По приказу властей тело мученика сожгли, а пепел от костра рассеяли, чтобы не оставить для православных его мощей для почитания. Но некий юноша успел выхватить из костра частицу от черепа. Впосл. эта частица хранилась в ц. Архангелов в Софии. В кон. XIX в. ее положили в серебряный ковчег и перенесли в софийскую ц. Св. Недели. В 1900 г. частица была разделена на 2 части, одну из которых передали в ц. Н. С. (2-й по величине храм в Софии), возведенную в том же году близ места казни мученика. В 1975-1979 гг. из этого храма мощи святого были выкрадены, поэтому священство ц. Св. Недели передало ему хранившуюся у них частицу мощей святого. В 70-х гг. XX в. на месте казни Н. С. была поставлена небольшая часовня. Возможно, вскоре после гибели Н. С. было создано краткое синаксарное его Житие, которое было известно Матею Грамматику, но впосл. утрачено. Пространное Житие Н. С. («Житие и жизнь, повесть и сказание о святом славном Христовом мученике Николае Новом, пострадавшем в славном городе Сардикийском, названном Средец, и о мучении его из-за предательства») было составлено между 1555 и 1564 гг. и является последним свидетельством о т. н. новомученичестве в XVI в., религиозно-историческом феномене, распространенном на Балканах в период османского владычества: с 1515 г. до казни Н. С. в Софии (центре Румелийского наместничества) произошло еще 2 мучения (см.: Георгий Новый Кратовский , Георгий Софийский Новейший ). Канонизация Н. С. состоялась вскоре после его гибели по инициативе Софийского (Сардикийского) митр. Иакова (упоминается только в Житии этого святого). Кроме жития известна посвященная Н. С. служба. В. А. Розов считал, что в Софии в XVI в. не было книжников должного уровня для составления подобной службы, поэтому ее текст, скорее всего, принадлежит палестинским или синайским монахам серб. происхождения, упомянутым Матеем Грамматиком. Несостоятельность этого мнения была доказана после прочтения в двойном акростихе канона службы Н. С. имени его автора - инока (таха) Андрея ( Кожухаров. 1985. 2004). Благодаря этому открытию стало известно имя софийского гимнографа XVI в. и доказано, что инициатива создания агиографических и гимнографических текстов в честь софийских новомучеников исходила от духовников Софийской митрополии. Оба произведения, посвященные Н. С., сохранились лишь в одной рукописи (1564 г.; ЦИАИ БП. 1521; Сырку. 1901).

http://pravenc.ru/text/2566136.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛИГАНОВ Игорь Иванович (род. 1.03.1946, г. Ленинград), российский историк лит-ры, специалист по средневек. лит-ре Болгарии и правосл. славян. Окончил филологический фак-т ЛГУ в 1970 г. и аспирантуру Ин-та славяноведения и балканистики АН СССР в 1975 г. В 1976 г. защитил канд. дис. ««Повесть о Георгии Новом» в болгарской и русской литературе XVI в.» (научный руководитель А. Н. Робинсон), в 1998 г.- докт. дис. «Георгий Новый у восточных славян». С 1975 г. работает в Ин-те славяноведения РАН, ведущий научный сотрудник Отдела истории слав. лит-р. Преподавал в Ин-те рус. языка им. А. С. Пушкина, МГУ, Дипломатической академии МИД РФ, Военном ун-те. С 1992 г. профессор, зав. кафедрой слав. языков и культур, директор научного центра «Эстрика - Славянские культуры: Корни и крона» в Гос. академии слав. культуры. Читал лекции в ун-тах ряда городов Болгарии и Италии, стажировался в Австрии, Болгарии, Италии и США. Член болгарско-российской комиссии историков, участник многочисленных международных научных форумов. Автор более 120 научных работ по проблемам средневек. лит-ры и книжности правосл. славян, прежде всего средневек. Болгарии и Др. Руси, русско-болг. лит. и культурных связей, переводчик памятников средневек. болг. лит-ры. Основная тема исследований К., отраженная в докторской диссертации (1998) и одноименной монографии (2000),- развитие почитания болг. св. мч. Георгия Нового (см. ст. Георгий Софийский Новейший ). Автор исследовал все списки житий, служб и канонов, выявил иконографию болг. мученика XVI в., создав образец научного описания традиции почитания правосл. святого в данном регионе. В контексте этих исследований К. сделал выводы о типологии и поэтике житий южнослав. новомучеников XV-XVII вв. и о механизмах церковных, книжных и иных связей между культурами правосл. славян в эпоху османского ига. Ему принадлежит также концепция болгарско-рус. книжных связей средневековья и раннего Нового времени, подчеркивающая влияние переведенных и созданных в Болгарии памятников на рус. правосл. книжность. К.- составитель и переводчик антологии памятников средневек. болг. лит-ры «Родник златоструйный» (в соавторстве с Д. И. Полывянным, 1990). К. стал первым лауреатом возобновленной в 1997 г. премии памяти митр. Московского Макария (Булгакова), премии им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2007); награжден высшим орденом Болгарии для иностранных граждан «Стара планина» I ст. (2000) и Почетным знаком с лентой ордена «Марин Дринов» Болгарской АН (2007). Соч.: Родник златоструйный: Памятники болг. лит-ры IX-XVIII вв./Сост.: И. И. Калиганов, Д. И. Полывянный. М., 1990; Георгий Новый у вост. славян. М., 2000; Веков связующая нить: (Вопросы истории и поэтики слав. литератур и культур): [Сб.]. М., 2006. Лит.: Томова Е. Проф. И. Калиганов на 60 години//Българистика. София, 2006. 12. С. 75-80. Д. И. Полывянный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1319963.html

Турки всё равно подвесили его тело на верёвке, однако, несмотря на сильную жару и находившуюся рядом раскалённую печь, за три дня оно не только не начало разлагаться, но стало источать сильное благоухание, распространявшееся по окрестным улицам. Все три дня мать мученика сидела под виселицей на коленях, обняв его ноги. Произошедшее весьма раздражало турецкие власти, и тело святого было отдано христианам для погребения. Честные останки были перенесены в храм святого великомученика Георгия в городе Средце. Его мать скончалась через 40 дней после казни и была погребена в ногах сына. Молитвословия Вмч. Георгий Софийский Новый (Новейший). Фреска XVII в. в параклисе свт. Николая монастыря Хиландар, Афон Тропарь, глас 4 Божественным желанием от юнаго возраста/весь сам себе Господеви возложив,/в молитвах и постех образ быв добродетели,/богатство же, и славу, и доброродство телесное, яко не сущее, презрев,/и Христа единаго от души возлюбил еси,/и Того, истиннаго суща Бога, в Троице покланяема,/пред нечестивыми турки проповедал еси,/и, срацынскую веру, и законы Моамефовы под ногами поправ/и мучителя ужасив,/мучения венцем украсився, славне,/к Небесным востекл еси ликостоянием,/премудре Георгие./Моли Христа Бога/сохранити отечество твое и спасти люди и град,//иже твоя подвиги присно почитающия. Ин тропарь, глас тойже Божественною уязвлен любовию,/премудре Георгие славне,/Христа Бога нечестивым проповедал еси/и злочестие турское ногами попрал еси:/мучения же венцем украсився,/к Небесным востекл еси ликостоянием./Моли Христа Бога/сохранити отечество твое, град и люди,//подвиги твоя присно почитающия. Кондак, глас 4 Яко звезда пресветлая, явился еси непрелестная мирови,/праведнаго солнца Христа возвещающи/страдании твоими, страстотерпче,/великий мучениче Христов Георгие,/и прелесть погасил еси срацынскую,/и Моамефова предания и законы под ногами твоими попрал еси,/и беззаконнаго царя и мучителей ужасил еси крепким твоим терпением,/и верным подаеши свет,//моляся к Богу непрестанно о всех нас.

http://drevo-info.ru/articles/5898.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ [македон. Кратовски; серб. Кратовац] (ок. 1497, Кратово, Македония - 11.02.1515, София), мч., почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.). По месту смерти часто называется Софийским. Жизнеописание О мучениях Г. Н. К. известно из его Жития, написанного софийским попом Пейо вскоре после смерти святого ( Динеков. С. 58-74; Ангелов. 1978. С. 99-130). Согласно этому источнику (рассказ о мученике предваряет повествование о др. болг., серб. и греч. святых кон. XV - нач. XVI в., Иоанне и Максиме (Георгии) Бранковичах, К-польском патриархе Софронии (пресв. Стефане)), Г. Н. К. род. в семье благочестивых христиан Димитрия и Сарры. Выучился грамоте, стал осваивать ювелирное ремесло. Рано осиротел и, чтобы не попасть в янычарское войско, между 1509 и 1512 гг. переехал в Софию, где поселился в доме попа Пейо, к-рый стал его наставником и обучал Свящ. Писанию. Красотой и умом Г. Н. К. обратил на себя внимание мусульман. Под видом заказчика к нему пришел образованный турок, к-рый пытался обратить его в ислам. Когда юноша (по Житию, ему было 18 лет) легко опроверг все доводы о превосходстве ислама над христианством, турки обвинили его в хуле на свою религию и бросили в темницу. Для укрепления в вере юношу, испугавшегося пыток огнем и просившего выкупить его из неволи, посетил Пейо. После жестоких избиений и пыток, к-рые мученик стойко выдержал, Г. Н. К. сожгли на костре вблизи ц. Св. Софии (в Житии указано, что казнь совершилась в правление султана Селима II, при Софийском митр. Панкратии). Судья отказался отдать тело, свящ. Пейо и пресв. Иоанн ночью, когда стражники заснули, организовали похищение и погребение тела в ц. вмц. Марины (находилась на месте совр. здания Софийской митрополии). На следующий день происшедшее было представлено судье как чудо. Агиография Почитание Г. Н. К. быстро распространилось не только в Софии, но и в Македонии, откуда он был родом, в Сербии и на Афоне. Известно ок. 15 списков Жития и службы Г. Н. К. XVI - нач. XVIII в. Анонимным автором было создано проложное краткое житие Г. Н. К. ( Яцимирский. 1908. С. 168-171; Станимиров. С. 290-292; Ангелов. 1967. С. 268-279). В кон. XVIII в. это житие Г. Н. К. было переведено на греч. язык и в 1799 г. в Венеции издано Никодимом Святогорцем .

http://pravenc.ru/text/164411.html

Особенностью ранней живописи К. м. являются редкие иконографические сюжеты, напр. «Преломление хлеба в Эммаусе» (впервые в болг. искусстве) и «Избиение Вифлеемских младенцев» (в отличие от афонской традиции без образов Ирода и Елисаветы с Иоанном Предтечей). В. Пандурски считал, что последняя композиция (в 1599 в полном афонском варианте она же появилась в ц. св. Стефана в Несебыре, в XVII в.- в храмах Рождества Христова и св. Афанасия в Арбанаси и в костнице Роженского мон-ря) отражала тяжелое положение болгар во время австро-тур. войны, начавшейся в 1592 г. В росписи храма впервые изображены болг. мученики периода османского владычества Николай Новый Софийский и Георгий Новый Софийский. В ранней росписи точно переданы иерархические отличия святых, некоторые святители и пророки подобно афонским образцам изображены с позолоченными нимбами. Иконография сцен «Вход Господень в Иерусалим», «Успение Пресв. Богородицы», «Омовение ног» также отражает афонское влияние. На фресках 1816 г. повторена тематика ранней живописи, в сценах «Предательство Иуды» и «Суд Пилата» солдаты изображены в тур. фесках. Эти фрески богато украшены орнаментом и отражают тенденции времени болг. возрождения. Из фресок 1830 г. на вост. стене среднего притвора сохранились неск. сцен из цикла о жизни прп. Иоанна Рильского и его племянника Луки («Иоанн с Лукой в горах», «Иоанн с Лукой возле пещеры и идущий отец Луки», «Отец забирает Луку у Иоанна» и «Погребение Луки»), по сторонам от входа поясные изображения Христа и прп. Иоанна (справа), Пресв. Богородицы и Иоанна Крестителя (слева), над входом - образ Иоанна Рильского с надписью, к-рую П. Мутафчиев прочитал как «Стайко дьяк» ( Мутафчиев. 1973. С. 261): А. Василиев считал, что это имя изографа ( Василиев. 1965. С. 615). На сев., зап. и юж. стенах притвора сохранились сцены мытарств, к-рые на основании сходства с фресками в церквах св. Луки и Покрова Пресв. Богородицы в Рильском мон-ре иногда приписывают Томе Вишанову ( Мавродинов. 1957. С. 77). Эта живопись эпохи болг. возрождения далека от традиц. канонов и сохраняет элементы реалистического пейзажа, детали народной одежды, простонародные черты.

http://pravenc.ru/text/2462293.html

Н. Южнослав. полит. опыт на службе у рус. идеологов XV в.//Bbl. 1966. Vol. 2. P. 199-214). Митр. Феодосий (Бывальцев) использовал похвальные слова Г. апостолам Петру и Павлу и прп. отцам в Сырную субботу при создании своей Похвалы верховным апостолам. Наиболее активно рус. книжники обращались к сочинениям Г. (прежде всего агиографическим и гимнографическим) в кон. XV - 1-й пол. XVI в., в первую очередь в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . Прп. Иосиф Волоцкий использовал посмертные чудеса кор. Стефана Дечанского, в к-рых повествуется о наказании святым мирских властей, творивших насилие в отношении его обители, в трактате о неприкосновенности монастырских имуществ и в послании к И. И. Третьякову ( Наумов Е. П. Из истории рус.-серб. средневек. связей: (Второе Житие Стефана Дечанского в сочинениях Иосифа Волоцкого)//УЗ Ин-та славяноведения АН СССР. М., 1963. Т. 26. С. 45-47; Дончева-Панайотова. 2004. С. 318-320). Слово надгробное митр. Киприану, не получившее широкого распространения в рукописной традиции, было использовано прп. Иосифом в Послании к вельможе Иоанну, написанном в 1494 г. по поводу смерти волоцкого кн. Бориса Васильевича ( Бегунов Ю. К. Григорий Цамблак и Иосиф Волоцкий//Palaeobulgarica. 1991. N 1. С. 82-85), позднее послужило образцом и одним из источников для надгробного слова самому св. волоколамскому игумену, написанного ок. сер. XVI в. его племянником Досифеем (Топорковым) . На рубеже 2-го и 3-го десятилетий XVI в. Житие св. Стефана Дечанского было использовано как источник по серб., болг. и визант. истории XIV в. в Русском Хронографе ( Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975. С. 183), составленном, по всей вероятности, в Иосифовом Волоколамском мон-ре Досифеем (Топорковым). Очевидно, в 30-x гг. XVI в. значительная часть Жития св. Стефана Дечанского была включена в виде 2 повестей в состав чудес свт. Николая Мирликийского, вошедших в Великие Минеи Четьи митр. Макария ( Никольский Н. К. Материалы для повременного списка рус. писателей и их сочинений (X-XI вв.). СПб., 1906. С. 380-382, 531). Вскоре после 1539 г. пространное Житие Иоанна Нового послужило основным источником Жития нмч. Георгия Нового Софийского, написанного новгородским свящ. Илией (см. статьи Георгий Новый Кратовский , Георгий Софийский Новейший ), а служба ему, составленная Василием (в монашестве Варлаамом), почти целиком повторила службу мч. Иоанну, написанную Г. ( Калиганов И. И. Георгий Новый у вост. славян. М., 2000. С. 52-132, 406-459). Вероятно, во 2-й четв. столетия (очевидно, в связи с канонизационными Соборами 1547, 1549 гг.) на основе принадлежащего перу Г. пространного Жития Стефана Дечанского было создано рус. проложное Житие ( Турилов. 1983. С. 23).

http://pravenc.ru/text/166685.html

Новомученики и подвижники периода османского ига В период турецкого владычества православная вера была для болгар единственной опорой, позволявшей сохранить национальную идентичность. Попытки принудительного обращения в ислам способствовали тому, что сохранение верности христианской вере воспринималось и как защита своего национального самосознания. Подвиг новомучеников напрямую соотносился с подвигами мучеников первых веков христианства. Создавались их жития, составлялись им службы, оформлялось празднование их памяти, почитание мощей, строились храмы, освященные в их честь. Известны подвиги десятков святых, пострадавших в период турецкого господства. В результате вспышек фанатичного ожесточения мусульман против болгар-христиан мученическую кончину приняли Георгий Софийский Новый, заживо сожженный в 1515 году, Георгий Старый и Георгий Новейший, повешенный в 1534 году; Николай Новый и священномученик. епископ Виссарион Смолянский были забиты камнями толпой турок — один в Софии в 1555 году, другие в Смоляне в 1670 году. В 1737 году в Софии был повешен организатор восстания священномученик митрополит Симеон Самоковский. В 1750 году за отказ принять ислам в Битоле был усечен мечом Ангел Леринский (Битольский). В 1771 году толпой турок был повешен в Свиштове священномученик Дамаскин. Мученик Иоанн в 1784 году исповедал христианскую веру в Софийском соборе в Константинополе, обращенном в мечеть, за что был обезглавлен, мученица Злата Могленская, не поддавшаяся на уговоры похитителя-турка принять его веру, была подвергнута пыткам и повешена в 1795 году в селе Слатино Могленской области. После пыток был повешен и мученик Лазарь в 1802 году в окрестностях села Сома около Пергама. Исповедали Господа в мусульманском суде прмч. Игнатий Старозагорский в 1814 году в Константинополе, принявший смерть через повешение, и прмч. Онуфрий Габровский в 1818 году на острове Хиос, усеченный мечом. В 1822 году в городе Осман-Пазар (современный Омуртаг) был повешен мученик Иоанн, публично раскаявшийся в том, что принял ислам, в 1841 году в Сливене была усечена голова мученику Димитрию Сливенскому, в 1830 году в Пловдиве пострадала за веру мученица Рада Пловдивская: турки ворвались в дом и убили ее и троих детей. Празднование памяти всех святых и мучеников болгарской земли, угодивших Господу твердым исповеданием веры Христовой и принявших мученический венец во славу Господа, БПЦ совершает во 2-ю неделю по Пятидесятнице.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

страстотерпцев; храм освящен 24 июня в день убиения св. Бориса, и мощи с торжеством поставлены в сем храме; установлено праздновать сей день каждый год, «якоже и ныне совершается», прибавляет пр. Нестор. На сей раз празднование продолжалось восемь дней; Ярослав угощал богатых и бедных по-княжески. В 1072 г. построен новый храм в Вышгороде и совершилось новое торжество. Во 2 день мая собор епископов, князей, иноков, «в них же бе пр. отец наш Феодосий игумен монастыря Печерского аки солнце», были свидетелями славы св. князей; мощи перенесены были в новый храм тремя князьями. Митрополит Георгий открыл раки, и благовоние разлилось в воздухе. Георгий, дотоле недоверчивый к славе русских князей, пал пред гробами мучеников, молил о прощении ему греха, лобызал руку св. Бориса, благословлял ею вел. кн. Всеволода и других: кн. Святослав получил исцеление от давней болезни. Св. страстотерпцы не преставали разливать благодеяния на страждущее отечество свое, и еще раз (в 1115 г.) вся Россия собиралась торжествовать перенесение мощей их в новый каменный храм, воздвигнутый благочестием Мономаха; на сей раз торжество было так великолепно, как не бывало прежде того. б) В 1089 г. освящена митрополитом Иоанном II и собором епископов знаменитая знамениями церковь Печерская, основанная в 1073 г. пр. Феодосием, а в 1091 г. благоговейное усердие пр. Нестора открыло нетление мощей самого Феодосия, и они собором епископов перенесены в церковь печерскую; мудрый митрополит Никифор в 1108 г. соборно вписал имя пр. Феодосия в число святых всей русской Церкви. в) Со времен св. Владимира праздновали освящение построенного им десятинного храма, именно 11 мая. Ярослав, по окончании и освящении Софийского храма (в 1037 г.), положил построить монастырский храм в честь своему Ангелу великомученику Георгию. Строение храма шло неуспешно; работников было мало, от того, что опасались не лишиться бы платы за работу для князя; добрый князь «повеле возити куны на возех в комары (под своды) золотых ворот и возвестиша людем на торгу, да возмет кождо по ногате (12 1/2 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Трън, в.), мученики Георгий (1437 г.), Георгий (1515 г.), Георгий Новейший (1530 г.), Николай (1555г.) и Константин (1737 г.) Софийские; Трендафил Загорский (1680 г.), Христо (1748 г.), Ангел Битольский (1750 г.), Иоанн (1784 г.), Анастасий или Сотир (Спас) Струмишский (1794 г.), Злата Мегленская (1795 г.), Иоанн (1802 г.), Лазарь (1802 г.), Иоанн Терновский (1822 г.), Димитрий Сливенский (1841 г.), священномученик Виссарион, Епископ Смоленский (1662 г.), преподобномученики Иаков Костурский и два его ученика Иаков и Дионисий (1520 г.), иеромонах Варлаам Святогорский вместе со 112 человек (1720 г., на месте нынешнего гор. Смолян), Никодим Албанский (1722 г.), Митрополит Симеон Самоковский (Попович) со всеми замученными вместе с ним за веру (1737/8 г.), Дамаскин Габровский (1771 г.), Онуфрий Габровский (1818 г.), Лука Одринский (1802 г.), Прокопий Варненский (1810 г.), Никита Серресский (1808 г.), Игнатий Старозагорский (1814 г.), Акакий Серресский (1816г.). Некоторые из известных мучеников еще не канонизированы, как Охридский Архиепископ Валаам или Варлаам (зарезанный 28.V/10.VI. 1598 г.), Митрополит Дионисий Ловченский, отравленный турками (†27.V. 1875 г.), монах Пахомий, обезглавленный за веру (XVIII в.), священник Симон и его сын, повешенные турками за то, что пытались восстановить разрушенный Пештерский монастырь св. Николая близ гор. Радомир (1840 г.), священник Илья Вълчев, убитый почти со всей своей семьй (1865 г., гор. Новый Пазар), священник Петр Стоянов из гор. Перник, убитый турками за то, что спас болгарскую девушку от поругания (1874 г.), Рада Пловдивская и трое ее детей (ок. 1830 г.), Тожна (Печальная) Мария, девушка Невенка (Варна, 1827 г.), Петр Пастух (Перник, 1858 г.), Добра из дер. Желява, близ гор. Софии (XIX в.), братья Димитр, Гено и Лукан из гор. Плевен (XIX в.) и многие, многие другие. Вершиной турецкого варварства была башня из 20 000 человеческих черепов, воздвигнутая турками из отрезанных голов болгарских христиан во время Второго Сербского восстания в 1816 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гложенский мон-рь Гложенский мон-рь В первые века османского владычества между болгарами и греками не существовало вражды по этническому признаку; известно много примеров совместной борьбы против завоевателей, в равной степени угнетавших правосл. народы. Так, Тырновский митр. Дионисий (Рали) стал одним из руководителей подготовки 1-го Тырновского восстания 1598 г. и привлек подчиненных ему епископов Иеремию Русенского, Феофана Ловчанского, Спиридона Шуменского (Преславского) и Мефодия Врачанского. 12 тырновских священников и 18 влиятельных мирян вместе с митрополитом поклялись до самой смерти оставаться верными делу освобождения Болгарии. Весной или летом 1596 г. была создана тайная орг-ция, в к-рую входили десятки как духовных, так и светских лиц. Греч. влияние в болг. землях во многом было обусловлено влиянием грекоязычной культуры и воздействием набиравшего силу процесса «эллинского возрождения». Новомученики и подвижники периода османского ига В период тур. владычества правосл. вера была для болгар единственной опорой, позволявшей сохранить национальную идентичность. Попытки принудительного обращения в ислам способствовали тому, что сохранение верности христ. вере воспринималось и как защита своего национального самосознания. Подвиг новомучеников напрямую соотносился с подвигами мучеников первых веков христианства. Создавались их жития, составлялись им службы, оформлялось празднование их памяти, почитание мощей, строились храмы, освященные в их честь. Известны подвиги десятков святых, пострадавших в период тур. господства. В результате вспышек фанатичного ожесточения мусульман против болгар-христиан мученическую кончину приняли Георгий Софийский Новый , заживо сожженный в 1515 г., Георгий Старый и Георгий Новейший , повешенный в 1534 г.; Николай Новый и сщмч. еп. Виссарион Смолянский были забиты камнями толпой турок - один в Софии в 1555 г., др. в Смоляне в 1670 г. В 1737 г. в Софии был повешен организатор восстания сщмч. митр. Симеон Самоковский. В 1750 г. за отказ принять ислам в Битоле был усечен мечом Ангел Леринский (Битольский).

http://pravenc.ru/text/149675.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010