в задь Как всегда, драматический момент истины — я думаю, что текст читается легко. Некий Юрий, очевидно, прекрасно известный его адресату, Юрий с матерью, возможно, родственник нашего адресата, воспрепятствовал этой поездке на Кострому (разумеется, из Москвы). « Юрии с матерью, нас, господине, увернул в задь». Всё тоже очень понятно. Именно задь с мягким знаком на конце совершенно правильная форма. Хотя сейчас есть такое, немножко не вполне литературное слово взад, то есть назад, там твердое «д», но это другая модель. Здесь на самом деле исконная, правильная модель с мягкостью — она прекрасно проявляется в том, что это было слово третьего склонения, потому что наречия сзади, а не «сзада», позади, а не «позаде» в точности показывают, что в древности это было слово женского рода. Точно так же, как слово передь — спереди и впереди, при том, что сейчас сами слова есть только в мужском варианте — зад и перёд, а здесь в древности сохраняется задь. Так или иначе, он их «увернул взадь». Это оувернулъ на самом деле (мы сейчас к нему вернемся, когда дальше прочитаем) представляет некоторую проблему. Маленькое замечание относительно Юрьи — это совершенно правильная древнерусская форма данного имени. Это имя Георгий, его история начинается с греческой формы, которая непосредственно дает на русской почве Георгии с двумя и, но потом чем дальше, тем больше оно закрепляется в форме Георги. [ео] — ненормальное для русского языка сочетание, оно должно стянуться во что-то типа [jo]. [г’о] — тоже очень неестественное для русского языка сочетание. Ближайшее, правда, тоже не очень естественное, но все же более распространенное дает [г’у], и тогда древнерусская форма приобретает вид Гюрги. В этом виде имеется масса упоминаний разных Гюргиев XI и XII века. А дальше происходит то, что [г’] дважды перед [у] и перед [и] сменяется на [j]. [Г’] и [j’] — вообще очень близкие звуки. В южнорусском вообще почти одинаково произносится, где [г] фрикативное, но даже и в северном великорусском, где [г] взрывное, все равно [г’у] и [jy], [г’и] и [и] активно смешиваются. У нас были и другие такие примеры, в частности, мы в прошлом году разбирали такой пример, где Яков был записан как Гяков, ровно в силу этой же эквивалентности между [ja] и [г’а]. Всё, после того, как [г’] становится йотом, перед нами форма Юрьи, ровно та, которую мы видим, которая встречается очень давно.

http://pravmir.ru/22-novyie-gramotyi-nad...

Ошибка Гитлера (Юрий Максимов) 14.01.2013 23:55:40 Священник Георгий Максимов Как известно, Гитлеру не удалось захватить Англию своими “традиционными” методами и, не считая небольшой группы островов, не удалось оккупировать даже сколь-либо серьёзную часть территории королевства. Но – сделаем на миг фантастическое допущение, и посмотрим, что было бы, избери фюрер другую тактику…   19.05.1940 “Весь немецкий народ выражает чувство глубокой солидарности с английским народом по поводу ужасающей бойни в Ливерпуле. Вместе с тем мы считаем необходимым подчеркнуть, что абсолютно недопустимо называть виновных в погроме бандитов солдатами немецкой армии или вообще немцами. То, что они говорили по-немецки, были одеты в форму немецкой армии и называли друг друга немецкими именами – не более, чем циничная уловка, преследующая цель посеять рознь между немцами и англичанами, великими братскими народами с многовековой историей добрососедства. Своими поступками эти нелюди поставили себя вне границ какой-либо национальности или гражданства”.   07.06.1940 “Позвольте мне от лица всей немецкой нации выразить соболезнования семьям погибших в результате бандитского налёта на Йорк. Тысячи ни в чём не повинных людей убиты озверевшими подонками. Но напрасно эти нелюди пытаются опорочить доблесную армию рейха, и весь миролюбивый германский народ! Настоящий немец никогда не поднимет оружия на человека, ведь это самое святое! Совершенно очевидно, что бандиты не имеют права называться немцами. Загляните в наш фольклор, посмотрите на труды наших учёных – нигде вы не найдёте призывов к насилию или убийству мирных англичан. Бандитизм – это общемировая беда, с которой мы должны бороться сообща. В целях помощи Соединённому Королевству, мы предлагаем принять группу настоящих солдат и офицеров вермахта, дабы подданные Её Величества, узнав их лучше, смогли осознать, какая пропасть отделяет подлинных немцев от тех самозванцев, наёмников, которые своими преступными действиями пытаются бросить тень на весь немецкий народ”.

http://radonezh.ru/analytics/oshibka-git...

МАКАРОВ Валерий Леонидович, академик РАН, директор Центрального экономико-математического института РАН МАЛИНЕЦКИЙ Георгий Геннадьевич, доктор физико-математических наук, профессор, замдиректора Института прикладной математики РАН, действительный член Академии военных наук, лауреат премии Ленинского комсомола и премии Правительства РФ в области образования, вице-президент Нанотехнологического общества России МАЕВСКИЙ Владимир Иванович, академик РАН, председатель Экспертного совета по экономике Российского гуманитарного научного фонда, директор Центра эволюционной экономики МЕДВЕДЕВА Ирина Яковлевна, директор Института демографической безопасности, вице-президент и соучредитель Межрегионального Фонда социально-психологической помощи семье и ребенку, сопредседатель Международного общества артпедагогов и арттерапевтов, член Союза писателей России МЕДВЕДЕВА Марина Васильевна, профессор, заведующая кафедрой хорового и сольного народного пения РАМ им. Гнесиных и МГИМ им. А.Г. Шнитке МКРТЧЯН Лина Владимировна, певица, лауреат Пушкинской премии, автор и ведущая цикла " Возвращение на Родину " МОРИЦ Юнна Петровна, поэт, прозаик, художник, член Союза писателей СССР, член Исполкома Русского ПЕН-центра, академик РАЕН НАРОЧНИЦКАЯ Наталия Алексеевна, доктор исторических наук, президент Фонда исторической перспективы, руководитель парижского Института демократии и сотрудничества НОРШТЕЙН Юрий Борисович, художник-мультипликатор, Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР ОВСЯННИКОВ Василий Петрович, Народный артист России, профессор, действительный член Международной академии культуры и искусств ПЕТРАКОВ Николай Яковлевич, академик РАН, директор Института проблем рынка РАН ПЕТРОВ Александр Константинович, художник-мультипликатор, Заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии РСФСР им. Н.К. Крупской, Государственной премии России, премии " Оскар " за мультфильм " Старик и море " ПОЛЯКОВ Юрий Михайлович, писатель, поэт, лауреат премии Ленинского комсомола, главный редактор " Литературной газеты "

http://religare.ru/2_95630.html

Скачать epub pdf Содержание К читателю (аннотация) От издателей Введение История взаимоотношений науки и религии Иувал и Тувалкаин Что дал человечеству научно-технический прогресс Взаимоотношение религии и науки в древнем мире Распространение христианства в античном мире Взаимоотношения науки и религии в Средневековье Византия Мусульманский Восток Западная Европа Эпоха Возрождения Зарождение новой науки Эпоха Просвещения Наука в XIX веке Научные перевороты в XX веке Точки пересечения двух книг Столкновение библейской и светской истории Ближнего Востока Материализация души Вопрос о происхождении мира Саморазвитие живого О происхождении вселенной Язык науки и богословия Приложение. Старение и смерть с точки зрения биологии и богословия Краткая биография отца Георгия     К читателю (аннотация) Книга «Гармония Божественного творения» – результат многолетних размышлений протоиерея Георгия Нейфаха (1952–2005), настоятеля Успенского храма города Курчатова. Основой ее стал цикл лекций, прочитанных им в Курском госуниверситете. Будучи в прошлом успешным ученым-биологом, а затем став православным священником, он собрал интереснейший материал, освещающий историю взаимоотношений науки и религии от библейских времен до наших дней, и показал связь научных открытий с Божием Откровением. Книга будет полезна людям, занимающимся наукой, священникам для бесед с паствой, преподавателям и учащимся духовных учебных заведений, а также всем верующим людям, которых волнует мнимое противоречие между верой и наукой. Юрий (Георгий) Александрович Нейфах родился 13 августа 1952 года в Москве в семье ученых-биологов (отец: А.А. Нейфах (1926–1997) – советский и российский биохимик, доктор биологических наук, профессор, академик РАЕН, автор научного открытия «Периодическая функция ядер в развитии организма животных»; брат: А.А. Нейфах (1957–2006), биохимик и молекулярный биолог, профессор Иллинойсского университета в Чикаго; дед: Б.Я. Подольский (1896–1966), американский физик-теоретик, соавтор парадокса Эйнштейна – Подольского – Розена). После физико-математической школы Юрий Нейфах окончил в 1974 году биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, работал научным сотрудником НИИ по биологическим испытаниям химических соединений Минмедпрома, закончил аспирантуру Института молекулярной биологии АН СССР и в 1983 году защитил диссертацию кандидата физико-математических наук по теме, находящейся на стыке физики и биологии. Автор научных трудов. Принял крещение в 1983 году. От издателей

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gar...

После выхода романа «Горячий снег» Юрий Бондарев написал сценарий на его основе для одноимённого фильма, который был снят в 1972 году режиссёром Гавриилом Егиазаровым. Главные роли исполнили Георгий Жжёнов, Анатолий Кузнецов, Борис Токарев, Николай Ерёменко. На экраны фильм вышел 4 декабря 1972 года - к 30-летию описываемых событий. И книга, и фильм полюбились читателям/зрителям, во многом потому, что к их созданию имел отношение непосредственный участник тех страшных событий. Бондаревская проза полна внутренней поэзии (всё-таки его первые литературные опыты были связаны со стихосложением), и это особенно чувствуется в его фильмах. Поэт-фронтовик Михаил Львов, прочитав роман «Горячий снег» писателя-фронтовика Юрия Бондарева, под неизгладимым впечатлением от романа написал стихи, ставшие песней «Горячий снег» благодаря композитору Александре Пахмутовой, принадлежащей к поколению, названному «дети войны». Песня, по выражению поэта Льва Ошанина, «бьёт в сердце» каждого, кто её слышит. Лучшим исполнителем песни считается Юрий Александрович Гуляев. Песня стала своеобразным гимном Сталинградской битве. Премьера песни состоялась в программе «Песня года – 74»: «Клубились яростно метели По сталинградской по земле, Дымились потные шинели, И шли солдаты по золе. И танк в сугробе, как в болоте, И бьют снаряды по броне... Снежинки таяли в полете, Как ветки с листьями в огне, И падал в битве человек В горячий снег, кровавый снег». В 1967 году, вместе с режиссером Юрием Озеровым и журналистом Оскаром Кургановым, Бондарев на несколько лет включился в работу над сценарием грандиозного фильма о войне – киноэпопеи «Освобождение». Это один из крупнейших кинопроектов в истории. Действие фильма развивалось сразу в двух измерениях: с одной стороны, получился хроникальный рассказ о политиках и полководцах, решавших судьбы Второй мировой, с другой – армейская одиссея, от сражений на Курской дуге до взятия Берлина. Сценаристов консультировали маршалы Победы – и Бондарев познакомился с Георгием Жуковым, Иваном Коневым, Константином Рокоссовским.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/29/sem_ve...

Закрыть Пресловутый марш «миллионов» начался Протоиерей Георгий Городенцев об акции оппозиционеров 12 июня Протоиерей Георгий Городенцев   12:18 12.06.2012 3053 И посмотрите, с каким пафосом начинают комментировать это малозначительное событие СМИ: «Всероссийская акция протеста «Марш миллионов» началась в полдень во Владивостоке, в шествии приняли участие около 50 человек. «Мы хотим своим выступлением воодушевить протестно настроенных жителей Москвы , которым еще только предстоит выйти на митинги и шествия. Мы считаем, что выборы Президента России были не легитимными и намерены добиваться пересмотра их результатов. Мы ожидали большего количества участников шествия, но плохая погода помешала этому. Среди участников акции, кроме инициативных граждан, есть и коммунисты, хотя официально КПРФ не заявляла о своем участии в акциях протеста 12 июня», — сказал один из лидеров движения «Товарищество инициативных граждан России» (ТИГР), организатор шествия Юрий Кучин. Шествие началось в полдень под проливным дождем. Участники шествия двинулись колонной по тротуару улицы Светланской, главной улицы Владивостока, по направлению к скверу имени Лазо с целью провести митинг на том месте, где за час до этого провели митинг протеста коммунисты. В руках у участников акции были лозунги «Россия без Путина », «Долой коррупцию в судах», «Хватит врать и воровать». Полиция не препятствовала движению колонны. Разумеется, это шествие ничтожной кучки крикунов и всегда всем недовольных, а также платных провокаторов можно было бы и не заметить. Но не таковы наши продажно-демократические СМИ, которые способны малозначительным событиям, направленным на разрушение России, придавать характер великих деяний, а действительно великие деяния, служащие к созиданию России, - в упор не замечать. И заметим, насколько показательно и симптоматично это нелепое шествие. Говорите, что непогода помешала собрать больше участников. Хорошо, предположим, что, если бы не дождь, их было бы на порядок больше, т.е. не 50, а 500 человек. И что это на весь Владивосток, в котором не менее 100 тысяч жителей, какой ничтожный процент?! Говорите, что выборы Президента были не легитимны, но что же лучше всего свидетельствует об их легитимности, как не ваша ничтожная малочисленность?! Ведь если на весь большой город, на не менее, чем 100 тысяч жителей, оказалось лишь 50 недовольных горлопанов (т.е. много менее 1 процента), следовательно, остальные довольны или, по крайней мере, не протестуют против результатов выборов, а это явно свидетельствует об их легитимности.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/12/pr...

17. Каков Платон и Роман, такова и зима. 18. Каков Платон (Роман), такова и зима. 21. Введенье ломает ле денье (тульск.) . На введенье толстое ле денье (ряз.). Введенские морозы зимы не ставят (моск.) . Введенье пришло – зиму привело. 24. Екатерининские гулянья; первое катанье на санях. На Екатеринин день и на Андрея гадают. 26. Вот тебе, бабушка, Юрьев день! (Стар. срок перехода крестьян, запрещенного Борисом Годуновым.) Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора. Верстался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре. На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день. Судила Маланья на Юрьев день, на ком справлять протори. Мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день. Позывал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик был таков. Крепки ряды Юрьевым днем. Мужик болит и сохнет по Юрьев день. Два Егорья: один холодный, другой голодный (26 ноября, 23 апреля) . Юрий холодный оброк собирает. Юрьевский оброк. Весной Георгий с летом, Никола с кормом; в осень Георгий с мостом, Никола с гвоздем. 30. На Андрея Первозванного наслушивают воду (тихая вода – хорошая зима; шумная – морозы, бури, метели) . Декабрь. Студень. Декабрь год кончает, зиму начинает. Год кончается, а зима начинается. 1. Пророк Наум наставляет на ум (отдают в ученье детей) . 4. Варвара мосты мостит (южн.) . На Варвару зима дорогу заварварит (заварит). Трещит Варюха – береги нос и ухо! Варвара мостит, Савва (5 декабря) гвозди острит, Никола (6 декабря) прибивает. Варвара мостит, Савва стелет (Никола гвоздит). Варвара заварит, Савва засалит, Никола закует. Просаввилась, проварварилась (приговаривал мужик с плеткою, когда жена его, за многими праздниками, осталась без рубахи) . Св. Варвара ночи урвала. Варвара ночи украла, дня притачала. 5. Савва стелет. Савва гвозди острит. Савва засалит (путь) . 6. Два Николы; один травный, другой морозный. Два Николы: один с травой, другой с морозом. Никола зимний лошадь на двор загонит, Никола вешний лошадь откормит. В осень Егорий с мостом, Никола с гвоздем. Никола загвоздит, что Егорий намостит.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Юрий Львович Юркевич писал в воспоминаниях о ссылке в Казахстан: «В мои обязанности входил ремонт общественных зданий, сметы по городскому хозяйству, планировка, отведение участков. Обо всем этом не имел я и понятия, но довольно быстро набил руку и вызывал всеобщее удивление скоростью подсчетов: ведь у меня имелась единственная в городе логарифмическая линейка». Мизерной зарплаты в кинотеатре, куда Тамара Михайловна устроилась счетоводом, хватало и на посылки в Ленинград, и на оплату квартиры, и на продукты. Посещала даже «коммерческую столовую» – грязную харчевню, где давали похлебку из зеленых помидоров и сухую кашу. Однако общество в столовой собиралось самое избранное. … – Извините, я не представился, – сказал лысый мужчина и привстал: – Римский-Корсаков, Георгий Алексеевич. – Наталья Евгеньевна Воронцова, – тихо ответила дама, протянув руку, и поправилась: – Воронцова-Вельяминова. Она улыбнулась, вдруг поняв, насколько этот странный джентльмен неуместен здесь, в этой дикой обстановке, со своей учтивостью, а он несколько секунд смотрел ей в глаза, вспоминая что-то, и сказал: «Я знавал кое-кого из Воронцовых-Вельяминовых, давно, еще в Питере. Простите за любопытство, вы случайно не в родстве с Пушкиными, с его семейством?» – Он мой прапрадед, – сказала женщина, принимая от Тоси железную миску с галушками. – Как! Кто?! – изумился отец двоих детей, которые, вздрогнув, с любопытством взглянули на него. – Александр Сергеевич, – немного сконфузившись, ответила женщина и тут же заметила: – А ложки вы лучше приносите свои. Их здесь очень плохо моют… «Я обнаружил любопытную смесь общества, – пишет в воспоминаниях Георгий Алексеевич Римский-Корсаков, – «враг народа» С. Н. Коншин, музыкант, несостоявшийся наследник владелицы особняка «Дома ученых» в Москве. Это «пажи» – выпускники Пажеского корпуса, а теперь актеры театра, «лишенцы» князь Г. И. Кугушев, П. В. Кузьмин, выпускница Смольного института, беженка из-под Курска О. И. Желиховская и другая «смолянка» – ссыльная княгиня Н. А. Козловская, вдова генерала, руководителя Кронштадтского мятежа.

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

– Как приеду, сразу к вам на ужин! Вернулась я из Тбилиси, нагруженная всякими невероятными вкусностями. Привезла три литра отменной деревенской чачи, несколько бутылок превосходного грузинского вина, сыра, зелени, ткемали, аджики, фруктов. Сварили солянку, нажарили мяса, разложили закуски, расставили бутылки, муж мой отлил из банки в изящный графинчик чачи… Красота! Пришел Зураб – в великолепном костюме, белая сорочка, принес бутылку коньяка, зашел по-соседски Юрий Давидович Левитанский, изнуренный трагедиями жизни, заехал талантливый фотограф Георгий – тоже, кстати, родом из Тбилиси. Притащил с собой дорогущую фотоаппаратуру, даже собственные софиты – собирался сделать мой фотопортрет для новой книги. – Нет, деточки, нет, сегодня концерта не будет, нет, никаких «малышей», сегодня будем весь вечер ужинать, там еще торт, мороженое, конфеты… Поели солянку, выпили, поели еще, опять выпили – разумеется, велеречивые вдохновенные тосты, праздник жизни, пир. – Не надо формальностей! – сказал Зураб. – Зовите меня просто Зура. – А меня Гоша, – подхватил Георгий. Начались брудершафты. И понеслось, и пошло… Гоша врубил софиты, щелкал меня то так, то этак, то в интерьере, то между детьми, то с друзьями, то за пишущей машинкой, то у окна… – Получится гениально! – уверял он. Зазвонили в дверь. Веселая, разгоряченная, я распахнула ее – бац, а там куратор безо всякого даже предварительно, звонка: – Олесенька, у меня горе – книгу зарубили в издательстве. Я знаю, вы – друзья, пришел за утешеньем. Вытащил из карманов пальто две бутылки «Гамзы», отодвинул меня локтем, прошел в комнату, а там – дым коромыслом. – Юрий Давыдович, – аж согнулся от почтения, – мне-то какая честь сидеть рядом с вами! От Зураба и просто обалдел – шутка ли, сам главный редактор издательства «Мерани» с ним за одним столом! Не каждый день такой богатый улов. Разволновался. Наливал и того, и другого, и третьего, опрокидывал со словами: – Я вообще-то не пью, у меня печень, почки, поджелудочная, селезенка, но такие люди, такие люди…

http://azbyka.ru/fiction/chelovek-v-inte...

«Подсолнух» в 2018 году – Это главное событие нашей журналистской жизни. Мы все его очень ждем. За это время у нас побывала и Татьяна Судец, и космонавт Георгий Михайлович Гречко, актер Юрий Борисович Шерстнёв. Затаив дыхание, в прошлом году дети слушали истории военного журналиста Алексея Самолётова. Вместе с ним мы работаем над проектом «Сказки народов мира».  В год театра ждем в гости актера Малого театра Виктора Низового и писательницу, актрису Елену Светлую из Чебоксар. Для детей проведут мастер-классы профессионалы, среди которых, конечно, и мои бывшие студенты.  Меня умиляют и радуют многие моменты. Когда, например, девочка из «Журавейника» берет интервью у незрячей девочки и встает перед ней на корточки. Потому что та меньше ростом и боится камеры. Она держит свою собеседницу за руки, чтобы не было страшно. Откуда это у них?  Георгий Гречко с сыном Ольги Чирковой У каждой должны быть лимузин, красивое платье и прическа – Оля, привет. У меня есть к тебе предложение. Будь нашим фотографом. Есть интересный проект, – говорит мне по телефону Ольга Николаевна. – Знаешь, столько интересных женщин у нас, просто красавицы! И слепые совсем среди них, и колясочницы. Но каждая же из нас должна почувствовать себя женщиной. Есть проект «Белый танец» – мы его придумали, чтобы они посмотрели на себя в зеркало и улыбнулись. Хоть раз в жизни у каждой должен быть лимузин, хорошие духи, чулки, красивое платье, макияж и прическа.  А потом наша красавица рассказывает свою историю: что и как с ней произошло, почему сейчас она в инвалидной коляске или с белой тростью. Рассказывает она это в письме человеку, мужчине – городскому чиновнику, политику, бизнесмену, художнику. И приглашает на встречу. Знакомство и общение, фотосессия. А чиновник, например, повезет коляску, задумается о доступной городской среде…  Начались съемки. Первая пара. Творческая Лейсян Чувашева в инвалидной коляске и Олег Вылегжанин – успешный ижевский предприниматель и айтишник. Локация – ресторан в центре города. Она привезла на съемку маленькую себя, копию Лейсян – вязаную куклу в инвалидной коляске: такие же очки в черной оправе, черная, немного несуразная шапочка. Они общались. Он рассказывал ей истории про интернет, шутил, спрашивал, интересовался. Она с удовольствием с ним отобедала. Так прошло два часа. В итоге родилась фотоистория. 

http://pravmir.ru/esli-ty-neschastna-to-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010