Как тут зарубежному читателю не растеряться? Сколько его убеждали в том, что он больше ничего не понимает и что, вообще, вырождается? Ну как признаться, что никакого «сдвига» он не приметил? (З. Венгерова: «в петербургском сборнике ясно отражается то, что теперь уже повсюду начинают называть сдвигом»). Впрочем, в спорах о культуре вечности и о сдвиге сознания не будем забывать, что перед нами произведения художественного слова. Как они задуманы и как они сделаны? Б. Пильняк («Закат наш». Новая русская книга, том. 2) на всю русскую литературу от Ломоносова до Горького ставит клеймо интеллигентщины. Ни один писатель «ничего не знал» о народе, с тех пор, как «первый интеллигент Петр повесил себя за хвост на Европу». Теперь наступает новый период мужицкой литературы «с мужицкой своей формой и содержанием». А про Серапионовых братьев говорит, что «они без школ всяких, в лаптях, лаптем пишут: а фактура, а содержание верстой, как аршином откладывают, кроят революцию и Россию, новые закройщики». Все это, конечно, не блещет оригинальностью; поносить интеллигенцию — как не надоест? Важно другое: «мужицкая форма и содержание» и то, что новые пишут «без школ». Может быть, тут нарочитая неясность. Мужицкая литература ведь не значит, что сочинители — мужики (да и какие же это мужики Лунц, Никитин, Слонимский?) и что пишут они только о мужиках; это значит, что найдены новые самобытные приемы, создан новый национальный стиль. Тогда почему из Гофмана «Серапионовы братья», почему столько выучки, литературности, влияний? Как примирить «без школ всяких» Пильняка с показаниями Ремизова: «В Петербурге Серапионовы братья по азам Замятиным долбили. Замятин учил их рассказам… Лунц… и Слонимский оба на Гофмане верхом покатались… Зощенко — подковыр Гоголя и выковыр Достоевского… Слышу — Гофмана — Гоголя — Достоевского — А. Белого — Ремизова — словарь — слово» (Ремизов. «Крюк»). Какая большая и сложная традиция! После таких указаний, в лапоть верится с трудом. А «песни метельные» «мужицких писателей» не так уже прямо у «народа» подслушаны, а на Гофмановском эликсире варены, на Ремизовских корешках, с Замятинскими приправами. Славянофильство тоже лучше оставить. О «народе» всегда было «двадцать семь истин» и, кто знает, чей миф о мужике правдивей — Пушкина, Толстого или Зощенки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

. . . . . Мало того, что меня выселяют из Москвы, нас с Колей Ждановым пытаются выселить и из «Москвы» — гостиницы. Максимальный срок проживания в гостиницах — один месяц. Коля живет здесь уже четвертый месяц, я без малого полтора. Каждую неделю мы по очереди ходим в Союз, добываем бумагу с ходатайством о продлении. И каждую следующую неделю горничная приносит нам узенькую полоску бумаги со стандартным машинописным текстом: таким-то предлагается к 10 часам следующего утра освободить номер… И чернилами вписано: 748. Под угрозой находимся все время не только мы, но и те, кто пользуется ночлегом на нашем диване. За это время этим многострадальным диваном воспользовались Михаил Слонимский, Юрий Слонимский, Ефим Добин, журналист В. Кочетов, военный корреспондент подполковник Коновалов, Ник. Черкасов, А. Штейн, В. Каверин, Н. Чуковский, П. Капица, П. Сажин и многие другие. На днях приехал из Молотовской области Б. Переночевал на нашем диванчике, а утром говорит: — Спасибо за гостеприимство. Больше тревожить вас не буду. Иду добывать номер. — Простите, — поинтересовался Коля, — а каким же образом вы будете действовать? — А вот увидите, каким. Фамилию директора гостиницы вы знаете? — Да. Самохин Федор Алексеевич. — Очень хорошо. Открывает чемодан, достает тоненькую, только что вышедшую в Детиздате книжку, присаживается к столу и делает дарственную надпись: Многоуважаемому Ф. А. Самохину с благодарностью за гостеприимство и так далее. Уходит с книжкой, минут через пятнадцать-двадцать возвращается — уже без книжки, но зато с ордером на отдельный номер в том же этаже. Вечером, вернувшись с работы, Жданов нещадно пилил меня. Жданов, которого кто-то насмешливо назвал Фоней-квасом, то есть человеком неэнергичным, нерасторопным, не умеющим жить, с возмущением говорил: — Это не я, а вы — Фоня-квас. У вас есть напечатанные книжки, а вы, вместо того чтобы действовать, как Б., бегаете к Скосыреву и меня заставляете бегать!.. Своим зудением он довел меня до того, что я достал из чемодана даже не одну, а целых две книжки: довоенные «Часы» и переизданный в Кирове «Пакет» и надписал их в том заискивающе-любезном стиле, который преподал нам наш старший товарищ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

Когда от Минской епархии были отделены новые епархии, преосвященный Виктор неофициально простирал свое влияние на те монастыри и церкви, которые после второго раздела Польши недолго оставались вне границ Российской Империи – в Литве. После подавления польского мятежа, поднятого поляками во главе с генералом Косцюшкой, и третьего раздела Польши, Россия получила громадное пространство земли в Литве. 14 декабря 1795 года из вновь присоединенных областей образованы были два новых наместничества или губернии – Виленская и Слонимская. Виленскую губернию составили одиннадцать городов: Вильно – губ. гор., Ошмяны, Свенцяны, Видзы, Вилькомир, Поневеж, Шавли, Тельш, Россиены, Ковно и Троки. Слонимскую губернию составили города: Слоним (губерн.) Новогрудек, Лида, Гродно, Волковиск, Пружаны, Брест, и Кобрин. 1100 Как видно, две новые губернии тянулись довольно широкой полосой по всей западной русской границе до Балтийского моря, севернее р. Немана. Кстати заметить, эта русская западная пограничная полоса новых владений тогда же продолжилась к северу до Рижского залива присоединением к России Курляндии. В том же 1795 г. Курляндия составила особую Курляндскую губернию из девяти городов: Митава (губ.), Бауск, Фридрихштадт, Якобшат, Тукум, Виндава, Голдинген, Газенпот и Либава. 1101 На обширном пространстве двух губерний – Виленской и Слонимской, по словам С. Г. Рункевича , не было и десятка православных церквей. Эти немногие церкви разбросаны были по всем углам новоприсоединенного литовского края. С. Г. Рункевич даже не знает, был-ли особый указ, формально вводивший православные литовские церкви в ведение преосвященного Виктора, или они вошли сами собой. 1102 Между тем митрополит Евгений (Болховитинов) положительно говорит, что в виду малочисленности церквей и городов некогда самой большой Минской епархии, к ней были присоединены две новые губернии – Виленская и Слонимская, образованные 14 декабря 1795 г. 1103 Литовские области, в составе двух губерний, значительно увеличили территорию Минской епархии, она снова стала одной из обширнейших епархий, хотя число церквей в ней после воссоединений 1795 и 1796 гг. не перешло за двести. 1104

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

А Европа в том виде, в котором мы ее знаем, перестанет существовать. О духовной подоплеке таких пертурбаций мы беседуем с ректором Минской Духовной Семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ. Ваше Высокопреосвященство, то, что давно не новость для людей верующих, сегодня доказали и ученые: природные катастрофы (засухи, цунами, землетрясения) спровоцированы отрицательными коллективными человеческими эмоциями. Да, на основе полувековых геофизических наблюдений ученые получили этому убедительные подтверждения: наши эгоистические эмоции негативно влияют на геомагнитные процессы. Говоря их языком, геомагнитные бури усиливают восходящие конвективные потоки магмы, которые в свою очередь движут литосферные плиты, вызывая в итоге землетрясения. И если мы не хотим, чтобы эти катастрофические процессы усугублялись, нам необходимо срочно менять свой эгоистический образ мышления на противоположный. Сам Господь через кровавые конфликты и природные катаклизмы как бы подает знаки человечеству: пора одуматься! Наш мир сегодня на распутье: либо мы найдем в себе силы пойти дорогой покаяния и исправления, либо подвергнемся тяжким страданиям, что человечество уже испытывало не раз. Лишь вера и дела добра могут спасти нас и призвать милость Божию на род человеческий. В этой духовной войне, однако, Высокопреосвященнейший Владыко, далеко не все становятся на сторону добра и любви. Конечно, не все. Но побеждает-то любовь. Поэтому сегодня особенно важно творить дела добра и милосердия. Хотя это бывает очень непросто. В духовной литературе описывается такой случай. Где-то в середине XIX века в Москве несколько человек обсуждали, как можно помочь заключенным. Среди обсуждавших были врач и священник. Врач Гааз говорил, что условия в тюремных камерах слишком тяжелые. Священник возражал: «Да, условия тяжелые, но они ведь и созданы для преступников, чтобы те постоянно помнили о тяжести своей вины». Тогда врач напомнил, что в тюрьмы порой попадают невинно осужденные люди. Священник опять не согласился: «Нет, все, кто в тюрьме, сидят там по решению суда, а суд не ошибается!».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Май 2017 Природные несообразности: о чем так сурово предупреждает нас Всевышний Тропическая жара в умеренных широтах и снег в тропиках, замерзающие каналы в Венеции, ледоколы в южных морях, засуха в дождливой Великобритании, сорокоградусный зной на севере Дании… Все эти и другие природные несообразности не могут не волновать здравомыслящего человека: что случилось, к чему мы движемся? О Промысле Божием о мире и каждом человеке мы беседуем с ректором Минской Духовной Семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ. Ваше Высокопреосвященство, специалисты озвучивают очень тревожные цифры: число климатических аномалий за последние два десятилетия возросло на 40 %! Притом катаклизмы фиксируются уже и там, где их невозможно было ожидать: например, недавнее торнадо в Центральной России. О чем так сурово предупреждает нас Всевышний? Думаю, Господь предупреждает о самом важном: человеческая цивилизация слишком погрязла в материальном мире и требует глобальных духовных перемен. Ведь главной причиной всех катаклизмов стал не какой-то внезапный технический сбой и не случайное стечение обстоятельств, а духовное состояние человечества. В страшной гордыне и алчности, стремясь покорить весь мир и даже космос, человек позволил себе забыть об истинном предназначении и стал удаляться от Бога – Источника жизни и всех благ. Вот Господь и напоминает о Себе. Все эти техногенные катастрофы и природные катаклизмы, всерьез угрожающие жизни на земле, есть прямое следствие негативных духовных процессов в человеческих сердцах. Безбожный человек, сам себе хозяин, решил взять от природы «все и сразу» и таким образом собственноручно приближает неминуемую гибель. Он, как безумный завоеватель, уничтожает животный и растительный мир, вообразив, что торжеству его идей не будет конца. К сожалению, за все приходится платить, притом ценой высокой – страданиями, болезнями, безвременными смертями. Преобразить же поведение человека в окружающем мире может только вера в Бога, любовь к Нему. Лишь она способна изменить отношение ко всему, в том числе и к жизненным трудностям, болезням, уходу в мир иной.

http://azbyka.ru/propovedi/besedy-s-arhi...

Засим предлагаю консистории сказанного священника Ипатия Дылевского призвать в присутствие и, объявив ему упомянутое постановление Греко-униатской коллегии, взять от него подписку, что он будет служить по назначенному коллегией служебнику Московской печати. О получении таковой подписки, а равно об оказанных им, Дылевским, успехах в изучении богослужения, нашей Церкви свойственного, имеет мне консистория донести для определения сего священника к соответственному его способностям приходу. В случае же дальнейшего упорства священника Дылевского, имеет Консистория воспретить ему всякое священнодействие и определить дьячком Слонимского уезда к Борецкой Церкви, с воспрещением употреблять священническое одеяние, и поручить его строгому надзору местного настоятеля и благочинного. Литовской духовной Греко-униатской консистории, от 23 июля за 442, о вызове в присутствие её священника Дружиловского для внушения принять служебник Московской печати, и о пресечении превратных толков между духовенством по случаю введения книг Московской печати Как относительно священника Ипатия Дылевского дано уже мною предложение консистории, от 19 сего июля за 438, то вследствие представления консистории, от 9 сего июля за 6493, предлагаю оной: 1) священника бывшей Воскресенской Новогрудской церкви Василия Дружиловского вызвать без замедления в Жировицы для надлежащего наставления, согласно предложению моему, от 17 января сего года за 56, и в течение такового наставления воспретить ему всякое священнодействие, как оказавшему ослушание в принятии назначенного коллегией для руководства по Греко-униатским церквам служебника Московской печати; 2) после приобретения им, Дружиловским, нужных сведений относительно богослужения и постановлений, нашей Церкви свойственных, взять от него подписку, что он будет служить по назначенному коллегией служебнику Московской печати, и за сим, разрешив его от запрещения, отпустить к назначенному месту при Вензовецкой Церкви, согласно предложению моему от 11 февраля сего года за 118;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Предлагаю консистории распорядиться как о присоединении помянутых 23 мужеского и женского пола лиц к Греко-униатскому исповеданию, так и об исключении их из ведомства Римско-католического духовенства. Литовской Греко-униатской консистории, от 23 октября за 618, о поручении важнейших дел Бельского благочиния вице-благочинному Лопушинскому, по недостатку поспешности со стороны благочинного Костыцевича Замечая по ходу дел недовольной поспешности и деятельности со стороны Бельского благочинного протоиерея Костыцевича в исполнении посылаемых к нему предписаний и полагая, что сему может быть причиною большое число дел по Бельскому благочинию, предлагаю консистории дела, требующие поспешнейшего исполнения, поручать вице-благочинному Францу Лопушинскому, и в сем случае посылать указы прямо на имя его, Лопушинского, который при исполнении таковых указов имеет пользоваться властью наравне с благочинным. О сем распоряжении консистории имеет объявить духовенству Бельского благочиния и уведомить тамошнее гражданское начальство. Литовской Греко-униатской консистории, от 24 октября за 623, о низведении в дьячки священников Высекерского и Говорского, оказавшихся неблагонадёжными В представлении, от 14 сего октября за 8839, консистория доносит мне, что в священниках Бельского благочиния, отрешённых от приходов, Высекерском и Говорском, никакого не оказалось исправления. Посему, равно чтобы не оставлять помянутых Высекерского и Говорского в праздности и тунеядстве на нынешнем их местожительстве в монастырях, предлагаю консистории воспретить им всякое священнодействие и назначить дьячками, Высекерского – к Деревенской церкви Слонимского благочиния, а Говорского – к Сервечской церкви Новогрудского благочиния. С сим вместе поставляю в обязанность консистории донести мне и о священнике Антонии Паньковском, отрешённом, от Новоберезовского прихода. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 27 октября за 624, о неблагонадёжных священниках Белостокской области, упорствующих по внушению Августовского Римского епископа и протоиерея Сосновского

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Засим покорнейше прошу ваше высокопревосходительство, чтобы сии три священника освобождены были от дальнейшего взыскания и уволены к прежним местам их пребывания. Имею честь быть. Литовской консистории, от 3 октября за 1092, об отказе иеромонаху Маркеллу Высоцкому в увольнении его в Австрийскую империю Согласно прошению, поданному ко мне иеромонахом Любарского монастыря Маркеллом Высоцким, я относился к г. обер-прокурору Святейшего Синода об увольнении его, Высоцкого, в Австрийскую империю. Ныне граф Протасов уведомляет меня, что на таковое увольнение Высочайшего соизволения Его Императорского Величества не воспоследовало, и сообщает мне о таковой Высочайшей воле для объявления иеромонаху Высоцкому. Предлагаю консистории объявить о сей Высочайшей воле иеромонаху Маркеллу Высоцкому через местного архимандрита. Святейшему Правительствующему Синоду, от 4 октября за 1095, о полученном донесении от 26 благочинных и 9 монастырских настоятелей, что по их ведомству поминается уже Святейший Синод и исключается из символа веры слово: и Сына Естественным последствием воссоединения так называвшейся в России Греко-униатской Церкви к Церкви Православной Восточно-Кафолической было поминание по церквам Литовской епархии при всяком богослужении Святейшего Правительствующего Синода вместо папы и исключение из символа веры слова и Сына, произвольно Латинянами прибавленного. Соответственно тому, в самом начале даны благочинным и настоятелям монастырей словесные внушения и наставления, а в 25 день июня последовало им от меня формальное предписание, дабы донесли, исполняется ли уже означенное необходимое условие воссоединёния по церквам их ведомства. Вследствие сего, получил я письменные решительные донесения от 26 благочинных и 9 настоятелей монастырских, что по всем церквам их ведомства поминается уже Святейший Правительствующих Синод вместо папы, а из символа веры исключается помянутое слово и Сына. Благочинные оные суть следующее: 1) Ошмянский, 2) Новогрудский, 3) Гродненский, 4) Лидский, 5) Слонимский, 6) Волковыский, 7) Брестский, 8) Каменецкий, 9) Кобринский, 10) Полеский, 11) Дорогичинский, 12) Пружанский, 13) Минский, 14) Вилейский, 15) Довилейский, 16) Слуцкий, 17) Пинский, 18) Любешовский, 19) Белостокский, 20) Бельский, 21) Луцкий, 22) Ратненский, 23) Ковельский, 24) Каменокоширский, 25) Домбровицкий и 26) Владимирский; настоятели же монастырей: 1) Виленский 2) Гродненский, 3) Владимирский, 4) Борунский, 5) Тороканский, 6) Супрасльский, 7) Мелецкий, 8) Бытенский и 9) Загоровский. Засим не получено ещё мною означенных решительных донесений только от 2 монастырских настоятелей, и от 5 благочинных, присоединённых весною от Белорусской к Литовской епархии, в ведомстве коих впрочем состоит только 34 церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Из донесений моих, от 19 июня и 7 ноября прошлого 1836 года за 544 и 948, известно коллегии о приобретённой мною тогда церковной утвари и сосудах для Греко-униатских церквей Литовской епархии. Ныне для дальнейшего снабжения сих церквей необходимой священной утварью и сосудами приобретено мною вновь: 10 плащаниц, каждая по 75 рублей, всего за 750 руб.; 10 плащаниц, каждая по 60 рублей, всего за 600 рублей; 15 дарохранительниц, каждая по 100 рублей, всего за 1500 рублей: 15 дарохранительниц, каждая по 75 рублей, всего за 1125 рублей; 40 дарохранительниц, каждая по 35 рублей, всего за 1400 рублей; 25 дарохранительниц, каждая по 27 рублей 50 копеек, всего за 687½ рублей; 25 дарохранительниц, каждая по 19 рублей, всего за 475 руб.; 10 крестов больших с финифтяными образами, каждый по 25 рублей, всего за 250 рублей; 5 крестов резных позолоченных, каждый по 18 рублей, всего за 90 рублей; 3 креста средней величины с финифтяными образами, каждый по 15 рублей, всего за 45 руб.; 20 крестов меньших, тоже с финифтяными образами, каждый по 10 рублей, всего за 200 рублей; 18 блюд для благословения хлебов на всенощном, каждое по 18 рублей, всего за 324 рубля; 20 таковых же блюд, каждое по 15 рублей, всего за 300 руб.; 12 дароносиц, каждая по 6 рублей, всего за 72 рубля; 5 мирниц, каждая по 18 рублей, всего за 90 рублей; 20 ковшиков аплике для теплоты, каждый по 5 рублей, всего за 100 рублей; 30 таковых же ковшиков лужёных, каждый по 2 рубля, всего за 60 рублей. Означенная церковная утварь и сосуды отправляются ныне С.-Петербургским купцом Пучковым в Жировицы, с уплатою за доставку 400 рублей ассигнациями, из коих 100 уплатит доставщику, согласно условию, консистория на месте. За тем следует уплатить купцу Пучкову за помянутые церковные вещи, равно за доставку, всего 8.368 руб. 50 коп. ассигнациями. Для таковой уплаты находятся у меня: во-первых, 273 рубля ассигнациями, оставшиеся от прежней покупки и упомянутые в рапорте моём, от 7 ноября прошлого года за 948; и, во-вторых, деньги, выданные из монетного двора за отосланные в оный слитки из серебряных вызолоченных монстранций и других негодных к употреблению сосудов, Греко-униатским церквам принадлежащих, именно: по Слонимскому благочинию на 685 р.; по Минскому благочинию на 330 р.; по Пружанскому благочинию на 1.250 р.; по Брестскому благочинии на 825 рублей; по Гродненскому благочинию на 1.295 р.; по Дорогичинскому благочинию на 285 р.; по Кобринскому благочинию на 1.030 рублей и по Ошмянскому благочинию на 370 рублей; а всего находится у меня церковных денег 6.343 рубля ассигнациями. Затем для уплаты означенных следующих купцу Пучкову денег недостаёт ещё 2.025 рублей 50 копеек ассигнациями, об отпуске мне коих из суммы пяти тысяч рублей, назначенной Высочайше к ежегодному отпуску для устройства церквей Литовской епархии, честь имею сим просить коллегию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В настоящем 1851 году, по моему поручению, осмотрено: преосвященным Игнатием, викарием Литовской епархии, 65 церквей Гродненской губернии Кобринского уезда, и кафедральным протоиереем Виктором Гомолицким 50 церквей той же губернии Слонимского уезда, – всего 115 приходских церквей. Как прежде, так и ныне, обозревавшие, по силе данной им мною инструкции и власти, весьма многое направляли и исправляли на месте наставлениями и указаниями, – о важнейших же обстоятельствах представляли на моё усмотрение. По донесениям сим, я сделал многие общие и частные распоряжения к исправлению или восполнению открывшихся недостатков, в том, что мне казалось необходимым и своевременным. Впрочем, недостатки эти, имеющие основание в прежнем положении и обстоятельствах воссоединённого духовенства и народа, благодарение Всевышнему, час от часу более ослабевают и изглаживаются, и нынешние донесения ревизоров несравненно против прежних удовлетворительнее и утешительнее. Да простит мне Святейший Синод, что я не излагаю здесь обстоятельно настоящего положения Литовской паствы. Чтобы оное оценить, необходимо было бы изложить вполне прежнее оной положение и постепенное год от году изменение к лучшему; а это завлекло бы слишком далеко, да и едва ли своевременно по самой сущности дела. Смею уверить Святейший Синод, что Литовская воссоединённая паства, по местным обстоятельствам отступившая было более, нежели в других областях империи, от коренных постановлений и наружных форм Православные Церкви, – обновляется быстро, усердно, неленостно. Но невозможно исцелить в короткое время того, что разрушалось веками. Если пастве сей даст Бог добрых и благоразумных пастырей, то в недолгое время она не посрамится пред другими паствами, находившимися и ныне находящимися в лучших обстоятельствах. Разумеется, улучшение во многих отношениях, посвидетельствованное ревизорами, мало относится к материальному благосостоянию храмов Божиих и обеспечению духовенства. Оно зависит от влияния гражданских властей на помещиков, принадлежащих почти исключительно Римско-католическому исповеданию, и является предметом деятельной, хотя мало полезной переписки. Но и в сём отношении видно некоторое движение. Во многих церквах старанием духовенства и скудными приношениями бедных крестьян приобретены ризы, богослужебные книги и другие церковные утвари более необходимые.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010