Мы едем дальше. Вот остатки храма, построенного в честь Рождества Божией Матери, так как здесь в пещере глубокого ущелья молился святой праведный Иоаким. На одной из гор оставляем машины и идем пешком в ущелье, где расположен греческий монастырь преподобного Георгия Хозевита. Ежегодно 21 января, в день памяти преподобного Георгия Хозевита, всенощная совершается здесь всю ночь. Георгий Хозевит родился в VII веке на острове Кипр. После смерти родителей он отправился в Палестину на поклонение святым местам. Здесь он поступил в иноческую Хозевитскую общину (основанную еще в V веке), находившуюся между Иерусалимом и Иорданом, настоятелем которой стал впоследствии. Преподобный Георгий подавал монахам образец пощения, бдения и телесных подвигов. Пожив на земле, словно бесплотный, он мирно скончался. Вокруг желтая мертвая пустыня — и вдруг за одним из крутых поворотов все изменяется: мы видим ущелье, по дну которого течет небольшая речка Эль-Кельт, или Хорафа. Сейчас это скорее ручеек, но в тишине ущелья слышно его журчание, удивительное после зноя пустыни с ее жаркой тишиной. По берегам растут кустарники с серо-зелеными маленькими листочками — ими питалась Мария Египетская. Наши батюшки и мы тоже попробовали: на вкус соленые. На левой стороне ущелья, как ласточкино гнездо, расположен монастырь. В храме, помолившись и пропев тропарь и кондак преподобному Георгию Хозевиту, мы увидели и узнали много интересного. Трудные условия пустыни, удаленность от населенных пунктов — все это наложило отпечаток на уклад жизни в монастыре. Мы будто попали в VIIbek, когда здесь жил преподобный Георгий. Здесь и теперь живут отшельники — в конце XX века! В стенах ущелья находится много пещер, где они и подвизаются. Хлеб и воду им поднимают в плетеных корзинах (нес­колько корзин и сейчас висят на блоках). Если еда не берется в течение нескольких дней, пещеру закрывают камнем и начертывают крест. Сколько крестов видно на стенах ущелья!.. В одной из пещер этого монастыря жил пророк Илья, скрываясь от нечестивой Иезавели (3 Цар 17:3). Нас провели в эту пещеру. Здесь же мы увидели и икону преподобного Серафима Саровского чудотворца, изображенного стоящим на камне. В Святой Земле преподобный Серафим очень почитаем.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-po-svya...

641.             Софроний, патриарх Иерусалимский. 11 марта. 655.             Мартин, папа Р., исповедник. 14 апр. 660.             Зосима преп., еп. Сиракузский. 30 марта. 662.             Максим исповедник, преп. Цареград. 13 авг. 681.             Собор Константинопольский 3, Вселенский 6-й. 23 янв. 682.             Агафон преп., папа Р. 20 февр. 686.             Феодор, архиеп. Цареград. 27 дек. 8 век Григорий, еп. Акрагантийский. 23 ноября. Фалассий, преп. Ливийский. Субб. с. Антиох, преп. Палестинский. Субб. с. Иоанн Савваит, современник Иоанна Лествичн. Субб. с. Виталий, преп. из обители Серида. 22 апр. Павсикакий, еп. Синадский. 13 мая. Иоанн, преп. Раифский, друг Лествичника. Субб. с. Георгий преп., Хозевит. 8 янв. Анастасий преп., исповедник с преп. Максимом. 21 января. Ок. 730.       Ипатий, еп. Ефесский, и Андрей пресв., мучч. 21 сент. Герман, архиеп. Константинопольский. 12 мая. 740.             Землетрясение в Цареграде. 26 окт. 716–741.       Иулиан, Маркиан, и другие, мучч. при Льве Исаврянине. 9 авг. Георгий Лимнеот, пр. Олимпийский, исповедник. 24 авг. Феофил, преп. Тивериопольский, исповедник. 10 окт. Василий, еп. Парийский, исповедник. 12 апр. Иоанн, еп. Поливота Асийского. 1 дек. Ок. 742.       Петр, пресв. Капетолийский, мученик Дамасский от Агарян. 1 окт. 745.             Стефан исповедник, еп. Сурожский. 15 дек. 761.             Андрей, преп. Критский, муч. Цареград. 17 окт. 767.             Стефан новый, Василий, другой Стефан, два Григория и др., мучч. Цареградские. 28 ноября. 741–775.       Иаков преп., исповедник при Копрониме. 21 марта. Анфуса преп., дочь Конронима. 12 апр. Анфиса преп. и 90 сестер ее, страдавшие за иконы. 27 июля. 780.            Иоанн Дамаскин, Савваит. 1 дек. 781.            Павел, патриарх Цареград. 30 авг. Феофил новый, муч. Кипрский от СарацИн.30 янв. 787.             Собор Никейский 2, Вселенский 7. 11 окт. 780–790.       Михаил, преп. Зовийский, и с ним 36 иноков, мучч. от СарацИн.1 окт.; 790.             Исихий, преп. Вифинский. 5 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Феопемпт; вместо еп. Николидии нужно читать Никомидии) и Феопы (т. е. Феоны, так как с св. м. Феопемптом пострадал волхв Феона, а не Феопа); 8-го января Григория Хозевита, по между Хозевитами – т.е. подвижниками Хозевитской обители в числе святых известны только Иоанн – 3 дек. и Георгий – 8 января; последний-то г. Сувориным, не известно почему, переименован в Григория; далее о пр. Георгии (у Суворина Григории) сказано, что Хозевитом назван потому, что он был из Лавры Хузивской (очевидно грубая ошибка, Георгий назван Хозевит, а обитель, по имени которой он так известен, названа Хузивская Лавра. Нужно заметить, что Хозевитская обитель, находящаяся между Иерусалимом и Иерихоном, едва ли у кого из древних писателей и историков была почтена наименованием Лавры. 9-го числа муч. Валиевкта (нужно читать Полиевкта). Под тем же числом: Петра еп. Севастия армянского брата Василия Великого . Св. Петр, брат св. Василия, был епископом Севастии, а не Севастия и притом имя города Севастия напечатано у г. Суворина таким шрифтом, каким только обозначены у него имена святых и потому правильнее по смыслу календаря г. Суворина следует читать. Петра еп., Севастия армянского, брата Василия Великого и из такого чтения вышло таким образом два святых из одного, а именно Петра епископа и Севастия армянского и – этот то Севастий армянский, как видно из контекста, был брат св. Василия Великого . Вот до каких абсурдов могут доводить корректурные ошибки, в которых, конечно, виноват составитель, считающегося лучшим календаря. Под 10-м числом: Павла Комельского имя Обнорского.. Здесь имя поставлено очевидно вместо или; т.е. составитель календаря хотел определение указать, где Комельская обитель, в которой подвизался пр. Павел и для этой цели в скобках сказал -или обнорского; но это – то или напечатано имя и так. обр. вместо уяснения только более затемнено. Под 13-м числом помещено имя такого святого, что едва ли кто из русских агиологов мог узнать, кого составитель календаря хотел поместить. Этот святой у г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Так, на западной стене представлены в два ряда изображения 14 святых. Верхний ряд: святитель Василий Великий , преподобный Феодор Великий (надписание на иконе не имеет аналогов в литургических источниках; предположительно, изображен преподобный Феодор Освященный), святой благоверный князь Александр Невский, святой Михаил, митрополит Киевский, святой благоверный князь Михаил Муромский, преподобные Сергий Радонежский и Димитрий Прилуцкий. Нижний ряд: святой Василий Блаженный, преподобная Мария Египетская, святые равноапостольные княгиня Ольга и Мария Магдалина, святая мученица София, праведная Елизавета, мать Иоанна Предтечи, и святой мученик Леонид. Известно, что Александр Невский и Мария Магдалина – это небесные покровители царской четы Александра III и Марии Федоровны; Сергий Радонежский и праведная Елизавета – покровители великокняжеской четы Сергия Александровича и Елизаветы Федоровны; Василий Блаженный и мученица София – секретаря ИППО Василия Николаевича Хитрово и его жены Софии Доминиковны. Очевидно, мученик Леонид – святой, имя которого носил в монашестве архимандрит Леонид (Кавелин) , митрополит Михаил Киевский – ангел помощника Председателя ИППО Михаила Петровича Степанова, Феодор Освященный – небесный покровитель вице-председателя ИППО Федора Петровича Корнилова, Димитрий Прилуцкий – Дмитрия Дмитриевича Смышляева, создателя Александровского и Сергиевского подворий в Иерусалиме. Святитель Василий Великий был небесным покровителем члена Совета ИППО великого русского ученого-византиниста, академика Василия Григорьевича Васильевского , а малоизвестный князь Михаил Муромский празднуется в день рождения Палестинского Общества 21 мая (церковного стиля). Иконы святых подвижниц Православия: Марии Египетской и княгини Ольги связаны, видимо, с памятью выдающихся благотворительниц ИППО: пензенской подвижницы Марии Михайловны Киселевой и графини Ольги Евфимьевны Путятиной. Другие 16 икон В.Ф. Пасхина распределены поровну в оконных проемах северной и южной стен. Это святые Предтеча и Креститель Господень Иоанн и апостол Андрей Первозванный, великомученик Георгий Победоносец и преподобный Харитон Исповедник, преподобный Иоанн Дамаскин и святитель Порфирий, архиепископ Газский, преподобные Варсонофий Великий и Антонин Пустынник, Евфимий Великий и его спостник Феоктист, Герасим Иорданский и Иларион Великий, Феодосий Великий и Савва Освященный, Иоанн Хозевит и равноапостольные Константин и Елена. Все названные угодники связаны исторически со Святой Землей – апостольской проповедью, подвигом мученичества и испо ведничества, основанием великих палестинских обителей. Некоторые из них соименны известным деятелям Русской Палестины: епископу Порфирию (Успенскому) , архимандриту Антонину (Капустину) , адмиралу Ев фимию Путятину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

К преподобному Георгию Хозевиту — Такси! Такси! — кричат паломникам мальчишки на осликах! 10 долларов всего, а идти где-то 5 км то вверх, то вниз по жаре. Вверх — в монастырь к преподобному Георгию Хозевиту 21 января, 2011 — Такси! Такси! — кричат паломникам мальчишки на осликах! 10 долларов всего, а идти где-то 5 км то вверх, то вниз по жаре. Вверх — в монастырь к преподобному Георгию Хозевиту Такси! Такси! — кричат паломникам мальчишки на осликах! А идти где-то 5 км то вверх, то вниз по жаре. Вверх — в монастырь к преподобному Георгию Хозевиту (память 21 января н.ст.) Фото Юлии Маковейчук Ущелье Вади-Кельт. Паломники на пути к монастырю св.Георгия Хозевита. До монастыря никакой транспорт не ходит. паломникам нужна самим преодолеть расстояние в 5 км по узкой горной тропке, вьющейся лентой вдоль гор над ущельем. Впрочем, для тех, кому тяжело идти, особенно по жаре, всегда к услугам ослики со своими хозяевами. Арабы предлагают услуги своего транспорта, громко крича: " Такси! Такси! " Вид на монастырь с половины пути Помещения монастыря выдолблены прямо в скалах Узкие лесенки ведут в кельи монахов, часть из них и сейчас обитаема По пути к монастырю установлены кресты в качестве указателей Пещера св.Илии Пророка, где он скрывался три года и шесть месяцев, а вороны приносили ему еду. На террасе архондарика устроены столы с чаем и угощениями для паломников В монастыре очень любят собак, которые здесь добродушны и ласковы Пересохший ручей Айн Кельт Иконостас возведен в 20 в., однако его царские врата относят ко времени византийского императора Алексея II Комнина (12 в.) ( " Спутник паломника по святым местам " ) Интерьер главного храма монастыря Георгия Хозевита. в храме покоятся мощи св. Георгия Хозевита, св. Иоанна Нового (Румына) и др. святых насельников. Интерьер главного храма монастыря Георгия Хозевита. в храме покоятся мощи св. Георгия Хозевита, св. Иоанна Нового (Румына) и др. святых насельников. Ворота - начало пути к монастырю от стоянки автобуса. Преподобный Георгий Хозевит

http://pravmir.ru/k-prepodobnomu-georgiy...

В обители - более двадцати пещер, соединённых между собой коридором. Когда-то в них подвизались отшельники-монахи. В самой пещере, где, по преданию, уединялся Спаситель, устроен храм, а его престолом служит камень, на котором молился Христос. Слова Господней молитвы «не введи нас во искушение, но избави от лукавого» приобретают здесь вполне конкретное содержание. Сейчас это греческий православный мужской монастырь - Каранталь. Он венчает вершину Сорокадневной горы, или горы Искушения. Недалеко от горы Искушения - Иерихон, один из древнейших городов мира. По дороге мимо Иерихона неоднократно проходил Христос в Иерусалим. Об этом пути Господь говорит ученикам в притче о добром самарянине. На окраине Иерихона в ущелье Вади-Кельт - монастырь преподобного Георгия Хозевита. Это та самая местность, где течёт ручей Хораф. Сюда Господь повелел скрыться пророку Илие во время голода. Позже здесь оплакивал свою бездетность праведный Иоаким. И вымолил дочь - Марию, которая стала Матерью Господа нашего Иисуса Христа. Основатель и первый настоятель этой обители - преподобный Иоанн Хозевит - был поставлен в епископы Кесарии Палестинской, а вместо него игуменом стал Георгий, также прозванный «Хозевитом». В монастырской церкви можно поклониться мощам преподобного Георгия Хозевита и ещё одного подвижника - Иоанна Нового. Когда-то эта местность была оживлённой. В многочисленных пещерных кельях подвизались более четырёх тысяч монахов. Сейчас в монастыре живёт всего несколько братьев. Их молитва питает и эту обитель, и всю пустыню. Большой суровостью отличался устав монастыря преподобного Герасима Иорданского, одного из старейших в Иудейской пустыне. Основанный в V веке, монастырь находится между Иерихоном и Иорданом. Преподобный Герасим был родом из Каппадокии. Сначала он подвизался в Фиваидской пустыне в Египте, оттуда пришёл в Палестину, в Иорданскую пустыню. Здесь святой основал обитель, монахи которой вели очень аскетическую жизнь. Пять дней в неделю подвижники не общались и не разговаривали друг с другом. Только молились в одиночестве и плели корзины из ветвей финиковых пальм. Пищей для братии были только финики, сухари и вода. Сам преподобный Герасим весь Великий пост вплоть до Пасхи ничего не ел, лишь принятием Святых Христовых Таин подкреплял душу и тело. Однажды он встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность дикое животное служило преподобному до смерти. А когда святой отошёл к Богу, верный лев вырыл ему яму и сам почил на могиле старца. В память об этой истории часто на иконах преподобного Герасима Иорданского изображают рядом со львом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Древняя Лавра Евфимиева предстала нам, ограждённая высокою стеною со стороны потока, недоступная хотя, и полу обрушенная; и только низкое отверстие, сквозь которое должно было пролезать, открыло нам не свободный вход в её заветную внутренность. Ещё недавно местные арабы укрылись в ней от воинов Ибрагим Паши, и заложили таким образом бывшие пространные врата. Над ними сохранилась надпись греческая и арабская о не весьма давнем обновлении Лавры двумя братиями из Иерихона; но мы не могли хорошо разобрать имена и число лет. Из первой ограды поднялись мы по груде обломков в самую церковь довольно обширную, двух престольную, в которой сохранились ещё фрески на полу обрушенных стенах, уже без сводов и купола: Предтеча и Богоотцы Иоаким и Анна, и пустынножители иорданские: сам Евфимий и Савва, Герасим иорданский, названный Каламонитом и Георгий Хозевит. Под церковью, со стороны алтаря, быль сход в усыпальницу братии, где ещё хранятся многие кости; повыше приникла к скале самая гробница великого Аввы Евфимия под аркой, усыпанной крестами, но уже упразднена его могила; мы только поклонились месту, идеже лежало тело святого старца, и взошли в пещеру, где обитал он, и где устроил для него первую церковь патриарх Анастасий, пришедши утешить старца с великим Аввою Пассарионом. Это было не задолго до кончины Евфимия, и не должно смешивать сей последней его Лавры, основанной им по откровению Божию для приёма ново начальных, на исходе уже временой жизни, с тою, которая находилась несколько ниже в том же ущельи Кутилийском и над тем же потоком, где вначале обитал он с другом своим Феоктистом, вышедши из Фарана. Она называлась нижнею в сравнении с этою верхнею, по течению потока: там обрели их пастыри, и туда приходили сарацинские князья, просившие крещения у Евфимия. Здесь же поселился св. Евфимий после многих странствий, возвратясь от мёртвого моря из пустыни Руви, по убедительной просьбе друга своего Феоктиста, довольно далеко от него, чтобы пользоваться любимым уединением, но имея и возможность посещать его церковь, по воскресным дням, доколе не устроил собственной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Распятие апостола Петра 99 . Преподобный Георгий (Хозевит. – Прим. ред.) – патрон Григория Никитникова Северная стена 100 . Обращение Савла 101 . Казнь апостола Павла 102 . Христос «Благое молчание» 103 . Мученики князья Борис и Глеб (медальоны по сторонам южного портала) Алтарь южного придела (свмч. Никиты. – Прим. ред.) 104 . Великий вход (с изображением молящейся семьи Никитниковых. – Прим. ред.) (конха апсиды) 105 . Господь Саваоф (свод) Придел св. Иоанна Богослова (под колокольней) 106 «Сидящий на престоле» с двадцатью четырьмя коленопреклоненными старцами (фрагмент росписи 18–19 вв., свод) Западная стена 107 . Четыре апокалиптических всадника 108 . Ладьи со спасающимися людьми (откос окна) 109 . Саранча Южная стена 110 . Ангелы-мстители Северная стена 111 . Чудовище, убивающее людей 112 . Жена, облеченная в солнце 113 . Семиголовый дракон, испускающий семь рек Алтарь придела под колокольней (св. Иоанна Богослова. – Прим. ред.) 114 . «Некто, подобный сыну человеческому»,с серпами (конха апсиды) 115 . Ангел, поднимающий камень (конха апсиды) Южная стена 116 . Четыре ангела, сдерживающие ветры 117 . Ангел, кладущий печати на челе праведников 118 . Ангел, облаченный облаком, и св. Иоанн Богослов с книгой Северная стена 119 . Летящие ангелы 120 . Разрушающийся город Вавилон Площадка лестницы под колокольней 121 . Всадник на белом коне с мечом в устахи небесное воинство 122 . Архангел Михаил и ангелы, сражающиеся с драконом 123 . Вавилонская блудница 124 . Дракон, извергающий нечистых духов, подобных жабам 125 . Бог судит мертвых по Книге Жизни (сохранилась частично в слое записи 19 в.) 126 . Страшный суд (шатер входного крыльца). ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА ОВЧИННИКОВА (1904 – после 1983) – исследователь древнерусского искусства, в течение многих лет – зав. отделом древнерусской живописи государственного исторического музея. Кандидат искусствоведения. В.Н. Прокофьев. Гойя. Росписи церкви Сан Антонио де ля Флорида 73 В конхе абсиды (церкви Сан Антонио де ля Флорида. – Прим. ред.) Гойя запечатлел двенадцать ангелов, которые окружают ликующим венцом мистический треугольник – символ св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Русский православный образовательный центр не намерен останавливаться на достигнутом. У руководителей и коллектива далеко идущие планы на будущее: выпуск православной газеты, создание нового русского православного радио на общенациональном кипрском канале. Наши соотечественники организуют паломнические поездки, ведут радиопрограмму на русском языке, открывают воскресные школы для русскоговорящих детей. В 2006 году на Кипре впервые состоялся Праздник славянской письменности и культуры. С каждым годом растёт число паломников из России к святым местам Кипра. Заканчивая обзор русско-кипрских церковных связей, следует отметить, что между обеими Церквами издревле существовало молитвенное общение; почитаемые кипрские святые были включены в Макарьевские Великие Четьи-Минеи: апостол Варнава (I в.), преподобный Георгий Хозевит (VII в.), святой Епифаний Кипрский (IV в.), святитель Иоанн Милостивый (VII в.), мученик Мамант (III в.), преподобный Нифонт, епископ Кипрский (IV в.), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (IV в.), святитель Тихон, епископ Амафунтский (IV–V вв.), священномученик Феодот, епископ Киринейский (ок. 320 г.), священномученик Ферапонт, епископ Кипрский (IV век) и многие другие 157 . История русско-кипрских связей насчитывает несколько столетий; можно надеяться на то, что в будущем эти связи будут крепнуть и становиться всё более плодотворными. Русская и Кипрская Православные Церкви призваны осуществлять свою историческую миссию — служить на благо своим народам, способствовать укреп­лению всеправославного единства и межхристианского сотрудничества. Список сокращений БЭ Богословская энциклопедия. Византийский Временник. Государственный исторический музей. Журнал Московской Патриархии. Православный Палестинский сборник. Полное собрание русских летописей. Труды Отдела древнерусской литературы. Христианское чтение. Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1 История Кипрской Православной Церкви освещалась на страницах “Жур­на­ла Московской Патриархии” (ЖМП): 1955. 1. С. 64–67; 1964. 6. С. 38–44; 7. С. 47–51; 1973. 7. С. 52–56; 1977. 5. С. 59–61.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

В палестинские монастыри, наоборот, шли лица, принадлежавшие к самым разнообразным слоям населения. Таковы преп. Авраамий и Мария из Антиохии, Георгий Хозевит с Кипра, Герасим Иорданский из Ликии, Евфимий В. из армянских Мелитин, Иаков Постник из Сидона, Иоанн Молчальник из Никополя (в Армении), Кириак из Коринфа, Ксенофонт и Мария из Константинополя, Мелания из Рима, Порфирий Газский из Солуни, Савва Освященный, Феогний Витилийский и Феодосий В. из Каппадокии. Сирия, хотя и в значительно меньшей степени, но тоже была центром религиозной иммиграции, в качестве примеров которой являются препп. Симеон, Столпник из Киликии, подвизавшийся около Антиохии, и Павел и Иоанн из Атталии, поселившиеся в Эдессе. В результате подобного стремления, со всех концов империи в обители и пустыни Востока, в этих последних царила настоящая смесь племён, языков и наречий. Житие Евфимия В. сообщает, что пресвитер иерусалимской церкви Воскресения, должен был выучиться говорить и писать на языках греческом, латинском и сирийском, которые, очевидно, господствовали среди пёстрой массы монахов и паломников, стекавшихся в Святой Град 244 . По рассказу Иоанна Мосха видно, что он встречал в числе египетских и палестинских подвижников римлян, понтийцев, арабов, каппадокийцев, мессинцев, мелитинцев и галатийцев 245 . К преп. Симеону Дивногорцу приходили каппадокийцы, персы, ассирийцы и иверы 246 . Палладий в своём «Лавзаике» упоминает в Палестине жителей Каппадокии и Тарса 247 . Житие преп. Евфимия В. рассказывает, что в монастыре святого жили каппадокийцы, антиохийцы, мелитинцы, раиецы, римляне, ликийцы, аравийцы, киликийцы и галатийцы 248 . В палестинских монастырях Пассариона, Феоктиста и преп. Саввы Освященного в числе монахов были каппадокийцы, александрийцы, исавряне, константинопольцы и армяне 249 . Эти последние нередко приходили в Палестину целыми группами 250 . В лавре преп. Феодосия В. часть братии говорила и совершала службу по-гречески, а часть по-армянски 251 . Блаж. Феодорит сообщает, что в евфратском монастыре преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010