В иконоборческий период впервые появляется термин νεομρτυρες (новомученики), чтобы отличать мучеников первых веков от пострадавших во времена гонений на иконы ( Τσμης. 1999. Σ. 108). Со 2-й пол. IV в. до сер. XV в. мученики были в Церкви редкостью. При императорах-иконоборцах приняли мученическую кончину лишь очень немногие христиане (наиболее известные: прпмч. Стефан Новый († 764, пам. 28 нояб.), сщмч. Евфимий , митр. Сардский († 831, пам. 26 дек.)), однако многие брали на себя подвиг исповедничества. Некоторые приняли мученическую смерть от мусульман, как, напр., мч. Илия Дамасский († 779 или 795), 20 монахов-савваитов († 796; см. Савваитские преподобномученики , 20), вмч. Иоанн Новый Сочавский († ок. 1330), мц. Парфена Эдесская († 1375), мч. Георгий Софийский Старший († 1437) и др. В XIII в. мн. монахи на Афоне и Кипре приняли мученическую кончину от латинян-католиков. При причислении их к лику святых Церковь руководствовалась теми же принципами, что и при прославлении древних мучеников. Св. равноапостольные Константин и Елена. Икона. 1718 г. Иконописец А. Казанцев (?) (МИХМ) Св. равноапостольные Константин и Елена. Икона. 1718 г. Иконописец А. Казанцев (?) (МИХМ) Хотя в ранний период нельзя говорить о К. в совр. смысле слова, повсеместное почитание мучеников, логически вытекавшее из публичности мученического подвига, воспринимавшегося как подражание крестной смерти Христа, стало основой и своего рода моделью почитания др. чинов святых. Поскольку из 12 апостолов 11 (за исключением ап. Иоанна Богослова), согласно преданию, скончались мученически, весьма рано должно было начаться почитание апостолов как мучеников. Имп. Константин I Великий построил в К-поле храм в честь 12 апостолов, к-рый впосл. стал служить усыпальницей для императоров и предстоятелей К-польской Церкви. Наряду с мучениками в III в., в период гонений на Церковь, особым почитанием стали пользоваться исповедники - христиане, к-рые, претерпев мучения, остались в отличие от мучеников в живых и умерли позже естественной смертью.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Мч. Гергий Новый Кратовский. XVII в. Роспись параклиса свт. Николая мон-ря Хилландр (Афон) Мч. Гергий Новый Кратовский. XVII в. Роспись параклиса свт. Николая мон-ря Хилландр (Афон) В истории создания рус. редакции жития Г. Н. К., несмотря на выход в свет монографии И. И. Калиганова (см.: Калиганов ), остается много неясного. Объяснения, данные исследователем по поводу расхождений фактов рус. и южнослав. житий (место рождения, происхождение и возраст мученика, даты кончины и памяти, место положения мощей и имя участвовавшего в погребении софийского архиерея), недостаточно аргументированы. Более вероятным представляется существующее в лит-ре мнение (см., напр.: С. 141, 143, 146), что в рассказе афонских иноков, положенных в основу Жития, смешаны сведения о Г. Н. К. и о более позднем софийском мч. Георгии Новейшем , хотя при этом нельзя согласиться с т. зр. Парфения, еп. Левкийского, предложившего видеть в рус. версии житие последнего (см.: Калиганов. С. 82-83). Также на Руси между 1549 и 1551 гг. псковским книжником Василием (в монашестве Варлаамом) для «Минеи новым чудотворцам», канонизированным на соборах 1547 и 1549 гг., была составлена проложная редакция жития Г. Н. К. и служба, являющаяся, подобно рус. версии Жития, компиляцией службы Иоанну Новому ( Калиганов. С. 287, 406-407). Сокращенная (проложная) редакция южнослав. Жития, представленная в 2 списках, была создана неизвестным книжником не позднее 1-й трети XVII в. ( Ангелов. 1967. С. 269-271; 1976. С. 217); младший из списков (София. БАН. 591, кон. XVII - нач. XVIII в.) в утраченном ныне заглавиии и в тексте содержит ту же дату мучения Г. Н. К., что и рус. редакция жития, совпадали и их заголовки. В исследовательской лит-ре со времен А. И. Яцимирского высказывалось мнение, что эта южнослав. редакция жития Г. Н. К. наряду с рассказом афонских монахов могла послужить источником русского ( Яцимирский. С. 168-171; Динеков. 1963. С. 319, 323; Ангелов. 1967. С. 275-276; С. 217; СтБЛ. С. 157; и др.), однако полное отсутствие в последней характерных реалий из первой не позволяет принять эту точку зрения; справедливо критикует ее и Калиганов ( Калиганов. С. 81-82, 87).

http://pravenc.ru/text/164411.html

В святом крещении Василий, сын великого князя Святослава, внук св. Ольги. Крестился в православную веру в КОрсуни и крестил русский народ в 988 и 989 году. Ум. 15 июля 1015 года и погребен в созданном им Десятинном храме. По свидетельству Кальнофойского, мощи обретены митрополитом Петром Могилою в 1635 году. Глава св. Владимира хранится в великой церкви Киево-Печерской Лавры, нижня челюсть в Московском Успенском соборе, а ручная кисть в Киево-Софийском соборе. «Память и похвала князю Русскому Володимиру» принадлежит перу писателя XI века, черноризца Иакова, а «житие Владимира или испытание» принадлежит перу Грека Феодосия, переводившего книги с Греческого на Славянский язык для Печерского подвижника князя Николы Святоши. Сочинения эти напечатаны митрополитом Макарием в Ист. Русс. Церкви, I, стр. 255–268. Память празднуется повсеместно 15 июля. Сказание о кончине у Барсукова, стр. 104. 3. Святыя благоверныя князи Борис и Глеб, дети его, а память святаго Бориса месяца сентября в 24 день. Святаго Глеба память месяца сентября в 5 день, убиени быша от брата своего Святополка в лето 6524 Св. князья Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид, сыновья св. Владимира, еще язычника, и матери-христианки. Убиты по распоряжению брата их Святополка Окаянного, вскоре после кончины отца их в 1015 году. Св. Борис убит на берегу реки Альты 24 июля, а св. Глеб не далеко от Смоленска 5 сентября. Мощи обоих братьев в 1019 году погребены в Вышгороде, в новопостроенном храме. В 1072 году великий князь Изяслав построил новый храм и перенес в него мощи страстотерпцев. Память празднуется 5 и 24 сентября, 24 июля и 10 декабря, а перенесение мощей 2 мая и 11 августа. По «Иконописному Подлиннику» под 2 мая: «Борис подобием рус, власы мало с ушей, брада невелика, аки Космина, на главе шапка, опушка черная соболья, ризы на нем княжеские, шуба бахатная, выворот черной соболей, исподняя риза зеленая камчатная, в руке крест, в другой меч в ножнах. Глеб подобием млад, лицем бел, власы кудреваты, на главе шапка, опушка соболья, ризы княжеские, в руке крест, в другой меч в ножнах; у обоих на ногах сапоги» (Филимонов, стр. 334 и 397). «Чтение» и «Сказание» о св. страстотерпцах, жития в нескольких редакциях, чудеса и служба подробно описаны у Барсукова (стр. 72–75). 4. Святый Георгий Святославич, убиен в лето 6562, а память его месяца февраля в 28 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЛАТА МОГЛЕНСКАЯ (Меглинская) [болг. Злата Мъгленска; греч. Χρυσ] († 13.10.1795), болг. вмц. (пам. 13 окт., 18 окт.). О мученической кончине З. М. сообщает краткое Житие, составленное на греч. языке в 1799 г. прп. Никодимом Святогорцем со слов протоигум. афонского мон-ря Ставроникита Тимофея, свидетеля мучений святой. З. М. жила в с. Слатина (ныне Хриси, ном Пелла, Греция), которое находилось на территории Могленской епархии, в бедной семье, имела 3 сестер. Отличалась красотой, благочестием и целомудрием. Один турок похитил ее и вместе с друзьями склонял перейти в ислам, обещая на ней жениться. Когда девушка не поддалась на уговоры, они призвали на помощь тур. женщин, но и тем не удалось убедить ее отказаться от своей веры. Турки привели родителей и сестер З. М. и под угрозой жестокого наказания потребовали, чтобы они повлияли на нее. Но их мольбы не поколебали девушку, она отвернулась от родных. Тогда иноверцы подвергли мученицу истязаниям: 3 месяца ежедневно избивали палками, вырезали из ее кожи ремни, развешивая их перед ней для устрашения, прижигали лицо раскаленной кочергой. Узнав о том, что в селе находится протоигум. Тимофей, З. М. через некоего христианина передала ему просьбу помолиться, чтобы она достойно претерпела все мучения. После жестоких истязаний турки повесили ее тело на груше и, состязаясь друг с другом, иссекли его саблями. Христиане тайно погребли святую. З. М. почитается православными в Греции и особенно в Македонии и Юж. Болгарии. На иконах она обычно изображена красивой девушкой в национальном болгарском или македонском свадебном наряде. Ист.: NM . S . 258-260; Жития на бълг. светии/Новоболг. пер.: еп. Партений (Стаматов). София, 1974. Т. 1. С. 178-180; Περαντνης. Λεξικν. T . 3. Σ. 476-478. Лит.: В. Св. Злата Мегленска: Jyжhocpбujahcku култ дebojke народне мученице. 1935; Л. Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 209; Будь верен до смерти: Судьбы Православия в Османской империи XV-XX вв./Сост.: инок Андрей (Шестаков), А. Ю. Никифорова. М., 2005. С. 138-140; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1: Сент.-янв. С. 63-67. Рубрики: Ключевые слова: ВАРСОНОФИЙ ЗОГРАФСКИЙ (Афонский) († 1276/1280), прмч. (пам. болг. 10 окт.; рус.- 2-я Неделя по Пятидесятнице, Собор Афонских святых) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии

http://pravenc.ru/text/199895.html

Редким примером изображения Л. в древнерус. искусстве является сохранившаяся икона (кон. XVI в., КБИАХМЗ), которая находится в иконостасе, слева от дверей в жертвенник надвратной ц. в честь Преображения Господня Кириллова Белозерского мон-ря (1595). Л., с короткими волосами и бородой, изображен в воинском облачении: на нем туника лазоревого цвета, золотые пластинчатые доспехи, за спиной развевается красный плащ. В правой руке - крест, левой придерживает опущенный щит и хоругвь-знамя с зеленым полотнищем, на котором нашит белый Голгофский крест (эта деталь напоминает элемент в иконографии св. воинов, принятый за образец в европ. или визант. изображениях эпохи Латинской империи). По мнению М. Н. Шаромазова, икона была исполнена 2-м по значимости художником из писавших иконы для иконостаса надвратной церкви; возможно, Л. изображен как небесный покровитель кого-то из братии, принимавшей активное участие в строительных и художественных работах на территории Кириллова Белозерского мон-ря в кон. XVI - нач. XVII в. Украшение для иконы из Преображенского храма было сделано на средства из монастырской казны. В описи Кириллова Белозерского мон-ря 1601 г. упоминаются 2 иконы «Христова мученика Леонтия»: пядница в главном иконостасе Успенского собора, у к-рой был серебряный позолоченный оклад со сканым венчиком, украшенным камнем, и местная икона в иконостасе Преображенской ц. над Водяными воротами мон-ря, которая тогда была в серебряном позолоченном басменном окладе, с гривной, с бархатной пеленой (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г./Сост.: З. И. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 59, 106, 252-253). Лит.: Ерминия ДФ. С. 164, 212; Менолог. С. 172, 195, 286, 301, 339, 359, 388; Евсеева. Афонская книга образцов. С. 310. Кат. 161; Bakirdzis Ch. Mosaics of Thessaloniki: 4th - 14th c. Athens, 2012. Fig. 50, 52-53. М. А. Маханько, Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии

http://pravenc.ru/text/2463551.html

Лит.: Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в.: С вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 29; MenolGraec. Col. 117; Berg K. Un iconographie peu connue du Crucifiement//Cah. Arch. 1957. Vol. 9. P. 319-328; Антонова, Мнёва. Каталог. 1963. Т. 1. С. 333-334; Т. 2. С. 19, 133, 156, 206, 318; Halkin F. Inscriptions grecques relatives а l " hagiography// Idem. Études d " epigraphie et d " agiographie bizantines: Suppl. L., 1973. P. 335; Catalogue of the Byzantine and Early Medieval Antiquities in the Dumbarton Oaks Coll./Ed. M. C. Ross. Wash., 1965. Vol. 2. P. 137-138. Pl. 179n; Менолог. 1973. С. 45, 198, 199, 265, 293, 322, 347, 351, 364, 378. Ил. 187; LCI. 1990. Vol. 7. Sp. 410-411; Евсеева. Афонская книга образцов. 1998. С. 243. 85; Залесская В. Н. Литургические штампы-евлогии (св. Лонгин Криний и Мамант Кипрский)//Литургия, архитектура и искусство визант. мира: Тр. XVIII междунар. Конгресса византинистов (Москва, 8-15 авг. 1991) и др. мат-лы, посвящ. памяти о. Иоанна Мейендорфа/Под ред. К. К. Акентьева. СПб., 1995. С. 236-243; Walter C. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot, 2003. Р. 14, 49, 226, 268, 269; Byzantium: Faith and Power, 1261-1557. N. Y., 2004. P. 367-368, 540-541. Cat. 224, 325; Иконы св. воинов: Образы небесных защитников в визант., балканском и древнерус. искусстве/Авт.-сост.: Н. В. Герасименко, Е. М. Саенкова. М., 2008. С. 162-166; Grotowski P. Arms and Armour of the Warrior Saints: Tradition and Innovation in Byzant. Iconography (843-1261). Leiden, 2010. Р. 67, 88, 190. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Вопрос об автокефалии ГПЦ не был решен положительно. 2-й отдел Предсоборного Присутствия принял один из проектов прот. сщмч. Иоанна Восторгова, согласно которому Грузинский Экзархат следовало упразднить, в Грузии образовать 2 митрополичьих округа. Обсуждение этого проекта, особенно в связи с ним текста 34-го Апостольского правила, продолжалось между Заозерским и проф. Н. Н. Глубоковским на страницах «Богословского вестника» (Четыре доклада. 1907. Т. 3. С. 55-58) (подробнее см. разд. «Вопрос о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви» в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви ). В посл. четв. XIX - нач. XX в. российское правительство стремилось исправить свои ошибки и достичь умиротворения в Закавказье, на должность экзарха Грузии выбирали наилучших представителей высшего духовенства РПЦ. 9 июня 1906 г. экзархом стал архиеп. Владимирский сщмч. Никон (Софийский) . Автокефалисты встретили это назначение враждебно: 2 священника послали экзарху письмо с угрозами, имеретинское духовенство направило телеграмму протеста, тифлисское духовенство бойкотировало приезд сщмч. Никона. Новый экзарх придерживался принципа взвешенной церковной политики и решения насущных проблем Экзархата. Он занимался социальными проблемами, восстановлением груз. церквей и монастырей; относительно Церкви в Закавказье считал целесообразным присоединить рус. и греч. население к русским епархиям, а груз. части Экзархата, выделив Бакинскую (с Карским вик-ством для армян) и Абхазо-Сухумскую епархии, предоставить известную долю самостоятельности. 12-14 окт. 1906 г. К. собрал в Тифлисе совещание, где присутствовали епископы Леонид (Окропиридзе), Гурийско-Мингрельский Георгий (Аладашвили), Алавердский Петр (Кончошвили) и несколько священников. Было решено, что, пока вопрос об автокефалии является актуальным, они и их последователи будут иметь с экзархом лишь административно-служебные отношения ( Мельникова. 2009. С. 401). 17 окт. 1906 г. в Тифлисе было образовано общество автокефалистов, во главе к-рого встал К. ( Дурново. 1907. С. 12-21).

http://pravenc.ru/text/1840501.html

В праздник Обрезания Господня глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Крестовоздвиженском храме города Алма-Аты 14 января 2019 г. 16:27 14 января 2019 года, в праздник Обрезания Господа нашего Иисуса Христа и день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Крестовоздвиженском храме микрорайона Карасу города Алма-Аты. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: благочинный приходов города Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, игумен Феодосий (Белобородов), иеромонах Силуан (Синегубов), ключарь Христорождественского собора протоиерей Александр Гайченя, настоятель Крестовоздвиженского храма иеромонах Мелитон (Поротиков), благочинный Талдыкорганского церковного округа иеромонах Клавдиан (Поляков), руководитель отдела Алма-Атинской епархии по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов), руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, протодиакон Николай Гринкевич, протодиакон Михаил Спельник, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, диакон Виталий Быструшкин, клирики Крестовоздвиженского храма. Перед началом Литургии митрополит Александр освятил новый иконостас северного придела храма, посвященного святым благоверным Петру и Февронии. Дубовый иконостас выполнен в традиционном средневековом русском стиле. На богослужение из Софийского храма Иверско-Серафимовского монастыря была доставлена икона XVIII века с частицами мощей многих почитаемых святых, среди которых находятся мощи святителя Василия Великого. За Литургией пел хор Крестовоздвиженского храма под управлением Н. Бурдуковой. Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Иаков (Воронцов). В завершение богослужения состоялось славление празднику Обрезания Господня и святителю Василию с молитвами Каппадокийскому иерарху и на Новолетие. После возглашения многолетия владыка Александр обратился к собравшимся с проповедью , в которой рассказал о жизни и трудах святителя Василия Великого и раскрыл духовный смысл праздника Обрезания Господня. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Изд. (избр.): Помяловский И. В. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита. СПб., 1894; Яцимирский А. И. Из слав. рукописей: Тексты и заметки. М., 1898; Kalu niacki E. Zur älteren Paraskevalitteratur der Griechen, Slaven und Rumänen. W., 1899; idem. Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375-1393). W., 1901; Григорий, мон. Монаха Григория Житие преподобного Ромила/Сообщ.: П. А. Сырку. СПб., 1900. C. 1-34. (ПДПИ; 136); Сырку П. А. Очерки из истории лит. сношений болгар и сербов в XIV-XVII вв.: Житие св. Николая Нового Софийского по единственной рукописи XVI в. СПб., 1901; Златарски В. Житие и жизнь преподобнаго отца нашего Феодосиа, иже въ Трънове постничьствовавшаго, съписано светеишимь патриархомь Константина града kvpь Калистомь//СбНУНК. 1904. Т. 2(20). С. 1-41; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1908, 19312, 1970р; он же. Жития на св. Иван Рилски с уводни бележки. София, 19362. (Отд. отт. из: ГСУ, ИФФ. 1936. Т. 32. Кн. 13); Лавров П. А. Жития св. Наума Охридского и служба ему//ИОРЯС. 1908. Т. 12. Кн. 4. С. 1-51; Динеков П. Житието на Пимен Зографски//ИИБЛ. 1954. Т. 2. С. 233-248; Ангелов Б. Из старата българска, руска и сръбска лит-ра. София, 1958. Т. 1; 1967. Т. 2; 1978. Т. 3; Halkin F. Un ermite des Balkans au XIVe siècle: La Vie grecque inedite de Saint Romylos//Byz. 1961. T. 31. P. 111-148; Климент Охридски. Събрани съчинения/Изд.: Б. Ангелов, Хр. Кодов. София, 1973. Т. 3; Партений, еп. Левкийски. Жития на български светци. София, 1974. T. 1; 1979. T. 2; Д. Жumuje Гeopruja Кратовца//Зб. ucmopuje jaзuka и САНУ. Београд. 1976. T. 10. C. 203-267; Григорий Цамблак. Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак/Ред.: А. Давидов и др. София, 1983; Жития Кирилла и Мефодия. М.; София, 1986; Куев К., Петков Г. Събрани съчинения на Константин Костенечки: Изслед. и текст. София, 1986; Стара българска лит-ра. София, 1986. Т. 4: Житиеписни творби/Ред., коммент.: К. Иванова; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Под ред. И. Божилова, С. Кожухарова. София, 1987; Димитър Кантакузин. Събрани съчинения/Коммент.: Б. Ангелов и др. София, 1989; Народното четиво през XVI-XVIII в./Подбор и ред.: Д. Петканова. София, 1990; Константин Костенечки. Съчинения: Сказание за буквите. Житие на Стефан Лазаревич/Пер.: А.-М. Тотоманова. София, 1993; Калиганов И. И. Георгий Новый у вост. славян. М., 2000; Иванова К. Bibliotheca hagiographica balkano-slavica. София, 2008.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Аналои изготовлен из резного дерева, покрытого позолотой. Тканевые покрывала с наличием бахромы и рюшами выпол¬нены из дорогих шёлковых и парчовых тканей, преимущественно привезённых из походов по Турции и Персии. На полу лежали красные персидские ковровые дорожки с высокой мягкой ворсой. Светлый храм со множеством больших окон позволял выращивать тропические лимоны. В больших кадках, расставленных по углам, росли плодоносящие деревья, привезённые специально для собора из Персии. Лимонный аромат заполнял храм, придавая ощущений райских благ, уготовленных праведным христианам. Во время больших богослужений в литургиях принимали участие «правый» и «левый» хоры. Название произошло из-за расположения хоров на двух балконах, располагавшихся на верхнем ярусе здания. В «правом» хоре участвовали станичники, в «левом» - приезжие епархиальные хоры. Крупнейший колокол «Бугай» остался от сгоревшей церкви. При падении во время пожара от него откололся кусок, но звучание не потерялось. Поэтому его прозвали «Щербатый». Колокол возвещал благовест на новой звоннице, разнося его по округе на десять километров. По записанным Людмилой Асановой воспоминаниям станичников, «звук был настолько сладок и приятен, что в народе его прозвали бархатным». Другой колокол именовали Свидин-колокол, по фамилии заказчиков. После разрушения храма, колокол уцелел и был закопан станичниками в землю, но до сих пор не найден. По всей видимости тех, кто закапывал колокол либо выслали из станицы в Среднюю Азию или Сибирь. Тайну они увезли с собой. Также одно время ходил слух, что колокол закопан на Пьяном кургане близ посёлка Новый (Прикубанский район КЧР). В штате собора до 1911 года служили два священника, дьякон и два псаломщика. Священник Иоанн Крылов, священник Александр Залеский, диакон Василий Нестеров, псаломщик Георгий Архангельский, псаломщик Михаил Светлов. Построенная в 1902-1903 годах полковником Ильёй Васильевичем Лобовым Софийская церковь также была в подчинении Казанского собора. Здание храма стояло на каменном фундаменте, покрыто железом, под храмом располагался склеп, в котором был похоронен Лобов.

http://sobory.ru/article/?object=47420

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010