А. Шремер, Л. В. Щепетилова, Ф. И. Эгерман и некоторые лица, не объявившие своего имени. Неоднократно общество получало крупные суммы, от 300 и до 1,100 рублей в год, от устройства на его пользу благотворительных спектаклей и вечеров. Устройством занимались В. М. Семенов, В. X., Н. X. и П. X. Вейсберги, Н. X. Шапиро, А. А. Фальдерман. Один раз из кружки у часовни вынуть был билет в 1,000 рублей с просьбой молиться об упокоении рабы Божией Екатерины. Один раз общество получило остаточные от устройства обеда в столетний юбилей ордена св. Владимира 117 рублей. Один раз пал на выигрышный билет общества выигрыш в 500 рублей. Бесплатно давали уроки в приюте: протоиерей Я. П. Преображенский , священник П. И. Митропольский, В. Г. Александров, П. Ф. Бараков, В. В. Белова, В. X. Вейсберг, С. В. Голдобин, А. В. Голяшкин, 3. В. Езединова, А. П. Еремеева, М. Ф. Измайлова, М. П. Иванова, М. А. Калинина, А. И. Копейщикова, Я. И. Курганников, А. А. Леве, П. Ф. Лейтценгер, С. А. Митрофанова, А. А. и А. А. Мозовские, Е. М. Пальникова, Н. И. Петрова , М. И. Преображенская , А. А. Светлов, И. С. Слонимский, И. И., И. И. и М. И. Соколовы , А. П. Шапочкин, П. И. Шишипторова, О. Я. Шувдер. Заведовал учебно-воспитательною частью приюта, как и делопроизводством общества, с учреждения его до 1894 года, И. С. Слонимский. Доктор X. М. Вейсберг с учреждения общества и до самой своей кончины в 1885 году, в глубокой старости, оказывал клиентам общества бесплатно медицинскую помощь; после него этот труд брали на себя Н. X. Шапиро, Н. П. Саваровский и в последние годы Л. В. Андронов. Аптекарь Ю. Ф. Крангальс бесплатно отпускает лекарства в приют. В. М. Малафеев предоставляет призреваемым баню. Типография И. И. Глазунова бесплатно печатала отчеты, типография Б. М. Вольфа – бланки; трубочист Г. Б. Цинке производил очистку дымовых труб. В 1881 году общество учредило стипендию в память царя-освободителя, на собранные между членами пожертвования. Самое крупное пожертвование внес А. Н. Игнатьева 200 рублей, но как собранная сумма была недостаточна, то Н. И. Финин дополнил до нормы, пожертвовав 729 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

  Архив Успенского Жировичского монастыря. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 26–26 об. Рукопись. Карандаш. Без даты.   14 Рапорт наместника Жировичского монастыря игумена Исидора (Лонгинова) епископу Гродненскому и Новогрудскому Алексию (Громадскому). 15 октября 1924 г.   15/Х 24 г. в 8 часов вечера приехал на автомобиле Староста Слонимский и застепьца Воеводы Новогрудского и увезли о. Архимандрита Тихона с вещами. Послушницы Красностокского монастыря Дария Мелешко, Мария Бурак и Вера Доманович сами вышли с нашей обители на частную квартиру м. Жировицы. В обители спокойно. О последующем донесу.   Архив Успенского Жировичского монастыря. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 27. Рукопись. Черные чернила. На левом поле пометка чернилами: «17/Х 24 г. 23» (дата и номер исходящей документации). На оборотной стороне листа в правом верхнем углу надпись: «О выезде с вещами о. Архимандрита Тихона 15/Х 24 г.».   15 Рапорт наместника Жировичского монастыря игумена Исидора (Лонгинова) епископу Гродненскому и Новогрудскому Алексию (Громадскому)   15 октября в 8 ч. вечера явился ко мне полициант, просит идти к о. Архимандриту, иду. У его крыльца стоит автомобиль, в его помещении встретил меня Староста Слонимский и помощник воеводы Новогрудского, которые говорят мне, что о. Архимандрита Тихона просит министерство в Варшаву и что они его сейчас с собою на автомобиле увезут. О. Архимандрит Тихон ходит по комнате, суетится, видимо, собирает вещи. Увидя меня, он говорит мне, прошу выйти из моего помещения, но Староста говорит, прошу собираться в присутствии Наместника монастыря. Тогда он ушел в другую комнату и продолжительное время никого не было, потом вышла от него сестра Дарья Мелешко и Мария Бурак, которые начали читать Акафист «Утоли моя печали» нараспев. Скоро одна за другой собрались сестры Красностокского монастыря, пели, молилися, кричали, ломали руки и проч… О. Архимандрит Тихон со своей комнаты не выходил продолжительное время. Сестры намолилися вдоволь, все стали под его [далее текст отсутствует].

http://bogoslov.ru/article/6192400

С Рождеством Христовым вас, дорогие читатели! Пусть свет Вифлеемской звезды осветит самые дальние уголки ваших душ. Пусть радость этого светлого праздника живет в каждом сердце, наполняя его верой и любовью, делая чище и благороднее. Январь 2016 Гонка вооружений, упаднические настроения: как нам сохранить веру Политика толерантности и мультикультурализма, формировавшаяся в последние десятилетия, сегодня претерпевает серьезнейший кризис. И главным фактором дестабилизации становится гонка вооружений. Жизнь меняется прямо на глазах, хороших перспектив не обещает, и не удивительно, что все больше людей начинают задумываться и говорить о конце света. Что нас ждет в столь быстро изменяющемся мире, как не поддаться упадническим настроениям и сохранить веру? Об этом мы беседуем с ректором Минской Духовной Семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ. Высокопреосвященнейший Владыко, все мы видим, каких высот достигла научно-технологическая революция, и, судя по всему, в скором времени это приведет к серьезным сдвигам в общественно-политическом устройстве. Каким Вам представляется ближайшее наше будущее? К сожалению, будущий мир уже почти невозможно представить без оружия и войн. А значит, нельзя ожидать, что он станет более справедливым и гуманным. Сейчас политики строят какую-то новую социально-экономическую модель, но не учитывают в ней главное – то, что и приближает катастрофу человечества, конец мировой истории. Это апостасия – отпадение людей от веры, отступничество от христианства, скатывание мира к царству антихриста, основанного, естественно, на антихристианских, материалистических принципах. Можно смело утверждать, что с духовной точки зрения все иные проблемы и вопросы – политические, экономические социальные, культурные – вторичны и производны от этого главного по сути вопроса мировой истории. Похоже, Владыко, то, что Апостол Павел назвал «тайной беззакония», и является сутью нынешней глобализации – перехода к открытому всеохватывающему контролю над человечеством, основанному на беззаконии? И сегодня это уже не вуалируется.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Уверен, что немалый процент опрошенных, пришедших (или вернувшихся) к православию в шестидесятые—семидесятые годы, сошлется на А.И. Солженицына. Уже один его маленький рассказ, или очерк, или «сценка с натуры» — «Светлая заутреня в Переделкине» давала столько пищи для размышлений; так ярко, живо, пластично — и такими, что называется, скупыми средствами — изображаются там и комсомолистые хулиганы с гитарами и с прилипшими к губам сигаретками, и их визгливые подружки, и жалко теснящиеся православные с потухающими на ветру свечками, и — крестный ход, с напряжением, с трудом продирающийся сквозь это быдло; клонящийся в сторону фонарь, сбившийся в кучу причт и за ними — ни одного православного, а только эти — с гитарами и потушенными, заплеванными сигаретами. А перед ними — за крестом и хоругвями — девушки, поющие в церковном хоре! Сверстницы этих намазанных, подвыпивших, пропахших табаком!.. Могут сказать: передвижническая картина. Передвижничество наоборот. Нет, ничего общего с передвижниками в этом полотне (написанном средствами передвижническими, без треугольников и кружочков), ничего перовского или репинского в этой сцене нет. У тех лишь глумление, поношение, издевательство, здесь — бездуховному противопоставляется духовное, светлое, святое... Вспомнился почему-то предзакатный час в Комарове, в тамошнем Доме творчества. Поужинав, сижу в саду, читаю газету. Из столовой выходит М.Л. Слонимский, направляется к моей скамье: —    Разрешите, Алексей Иванович? У нас тут загорелся спор. Вы, наверное, читали «Крестный ход в Переделкине». Некоторые приписывают этот памфлет перу Солженицына. У многих имеются весьма основательные сомнения. Арбитром избрали вас. Я сказал: —    Не понимаю, кому могло прийти в голову усомниться. Да, конечно, это Солженицын. Было бы чудом, если бы в одно время в России жил еще один писатель такой же мощи, как Солженицын... Религиозность Солженицына пугала, а временами и отталкивала от него некоторых либеральных интеллигентов того же поколения, что и Слонимский. Да и моего поколения тоже. Интеллигенцию, выросшую на традициях передвижников, на традициях Белинского и Писарева, Горького и Стасова, устраивало в «диссиденте» Солженицыне всё: и борьба его с цензурой, и борьба за другие права человека, и антисталинизм, и антифашизм вообще, но только не борьба за свободу совести, только не вера в Бога. Может ли быть, чтобы образованный человек, живущий в век НТР, офицер Советской армии, член Союза советских писателей, и вдруг сочувственно изображает какой-то поповский, мракобесный, вылезший из глубины веков крестный ход!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

VI. n. 142; «архиереи в том, что относится к исправлению литургии, могут поступать со всеми даже изъянами (папской юрисдикции непосредственно подлежащими), как папские делегаты». Впрочем, находящийся при деле формальный консисторией выдан регистр дел, по предложении архиепископа в оную поступивших, коих в течение одного года 44 считается, доказывает, что тот же архиепископ знал пределы своей власти и оных не преступал. Другое утверждается свидетелем Ляхтановичем о священнике Яновиче, за скотоложство якобы наказанном, и Лавецким о декане Данилевиче и другом священнике. Архиепископ объясняется, что о священнике Яновиче по его повелению местным деканом произведена была приватно инквизиция, священник же Данилевич призван был только для объяснения, но не наказыван, а паче, ласк его и хорошего приёма испытал. Сходно архиепископскому объяснению сознаёт под присягою на 28 пункт Слонимский, говоря: «знаю, что архипастырские постановления составляются по комиссиям». Как в исправлении священников и относящихся к оному изысканиях, по силе вышеприведённых канонических прав, архиереи поступать обязаны приватно и со всевозможною осторожностью, а паче в преступлениях, которое упоминается о Яновиче, дабы не подать в презрение не только одного священника, но и целого духовного сана; то должно думать, что Ляхтанович и Лавецкий не знали обстоятельно таковых дел, а только по одному слуху свидетельствовали, тем более что Слонимский, самоближайше при архиепископе находившийся, и к которому все сего рода резолюции были отсылаемы, противное утверждает; притом же, и кроме сего оное сознание Лавецкого и Ляхтановича, как без пояснения причины своего знания (causa scientiae), по законам есть ничтожное. Затем по сему пункту архиепископ виновным не оказался и оным не признаётся. IV. Его сиятельство Министр Д.Д. и Н.П. и кавалер князь А.Н. Голицын, по дошедшим к себе известиям о нетрезвой жизни архиепископа, следуя благосклонно духу законов, к сему случаю относящихся, поручил его высокопреосвященству митрополиту, в сем суде председательствующему, дать оному надлежащее увещевание, дабы исправил жизнь свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Есть только миг между прошлым и будущим… Почему-то, цепляясь за этот миг, мы забываем о самом главном – о Вечности, которая впереди, и совсем не думаем о смерти – своем уходе из временной земной жизни. А между тем память смертная – величайшая добродетель, дар благодати Божией человеку. Об этом наша беседа с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной Семинарии. Мы все, как известно, лишь гости на этой земле. Так почему же, Ваше Высокопреосвященство, зная это, мы почти не заботимся о своей жизни вечной? Стремление к удовольствиям и наслаждениям поглощает человека, и ему не хочется думать о Вечности. И это даже несмотря на то, что Господь посылает каждому грозные вразумления: один вдруг теряет богатство, другой подвергается болезням, третьего постигают неудачи, приносящие горькое разочарование в своих силах и возможностях, а безжалостная смерть похищает самых дорогих нам людей. Наконец, о своем приближении напоминает и нам самим неминуемая страшная гостья, которая вот-вот заберет нас, порхающих по жизни, и поведет в страну Вечности, не позволив взять решительно ничего из того, что так возлюбило наше привязчивое сердце. Господь предупреждает: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:21 ). И если человек слишком привязан к вещам материальным, мирским, если грех стал для него нормой, а сердце закрыто для Бога, то ой как непросто будет выйти из привычной колеи, настроиться на жизнь по заповедям Божиим. Немалые духовные усилия понадобятся, чтобы от них оказаться. Святые, Высокопреосвященнейший Владыко, считали память смертную одной из ценнейших добродетелей. В чем ее ценность? Память о смерти – это путеводитель к Богу. Благодаря ей человек начинает смотреть на свое пребывание на земле не как на самоцель, а как на путь в вечную жизнь. Если помнить о смерти, то и жизнь обретет истинный смысл. Подумайте сами: если я осознаю, что в любое мгновение Господь может забрать меня к Себе, то уж мне будет не до того, чтобы кого-то осуждать или кому-то завидовать. Я не стану копить деньги и предаваться греху. Зачем мне это, если не сегодня-завтра предстану на Суд Божий?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Старайтесь, дорогие мои, быть ближе ко Христу. Вера есть безопасная пристань, избавляющая от заблуждений. Наш Спаситель приглашает нас соединиться с Ним, соединить нашу немощь с Его силой, наше невежество – с Его мудростью, наше недостоинство – с Его заслугами, чтобы Вечность наследовать с Тем, веру в Которого сохраним до конца. Декабрь 2016 Противоречия между природой и созданной человеком техносферой Сегодня много пишут об опасном для человека технологическом порабощении, чисто потребительском отношении к жизни и окружающей среде. Чем же порождена губительная слепота нашего общества, какие духовные изъяны нужно исправить нам в себе, чтобы жить в гармонии? Об этом наша беседа с ректором Минской Духовной Семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ. Некоторые утверждают, Высокопреосвященнейший Владыко, что глобальные беды человечества, как правило, спровоцированы его потребительским отношением к жизни и окружающей среде. Так ли это, по Вашему мнению, и что побуждает общество действовать во вред себе, какие страсти это порождают? Думаю, самолюбие. Оно, как бездонный мешок, вмещает в себя множество негативных составляющих – эгоизм, упрямство, зависть, своеволие, самоуверенность. Ему трудно противостоять, особенно если у человека нет духа жертвенности, которая сродни взаимопониманию и отзывчивости. Но как же много она значит в жизни! Мне вспоминается такой трогательный рассказ. Однажды четырехлетний малыш увидел, что их старенький сосед, который недавно потерял жену, сидит одиноко в своем дворике и горько плачет. Малыш зашел в его двор, залез к нему на колени и так с ним долго-долго сидел. Когда мама спросила, что же он говорил соседу, мальчик ответил: «Ничего. Я просто помог ему плакать». Мы часто страдаем оттого, что не видим сострадания, сочувствия у наших ближних. А ведь даже и малое сопереживание способно вершить чудеса. Но если живет в сердце себялюбие, то человек не может поселить в него других, да еще с их бедами и проблемами. Он и сам-то не имеет покоя, душевного мира, ибо внутренне не свободен. Получается, что себя самих мы любим, а других нет. Любовь к себе уничтожает любовь к ближнему, поэтому так и поступаем.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Будем же и мы с вами, дорогие читатели, хранить богатство, накопленное веками и оставленное нам предками. В том числе и церковный календарь, который с древних веков был не просто счетной линейкой времени, а философским, религиозным осмыслением и отражением жизни. Июнь 2015 Об однополых браках, приближающих нас к печальному концу 26 июня Верховный суд США узаконил однополые браки по всей стране, и теперь власти всех штатов обязаны их регистрировать. Американский президент Барак Обама назвал это победой для США. О богопротивной жизни, которая приближает человечество к печальному завершению своей истории на земле беседа с ректором Минской Духовной Семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ. Ваше Высокопреосвященство, легализация однополых браков в США в общем-то была вполне предсказуема. Но еще более печально то, что приверженцы их на этом не остановятся. Во всяком случае, у нынешних западных идеологов стоит в планах добиваться таких же «прав» и в других государствах. Госсекретарь Джон Керри публично заявил: «Мы продолжим эту работу с чувством гордости за тот прогресс, которого мы добились в нашей стране, и помня о проблемах, которые еще предстоит решить». А вице-председатель Еврокомиссии голландец Франс Тиммерманс недвусмысленно раскрыл суть высказывания: «Однополые браки должны быть признаны по всей Европе». В настоящее время они уже официально разрешены в восьми из двадцать восьми стран Евросоюза, плюс еще Финляндия собирается узаконить гей-браки в 2017 году. Да, похоже, что вирус безумия, до сих пор удерживаемый Господом, вырывается из преисподней наружу. Мир открыто, более того, вызывающе начал игнорировать Божии установления... И, как показывает история, ни к чему хорошему это привести не может... Людям становится неуютен окружающий мир Божий, они начинают его разрушать. И если мы, христиане, духовно слабеем, не защищаем его, допуская умаление добра, то вирус безумия, как бич Божий, поражает даже целые народы. Вирусы же, как известно, вызывают эпидемию. Эпидемии, опустошения и революции – диавольская стихия. Так называемые «вожди» становятся слепыми орудиями той таинственной силы, которая лучше людей знает, куда их ведут. Эту силу иконописцы Средневековья писали красной краской – цветом геенны.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По заведённому уже в прошлые годы порядку, поручал я и в настоящем году, по моему назначению, осмотр церквей преосвященным викариям Литовской епархии Игнатию и Филарету, а также кафедральному протоиерею Виктору Гомолицкому. Первый из них осмотрел 50 приходских церквей Слонимского уезда Гродненской губернии, второй 46 церквей Дисненского и Новоалександровского уездов Виленской и Ковенской губернии, а третий 64 церкви Кобринского уезда Гродненской же губернии, а всего осмотрено 160 приходских церквей. Как в прошлые годы, так и в настоящий осмотр главное внимание обращено на постепенное по возможности преобразование здешней почти исключительно воссоединённой паствы, от прежнего порядка к новому свойственному Православной Церкви, по богослужению, церковному устройству и благочинию. Благодарение Господу, преобразование это подвигается благоуспешно, хотя и не столь быстро, как бы желалось; но это проистекает из самой сущности дела – что веками изменялось, не может быть скоро приведено в прежнее положение. Притом же недостатки, бросающиеся более в глаза по церквам Литовской епархии, относятся к неправильному, часто неблаговидному устройству оных; а приведение их в сём отношении к должному порядку зависит от материальных средств, в которых имеется существенный недостаток по сравнению с необходимостью. Принятые до сих пор меры не приносят желаемого успеха, и на многие ещё годы и преемникам моим станет заботиться и усердствовать в сём отношении. Слава Богу, что паства добра и усердна, послушна и тверда в воспринятом Православии. О чём долгом поставляю донести Святейшему Синоду. Литовской консистории, от 30 ноября за 2608, о восполнении недостатков, найденных преосвященным викарием Игнатием при ревизии церквей Слонимского уезда, равно и другими ревизовавшими На представлении Игнатия, епископа Брестского, от 5 октября за 286, с подробными сведениями о последствиях произведённого им осмотра всех 50 приходских церквей по Слонимскому уезду, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: имеет консистория значащиеся здесь сведения пополнить нужными справками и затем представить мне своё заключение, какие именно из указанных здесь недостатков можно восполнить и какими средствами. Консистории обратить особенное внимание как по сему донесению, так и по донесениям прочих ревизовавших церкви, на те недостатки, которые произошли от нерадения церковных причтов и самих благочинных, и не оставить подвергнуть виновных взысканию, тем более строгому, если эти недостатки замечены были и во время прежних ревизий. Литовской консистории, от 30 ноября за 2609, о том же, по дополнительному донесению преосвященного Игнатия

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Сохранилось несколько известий и о деятельности его как епархиального владыки. Вскоре по своем избрании на митрополию он узнал, что в разных местах подведомой ему епархии многие христиане живут незаконно с женами, без церковного венчания, не хотят крестить детей, не ходят на исповедь, и начал посылать своих слуг, чтобы они брали виновных и представляли к нему на суд. Но местные власти и жители стояли за виновных и не выдавали их. Иосиф обратился к королю, и Сигизмунд издал (10 февраля 1509 г.) окружную грамоту к местным войтам, бурмистрам, радцам и всем жителям, чтобы они не заступались за таких людей, которые нехорошо держат свой закон, а выдавали их слугам митрополита пред королевским дворянином Иваном Черкасом, иначе этот дворянин будет насильно брать виновных и представлять на суд митрополита. Через три с небольшим года Иосиф вынужден был принести новую жалобу королю, касавшуюся, впрочем, одного Слонимского уезда, который, следовательно, принадлежал к митрополичьей епархии. В этом уезде были также православные князья, бояре и другие, которые с женами жили незаконно и не хотели быть послушными в делах духовных поставленным там от митрополита начальственным лицам: десятиннику-дворянину Деннице и протоиерею. Сигизмунд приказал своею грамотою (15 сентября 1512 г.) обывателям Слонимского уезда, чтобы они непременно были послушны и подсудны в духовных делах местному митрополичьему десятиннику и протоиерею . Таким образом, и в епархиях Литовской митрополии, как Московской, кроме главных духовных судов при кафедрах архиереев существовали еще местные духовные суды по округам, или десятинам,— суды десятильничьи . Гораздо важнее по содержанию своему другая грамота, данная Иосифом православным гражданам Вильны (в декабре 1511 г.) и определяющая меру участия их в делах их приходских церквей. Эти граждане чрез своих бурмистров и присяжников обратились к митрополиту Иосифу с просьбою держать их в чести так же, как держали их его предшественники. И прежде всего выразили желание, чтобы им дозволено было иметь наблюдение за имуществом виленских церквей, и именно чтобы каждый раз, когда наместник митрополита при ежегодном ли осмотре этих церквей или по случаю смерти священника какой-либо из них будет поверять церковное имущество и записывать в свой церковный реестр, могли и они, мещане, тут же присутствовать и также поверять церковные вещи и записывать в свои городские книги.

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010