Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДЕОН (Сломинский [Слонимский]; ок. 1715 - 25.09.1772, Межигорский мон-рь под Вышгородом Киевской губ.), архим., библеист, литургист. Род. в семье священника. Окончил Киево-Могилянскую академию, 24 марта 1744 г. в киевском Выдубицком Всеволоже во имя арх. Михаила муж. мон-ре принял постриг. С 20 авг. 1744 г. в сане иеромонаха занимал в Киево-Могилянской академии кафедру пиитики, в 1746 г.- философии. В 1747 г. вместе с иером. Варлаамом (Ляшевским) был вызван в С.-Петербург для исправления слав. текста Библии. Всячески оттягивал поездку, ссылаясь на болезни. Г. и иером. Варлаам сверяли с греч. текстом те исправления, к-рые были внесены учрежденной в 1712 г. комиссией, возглавляемой Тверским архиеп. Феофилактом (Лопатинским) . Это был последний этап исправления четьего текста слав. Библии, синодальный указ специально запрещал вносить в правленый текст новые исправления. Однако книги, к-рые предшественники не успели исправить, редактировались заново. Г. и иером. Варлаам перевели книги Товита и Иудифи с греч., а также исправили текст Псалтири, пересмотрели 3-ю Книгу Ездры по Вульгате, внесли незначительные изменения в текст НЗ. Что касается языка слав. Библии, то они пытались сократить сферу употребления специфических книжных конструкций. В мае 1751 г. редактирование закончилось. Затем Г. было поручено еще раз пересмотреть текст, в 1754 г. он представил Святейшему Синоду свои замечания, а в 1756 г. вышло в свет 2-е издание. 2-ю половину жизни Г. посвятил работе над первым в России пособием по литургике. В 1753 г. по воле имп. Елизаветы Петровны Святейший Синод поручил Г. и иером. Варлааму составить список источников для такого пособия. Список был создан, после чего Г. получил задание составить пособие. В 1758 г. Г. был назначен ректором Славяно-латинской академии и архимандритом Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ря . В 1760 г. он утверждал, что составил 5 частей книги: о священных обрядах вообще и об их пользе, о храме и о богослужебных принадлежностях, об освящении храмов, о таинствах и обрядах, о молитвах утренних, обеденных и вечерних. Однако текст Г. не представил, ссылаясь на то, что преподавание отнимает много времени. В 1761 г. он был переведен настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Формальной причиной назначения стало то, что Г. постригал послушников в монашество без указов Синода, принимал в мон-рь «пришлых бродячих чернецов» и т. д. Г. отказался принять перевод, ссылаясь на болезнь и «неспокойный» характер Черниговской епархии. Также Г. отказался ехать в Бизюков в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь . Он вышел на покой и поселился в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре .

http://pravenc.ru/text/161882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Западно-русская митрополия (1451 - 1685) АНТОНИЙ (Радиловский; † 1585/86 ), еп. Перемышльский, Самборский и Санокский, архиерей Западнорус. митрополии АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых) БИЗЮКОВ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный, находился в с. Бизюкове Дорогобужского у. Смоленской губ., на правом берегу Днепра БРАТСКИЕ ШКОЛЫ на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных БРЕСТСКАЯ УНИЯ решения Собора епископов Западнорусской митрополии (1596 г.) о соединении с католич. Церковью - подчинении власти Римского папы и принятии католич. вероучения ВИЛЕНСКИЙ СОБОР Собор духовенства правосл. Киевской (Западнорусской) митрополии, заседавший в Вильно с 25 дек. 1509 по 18 янв. 1510 г. ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ основана в древнерус. время с центром в г. Владимире-Волынском на р. Луге, правом притоке Зап. Буга ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634 - 1690), митрополит Киевский и Галицкий ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ЕВФРОСИН (сер. XVII в.), мон., автор «Сказания о различных ересех и о хулениих на Господа Бога и на Пречистую Богородицу, содержимых от неведения в знаменных книгах» ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Жировичи (прежде русифицированное наименование Жировицы) Слонимского р-на Гродненской обл. (Белоруссия) ЖИТОМИРСКАЯ И НОВОГРАД-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ, учреждена летом 1940 г., с 1944 г. Житомирская и Овручская на территории Житомирской обл. Украины, с 1994 г. имеет совр. название и границы ИОВ (Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн; ок. 1551-1651)), игумен, прп. Почаевский (пам. 6 мая, 28 авг., 28 окт., 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) ИОНА (Борзобогатый-Красенский Иван Яцкович, ок. 1505 - 1585), еп. Луцкий и Острожский (Западнорусская митрополия) ИОСИФ (Бобрикович (Бобрикович-Анехожский, Бобрикевич); † ранее 1635), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский (Западнорусская митрополия)

http://pravenc.ru/rubrics/121774.html

Главным представителем первого направления являлся митрополит Стефан (Яворский) (1658— 1722), а второго — игумен Феофан (Прокопович; 1681—1736), ставший в 1716 г. епископом Псковским, а в 1726 г. — архиепископом Новгородским. Полемика развернулась вокруг сочинения митрополита Стефана «Камень веры», направленного против увлечений идеями протестантизма, проникавшими в начале XVIII в. в русское общество, а также отстаивавшего традиционный взгляд на отношения Церкви и государства. Это сочинение вызвало недовольство Петра I, а его автор был обвинен в приверженности «папежскому духу». Лишь после смерти Петра, когда влияние митрополита Феофана несколько ослабло, бывшему ректору Московской Академии архиепископу Тверскому Феофилакту (Лопатинскому) удалось в 1728 г. издать «Камень веры». Впрочем, с воцарением в 1730 г. Анны Иоанновны и началом бироновщины положение митрополита Феофана вновь значительно укрепилось, что печальным образом отразилось на его идейных противниках. «Камень веры» вновь был запрещен, а его издатель в 1735 г. был лишен сана и подвергся заточению. Вновь «Камень веры» был издан уже при Елизавете Петровне митрополитом Ростовским Арсением (Мацеевичем). В середине XVIII в. острота богословской полемики значительно притупилась, однако с 60-х годов феофановское направление уже твердо занимает господствующие позиции в русской духовной школе. Между тем с 40-х годов XVIII в. наблюдается заметное оживление в издании русской духовной литературы. В 1751 г. вышло из печати новое издание славянской Библии, над подготовкой которого ряд лет трудились ученые иноки Иаков (Блоницкий), Варлаам (Лящевский) и Гедеон (Слонимский). Среди русских церковных писателей второй половины XVIII в. особенно выделяются святой Тихон Задонский, епископ Воронежский (1724—1783), митрополит Московский Платон (1731—1812). Святитель Тихон Задонский явился ярчайшим представителем нравственно-религиозного направления в русском богословии. Знание трудов западных христианских мистиков и моралистов сочетается в его сочинениях с творческим осмыслением православной аскетической традиции. Два его обширных сочинения — «Об истинном христианстве» и «Сокровище духовное, от мира собираемое», а также многочисленные проповеди, письма, увещания к пастве, духовенству и инокам навсегда вошли в сокровищницу православной духовности.

http://sedmitza.ru/lib/text/436405/

Тогда же появляется в текстах восклицательный знак – «удивитная», – который вскоре изымается, так и не прижившись в богослужебных книгах МПД. Таким образом, к концу XVII b. тексты «застывают», а изменениям с разной степенью активности подвергается лишь пунктуация. Существенные изменения в систему пунктуации пришли под влиянием Елизаветинской Библии (1751 г.), редакторами которой были профессора Киевской академии иеромонахи Варлаам (Лящевский) и Гедеон (Слонимский). Из Киева они принесли несколько иную традицию постановки знаков препинания, под влиянием которой неожиданно быстро стали изменяться  принципы пунктуации в московских богослужебных изданиях. Если прежняя московская традиция восприняла принципы правописания непосредственно от рукописной, сохраняя ее характерные особенности, то киевская заметно попала под влияние норм новой пунктуации. В качестве культурных факторов, способствовавших возникновению новых принципов пунктуации, можно указать два основных. Во-первых, к редакторскому поприщу в Киеве привлекались лишь те, кто прошел курс Академии, где преподавание велось на латыни; соответственно, и постановку знаков препинания студенты усваивали в присущей западу форме ученого знания — на принципах выделения синтаксических конструкций. Это заметно влияло на богослужебные издания. Во-вторых, сходный процесс параллельным руслом шел в московском книгопечатании после того, как распространились издания с гражданским шрифтом. Впрочем, процесс формирования пунктуационной нормы в Москве запаздывал по сравнению с Киевом: один из основополагающих трудов в этой области — «Российская грамматика» М.В. Ломоносова — появился лишь в 1755 г. К тому же в Москве принципы гражданской печати хотя и несли культурообразующую функцию, но не оказали заметного влияния на издания богослужебные. Таким образом, издание исправленного текста славянской Библии, общеизвестного под именем «Елизаветинская», дало прецедент для отхода от традиционной нормы. В силу своего авторитета это издание было воспринято в типографиях как ориентир, и даже эталон текста Священного Писания.

http://bogoslov.ru/article/2636057

Вызванные на место Иакова и Илариона Иеромонахи Варлаам (Лящевский) и Гедеон (Слонимский), по успешном окончании порученного им дела, были: первый – Ректором Московской Академии с 1753г., а затем в продолжении 16 лет Архимандритом Московского Донского Монастыря ( 1774) и конечно также не прерывал ученой связи с Академией, в которой был Ректором; Архимандрит Гедеон (Слонимский) был с 1754г. Ректором Троицкой Сергиевой Семинарии, а с 1758 по 1761 г. Ректором Московской Академии 5 . Кажется именно влиянию этих мужей, знатоков и любителей Библии, надобно приписать первый сильный толчок к движению и довольно быстрому развитию научного изучения и толкования Библии здесь 6 . По крайней мере в это именно время были учениками Московской Академии, а затем учителями в ней и Троицкой Семинарии, люди, под пера которых вышли первые, сравнительно серьезные, опыты толкования библейских книг, так умножившиеся после в среде людей, стоявших под их и тех первых влиянием. Таковы были первые: Гавриил (Петров), Тихон (Малинин), Макарий (Петрович) и особенно Феофилакт (Горский). В это же время воспитывался здесь, а потом и учил, Петр, в монашестве Платон (Левшин) , которому вскоре, как Архиепископу, а потом Митрополиту Московскому, суждено было иметь такое высокое благотворное влияние на развитие здесь богословской и библейской науки. Гавриил 7 с 1741г. ученик Московской Академии, с 1758г. ректор Троицкой Семинарии, с 1761г. ректор Московской Академии и Архимандрит, написал толкование на Соборные послания, кроме первого Петрова, которое протолковал ученик его по Академии Тихон (Малинин) 8 . Толкование это напечатано после, когда первый был уже Митрополитом Новгородским, а последний Архиепископом Астраханским (1794 г. М.) От Гавриила осталось (в рукописи) также Объяснение беседы о блаженствах и – нескольких Псалмов. Макарий (Петрович) 9 с 1753 года ученик, с 1758г. учитель и иеромонах и потом префект Академии, написал остающееся также в рукописи сочинение „Согласие Евангелистов. Феофилакт (Горский) до 1758г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

Платон в ту пору быль учитель-белец в московской академии. Сверх преподавания пиитики и греческого языка в академии, на него возложена была должность катихизатора, блистательным исполнением которой он в короткое время приобрел славу, «московского апостола». Он так привык к Москве и к академии, в которой получил образование, что никогда не думал оставлять Москвы., но неожиданное обстоятельство изменило все его предположения. В 1758 году, вследствие его просьбы, состоялся уже указ св. Синода, коим дозволялось учителя академии Петра Левшина постричь в монашество, как вдруг пред летнею вакациею Левшин получает из Петербурга от архимандрита троицкой лавры и придворного проповедника Гедеона Криновского письмо, которым тот, хорошо знав Левшина по академии, приглашал его на должность учителя риторики в троицкую семинарию. Это предложение поразило Левшина: он говорит, что он «того и в мысли не воображал,· да и не желал в лавре быть, как в месте, дотоль совсем для него неизвестном, а желал в вакацию быть пострижен в академии в Заиконоспасском монастыре». Тогдашний ректор московской академии, Гедеон Слонимский, любивший Левшина, не желал отпустить его от себя, и чтобы, как-нибудь, удержать его в Москве, дал ему довольно странный совет – отречься от пострижения в монашество, и обещал исходатайствовать ему лучшее священническое место в одном из приходов московских. Но Платон не принял этого совета и решился лучше переселиться в лавру, нежели отказаться от своего задушевного желания – быть иноком. В троицкой семинарии Левшин был принять благосклонно и ласково; несмотря на то, первое время своей жизни на новом месте служения провел грустно, так что целую неделю, как сам признается, непрестанно плакал. Но мало по малу стал привыкать и наконец, по его собственному свидетельству, «столь привык, что по самую смерть не было для него милее и любезнее во всем свете места, паче лавры». 14 августа того же 1758 года Левшин, на 21 году жизни, пострижен в монашество наместником лавры, в последствии митрополитом новгородским, Гавриилом Петровым. 30 августа Платон рукоположен в иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

По существу, вопросы архимандрита Стефана разрушали априорные представления отечественного церковного сознания о греческом тексте Семидесяти, как истинном и достоверном тексте Священного Писания, ставя, таким образом, под сомнение саму цель справы по достижению полного соответствия славянского текста с греческим, которая как идеал была движущим мотивом издателей славянской Библии, начиная с Острожского. Завершила труд плеяды справщиков шестая комиссия, которую составили два ученых иеромонаха из Киева - Варлаам (Лящевский) и Гедеон (Слонимский). Как окончательный был принят следующий принцип редактирования: при расхождении греческих источников предпочтение отдавали чтению, присутствующему в большинстве греческих текстов; исходный вариант Первопечатной не меняли при его подтверждении хотя бы одним греческим источником. Таким неоднозначным путем и решалась главная задача издания по последовательному приведению славянского библейского текста в соответствие тексту греческому. И хотя даже Елизаветинскому изданию не удалось до конца преодолеть исходную текстовую эклектику славянской Библии, формально ее можно считать выполненной. Елизаветинская Библия 1751 г. подвела итог растянувшейся на два с половиной столетия издательской работы. Как оценить достигнутый результат? За стремлением согласовать славянскую Библию с переводом Семидесяти усматривается более фундаментальная цель обретения ясного, понятного в языковом выражении библейского текста. Подразумевалось, что именно таков текст греческий, освященный его употреблением в Древней Церкви. Вскрытые при подготовке Елизаветинского издания серьезные проблемы самого греческого текста ставили издателей славянской Библии в очевидно тупиковую ситуацию. По сути, ложной оказывалась сама исходная посылка осуществляемого редактирования. Последовательная правка по Септуагинте принципиально не решала проблему «темноты» славянского текста, поскольку от нее не был свободен и греческий текст. В этом отношении обращение петровских справщиков к другим текстовым источникам и святоотеческому экзегетическому наследию выглядит гораздо более зрелым решением, чем «натужное» стремление их преемников любой ценой добиться поставленной цели. Собственно, Елизаветинское издание, как и предшествующие, оставалось далеким от исполнения главного требования как к славянской, так и любой другой Библии - быть ясным (по выразительным средствам языка) текстом Божественного Откровения.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Московская Академия вместе с Троицкой Семинарией, вследствие особенно счастливых обстоятельств, первенствовала в это время над теми и была преимущественным местом развития богословской науки. Здесь же особенно развилась и библейская екзегетика, преимущественно пред Киевом и Петербургом. Московская Академия выставила за это время целый довольно длинный ряд замечательных толковников с весьма значительными, судя по началу дела и для своего времени, истолковательными и вообще относящимися к библейской науке, трудами. Счастье поблагоприятствовало Московской Академии в рассматриваемом отношении с самого начала обозреваемого нами времени: последние справщики славянской Библии, знатоки, труженики и любители этого дела, сами воспитанники Невской Академии, около пятидесятых годов прошлого века, поселились по счастию в Москве, одни на время, другие до самой смерти. Ученейший филолог своего времени Иеромонах Иаков (Блоницкий) был по вызову учителем Греческого языка в Московской Академии с 1743 г. и, находясь на этом месте, исполнял поручение Св. Синода по исправлению Славянской Библии, вместе с Архимандритом Иларионом (Григоровичем), который в это время был настоятелем Воскресенского монастыря (Новый Иерусалим), а потом был в продолжение 12 лет Епископом Крутицким (1748–1760) и как ученый муж, конечно, не прерывал ученых связей с Заиконоспасской Академией 12 . Вызванные на место Иакова и Илариона Иеромонахи Варлаам (Лящевский) и Гедеон (Слонимский), по успешному окончанию порученного им дела, были: первый – Ректором Московской Академии с 1753 г., а затем в продолжение 16 лет Архимандритом Московского Донского Монастыря (†1774) и, конечно, также не прерывал ученой связи с Академией, в которой был Ректором; Архимандрит Гедеон (Слонимский) был с 1754 г. Ректором Троицкой Сергиевой Семинарии, а с 1758 по 1761 г. Ректором Московской Академии 13 . Кажется, именно влиянию этих мужей, знатоков и любителей Библии, надобно приписать первый сильный толчок к движению и довольно быстрому развитию научного изучения и толкования Библии здесь 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/b...

Спустя несколько месяцев, по прибытии в Киев, 11 ноября 1758 г., митр. Арсений оправил в Св. Синод доношение о том, чтобы на помощь в рукоположении ставленников Св. Синод назначил ему в викарии греческого архиепископа острова Андры Герасима, проживавшего в Киево-Печерской Лавре и изъявившего на то свое согласие. Место жительства викарию предполагалось отвести в Киево-Пустынном Николаевском монастыре, где была свободна вакансия архимандрита. Св. Синод, после доклада императрице 19 января 1759 г., исполнил просьбу м. Арсения, но архиепископ Герасим ранее синодального определения 22 декабря 1758 г. скончался и был погребен в Лавре. После того Св. Синод, снисходя к немощам митр. Арсения, поручил помогать ему в священнослужении и поставлении ставленников другим епископам, пребывавшим в Киеве. 927 Иностранные епископы только проездом жили в Киеве, почему м. Арсений мало пользовался их услугами. 24 декабря 1761 г. он просил себе в викарии «по слабости здоровья» далматского епископа Симеона Кончаревича, но Св. Синод 1 марта 1762 г. отпустил его на родину. Вместо Кончаревича митр. Арсению предложено было принять к себе в викарии Гедеона Слонимского, архимандрита и ректора Заиконоспасского училищного монастыря. Св. Синод даже перевел его в Киев настоятелем Киево-Пустынно-Николаевского монастыря, причем ходатайство о посвящении его в викарии предоставил самому митр. Арсению. Киевский митрополит воздержался от этого представления, боясь, как бы Гедеон Слонимский, человек энергичный и решительный, не вышел из его подчинения и, подобно переяславскому епископу, не захотел иметь для себя определенную территорию. Митр Арсений искал себе только помощника для рукоположения ставленников, но не желал с ним делить свою епархию. Так попытка при митрополите Арсении учредить в Киевской митрополии викариатство не осуществилась. Намеченный в киевские викарии Гедеон Слонимский скончался 26 сентября 1772 г. архимандритом Киево-Межигорского монастыря. Оставшись без викария, митр. Арсений за помощью при рукоположении ставленников обращался к соседним епископам переяславскому и черниговскому, а также к проживавшему на покое в Киеве (1768 – 1770 г.) тобольскому митрополиту Павлу Конюскевичу. 928

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Некоторые из Греко-униатских священников управляемой мною епархии, руководствуясь неблагонамеренными внушениями и уверенные в ненаказанности за ослушание, отказались перед благочинными и в консистории от принятия и служения по служебникам Московской печати, назначенным Греко-униатскою коллегией для руководства Униатскому духовенству. Они есть священники следующих церквей: Пулбржезской Михаил Виторский, Колпеницкой Гедеон Савич, Столовицкой Игнатий Марциновский, Городыской Фома Горбацевич, Сененской Юлиан Горбацевич, Сервечской Виктор Горбацевич, – все шесть Новогрудского уезда; Пашуцкой Иоанн Кунахович, кемеровской Мартин Имшеник, Домбровской Николай Вержбицкий, Милейчицкой Стефан Шолгини, Каменецкой Воскресенской Григорий Мицевич, – все пять Брестского уезда; Вижнянской Михаил Кульчицкий, Дружанского уезда; Степанковской Феодор Милинский, Кобринского уезда, и Пухловской Пётр Малешевский, Белостокского уезда. Всем сим священникам, впредь до совершенного раскаяния и исправления в образе мыслей и характере, воспрещено всякое священнодействие и самое употребление священнического одеяния; они отрешены от приходов и определены причётниками к отдалённым от нынешнего их местожительства Греко-униатским церквам, именно: Михаил Виторский к Рожанской церкви, Гедеон Савич к Деречинской Церкви, Виктор Горбацевич к Дзевионтковичской церкви, все три в Слонимском уезде, Юлиан Горбацевич к Антопольской церкви Кобринского уезда, Фома Горбацевич к Лысковской церкви, Михаил Кульчицкий к Славатычской церкви, обе в Волковыском уезде, Иоанн Кунахович к соборной Новогрудской церкви, Мартин Имшеник к Мирской церкви, Григорий Мицевич к Даревской церкви, Пётр Малешевский к Городзейской церкви, все четыре в Новогрудском уезде, Стефан Шолгини к Раковской церкви Минского уезда, а Игнатий Марциновский, Феодор Милинский и Николай Вержбицкий, все три в Любарский монастырь, состоящий Волынской губернии в Новоград-Волынском уезде. Обо всём этом последовали уже от меня надлежащие в консисторию распоряжения, а между прочим, чтобы высылка означенных священников к назначенным им причётническим должностям последовала немедленно, чтобы им не было дозволяемо более трёх дней для устройства хозяйственных дел по прежнему их местожительству, и чтобы не было им дозволяемо ни малейше отлучаться от новоназначенного им местопребывания.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010