Также спрашивают: почему ныне чудес нет? Этот вопрос еще бессильнее предыдущего. Чудеса совершаются для целей высших, коих ныне нет. Впрочем, и ныне есть чудеса, хотя не в таком обилии, как при начале христианства, которых не видят только невнимательность и неверие. Не должно скрывать, что дух вольнодумства придумал несколько способов изъяснения чудес Иисусовых. Перечислим их. 1) Образ изъяснения чудес нравственный, аллегорический. Один из англичан, именно Вестон, вздумал утверждать, что «Евангельские сказания о чудесах Иисуса Христа напрасно считают сказаниями историческими; они суть не что иное, как аллегория». Гипотеза странная! Еще страннее, что Вестон выдумал ее, как ему казалось, к чести религии, дабы защитить Евангельские чудеса от нарекания вольнодумцев, и, кроме того, уверял, что следует в том святым отцам. Но он принял некоторые приноровления святых отцов за изъяснения; например, для получения назидания из сказания о чудесном воскресении Лазаря, некоторые отцы сравнивали со смердящим трупом Лазаря душу, исполненную грехов, и тому подобное. Эта гипотеза при первом появлении своем была оставлена. 2) Образ изъяснения чудес естественный, выдуманный также будто бы к чести религии. «Вольнодумцы, – говорят защитники оного, – соблазняются чудесами; но напрасно. Чудеса Библейские суть не что иное, как случаи необыкновенные; и поскольку они необыкновенны, то и почтены чудесами. Например, Иисус Христос укрощает бурю ( Мк. 4:36–41 ): это событие было естественное. Озеро Геннисаретское невелико, пересечено крутыми, утесистыми берегами; на таких озерах всего чаще встречаются штормы, то есть такие порывы бури, которые сами собою скоро утихают. Так здесь и было: Иисус Христос видел, что это не более, будто бы, как мгновенный напор вихря; сказал буре: «молчи, престани!» – она и действительно умолкла, но только сама собою. Еще примеры – воскресение мертвых. Воскрешенные Иисусом Христом были такие люди, кои не умирали совершенно, только их почитали мертвыми; в них еще оставалась искра жизни. Иисус Христос видел это и делал не более, как возбуждал их от сильного обморока». Естественно ли такое изъяснение? Если бы стечением обстоятельств объяснить одно, два, три чуда: это было бы еще вероятно. Но такие необыкновенные обстоятельства встречаются беспрестанно в жизни Иисуса Христа, а) Если изъяснить так все чудеса Его: то сие самое стечение обстоятельств надлежало бы почтить непостижимым чудом, б) Если бы чудеса Иисуса Христа всегда зависели от обстоятельств, то Он наверное никогда не мог бы обещать чуда. Пользоваться обстоятельствами можно, но предвидеть оные так, чтобы на основании их сделать решительные обращения, – не всегда, в) К тому же Иисус Христос, как Лицо самое нравственное (чего никто не отрицает), никак не стал бы выдавать события естественные за сверхъестественные. И сия гипотеза брошена.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

«Несвятые святые» Решимость оскудевает Однажды отец Серафим (Розенберг) заговорил о монашестве. Он сказал, что самая большая проблема современного монашества — это отсутствие решимости. Наверное, это можно сказать не только о монахах, но и о многих наших современниках-христианах. Решимость, мужество и связанное с ними духовное благородство заметно оскудевают. Но если люди всей жизнью своей понимают, что самое главное — несмотря ни на какие препятствия и соблазны идти к Богу, быть верным Ему — то они не колеблются в вере настолько, чтобы терять ее. «Цинизм — это болезнь профессионального православия» Древнее зло всегда будет преследовать нас С принятием монашества и священного сана в нашей жизни изменяется очень многое, но не все. Гнездящееся внутри древнее зло всегда будет преследовать нас и никогда не оставит попыток снова вкрасться и овладеть своей главной целью — нашей душой. И лишь мужественная борьба со злом ради удивительной и для многих непонятной цели — чистоты нашего сердца — оправдывает нас перед Богом. Но если этой борьбы Христос не видит, то Он отходит от такого священника, монаха, мирянина и оставляет его наедине с тем, что тот сам упорно избирает для себя. А выбор этот всегда один и тот же — никогда не насыщаемая гордыня и стремление к удовольствиям мира сего. Проходит время, и рано или поздно эти страсти оборачиваются к оставившему Бога человеку своей истинной, ужасающей стороной. Тогда вздымается Геннисаретское озеро, и из пучины на берег начинают вылезать давно утонувшие, полные ярости свиньи и кидаются на несчастного, который сам сделал выбор между ними и Богом. «Несвятые святые» Главные сожаления людей перед смертью Мне не раз приходилось исповедовать людей перед смертью. В своих исповедях они никогда не сокрушаются о том, что не заработали лишний миллион, не построили роскошный дом, не добились успеха в делах. Но люди в последние часы сокрушаются в первую очередь о том, что не смогли сделать какое-то добро, помочь, поддержать родных, близких, даже случайных знакомых. А второе, что мучает перед смертью почти всех, — это то, что уделяли мало внимания детям.

http://pravoslavie.ru/114106.html

Мы совершили такое пространное вступление, чтобы приступить, наконец, к уроку, заключенному в этих деталях Палестинской географии. Геннисаретское озеро принимает в себя воды Иордана и отдает их. Поэтому оно живо, причем живо с избытком. А Мертвое море принимает в себя пресные воды Иордана, но никуда их не отдает (Иордан уже никуда из Мертвого моря не вытекает), и оно мертво. Закон напрашивается на формулировку: жить - значит принимать и отдавать. Принимать и не отдавать - значит умереть. Это универсальный закон. Если глаз принимает свет, но не посылает импульс в мозг, человек ничего не видит. Если желудок принимает пищу, но не сваривает ее, не отдает энергию всему организму, человек болеет и мучается. То что справедливо для организма отдельного человека, справедливо и для общества. По большому счету, все, что у нас есть, не совсем наше. Многое хорошее и плохое мы получили по наследству. Это касается талантов, способностей и склонностей, из которых одни подобны благословению, а другие – наказанию. Самодостаточен только Бог. Все остальные, включая человеков и ангелов, зависимы. Справедливо спрашивает апостол Павел: «Что ты имеешь, чего бы ты не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4:7) Мы, например, неоплатные должники своей первой учительницы. Если бы она не научила нас «буквы ровные писать тонким перышком в тетрадь», не получили бы мы в дальнейшем никакого образования. Не был бы врач врачом, а инженер – инженером. Все богатство человеческой мысли было бы для нас задернуто плотной тканью нашего невежества. И список тех кому мы должны можно продолжить. Нас родили, кормили, лечили, учили, защищали, наставляли, наказывали. Все это – разновидности блага, которым мы пользовались. Тот кто высоко взобрался по лестнице общественной значимости не имеет права этого не понимать. От первого урока переходим к уроку второму. Он звучит более кратко: делиться надо. Нельзя только получать не отдавая. Знаниями, силой, навыками, деньгами нужно делиться. Во-первых, просто для того чтобы жить (согласно первому закону), а не умирать духовной смертью. А во-вторых, из благодарности к сотням простых людей без которых богатый бы не был богат, известный – известен, а умный – умен.

http://pravoslavie.ru/46870.html

Природа страны благоприятствует, как уже замечено, разведению скота во многих местностях. Важнейшими домашними животными были, как и в современной Палестине, овцы и козы, доставляющие мясо, молоко, кожи и материи для одежд. Волы были употребляемы при полевых работах; но в древности, в противоположность теперешним обычаям, и быки, а особенно откормленные тельцы в торжественных случаях были закалаемы и употребляемы в пищу. Собственно для езды, ношения вьюков служил осел, вместо которого лишь знатные употребляли более красивого мула. В пустынных местностях вместо этих животных служил верблюд ( 1Езд.2:66 , 1Пар.27:30 ). Лошади, которые употреблялись главным образом лишь во время войны, обыкновенно привозились извне. Собаку можно причислить к домашним животным лишь постольку, поскольку она, по Иов.30:1 , употреблялась в качестве пастушеской собаки; вообще же она и в древности, как и теперь на Востоке в больших городах, была в полудиком состоянии. Домашние свиньи называются в новозаветное время; они, однако, принадлежали не иудейскому населению, так как считались нечистыми. Из птиц встречаются в Ветхом Завете голуби, в Новом – куры, в талмудической литературе, кроме того, утки и гуси. Дичью Палестина была местами довольно богата. Закон называет ( Втор.14:5 ) различные породы оленей и антилоп, которых можно было употреблять в пищу, между тем как заяц и дикая свинья были нечистыми животными. Сюда принадлежали и дичь – птицы, как-то куропатки, дикие голуби, жаворонки и др., вкушение которых было дозволено. Вкусными рыбами очень богато Геннисаретское озеро, как и Иордан с его притоками. Равным образом Средиземное море для жителей морского побережья представляло неисчерпаемый источник дохода своим рыбным богатством. Впрочем, для израильтян это обычно не имело никакого значения, так как пункты морского берега, откуда можно было совершать плавание по морю, были в руках финикиян или филистимлян. По той же причине им не было никакой пользы от пурпуровых раковин, которые во множестве попадались на морском берегу к северу от Кармила.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

К недостаткам сочинения, во 1-х, надо отнести чужую —242— переписку, хотя и давшую автору возможность представить работу сравнительно более обширную, но за то неряшливую, исполненную всякого рода недосмотров, даже безграмотностей, кои, как неисправленные, возлагают ответственность за себя на самого сочинителя. Таковы: Ceil, Beruccsichtigung, Bibelverk, darf вм. durch, Ferkündigung, die Apocryphes Apostelgeschichten (в списке пособий стр. 1136–1140), Berachart вм. Berachoth (106), Ионон (115), пороша (112), наиболее авторитетные кодексы: Грисбах, Типиендорф – читают (285), весьма непростительно (в переводе из Леандера слов: sehr schwankend – вм. нерешительно (стр. 901), de morto persecutum (1034), памятники отречённой римской (вм. русской) литературы (921), Evald (759), des Volk, Vieseler, Chronologiae apost. Zeitalters (744), apocrifa (848), что ты мал (вм. лжёшь стр. 1084), fon (27), „клад“ вм. плод (797), уже другой рукой неверно написаны еврейские слова на стр. 33 ср. 550 и др. мн. особенно в цитатах. Некоторые из этих, неизвинительных в учёной работе, неряшливостей прямо досадны тем, что затрудняют понимание смысла речи автора (напр. „клад“ вм. „плод“, или „мал“ вм. „лжёшь“), и без того неуклюжей и иногда неудобопонятной, особенно при нередкой неразборчивости почерка. Во 2-х, отсутствие литературной обработки стиля доходит иногда до неясности изложения, запутанности длинных периодов, непоследовательности и нестройности сочетания мыслей, даже до неправильных выражений и нарушений грамматических правил. Примеры: „после вознесения Господа на небо ученики остались без своего руководителя“ – стр. 7 (очевидно автор хотел сказать „без видимого руководства Спасителя“, но не сказал так по непривычке выражаться точным богословским языком), – „он (Пётр) первый выступил с речью о прославлении Иисуса Назорея давно ожидаемым Мессией (ibid), – Господь, при обращении лично к нему, обращается.., давая ему власть, Господь даёт (5), – все отцы стараются превзойти друг друга в данных Петру эпитетах (9), – жадно глотаешь в себя свежий воздух... лёгкие, не засорённые пылью пустыни Иудейской, дышат свободно (29), – в Новом Завете оно (Геннисаретское озеро) слыло морем галилейским (33), – учения, которое он производил (47), – воспи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приступая к Святым Тайнам, приступайте в простоте сердца, с полною верою, что Господа приемлете в себя, и с соответственным тому благоговеинством. Чему быть на душе после сего, предоставьте сделать то самому Господу. Многие наперед вожделевают получить от святого причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу таинства колеблются. А вина не в таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а все предоставьте Господу, прося у Него одной милости: укрепить Вас на всякое добро в угодность Ему. Плод причащения чаще всего отзывается в сердце сладким миром; иногда приносит оно просвещение в мыслях и воодушевление в преданности Господу; иногда ничего почти не видно, но после в делах обнаруживается большая крепость и стойкость в обещанной исправности. Замечу и здесь, что плодов от святого причастия ощутительных не видим мы оттого, что редко причащаемся. Положите себе как можно чаще причащаться — и увидите плоды от сего таинства утешительные. Все время молюсь и буду молиться, да поможет Вам Господь приступить к сим двум таинствам в полное обновление духа Вашего. И во всем, чего желает душа Ваша доброго, Господь буди Вам помощник!   42. Поздравление и благожелание покаявшемуся и причастившемуся Святых Христовых Таин. Вступившему на путь истинной жизни требуется непрестанное памятование о Боге Теперь, наверное, Вы уж исповедались и причастились. Поздравляю! Даруй, Господи, чтобы сие было Вам в окрыление духа, в прилепление сердца к Господу, в льготу и отраду на пути жизни, в нравственную крепость на дела богоугодные. Но паче всего желаю Вам ощутить радость спасения в Господе. Ибо Господь в Вас, а где Господь, там и спасение. Один языческий царь, когда буря застала его на море и корабельники в страхе не знали, что делать, по свойственной ему заносчивости сказал: «Чего боитесь? Вы везете такого царя». То была пустая речь. Но Господь, когда однажды буря ветреная подвергала опасности корабль, на котором Он плыл с учениками чрез озеро Геннисаретское, и последние, не зная, что делать, воззвали к Нему: «Господи, спаси ны, погибаем!» — прежде запретил ветру и волнению водному и, когда уже улеглись волны и бысть тишина, сказал: «Где есть вера ваша?» (Лк. 8, 23–25). Таким образом, только в отношении ко Господу можно поистине говорить: чего боитесь? Господь с вами. Сие и говорю Вам: ни внутренних, ни внешних волн не бойтесь, ибо Господь с Вами. Не теряйте живой веры в сие, и сердце Ваше будет исповедать: аще… и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс. 22, 4). И всем причастникам прилично петь: Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль (Пс. 45, 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

3. Геннисаретское озеро (или Галилейское море) окружено большими лесами. Оно имеет сто сорок стадиев в длину и сорок в ширину 148 . Вода в нем пресная и пригодная для питья, так как там нет никакой болотной грязи или мути. Это происходит оттого, что оно со всех сторон окружено песчаным берегом и вокруг него стоят восхитительные города: с востока – Юлиада и Гиппос, а с запада – Тивериада со своими целебными горячими водами 149 . А виды рыб по виду и по вкусу превосходнее, чем в любом другом озере 150 . XI. О природе Мертвого моря 1. Мертвое море простирается в длину на пятьсот восемьдесят миль вплоть до Зоара Аравийского, а в ширину – на сто пятьдесят миль до окрестностей содомитских 151 . Совершенно ясно, что они были затоплены из шахт, некогда заполненных солью после сожжения Содома, Гоморры и соседних городов 152 . Также, если смотреть издалека с дозорного поста на Масличной горе 153 , становится ясно, что из-за столкновения волн образуется очень соленая соль, которая, высохнув на солнце, как считают многие, помогает при родах. 2. Еще говорят, что по-другому образуется соль на какой-то горе на Сицилии, где камни, вытащенные из земли, образуют по-настоящему очень соленую и пригодную для любых целей соль, которая называется «соль земли» 154 . Море называется «Мертвым» потому, что оно не принимает никаких видов живых существ, ни рыб, ни живущих у воды птиц. Волы и верблюды держатся на поверхности воды 155 . А если Иордан, разлившись из-за ливней, приносит рыб, и они туда заплывают, они тотчас же погибают и плавают на поверхности его плотных вод. Говорят, что зажженный светильник может переплыть море не перевернувшись, но когда огонь гаснет – он тонет. И все живое, каким бы способом оно ни затоплялось, очень тяжело удержать на глубине 156 – все живое, что было затоплено, хоть даже и придавлено грузом, тотчас всплывает 157 . 3. Еще говорят, что Веспасиан приказал бросить на дно со связанными руками тех, кто не умеет плавать, и все они остались держаться на воде в том же месте 158 . Сама же вода бесплодна и горька, темнее, чем другие воды 159 и кажется будто сгоревшей 160 . Также известно, что на поверхности воды плавают кусочки битума, черной жидкости; люди собирают их, подплывая на лодках. Битум очень липкий и говорят, что его нельзя отрезать даже железом, поддается он только менструальной крови женщин или моче. Используют его для просмолки кораблей или для лечения тела 161 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

...С каждой стороны восьмерика в алавастровом окне (архитектор более всего любил этот материал – вроде тончайшего просвечивающего фарфора) большими квадратными буквами вписан латинский текст одной из восьми заповедей. Простые строгие стены святилища сделаны из серого мрамора, но внутренняя поверхность купола мерцает золотой, четко выделяющейся на общем фоне мозаикой. Мозаичный пол украшен символами главных христианских добродетелей. Изнутри храм также представляет собой центрированный восьмигранник, почти ротонду, причем престол находится в самом центре. Не только священник, совершающий литургию, но и молящиеся видят не только престол, не только стены и окна храма, но и – через окна – весь галилейский окоем... Впечатление внутреннего кругового обзора еще усиливается нависающей над холмом крытой галереей, позволяющей посетителям в любое время года любоваться красотой окружающего пейзажа. Табга Далее дорога наша лежит в Капернаум. Но по пути, спустившись с горы Блаженств, мы оказываемся в Табге. Это и есть Капернаумское Семиключие, о котором говорилось выше. В ханаанское время место называлось Магадан («Воды счастья»). Они действительно не простые, эти семь ключей. Как большинство впадающих в озеро источников, они горячие, целебные. К ним, как и к русскому Магдальскому саду (название «Магдала» некоторые тоже ассоциируют с Магаданом), косяками идет – особенно в зимние месяцы – талапиас, «рыба св. Петра», тропическая разновидность окуня, не любящего холода. Так что евангельские рассказы о сетях, рвущихся от избытка рыбы, вовсе не кажутся здесь преувеличением. Еще в римское время значение Капернаумского Семиключия вполне осознавалось, и римляне строили ниже источников цистерны (фрагменты одного канала видны и сейчас) для орошения «счастливой водой» Геннисаретской долины. Но главное значение Табги для библейской археологии состоит в том, что здесь, поблизости, на склоне Горы Блаженств (или, как называют ее иногда, «Эремос», «уединение») совершилось евангельское чудо насыщения 5 тыс. человек пятью хлебами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Южнее Телл ел-Кады, в области Верхней Галилеи найдено 4 дольмена при Мероне. Здесь дольменные столы имеют около 11 фут. длины на 7 ширины и 1½ толщины; их подставные камни низки. Один из дольменов носит имя хаджр-Мунека, т. е. камень чаши или чашечный. Дольмены стоят на ровном грунте, к востоку от вершины джебел Джермак, самой высокой горы в Галилее. Несколько южнее Мерона, на возвышении, вблизи развалин Шема, найден еще полудольмен, носящий в местном населении имя хаджр ел-Хубле, т. е. камень, дающий плод чрева. На восток от Мерона, найден один дольмен при геннисаретском озере, на северной его стороне, на горе Алие, носящий ныне имя хаджр ед-Дум, т. е. камень крови. На запад же от галилейского озера английская экспедиция признала мегалитический доисторический памятник в известном хаджр ен-Насара, «Христианском камне» на юго-восток от Хаттина, откуда путешественник, идущий с запада, бросает первый взгляд на геннисаретское озеро. Памятник представляет грубый круг из крупных базальтовых камней и имеет 10 шагов в диаметре. Соединяемые с исчисленными камнями имена: «камень крови», «камень чаши», «камень плода чрева», по-видимому, указывают их культовое значение. Все эти памятники стоят на таких пунктах, на каких ныне ставятся в Палестине мукамы, на возвышениях, с весьма широкими видами. 617 Но самый замечательный из мегалитов сохранившихся на западной стороне Иордана, найден в Нижней Галилее, на горе Гилбоа, о местности которой известно, что она долго, по завоевании Палестины евреями, оставалась во владении хананеев. 618 Памятник находится при нынешней деревне Дер-Разале и представляет собою, прежде всего, дольмен-трилифон, которого верхний камень, 7 футов длины, лежит на двух подставных, на высоте 3½ футов от грунта. К дольмену примыкает харам или огражденное камнями священное место в виде четырехугольника 14 фут. в квадрате. Имея подобие двери, дольмен может считаться входом внутрь харама. В центре же четырехугольника стоит грубый менгир, 6 дюймов толщины, 2 футов широты и 3 футов высоты, помещенный прямо против двери; центральная линия, проведенная от этого камня чрез центр двери на 30° отклоняется к востоку от компасного севера. Таким образом памятник горы Гилбоа имеет сходство с диббанским памятником, описанным нами выше, с тем только отличием, что харам последнего не четырехугольный, а круглый. Еще один подобный памятник найден в Васане, и один в Европе, в числе мегалитов Швеции. 619 Но некогда такие мегалитические структуры принадлежали к числу обыкновенных; из них были выведены придорожные структуры Гермеса в том их виде, в каком они изображаются в талмуде, то есть в виде трилифона, стоящего против столба или менгира Гермеса. 620

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

У иудеев была пословица: «Бог создал семь озер в земле Ханаанской, но только одно из них – озеро Геннисаретское Он избрал для Себя Самого». И эта пословица как бы оправдывалась теперь на избрании берегов его местом служения Спасителя. Оно не только по своей красоте, но и по своему серединному положению, а также по своей населенности и необычайному оживлению чудесно было пригодно для начала того служения, которое было исполнением древнего пророчества Исаии, что земля Завулонова и земля Неффалимова, страна заиорданская, Галилея языческая «увидят свет великий», и что на тех, которые ходят «во тьме и тени смертной, воссияет свет». Христу надлежало быть даже во время своей земной жизни «светом к просвещению язычников», равно как и «славой народа своего Израиля». В окрестностях озера обитали самые разноплеменные народы, по­тому что это был «приморский путь». Города там, по свидетельству Иосифа Флавия, лежали очень густо, и многочисленные селения были так многолюдны вследствие плодородия страны, что самые малые из них имели более 15,000 жителей. Население было живое, промышленное, и обрабатывало всякую пядь своей богатой и прекрасной почвы. Целых четыре дороги вели к берегам озера. Одна вела вниз по Иорданской долине, по запад­ной стороне; другая, перейдя мост на южной оконечности озера, шла чрез Перею к бродам Иордана, близ Иерихона; третья вела чрез Сепфорис, красивую столицу Галилеи, к знамени­тому порту Акке на берегу Средиземного моря, четвертая лежала через горы Завулонские к Назарету и чрез долину Ездрилонскую к Самарии и Иерусалиму. Этою областью проходили большие караваны на своем пути из Египта в Дамаск, и язычники, во множестве обитавшие в Вифсаиде Юлииной и Кесарии Филипповой, должны были постоянно встречаться на улицах Капернаума. Во время Христа это была по своей населенности и оживлению промышленная область Палестины, и по водам ее озера во всех направлениях скользили 4,000 судов всякого рода – от военных кораблей римлян до неуклюжих рыбачьих лодок Вифсаиды и золоченых галер из дворца Иродова.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010