Когда некоторые говорят, что Карелия — это бедная земля с тяжелым климатом, я постоянно вспоминаю нашу дивную, великую и славную историю — историю Карельского края. Ведь было все — и дороги, и села, и города, и промышленность. Петрозаводск создавался как промышленный центр России, и трудно себе представить Петровские победы без Петрозаводска. Это была не окраина, не север: мы все — север, вся Русь — север; это органическая славная часть страны. Вот почему особая ответственность лежит сейчас и на властях, и на Церкви, но, в первую очередь, на народе, который здесь живет, — ответственность за возрождение всей этой красоты. Нужно строить дороги, нужно возрождать города и промышленность, нужно обустраивать жилища, нужно находить ресурсы — для того, чтобы заработала экономика края, для того, чтобы его былая слава отражалась в жизни современной Карелии. Конечно, кто-то может сказать, что это хорошие слова, но ведь как трудно все это осуществить! Так много страхов, неуверенности, а некоторым нынешние проблемы вообще представляются как следующие один за другим кризисы, как некий непрекращающийся шторм, сокрушающий все добрые начинания. К тому же сегодня остается много проблем, связанных с личной жизнью людей: со злоупотреблением алкоголем, с распадом семей, с желанием во что бы то ни стало уехать куда-то в другое место, где слаще кормят. Поэтому некоторые и пребывают в состоянии апатии. Я хотел бы всем этим людям ответить Евангельскими словами. Сегодня совершенно случайно выпало Евангельское чтение (Мф. 8, 23-27), которое очень подходит к тому, о чем мы сейчас с вами говорим. В этом отрывке повествуется о том, как Господь плывет в лодке по Геннисаретскому озеру. Озеро это и сейчас, как вы знаете, существует; его окружают дивные галилейские пейзажи, мягкий климат. Но и на этом озере, как на Онеге и на Ладоге, может неожиданно подняться буря. А рыбаки использовали не такие уж большие лодки, с которых они ловили рыбу. И вот поднялась такая буря на Геннисаретском озере. На носу лодки дремал Спаситель. Апостолы испугались силы волн, ветра — настоящий шторм! Будят своего учителя и говорят: «Мы погибаем». На что Господь спокойно им отвечает: «Что вы боитесь, маловеры?». И усмирил бурю.

http://patriarchia.ru/db/text/1175030.ht...

Старцу Самуилу в руки подали чашу с вином. Он строгим взглядом из-под лохматых седых бровей обвел жениха и невесту и чуть надтреснутым голосом торжественно произнес: — Пусть имя Господа будет благословенно отныне и вовеки! Да ведет Он нас по путям праведности и услышит благословение сынов Моисея, сынов Аарона! Благословен Бог Израилев, создавший плод виноградной лозы. При этих словах Самуил дал новобрачным испить вина из чаши. Стали читать брачный договор. В нем исчислялось имущество Зеведеея. Дом в Капернауме и еще один дом в Иерусалиме, три лодки, несколько рыбачьих сетей. В этом же договоре перечислялось приданое невесты. Затем было еще семь чаш с благословениями и пожеланиями родственников. Саломия уже не вникала в смысл произносимых слов, и все дальнейшие обряды проходили для нее словно во сне. Она даже не сразу сообразила, что они с Зеведеем уже сидят в комнате совершенно одни. Сюда их завели по древнему обычаю, на несколько минут, чтобы засвидетельствовать их единение как законных супругов. Они сидели молча, не поднимая глаз. Нарушил молчание Зеведей: — Когда ты родишь мне сыновей, — сказал он, — я научу их ловить рыбу, — он немного помолчал и добавил: — Они будут хорошими рыбаками и в доме нашем всегда будет достаток. Саломии тоже захотелось что-нибудь сказать, но в это время в комнату ватагой влетела молодежь и повлекла новобрачных к праздничному столу. Шумные свадебные застолья продолжались, как и полагается в хороших домах, все семь дней . А на восьмой день лодки Зеведея уже были далеко от берега Генисаретского озера. Молодая хозяйка осталась дома дожидаться мужа. А. Солодовников. Я не устану славить Бога... Избранные стихи/Паломник. М.: 2006. Геннисаретское озеро иногда именовали Галилейским ­морем (Мф 15, 29). (Здесь и далее примечания автора). Обычно днем свадьбы у евреев для девиц служила среда, а для вдов — пятница. В субботу свадьба вообще никогда не назначалась. Свадебные шествия, как правило, проходили поздно вечером или ночью при свете факелов. Книга Песни Песней Соломона (Песн 3, 1–2).

http://pravoslavie.ru/30251.html

Низменный берег в Палестине состоит из трех следующих, одна за другою равнин: Акрской, Саронской и Сефелы. Первая имеет около 6-ти часов длины, начинается немного выше Акры и оканчивается при подножии Кармила. Вторая идет от Кармила до Яффы и Лидды, а третья принадлежавшая Филистимлянам, простирается от Яффы и Лиды до Газы. Обе вместе они имеют протяжения до 40 часов. Все эти равнины были очень плодородны и отличались роскошною растительностью. По ним текут и впадают в Средиземное море: 1) поток, Кисон, начинающийся при подошве Фавора и впадающий в море близ Кармила; 2) поток, Кана, служивший прежде границею между коленом, Манассииным, и Ефремовым; 3) поток Сигор или Египетский, бывший границею между Палестиною и Египтом. В нескольких милях от берега идет западная возвышенная плоскость от 2000 до 3000 футов высоты. Около средины она разрезывается долиною Ездрелонскою или Иезреельскою 2 на две части: из них северная образует Галилейскую плоскость, а южная заключает в себе горы Ефремовы (Самарийские) и горы Иудовы. На южном конце Галилейской плоскости, при спуске в Долину Ездрелонскую, одиноко возвышается замечательная в Св. Истории, гора Фавор. Между горами Ефремовыми замечательны: Гевал, Гаризин, Гелвуй и Кармил, а между горами Иудовыми – Сион, Мориа, Акра и Елеонская. Южная часть Иудовых гор, простираюшаяся по каменистой Аравии, называется горою Амморрейскою. Западная возвышенная плоскость ограничивается к востоку долиною Иорданскою. Долина Иорданская (Эль-Гор) простирается от подошвы Ливана до Авлонитского залива и идет длинною узкою полосою между двумя параллельными грядами гор, из коих одни составляют склон западной, a другие – склон восточной возвышенной плоскости. Посреди сей долины протекает Иордан, отчего она в называется Иорданскою. Иордан вытекает от подошвы Антиливана, из небольшого озера Фиала, в вначале своего течения впадает в озеро Самохонитское или Мером, имеющее 2 часа длины и час ширины. По выходе из озера Мером, через 2,5 часа, он впадает в море Галилейское, иначе называемое Геннисаретским или Тивериадским. Оно имеет 24 версты в длину и 7 верст в ширину. Местность этого озера самая живописная и климат около него тропический. Из Галилейского моря Иордан, на протяжении 105 верст, течет по стране Иорданской. Так называется равнина, простирающаяся по берегам Иордана от Галилейского до Мертвого Моря. Она имеет в ширину от 7 до 10 верст. Посреди нее змейкой извивается Иордан. В летнее время он имеет обыкновенно 10 сажен ширины и около 1 сажени глубины. В апреле он выходит из берегов и широко разливается. В 105 верстах ниже Галилейского моря Иордан впадает в Мертвое или Асфальтовое море, образовавшееся во время Авраама на месте городов Содома и Гоморры. Оно имеют 77 верст длины, 24 ширины и отовсюду окружено голыми, крутыми скалами. Вода в нем крайне горька, солона и тяжела; ни в нем, ни около него не водится никаких живых существ, ни даже растений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Окончив чтение, Господь свернул священный свиток, сел на кафедру и сказал народу: «То, что предсказывал Исайя, уже исполнилось» [ ]. От этих слов многих присутствующих охватила благодатная радость, они готовы, были признать Иисуса Мессией. Но радость эта была кратковременной, в глубине своего духа некоторые из них были скептиками. Вскоре в синагоге послышались и злобные голоса фарисеев: «Не Иосифов ли этот сын? Как Он может выдавать Себя за Мессию, Мессия должен быть из знатного рода?» [ ] Господь, видя неверие жителей Назарета, обличил их за это и сказал, что язычники по вере бывают часто достойнее богоизбранного народа. Озлобление против Христа дошло до того, что фарисеи схватили Его, повлекли на высокую гору и хотели убить, но Господь прошел сквозь разъяренную толпу невредимым, так как еще не настало время Его страданий. Покидая Свой родной город, Христос сказал: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем...». И Он оставил их навсегда; слово Его уже не звучало в синагоге Назаретской. Христос окончательно переселяется в Капернаум, где сердца людей были более открыты для слушания Его Божественной проповеди. Чудесный улов рыбы и призвание первых учеников. Мф. 4: 18–22; Мк. 1:16–20; Лк. 5:1–11 Из Назарета Господь пошел по городам и селениям Галилеи, неся Свое спасительное учение тем, кто был достоин слова Божия. Многие сердца тянулись к дивному Учителю и Чудотворцу, поэтому Он всегда был окружен толпами народа. Жизнеутверждающее учение Христово совсем не было похоже на мертвое слово книжников и фарисеев. Те говорили, как рабы закона, а Иисус – «как власть имеющий». Книжники и фарисеи исказили смысл закона, сами не понимали его и потому говорили неубежденно и неубедительно. Иисус же говорил Свое, то, что слышал от Отца Своего, а потому говорил властно и убедительно. Проходя селениями, Господь пришел в рыбацкий городок Вифсаиду, откуда родом были Его первые ученики. Этот городок находился на берегу Галилейского моря, недалеко от Капернаума. Геннисаретское озеро всегда славилось хорошей рыбой, а в те времена, по свидетельству древних историков, оно кормило рыбой всю Римскую империю.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Эта противоположность между благословением и проклятием, между жизнью и смертью особенно бьет в глаза в Иорданской долине. Прекрасное озеро Геннисаретское со своими, богатыми рыбою·и оживленными стадами плавающих птиц, водами и со своими плодоносными, некогда богато обрамленными плодовыми деревьями самых различных видов, берегами представляет привлекательный образ полноты самой свежей жизни. Напротив того Соленое море со своею бесплодною и пустою окрестностью ставит пред глазами страшный образ смерти и разрушения. В этой резкой противоположности между полнотою жизни и пустотою смерти, которые в некоторых пунктах этой страны лежат слишком близко, друг к другу, например, в страшной необитаемой пустыне Карантаниа рядом с цветущими бальзамовыми садами и пальмовыми рощами Иерихона, в этой противоположности Палестина является поистине землею, на которую постоянно обращены очи Иеговы от начала года до конца года ( Втор.11:12 ), землею, текущею молоком и медом ( Исх.3:8,17 и др.) для Израиля, поколику он остается верным завету с Иеговою; но с другой стороны – землею, которая легко могла обратиться в источник проклятья: «сера и соль пожарище вся земля, она не будет засеяна, ничего не произведет, и не выйдет на ней никакой травы, как при погибели Содома и Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Иегова в гневе своем и в ярости своей» ( Втор.29:23 ). Если же вообще свойства земли оказывают немаловажное влияние на развитие жителей; то Ханаанская земля, отделенная в наслдие Израильскому народу в своем центральном и вместе с тем изолированном мировом положении (слич. § 8) и со своею столь восприимчивою к благословениям и проклятиям почвою, в совершеннейшей мере была приспособлена и пристроена стать производительным местом царства Божия. Израиль мог выполнить свое назначение: содержать и хранить божественные откровения о спасении только в этой стране, в которой, отделенный от сильных волн всеобщего народного движения, он мог тихо и безмятежно выполнять данную человеку от Творца задачу – возделывать землю, только в этой стране, почва которой, всюду нося следы божественного благословения и милости, в тоже время постоянно напоминала своими естественными судьбами и климатическими отношениями о строгости божественного суда и возбуждала своих обитателей, верным пребыванием в союзе с Богом, сохранять обещанное им благословение, и не навлекать на себя гнев проклятия и разрушения, которому подвергается вероломство.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В 66 году началась Иудейская война. Выведенные из терпения притеснениями и несправедливостями римских прокураторов, иудеи подняли восстание против римского гнета. Самая фанатичная партия иудейских националистов, так называемые зилоты, овладели крепостью Масадой, избили римский гарнизон и первые подали сигнал к Открытому мятежу. К ним присоединился Манаим, сын Иуды Галилейского, осадил Иродов дворец, бывший в то время Преторией прокуратора, и умертвил первосвященника и его брата, которые спрятались там. Восстание быстро разгоралось, поскольку префект Цестий, командовавший римскими войсками, оказался неспособным полководцем и действовал чрезвычайно нерешительно, с необычайной медлительностью. Вследствие этого он терпел поражение за поражением и наконец его поход против восставших иудеев закончился полным разгромом. Тогда римский император Нерон, встревоженный этими событиями, для подавления опасного возмущения отправил одного из лучших своих полководцев — Веспасиана. Дела приняли другой оборот. Карательная экспедиция Веспасиана началась усмирением Галилеи. Защита Галилеи, осада Иотапаты, Тарихеи, Гамалы и других городов, ужасные битвы и побоища, сделавшие Геннисаретское озеро багровым от крови и наводнившие улицы городов целыми потоками крови, — все это картинно описано иудейским историком Иосифом Флавием, лично принимавшим участие во всех этих событиях. Покорив Галилею и Пирею, Веспасиан повел наступление на Иудею, и в первых же битвах многие тысячи иудеев были избиты. Иордан и Мертвое море были переполнены трупами убитых. В 69 году Веспасиан был избран императором и немедленно отправился в Рим, оставив в Палестине своего храброго сына Тита для довершения завоевания Иудеи. Между тем в Иерусалиме происходили страшные беспорядки. Злополучный город раздираем был борьбой партий зилотов, идумеян, сикарйев и всевозможных ожесточенных фанатиков. Народ постоянно видел перед собой сцены невообразимого ужаса и богохульства. Трупы валялись непогребенными на улицах. Самый храм постоянно осквернялся побоищами и кровопролитиями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

( Матф. 8:23–27 ; Марк. 4:35–41 и Лук. 8:22–25 ) Когда они отплыли, утомленный дневными трудами Иисус заснул на корме. Поднялась страшная буря, какие нередко бывали на Геннисаретском озере, окруженном горами с оврагами, которое недаром поэтому окрестные жители называли морем. Ученики, почти все рыбаки этого озера, привыкшие бороться с его бурями, выбились из сил, и в отчаянии начали будить своего Учителя: «Спаси нас, погибаем!» С одной стороны, это выражение страха за свою жизнь, но с другой – и надежды на могущество Господа. По Еванг. Марку, ученики даже позволили себе укорить Господа: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» На это и Господь упрекнул их в маловерии, а затем властными словами: «Умолкни! Перестань!» мгновенно прекратил бурю. И ученики, и «люди», вероятно плывшие на соседних лодках, с изумлением говорили: «кто это, что и ветры, и море повинуются Ему?» 20. ИЗГНАНИЕ ЛЕГИОНА БЕСОВ В СТРАНЕ ГАДАРИНСКОЙ ( Матф. 8:28–34 ; Марк. 5:1–20 ; Лук. 8:26–40 ) Переплыв озеро, Иисус с учениками Его прибыли в страну, лежавшую на восточном берегу его, которую Евангелисты Марк и Лука называют Гадаринской, по имени находившегося в ней города Гадары, а Еванг. Матфей – Гергесинской, по имени другого города Гергесы: оба эти города были в числе городов «Десятиградия». На берегу их встретил бесноватый, одержимый нечистым духом. Евангелисты Марк и Лука говорят об одном бесноватом, а Еванг. Матфей – о двух. Вероятно, это потому, что один бесноватый был человеком всем известным, жителем г. Гадары, и находился в особенно ужасном состоянии беснования, а другой, по сравнению с ним, оставался едва замеченным. Сущность беснования в том, что бесы, лишая человека личного сознания и подавляя его собственный разум, распоряжаются его телом и силами его души, причиняя ему невероятные мучения его же собственными действиями. Величие и всемогущество Сына Божия, сокрытое для человеческих глаз, – для нечистых духов, владевших более совершенным духовным зрением, были очевидны и приводили их в ужас и трепет.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Орошение в Палестине, в общем, достаточное. Правда, множество рек и ручьев в жаркое время пересыхает, но взамен этого есть много ключей, дающих воду. Из постоянных рек нужно указать Бел, нижние течения Кисона и Аудше и Иордан с притоками. К системе Иордана принадлежат и три озера: на севере Бар-эль-Гуле, или Семонитида, как называет его Иосиф Флавий, к югу от него Геннисаретское озеро, называемое также Тивериадским, или Галилейским морем и, наконец, Мертвое море, в которое впадает река Иордан. Климат Палестины можно охарактеризовать как субтропический. Однако в климатическом отношении Палестина представляет очень своеобразную страну: здесь мы встречаем, как, впрочем, в известной мере во всякой горной стране, различные до противоположности климатические пояса. Вершины Ливана даже в жаркое летнее время бывают покрыты снегом. На площади к востоку от Иордана и в Иерусалиме почти каждую зиму изредка выпадает снег, хотя и не держится более одного или двух дней; и бывают морозы, доходящие до –2° С. С другой стороны, в Иорданской долине и Мертвом море летом стоит тропическая жара; на берегу Средиземного моря, благодаря прохладным ветрам, температура всего 17° С. Самое холодное время в Палестине – январь и февраль; самое приятное время года – от середины марта до половины мая, но и летом жара умеряется вечерней прохладой и утренней росой, а также северо-восточным ветром, хотя иногда дует и сухой хамсин. Особенно тепла осень – октябрь не холоднее июня. Растительный мир Палестины отличается таким же разнообразием, как и климат ее, и совмещает пояса, в других странах отделенные пространством в несколько сот миль. Так на вершинах Ермона и Галилеи растут дуб, хвойные деревья, клен, можжевельник, плющ, ольха, тополь, ива, ясень. Из плодовых деревьев здесь произрастают яблони, сливы, груши; из злаков и овощей – пшеница, горох, ячмень, картофель, капуста, огурцы, морковь, салат, горчица, которые встречаются и у нас. Точно так же в Палестине можно видеть и большинство цветов, растущих в северных умеренных странах. Но здесь же роскошно растут растения южных, тропических стран: олеандр, мирт, смоковница, фиговое дерево, маслина, фисташковое дерево, а также такие плодовые деревья, как финиковая пальма 14 , гранатовое, померанцевое, банановое дерево, апельсин, лимон 15 , миндаль, персики, абрикосы, виноград; на полях и в садах растут тропические злаки и овощи: просо, рис, маис, индиго 16 , хлопок, сахарный тростник, сладкий картофель, ямс, табак, дыни и другие садовые и полевые овощи. Кроме того, в Палестине встречаются различные благовонные деревья и бальзамические кусты, как напр., сторакс, кипарис, акация, дающая гумми. Для построек употребляются кедры, смоковницы, дубы, теревинфы, тамариски. Особенно распространенное растение в Палестине – терновник (Spina Christi), из цветов – лилии (крин) и розы, особенно роскошны так называемые иерихонские розы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Четвертая песнь, 5:8–7:14, представляет героиню Песни Песней изнемогающей от любви к Таррака, своему союзнику, победителю Ассирии, который теперь вполне принадлежит ей и которого она подробно описывает 5:11–16. По свидетельству египетских памятников, царь Таррака имел в супружестве дочь Самарии (?), Амунти-Кегат (нмя еврейского происхождение). Название же Суламиты не есть собственное имя героини П. П.; по значению оно равно sansunim вершина, и указывает известную вершину горы Самарии (по Ноаку Сафед), с которой открывается зрителю вид на Гуле и Геннисаретское озеро. Если в первой песни баллады ясно указывался ландшафт западно-ливанский, то здесь не менее ясно указываются окрестности Геннисаретского озера. Пятая песнь баллады (вся восьмая глава). Между четвертою и пятой песнью нужно предположить промежуток нескольких лет, в течение которых герои Песни Песней наслаждались счастьем и миром, именно до смерти Сеннахирима (680). В пятой песни мир героев снова нарушается походом Асаргадона, о котором говорится Ис.24–20 и целью которого было сокрушить «змия летучего», свившего гнездо в виноградниках Самарии ( Ис.27:1 ). Упоминается в балладе даже имя Асаргадона хотя прикровенно. Дело в том, что имя Асаргадон состоит из двух ассирийских слов: асар=знамя и гадан=коршун. По-еврейски же коршун переводится buz, каковое слово и встречается в П. П. 8:1. Если в 8:11 упоминается Ваал-Гамон, т. е. господин множества, то и это есть одно из имен в титуле ассирийских царей. Походом Асаргадона Самария была окончательно уничтожена, и звезда Таррака погасла, впрочем только на сирийском горизонте. Расставшись со своею возлюбленною Самарией, Таррака удалился на берега Нила, где, умертвив фараона Нехао I, воцарился на его престоле. Уже в начале пятой песни гибнущая Самария с беспокойством ищет своего союзника, куда-то пропавшего в решительную минуту. Когда же могла быть написана баллада П. П.? Как лебединая песнь израильского царства, она современна описываемым в ней событиям. По мнению Ноака, Песнь Песней скоро после своего появления быстро распространилась во всем древнем мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Так, на этих берегах, Он, между прочим, дважды напитал целые тысячи голодных людей самым незначительным количеством хлеба и рыбы 345 ; здесь также, в окрестностях Гергесы, исцелил он двух страшных бесноватых, живших в погребальных пещерах 346 . Когда Спасителю случалось проходить по берегу Геннисаретского озера, то около Него собирались многочисленные толпы народа и, следуя за Ним, жаждали послушать Его учения; и Спаситель нередко здесь же, на берегу, начинал беседу с народом. Однажды народ окружил и стеснил Его у самых вод озера, так что Он принужден был войти в лодку, стоявшую у берега на озере, и уже с лодки говорить к толпе, остановившейся на берегу 347 . Господь Иисус творил чудеса и учил и на водах Геннисаретского озера. Евангелисты упоминают о трех переездах Спасителя через озеро с западного его берега на восточный и обратно. Два из этих переездов ознаменованы чудесами, во время третьего было преподано ученикам наставление. Именно, в первый из упомянутых в Евангелии переездов Господь запретил взволновавшемуся озеру и взволновавшему его ветру. Великая тишина, тотчас же после этого запрещения, наставшая на озере, успокоила учеников, находившихся в лодке, и вместе с тем, привела их в великое удивление. Кто это, восклицали они, что и ветры и море повинуются Ему 348 . Во второй переезд Господь шествовал по водам озера, спас утопавшего Петра и также запретил ветру и волнам, заливавшим лодку 349 . Наконец, в третий переезд ученики получили от своего божественного учителя наставление относительно закваски фарисейской и саддукейской 350 . Иногда многочисленные толпы народа, следовавшие за Иисусом по берегам Геннисаретского озера и не дававшие Ему и Его ученикам по целым дням ни покоя, ни даже времени утолить голода, утомляли физическую природу Богочеловека, а неверие и нераскаянность очевидцев Его чудес и слушателей Его учения нередко возмущали Его дух. Для того, чтобы укрепиться и успокоиться, Господь, обыкновенно, искал уединения, и в такие минуты пустынные местности, находившиеся в окрестностях Геннисаретских вод, не однажды служили для Него прибежищем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010