Отдав ему многолюдную столицу, всю юго-западную Россию и Новгород, он думал, что Изяслав и наследники его, сильнейшие других Князей, могут удерживать их в границах нужного повиновения и наказывать ослушников. Ярослав не предвидел, что самое Великое Княжение раздробится, ослабеет и что Удельные Владетели, чрез союзы между собою или с иными народами, будут иногда предписывать законы мнимому своему Государю. Уже Всеволод I долженствовал воевать с частным Князем его собственной области, а Святослав II ответствовать как подсудимый на запросы Князей Удельных. Одаренные мужеством и благоразумием, Мономах и Мстислав I еще умели повелевать Россиею; но преемники их лишились сей власти, основанной на личном уважении, и Киев зависел наконец от Суздаля. Если бы Всеволод III, следуя правилу Андрея Боголюбского, отменил систему Уделов в своих областях; если бы Константин и Георгий II имели государственные добродетели отца и дяди: то они могли бы восстановить Единовластие. Но Россия, по кончине Всеволода Георгиевича, осиротела без Главы, и сыновья его совсем не думали быть Монархами. Ярослав разделил Государство на четыре области, кроме Полоцкой, оставленной им в наследие роду старшего брата его: в течение времени каждая из оных разделилась еще на особенные Уделы – и Князья первых стали после называться Великими в отношении к частным, или Удельным, от них зависевшим. Волыния, Галиция, земля Дреговичей отошли от Киева. Княжение Переяславское, весьма знаменитое при Всеволоде I и Мономахе, утратило Суздаль, Ростов, Курск; а Черниговское – Рязань и Муром (кроме Тмутороканя, завоеванного Половцами); Новгород Северский, Стародуб, иногда земля Вятичей во XII веке принадлежали разным Владетелям, нередко обнажавшим меч друг на друга. Смоленское также имело частные Уделы: Торопецкий и Красенский. Самый Новгород, древнее достояние Государей Киевских, славный храбростию и богатством жителей, присвоив себе власть избирать Князей, не мог сохранить целости владений своих. Псковитяне действовали иногда как независимые от него и свободные граждане.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

И вдруг что-то изменилось. С некоторых пор бездеятельность «Союза безбожников» начинает беспокоить власть. Ярославского 1 (еще не арестованного!) извлекают из нафталина и заставляют публично извиняться, на показательном собрании Московской организации, в своей пассивности. По этому случаю мы узнаем, что в религиозном стане большой подъем. Получившие права религиозники готовятся организованно участвовать в выборах. Неожиданно отмечаются их успехи среди молодежи, среди рабочих. Верующие – лучшие мастера, чуть ли не все стахановцы. Необходимо дать им отпор – о, конечно, совершенно легально, словом и убеждением. Напоминать ли, что верующие лишены как раз этого оружия, ибо религиозная пропаганда, как и все виды вне-храмовой работы, остаются по-прежнему запрещенными? К делу борьбы с возрождением религии призывается не одна дезертирующая армия Ярославского, а и вся партия. Подчеркивается атеизм, как основной догмат большевистского credo. Справляются, как будто случайно, поминки Дидро, как одного из первых отцов и учителей атеизма. Что это значит? На первый взгляд, колоссальная политическая глупость. Сталин, впервые давший тайное голосование своим подданным, хочет вооружить против себя государственной агитацией ту часть населения – и не очень малую и хозяйственно очень ценную – которую он только что решил привлечь к себе дарованием прав. Дать права – и осыпать оскорблениями, нападать, не позволяя открыть рот для защиты, а потом, лишний раз подтвердив несовместимость коммунизма с религией, послать к урнам своих врагов – которых он мог бы иметь союзниками. Не верх ли это политического легкомыслия? Не считая Сталина ни гением, ни даже крупным деятелем, но не отказывая ему и в средних человеческих способностях, надо искать другого объяснения. Фанатизм? Найдутся люди, которые с восторгом ухватятся за этот повод, чтобы лишний раз заявить: коммунисты не эволюционируют, это безбожная материалистическая секта, для которой политика и экономика лишь средства к сатанинской цели. Согласимся насчет коммунизма. Но мы говорим не о них, а о Сталине. Коммунисты, «которые не эволюционируют», давно в тюрьме или в подвалах чеки. Сталин слишком ясно показал, что готов все принести в жертву своей власти. Не сомневаюсь в его атеизме и даже в том, что для него (как для французских радикалов или даже для уважаемых П. Н. Милюкова или Е. Д. Кусковой) религия и просвещение несовместимы. Но отсюда далеко до того, чтобы делать на безбожии политический лозунг – и притом связанный с выборами.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

– Сахаров Афанасий Григорьевич – священник. До войны он проживал в Карело-Финской АССР и затем, при эвакуации, переехал на жительство в город Ишим Омской области. С ним я познакомился лет двадцать назад, когда он служил священником в городе Владимире Ивановской области. Тогда я возил продавать картошку и останавливался в их доме ночевать. Его мать всегда покупала у меня картошку, и через нее я познакомился с Сахаровым. Однако Егор Егорович не счел возможным даже перед следствием покривить душой относительно своего отношения к репрессированному Владыке. – Следствию известно, что епископа Афанасия Вы намеревались взять на содержание и добивались разрешения на въезд его в Ярославскую область, выдавали за своего родственника. Какую цель Вы этим преследовали? – С какой целью Сахаров намеревался приехать на жительство в Ярославскую область, мне неизвестно. Оказывая ему помощь в этом, я преследовал только одну цель: обеспечить спокойную старость своему близкому знакомому, которого я ценил не менее, чем близкого родственника. Несмотря на все давление следствия, самое главное в жизни Егора Егоровича – его служение Церкви – осталось сокрытым. Так и не удалось следствию собрать достаточных оснований для осуждения Егора Егоровича. 7 октября 1944 года, по приговору Особого Совещания, Седов Егор Егорович был освобожден. Выйдя из тюрьмы, Егор Егорович узнал, что епископ Афанасий был арестован в Ишиме незадолго до него, и все хлопоты о переводе Владыки в Тутаев остались напрасными. Еще десять лет искал Егор Егорович возможности избавить его от бесконечных страданий. Освобожденный из тюрьмы, он не затворился в доме, чтобы не слышно и не видно никому дожить век, но, добиваясь освобождения епископа, продолжил свою энергичную деятельность: писал ходатайства во все инстанции, консультировался с юристами. Через три года епископ Афанасий был признан инвалидом, но содержался в лагере. 5 марта 1952 года, по окончании срока заключения, Особое Совещание при МГБ СССР приняло постановление об освобождении Владыки и направлении его в Дом инвалидов под надзор МГБ. Но лишь через два года, 18 мая 1954 года, епископ был перевезен в Зубово-Полянский Дом инвалидов. Егор Егорович поехал к Владыке. Наконец увиделись. Посидели на бревнышках, переговорили обо всем, что наболело... После свидания в доме инвалидов Владыка Афанасий писал ему: «Милость Божия буди с Вами, мой милый, мой дорогой Георгий Георгиевич!.. Не нахожу слов, чтобы выразить Вам и мою благодарность, и мою признательность, и мою любовь к Вам. Поистине можно сказать вместе с церковным песнописцем “Се коль добро и коль красно самобратная любовь рабов Твоих, Христе Боже: ихже бо рождество плотское братий не сотвори, но братолюбная вера православная крепче плотскаго родства соедини”». Вернувшись, Егор Егорович начал вновь ездить в Москву, подавать ходатайства, уповая на благоволение Божие. С Владыкой переписывался каждые несколько дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Набег Половцев. Изгнание Ярослава Черниговского. Начало особенных Княжений, Муромского и Рязанского. Удаление Половцев за Волгу. Междоусобие в юго-западной России. Ссылка Князей Полоцких в Грецию. Война с Чудью и Литвою. Кончина Мстислава. Голод. Древнейшая грамота. Мстислав Владимирович наследовал достоинство Великого Князя. Братья его господствовали в Уделах: Ярополк в Переяславле, Вячеслав в Турове, Андрей в Владимире, Георгий в Суздале; а сыновья, Изяслав и Ростислав, в Курске и Смоленске. – Новый Государь, уже давно известный мужеством и великодушием, явил добродетели отца своего на престоле России: имел ту же ревностную любовь к общему благу, ту же твердость, соединенную в нем, подобно как в Мономахе, с нежною чувствительностию души. Княжение его, к несчастию кратковременное, прославилось разными успехами воинскими, которыми он желал единственно успокоить Государство и восстановить древнее величие оного. Половцы, сведав о кончине Мономаха, думали, что Россия осиротела и будет снова жертвою их грабительства. Они хотели соединиться с Торками, кочевавшими близ Переяславля; но Ярополк Владимирович, тамошний Князь, узнал о сем намерении: велел Торкам въехать в город и сам, не имев терпения дождаться помощи от своих братьев, с одною Переяславскою дружиною ударил на варваров, разбил их и множество потопил в реках. 1127 г. Мстислав, объявив себя покровителем утесненных Князей, должен был обнажить меч на Всеволода Ольговича, который выгнал из Чернигова дядю своего, Ярослава, умертвил его Бояр верных и разграбил их домы. Мстислав клялся изгнанному Князю наказать сего мятежного сына Олегова. Следуя несчастному примеру отца, Всеволод заключил союз с Половцами: варвары, в числе семи тысяч, спешили к границам России, дав весть о том Черниговскому хищнику; но Послы их не могли уже возвратиться и были схвачены, в окрестностях реки Сейма, Посадниками Ярополка. Ожидав долгое время ответа и боясь измены, Половцы ушли наконец восвояси. Тогда Всеволод прибегнул к смирению; молил Великого Князя забыть вину его и между тем осыпал дарами Вельмож Киевских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

1790. ч. I, 59) и, как кажется, стоит в непосредственной связи с весьма популярным в Новгороде именем Гюрги (=Георгий). Имя это претерпевало, вследствие смягчения звуков, значительные изменения в транскрипции; на26 стр. II т. П. С. Л. в Ипатьевской летописи находим такие вариации: Гюрги, Гюрди, Дюрги, Дюрди, Дюрдии, на стр. 30 – Дюрдеи, Дюрд, на стр. 43 Гюргя. Та же неустойчивость и в производном: в I т. П. С. Л. стр. 107 под 1096 г. – сказа ми Гюрята Рогович Новгородец, здесь же: мн же рекшю к Гуряте. Гюрята перешло в Жирята (часто напр. I. 133) или Жидята, так как в собственном имени после р слышалось д (=Гюрди, Дюрди ср. сербское Дерде). Такое же изменение замечаем в отчестве известного воеводы Бориса Жирославича. В I Новг. лет. – П. С. Л. III, 23 – Борис Жирославиц, в Лаврентьевск. П. С. Л. I, 155 – Борис Жидиславич (ср. 162 стр.), в Ипатьевск. 106 стр. под 1173 г. Борис Жидиславич, там же 99 стр. под 1170 г. Борис Жидиславич и в варианте Жирославич. Заметим, что имена с корнем жир были преимущественно употребительны у новгородцев. 10 Едва ли не грек мог быть ближайшим учеником грека Иоакима. По естественному пониманию греков епископская кафедра, особенно столь важная, как новгородская, должна была перейти к греку же; этим, вероятно, и обясняется сущность завещания Иоакима. 11 Такое предположение основывается на факте предпочтения Луки перед естественным кандидатом на епископскую кафедру Ефремом, за которого, кроме завещания предшествовавшего епископа Иоакима, стояло и общественное мнение новгородцев (Ефрем иже ны учаше ... святительству не сподобися). Очевидно, Ярослав почему-либо предпочитал Луку, и, если сопоставить все сопутствующие обстоятельства, то предпочитал не за что другое, как за его способности прежде всего как практического деятеля, (Ярослав сажает на княжество сына, дает новгородцам уставную грамоту и в это время поставляет епископом Луку), а затем, как человека способного более других к пастырству по своей нравственной подготовленности (Лука терпеливо переносит клевету, ясную даже для его современников, проявляет высокую христианскую настроенность в своем поучении, потомками в 1558 г.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Для общинников очень важна совместная и келейная молитва. Без нее не устоять, считает батюшка. Другой «спасательный круг» — послушание. Заключается оно в уходе за стадом (кроме коров и телят есть еще и козы), возделывании огородов (все овощи свои), заготовке сена, благоустройстве будущей гостиницы для паломников, приготовлении пищи, уходе за престарелыми в богадельне. Здесь охотно примут и тех, кто может твердо стоять на собственных ногах. Но заранее предупреждают, что на заработок рассчитывать не стоит. Предоставят жилье, питание, поделятся всем, чем пользуется каждый член общины, но предложат и трудиться на общее благо. Причем на каждую работу нужно будет брать благословение священника. «Работать, молиться, в труде и помощи ближним воспитывать в себе любовь, терпение, нестяжание и таким образом спасаться для жизни вечной», — так настроены члены общины. Однако большинству людей самостоятельных такая жизнь не по силам. «Жила у нас одна нормальная семья: родители, двое женатых сыновей, — говорит о. Ярослав. — Сначала согласились на наши условия, а потом выяснилось, что другой у них принцип: что можно возьму, но жить буду по-своему. Взяли без спроса трактор, а потом объясняют: “Зачем брать благословение, если надо на тракторе сено привезти коровам?” В другой раз попросил трубу в храме сделать, а они: “Сколько вы нам за это заплатите? Раз мы здесь работаем, то нам и платить должны”. В общем, не удержались они у нас». Справедливости ради отметим, что, если семья остро нуждается в деньгах, о. Ярослав благословляет зарабатывать «на стороне». Есть люди, которые, не будучи «социально неблагополучными», в общине нашли себя, трудятся не покладая рук, молятся, служат ближним. Например, вышеупомянутые Мария Егоровна и Георгий. Или медсестра Ольга, которая не только ухаживает за бабушками в богадельне, но откликается и на вызовы со всей округи. Есть и те, кто помогает общине, но не относит себя к ней. Например, алтарник Анатолий Данилович. Он косит для общины сено, ухаживает за козами. Или Елена, которая приехала сюда с маленьким ребенком из Кемерова и купила в селе дом, помогает в трапезной, ухаживает за старушками. Но все же то, что в общине собрались в основном пенсионеры, одинокие мамы и мужчины с неустроенной судьбой, — это не случайность, а скорее закономерность.

http://pravmir.ru/uskolzayushhij-ideal/

Эти двое, Борис и Глеб, оказались слишком хороши, слишком чутки, слишком сердечны чтобы взять власть. Таким образом после Владимира власть не наследовала ему? или сама власть Владимира была такого рода, что ее продолжением была жестокость? Святополк, правда, тоже не удержался на киевском престоле, его согнал на следующий 1016 год новгородский Ярослав, но и Ярослав был жесткого типа, непосредственно перед этим он отличился избиением новгородцев. Константинопольская патриархия, когда русский епископат представил ей для канонизации Бориса и Глеба, долго не соглашаясь признать их святыми примерно по тем же причинам, по каким их не одобрил один человек с Запада, услышавший их историю недавно. Борис и Глеб поступили неправильно. Они должны были во–первых переступить через свое отвращение к жестким методам ради страдающих под Святополком киевлян. Во–вторых они должны были подумать о душе Святополка, своего сводного брата, и не попустить ему взять на себя страшный грех братоубийства. Константинопольские иерархи сомневались, можно ли назвать Бориса и Глеба великомучениками и мучениками за веру, когда они страдали ведь от единоверного Святополка, тоже крещеного христианина. Борис и Глеб были убиты не силой — военной силе они даже не попытались противопоставить свою такую же, — а ненавистью, сражены человеческой злобой. Они не хотели жить в мире, где преступление возможно среди братьев. В этом смысле по крайней мере говорит о них летопись. Но главное такими они почитаются в христианском народе. Георгий Федотов в книге «Русское религиозное сознание» (религиозное ли только? сознание ли только?) говорит, что с почитанием Бориса и Глеба как святых в мировом христианстве появилось нечто новое: русский кенотизм, от кеносис, опустошение, обнищание, принятие на себя крайнего бессилия, добровольное привлечение смерти. Но добровольным был и кеносис Христа, принявшего свою казнь и не оставившего себе ничего, ничего при себе не удержавшего, как бы раздавшего себя полностью до оставления себе полной пустоты, той пустоты, которая как раз и могла одна впустить в себя подвиг полного отдания себя. Федотов еще замечает, что в мученичестве Бориса и Глеба нет героизма, вызова силам зла: они плачущие, по–человечески слабые, совсем беспомощные, они слезно жалуются на свою участь. Если мир такой, если люди могут быть такими страшными, то не надо жить, не надо и пытаться бороться с ними силой рук. Невыносимо видеть этот ад на земле. Души подкошены, срезаны близким злом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Создавшееся неопределенное положение нам сильно вредит и может еще больше вредить нам при начинающемся теперь тревожном периоде международной политики. Дело идет в настоящее время исключительно о том, чтобы издать для католического вероучения такое же положение, какое существует у нас для других вероучений. Только для одной католической церкви у нас нет такого положения, что крайне ненормально и что создает нам большие неудобства. Издавая такое положение, надо подумать о том, чтобы оно вело не к скандалам, а к сносному модус вивенди. От Ватикана нам надо получить некоторые компенсации и согласие на соблюдение данного модуса. Принятые Комиссией т. ЯРОСЛАВСКОГО решения распадаются на три части [ 78 ]: 1. Статут католического вероучения, подлежащий включению в наши законодательные акты и соответственному опубликованию. 2. Тезисы по управлению католическим вероучением, по которым должно состояться соглашение между нами и Ватиканом, ибо идет речь о принципах управления католической церковью, включающих отношения между Ватиканом и здешними группами католических верующих. 3. Тезисы для нашего внутреннего употребления, подлежащие оформлению и применению нашими административными органами. Емельян Ярославский Георгий Чичерин 6.XII.24 – Л. 152. Машинописный подлинник, подписи – автографы. Дата – рукой Е. М. Ярославского. Под ней рукописный исходящий номер НКИД. Вверху штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол 40, п. 2А с рукописной датой слева “II/XII–24” 12–82). Штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “12/XII–24” и входящим номером. 12–79 [ 76 ] Проект статута католического вероучения в СССР, предложенный Антирелигиозной комиссией ЦК РКП(б) [Не позднее 9 декабря 1924 г.] СТАТУС КАТОЛИЧЕСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ (Окончательный текст т. Красикова) [ 79 ] Католические молитвенные здания (костелы) согласно декрета об отделении церкви от государства передаются в пользование местным группам граждан католического вероисповедания. Желающие получить в свое пользование здание храма, граждане католики дают Губисполкому подписку в том, что зданием они будут пользоваться исключительно для богослужебных своих ординарных треб, согласно римско-католического культа и, что, принимая на себя солидарную ответственность за целость и сохранность передаваемого им по инвентарной описи церковного имущества, обязуются: 1) из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию здания и сдаваемых вместе с ним предметов, как-то: по ремонту, страхованию, отоплению, освещению, уплате налогов, местных обложений и т. д., 2) никому из граждан, постоянных жителей данного места, католического исповедания, не опороченных по суду и не

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выходцы из ленинградской команды Жданова в этот период возглавят и целый ряд регионов страны. “Ленинградцы” займут ключевые посты во вновь созданных в 1944-1945 годах Псковской и Новгородской областях. Второй секретарь Ленинградского обкома Иосиф Турко возглавит Ярославскую область. Председатель Исполкома Леноблсовета Николай Соловьёв возглавит Крымскую область. Секретари Ленинградского горкома Георгий Кедров и Александр Вербицкий станут партийными руководителями соответственно Эстонской ССР и Мурманской области. Кроме того, заместителем министра Вооружённых Сил СССР становится близкий Жданову человек, бывший командующий Ленфронтом маршал Л. Говоров, а начальником Главного политического управления Советской армии — генерал И. Уткин, бывший руководитель Горьковского автозавода. Были и другие назначения подобного рода. Судя по всему, Сталин, видя, что Жданов всех своих выдвиженцев оценивает, прежде всего, по деловым качествам, ничего не имел против этих кадровых движений. Форум “За Правду и право” отмечает, что все выдвиженцы второго человека в партии отличались не только тем, что были лично знакомы Жданову, но и тем, что все они доказали делом способность решать “сложнейшие хозяйственные задачи”. Все эти выдвиженцы были этнически русскими. Сталин не мог, конечно, не видеть, что ждановские выдвиженцы расширяют свой ареал влияния, окружая самих себя своими собственными кадрами. Но внешне он не придавал этому значения. Никто пока, даже Абакумов, не обратил внимания и на то, как Пётр Попков, выступая на объединённой областной и городской партийной конференции Ленинграда, с гордостью сказал, что за два минувших года Ленинградская парторганизация выдвинула на руководящую работу по всей территории СССР 12 тысяч человек. Забегая вперёд, следует сказать, что в 1949-1953 годах все они переживут крушение своих судеб. В декабре 1945-го Сталин возвращает Жданова из Ленинграда в Москву. Но за полтора года до этого имело место одно весьма важное политическое событие, которому, на мой взгляд, до сих пор ещё не дана должная оценка, но которое имеет прямое отношение к теме нашей публикации.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/14/...

с 15 июля 1936 г. – начальнику НКВД Свердловской области; с 22 мая 1938 г. – начальник ГУШОСДОР НКВД СССР; Спецзвания: с 29 ноября 1935 г. – старший майор гб; с 1 октября 1936 г. – комиссар гб 3 ранга. Награды: орден Ленина (19 декабря 1937 г., за выполнение заданий правительства). Арестован – 28 июня 1938 г. Осужден Военной коллегией Верховного Суда СССР к ВМН и расстрелян – 7 марта 1939 г. ДОБРОВОЛЬСКИЙ Николай Александрович (род. в 1903 г.), уроженец г. Рыбинска Ярославской область, русский, партстаж с 1925 г., чекстаж с 1939 г., образование – высшее (Ленинградский индустриальный институт в 1935 г.); с 1938 г. – начальник управления строительства «Селижарстрой» (Калининская область); с 08.07.39 – начальник политотдела Лужского ИТЛ и строительства 200 НКВД (Ленинградская область); с 06.0740 – зам. начальника Волжского УИТЛ и строительства гидротехнических узлов на реке Волге; с 12.03.42 – зам. начальника политотдела ГУЛАГа; с 06.08.43 – начальник политотдела и зам. начальника Тагилстроя НКВД (Свердловская область); с 19.06.46 – зам. начальника ГУЛГМП МВД СССР; с 11.04.50 – начальник ГУЛГМП МВД СССР; с 01.09.54 – зам. начальника Контрольной инспекции при МВД СССР; с 20.0759 – на пенсии. Спецзвания: с 22.04.40 – старший лейтенант гб; с 22.10.40 – капитан гб; с 31.08.44 – полковник гб. Награды: орден Красной Звезды (29.04.43, за строительство авиазаводов) орден Трудового Красного Знамени (14.07.44, за строительство гидроузлов на реке Волге). ДОБРЫНИН Георгий Прокопьевич (1907–1977 гг.), уроженец г. Саратова, русский, партстаж с 1930 года, образование – высшее (военная академия имени Фрунзе); 1928–1933 – командир взвода войск ОГПУ (гт. Казань и Зеленый Дол Татарской АССР); 1933–1936 – командир дивизиона 192 полка войск ОГПУ (г. Казань); 1936–1939 – слушатель Военной академии имени Фрунзе (г. Москва); с 07.03.39 – заместитель начальника ГУЛАГа НКВД СССР; с 15.05.43 – 1-й заместитель начальника ГУЛАГа НКВД СССР; с 02.09.47 – начальник ГУЛАГа МВД СССР; с 31.01.51 – заместитель начальника управления войск МВД по охране особо важных объектов промышленности;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010