Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРОНТИЙ Геронтий (Лакомкин), старообрядческий еп. Петроградский и Тверской. Фотография Г. П. Белякова. 20-е гг. ХХ в. Геронтий (Лакомкин), старообрядческий еп. Петроградский и Тверской. Фотография Г. П. Белякова. 20-е гг. ХХ в. (Лакомкин Григорий Иванович; 1.08.1872, дер. Золотилово Нерехтского у. Костромской губ. (ныне Вичугского р-на Ивановской обл.) - 7.06.1951, Москва), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви ( Белокриницкая иерархия ). Из семьи старообрядческого свящ. Иоанна Григорьевича Лакомкина, до принятия сана служившего конторщиком на фабрике в с. Б. Яковлевском Нерехтского у. Костромской губ. (ныне г. Приволжск Ивановской обл.) у купца-беспоповца С. Д. Сидорова. Лакомкин получил домашнее образование, в 1896 г. женился на крестьянской девушке А. Д. Нечаевой. В 1899-1903 гг. служил в 113-м Старорусском пехотном полку. Вернувшись в Золотилово, занимался земледелием, выполняя в местном храме обязанности уставщика и руководителя пения (после кончины в 1886 Иоанна Лакомкина священником храма в Золотилове стал его старший сын Георгий, впосл. принявший постриг с именем Геннадий и 8 сент. 1910 поставленный старообрядческим епископом Донским). По просьбе жителей дер. Стрельниково близ Костромы Г. согласился стать священником Покровской ц. этого села. 14 мая 1906 г. старообрядческий Нижегородский и Костромской еп. Иннокентий (Усов) в Золотилове рукоположил его во диакона, 21 мая в церкви с. Василёва (ныне г. Чкаловск Нижегородской обл.) еп. Иннокентий рукоположил Григория Лакомкина во священника. Деревянный храм в Стрельникове представлял собой бывш. моленную (1885), перестроенную под рук. свящ. Григория. По инициативе священника осенью 1908 г. в Стрельникове открылось 4-годичное земское уч-ще для детей старообрядцев, в к-ром особое внимание уделялось обучению крюковому пению; о. Григорий преподавал в нем Закон Божий и церковное пение. С дек. 1908 г. детский хор, состоявший более чем из 100 чел., регулярно пел в церкви Стрельникова. К осени 1909 г. для уч-ща было построено специальное здание. В 1911 г. священник учредил при храме братство трезвости.

http://pravenc.ru/text/164865.html

Более подробное описание этой книги есть дело библиографа, а не историка. Риторике и поэзии учили по запискам. Рукописных записок по этим предметам есть много в семинарской библиотеке. И в административном отношении Костромскую семинарию мы находим в это время в более благоустроенном виде. Кроме учителей, в ней был уже и смотритель или надзиратель. Назначить его, может быть, заставило Преосвященного то, что семинария переведена была из Ипатьевского в Семеновский монастырь и, следовательно, стала дальше от непосредственного надзора владыки. Первым смотрителем семинарии был, как мы уже видели, иеромонах Анастасий, сначала экзаменатор и учитель епаршеской школы, потом наместник Ипатьевского монастыря, далее, с 9-го ноября 1753 года, игумен монастыря Железноборовского, с 29-го июля 1754 года, присутствующий в консистории и, наконец, с 10-го октября 1754 года, игумен Богородицкого Игрицкого монастыря. Преосвященный Геннадий указом Святейшего Синода от 1-го августу. 1757 года уволен от управления епархией; пои после отбытия его из Костромы, семинария уже не закрывалась, ученики не расходились по домам, и продолжали учиться в Семеновском монастыре. Так как в ведомостях об урожае хлеба весьма не справедливо было показываемо количество этого урожая и всегда в уменьшенном виде, то, после отбытия Преосвященного Геннадия, 10 декабря 1757 года, консисторией положено хлебный сбор заменить сбором денежным, по количеству участков пашенной земли; так что всех денег в сборе по Костромской и Галичской провинциям должно быть 355 руб. 9 коп., каковую сумму и велено было представить в консисторию в январе 1758 года, и впредь представлять оную каждогодно в феврале месяце неотменно. Отец протоиерей Диев полагает, что сбор хлеба от монастырей по три. коп., а от церквей по одной коп. происходил за каждую урожайную четверть хлеба. Но этого из протокола консистории не видно. Да и как бы считать урожайные четверти хлеба, когда по словам протокола, многие священно-церковно-служители показывают знатно отбывая платежа оного семинарского хлеба, яко бы у них на церковной земле и в урожае никакого хлеба не бывает. Напротив, по делу видно, что четвертями назывались известные участки пашенной земли; потому что в протоколе прямо говорится, что по ведомостям 1735, 36 и 37 годов, при монастырях и пустынях в Костромской и Галичской провинциях пашенной земли оказалось 1114 1 / 2 , а при церквях 7229 1 / 2 четвертей в поле, а в двух потому ж; итого в трех полях состоит 25032 четверти. За эти-то четверти, или участки, и платились деньги. Тогда уже не могло быть обмана. Это распоряжение присуждено было консисторией представить для достодолжного рассмотрения, будущему Преосвященному. В прочем и после этого распоряжения сбор на семинарию хлебом, по крайней мере из некоторых мест, продолжался еще и в 1759 году. Семинария при преосвященном Дамаскине (Аскаронском)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сводном иконописном подлиннике XVIII в. об облике святого сказано: «Подобием надсед, брада аки Сергиева, гораздо подоле, ризы преподобническия и в схиме, в руке свиток, нецыи пишут схима на плечах» ( Филимонов. С. 57). Наиболее распространенный иконографический извод - преподобный в молении Св. Троице, на берегу реки, на фоне деревянной Никольской ц. с шатровым завершением, обнесенной оградой, как на неск. нижегородских иконах 2-й пол. XIX - нач. XX в. (ЦМиАР, Краеведческий музей пос. Варнавино Нижегородской обл., частное собрание); в коленопреклоненной молитве Спасителю на фоне 3 церквей и источника под горой - на нижегородской иконе 1-й трети XIX в. (частное собрание). Поясной прямоличный образ благословляющего В. В. в монашеском одеянии, с четками, с изображением вверху Св. Троицы имеется, напр., на небольшой паломнической иконе кон. XIX в. (храм во имя В. В. в Варнавине). Сохранились иконы В. В. вместе с прп. Макарием Желтоводским Унженским (покровитель соседнего с Поветлужьем Унженского края, по легенде посещал В. В. на Ветлуге): на иконе 2-й пол. XVIII в. (Краеведческий музей пос. Варнавино); на 2 иконах 2-й пол. XIX в. (храм во имя В. В. в Варнавине) святые предстоят Спасу Эммануилу, между ними церковь, и в молении Св. Троице. Существуют совр. иконы с изображением В. В. со свитком в руке: напр., поясной единоличный образ 1996 г. иконописца Е. Тисова; ростовой образ на правом поле иконы «Новомученики Нижегородские» (2001, Спасский собор в Н. Новгороде). А. Н. Рябов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/154285.html

Преподобный Геннадий преставился 23 января 1565 года. В 1646 году, при копании фундамента под каменный храм на месте прежней, разобранной деревянной церкви в честь Преображения Господня, были обретены мощи преподобного Геннадия и перенесены под спуд в придел этого храма. 19 августа 1646 года совершилось общецерковное прославление преподобного Геннадия. К тому времени в обители уже была освящена церковь во имя преподобного Геннадия, так как местное почитание его началось сразу же после преставления. Собор Костромских святых Тропарь , глас 4: Днесь град Кострома вельми вами хвалится:/в пределех бо земли Костромския,/яко звезды светозарныя, возсиявше,/чудесы своими вся озарили есте/и ныне молитеся ко Господу, отцы преблаженнии, Геннадие, Паисие, Авраамие,/Иакове, Макарие и Пахомие, со инеми многими нашего края Небесными покровителями/за град Кострому и всяк град, и страну, и люди,/верою и любовию вас почитающий,/и о спасении душ наших. Кондак , глас 8: Костромскаго края благочестия подвижники и за грады и веси страны Российския теплыя предстатели явистеся,/отцы преблаженнии, Христа Бога молите о нас,/священный ваш собор почитающих/и с любовию вопиющих:/радуйтеся, отцы предивнии, Костромскаго края и всея России похвало и утверждение. Величание: Ублажаем вас,/преподобне отче наш Геннадие/и всех святых отцев собор, Костромскаго края покровителей,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Собор Костромских святых По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1981 году установлен соборный праздник святых древней Костромской земли. 23 января (5 февраля) 1982 года, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, было впервые совершено празднование Собора святых, на земле Костромской просиявших. По свидетельству русских летописей, город Кострома был основан в 1162 году. После смерти великого князя Владимирского Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо (1154–1212), во Владимирском княжестве образовались три удела: Суздальский, Московский и Костромской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Костроме состоялись церковные торжества, посвященные празднованию Собора Костромских святых 6 февраля 2017 г. 16:09 5 февраля 2017 года, в Неделю о мытаре и фарисее, день памяти преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского и празднование в честь Собора Костромских святых, в городе Костроме состоялись церковные торжества. Литургию в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе возглавил епископ Каскеленский Геннадий , управляющий делами Казахстанского митрополичьего округа , прибывший в Костромскую митрополию по приглашению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта . Владыке Геннадию, молитвенно отмечающему день тезоименитства, сослужили нареченный во епископа Галичской епархии архимандрит Алексий (Елисеев) и костромское духовенство. За богослужением пел архиерейский хор Костромской митрополии и мужской хор Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря. Проповедь по запричастном стихе произнес секретарь Епархиального совета иерей Сергий Вихарев. В завершение Литургии было совершено славление Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также преподобному Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу. Епископ Каскеленский Геннадий обратился к молящимся с поучением. Архимандрит Алексий (Елисеев) поздравил владыку Геннадия с днем Ангела и преподнес в дар панагию с образом Вифлеемской Божией Матери, сделанную из перламутра. Слова поздравления и благопожелания от лица костромского духовенства управляющему делами Православной Церкви Казахстана сказал ключарь Богоявленского собора протоиерей Владимир Воронин, после чего подарил архипастырю икону его небесного покровителя — преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского. В телефонном разговоре, состоявшемся после богослужения, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр также поздравил епископа Геннадия с тезоименитством, пожелав ему крепости душевных и телесных сил и благодатной помощи от Господа в служении Святой Церкви. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Введенский-Красноярский Новгородская Введенский-Верх-Теченский Костромская Введенский-Скнятин Нижегородская Верендовский-Сутоцкий-Спасский С.-Петербургская Верхосицкая Тверская Верхошеремская-Вознесенская Верх-Язвинский-Богород.-Успенский Владимирская Владимирская-Богород.-Кочатковская Вологодская Вознесенский-Переяславский Вознесенский-Яранский Архангельская Вознесенский-Цивильский Пермская Вознесенский-Козельский Владимирская Вознесенский-Кинешемский Владимирская Вознесенский-Кинешемский Владимирская Вознесенский-Пучежский Орловская Вознесенский-Мценский Тверская Вознесенский-Зарайский Енисейская Вознесенский-Скопинский Пермская Вознесенский-Старицкий Псковская Вознесенский-Варсонофиевский на Рву Новгородская Вознесенский-Предтечев-Брянский Вологодская Вознесенский-Свирский Архангельская Вознесенский-Троицкий-Истобенский Пермская Воломская-Симонова-Воздвиженская Воробьевская-Успенская-Дуниловская Харьковская Воронинская-Казанская Воскресенский-Череповецкий Владимирская Воскресенский-Угличский Вятская Воскресенский-Подлютовский Казанская Воскресенский-Иерусалим Калужская Воскресенский в Караше Костромская Воскресенский-Обнорский Костромская Воскресенский-Смольный Костромская Воскресенский на Стадище-Псковский Орловская Воскресенский-Тетрухский Рязанская Входоиерусалимский Рязанская Въясская-Владимирская Тверская Выксенский-Николаев.-Азарьева пуст. Московская Высокоезерская-Макариевская Высоцкий-Покровский-Боровский Орловская Габанова Олонецкая Галилейская-Вельевская-Троицкая Пермская Геннадиева-Преображенская Вологодская Георгиевский-Городецкий-Гремячая пуст. Георгиевский-Застенный Владимирская Георгиевский-Соболевский на Ресе Глушицкий-Покровский Тамбовская Гнилушская-Николаевская Новгородская Голубинская-Богородице-Рождественская Ярославская Горнетцкий-Спасский Новгородская Городолюбльский-Спасо-Преображенский Казанская Гремячев-Успенский-Лихвинский Ярославская Данилов-Преображ.-Шужгорский Ярославская Демянский-Усть-Узский С.-Петербургская Дерновская-Спасская Псковская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кострома, 2004; Иванов В. Н. Кострома. М., 19782; Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982; Шлычков Л. А. Листая времени страницы: Памятники архитектуры Ивановской обл. Ярославль, 1983; Борисов Н. С. Окрестности Ярославля. М., 1984; Демидов С. В. Архитектор С. А. Воротилов//Костромская земля: Краевед. альм. 1995. Вып. 3. С. 4-12; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Кострома, 1996-2009. Вып. 1-11; Каткова С. Плотничья работа за 1000 руб.//Губернский дом. Кострома, 1998. 4(29). С. 5-6; Археол. карта России: Костромская обл. М., 1999. С. 73; Сизинцева Л. И. Свято-Троицкий мон-рь//Костромская старина. 1999. 13. С. 13-16; СПАМИР: Ивановская обл. М., 2000. Ч. 2. С. 50-51; Ч. 3. С. 23-24, 93-95, 173-174, 328-331; Гусева С. М., Москалева Л. В. Архитектурно-этногр. музей в Костроме: Путев. М., 2003; Зонтиков Н. А. Утраченная святыня: храм Преображения Господня из с. Спас-Вёжи (Спас)//Костромской р-н: вехи истории. Кострома, 2003. С. 159-188; он же. Храмы Костромского р-на//Там же. С. 116-158; Куколевская О. С., Трехсвятская Т. П., Чугунов Е. А. Ипатьевский мон-рь. М., 2003; Добровольский Г. Ф. Спасо-Геннадиев мужской мон-рь и прп. Геннадий, Костромской и Любимоградский чудотворец. М., 2004; Костромские святыни. Кострома, 20042; Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря. М., 2008. 2 т.; Рудченко В. М., Щёболева Е. Г. Галичская земля в старых фотографиях. Кострома, 2008; Мон-ри Костромской епархии/Сост.: свящ. А. Казарин и др. Кострома, 2009; Фигуровский Н. А. Очерки средневек. истории г. Солигалича. Кострома, 2010; Щёболева Е. Г. Худож. центр Б. Соли в 1-й пол. XIX в.//ПРАМИ. 2010. Вып. 8. С. 358-408; она же. Центрические храмы с треугольным планом в Костромской и Ярославской обл.//Там же. С. 509-524; она же. Мон-ри пореформенного времени в Костромской и Ярославской губ.//Предмет архитектуры: Искусство без границ. М., 2011. С. 306-326; Диев М. Я., прот. История г. Нерехты. Кострома, 2012. Е. Г. Щёболева Изобразительное искусство Монументальная живопись «Единородный Сыне».

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Доношение Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета с отзывом архимандрита Макария о службе и акафисте прп. Геннадию Костромскому и Любимоградскому от 12 декабря 1858 года было заслушано в Святейшем Синоде 16/23 января следующего года. Святейший Синод поручил рассмотрение рукописи преосвященному Нилу, архиепископу Ярославскому и Ростовскому. Архиепископ Нил донес Святейшему Синоду, что «Служба и акафист потребовали не только исправления, но и пересочинения, и это сделано с тщанием, достойным цели и значения статей». «После сего препровожденная ко мне рукопись, – пишет преосвященный, – оказалась негожей, и она заменена новой, которая и представляется. В рукописи этой икосы без изменения оставлены при том же числе хвалений (то есть 9 числом), какое допущено было и в прежней рукописи, что, по мнению моему, не только не роняет достоинства акафиста, но и избавляет его от излишних повторений». 23 декабря 1859/30 января 1860 года Святейший Синод по заслушании рапорта преосвященного Нила постановил: «Так как представленная Санкт-Петербургским духовно-цензурным комитетом рукопись, заключающая в себе службу и акафист преподобному Геннадию Костромскому, рассматривавшим сию рукопись Преосвященным архиепископом Ярославским Нилом не одобряется, то и не разрешать оную к печатанию; о чем с возвращением рукописи и послать цензурному комитету указ. Затем составленную Преосвященным Нилом вместо вышеозначенной новую рукопись препроводить к нему при указе обратно с тем, что если он заблагорассудит пожертвовать свою рукопись автору не одобряемой ныне рукописи, то вошел бы в подлежащее о том сношение с Санкт-Петербургским комитетом цензуры». 14 октября 1860 года поступило в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет отношение архиепископа Нила следующего содержания: «На рассмотрении цензурного комитета находилась в прошедшем году рукопись Г. Карцева под заглавием «Служба и акафист преподобному Геннадию» с присовокуплением жития его и сказания о его чудесах. Рукопись сия, быв препровождена Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Прп. Геннадий Костромской. Икона. 1-я треть XVIII в. (частное собрание) Прп. Геннадий Костромской. Икона. 1-я треть XVIII в. (частное собрание) Вскоре после ухода прп. Корнилия Г. с братией построили в пустыни деревянный (летний) храм в честь Преображения Господня. По свидетельству жития, средства на строительство пожаловал вел. князь. Возможно, Василий III предоставил мон-рю также налоговые льготы - известна тарханная и несудимая грамота царя Иоанна IV, данная Г. в 1547/48 г. (РГАДА. Ф. 281. 5014), в к-рой упоминается аналогичная более ранняя, утраченная грамота. Вскоре был построен 2-й (зимний) храм - во имя прп. Сергия Радонежского. Возможно, что при устроении пустыни Г. получал помощь из костромского Ипатиевского во имя Св. Троицы муж. мон-ря . Будучи настоятелем обители, Г. наравне с др. иноками работал в поварне, колол дрова и разносил их по кельям, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы. Преподобный, подвизаясь, носил на теле железные вериги «и кресты железныя, тяжкие чепи». Согласно житию, Г. всюду ходил пешком. преподобный имел дар прозорливости. В нач. 40-х гг. XVI в., находясь по делам обители в Москве, он посетил дом боярина Р. Ю. Захарьина (родоначальника Романовых) и предсказал его дочери Анастасии, тогда еще девочке, что она будет царицей. Это предсказание сбылось в 1547 г., когда Анастасия Романовна вышла замуж за Иоанна IV. В 1549 г. «старець Генадий Сарарайскые пустыни» стал крестным отцом царевны Анны, дочери Иоанна Грозного (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 158; 2-я пол. С. 460). Г. является автором «Наказания и поучения», адресованного помимо братии Преображенского мон-ря также игум. Ипатиевского мон-ря Вассиану (будучи неграмотным, святой продиктовал поучение перед кончиной, позднее оно было включено в его житие). Исследователи отмечают отразившуюся в «Наказании» заботу Г. о монастырских крестьянах: преподобный призывает монастырских слуг «насильством не обидети» крестьян, а «такоже и ложных словес» на них «игумену или старцем не износити». Прп. Геннадий Костромской. Икона 1893 г. (ЯИАМЗ)

http://pravenc.ru/text/162062.html

804 . В Ростовской епархии до указа 1787 г. 3 мая в пяти губерниях – Ярославской, Костромской, Новгородской, Тверской и Вологодской было – 843 церкви. Из них отошли в другие епархии по указу 3 мая: в Костромскую епархию – Костромской губ. Нерехтского у. 12 цер., в Новгородскую – Новгородской губ. Череповецкого уез. – 18 цер., в Тверскую – Весьегоньского у. – 8 цер. и Кашинского уез. – 4 церкви, в Вологодскую епархию Грязовецкого уез. – 4 цер., всего выбыло– 46 цер. В Ростовскую епархию поступило из Костромской епархии: г. Любим с 4 цер., в уезде – 40 цер., г. Данилов – 1 ц., в уезде – 27 цер., Пошехонского у. – 2 цер., Ярославского у. – 3 цер., из Вологодской епархии Пошехонского у. – 18 цер., Нерехтского – 3 ц., Угличского у. – 4 ц., Петровского – 14 цер, и из Тверской, Мышкинского у. – 2 цер., а всего поступило из других епархий– 115 цер, и третьеклассный Спасо-Геннадиев монастырь. От изменений в составе Ростовской епархии число церквей в ней увеличилось, вместо 843 их стало 912 церквей. 805 В Вологодской – епархии с поступившими в нее 4 церквами Грязовецкого уезда по Вологодскому наместничеству состояло 383 церкви, кроме кладбищенских. Вологодскому епископу Иринею пришлось давать сведения еще об Устюжской епархии, в которой с 8-ю церквами, поступившими из Костромской епархии, насчитывалось по Вологодскому наместничеству 346 церквей, кроме кладбищенских. Устюжский епископ Иоанн (Никитин) еще 9 июля 1786 года был уволен на покой и жил в устюжском Архангельском второклассном монастыре на правах управителя монастырем с пенсией в 500 руб. Ему не торопились назначать преемника, так как Устюжская епархия давно намечена была к прикрытию, как находившаяся в одной губернии с Вологодской епархией. 17 января 1788 года Устюжская епархия упразднена и её территория с 346 церквами присоединена к Вологодской епархии, в которой теперь оказалось 729 церквей без кладбищенских. С присоединением устюжских церквей число церквей Вологодской епархии значительно увеличилось, так как при введении её в границы Вологодской губернии от нее отошло в Новгородскую и Ростовскую епархии только три города: Белоозеро, Кирилов и Череповец с уездами; в них было 5 монастырей и пустынь, 3 собора, 257 приходских и бесприходных церквей. 806

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010