Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ [македон. Кратовски; серб. Кратовац] (ок. 1497, Кратово, Македония - 11.02.1515, София), мч., почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.). По месту смерти часто называется Софийским. Жизнеописание О мучениях Г. Н. К. известно из его Жития, написанного софийским попом Пейо вскоре после смерти святого ( Динеков. С. 58-74; Ангелов. 1978. С. 99-130). Согласно этому источнику (рассказ о мученике предваряет повествование о др. болг., серб. и греч. святых кон. XV - нач. XVI в., Иоанне и Максиме (Георгии) Бранковичах, К-польском патриархе Софронии (пресв. Стефане)), Г. Н. К. род. в семье благочестивых христиан Димитрия и Сарры. Выучился грамоте, стал осваивать ювелирное ремесло. Рано осиротел и, чтобы не попасть в янычарское войско, между 1509 и 1512 гг. переехал в Софию, где поселился в доме попа Пейо, к-рый стал его наставником и обучал Свящ. Писанию. Красотой и умом Г. Н. К. обратил на себя внимание мусульман. Под видом заказчика к нему пришел образованный турок, к-рый пытался обратить его в ислам. Когда юноша (по Житию, ему было 18 лет) легко опроверг все доводы о превосходстве ислама над христианством, турки обвинили его в хуле на свою религию и бросили в темницу. Для укрепления в вере юношу, испугавшегося пыток огнем и просившего выкупить его из неволи, посетил Пейо. После жестоких избиений и пыток, к-рые мученик стойко выдержал, Г. Н. К. сожгли на костре вблизи ц. Св. Софии (в Житии указано, что казнь совершилась в правление султана Селима II, при Софийском митр. Панкратии). Судья отказался отдать тело, свящ. Пейо и пресв. Иоанн ночью, когда стражники заснули, организовали похищение и погребение тела в ц. вмц. Марины (находилась на месте совр. здания Софийской митрополии). На следующий день происшедшее было представлено судье как чудо. Агиография Почитание Г. Н. К. быстро распространилось не только в Софии, но и в Македонии, откуда он был родом, в Сербии и на Афоне. Известно ок. 15 списков Жития и службы Г. Н. К. XVI - нач. XVIII в. Анонимным автором было создано проложное краткое житие Г. Н. К. ( Яцимирский. 1908. С. 168-171; Станимиров. С. 290-292; Ангелов. 1967. С. 268-279). В кон. XVIII в. это житие Г. Н. К. было переведено на греч. язык и в 1799 г. в Венеции издано Никодимом Святогорцем .

http://pravenc.ru/text/164411.html

Календарь болгарских святых HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Календарь болгарских святых Январь 4/17 января Преподобномученик Онуфрий Габровский 15/28 января Преподобный Гавриил Лесновский Преподобный Прохор Пчиньский 16/29 января Преподобный Ромил Бдинский (Видинский) Священномученик Дамаскин Габровский, Свищовский 18/31 января Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский 20 января/2 февраля Святитель Евфимий, патриарх Тырновский 30 января/12 февраля Святой благоверный царь Петр Болгарский Мученик Димитрий Сливенский Февраль 11/24 февраля Мученик Георгий Софийский Новый 17 февраля/2 марта Святой Роман Тырновский Март 5/18 марта Мученик Иоанн Болгарский 11/24 марта Святитель Софроний, епископ Врачанский 23 марта/5 апреля Преподобномученик Лука Одринский 26 марта/8 апреля Мученик Георгий Софийский (Старый) 28 марта/10 апреля Мученик Боян, князь Болгарский Апрель 4/17 апреля Священномученик Никита Сярский 6/19 апреля Равноапостольный Мефодий, учитель и просвятитель словенский 23 апреля/6 мая Мученик Лазарь Болгарский Май 1/14 мая Преподобномученик Акакий Сярский 2/15 мая Святой царь Борис-Михаил. креститель болгар 11/24 мая Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просвятители словенские 14/27 мая Мученик Райко-Иоанн Болгарский 17/30 мая Великомученик Николай Софийский 22 мая/4 июня Святой страдалец князь Иоанн Владимир 26 мая/8 июня Мученик Георгий, Новейший, потрадавший в Сердике (Софии) 27 мая/9 июня Священномученик Ферапонт 28 мая/10 июня Преподобный Софроний Болгарский (Софийский) Июнь 19 июня/2 августа Преподобный Паисий Хиландарский Мученик Зосима Созопольский 25 июня/8 августа Преподобный Дионисий Афонский Преподобномученик Прокопий Варненский Июль 1/14 июля Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльскую обитель 7/20 июля Великомученица Кириакия-Неделя Преподобномученики пресвитер Епиктет и монах Астион 11/24 июля Преподобномученик Никодим Албанский (Ватопедский) 16/29 июля Мученик Иоанн Тырновский 29 июля/3 августа Священномученик Виссарион Смоленский Август

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Календарь болгарских святых Январь 4/17 января Преподобномученик Онуфрий Габровский 15/28 января Преподобный Гавриил Лесновский Преподобный Прохор Пчиньский 16/29 января Преподобный Ромил Бдинский (Видинский) Священномученик Дамаскин Габровский, Свищовский 18/31 января Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский 20 января/2 февраля Святитель Евфимий, патриарх Тырновский 30 января/12 февраля Святой благоверный царь Петр Болгарский Мученик Димитрий Сливенский Февраль 11/24 февраля Мученик Георгий Софийский Новый 17 февраля/2 марта Святой Роман Тырновский Март 5/18 марта Мученик Иоанн Болгарский 11/24 марта Святитель Софроний, епископ Врачанский 23 марта/5 апреля Преподобномученик Лука Одринский 26 марта/8 апреля Мученик Георгий Софийский (Старый) 28 марта/10 апреля Мученик Боян, князь Болгарский Апрель 4/17 апреля Священномученик Никита Сярский 6/19 апреля Равноапостольный Мефодий, учитель и просвятитель словенский 23 апреля/6 мая Мученик Лазарь Болгарский Май 1/14 мая Преподобномученик Акакий Сярский 2/15 мая Святой царь Борис-Михаил. креститель болгар 11/24 мая Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просвятители словенские 14/27 мая Мученик Райко-Иоанн Болгарский 17/30 мая Великомученик Николай Софийский 22 мая/4 июня Святой страдалец князь Иоанн Владимир 26 мая/8 июня Мученик Георгий, Новейший, потрадавший в Сердике (Софии) 27 мая/9 июня Священномученик Ферапонт 28 мая/10 июня Преподобный Софроний Болгарский (Софийский) Июнь 19 июня/2 августа Преподобный Паисий Хиландарский Мученик Зосима Созопольский 25 июня/8 августа Преподобный Дионисий Афонский Преподобномученик Прокопий Варненский Июль 1/14 июля Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльскую обитель 7/20 июля Великомученица Кириакия-Неделя Преподобномученики пресвитер Епиктет и монах Астион 11/24 июля Преподобномученик Никодим Албанский (Ватопедский) 16/29 июля Мученик Иоанн Тырновский 29 июля/3 августа Священномученик Виссарион Смоленский Август 8/21 августа Мученик Триандафил Старозагорский 16/29 августа Преподобный Иоаким Осоговский

http://pravoslavie.ru/40419.html

Скачать epub pdf Господь благословил Русскую Зарубежную Церковь удивительным даром – праведными архипастырями. Дар этот редкий, ибо духи злобы все свое усердие направляют на то, чтобы подорвать прежде всего силу духа православных архиереев. И вот, среди волн всеобщего отступления и oбмipщbлehuя, Русская Зарубежная Церковь дала в ХХ веке Вселенскому Православию целый сонм новых подвижников благочестия в архиерейском сане. Возглавляют его прославленные Церковью святители Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский и Иона Ханькоуский. Вслед за ними можно назвать имена трех блаженнопочивших первосвятителей: митрополитов: Антония, Анастасия и Филарета, мощи последнего нетленны; затем следуют митрополиты Мелетий Харбинский, Иннокентий Пекинский, архиепископы: Симон Шанхайский, Виталий Восточно-Американский и Джерзи-Ситский, Тихон Сан-Францисский, Аверкий Сиракузско-Троицкий, Леонтий Чилийский, Андрей Рокландский и др. Среди прославленных Церковью недавно воссиял новый светильник, прославленный в этом году Болгарской Старостильной Церковью русский архипастырь, свят. Серафим Софийский Чудотворец. Как известно, большая часть жизни свят. Серафима в архиерейском сане протекла в недрах Русской Зарубежной Церкви. Идеалам нашей Церкви он оставался верен до конца своих дней. И оказавшись, после Второй мировой войны, под властью богоборцев, бесстрашно продолжал проповедовать сии идеалы. Свят. Серафим являлся одним из редких архиереев, умеющих совместить в себе ученость и смирение, простоту и глубокое знание, детскую веру и способность защитить ее. Приведем такой пример его детской веры, не вошедший его житие. Покойная мать Екатерина (Ливен), монахиня Ново-Дивеевского монастыря под Нью Йорком, рассказывала, что когда она еще девочкой переехала с семьей из Франции в Болгарию, то встал вопрос о поступлении в русскую гимназию в Софии, которой заведовал тогда бывший протопресвитер армии и флота о. Георгий Шавельский , отличавшийся либеральными взглядами и придирчивостью к ученикам. Бумаги у нее были не в порядке, не все зачеты были отмечены в ведомостях, и шансов на поступление почти не было. Кто-то посоветовал ей пойти к владыке Серафиму и попросить его помолиться. Когда она объяснила владыке суть своей просьбы, то он встал, решительно подошел к иконам и с дерзновением воззвал к своему святому: «Преподобный отче Серафиме, затми мозги протопресвитеру Шавельскому»! На следующий день отец Георгий совершенно равнодушно просмотрел бумаги, и девочка была принята.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Георгий Кратовский, Софийский, Новый, мч. - житие Мученик Георгий Новый, Кратовец, Софийский Память 11 февраля в день кончины, 26 мая в день перенесения мощей и в Соборе Болгарских святых Родился в конце XV века в благочестивой славянской православной семье на Балканах, в землях находившихся под владычеством турок. О молодых годах Георгия существует два предания. По одному, он родился в знатной болгарской семье, жившей в столице Болгарии, городе Средце (ныне София). Святой Георгий был испрошен у Бога усердной молитвой его родителей, Иоанна и Марии, которые до преклонных лет оставались бездетными. Младенца крестили во имя святого великомученика Георгия. Родители его скончались, когда Георгию исполнилось 25 лет По другим данным, он был уроженцем Кратова, в десяти часах ходьбы от Штипа, в нынешней Македонии. Его родители Димитрий и Сара были людьми благочестивыми. Когда Георгию исполнилось шесть лет, родители отдали его учиться грамоте, и он учился с большими успехами. Затем Георгий освоил ювелирное дело. После смерти отца, он рано остался сиротой. Прекрасный лицом и статный юноша опасался оставаться в родном городе, чтобы его силой не взяли служить при дворе султана, что случалось тогда часто. Он отправился в Средец, где остановился в доме просвещенного и богобоязненного священника Петра. Ко времени вскоре последовавшего мученичества ему было 18 лет Свидетельства сходятся на том, что юноша Георгий получил хорошее образование, внимательно изучил Священное Писание, был благочестив и целомудрен. Он был высок ростом и строен, с высокими и густыми бровями, нрава смиренного и простосердечного. Он никогда не смеялся напрасно, не празднословил, ни чем не хвалился и никому ни в чем не завидовал. Георгий был замечен магометанами, которым захотелось привлечь к себе такого примерного юношу. Они выбрали среди своих ученых людей – улемов - сообразительного человека для того, чтобы он поговорил с Георгием. Законник, заказав ювелиру работу, пытался привлечь юношу обещаниями богатой жизни, если тот обратится. В ответ Георгий обличил грязную жизнь мусульманских правителей, судей и начальников, указав неугодность Богу жертв от нечистого сердца. В противоположность он сказал о святых христианах и предложив законнику удостовериться в нетлении и мироточении почивающих с Средце мощей святого короля Милутина. Посрамленный законник ушел и стал подговаривать мусульман расправиться с Георгием, так как тот может многих обратить к Христианству. Местный мусульманский судья велел привести к себе Георгия, но не насильственно.

http://pravicon.com/info-2047

На прошедшей неделе в Софии состоялась презентация книги “Петр Дынов и Ванга – пророки и предтечи антихриста” . Автор двухтомника – Его преподобие иеромонах Виссарион, второй епитроп болгарского святогорского монастыря Св. Георгия Зографа. Спустя несколько дней после выхода в свет, весь тираж книги был распродан. Тема спровоцировала оживленные дебаты во многих национальных и частных электронных и печатных СМИ. Болгарский монастырь Зограф. Св. Гора Афон. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru О том, что подтолкнуло святогорского монаха обратить внимание и исследовать с богословской точки зрения сатанинский феномен Ванги и церковную позицию в отношении Петра Дынова и его учения, о духовном состоянии современного человека и его личном пути к Богу сотрудник сайта Болгарской патриархии Весела Игнатова беседовала с иеромонахом Виссарионом. – Почему именно сейчас Вы пишете о Ванге и Дынове? – Конкретные события подтолкнули меня к исследованию этой темы. Одним из них была анкета Болгарского национального телевидения в 2010 г., в которой зрители определяли самых великих людей в своей истории. Меня тогда поразил факт, что так много людей считают Петра Дынова христианином, духовным человеком. Это же относится и к Ванге. Издано столько восхваляющих ее книг. В некоторых из них ее называют святой, в других призывают упасть перед ней на колени. В книге “На колени перед Вангой” было столько богохульств, что я был изумлен, что ее предлагают для чтения. Это восхваление оказалось не моментным увлечением, оно углубляется со временем и переходит в поклонение злу. Болгария – родина св. Патриарха Евтимия, св. Иоанна Рыльского. Здесь были такие церковные деятели, как св. Климент Охридский и св. Наум Охридский и их ученики, царь Петр, царь Борис, тут подвизались мученики – св. Георгий Новый, св. Николай Софийский, св. Злата Мыгленская. Почему мы забыли про этих наших духовных колоссов, которые и сейчас помогают нашим людям? Св. Иоанн Рыльский нам завещал: “Храните православную веру! Храните веру, переданную нам святыми отцами!”. Слышен ли этот призыв сегодня?… Слышен призыв поклоняться Ванге, слышны слова Дынова. Даже гордимся, что “и мы дали что-то миру” через Дынова и богомилов.

http://pravoslavie.ru/45697.html

В праздник Обрезания Господня глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Крестовоздвиженском храме города Алма-Аты 14 января 2019 г. 16:27 14 января 2019 года, в праздник Обрезания Господа нашего Иисуса Христа и день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Крестовоздвиженском храме микрорайона Карасу города Алма-Аты. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: благочинный приходов города Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, игумен Феодосий (Белобородов), иеромонах Силуан (Синегубов), ключарь Христорождественского собора протоиерей Александр Гайченя, настоятель Крестовоздвиженского храма иеромонах Мелитон (Поротиков), благочинный Талдыкорганского церковного округа иеромонах Клавдиан (Поляков), руководитель отдела Алма-Атинской епархии по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов), руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, протодиакон Николай Гринкевич, протодиакон Михаил Спельник, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, диакон Виталий Быструшкин, клирики Крестовоздвиженского храма. Перед началом Литургии митрополит Александр освятил новый иконостас северного придела храма, посвященного святым благоверным Петру и Февронии. Дубовый иконостас выполнен в традиционном средневековом русском стиле. На богослужение из Софийского храма Иверско-Серафимовского монастыря была доставлена икона XVIII века с частицами мощей многих почитаемых святых, среди которых находятся мощи святителя Василия Великого. За Литургией пел хор Крестовоздвиженского храма под управлением Н. Бурдуковой. Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Иаков (Воронцов). В завершение богослужения состоялось славление празднику Обрезания Господня и святителю Василию с молитвами Каппадокийскому иерарху и на Новолетие. После возглашения многолетия владыка Александр обратился к собравшимся с проповедью , в которой рассказал о жизни и трудах святителя Василия Великого и раскрыл духовный смысл праздника Обрезания Господня. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Продолжаются споры по поводу преподавания религии в болгарских школах 6 февраля 2007 г. 09:41 Болгарский министр образования Даниэл Вылчев на заседании Комиссии по правам человека и вероисповеданиям в Народном собрании категорически высказался против преподавания предмета «Вероучение» в школах, которое, по его мнению, противоречит принципу светскости образования. Даниэл Вылчев заявил, что введение нового предмета неминуемо приведет к сокращению часов, отведенных на другие дисциплины — болгарский язык, историю или математику. «У наших пятиклассников, которым по 11-12 лет, и так по 30 учебных часов в неделю. Добавление даже только одного обязательного урока сильно увеличит нагрузку», — сказал он. Даниэл Вылчев признал, что религия «достраивает ценностную систему» ребенка, и что многие родители видят в ней противоядие от наркомании, насилия, сектантства и других бед современности. Однако, по его словам, введение нового предмета создаст множество трудностей. Так, например, если класс делится на две группы согласно изучаемой религии, в школе может не быть свободных классных комнат. Заместитель ректора Софийского университета и председатель Гражданского совета по диалогу Церкви и общества, профессор-историк Георгий Бакалов, не оспаривая того, что образование должно оставаться светским, подчеркнул в то же время, что культуру любой цивилизации нельзя понять, не зная ее религии. «Поэтому главное внимание нужно обратить на доминирующие в Болгарии вероисповедания и вдобавок еще на несколько мировых религий», — сказал профессор. При этом по его словам, на данный момент в стране просто нет достаточного количества подготовленных учителей. Преподавать же религию он предложил с 3-4 класса: дети в этом возрасте уже хорошо умеют читать и писать и должны хорошо усваивать этот предмет. Таким образом, споры вокруг введения нового предмета продолжаются. Нерешенным остается главный вопрос: должен ли этот предмет быть обязательным. Как отметил парламентской комиссии по образованию и науке депутат Лютви Местан, «нельзя превращать право в обязанность», так что главный вопрос — хотят ли учащиеся изучать новый предмет. «Если часть учеников, пусть даже небольшая, откажется изучать религию — нарушим ли мы их право выбора?» — спросил депутат. По его мнению, обязательным предметом можно сделать только сравнительное религиоведение. Уже в этом учебном году предмет «Религия» изучают 16 667 детей, из них 13 009 — христианство, а 3658 — ислам. Для 4751 ученика это обязательный предмет, для 11 952 — свободно выбранный факультатив. Всего религия преподается в 289 болгарских школах. Regions.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/192665.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛИГАНОВ Игорь Иванович (род. 1.03.1946, г. Ленинград), российский историк лит-ры, специалист по средневек. лит-ре Болгарии и правосл. славян. Окончил филологический фак-т ЛГУ в 1970 г. и аспирантуру Ин-та славяноведения и балканистики АН СССР в 1975 г. В 1976 г. защитил канд. дис. ««Повесть о Георгии Новом» в болгарской и русской литературе XVI в.» (научный руководитель А. Н. Робинсон), в 1998 г.- докт. дис. «Георгий Новый у восточных славян». С 1975 г. работает в Ин-те славяноведения РАН, ведущий научный сотрудник Отдела истории слав. лит-р. Преподавал в Ин-те рус. языка им. А. С. Пушкина, МГУ, Дипломатической академии МИД РФ, Военном ун-те. С 1992 г. профессор, зав. кафедрой слав. языков и культур, директор научного центра «Эстрика - Славянские культуры: Корни и крона» в Гос. академии слав. культуры. Читал лекции в ун-тах ряда городов Болгарии и Италии, стажировался в Австрии, Болгарии, Италии и США. Член болгарско-российской комиссии историков, участник многочисленных международных научных форумов. Автор более 120 научных работ по проблемам средневек. лит-ры и книжности правосл. славян, прежде всего средневек. Болгарии и Др. Руси, русско-болг. лит. и культурных связей, переводчик памятников средневек. болг. лит-ры. Основная тема исследований К., отраженная в докторской диссертации (1998) и одноименной монографии (2000),- развитие почитания болг. св. мч. Георгия Нового (см. ст. Георгий Софийский Новейший ). Автор исследовал все списки житий, служб и канонов, выявил иконографию болг. мученика XVI в., создав образец научного описания традиции почитания правосл. святого в данном регионе. В контексте этих исследований К. сделал выводы о типологии и поэтике житий южнослав. новомучеников XV-XVII вв. и о механизмах церковных, книжных и иных связей между культурами правосл. славян в эпоху османского ига. Ему принадлежит также концепция болгарско-рус. книжных связей средневековья и раннего Нового времени, подчеркивающая влияние переведенных и созданных в Болгарии памятников на рус. правосл. книжность. К.- составитель и переводчик антологии памятников средневек. болг. лит-ры «Родник златоструйный» (в соавторстве с Д. И. Полывянным, 1990). К. стал первым лауреатом возобновленной в 1997 г. премии памяти митр. Московского Макария (Булгакова), премии им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2007); награжден высшим орденом Болгарии для иностранных граждан «Стара планина» I ст. (2000) и Почетным знаком с лентой ордена «Марин Дринов» Болгарской АН (2007). Соч.: Родник златоструйный: Памятники болг. лит-ры IX-XVIII вв./Сост.: И. И. Калиганов, Д. И. Полывянный. М., 1990; Георгий Новый у вост. славян. М., 2000; Веков связующая нить: (Вопросы истории и поэтики слав. литератур и культур): [Сб.]. М., 2006. Лит.: Томова Е. Проф. И. Калиганов на 60 години//Българистика. София, 2006. 12. С. 75-80. Д. И. Полывянный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1319963.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гимнография ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы, посвященные поминовению всех без исключения усопших правосл. христиан «ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ» в правосл. богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов ВХОДНЫЙ СТИХ в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ГЕОРГИЙ СИКЕЛИОТ гимнограф и мелод VII-VIII вв. или VIII в., один из итало-греч. гимнографов, переселившихся в Сицилию после араб. завоевания Востока ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме ГИМНОГРАФИЯ в христ. богослужении небиблейские поэтические тексты, предназначенные для исполнения в определенные моменты служб ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)

http://pravenc.ru/rubrics/122798_5.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010