Другие горы не превышают трети этой высоты и более знамениты связанными с ними историческими воспоминаниями, чем своим внешним величием 115 . Промежуточные долины и равнины представляют собою то плоские возвышенности, иногда поднимающиеся до трех тысяч футов над уровнем моря (как напр, равнина Хеврона, лежащая на высоте 3 029 ф.), то глубокие впадины, иногда лежащие ниже морского уровня, как долина иорданская, лежащая почти на пятьсот футов ниже уровня Средиземного моря. Вследствие такого своеобразного устройства, Палестина представляет особенности, каких еще нигде не встречается на земном шаре. На занимаемом ею небольшом пространстве встречаются самые поразительные противоположности. Снеговые вершины Ливана и Ермона, так сказать, смотрят на долины и пустыни юга, где палящий зной по временам сжигает всякую растительность. В близком соседстве растут самые разнородные деревья – стройная пальма, любящая зной, и величавый дуб, требующий более умеренного и влажного климата. С западной и восточной стороны Палестина окаймлена водою: с запада Средиземным морем, а с востока рекой Иорданом, который, беря свое начало в недрах Ермона, почти в прямом направлении течет с севера на юг, слегка извиваясь по долине. На своем пути Иордан протекает два озера – Меромское и Геннисаретское и впадает в Мертвое море, имея таким образом до полтораста верст протяжения, при 10–12 саженях ширины и 1–2 саженях глубины в летнее время. Из двух протекаемых им озер особенно замечательно озеро Геннисаретское, названное так вследствие своей арфообразной формы. Оно имеет около 20 верст в длину и 10 в ширину, отличается чрезвычайною прозрачностью своих вод, наполненных рыбами всякого рода. Окружающая его местность поражает своею живописностью и плодородием. По берегам его успешно растут пальмы, смоковницы, виноград и плодовые деревья всякого рода. Чрезвычайно теплый и благорастворенный воздух содействует тому, что все плоды на его берегах созревают месяцем ранее, чем на окружающих высотах. Недаром иудеи говорили, что если рай еще есть на земле, то здесь именно дверь, которая ведет в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Нав.19:35 .  Города укрепленные: Циддим, Цер, Хамаф, Раккаф и Хиннереф, Первые два города Циддим (по-еврейски Гацциддим) и Цер ( Тириан, Тир в славянской Библии согласно с греческими списками) не определены. У Евсевия первому из них соответствует название Λοεβειμ, второму – Τρος, о которых сказано только, что носившие эти названия города находились в Неффалимовом колене. Хамаф находился на месте Ель-Хаммам, как называются теплые источники на западном берегу Геннисаретского озера, недалеко от Тивериады. Раккаф полагается обыкновенно, на основании талмудического сказания, на месте позднейшей Тивериады, нынешней Табарийэ. Хиннереф, одинаковое с которым название носило в древние времена и озеро ( Нав.11:2 ), находился на северо-западном берегу последнего, в плодороднейшей равнине, в новозаветные времена носящей название «земли Геннисаретской» ( Мф.14:34 и др.), а в настоящее время называемой Ель-Гувейр. Нав.19:36 .  Адама, Рама и Асор, Место города Адама (в Ватиканском списке Αρμαιθ, в Александрийском списке Αδαμι) с положительностью не определено; английскими исследователями Палестины он указывается в Дамийэ, к юго-западу от Тивериады. «Рама» находилась на месте Ер-раме, к северо-западу от Геннисаретского озера. Об Acope Нав.11:1 . Нав.19:37 .  Кедес, Едрея и Ен-Гацор, О Кедес Нав.12:22 . Едрея и Ен-Гацор неизвестны по своему месту. Нав.19:38 .  Иреон, Мигдал-Ел, Хорем, Беф-Анаф и Вефсамис: девятнадцать городов с их селами. Иреон ( Иарион в славянской Библии) указывается на месте деревни Иарон с древними развалинами, к западу от южной оконечности оз. Мером. Мигдал-Ел, Хорем географически не определены; в Ватиканском списке оба названия соединены в одно: Μεγαλααρειμ (Мегалаарим); в Александрийском списке ему соответствует: Μαγδαλιη Ωραμ – Магдалиил, Оран в славянской Библии. Этот Меголаарим указывается (английскими исследователями Палестины) в Медждель Ислим, к северо-западу от Кедеса ( Нав.12:22 ). Беф-Анаф отождествляется с нынешней деревней Энита (Ainita), верстах в 9-и также к северо-западу от Кедеса. Место Вефсамиса Неффалимова колена неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Озеро стало пустынным. Единственная лодка, в самом жалком состоянии, бороздит ныне эти волны, некогда столь богатые жизнью и радостью. Но его вода – все также легка и прозрачна. Берег, состоящий из скал и булыжника, есть настоящий берег маленького моря. Он чист, опрятен, без тины; легкие волны всегда ударяют в одном и том же месте. Маленькие мысы, покрытые олеандрами, тамарисами и иглистыми каперсами красиво вырисовываются на нем: особенно в двух местах, при истоке Иордана близ Тарихеи и на берегу Геннисаретской долины, имеются восхитительные цветники, где волны рассыпаются в пышной траве и цветах. Поток Аин-Табига образует маленький лиманчик, наполненный красивыми ракушками. Тучи водяных птиц покрывают озеро. Горизонт залит ослепительным светом. Вода цвета небесной лазури, глубоко заключенная между залитых сиянием скал, когда смотришь с высоты Сафедских гор, кажется будто занимает дно золотого кубка. На севере снежные ущелья Ермона вырезываются белыми лилиями на небе; на западе высокие волнистые равнины Гавлонитиды и Переи, совершенно выжженные солнцем, образуют сплошную возвышенность, или лучше – длинную и высокую террасу, которая от Кесарии Филипповой направляется к югу. Жара на берегах озера в настоящее время невыносимая. Озеро занимает впадину в двести метров (=275 арш. ) ниже уровня Средиземного моря и разделяет таким образом условия жаркого пояса вместе с Мертвым морем. Обильная растительность умеряла некогда эту чрезмерную жару: иначе трудно бы понять, как такая раскаленная печь, какою в настоящее время оказывается весь бассейн озера, начиная с месяца мая, мог быть некогда театром удивительной деятельности. Иосиф, впрочем, находит климат этой страны очень умеренным. Без сомнения тут, как и в Римских полях, произошла некоторая перемена климата под влиянием исторических обстоятельств. Исламизм, и особенно реакция мусульманская против крестовых походов высушили, подобно смертельному ветру, местность излюбленную Христом. Четыре – пять больших поселков, расположенных на полчаса один от другого, вот главное и постоянное место деятельности Христа в эту эпоху.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

В библейские времена они составляли болотистую равнину, переходящую в Хуле – лукообразное озеро около шестнадцати километров длиной. Сейчас болота и озеро высохли, и Верхний Иордан переходит в Средний Иордан, из которого река впадает в Галилейское море (озеро) (208 м ниже уровня моря). (Галилейское море называют еще Геннисаретским, Киннереф (Киннерет) (от евр. киннор – «арфа»), а также Тивериадским.) Оно имеет двадцать один километр в длину и тринадцать километров в ширину, по своей форме действительно напоминая арфу. Море расположено между Галилейскими горами и Голанскими высотами Заиорданского плато. Климат в долине Иордана субтропический, но море подвержено внезапным и сильным штормам. На юго-западном берегу моря находится и ранее плодородная Гинносарская равнина. Иордан приносит довольно много соли в Мертвое море – самое соленое море на земном шаре; глубиной оно в среднем 396 м (самое глубокое место – около 765 м ниже уровня моря). Длина моря – семьдесят семь километров, ширина – четырнадцать километров в самом широком месте. Оно еще называется море Соленое и море Восточное. История древнейших обитателей Святой Земли имеет некоторые, лишь только ей присущие, особенности, рассматривать которые следует согласно общепринятой археологической периодизации. Каменный век. Палеолит Ранний палеолит принято отсчитывать от начала существования человека. На Святой Земле древнейший известный памятник – это Убейдия (ок. 300 000 лет до Р.Х.). Средний палеолит, начавшийся здесь ок. 120000 г. до Р.Х., в основном закончился к 35000 г. до Р.Х. Обряды погребения очень разные. Имеется обычное трупоположение с инвентарем: орудиями, останками животных, «мелками» из охры и т. п. (Схул, Кафзех), встречается и без инвентаря (Схул, Табун, Кебара). Существуют расчлененные погребения (Схул), погребения без черепов (Кебара), захоронения отдельных черепов (Кафзех) – духовная культура здесь была весьма и весьма сложной. Одна и та же группа людей хоронила в одном и том же районе по разным обрядам в рамках одного и того же, пусть и длительного, периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Галилейское море, озеро Геннисаретское и Тивериадское море суть названия одного и того же обширного озера в Галилее Палестинской. В книге Числ ( Чис. 34:11 ) и Навина ( Нав. 12:3 ) оно называется Киннерефским по внешней форме овальной. Тивериадским оно называется от имени, находящегося у его берега, города Тивериады; а Геннисаретским от имени прибрежного же города Гениссар, или Геннисарета, по красоте окружающей его природы. Простиралось это озеро в длину на 30, а в ширину на 8 верст. На северном конце его входит река Иордан, а на южном она вытекает. Кругом озера этого сосредоточен был богатый промышленный центр Палестины; по берегам озера почти непрерывной линией тянулись города и деревни с очень многочисленным населением. Вода в озере прозрачна, приятна на вкус и прохладна; ее рассекали до четырех тысяч судов разного вида: военных кораблей римлян, грубых лодок рыбаков Вифсаиды и позолоченных шлюпок Ирода. Обыкновенно тихое и спокойное озеро Геннисаретское иногда от ветров с гор делалось бурным и опасным. Оно славилось чрезвычайным обилием всякой рыбы, так что ловить ее было дозволено всем, и рыба была любимым там кушаньем до того, что на обеде для одного великого раввина было подано триста разных сортов рыб. Рыбу ели свежую, соленую, сушеную; из нее приготовляли лакомства; советами ее приготовления и какую есть, в какое время, занимались даже раввины, наставляющие мыть рыбу лучше пивом и вином. Ловлею и продажею рыбы занимались очень многие; одни из иерусалимских ворот назвались «рыбными», потому что туда доставлялась масса рыбы из Галилеи и рыбною торговлею занимались даже члены синедриона, нагружая рыбою целые корабли. Занятие рыбным промыслом было не только очень выгодным, но и почетным… У западного берега озера находилась «земля Геннисаретская» ( Мф.14:34 ; Мк.6:53 ), которая была первым и главным местом проповеди Христа Спасителя. Самое слово Геннисарет означает: «сады изобилия», и нигде не было таких красот природы и обилия всяких растений и плодов самых разных климатов, как в «земле Геннисаретской». Плоды на деревьях были в продолжение десяти месяцев. Еврейский историк того времени Иосиф Флавий, с восторгом описывая красоты озера Геннисаретского, дивный климат, пальмы, виноградники, фиги, померанцы, миндальные деревья, гранаты, – говорит, что времена года по-видимому там спорят за честь владения этою райскою местностью… А еврейский Талмуд учит, что ожидаемый Мессия явится некогда из этого озера Тивериадского или Геннисаретского…

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По нашему мнению, слова евангелиста: „И увидел их бедствующих в плавании (когда Он сам еще находился один на земле, ст. 47), подошел к ним, идя по морю“ – даже положительно говорят против вышеуказанного мнения. Затем отрицательной критике кажется неестественным и неправдоподобным и то обстоятельство, что ученики так долго переезжали озеро Геннисаретское. От берега они отплыли, – говорит отрицательная критика 534 – еще в день (bei Tage), а прибыли только на другой день утром, тогда как двух часов совершенно доста­точно было бы для того, чтобы в ширину переплыть Геннисарет­ское озеро. Отрицательная критика делает большую ошибку, когда говорит, что ученики отплыли от берега еще днем; из евангельских повествований ( Мф. 14: 15 ; Мр. 6: 35 ; Иоан. 6: 16 ) мы знаем, что, когда наступил вечер, Иисус только повелел ученикам разсадить народ рядами по пятидесяти человек; если же при­нять во внимание, что для этого требовалось время, равно как и на то, пока все евшие насытились и пока ученики собрали двенадцать корзин оставшихся кусков, то необходимо допустить, что ученики могли отплыть от берега только в довольно поздний час вечера. Если же вместо двух-трех часов, потребных для того, чтобы переплыть озеро, ученики употребили от 6 до 8 часов, то и в этом обстоятельств не может быть ничего у дивительного, если мы примем во внимание, во-первых, что в это время была темная ночь ( Иоан. 6:17 ), что, следовательно, ученики могли плыть не по прямому направлению, и, во-вторых, что им пришлось бороться с бурей и противным ветром. А, как известно, при противном ветре нельзя столько проехать, сколько при ветре попутном. Наконец, для отрицательной критики 535 представляется совер­шенно непонятным и то, каким образом Петр мог испугаться, когда он сам сначала испросил повеления идти по водам. Но это возражение разрешил сам Христос, когда сказал Петру в виде упрека: „маловерный! зачем ты усомнился?“ А усомнился, по словам евангелиста, он от того, что увидел сильный ветер и испугался. В это время, по всей вероятности, и в самой душе Петра происходила сильная буря борьбы веры с неверием, предан­ности Христу с немощью человеческого естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Ему постоянно попадались фруктовые сады с самыми превосходными плодами. Всюду он видел зеленеющие нивы, обещающие домохозяину богатейший урожай. А каким роскошным, до поразительности разнообразным цветным ковром выглядели многие долины Галилеи и особенно „большая равнина“ ( τ πεδον μγα) Эздрилонская 73 . Тысячи всевозможных благоухающих цветов росли на них. Даже небесный Учитель указывал народу на эти красивые равнины 74 . Здесь взор паломника поражался замечательным разнообразием. Превосходные рощи дорогих деревьев чередовались с богатейшими зеленеющими нивами, роскошными кустарниками, лугами, пестревшими всевозможными цветами. Здесь паломник дышал благорастворенным, чистым, мягким приятным воздухом. Обширные навесы фиговых и гранатовых деревьев служили прекрасным местом отдыха для усталого путника. Здесь он не нуждался в воде, как в Иудее: почти постоянно ему встречаются, то горной поток с кристально чистою, освежающею водой, то река, то озеро, то хорошая цистерна. Реки: Леонтес, Айин, Белус, Киссон несли свои воды в Средиземное море, Сарон, Жалюд и другие в Иордан. Геннисаретское озеро представляло собою громадный резервуар чистой, прохладной, здоровой воды, весьма приятной на вкус. Роскошная природа Галилеи не подавляла путника, как природа Иудеи. Словом, это действительно был роскошный „Божий сад“, страна текущая молоком и медом 75 . Одна только северная её часть представляла исключение: она была несколько болотиста, со множеством ущелий и пещер. Так же описывали природу Галилеи и древние писатели Полибий, Тацит, Аммиан Марцелин, Плиний и другие 76 . Но на всем этом пространстве выделялись некоторые места, которые особенно поражали всякого своею красотою. Это нужно сказать о Геннисаретском озере с его живописными берегами. Это то самое озеро, на берегах которого протекли многие годы жизни Иоанна. Здесь он постепенно рос и развивался. Здесь он жил со своими глубокими думами и чувствами. Здесь он был призван Спасителем в число учеников. Здесь он был очевидцем многих чудес и дивных бесед Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

406 Имя Неффалим означает “мой спор”, “борьба”. Он был сыном Иакова от Валлы, служанки Рахили. Удел колена Неффалимова находился на самом севере Палестины, к югу граничил с коленом Завулоновым, к западу Ассировым и отделяется от полуколена Манассиина на востоке верхним Иорданом. Неффалимляне не изгнали из своих пределов прежних жителей ( Суд. 1, 33 ) и после здесь возвысилось царство Иавина, который был побежден Деворою и Вараком ( Суд. 4 ). Неффалимляне помогали и Гедеону в его войне с Мадианитянами и Амаликитянамии ( Суд. 6, 35 ). При нашествии Ассириян, они прежде других Израильтян были отведены в плен, и в числе пленных находился Товит Неффалимлянин ( 4Цар. 15, 29 ; Тов. 1, 2 ). 409 О времени проповеди Спасителя в Назаретской синагоге существуют различные мнения. Вообще, надо сказать, что вполне точную бесспорную хронологическую последовательность евангельских событий установить невозможно, ибо у каждого евангелиста своя система изложения, в согласии с поставленной целью. 410 Гора, с которой люди желали сбросить Иисуса, расположена в полутора часах ходьбы от центра города. Восход на эту гору очень трудный, на вершине находится небольшая площадка, а внизу страшная пропасть. Полагают, что древний город простирался до сего места. 411 Галилейское озеро, Галилейское море, Геннисаретское озеро, Тивериадское море, – под этими названиями разумеется одно и то же озеро, находящееся в Галилее. В древности оно называлось Киннерефским ( Чис. 34, 11 ; Нав. 12, 3 ) по внешней своей овальной форме, так же как назывался один из древних музыкальных инструментов, похожей формы. Теперь оно называется Геннисаретским от города Геннисар, а также Тивериадским – от города Тивериады. Длина озера 32, а ширина 8 километров. В северный конец в него втекает Иордан, а из южного вытекает. Климат здесь тропический: растут пальмы, на полях возделывается индиго. В озере находится множество рыбы. На берегах его высился гордый Капернаум. Из рыбарей этого озера избрал Господь Себе учеников и сделал их ловцами человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Особенности береговой линии Геннисаретского озера суть следующие. Начиная обозрение берегов озера с северной его конечности, с того места, где в него вливается Иордан, и направляясь по восточному берегу, путешественник прежде всего проходит по равнине, имеющей в длину около часа, в ширину от 40 до 50 минут пути: это равнина Батиха, или пустыня Виосаид- ская. Орошаемая в продолжение целого года несколькими потоками, эта равнина отличается замечательным плодородием: на ней в изобилии произрастают: пшеница, просо, ячмень, огурцы, дыни; в ее садах, защищенных от влияния холодного северо-восточного ветра крутыми склонами Джоланской плоской возвышенности и доступных лишь действию теплого и влажного ветра юго-западного, очень рано созревают овощи, которые обыкновенно доставляются на Дамасский рынок. Образуемая равниной, береговая линия идет, начиная от устьев Иордана, на востоко-юго-восток. С того места, где оканчивается равнина, берег озера направляется к югу и сохраняет это южное направление, без особенно резких отклонений, до 20 верст, после чего поворачивает на запад. Окраина Джоланской возвышенности более или менее крутая, возвышающаяся над озером около 150 саж. и как бы отодвинутая от него равниной Батиха – на юг от этой равнины очень близко подходит к водам озера и отделяется от них лишь очень узкою низменною полосою земли, по которой в древности была проложена Римлянами дорога до города Гергесы (ныне Курси), находящаяся в развалинах. Развалины Гергесы раскинуты при впадении в озеро узкой и глубокой долины Самак; в их окрестностях пробиваются из скал горячие серные источники; около них находится единственное на всем восточном берегу место, где крутой склон Джоланской возвышенности непосредственно спускается в воды озера; это, без сомнения, та крутизна, с которой, во времена Христа, бросилось в озеро стадо свиней 319 . В скалах, окружающих развалины Гергесы, доселе сохранилось много гробов, или древних погребальных пещер. Узкая береговая равнина, идущая от равнины Батиха и прерванная Гергесинской крутизною, становится, на юг от этой крутизны, все шире и шире и наконец сливается с обширною равниною Иордана. Скалистые высоте обрывы, стоящие над озером с юго-восточной стороны, состоят главным образом из базальта и прорезаны узкими долинами и оврагами, по которым сбегают в озеро в период дождей многоводные потоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Галилея – удел четырех северных колен Израилевых, область, удаленная от боевой арены края Иудова, страна плодородная, богатая растительностью, посреди роскошной природы, сопредельная с приморскою торгового страною Тира, Сидона и Финикии, отличалась от других областей и составом своего населения, в значительной части смешанного с поселениями чужеземцев-язычников (Галилея язык); и в выговоре населения Галилеи были особенности, по коим можно было различить природного галилеянина ( Мф. 26:73 ). Итак, немудрено, что посреди простого населения Иисус Христос избрал главное место Своего пребывания и проповеди. К тому способствовала в особенности местность вокруг озера или моря Тивериадского (Галилейского), которое приобрело с тех пор всемирную славу. Западный берег озера в пределах Галилеи был самым плодородным и самым оживленным краем Палестины. Это озеро размером не более 13 миль в длину и 6 миль в ширину славилось издревле необыкновенным обилием рыбы, и берега его оживлены были рыболовством, судостроением и перевозочным промыслом. Горы окружали озеро на западной стороне; но у самых берегов в северной части озера оставалась свободною широкая полоса земли – равнина, слывшая под именем земли Геннисаретской ( Мф. 14 ). Здесь у самого берега образовались многолюдные селения рыболовов и промышленников, одно из них носило даже название «рыбного дома» (Вифсаида, родина Филиппа, Андрея и Симона). Не было места в Палестине (за исключением столицы), столь благоприятного для дел служения Иисусова, для проповеди и благотворении. Из этого центра молва о Нем протекала в дальнюю Сирию ( Мф. 4 ) и привлекала к Нему несметное множество народа из всей Галилеи, из Десятоградия, из Иудеи, из пустынь Заиорданских, так что где ни пребывал, где ни проходил Он, приводили и сносили к Нему всяких недужных. Вдалеке от столицы, в смешении с поселенцами с Ливана и из Аравии жители берегов Галилейского озера непричастны были к ожесточенным предрассудкам фанатизма, которые господствовали в южной части Палестины и мешали принять от Пего учение любви и правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010