Над ними сохранилась греческая и арабская надпись о не весьма давнем обновлении лавры двумя братьями из Иерихона; но мы не могли хорошо разобрать имена и число лет. Из первой ограды поднялись по груде обломков в самую церковь , довольно обширную, двухпрестольную, в которой сохранились еще фрески на полуобрушенных стенах, уже без сводов и купола: Предтеча и богоотцы Иоаким и Анна и пустынножители, сам Евфимий и Савва, Герасим Иорданский, названный Каламони- том, и Георгий Хозевит. Под церковию, со стороны алтаря, был сход в усыпальницу братии, где еще хранятся многие кости; повыше приникла к скале самая гробница великого Евфимия под аркою, украшенною крестами, но уже упразднена его могила; мы только поклонились месту, где лежало тело святого старца, и вошли в пещеру, где обитал он и где для него устроил первую церковь патриарх Анастасий, пришедший утешить старца с великим аввою Пассарионом. О, если бы восстановилась опять сия лавра Евфимиева, как возникла вновь лавра его ученика Саввы в юдоли Плачевной, видевшая над собою также дни запустения!» Из подвижников лавры Евфимия, кроме самого основателя ее, известны: Дометиан, братья Косма, Хрисипп и Гавриил и Эмилиан. Преподобный Евфимий Великий (память 20 января) родился в 377 году 163 в армянском городе Мелитине 164 от знаменитых по происхождению и добродетелям родителей Павла и Дионисии. Подобно св. Иоанну Предтече, он был сыном молитвы. Добродетельная Дионисия была неплодна и бездетна. Скорбь о своем неплодстве раздирала ее душу, печаль снедала сердце. Долго находясь в этом состоянии, она отправилась однажды с супругом своим в ближайший храм мученика Полиевкта. Там оба они, изливая пред Богом в пламенной молитве печаль свою, долго просили Его разрешить узы их неплодства. И вот в одну ночь в божественном видении слышат они голос: ободритесь, и Бог даст вам сына; он получит имя Евфимия – от бодрости и спокойствия духа, которыми будет отличаться в жизни. И церковь Христова восстанет и успокоится 165 . Заметив время сего видения, сетующие родители возвратились домой, обещая имеющее родиться от них дитя посвятить навсегда Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Есть такое выражение: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Устав один, но есть традиции и обычаи, которые приобретены многими веками подвижниками, теми отцами, которые тут трудились. На Афоне есть костницы. Костницы – это кладбища, там, где погребены отцы, которые подвигами своими укрепляли основания этих монастырей. По цвету костей определяют их приближение к Богу. Светлые кости – угодил, а желтые кости – значит имеют благодать, некоторые черепа даже изливают миро, такую маслянистую благоухающую жидкость. Там десятки тысяч были монахов. Конечно, если некрополь создавать такой, то и Афона всего не хватит. Поэтому такой обычай, что их оборачивают в мантию, пеленают и погребают в земле, молятся за них и через три года откапывают, кости обмывают вином и водой, складывают в общую урну погребательную, а на полочках ставят черепа. На каждом черепе написано имя, какое нес послушание, сколько времени пребывал в монастыре и дата кончины его. У нас тоже при монастыре есть кладбище. Вот это кладбище, некрополь монастырский, он снесен. А здесь очень много погребено, и не только монахов. Во времена польской интервенции, когда был Лжедмитрий, здесь, в монастыре закрылись жители Боровска, спасаясь от врагов. Крепкая была оборона, но, говорят, что было здесь предательство, открыли ворота. Ворвался неприятель и порубил всех, кто здесь находился, не щадя ни стариков, ни детей. Дружина князя Михаила погибла. Все погребены здесь. В монастыре молятся за каждым богослужением о епископе Алексии с братией и о князе Михаиле с дружиной и о всех людях, которые здесь погребены. «Монастра», что такое «монастра»? «Монос» – один, «астра» – звезда, то есть «одинокая звезда». Человек, который, может быть, не нашел в жизни своей ниши, был не понят обществом, вот он уходил, уединялся и наедине с Богом, с единомышленниками, создавал такие общины. Фиваидская пустыня – Антоний, Макарий, Паисий, Онуфрий, в Иорданской пустыне Герасим, Георгий Хозевит, Савва, они создавали лавры, оплот для укрепления православия. В народе говорят – женившийся печется о том, как угодить жене, а не женатый – как угодить Господу. Мирское попечение заставляет более заботиться о земном хлебе. А монахи, как птицы небесные, не сеют, не жнут, а Отец Небесный их питает. Монахи молились и мир их не оставлял.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Смеем считать, что это касается и наших четвероногих друзей — собак, и прочих животных. Святая Церковь за всю свою двухтысячелетнюю историю не посчитала нужным внести прямым образом такой запрет. А что не запрещено, то, как известно, разрешено. Английскому писателю и философу Клайву Льюису однажды после завершения его лекции задали каверзный вопрос: может ли собака (даже не важно, собака ли, кошка или другое домашнее животное) попасть в рай? Ведь если нет, то получается, что высшее милосердие распространяется только на людей? А если может, то какой смысл в вере, ведь вряд ли у собак существуют религиозные чувства? Льюис ответил: «Сама по себе не может. Но вместе с хозяином — безусловно». «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». ( 1Кор.2:9 ). Приложение. Животные в житиях святых На основе житий святых, составленных Юстином Поповичем (Архимандрит Юстин Попович: Жития святых (12 томов), Белград, 1973 г. Издательство монастыря Келие). Георгий Хозевит (8 января) : «Один раз он увидел перед дверьми своей кельи лежащего льва. Он не испугался и толкнул льва ногой, говоря, чтобы тот отошел в сторону. Лев не хотел, а только по-дружески зарычал. Святой сказал: «Хорошо. Поскольку ты не слушаешься, то сейчас проверим то, что сказано: «Зубы львиные сокрушил Господь». — Открывай рот, и увидим». Лев раскрыл рот, и святой своей рукой пощупал зубы. На что лев встал и удалился». Феодосий Великий (11 января) : «Он был скорым помощником не только людям, но и бессловесному скоту. Однажды путешественник вел с собою осла. Навстречу им вышел лев. Лев набросился на осла, даже не обращая внимания на присутствие хозяина. Путешественник в ужасе громко крикнул: «Помоги, человек Божий Феодосий!» Когда лев услышал имя святого, он остановился и ушел в пустыню». Мученица Татьяна (12 января): «На следующий день мучители в театре напустили на Татьяну ужасного льва. Но лев, вместо того чтобы растерзать ее, ласкался около Татьяны, облизывая ей ноги.

http://azbyka.ru/ob-otnoshenii-k-zhivotn...

Воскресение Седми Отроков Ефесских В земной Церкви Христовой чудеса воскресения мертвых совершали от раннего Средневековья до недавнего ХХ столетия включительно Святители Евсхимон Исповедник Лампсакийский, Леонтий Ростовский, Преподобные Венедикт Нурсийский, Варсонофий Великий, Севир Валерийский, Агиодул Иорданский, Георгий Хозевит Палестинский, Варлаам Хутынский, Марк Гробокопатель Киево-Печерский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Александр Куштский, Аристоклий Афонский, Амфилохий Почаевский, Блаженная Ксения Петербургская, Святой Праведный Иоанн Кронштадтский. Воскрешения из мертвых в разные века происходили от Святых Источников, Чудотворных Икон Божией Матери - Толгской, Жировицкой, Почаевской, Тихвинской-Цивильской, Песчанской и других Живоносных Святынь. Преподобный Серафим, Саровский и всея Руси Чудотворец, в беседе с Н.А.Мотовиловым пророчествовал о предстоящем собственном кратковременном воскресении из мертвых ближе к концу времен, когда древняя саддукейская ересь в «христианском» обличии поразит и Русских Архиереев: «Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени Архиереи Русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут Архиереев Греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры - Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея преждевременныя жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить, и воскрешение мое будет яко воскрешение Седми Отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать Bceмiphoe Покаяние. Православная Вера будет попрана, Архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Всякое желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь... хула на Духа Святого, которая не простится вовек. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше меня лишил Царствия Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил " Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня " ».

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/20/...

2. Палестина, Италия, (Египет, Синай.) 3. Творения Аввы Дорофея и Григория Двоеслова, житие святого Григория Акраганского («Луг Духовный», Великие Четьи–Минеи).   VII век   1–е поколение 1. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, святой Иоанн Милостивый, блаженный Иоанн Мосх, преподобный Георгий Хозевит, блаженный Леонтий Иерусалимский, преподобный Антиох. 2. Палестина, (Синай), Египет. 3. Творения святого Софрония («Луг Духовный»), творения Леонтия Иерусалимского, святого Модеста Иерусалимского и «Пандекты» преподобного Антиоха; житие преподобного Георгия Хозевита, мученика Анастасия Перса; житие святого Иоанна Милостивого. 2–е поколение 1. Святой преподобный Иоанн Лествичник, преподобный Максим Исповедник, святой Мартин Исповедник, папа Римский, авва Фалассий. 2. Синай, (Палестина), Ливия, (Африка). 3. «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, творения и житие преподобного Максима Исповедника, житие святого Мартина, папы Римского, творения аввы Фалассия, Синайский Патерик. 3–е поколение 1. Преподобные Анастасий Синаит и святитель Андрей Критский. 2. Синай. (Палестина, Сирия.) 3. Творения преподобного Анастасия Синаита (особенно «Вопросы и ответы» и «Слово на Преображение»), Поучения и песнопения преподобного Андрея Критского, Деяния VI Вселенского Собора.   VIII век 1–е поколение 1. Преподобный Исаак Сирин, святой Герман, патриарх Константинопольский. 2. Сирия (и Палестина), Константинополь. 3. Поучения святого Исаака Сирина (там же о жизни современных ему подвижников), творения Германа Константинопольского, житие преподобномученицы Феодосии; творения Иоанна Дамаскина (ранние). 2–е поколение 1. Святой Иоанн Дамаскин, преподобномученик Стефан Новый и другие Вифинские подвижники. 2. Палестина, Вифиния. 3. Творения и песнопения святого Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского, жития Стефана Нового и Иоанна Дамаскина. 3–е поколение 1. Преподобный Платон Исповедник (и преподобный Феодор Студит), святой Тарасий, патриарх Константинопольский, преподобный Феофан Сигриан, преподобный Стефан Чудотворец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Собор св. Иоанна Крестителя. Это – собрание верующих для прославления св. Иоанна, сподобившегося крестить Спасителя мира, – праздник в честь его, так как св. Церковь имеет обычай на другой день некоторых великих праздников прославлять тех угодников Божиих, которые были главными участниками празднуемого события. В этот же день празднуется перенесение (в 956 г.) десной руки Крестителя Христова из Антиохии, где она была положена евангелистом Лукой, в Константинополь. – Св. Иоанн Креститель Христов был сродник Господень по матери, сын священника Захарии и Елизаветы. Родился по извещению от ангела, воспитан в пустыне, проповедовал пришествие Мессии; обличал Ирода Антипу в кровосмешении, за что был ввергнут в темницу и лишен головы; мощи его сожжены при Иулиане язычниками, но глава и рука, как драгоценнейшая и чудодействовавшая святыня, преемственно сохранялись между христианами; последняя перенесена в Россию в царствование Павла Первого и положена в Гатчинской придворной церкви, а ныне находится в С.-Петербурге, в большом соборном храме Зимнего дворца. Перст ноги св. Крестителя хранится в Пантократорском монастыре, на Афоне. Там же хранятся малые части его мощей – в русском ските св. пророка Илии и в Покровском соборе русского Пантелеймонова монастыря. 8-е число Преподобный Георгий Хозевит происходил с острова Крит. Отправившись в Палестину для поклонения святым местам, он поступил в Хозевитскую обитель, находившуюся между р. Иорданом и г. Иерусалимом (почему и называется Хозевитом) и отличался строгостью жизни. По времени сделался настоятелем. Жил в VII веке. Преподобный Емелиан называется исповедником. Так называются те из святых, которые исповедовали свою веру во Христа и потерпели разные мучения за это, но остались в живых и скончались мирно. Св. Емелиан жил в IX веке. Преподобная Домника жила в V веке. Происходила она из Карфагена. Придя оттуда в Константинополь, крестилась. Крестил ее сам архиепископ Нектарий, который был извещен свыше о ее прибытии. По крещению св. Домника вступила в монастырь, где изнуряла свое тело строгим постом и непрестанным трудом и достигла такого духовного совершенства, что исцеляла больных, предсказывала будущее, являла силу над стихиями, чем много влияла на рассеянных жителей столицы. Жила святая очень долго. Предвидела день своей смерти и с молитвой скончалась около 474 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Мужской монастырь Георгия Хозевита (Вади Кельт) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православный монастырь св. Георгия — один из старейших монастырей в мире, расположен в нижней части долины (вади) Кельт в Иудейской пустыне на территории Палестинской автономии в 5 км от Иерихона. Принадлежит Иерусалимской православной церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь св. Георгия возник в IV в., когда пять сирийских монахов, стремившихся к пустынному уединению по опыту пророков, поселились у пещеры, в которой св. пророк Илия скрывался три года и шесть месяцев, а вороны приносили ему еду (Цар.3, 17:5-6). Св. Иоанн Хозевит, приехавший в монастырь из Египта в 480 г., значительно расширил монастырские постройки, превратив его в монастырь общежительного типа. Монастырь испытывает время расцвета в VI в. Монастырь населяли монахи — выходцы из различных народов, среди которых были греки, сирийцы, армяне, грузины, русские и многие другие. Слава о монастыре распространилась по все Святой земле. Наиболее ярко монастырь расцвел в конце VI начале VII вв. при настоятеле св. Георгии Хозевите, имя которого монастырь носит по сей день. Здесь селились и монахи-отшельники и братия, предпочитающая общежительный образ жизни. Персидское нашествие 614 г. принесло страшный ущерб монастырю. Персы убили 14 монахов, разрушили монастырские постройки, оставшиеся в живых монахи ушли из монастыря. Св. Георгий пытался возвратить монастырь к жизни, но безуспешно, крестоносцам в 1179 г. это тоже не удалось, к XIII в. монастырь совсем опустел. Лишь в 1878 г. греческий монах Калиникос с монахами Святогробского братства приступили к восстановлению обители. Реставрация монастыря была завершена в 1901 г. Недалеко от монастыря в одной из пещер жил св. Иоаким, отец Богородицы, который молился там 40 дней, чтобы Бог дал ему ребёнка. Современное состояние [ править править код ] Сегодня — это красивейший, но мало населенный монахами монастырь, в котором живет всего один иеромонах — настоятель и несколько рабочих арабов, помогающих ему по хозяйству.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

— Недаром же Господь вас привел на место вашего первого послушания, — откликнулась мать игумения. — Как говорится: «Где родился, там и пригодился. Где крестился, там и постри-гался, где постригался, туда и вернулся». Матушку Софию удивило, что игумения Георгия слово в слово повторила напутствие, данное ей блаженной Любушкой, и смиренно прошептала: — Если благословите, матушка, то я согласна. — Ну вот и хорошо. Согласуем этот вопрос с нашей Духовной миссией и с Патриархией, и, надеюсь, в Великом посту вы облечетесь в мантию, — обрадовано закончила разговор матушка Георгия. Вернувшись в Иерусалим, мать София сразу же отправилась ко Гробу Господню и к старцу Мефодию, рассказала ему о разговоре с игуменией Георгией. Он выслушал внимательно, но потом сказал странные слова: «Хорошо, если успеешь». И благословил ее на паломничество в древние палестинские монастыри, добавив, что ей сейчас нужна молитвенная помощь преподобных отцов-подвижников. Когда на следующий день матушка София поднималась в гору к монастырю преподобного Георгия Хозевита, она вдруг неожиданно вспомнила, как бойко много лет назад отвечала начальнику Духовной миссии отцу Онуфрию о том, что такое монашество и какова его история. А теперь тяжелое восхождение по каменной дороге к монастырю напомнило о словах ее любимого святого — преподобного Серафима Саровского : знать что-либо теоретически — это все равно что камешки с колокольни бросать, а исполнить то же самое на практике — это как те же камни затащить на колокольню. «“Время разбрасывать камни” закончилось, — промчалась в голове мысль, выраженная словами Екклезиаста, — настало “время собирать камни”». А дорога между тем становилась все труднее и труднее, дыхание перехватывало. Чем ближе матушка приближалась к монастырю, тем глубже становился обрыв в сторону от тропы. Когда-то он был руслом потока Хорив, и, по преданию, именно здесь скрывался пророк Илья во время засухи и голода, и сюда ему приносил пищу ворон. Древностью веяло от скал, но для матушки Софии важна была не хронология, а то, что они были памятником победы человеческого духа над немощью плоти. Тут и там в скалах виднелись входы в пещеры, в которых в пятом-седьмом веках жили многочисленные подвижники, и среди них особенно выделялся тот, чьим именем назвали монастырь — преподобный Георгий Хозевит.

http://azbyka.ru/fiction/strannicy-dve-p...

Выйдя из храма, матушка опять оказалась в большой пещере со скамьями для отдыха. Общительный «черный монах» показал ей, что из нее ведет проход в малую пещеру, в которой подвизался преподобный Георгий Хозевит, когда уходил из своего монастыря. В этой пещерке матушку ожидало настоящее потрясение. Как-то все очень по-русски выглядело в древней келье: многочисленные записки, фотографии, а главное — икона преподобного Серафима Саровского в центре пещеры! «Нет пути нам унывать, радость моя!» — как будто сказал ей благодатный старец. И спускалась матушка София с горы Искушения уже совсем не в том настроении, в котором поднималась, и напевала тихонечко: «Не унывай, не унывай, душа моя! Уповай, уповай на Господа!» На следующий день матушка София совершила паломничество еще в три монастыря — преподобного Герасима Иорданского, препо-добного Феодосия Великого и преподобного Саввы Освященного. На этот раз ее сопровождала монахиня Горнего монастыря, по благословению игумении Георгии она должна была стать для одинокой паломницы экскурсоводом. Горненский экскурсовод инокиня Евфалия оказалась очень миловидной кареглазой девушкой, выглядела она максимум лет на двадцать. Это удивило матушку Софию: почему игумения прислала такую юную особу, и может ли она рассказать что-то такое, чего образованная московская инокиня не знает? Но оказалось, что мать Евфалия не намного младше матери Софии, а знала она о Святой Земле столько, что не успевала рассказать во время их путешествия. — В первую очередь, — сказала мать Евфалия, — мы поедем к Герасиму Иорданскому. — А стоит ли? — с недоумением ответствовала мать София. — В последний раз, когда я там была, там были одни руины, вид унылый. Никаких святынь, безлюдно и опасно — кругом живут мусульмане. — Да, так было еще десять с лишним лет назад, — откликнулась горненская инокиня, — но с тех пор, как там поселился архимандрит Хризостом, монастырь превратился в оазис среди пустыни. — Это греческий монах? — спросила мать София. — Как же он мог за такое короткое время превратить руины в оазис?

http://azbyka.ru/fiction/strannicy-dve-p...

Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты На территории монастыря Георгия Хозевита Информация о церкви в статье о монастыре. Там храм называется церковью Святой Девы Марии. Правильное посвящение – Рождества Пресвятой Богородицы – приводится в разделе «Святые монастыри и храмы» на официальном сайте Иерусалимской Православной церкви, а также – в статье «Георгий Хозевит» в Православной энциклопедии . Время строительства. Возможно, церковь на этом месте существовала и в VI веке. Однако указанная выше дата строительства основывается на датировке напольной мозаики в северной части наоса (включающей изображение двуглавого византийского орла), а также на консолях под парусами, характерных для архитектуры крестоносцев XII века. Это не противоречит историческим фактам, ибо известно, что при крестоносцах было возобновлено несколько православных монастырей в Иерусалиме и окрестностях. Церковь VI-VII веков со временем пришла в упадок и была восстановлена императором Мануилом I Комнином в 1179 году. Сохранившиеся фрагменты напольной мозаики относятся именно к этому периоду. В конце XIX века русским монахом Дионисием выполнена роспись купола и сводов, но после реставрации 2012 года церковь потеряла свой привычный " русский облик " - русские надписи под куполом были сбиты. Резной деревянный иконостас с царскими вратами XII века заменен на каменный. Полы вместо старой плитки теперь выложены свежими мраморными плитами, росписи стен переписаны. Надо сказать, что только эти росписи в церкви сейчас и выглядят как древние, все остальное производит впечатление новодела и евроремонта. (Может, это только личное впечатление.) У северной стены храма установлены ковчеги с главами преподобных Иоанна и Георгия Хозевитов. В стеклянной раке положены целокупные мощи св. пустынника Иоанна Нового Румына, подвизавшегося в в скиту святой Анны (†5 августа 1960г.). Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17681

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010