160. Гавриил (Воскресенский) , архимандрит. Поучительные слова. В 2-х частях. (На Новый год, в нед. цветоносную. Вел. Пяток, в день св. Пасхи, преставления св. Варсанофия, Успения Божией Матери, праведных Захария и Елисаветы, Рождества Пресвятой Богородицы, Воздвижения Честного Креста Господня, в день прп. Сергия, Покрова Пресвятой Богородицы, Всех скорбящих Радости, свт. Николая и др.). Казань, 1850. – 191 с. 161. Гавриил (Городков) , архиепископ. Слова и речи на Господские и Богородичные праздники и на другие случаи. М., 1860. – 384 с 162. Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе. Т. 2. М., 1913. – 308 с. 163. Гапонов И., протоиерей. Слова и беседы на дни праздничные и особые случаи. М., 1876. – 320 с. 164. Гедеон (Вишневский), архиепископ. Собрание поучений. (На Новый год, в нед. Закхея, мытаря и фарисея, Крестопоклонную, Ваий, в день Воскресный, великомуч. Георгия, Покрова Божией Матери, арх. Михаила, Рождества Христова, свв. Бориса и Глеба, в день Вознесения и др.). СПб., 1848. – 302 с. 165. Гедеон (Криновский), епископ. Собрание поучительных слов. В 6-ти частях. М., 1855. – (Около 1000 с.). 166. Георгий (Конисский) , архиепископ. Слова и речи. Могилев, 1892. – 466 с. 167. Георгий (Тертышников), игумен. Слова и речи на разные случаи. Загорск, Лавра, Академия, 1984. – 147 с. Машинопись. 168. Георгий (Ярошевский), епископ. Слова, поучения и речи. Калуга, 1914. – 256 с. 169. Гермоген (Добронравии), епископ. Минута пастырского досуга. Слова, размышления, речи, жизнь святых. В 2-х томах. СПб., 1899–1901. – (869 с.). 170. Гиляревский А., протоиерей. Путь жизни православною христианина. (Круг поучений на все воскресные и праздничные дни года) М., 1911. – 229 с. 171. Гиляровский В., протоиерей. Собрание проповедей. В 2-х томах. СПб., 1905. – (869 с.). 172. Голосов А., священник. Слова и поучения. М., 1900. – 176 с. 173. Голубинский Д. Ф., профессор. Слово в день Воздвижения Честного Креста. М., 1893. – 7 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В условиях, когда польск. власти только начали закрепляться на новоприсоединенных территориях, в Люблинском воеводстве в 1918-1919 гг. определенной свободой пользовался греко-католич. Луцкий еп. Иосиф Боцян, к-рому ранее было запрещено служить на Волыни. Однако даже не обсуждался вопрос о передаче униатам собора в Хелме, хотя последние имели на него больше прав, чем римо-католики. Впрочем, на Холмщине к нач. 20-х гг. XX в. насчитывалось только ок. 1,5 тыс. «аутентичных» униатов, живших в основном в селах Костомлоты, Кодень, Голя в Юж. Подляшье, а также в Замойском и Томашувском повятах. Униаты не могли составить серьезную конкуренцию правосл. Церкви, и власти не использовали их в борьбе против Православия. По переписи 1921 г., в Люблинском воеводстве жили 2 087 950 чел., из них: 77,6% римо-католиков, 13,8% иудеев и 7,3% православных. В 1931 г. в воеводстве насчитывалось 210,4 тыс. православных, в основном в Хелмском, Хрубешувском, Влодавском и Томашувском повятах. Значительное число правосл. клириков перешло в неоунию . Неоуниат. священнослужителями стали настоятель Яблочинского мон-ря в 1922-1923 гг. иером. Нифонт (Медведь), свящ. Марк Ячиновский из с. Ст. Бубель (1925), свящ. Николай Галас из с. Голя (1926), свящ. Феодор Чистовский из с. Шостка (1927), настоятель Яблочинского мон-ря в 1925-1927 гг. иером. Никита (Курдыбанский-Денисенко) и др. В сент. 1921 г. Владимир (Тихоницкий) был лишен права управлять Варшавской и Холмской епархиями, эту функцию власти передали архиеп. Георгию (Ярошевскому) , 11 окт. 1921 г. патриарх Тихон назначил архиеп. Георгия экзархом правосл. Церкви в Польше. 30 янв. 1922 г., как указывалось в решении 1-го архиерейского Собора Польской Православной Церкви, архиеп. Георгий был избран «митрополитом Варшавским с управлением Холмской епархией» и получил права областного митрополита. Митр. Георгий, действуя по указанию польских властей, не собирался замещать Холмскую кафедру и предотвратил попытку прот. Ореста Милькова возобновить в Хелме деятельность епархиального совета. Люблинский воевода в письмах митр. Георгию в 1922 г. указывал: «Любая попытка возобновить кафедру в Хелме будет расценена как попытка возрождения в Хелме очага пропаганды русского церковного империализма в предвоенном духе» (цит. по: Pelica. S. 159). Варшавская митрополия была переименована в Варшавско-Холмскую (с 1924 митрополит имел титул «Варшавский, Волынский и всея Польши»). Настоятель храма в г. Влодава, благочинный свящ. Михаил Левицкий, протестуя против упразднения Холмской епархии, в 1923-1924 гг. поминал за богослужениями патриарха Тихона, о чем поступил донос люблинскому воеводе. В 1925 г. Левицкий был смещен с должности благочинного. Из прихода в с. Кульне Билгорайского повята в 1924 г. за укр. агитацию и антипольск. действия был устранен свящ. Гавриил Коробчук, высланный из Люблинского воеводства и служивший на Волыни.

http://pravenc.ru/text/2561044.html

В августе 1938 года в Карловцах состоялся очередной Собор, который решительно осудил Константинопольскую Патриархию за захват русских церквей в рассеянии. После гражданской войны несколько российских епархий оказались за пределами Советской России. На окраинах разрушенной Империи образовались новые государства: Финляндия, Эстония, Латвия и Литва. Восстановлена была польская государственность. В состав Польши, помимо собственно польских земель, входивших в состав прежней России, Германии и Австро-Венгрии, вошли также белорусские и украинские земли на Западе России и принадлежавшая Австро-Венгрии Галиция. После подписания Рижского мирного договора между РСФСР и Польшей в пределах Польского государства оказались Варшавская, Холмская, Гродненская епархии, а также часть Минской с Пинском, Литовской с Вильно и часть Волынской епархии с Луцком. Указом Патриарха и Священного Синода 28 сентября 1921 года Православной Церкви в Польше предоставлена была широкая автономия. Но польское правительство инспирировало автокефалистское движение в православных епархиях на территории Польши. Однако лишь два архиерея в Польше сочувствовали этому движению: архиепископы Минский Георгий (Ярошевский) и Волынский Дионисий (Валединский). Назначенного Патриархом Тихоном на Варшавскую кафедру архимандрита Серафима (Чичагова) польские власти не впустили в страну. 5 октября 1921 года святой Тихон назначил своим Экзархом в Польше архиепископа Георгия, которого он знал как ревностного церковного труженика, с возведением его в сан митрополита. Под давлением Польского правительства митрополит Георгий искал путь к автокефализации Православной Церкви в Польше. После его убийства 8 февраля 1923 года игуменом Смарагдом архиепископ Дионисий более интенсивно стал домогаться автокефалии. От Патриарха Константинопольского он в нарушение канонов был удостоен сана митрополита Варшавского и всей Польши. 17 сентября 1925 года на основании томоса от Патриарха Вселенского провозглашена была незаконная автокефалия Польской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/440019/

Память об архиепископе Данииле (Юзвьюке), сотруднике и помощнике митрополита Сергия (Воскресенского), стоявшем за верность Матери-Церкви и Отечеству в условиях оккупации будет свята для всех верных чад Русской Православной Церкви. Митрополит Алексий Непростая биография другого Экзарха военного времени – Патриаршего экзарха Украины в 1941 – 1943 гг. митрополита Алексия. В ней, словно в зеркале, отразились сложности жизни Православия в Западной Украине. Будущий экзарх (в миру Александр Якубович или Яковлевич Громадский) родился в 1882 году в бедной семье псаломщика церкви в селе Докудово на Подляшье Холмской епархии. Окончил семинарию в Киеве и Киевскую духовную академию. С 1908 г. был священником собора в городе Холме, законоучителем Холмской мужской гимназии, наблюдателем (ныне эту должность назвали бы «куратор») духовных учебных заведений Холмской епархии. В 1916 г. Протоиерей Александр Громадский покинул Холм, служил в храмах Бессарабии (ныне Молдова), а в 1918 году стал ректором духовной семинарии в г. Кременце. В 1921 году он овдовел, принял монашеский постриг с именем Алексий, а вскоре в апреле 1922 года был поставлен в епископа Луцкого, викария Волынской епархии. В октябре 1922 года епископ Алексий участвовал в Варшаве в печальном известном соборе архиереев епархий, находившихся на территории новообразованной тогда Польши. Тогда митрополит Варшавский Георгий (Ярошевский), увлеченный честолюбивым стремлением стать главой независимой церкви, пошел на поводу у светской власти и провозгласил самочинную автокефалию Польской церкви, не обращаясь к своему законному главе, патриарху Московскому святителю Тихону. Чтобы придать видимость законности митрополит Георгий под давлением гражданской власти пригласил Вселенского (Константинопольского) патриарха Мелетия (Метаксакиса), который в феврале 1923 года не имея на то канонического (законного) основания «даровал» автокефалию Польской Церкви. Ряд других Поместных Церквей (Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская, Сербская) не признал это «деяние». Еще в 1927 году митрополит Дионисий (Валединский), преемник Георгия (Ярошевского) путешествовал к главам этих Церквей, пытаясь добиться их признания.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Гаранин Тихон Максимович (ок. 1863–?), крестьянин, староста собора города Новоузенска. Член Собора по избранию как мирянин от Самарской епархии. Георгий (Ярошевский Григорий Григорьевич; 1872–1923), митрополит. Член Собора по должности как епископ Минский и Туровский и по участию в Предсоборном Совете. Председатель Отдела об епархиальном управлении. В 1897 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1910 г. хиротонисан во епископа. С 1916 г. епископ Минский и Туровский. С 1918 г. архиепископ. В 1919 г. эмигрировал с Добровольческой армией в Сербию, откуда переехал в Италию, затем в 1921 г. в Польшу. В 1922 г. Указом Патриарха Тихона архиепископу Георгию было поручено временное управление Варшавской епархией с одновременным назначением Патриаршим Экзархом в Польше. Возведен в сан митрополита. Под давлением польского правительства предпринял шаги, направленные на отделение православных епархий, оказавшихся на территории Польши, от Русской Церкви. В разгар церковной борьбы застрелен противником польской автокефалии. Гермоген (Долганёв Георгий Ефремович; 1858–1918), священномученик, епископ. Член Собора по должности как епископ Тобольский и Сибирский. В 1901 г. хиротонисан во епископа. С 1903 г. епископ Саратовский. В 1911 г. на сессии Синода выступил против введения института диаконисе и чина заупокойного моления за инославных, выступал против Г. Распутина. В 1912 г. уволен от управления Саратовской епархией с назначением пребывания в Жировицком Успенском монастыре Гродненской епархии. В 1912–1915 гг. проживал в Жировицком Успенском монастыре, затем в Николо-Угрешском монастыре Московской епархии. С марта 1917 г. епископ Тобольский и Сибирский. 6(19) декабря 1917 г. прибыл в Тобольск и вступил в управление епархией. 28 апреля 1918 г. арестован в Тобольске во время совершения городского крестного хода в Вербное Воскресенье, находился до июня 1918 г. в тюрьме г. Екатеринбурга, затем перевезен в г. Тюмень. Утоплен большевиками в р. Туре при приближении белых к г. Тобольску. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1. Митрополит Георгий (в миру Григорий Ярошевский). Родился в 1872 году в семье священника в г. Подольске Хмельницкой обл. После окончания Киевской Духовной Академии принял в 1898 году монашество, священный сан и последовательно занимал должности: преподавателя церковной истории в Таврической Духовной Семинарии, смотрителя духовного училища в Калуге, инспектора Духовной Семинарии в Могилеве, ректора Тульской Духовной Семинарии. В 1906 году хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии, откуда переведен на кафедру Люблинского епископа, викария Полтавской епархии, а в 1910 году назначен епископом Ямбургским, викарием тогдашней столичной епархии и одновременно ректором Петербургской Духовной Академии. Здесь «вскоре узнали в нем, — по свидетельству архиепископа Алексия, — истинного служителя Божия и мудрого администратора, незаурядного ученого» . Однако служение в качестве ректора длилось недолго — в 1913 году владыка Георгий был определен в Калужскую епархию, а через три года стал окормлять паству Минской архиепископии. В 1921 году Священный Синод Московской Патриархии назначил его на Варшавскую кафедру. В январе следующего года указом святейшего Патриарха Тихона он был возведен в сан Митрополита. В 1923 году был убит. 2. Его преемником был Митрополит Дионисий (в миру Константин Валединский), Родился в 1876 году в г. Муроме Владимирской губернии в семье священника. В двенадцать лет лишился отца. Высшее духовное образование получил в Казанской Духовной Академии, ректором которой тогда был епископ Антоний (Храповицкий), впоследствии известный как глава раскольников «карловчан». Под влиянием ректора, еще будучи студентом I курса Академии, принял иноческий чин. После окончания Академии последовательно был преподавателем Таврической Духовной Семинарии, инспектором Холмской Духовной Семинарии, а затем и ее ректором. В 1911 году в сане архимандрита назначен настоятелем посольской церкви в Риме, где трудился в течение двух лет. Во время пребывания в Риме архимандрит Дионисий заинтересовался христианской археологией и стал трудиться в этой области. Плодом его исследований явилось описание древних катакомб Рима. В Риме были написаны им такие книги, как: «Спутник православного богомольца в Риме» и «Святыня Барграда». Христианская археология настолько увлекла его, что, став Митрополитом, он занял кафедру этого предмета на основанном его же заботами Православном Богословском факультете Варшавского университета. В 1913 году Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий IV, посетивший Русскую Православную Церковь, в Свято-Успенской Почаевской Лавре хиротонисал архимандрита Дионисия во епископа Кременецкого. В Кременце же на него были возложены в 1923 году знаки митрополичьего достоинства — главы Церкви. С 1948 года до дня кончины, последовавшей в Варшаве 15 марта 1960 года, Митрополит Дионисий был на покое.

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

Товарищами (заместителями) председателя стали архиепископы Арсений (Стадницкий) и Антоний (Храповицкий) , протопресвитеры Г. Шавельский и Н.Любимов , а также представители мирян – профессор Е.Н.Трубецкой и М.В.Родзянко. Поскольку последний на Собор не явился, его место в феврале 1918 г. занял бывший обер-прокурор А. Д. Самарин. Секретарем Собора стал В.П.Шейн (впоследствии архимандрит Сергий), а членами Соборного совета – митрополит Тифлисский Платон, протоиерей А.Рождественский и профессор П.П.Кудрявцев . Собору предстояло ответить на множество накопившихся за долгие годы вопросов, для удобного решения которых был образован ряд рабочих отделов и комиссий. Всего при Соборном совете было создано 23 отдела и 3 совещания. Отдел Высшего церковного управления возглавил епископ Митрофан (Краснопольский), отдел епархиального управления – епископ Георгий (Ярошевский), церковного суда – архиепископ Сергий (Страгородский) , богослужения, проповедничества и храмов – архиепископ Евлогий (Георгиевский), внешней и внутренней миссии – митрополит Платон (Рождественский), единоверия и старообрядчества – архиепископ Антоний (Храповицкий) . Собор не мог не откликнуться на происходившие в стране события. Видя массовое дезертирство и падение дисциплины в армии, делегаты обратились к воинам с призывом продолжать исполнение своего долга. Еще один вопрос был связан с подготовкой выборов в Учредительное собрание. В стране развернулась предвыборная борьба, заявления некоторых кандидатов носили явно антицерковный характер. В связи с этим Собор решил обратиться к народу с посланием, где говорилось, что критерием для избрания должна быть не принадлежность кандидата к той или иной партии, а его преданность отечеству и Церкви. Собор предпринял попытку воспрепятствовать изъятию у Церкви церковно-приходских школ. Однако эти школы ассоциировались у новых властей со «старым режимом», а потому старания православных ревнителей закончились неудачей. Наиболее известным деянием Собора стало избрание патриарха. Изначально в повестку дня вопрос восстановления патриаршества не входил, однако нараставшая в стране напряженность постепенно меняла настроение соборян – необходимость в зримом символе единства Российской Церкви и символе исторической православной России ощущалась многими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

–1934: 1934–: Виталий Максименко –1944: 1944–17(30).07.1954: Адам Филипповский, паки Финляндская 06(19).10.1905–10(23).08.1917: Сергий Страгородский 11(24).08.1917–17(30).01.1918: Серафим Лукьянов, в. у. 17(30).01.1918–1924: Серафим Лукьянов Финляндская (заруб.) 1925–1960: Герман Аав Фрунзенская (обн.) 04(27).04.1926–: Александр (Зосима) Сидоровский 1928–1930: Аристарх Николаевский 1929–1931: Михаил Трубин 02 .1930–09.1930: Арсений Покровский, в. у. (?) Хабаровская 1925–: Трофим Якобчук 21 .03(03.04).1926–12(25).04.1928: Никифор Ефимов Пантелеймон Максунов 1931–1932: Герман Коккель 11(24).08.1933–22.11(05.12).1933: Серафим Трофимов 1933–1946: 17(30).01.1946–27.06(10.07).1947: Венедикт Пляскин Хабаровская (обн.) 15(28).05.1923–28.04(11.05).1926: Владимир Давыдов 1926–1927: Николай Розанов 1927–1928: Николай Минин 1927–1929: Михаил Трубин, в. у. 12 .1929–12.1930: Алексий Микулин 02(15).04.1931–: Николай Минин, паки Хайларская (заруб.) 1934–16(29).09.1946: Димитрий Вознесенский Халтуринская (обн.) 1931–30.04(13.05).1931: Геннадий Марченков Ханькоуская (заруб.) 1920–: Иона Покровский Харбинская (заруб.) 1920–1931: Мефодий Герасимов 1931–24.03(06.04).1946: Мелетий Заборовский 1933(?)–1938: Иоанн Максимович 1946–1948: Нестор Анисимов Харьковская 14(27).05.1914–01(14)05.1917: Антоний Храповицкий 1917–1917: Феодор Лебедев, в. у. 19 .08(01.09).1917–17(30).05.1918: Антоний Храповицкий , паки 17(30).05.1918–1918: Неофит Следников, в. у. 1919–1919: Георгий Ярошевский , в. у. 1919–1921: 1921–1924: Нафанаил Троицкий 18(21).09.1924–1927: Константин Дьяков, в. у. 12(25).11.1927–26.06(09.07).1934: Константин Дьяков 26 .06(09.07).1934–23.10(05.11).1934: Сергий Гришин, в. у. 1934–1935: Анатолий Грисюк , в. у. 05(17).02.1935–07.1936: Иннокентий Летяев 01 .1936–23.03(05.04).1937: Иннокентий Тихонов 20 .05(02.06). 1937–1938: Александр Петровский 1938–1941: 1941–1941: Пантелеимон Рудык 1941–1943: Владимир, (окк.) 1943–01(14).10.1943: Сергий Гришин 1943–1945: 23 .05(05.06).1945–23.09(06.10).1960: Стефан Проценко

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Харьковская (григ.) 1928–: Феофил Булдовский Иоанникий Соколовский Харьковская (обн.) 1922–1922: Серафим Мещеряков 29 .11(12.12).1922–09(22).11.1923: Николай Федотов 1924–1929: Пимен Пегов 1926–1927: Антоний Гончаровский, в. у. 1929–1935: 1935–09(22).07.1936: Андрей Одинцов 09(22).07.1936–21.05(03.06).1938: Иоанн Славгородский Харьковская (укр.) Александр Ярещенко Феофил Булдовский Херсонская 1923–: Николай Амассийский 1924–27.11(10.12).1925: Прокопий Титов 1925–1933: 01(14).10.1933–10(23).05.1937: Феодосий Кирика 1937–1942: 1942–: Серафим Кушнерук(?) 1942–1943: Антоний Марценко, окк. 1944–1945: Антоний Романовский, в. у. (?) 1945–02.1945: Фотий Топиро 16(29).04.1945–1947: Михаил Рубинский Херсонская (обн.) 1923–1924: Антоний Панкеев 1925–1930: Рафаил Прозоровский. в. у. 1927–1930: Иосиф Ясковский 1930–1937: Амвросий Нагорский, в, у. Херсонская и Одесская см. Одесская Хмельницкая см. Переяславль-Хмельницкая Холмская 21 .04(04.05).1916–27.05(09.06).1917: Серафим Остроумов. в. у. 1918–03(04).1918: Дионисий Валединский. в. у. 03(04).1918–1921: Дионисий Валединский, в. у., паки 04(17).04.1921–1922: Сергий Королёв, в. у. 30 .01(12.02).1922–21.01(08.02)1923: Георгий Ярошевский , в. у. 1923–1944: 1944–1945: Тимофей Штретер(?) Холмская (укр.) 1941–: Иларион Огиенко Хорольская 1920(?)–: Варлаам Лазаренко Хутынская 20 .08(02.09).1926–18(31).05.1932: Алексий Симанский Царевская 28 .07(10.08).1911–05(18).09.1917: Иннокентий Кременский 1918–23.06(06.07).1919: Леонтий фон Вимпфен 1920–1921: Анатолий Соколов Царицынская см. Волгоградская Царскосельская см. Детскосельская Цицикарская 05 .1941–1946: Иувеналий Килин 09(22).09.1946–1952: Никандр Викторов Цывильская и Чувашская (обн.) см. Чебоксарская и Чувашская (обн.) Чаплыгинская см. Ранненбургская Чаплыгинская (григ.) см. Ранненбургская (григ.) Чаплыгинская (обн.) см. Ранненбургская (обн.) Чаусская (обн.) 1924–1926; Феодор Бекаревич Чебоксарская 12(25).02.1915–1918: Борис Шипулин 1918–1920: 08(21).11.1920–21.08(03.09).1923: Афанасий Малинин(?)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

13 июня 1916 года епископ Калужский и Боровский Георгий (Ярошевский) назначил его на должность диакона к Богоявленской церкви села Богоявленского Мосальского уезда Калужской губернии , а 6 августа того же года епископ Калужский и Боровский Фе­офан (Туляков), сменивший епископа Георгия на кафедре, рукопо­ложил его к этой церкви во диакона. 30 августа 1917 года, согласно с избранием прихожан, диакон Сергий был назначен во Введенскую церковь села Малькова Боровского уезда той же губернии . 20 апре­ля 1920 года епископом Новгород-Северским, викарием Чернигов­ской епархии Иоанном (Доброславиным) он был направлен служить в Архистратиго-Михайловскую церковь местечка Панорницы Кролевецкого уезда Черниговской губернии . В том же году он выдер­жал экзамены по предметам пастырского служения в экзаменацион­ной комиссии, организованной Черниговским епархиальным советом, и 9 августа 1920 года был рукоположен во священника к Свято-Троицкой церкви в селе Былка Кролевецкого уезда. В 1925 году отец Сергий был направлен служить в Покровский храм в селе Казинка Московского района Ставропольского округа . До 1924 года этот храм принадлежал обновленцам, но в этом году обновленческий священник выехал по делам в соседнюю об­ласть и там скончался. Православный епископ направил сюда отца Сергия, который провел с прихожанами беседы о пагубности для них участия в обновленчестве и живоцерковничестве, что было тем более актуально, что по соседству был еще один обнов­ленческий храм, в который поначалу ходили некоторые из его прихожан. Отец Сергий объявил им, что если они и далее будут продолжать туда ходить, он не будет их причащать. Властям это не понравилось, и сотрудники ОГПУ стали искать повод, чтобы аре­стовать священника. 2 апреля 1926 года был допрошен милиционер, который утверждал, что беседовал со священником и указал ему, что веры в Бога не должно быть, само это явление неправильно. Отец Сергий на это ответил, что без веры жить нельзя, и обратил его внимание на то, что избу-читальню народ не посещает, а церковь полна на­рода.

http://fond.ru/kalendar/572/ioann/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010