церкви Православной есть грех смертный. Бойтесь сего тяжкого греха и молитесь, да не внидите в напасть. Не жалкие секты и расколы содержат истинную и спасительную веру Христову, но наше святое и величественное и благодатное Православие» . Это было последнее торжество перед тяжелыми революционными бурями и долгими годами поругания Церкви. После революции 1917 года Колоцкий монастырь постигла участь большинства российских обителей: он был упразднен. Сведения об этом времени очень противоречивы и скудны. Летом 1918 года насельники монастыря лицом к лицу столкнулись с представителями новой рабоче-крестьянской власти. Попытки насельников оградить монастырское имущество от расхищения квалифицировались как контрреволюционное выступление во главе с настоятелем монастыря архимандритом Никифором. 8 августа он был расстрелян, еще ранее был расстрелян казначей иеромонах Филадельф и монастырский рабочий. Монахи были распущены.

http://pravoslavie.ru/4419.html

ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в Смоленске, находится под управлением архимандрита. На этом месте существовала церковь св. Троицы принадлежащая монахам Бернардинского ордена, которая по присоединении Смоленска опять к России, обращена по повелению царя Алексия Михайловича в православную, и при ней, 1674 года, учреждена нынешняя обитель, в которой ныне две церкви: 1) Соб. двухэтажная, с престолами вверху Живоначальной Троицы, а внизу Рождества Христова; 2) Больничная, Зачатия св. Анны. До 1740 года в Троицком монастыре жительство имели смоленские архиереи и погребались по смерти. БОЛДИН-ТРОИЦКИЙ, муж. 3 класса, в 15 верстах от уездного города Дорогобужа, на реке Болдине; состоит под управлением игумена. Основан в 1528 году Преподобным Герасимом, который и был здесь первым игуменом. В сей обители две церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, с двумя приделами; в ней почивают мощи основателя, Преподобн. Герасима; 2) теплая Введения Богородицы. В конце XVI века здесь спасался и погребен затворник Аркадий, которого память за благочестивую иноческую жизнь уважается и доныне. КОЛОЦКИЙ, муж. 3 класса, в Гжатском уезде, на берегу реки Колочи, на дороге из Смоленска в Москву; состоит под управлением игумена. Основан по случаю явления на сем месте, в 1413 году, иконы Пресвятой Богородицы, известной ныне под названием Колочской. В 1775 году обитель сия принадлежала к Крутицкой епархии. В 1812 году, октября 19, при сем монастыре генерал Платов поразил французов; но самая обитель в то время много потерпела и большею частью здания ее были разрушены ядрами; по изгнании же неприятелей из России опять приведена в прежнее положение. При монастыре бывает ежегодно ярмарка 9 июля, в день празднества явленной иконы Колочской. КАЗАНСКИЙ, муж. заштатный, близ уездного города Юхнова, с церковью Казанской Пресвятой Богородицы. О времени основания его неизвестно. В 1775 году он принадлежал к Крутицкой епархии. АРДЫНСКАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ, пуст. муж., в 50 верстах от Смоленска, в уезде города Поречья, при рекак Ардынке и Моте. Основана в 1720 году. В ней церковь во имя Владимирской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вот так прославил Господь Бог сей монастырь не только образом Своей Пречистой Богоматери, но человеческими воинскими подвигами защитников Отечества 1812 года. Оказавшийся в центре военных событий Колоцкий монастырь претерпел сильное разрушение. Как же в таких условиях могла сохраниться чудотворная Колочская икона Божией Матери? Летом 1812 года по мере продвижения французской армии вглубь России встал вопрос о вывозе и сохранении церковных ценностей. Святейший Синод предписал епископам вывозить церковное имущество и выезжать самим после получения от генерал-губернаторов уведомления о необходимости подобных мер. «Смоленский епископ Ириней, получив от гражданского начальства сообщение о близком наступлении неприятеля, 4 августа отправился по Московскому тракту в Дорогобуж – Вязьму – ГжатскКолоцкий монастырь – Москву – Ярославль, забрав с собой, по его словам, “сколько мог” церковных и ризничных вещей, денег и консисторских дел» . Очевидно, вместе с епископом Иринеем (Фальковским; † 1823) уехал и настоятель Колоцкого монастыря, взяв с собою чудотворную икону. В монастыре осталось два или три монаха. В Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре Ростова сохранилась следующая запись: «Сентября 5-го числа принесена в Ростов святая чудотворная Смоленская икона Божией Матери, а при ней прибыл тамошний преосвященный епископ Ириней с многочисленной свитой. Имели пребывание в Богоявленском монастыре по 9-е число, в котором, услышав о вступлении французских войск в Москву, отправились в Ярославль. Также принесена Колочская чудотворная икона Божией Матери и при ней в сопровождении игумен того монастыря. Имели пребывание в Варницком монастыре» . Получившее приют в монастыре «беспардонное войско», как метко определили французских вояк, при отступлении подвергло святую обитель беспощадному разорению: храм был опустошен, иконостас сожжен, имущество монастырское разграблено, все деревянные постройки также сожжены. Согласно рапорту настоятеля, в обители ничего не осталось, кроме стен. Убыток монастыря составил 30 600 рублей .

http://pravoslavie.ru/4416.html

Арх.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 6375; Ф. 280. Оп. 1. Ч. 1. 2238; Оп. 3. 237; Оп. 7. 260; Оп. 14. 302; Оп. 20. 85, 94, 1208, 1692; Ф. 281. Грамоты по Клину и Можайску. 1667-1686 гг. 5681, 5712, 7640, 7644, 7648, 7664, 7666, 7669, 7672, 7681. Ист.: Рапорт Винценгороде от 26 сент. 1812 г.//Моск. вед. 1812. 97; Платон (Левшин), митр. Путешествие в Киев и по др. российским городам в 1804 г. СПб., 1813. С. 8; Глинка Ф. Н. Письма рус. офицера. М., 1870. С. 20; ПКМГ. 1872. Ч. 1. Отд. 1-2. С. 626; Пимен (Мясников), архим. Воспоминания//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Отд. 2. С. 409; Холмогоров В. И. Исторические мат-лы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1901. Вып. 10: Можайская десятина. С. 6, 8, 10, 82; ПСРЛ. 1846. Т. 1. С. 221-223; 1913. Т. 18. С. 347; Татищев В. Н. История Российская: В 7 т. М.; Л., 1965. Т. 5. С. 303-304; Древнерус. предания (XI-XVI вв.). М., 1982. С. 309-317; Из воспоминаний Э. Лабома//Бородино в воспоминаниях современников. СПб., 2001. С. 269-274. Лит.: Бакмейстер. Известия. 1771. Т. 1. Ч. 1. С. 17; ИРИ. Т. 4. С. 577-578; Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1850. Ч. 1. С. 152-153; Трофимовский Н. В. Ист.-стат. описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 359-363; Шереметев С. Д. Бородино. СПб., 1891. С. 7; А. С. Колочский муж. мон-рь Гжатского у. Смоленской губ.//Смоленские ЕВ. 1896. 3. С. 427-435; Любинецкий Н. А. Землевладения церквей и монастырей Российской империи. СПб., 1900; Малицкий Н. В. История Переславской епархии. Владимир, 1912. Вып. 1. Прил. C. CLXXII, CLXXIII; 1917/1918. Вып. 2. С. 35-37; От Смоленской духовной консистории//Смоленские ЕВ. 1912. 11. С. 233-235; Феодосий (Феодосиев), архиеп. Слово, произнесенное в Успенской ц. Колочского мон-ря, Гжатского у., 9 июля сего года, в день 500-летия мон-ря//Смоленские ЕВ. 1913. 15. С. 669-675; Водарский Я. Е. Церк. организации и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.//Ист. география России XII - нач. XX в.: Сб. ст. к 70-летию проф. Л. Г. Бескровного. М., 1975. С. 70-96; Памятники архитектуры Московской обл.

http://pravenc.ru/text/1841794.html

Во время Отечественной войны 1812 г. Благовещенский собор, как и другие церкви города, пострадал от рук неприятеля. В храме, по свидетельству местных жителей, размещался лазарет, конюшня; на иконах долгое время, как память о тех днях, сохранялись гвозди, на которые французы вешали одежду. Во второй половине XIX столетия Благовещенский собор считался купеческой церковью. Его старались украшать именитые купцы Гжатска. В 1882 г. к собору взамен обветшавшей старинной колокольни была пристроена новая каменная звонница в Московском стиле, высотой до 25 саженей. В 1902 г. колокольню оштукатурили. Адрес: Россия, Смоленская область, г. Гагарин, ул. Герцена, 9 Подробнее... Храм Вознесения Господня (Гагарин) [ править править код ] Каменный кладбищенский храм в честь Вознесения Господня с небольшим приделом во имя мученика Харлампия построен в 1791 году. Возведен на месте более древнего деревянного храма. Место, где он стоит, называется Тарантаевским кладбищем. Храм был приписан к Богоявленскому (Казанскому). После революции 1917 года Вознесенский храм оставался единственным действующим в Гжатском уезде. Верхние ярусы колокольни восстановлены в 1987-1988 годах, к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Сохранилась масляная роспись и иконостас конца XIX века, с иконами XIX – начала XX века. В 1997 году проведен ремонт фасадов храма. По преданию, в храме длительное время хранилась Колочская чудотворная икона Божией Матери, обретенная в 1413 году в с. Колоцком. Иконописный тип ее – Одигитрия с двумя створками, на которой изображены Илия пророк и Николай Чудотворец. Обретенную икону монастырь передал Ивану Грозному, с нее были сделаны списки, которыми царь одаривал другие церкви и монастыри. Одну из таких чтимых икон удалось спасти прихожанам, и лик очутился в Вознесенской церкви. К несчастью, в 80-е годы XX века ее похитили. Сейчас написали новую икону, подобную прежней. Каждое воскресенье вечером перед ней совершается акафист. В 1933-1934 годах проживал и 14 июля 1934 года был арестован в городе Гжатске новомученик, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) В 20-30-е годы именно Вознесенский храм стал кафедрой гжатских викариев Патриаршей Церкви. Храм закрывался, был разрушен, значительно пострадали колокольня и алтарь, можно сказать, что храм перенес общую судьбу церквей России. Официально нет свидетельств, но, скорее всего, после войны он был возвращен Церкви. Есть документы, подтверждающие, что в 1946 году горисполком передал храм общине верующих.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленская_обл...

Церковь Елисаветы Феодоровны Преподобномученицы в Колоцком монастыре. Это домовый храм, устроенный в братском келейном корпусе постройки 1785 года. Внешне выделен главкой. Во время Отечественной войны 1812 года, монастырь был совершенно разорен французами, но Чудотворный образ Божией Матери был сохранен. После французского разорения Колоцкий монастырь был полностью восстановлен в 1839 году. В те времена, когда Колочский монастырь принадлежал Можайскому уезду, ежегодно в субботу Пятидесятницы святая Колочская икона по просьбе граждан приносилась в Можайск. В последствии этот обычай исполнялся жителями города Гжатска. Эта традиция крестных ходов сохранялась некоторое время и после закрытия монастыря в 1920-е годы, когда Успенский собор был обращен в приходской храм. В июле 1918 года при разделе церковных земель вспыхнул вооруженный мятеж, в подстрекательстве к которому был обвинен настоятель монастыря архимандрит Никифор и расстрелян. Монастырь был закрыт, но храм продолжал действовать как приходской до 20 октября 1934 г. Чудотворная икона Божией Матери находилась в стенах Колочского монастыря до его закрытия, а в 1970-х годах затерялась в г. Гжатске, и последующая судьба ее неизвестна. С 1919 года на территории монастыря располагалась колония для несовершеннолетних, а в 1932 году все монастырские здания были переданы школе-интернату для глухонемых детей. В 1930-е годы придорожную монастырскую часовню колхоз превратил в овчарню, после войны ее использовали для трепания льна, а в 1966 году полностью разрушили, и теперь на ее месте высится опора линии электропередач. До середины 1942 года в Колоцком монастыре располагался передвижной военный госпиталь. На территории монастыря имеется братское кладбище погибших в 1941 – 1942 годах. Здесь похоронено более 700 человек, из них известны только 105 имен. Но этот список пополняется. После войны в стенах обители размещались сельская школа, сначала начальная, а потом восьмилетняя, до 1959 года — родильный дом (в южном келейном корпусе) и больница (в северном келейном корпусе), с 1962 года – сельсовет и библиотека. Кирпичная ограда, частично разрушенная в войну, была полностью разобрана местными жителями, кирпичи использовали для строительства печей.

http://sobory.ru/article/?object=06985

Каково было внутреннее и внешнее состояние сего монастыря в XVI , XVII и XVIII веках, какия были в то время в нем замечательныя события, - об этом по недостатку исторических событий и за неимением письменных документов, нельзя ничего сказать определеннаго. Под 1784 годом находим только в сохранившейся древней приходо-расходной книге сего монастыря, выданной из Крутицкой Духовной Консистории, что по повелению Императрицы Екатерины II -ой, выдано из Гжатскаго Уезднаго Казначейства на починку ветхостей сего монастыря 5750 р. 37 к. ассигн. каковая сумма и употреблена на покрытие церкви и колокольни железом и на постройку настоятельскаго 2-х этажнаго и братскаго одно-этажнаго каменных корпусов. В новейшия времена замечательныя события в сем монастыре были следующия: 1812 года, во время быстраго похода неприятелей-французов к Москве , монастырь этот, как гласит местное народное предание, укреплен был Русскою артиллерию для удержания (Л. 49 об.) французов; но когда неприятели, не доходя монастыря, пошли в обход онаго, взяв направление в правую сторону, тогда Русския войска оставили монастырь, который немедленно за тем занят был французами (Подстрочное прим. 3) В это время был в монастыре сам Наполеон, всходил на колокольню и обозревал с оной положение Бородинских полей. ) и сделался таким образом жалким достоянием неистовых врагов до самаго изгнания их из России. В это несчастное время монастырь сей потерпел от французов совершенное опустошение и разорение: церковное и монастырское имущество всецело было разграблено, храм опустошен, иконостас разобран и сожжен; все деревянное строение также разобрано и по частям сожжено, а каменныя здания внутри и извне сильно повреждены. Пробыв в таком положении четыре года, монастырь этот с 1816 года опять начал мало-помалу возобновляться и исправляться: сперва на десятитысячную сумму, полученную 1816 года от Высшаго Духовнаго Начальства в единовременное пособие, возобновлено и исправлено было в монастыре все только существенно-необходимое в Церкви и братских келиях; потом разновременно, помощию и усердием богомольцев и деятельностию Настоятелей и братии; исправлены и улучшены были разныя монастырския службы; наконец, 1839 года уже окончательно весь монастырь - внутри и извне возобновлен и справлен на собственную монастырскую сумму и таким образом опять получил приличный благоустроенный вид, в каком пребывает и доныне.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Прежнее благолепие монастырь обрел лишь к 1833 г. К концу XIX в денежные средства монастыря составляли: жалование из гос. казначейства – 711р. 27коп.; проценты с капитала – 900р. ежегодно; церковные (исполнение треб) и экономические доходы (сдача в аренду земельных участков). Из этих небольших средств монастырь находил возможность уделять часть их на содержание школы, на приют странников и богомольцев. К 1896 г. братии в монастыре было 8 человек: 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 1 монах. Особой торжественностью отличались крестные ходы к Святому колодцу, который наполнялся из источника, забившего на месте явления чудотворной иконы. Крестный ход происходил на следующий день после празднования Казанской иконы Божией Матери – 9/22 июля. Недалеко от Св. колодца стояла часовня. После революции монастырь был упразднен. Последние его насельники – восемь монахов, младшему из которых было 63 года, во главе с настоятелем игум. Никоном, сподобились принять мученическую кончину от рук местных безбожников, которые расстреляли их по подозрению в контрреволюционной деятельности прямо во дворе монастыря. В 1934 г. Успенский собор, действовавший как приходской храм, был закрыт и передан разместившейся здесь с 1932 г. школе-интернату для глухонемых детей. Братские корпуса стали жилыми домами, монастырскую ограду разобрали на кирпичи местные жители, а в надкладезной часовне устроили колхозную овчарню. Следы самого чудотворного Колочского образа Пресвятой Богородицы затерялись то ли в запасниках Московского Кремля, то ли в приходских храмах г. Гжатска (ныне г. Гагарин), куда по свидетельствам очевидцев он был перевезен одной боголюбивой жительницей с. Колоцкого Матреной Ивановной. Колоцкий монастырь. Современный вид. Колоцкий монастырь. Современный вид. Во время Великой Отечественной войны в зданиях монастыря располагался госпиталь, потом банно-прачечный отряд. Близ монастыря находится братская могила советских воинов. После войны монастырский ансамбль продолжал подвергаться разрушению и переделкам. Здесь находились школа, родильный дом и сельсовет. В 1966г. была уничтожена придорожная часовня, разрушили и надкладезную часовню на месте явления чудотворного образа. В 1970-е гг. комплекс монастырских зданий был частично отреставрирован. В 1980-е гг. архитектурный ансамбль монастыря был взят на баланс Бородинского военно-исторического музея.

http://pravoslavie.ru/1910.html

Монастырь немноголюден, управляет им игумен. Гжатский Калочский монастырь в Гжатском уезде. Обитель третьеклассная и необщежительная. Расположена она при речке Калоче, в 25 верстах от города Можайска и в 60 в. – от своего уездного города Гжатска. Основанный в начале XV столетия, этот монастырь в 1617 г. был разорен литовцами, с 1724 года считался приписным к Московскому Новоспасскому монастырю и лишь с 1726 года стал самостоятельным. В обители находится, между прочим, чудотворная икона Богоматери Колочская, празднование которой совершается ежегодно 9 июля. Управляет монастырем архимандрит. Красногородищенская Введенская пустынь в Бельском уезде. Эта заштатная необщежительная пустынь расположена при озере Лосминском. Стоит она на высокой горе, у подножия которой струится река Шелоба, в 20 верстах от своего уездного города и в полуверсте от почтовой станции «Демяха». Год основания пустыни не известен, но уже в 1732 году она упоминается и, стало быть, существовала. Теперь в ней два храма: Введенский соборный и Преображенский, с приделом во имя иконы Богоматери «Одигитрия». В пустыни хранится древний список со Смоленской иконы Божией Матери, каковой образ с 26 июля по 1 сентября пребывает в городе Белом. Управляет обителью игумен. Ордынская Поречская пустынь в Поречском уезде. Эта заштатная общежительная обитель расположена на берегу речки Межи, при впадении в нее речки Ордынки, и отстоит в 100 верстах от своего уездного города. Время основания пустыни определить точно нельзя. По преданию, поселение иноков в Ордынском лесу относится к половине XV века. В настоящее время в пустыни три храма: 1) двухэтажный, вверху во имя Владимирской иконы Богоматери и внизу – в честь Сошествия Св. Духа; 2) соборный во имя Софии Премудрости Божией, и 3) во имя Св. Николая Чудотворца. Управляет пустынью игумен. Предтеченский Ордынский скит при Ордынской Поречской пустыни. Скит основан игуменом пустыни Палладием в 1857 г., в одной версте от обители. Храм в скиту один, но двухэтажный: вверху во имя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1848 г., в холерное время, в Андреевский приход приносили чудотворную Колочскую икону Божией Матери из Колочского монастыря Гжатского уезда Смоленской губернии. После того в храме поставили список с этой иконы, а в 1874 г., при построении каменной церкви с колокольнею, устроен придел в честь Колочской иконы Божией Матери. Теперь в настоящей церкви престол во имя Колочской иконы Божией Матери, в трапезной по правую руку Андрея Стратилата, по левую – Всех святых. Сохранились Триодь цветная, печатанная в 1660 г., и Триодь постная, печатанная при царях Иоанне и Петре Алексеевичах с благословения патриарха Иоакима и купленная при священнике Симеоне Романове. Причт состоял в XVIII ст. из священника, диакона, дьячка и пономаря, с 1888 г. – из священника и псаломщика. Земли при церкви 44 десятины. В приходе: село Андреевское, деревни: Телятьева, Кикина, Судакова, Камынинка, Цыплино и Кулакова, всего 106 дворов. Н. А. Скворцов«Можайский уезд Московской губернии (существующие и уничтоженные сельские церкви). Москва, Печатня А. И. Снегиревой, 1911 г. Село Андреевское (Львово) раньше находилось в Верейской десятине Верейского уезда и до 1764 года принадлежало Московскому Новодевичьему монастырю. В 1596 году в селе Львово-Андреевском на реке Протве уже была деревянная, построенная " клецки " , церковь Андрея Стратилата. В 1629 году эта церковь, разоренная в Смутное время, стояла " без пения " , т. е. без совершения служб, " в ней всякое церковное строение было мирское, у церкви на церковной земле девять мест дворовых церковных и причетников и нищих, что питались от церкви Божий " . В 1678 году по ходатайству прихожан построена новая деревянная церковь. В 1715 году в Клировых ведомостях о храме Андрея Стратилата есть такие сведения: " У церкви во дворе поп Алексей Демидов, у него брат родной дьячек Гаврила " . В 1729 году тщанием прихожан была построена новая однопрестольная церковь, тоже деревянная, с такой же колокольней. Известно, что в 1762 году на церкви возобновлены глава и крыша и на колокольне - крыша. Возможно это было сделано в следствии урагана, либо по ветхости. После того как в 1764 году у Новодевичьего монастыря была отобрана вотчина, Андреевское перешло в ведение Коллегии экономии. Известно, что в те годы, а именно с 1760-1763 и с 1765-1769 гг. в храме села Андреевское служил священник Григорий Яковлев. В 1778 году в селе было 120 дворов, а уже в 1798-м году их было уже 170, в которых проживало 669 крестьян и 703 крестьянки. Показатели говорят нам о том, что село постепенно разрасталось.

http://sobory.ru/article/?object=06701

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010